Письмо №СП/72139/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178(ред. от 30.06.2022)"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2022)




ПАО «Россети Центр»

119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15

posta@mrsk-1.ru

Департамент регулирования тарифов Ярославской области

150000, г. Ярославль,
ул. Чайковского, д. 42


drt@yarregion.ru


Для сведения:

Ярославское УФАС России


150999, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46


to76@fas.gov.ru





РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «27» июля 2022 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - cтатс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Членов Комиссии:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Волова И.П. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Бедрина И.В. - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между филиалом ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго»
(далее также - Заявитель, Общество, регулируемая организация, Ярэнерго)
и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также – Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Центр» Величко Е.И., заместителя директора по экономике и финансам филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» Барабановой Л.А., представителя по доверенности ПАО «Россети» Лосевой Е.В., директора Департамента Сачковой М.А., заместителя председателя комитета – начальника отдела регулирования сферы электроэнергетики комитета регулирования тарифов и цен Департамента Ладанова А.С.,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ПАО «Россети Центр» (филиал «Ярэнерго») с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Заявление регулируемой организации рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2021 № 467-п/ээ «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям на территории Ярославской области», от 29.12.2017 № 363-ээ/нвв «Об определении размера необходимой валовой выручки филиалу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Ярэнерго» на 2018-2022 годы (без учета оплаты потерь)» (в ред. от 29.12.2021 № 466-ви) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Ярославской области потребителям, необходимая валовая выручка Заявителя на 2022 год.

Тарифное регулирование деятельности филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на содержание сетей (без учета оплаты потерь), установленная Департаментом, составляет 6 963 462,22 тыс. руб.

Общество заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год затрат по следующим статьям:

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономических показателей)

Величина спора (раз-ногласий) по статье

утвержденная Органом регулирования

заявленная в Орган регулирования

заявленная на разногласия в ФАС России

1

Корректировка НВВ по факту уплаты отчислений на социальные нужды (страховые взносы) за 2020 год

- 6 013

39 061

39 061

45 074

Итого с учетом индексов ИПЦ




49 833

2

Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год

- 760 737,82

- 760 737,82*

- 426 942,41

333 795,41

3

Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2020 году

0,00

570 290,24

83 493,40

83 493,40


Итого (по статьям)




467 121,81

*отрицательная корректировка НВВ, связанная с исполнением ИПР за 2020 год, перенесена на последующие периоды регулирования в объеме 565 337,06 тыс. руб. Объем отрицательной корректировки по 2022 году составил 195 400,76 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 467 121,81 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012
№ 228-э (далее – Методические указания № 228-э).

По результатам анализа направленных сторонами материалов ФАС России сообщает следующее.

1. Статья разногласий «Корректировка НВВ по факту уплаты отчислений на социальные нужды (страховые взносы) за 2020 год»

ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в размере 39 061 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере
(-) 6 013 тыс. руб.

Сумма разногласий (с учетом индексов ИПЦ) составляет 49 833 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Пояснительная записка по планируемым расходам по статье «Страховые взносы» филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» на 2022 год;

2. Расчет по статье «Страховые взносы» филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» факт 2020 года, ожидание 2021 года, прогноз 2022 год;

3. Динамика фонда заработной платы по Передаче электроэнергии по категориям персонала за 2018-2022 гг.;

4. Расчет расходов на оплату труда по Передаче электроэнергии филиала
ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго»;

5. Динамика среднемесячной заработной платы за 2018-2020 годы;

6. Оборотно-сальдовая ведомость по счету «Взносы ФСС, взносы в пенсионный фонд, взносы в ТФОМС/ФФОМС, отчисления на страхование от НСПиПЗ» за 2020 год;

7. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2020 год (Форма 4-ФСС);

8. Расчет по страховым взносам за 2020 год (Форма КНД 1151111);

9. Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020, 2021 годы;

10. Форма № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (ежемесячные за 2020 год).

В соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 228-э - компенсация фактически понесенных в году i-2 неподконтрольных расходов, не учтенных при установлении тарифов на год i-2, определяется в соответствии с пунктами 20 - 21 Методических указаний № 228-э. Компенсация может принимать как положительные, так и отрицательные значения и рассчитывается по формуле:

, где

- объем неподконтрольных расходов, установленный регулирующими органами, при корректировке НВВ (тарифов) на год i-2;

- фактический объем неподконтрольных расходов, определяемый регулирующими органами с учетом результатов анализа обоснованности понесенных расходов регулируемой организации за год i-2.

