Предписание №СП/38770/24 ПРЕДПИСАНИЕ ГК КБР (проверка УФАС по топливу) по ООО «Нальчи... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ


 

24 апреля 2024 г. г. Москва


 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органа субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору, в том числе Акт проверки Кабардино-Балкарского УФАС России от 09.02.2024 № 1, а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной УФАС по Кабардино-Балкарской Республике на основании приказа Кабардино-Балкарского УФАС России от 27.12.2023 120/23, в ходе которой обнаружены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору при расчетов расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) для общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Кабардино-Балкарского УФАС России от 27.12.2023 № 120/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) для общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» утверждены приказом Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору от 19.12.2023 № 194 «О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети», на 2024 год».

ООО «Нальчикские тепловые сети» (далее – ООО «НТС», регулируемая организация) создано в соответствии с постановлением местной администрации г. о. Нальчик от 29.08.2022 № 1637 «О создании ООО «Нальчикские тепловые сети».

Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 05.10.2022 «О реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» путём присоединения к нему общества с ограниченной ответственностью «Новые тепловые сети», руководствуясь, в том числе, решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 27.09.2022 №134 «О реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» путём присоединения к нему общества с ограниченной ответственностью «Новые тепловые сети» от имени муниципального образования г. о. Нальчик ООО «Нальчикские тепловые сети» реорганизовано путём присоединения к нему ООО «Новые тепловые сети».

Согласно передаточному акту от 07.03.2023 все активы, обязательства по расчетам с кредиторами, имущество, в том числе денежные, основные и оборотные средства, делопроизводство, договоры и иная документация переданы ООО «Новые тепловые сети» и приняты его правопреемником ООО «НТС».

Таким образом, ООО «Новые тепловые сети» является организацией, которая ранее осуществляла деятельность с использованием имущества и по видам деятельности ООО «НТС», в свою очередь ООО «Новые тепловые сети» было создано в 2022 году и ей был присвоен статус единой теплоснабжающей организации с 27.05.2022.

В рамках исполнения своих полномочий Государственным комитетом Кабардино - Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее также – ГК КБР, Орган регулирования) в отношении ООО «НТС» были установлены тарифы в сфере теплоснабжения, представленные в следующей таблице:

Вид деятельности/тариф

Показатели

Год

2024

Тариф на тепловую энергию

 

НВВ, тыс.руб.

1 385 288,28

Объем полезного отпуска (тыс.Гкал)

717,22

Величина тарифа (по полугодиям) руб./Гкал

1 полугодие –1 877,40

2 полугодие –2 012,57

Метод установления тарифов

Метод индексации установленных тарифов

НПА об установлении тарифов

Приказ ГК КБР от 19.12.2023 194.

Экспертное заключение об установлении регулируемых цен (тарифов)

«Экспертное заключение по делу о корректировке тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» на 2024 год»

ФАС России проанализированы представленные материалы тарифного дела ООО «Нальчикские тепловые сети» на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе «Экспертное заключение по делу о корректировке тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» на 2024 год» (далее – Экспертное заключение), а также Возражения Органа регулирования на Акт проверки Кабардино-Балкарского УФАС России от 09.02.2024 № 1, направленные письмом от 01.03.2024 № 37-03-12-881 (вх. от 01.03.2024г. № 1036/24) (далее – Возражения) и по результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

На 2024 год для ООО «Нальчикские тепловые сети» установлены тарифы на тепловую энергию на второй год первого долгосрочного периода регулирования. Базовый уровень операционных расходов утвержден при установлении тарифов на первый год первого долгосрочного периода (на 2023 год).

В соответствии с Правилами № 1075 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (п. 13 Правил), т.е. предложение организации носит заявительный характер.

К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются документы и материалы в соответствии с п. 16 Правил № 1075, в том числе копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов).

В соответствии с Экспертным заключением (стр. 13) информация о проведенных торгах по закупке товаров и услуг в материалах дела отсутствует.

В соответствии с Возражениями при установлении тарифов на 2024 год ООО «Нальчикские тепловые сети» в материалах дела не представлены результаты торгов. Также органом регулирования был сделан вывод о невозможности применения фактических данных теплоснабжающей организации за 2022 год.

 

1. Требования к Экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее – Регламент № 163), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

ФАС России установлено, что в Экспертном заключении отсутствует перечень обосновывающих документов, представленных регулируемой организацией, не отражен анализ данных документов, что не соответствует требованиям пункта 29 Правил № 1075 и пунктам 28, 29, 31 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, в отсутствие соответствующего анализа со ссылками на подтверждающие материалы ФАС России не представляется возможным сделать вывод о корректности принятых величин затрат, в том числе принятого расчетного объема отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, а также объема полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год.

