Решение №СП/84237/21 Решение об установлении нового срока исполнения решения ФАС ... от 6 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178(ред. от 21.07.2021)"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")

 

Решение об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 СП/61880/21

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев материалы, направленные Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также — Комитет, ЛенРТК Орган регулирования) письмом от 06.09.2021 КТ-3-3345/2021 (рег. от 15.09.2021 155400/21), об исполнении решения ФАС России от 23.07.2021 СП/61880/21,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с решением ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 решено:

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 2, 20, 26, 31, 32, 34(1)-34(3), 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 98-э, пункт 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 1135/17, пункт 8 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 421-э.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Ленэнерго», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 22.03.2021 44862/21).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год расходы по статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» в размере 3 341 593,20 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 426 738,20 тыс. руб.);

- «Списание программных продуктов» в размере 44 964,94 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 44 964,94 тыс. руб.);

- «Проценты по кредитам» в размере 618 247 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 618 247 тыс. руб.);

- «Налог на прибыль» в размере 673 907,00 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 653 959 тыс. руб.);

- «Отчисления на социальные нужды» в размере 1 015 844,33 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 129 728,41 тыс. руб.);

- «Прибыль на капитальные вложения» в размере 100 945,75 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 100 945,75 тыс. руб.);

- «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения» в размере 527 471 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 337 076 тыс. руб.).

Совокупному учету подлежат средства в размере 2 311 659,30 тыс. руб.

4. Признать экономически обоснованной величину индекса эффективности подконтрольных расходов ПАО «Россети Ленэнерго» на долгосрочный период регулирования 2021-2025 гг. в размере 2%.

5. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в Экспертном заключении по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 1178, и мотивировочной части решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по следующим статьям затрат:

- «Услуги по сертификации электрической энергии»;

- «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии».

6. Исключить из состава базового уровня подконтрольных расходов 2021 года затраты по статьям «Расходы на аренду зданий, сооружений, машин и оборудования (без электросетевых активов, земельных участков), расходы на аренду земельных участков (без земельных участков под электросетевые активы)» в сумме 175 973 тыс. руб., «Расходы по оплате электроэнергии на хозяйственные нужды (в том числе, оплата тепловой энергии)» в размере 118 843 тыс. руб. и учесть расходы по данным статьям в составе неподконтрольных расходов ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год в неизменном размере.

7. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2021 пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов, долгосрочный параметр - индекс эффективности подконтрольных расходов и необходимую валовую выручку ПАО «Россети Ленэнерго», а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ленинградской области с учетом включения экономически обоснованных расходов, указанных в пунктах 3-6 решения, а также с учетом доводов, отраженных в мотивировочной части по статье «Сглаживание» решения и устранения нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов при исполнении предписания ФАС России ФАС России от 18.01.2019 СП/2720/19 c учетом решений ФАС России от 31.10.2019 СП/95698/19, от 22.03.2021 СП/21534/21 (дополнительному учету в НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» подлежит 1 117 935,74 тыс. руб.), а также с учетом приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.06.2021 71-п.

8. Об исполнении решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений в Экспертное заключении по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год и установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти города Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти города Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ПАО «Россети Ленэнерго» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения решения.

9. Отказать ПАО «Россети Ленэнерго» в удовлетворении остальной части требований.

По результатам анализа представленных Комитетом материалов ФАС России установлено следующее:

1. По статье «Услуги по сертификации электрической энергии».

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178), долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), а также в случаях, предусмотренных пунктом 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике в отношении территориальных сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность одновременно на территориях городов федерального значения и граничащих с ними субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц входит в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Таким образом, расходы по статье «Услуги по сертификации электрической энергии» являются обязательными затратами регулируемых организаций и подлежат учету в необходимой валовой выручке, что также отражено в пункте 4 мотивировочной части решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21.

ЛенРТК не проведен анализ всех представленных ПАО «Россети Ленэнерго» документов, не проведено сравнение с фактическими расходами за 2019 год.

Расходы на услуги по сертификации электрической энергии не учтены Комитетом в базовом уровне подконтрольных расходов и необходимой валовой выручке ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год.

2. По статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии».

Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1178, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 34(2) Основ ценообразования № 1178 размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 (), определяется в течение периода регулирования для года i исходя из данных за год i-2, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, в который входит 2019 год, и рассчитывается по формуле:

 

где:

Nуст - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, к которому относится 2019 год, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации;

Wосi-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч);

Пфi-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч);

ЦПi-2 - фактически сложившаяся за год i-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт·ч).

Комитетом в нарушение пункта 34(2) Основ ценообразования № 1178 не произведен расчет размера экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год, и расходы по данной статье не учтены в необходимой валовой выручке ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год.

3. В соответствии с приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.08.2021 № 98-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год» Органом регулирования пересмотрена величина необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год, увеличена на 3 770 555,01 тыс. руб.

При этом, Комитетом не были пересмотрены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2021 год, в том числе индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «ЛОЭСК» (необходимость пересмотра данных тарифов отражена в разделе «Нарушения законодательства, выявленные по результатам анализа исполнения ранее выданных решений ФАС России» мотивировочной части решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21), а также в п. 7 резолютивной части данного решения.

Пересмотр необходимой валовой выручки без соответствующего пересчета индивидуальных и единых (котловых) тарифов является нарушением порядка расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определенного положениями Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

На основании вышеизложенного, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области не исполнившим решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 – 01.11.2021.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписаны решением ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21, проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано решением ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное решением ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ПАО «Россети Ленэнерго» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражен результат исполнения решения ФАС России от 23.07.2021
№ СП/618
80/21.

 

 

 

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
ПАО "Россети Ленэнерго"
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628