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» считает, что расчет страховых взносов, произведенный Органом регулирования, не основан на положениях действующего законодательства.

По мнению Заявителя, Департамент в нарушение действующего законодательства рассчитал величину фактически понесенных в 2020 году расходов на уплату обязательных страховых взносов в зависимости от фактического размера фонда оплаты труда, рассчитанного в соответствии с формулами корректировок НВВ Методических указаний № 228-э, а также с учетом фактической ставки размера страховых взносов 2020 года.

В письменном мнении Орган регулирования отмечает, что Ярэнерго для учета при корректировке неподконтрольных расходов за 2020 год по статье «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы») заявлены расходы в размере 409 176,93 тыс. руб. от фактического фонда оплаты труда.

Департаментом по статье «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)» как экономически обоснованные приняты расходы в размере
364 103,10 тыс. руб.

В соответствии с отзывом Департамента 2022 год является пятым годом долгосрочного периода регулирования филиала ПАО «Россети» - «Ярэнерго» (2018-2022 годы), и расходы на оплату труда входят в состав долгосрочного параметра регулирования – базового уровня операционных расходов, который был установлен Департаментом при тарифном регулировании на 2018 год в экономически обоснованном размере на основании фактических расходов, представленных регулируемой организацией.

Органом регулирования представлен расчет при определении корректировки по статье «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)».


п/п

Показатели

2018 год

(базовый год)

2020 год

План

Факт, принятый Департаментом (с учетом корректировок)

Предложение организации

1

Операционные расходы

1 861 483,81

1 936 523,20

1 932 177,79

Х

2

Фонд оплаты труда

1 170 310,62

1 217 487,71

1 214 755,77

1 317 192*

3

Доля расходов на оплату труда

0,62869

0,62869

0,62869

Х

4

Фактический размер коэффициента страховых взносов

Х

30,4%

29,97%

Х

5

Отчисления на социальные нужды

Х

370 116,27

364 103,10

409 176,93

*данные из формы раскрытия информации о структуре и объемах затрат.

Так, согласно данным Органа регулирования, сумма корректировки по статье «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)» составила
(- 6 013,17) тыс. руб.

Корректировка по итогам 2020 года

Отклонение, учтенное при корректировке неподконтрольных расходов на 2022 год

План

Факт, принятый Департаментом как экономически обоснованный

370 116,27

364 103,10

- 6 013,17

Данный подход Органа регулирования к расчету фактических отчислений на социальные нужды соответствует определению Верховного суда Российской Федерации от 19.09.2018 № 33-АПГ18-12.

В связи с тем, что статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Фонд отплаты труда», требования ПАО «Россети Центр» по статье разногласий «Корректировка НВВ по факту уплаты отчислений на социальные нужды (страховые взносы) за 2020 год» удовлетворению не подлежит.

При этом ФАС России отмечает, что в соответствии с п. 14 Методических указаний № 228-э, а также п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий.

При установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования и при расчете показателя Вiраспред в соответствии с формулами, предусмотренными пунктами 8, 42 Методических указаний № 228-э, и показателя Вi в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22.

Таким образом, при определении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов на первый 2023 год нового долгосрочного периода регулирования Департамент должен произвести анализ, в том числе фактических расходов на оплату труда, а также отчислений на социальные нужды (как взаимозависимую статью затрат) за последний долгосрочный период регулирования на предмет экономической обоснованности и результаты анализа учесть при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для регулируемой организации на 2023 и 2024 гг. в соответствии с подходами, изложенными в письмеФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22.