 

2. Раздельный учет

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением видов деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Как отражено в пункте 12 Основ ценообразования № 1075, необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования № 1075.

Предметом деятельности предприятия согласно ОКВЭД является:

  • производство пара и горячей воды (тепловой энергии) 35.30.1;

  • распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 35.30.3

  • обеспечение работоспособности котельных 35.30.4;

  • обеспечение работоспособности тепловых сетей 30.30.5;

  • торговля паром и горячей водой (тепловой энергией) 35.30.6;

  • любые иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом.

В соответствии с Экспертным заключением в материалах дела на 2024 год представлена учетная политика ООО «НТС» об организации бухгалтерского учета на предприятии, утвержденная приказом от 17.10.2022 № 3-п. Ведение раздельного учета по видам деятельности в соответствии с классификацией, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 (ред. от 29.01.2018) «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов» (далее – Приказ № 91) не предусмотрено учетной политикой предприятия.

В Возражениях на Акт проверки орган регулирования указывает, что в учетной политике регулируемой организации отсутствует порядок отнесения расходов по видам деятельности. Раздельный учет не ведется, проанализировать распределение расходов по видам деятельности не представляется возможным.

Таким образом, органом регулирования в Возражениях на Акт проверки не представлено каких-либо дополнительных пояснений об отсутствии в Экспертном заключении анализа и выводов о соответствии ведения бухгалтерского учета регулируемой организацией положениям Приказа № 91 (пункт 3.15 Учетной политики) и о соответствии расчетов Органа регулирования требованиям пункта 8 Приказа № 91, в случае необходимости ведения регулируемой организацией раздельного учета расходов по каждому из регулируемых видов деятельности.

 

3. Расходы на топливо

В соответствии с Экспертным заключением основной вид топлива ООО «Нальчикские тепловые сети» - природный газ.

Согласно Экспертному заключению ГТЭС расходы на топливо на 2024 год определены органом регулирования в размере 838 591,45 тыс. руб. (60,5 % от НВВ).

По информации органа регулирования, ООО «НТС» представлен договор поставки газа от 01.01.2023 № 15-3-7-9617/23К, заключенный с ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик». Договор подлежит исполнению сторонами с 01.01.2023 по 31.12.2023 и заключается ежегодно.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Удельный расход топлива (bi,j,k)

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии (bi,j,k) определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива (НУР).

НУР при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии ООО «НТС» на 2024 год утвержден органом регулирования в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Основ ценообразования № 1075 приказом ГК КБР от 06.12.2023 № 178 «О внесении изменений в приказ ГК КБР от 14.11.2022 № 189» (далее – приказ № 178) в размере 161,72 кг у.т./Гкал.

Объем отпуска тепловой энергии ( )

Объем полезного отпуска тепловой энергии принят органом регулирования в размере 717,22 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик КБР от 21.09.2023 № 2026 актуализирована схема теплоснабжения в городском округе Нальчик, утвержденная постановлением местной администрации городского округа Нальчик от 10.04.2014 № 650 «Об утверждении схем теплоснабжения муниципального образования городского округа Нальчик на период до 2029 года» (далее – Схема теплоснабжения).

Вместе с тем, величина полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год в размере 575,48 тыс. Гкал, которая содержится в таблице 4.3 «Результаты расчета ценовых последствий для потребителей при реализации сценария 1» и таблице 4.4 «Таблица 4.4. Результаты расчета ценовых последствий для потребителей при реализации сценария 2», отражена без указания теплоснабжающей организации (зоны деятельности ООО «НТС»).

Кроме того, в Схеме теплоснабжения в Разделе 8 «Перспективные топливные балансы» отсутствует информация о плановом полезном отпуске тепловой энергии на 2024 год в зоне деятельности ООО «Нальчикские тепловые сети».

По информации органа регулирования, местной администрацией г.о. Нальчик КБР 15.09.2020 принято постановление № 1074 «Об актуализации муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры г.о. Нальчик на 2013-2020 гг. и на перспективу до 2030 года», при этом актуализация Комплексной программы не проводилась три года подряд.

Таким образом, при расчете объема полезного отпуска на 2024 год ввиду отсутствия в Схеме теплоснабжения значений полезного отпуска и актуализации Комплексной программы, указанные НПА органом регулирования не применялись.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 1075 при отсутствии в схеме теплоснабжения либо программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Согласно пункту 9 Методических указаний № 760-э при отсутствии в схеме теплоснабжения либо программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III Методических указаний №760-э и Основами ценообразования №1075.

В соответствии с пунктом 21 Методических указаний №760-э, объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.