2. Статья разногласий «Корректировка НВВ на 2022 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год»

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в размере
(
-) 426 942,41 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере
(-) 760 737,82 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 333 795,41 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Справка об опубликовании на официальном сайте Минэнерго России в сети «Интернет» инвестиционной программы филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго»;

2. Приложение № 9 к пояснительной записке филиала по расчету тарифов на услуги по передаче электроэнергии, предлагаемых к установлению на 2022 год, и величине, скорректированной НВВ филиала на 2022 год «Расчет корректировки НВВ по факту неисполнения (изменения) инвестиционной программы за 2020 год»;

3. Отчет об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики за 12 месяцев 2020 год по филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» (копия письма от 26.02.2021 № МР1-ЯР/14/1379 с приложениями);

4. Копии кредитных договоров;

5. Справка о величине задолженности по кредитам и займам, приходящимся на филиал «Ярэнерго» ПАО «Россети Центр», по состоянию на 31.12.2020 с приложением);

6. Копии выписок по контрагентам из ЕГРЮЛ;

7. Таблица 1.3. «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» по филиалу ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго»;

8. Таблица 1.6. «Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям по филиалу ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго»;

9. Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» по филиалу за 2020 год;

10. Письмо от 17.12.2021 № МР1-ЯР/12-2/8889 - ответ на письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.11.2021 № ИХ.18-10465/21;

11. Движение денежных средств филиала за 2020 год;

12. Свод фактических доходов и расходов из прибыли филиала.

Разногласия по данной статье обусловлены несогласием Заявителя с:

- исключением из размера собственных средств на финансирование инвестиционной программы фактически взысканных с контрагентов пеней и неустоек за нарушение договорных обязательств, а также процентов за пользование денежными средствами общества;

- отказом Департамента в учете фактических расходов в размере
384 000 тыс. руб., направленных на погашение кредитов, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности.

Согласно пункту 32 Основ ценообразования № 1178, при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, размер собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в необходимой валовой выручке, определяется с учетом, в том числе в фактических расходов из прибыли (направленных в том числе на погашение кредитов, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой), признанных регулирующим органом экономически обоснованным.

В части исключением из размера собственных средств на финансирование инвестиционной программы фактически взысканных с контрагентов пеней и неустоек за нарушение договорных обязательств, а также процентов за пользование денежными средствами общества Департамент в своем отзыве на заявление о разногласиях (исх. от 08.04.2022 № ИХ.31-00089/22; далее – Отзыв) отмечает следующее.

При корректировке инвестиционной программы в составе собственных средств Органом регулирования учтены фактически взысканные проценты в виде санкций за нарушение договорных обязательств по данным бухгалтерского учета в размере 230 536,26 тыс. руб. (за исключением начисленных процентов по организациям банкротам, нереальных к получению по организациям-банкротам в соответствии с представленными выписками из единого государственного реестра юридических лиц), а также процентов, полученных в размере 11 197,14 тыс. руб. (указанных в отчете о финансовых результатах по Ярэнерго за 2020 год по строке 2320 «Проценты к получению»).

По данным Заявителя (письмо от 24.06.2022 № МР1-ЯР/12-2/4329) по результатам деятельности за 2019 год в целом по ПАО «Россети Центр» чистая прибыль по прочим видам деятельности составила 609 521 тыс. руб. Размещение данных денежных средств обеспечивало получение дополнительных доходов от прочих видов деятельности.

ФАС России отмечает, что при определении НВВ на услуги по передаче электрической энергии подлежат учету только доходы/расходы, связанные в регулируемым видом деятельности. При этом Экспертное заключение по корректировке величины необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Центр» - «Ярэнерго» на 2022 год, устанавливаемой с применением метода доходности инвестированного капитала (далее – Экспертное заключение на 2022 год), а также Отзыв не содержат анализ процентов к получению на предмет получения их от регулируемого вида деятельности.

Также Основами ценообразования № 1178 и Методическими указаниями
№ 228-э не предусмотрен учет в регулируемых ценах (тарифах) пеней, штрафов, неустоек. При этом регулируемые организации несут данные расходы, необеспеченные выручкой от регулируемого вида деятельности.

Аналогичный подход, по мнению ФАС России, необходимо применять и для пеней, штрафов, неустоек в виде дополнительных доходов, получаемых регулируемыми организациями, которые могут быть направлены на покрытие соответствующих собственных расходов (уплату пеней, штрафов, неустоек).

В части отказа в учете фактических расходов в размере 384 000 тыс. руб., направленных на погашение кредитов, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, Департамент отмечает следующее.

В процессе анализа предоставленных Ярэнерго материалов, а также имеющейся у органа регулирования информации, установлено, что в течение периода регулирования с 2010 по 2021 годы у организации сформировался дефицит денежных средств, который компенсировался за счет привлечения кредитов централизовано через ПАО «Россети Центр». Сумма кредитов на 31.12.2019 составляла 6 452 284 тыс. руб., на 31.12.2020 – 5 952 284 тыс. руб.

В 2017 году Заявителем было проведено рефинансирование кредитного портфеля в целом по организации для снижения ставки кредитования.

В 2020 году Ярэнерго погашено кредитов на сумму 500 000 тыс. руб., в том числе по кредитным договорам, заключенным в 2017 году:

- кредитная линия № КС-ЦВ-725350201700079 от 20.11.2017 (банк ВТБ ПАО) на сумму 226 306 тыс. руб.:

привлекались 2 транша: первый – 21.11.2017 на сумму 344 388 тыс. руб., который был полностью погашен 19.03.2018; второй – 22.06.2018 на сумму
392 748 тыс. руб., который был частично перераспределен на другие филиалы
ПАО «Россети Центр» и в 2020 году полностью погашен.

- кредитное соглашение № 7700/0010/17 (0117-002) от 25.01.2017 (банк ГПБ АО) на сумму 226 306 тыс. руб.:

сальдо расчетов на конец 2018 года – 116 165 тыс. руб.;

сальдо расчетов на начало 2019 года – 226 306 тыс. руб.

- договор об открытии кредитной линии № 6588/7700/00713 от 26.12.2017 (ПАО «Сбербанк России») на сумму 47 388 тыс. руб.:

сальдо расчетов на конец 2018 года – 0 тыс. руб.;

сальдо расчетов на начало 2019 года – 212 154 тыс. руб.

Департамент делает вывод о том, что данные кредитные договоры не могли участвовать в рефинансировании инвестиционных кредитов в 2017 году, так как по договору об открытии кредитной линии (ПАО «Сбербанк России») и кредитному соглашению на конец 2019 года наблюдается увеличение сальдо расчетов по сравнению с концом 2018 года, а по кредитной линии (банк ВТБ ПАО) привлекался транш в 2018 году.

К учету принята только сумма 116 000,00 тыс. руб., привлеченная на финансирование инвестиционной деятельности по кредитному договору Банк ВТБ (ПАО) № КС-7160000/2011/00077 от 03.11.2011, рефинансирование данного кредитного договора проведено 22.02.2018 на кредитную линию Банк ГТБ (АО) № 0117-002 от 25.01.2017.

По данным Заявителя (письмо от 24.06.2022 № МР1-ЯР/12-2/4329) в начале 2019 года было произведено перераспределение кредитного портфеля, при этом ссудная задолженность в целом не изменилась и составляла на конец
2018 года/начало 2019 года – 5 436 428 тыс. руб., величина инвестиционных кредитов также осталась без изменений.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 5, 6 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики

На основании вышеизложенного, требования ПАО «Россети Центр» по статье «Корректировка НВВ на 2022 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести перерасчет размера собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы с учетом исключения полученных регулируемой организацией пеней, штрафов, неустоек, а также с учетом проведенного дополнительного анализа процентов к получению (на предмет их получения от регулируемого вида деятельности), а также фактических расходов,направленных на погашение кредитов, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности (на предмет перераспределения кредитного портфеля между всеми кредитными линиями (договорами)).

3. Статья разногласий «Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2020 году»

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в размере 83 493,4 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

Сумма разногласий составляет 83 493,4 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Реестр доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в течении долгосрочного периода регулирования по независящим от организации причинам, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» нарастающим итогом за второй долгосрочный период регулирования с приложением пояснительной записки;

2. Корректировочные и исправительные акты об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный период;

3. Решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.03.2020
№ А82-11699/2016, постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции от 13.07.2020;

4. Свод фактических доходов и расходов из прибыли филиала;

5. Фактические затраты по статье «Убытки/прибыль прошлых лет, выявленные в отчетном периоде» за 2020 год.

Заявленные Ярэнерго к дополнительному учету расходы в размере 83 493,4 тыс. руб. являются сальдированной величиной прибыли за период 2017-2019 гг. и убытков за период 2015-2019 гг., связанных с объемом оказанных услуг по передаче электрической энергии, проведенных в бухгалтерском учете в 2020 году и отраженных в составе внереализационных расходов.