Согласно Возражениям на Акт проверки ГК КБР пришел к выводу о невозможности использования представленных данных о фактическом полезном отпуске предшествующей организации МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» за 2019 - 2021 годы ввиду того, что из 67 котельных предприятия приборы учета отпуска тепловой энергии в сеть установлены только на 2 котельных и учет производственной и отпущенной тепловой энергии производится расчетным путем с ошибками, о чем свидетельствует анализ отчетности предприятия. ГК КБР не располагает достоверными сведениями об объемах потребления МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» за 2022 год, а ООО «Нальчикские тепловые сети» не представлена информация о фактических объемах полезного отпуска за 2022 и динамике за 2019-2021 гг.

Таким образом, в связи с отсутствием соответствующего обоснования и непредставлением документов, указанных в пункте 22 Основ ценообразования № 1075 и пункте 22 Методических указаний № 760-э, и наличием расхождений в показателях полезного отпуска в статистических формах, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети на 2024 год, определен ГК КБР в размере 717,22 тыс. Гкал.

ФАС России отмечает следующее.

Исходя из общих принципов формирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения данные статистической отчетности являются материалами, подтверждающими результаты деятельности регулируемой организации по итогам расчетного периода регулирования.

Отмечаем, что перечень документов и информации, с учетом которых в силу пункта 22 Методических указаний № 760-э определяется фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды, не является исчерпывающим. Отсутствие указания в данной норме на сведения статистической отчетности как источник информации о результатах деятельности организации по итогам истекшего периода регулирования не является основанием, исключающим возможность использования соответствующих материалов.

Принципы формирования органами регулирования расчетных объемов отпуска тепловой энергии, определенные пунктом 18 Методических указаний № 760-э, также предусматривают анализ статистических данных.

Кроме того, согласно пункту 22 (1) Основ ценообразования № 1075 фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, за последний отчетный год и динамика полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года определяются органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации.

Порядок формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии предусматривает использование фактических данных об объеме полезного отпуска тепловой энергии как в отношении регулируемых организаций, так и для предприятий, ранее не осуществляющих деятельность. В последнем случае используются сведения о хозяйственной деятельности предыдущей регулируемой организации.

ООО «Нальчикские тепловые сети» являются правопреемником ООО «Новые тепловые сети» и предыдущей организации МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания». В связи с чем, ООО «Нальчикские тепловые сети» пользуются всеми правами и базами данных потребителей тепловой энергии своих предшественников.

Учитывая вышеизложенное, орган регулирования соответствии с пунктом 20 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента № 163 при анализе фактических данных был вправе направить запрос о предоставлении дополнительных сведений для объективного принятия величины объема полезного отпуска тепловой энергии, с учетом положений пунктов 22, 22 (1) Основ ценообразования № 1075, пунктов 9, 18, 21, 22 Методических указаний №760-э.

На основании изложенного, величина объема полезного отпуска тепловой энергии в размере 717,22 тыс. Гкал принята без достаточного экономического обоснования. Органу регулирования необходимо отразить обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности) в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. По результатам проведенного дополнительного экономического анализа полезного отпуска на 2024 год Органу регулирования, в случае необходимости, также надлежит пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей (расходы на топливо, энергетические ресурсы).

В соответствии с приказом № 128 величина технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2024 год составляет 113,12 тыс. Гкал.

Согласно Экспертному заключению и Возражениям на Акт проверки расход на хозяйственные нужды принят органом регулирования в размере 21,04 тыс. Гкал.

Таким образом, объем отпуска тепловой энергии по расчетам ГК КБР составил 851,38 тыс. Гкал (717,22 + 113,12 + 21,04).

В соответствии с Экспертным заключением распределение потребления природного газа по полугодиям составляет (доля объема потребления газа):

- 60 % - 1-е полугодие 2024 г. (510,83 тыс. Гкал);

- 40 % - 2-е полугодие 2024 г. (340,55 тыс. Гкал).

Плановая (расчетная) цена на топливо (ЦТi,j)

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Расчетная плановая цена на топливо (природный газ) определяется исходя из утвержденных оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа (ПССУ), тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО.

Расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение), на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России.

Оптовая цена газа на 2024 год учтена ГК КБР в размере 5 873,00 руб./тыс.м3 (1-е полугодие); 6 531,00 руб./тыс.м3 (2-е полугодие), что соответствует уровню оптовых цен для Кабардино-Балкарской Республики, утвержденному приказу ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

В соответствии с Экспертным заключением фактическая калорийность природного газа за 9 месяцев 2023 года составила 8 478,67 ккал/м3. Данная величина применена Департаментом при расчете переводного коэффициента, определенного в размере 1,2 (8 478,67/7000).