Наличие данных неучтенных расходов Заявитель подтверждает представленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.03.2020 № А82-11699/2016, которым отказано во взыскании с ПАО «ТНС Энерго Ярославль» платы за спорный объем услуг, а также корректировочными и исправительными актами об оказании услуг по передаче электрической энергии, представленных в адрес Департамента.

Департаментом доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности, не приняты к учету в составе НВВ Заявителя по следующим обоснованиям:

1. Список неподконтрольных расходов для метода RAB определен пунктом 20 Методических указаний № 228-э, является закрытым и не содержит пункта «Выпадающие доходы»;

2. Пунктом 42 Методических указаний № 228-э не предусмотрена в течение долгосрочного периода регулирования возможность учета недополученной выручки за предыдущие периоды регулирования;

3. Возмещение убытков (выпадающих доходов) сетевой организации, сложившихся в предыдущие периоды регулирования на основании пункта 7 Основ ценообразования № 1178, является необоснованным, поскольку разногласия между потребителем услуг и сетевой организации свидетельствуют о том, что доход недополучен не по независящим от организации причинам, а из-за неверно произведенных расчетов, основанных на неверном толковании и применении норм действующего тарифного законодательства.

Пунктом 9 Методических указаний № 228-э предусмотрено, что регулирующими органами ежегодно производится корректировка долгосрочных тарифов, осуществляемая на основе скорректированной необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.

Письмом от 10.12.2004 № 07-05-14/328 Министерства финансов Российской Федерации определено, что если организация после утверждения бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год выявила относящиеся к нему дополнительные доходы и расходы, то в периоде выявления указанных доходов и расходов организацией должна быть признана и отражена в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, прибыль (убыток) прошлых лет.

В этой связи Заявителем убытки прошлых лет в части выручки от услуг по передаче электрической энергии, выявленные в 2020 году, отнесены на фактические прочие неподконтрольные расходы 2020 года по статье «Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде».

ФАС России отмечает, что при анализе Департаментом результатов деятельности филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» за 2015-2019 гг. учитывался фактический объем начисленной выручки, который в соответствии с требованиями пункта 7 Основ ценообразования № 1178, формул Методических указаний № 228-э должен покрывать экономически обоснованные фактические расходы регулируемой организации, рассчитанные в соответствии с формулами Методических указаний № 228-э.

В соответствии с судебным решением, вступившим в законную силу, данная фактическая выручка за 2015-2019 гг. филиалом ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» в полном объеме не собрана и не будет получена в будущие периоды.

Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными приказами Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 № 32н, № 33н, относятся к «Прочим расходам».

Из вышеизложенного также следует, что фактическая выручка прошлых периодов при проведении корректировки была учтена Департаментом в завышенном размере. Поскольку организация на основании решений судов в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета производит уменьшение начисленной выручки за соответствующий период, то принимаемая Департаментом к расчету фактическая выручка также должна быть уменьшена на указанную сумму.

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2020 году» являются экономически обоснованными и полежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ убытков и прибылей прошлых лет, возникших по решениям судов, в соответствии с вышеизложенным, включив в состав НВВ Заявителя данные расходы в экономически обоснованном размере.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ПАО «Россети Центр» и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (рег.
от 28.03.2022
№ 55455/22),
Комиссия


РЕШИЛА:


1. Признать Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области нарушившим пункты 7, 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011
№ 1178, пункт 9 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Центр», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (рег. от 28.03.2022 № 55455/22).

3. Органу исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат:

- «Корректировка НВВ на 2022 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год»;

- «Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2020 году».

4. Органу исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.10.2022 пересмотреть необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы по статьям затрат, указанным в пункте 3 резолютивной части настоящего решенияс учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на 2022 год.

Экономически обоснованные расходы, невключенные в необходимую валовую выручку 2022 года, подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенный в заявлении о разногласиях ПАО «Россети Центр».



Председатель Комиссии


____________________/

(подпись)


С.А. Пузыревский


Члены Комиссии:


____________________/

(подпись)


И.Г. Степаненко



____________________/

(подпись)


И.П. Волов



____________________/

(подпись)


И.В. Бедрин



____________________/

(подпись)


Т.Л. Новичкова



2022-104058


Связанные организации

Ярославское УФАС России
ИНН 7604009440, ОГРН 1027600695154
Министерство тарифного регулирования Ярославской области
ИНН 7604384296, ОГРН 1227600005731
ПАО "Россети Центр"
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498