ФАС России отмечает, что ГК КБР допущена техническая ошибка в Экспертном заключении – вместо З месяцев 2022 года указан период 9 месяцев 2023 года. По информации органа регулирования, фактическая калорийность за 9 месяцев 2023 года составила 8 473 ккал/м3, что сопоставимо с принятой органом регулирования величиной фактической калорийности за 3 месяца 2022 года.

Согласно пункту 8 приказа ФСТ России от 09.07.2014 № 1142-э «Об утверждении Положения об определении формулы цены газа» в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовой цены на газ осуществляется по формуле (1), учитывающей фактическую объемную теплоту сгорания природного газа.

В Возражениях на Акт проверки ГК КБР отмечает, что в нормативно-правовых актах по вопросам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отсутствуют нормы, в которых прописано требование о необходимости запроса органом регулирования дополнительных сведений у иных органов и организаций (в том числе поставщиков топлива) и указание на необходимость определения значения калорийного эквивалента для перевода условного топлива в натуральное для соответствующего вида топлива на расчетный период регулирования исходя из фактических данных истекшего полного расчетного периода регулирования.

По мнению органа регулирования, ссылки ФАС России на положения приказа ФСТ России от 09.07.2014 № 1142-э при определении расходов на топливо для установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения неправомерны.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 3 приказа ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м) с расчетной объемной теплотой сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

Таким образом, в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания природного газа от стандартной на основании природно-геологических условий месторождений и статистических данных о фактически складывающейся объемной теплоте сгорания добытого газа за предыдущий период регулирования органу регулирования надлежит анализировать обосновывающие документы (паспорта качества газа) за каждый месяц последнего истекшего периода регулирования для определения среднего калорийного эквивалента за год (в 2024 году – на основании данных за январь-декабрь 2022 г.).

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Нальчик» на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 и распределены ГК КБР по группам потребителей 3, 4, 5, 6, 7.

Специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа АО «Газпром газораспределение Нальчик» утверждена приказом ГК КБР от 25.01.2023 № 1 с распределением по группам потребителей 3, 4, 5, 6, 7.

ПССУ АО «Газпром газораспределение Нальчик» утверждена приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 и распределена органом регулирования по группам потребителей 3, 4, 5, 6, 7.

Вместе с тем ФАС России установлено, что ПССУ на 2-е полугодие 2024 года проиндексирована органом регулирования на 11,2 %, что не предусмотрено действующим законодательством.

Согласно Возражениям органа регулирования, индексация платы за снабженческо-сбытовые услуги, по мнению ГК КБР, соответствует положениям Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э о необходимости учета расходов на топливо в полном размере при учете их экономической обоснованности и не нарушает принципов и методов государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

ФАС России отмечает, что в отсутствие действующих приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются, а принимаются на уровне, установленном действующими приказами.

Учитывая вышеизложенное, расходы на топливо при корректировке тарифов на тепловую энергию для регулируемой организации на 2024 год приняты Органом регулирования не в соответствии с приказами ФАС России на соответствующий год (в части индексации ПССУ на 2-е полугодие 2024 года).

Необходимо отметить, что регулируемая организация в своих расчетах указывает 3, 4, 5, и 6 группы потребителей, а орган регулирования ведет средний расчет по 3, 4, 5, 6 и 7 группам с применением НДС.

Кроме того, на странице 16 Экспертного заключения произведен расчет цены на газ за 1000 м3 на второе полугодие 2024 года с применением коэффициента индексации, рассчитанного с учетом показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 и принятыми решениями ФАС России (то есть фактически произведена двойная индексация цены газа), что напрямую влияет на стоимостной показатель необходимых расходов на природный газ для ООО «НТС» на 2024 год, учтенных в НВВ.

С учетом вышеизложенных замечаний по подстатьям «полезный отпуск», «плановая (расчетная) цена на топливо» величина утвержденных расходов требует дополнительного обоснования с представлением соответствующих расчетов со ссылками на обосновывающие документы регулируемой организации в соответствии с пунктами 34 (1) Основ ценообразования № 1075, и пунктом 26 Методических указаний № 760-э.

Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат на топливо для ООО «НТС» на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью предписания, отразив его результаты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил №1075. Неподтвержденные, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республике по тарифам и жилищному надзору нарушившим положения пунктов 22, 22 (1), 30, 34 (1), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, при установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети».

2. Органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

- произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные экономически необоснованные расходы ООО «Нальчикские тепловые сети» и пересмотреть величину необходимой валовой выручки на 2024 год, а также пересмотреть (установить) тарифы на услуги в сфере теплоснабжения, обеспечив введение в действие с 01.07.2024 в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э и настоящим предписанием.

4. Органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от общества с ограниченной ответственностью «Нальчикские тепловые сети» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу о корректировке тарифов на тепловую энергию для потребителей Кабардино-Балкарской Республики, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Кабардино-Балкарское УФАС России
ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору
ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101