Решение №СП/48339/24 Решение о частичном удовлетворении заявленных требований о д... от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «03» июня 2024 года.

 

Комиссия по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

<...> – начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии ФАС России:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России;

<...> - заместитель начальника отдела тарифного регулирования Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению АО «Ситиматик» (исх. от 31.01.2024 № 36/24, вх. от 31.01.2024 рег. № 15400/24) (далее – Заявление), возникший с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференцсвязи) представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в лице <...>, <...><...>, представителей АО «Ситиматик» в лице <...>, <...>, <...>, представителей Челябинского УФАС России в лице <...>, <...>, <...>, <...>, представителя Минприроды России в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 31.01.2024 № 36/24, вх. от 31.01.2024 рег. № 15400/24) о разногласиях между АО «Ситиматик» (далее - Заявитель, регулируемая организация) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – орган регулирования, Министерство, МТРиЭ) по вопросу установления тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов на 2024 год.

Основанием для разногласий между АО «Ситиматик» и органом регулирования послужило постановление Министерства от 19.12.2023 г. № 116/4 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.06.2022 г. № 50/10».

Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для АО «Ситиматик» на 2024 год в части оказываемых услуг по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 432 660,60 тыс. руб.

Заявленная АО «Ситиматик» на досудебный спор необходимая валовая выручка на 2024 год в части оказываемых услуг по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 523 762,41 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий составил 91 101,81 тыс. руб.

Тариф для АО «Ситиматик» установлен на уровне 2 744,65 руб./т (без учета НДС).

Заявленный АО «Ситиматик» на досудебный спор экономически обоснованный тариф на 2024 год составляет 3 976,06 руб./т (без учета НДС) (увеличение на 44,86 %).

Вышеуказанное увеличение необходимой валовой выручки связано с разногласиями (спором), возникшими между заявителем и органом регулирования по величине расходов (доходов) по следующим статьям затрат:

 

Статья затрат

Тарифное предложение

AO «Ситиматик»

Утверждено (учтено) МТРиЭ

Заявлено

в ФАС России на разногласия

Величина спора (разногласий)

Необходимая валовая

выручка (HBB)

575 771,99

432 660,64

523 762,41

91 101,82

1. Расходы на получение

комплексного экологического разрешения

2 945,00

0,00

2 945,00

2 945,00

2. Расходы на аренду

основных средств (прочая аренда (ястреб))

481,11

0,00

481,11

481,11

3. Корректировка HBB с

целью учета отклонения фактических значений

параметров расчета

 

86 010,02

 

-3 124,02

 

84 380,38

 

87 504,40

3.1. Фактическая нормативная

прибыль

154 342,06

77 171,03

154 342,06

77 171,03

4. Расчетная

предпринимательская прибыль

14 274,08

11 851,81

12 023,12

171,31

5. Объем (масса) TKO

131,73

157,64

131,73

-25,91

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 9 Основ ценообразования № 484 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом № 89-ФЗ, Правилами регулирования тарифов № 484 и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В отношении АО «Ситиматик» осуществляется долгосрочное тарифное регулирование на период 2022-2024 гг.

Постановлением Министерства от 24.06.2022 № 50/11 для регулируемой организации определены долгосрочные параметры регулирования и утверждены долгосрочные тарифы на захоронение ТКО с учетом обработки на период 2022-2024 гг. с использованием метода индексации.

Приказом Министерства экологии Челябинской области от 24.12.2018 № 1562 «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Челябинской области и признании утратившими силу приказов Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 № 844, от 18.06.2018 № 741» (ред. от 13.11.2023 № 642) утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Челябинской области (далее – Территориальная схема).

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 484 на 2024 год органом регулирования произведена корректировка необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов (постановление Министерства от 19.12.2023 № 116/5).

Согласно пункту 2 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Согласно пункту 56 Основ ценообразования № 484 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов при установлении тарифов с использованием метода индексации относятся: базовый уровень операционных расходов, индекс эффективности операционных расходов, показатели энергосбережения и энергоэффективности.

1. Расходы на получение комплексного экологического разрешения.

АО «Ситиматик» в составе неподконтрольных расходов на 2024 год были заявлены плановые расходы на получение комплексного экологического разрешения (далее – КЭР) в размере 2 945,00 тыс. руб., органом регулирования данные расходы не включены в состав НВВ при формировании тарифа на 2024 год.

В качестве обосновывающих документов в адрес ФАС России и органа регулирования АО «Ситиматик» представлен договор с ООО «ЭкоПром Центр», заключенный от 30.08.2023 №5-114-23, протокол проведения итогов процедуры запроса предложений в электронной форме № 32312647870, Конкурсная документация на оказание услуги по разработке природоохранной документации и получению комплексного экологического решения, письмо Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28.04.2023 № 02-02-19/8594.

Согласно доводам, указанным в отзыве, направленном органом регулирования в адрес ФАС России исх. от 12.02.2024 № 04/572, вх. от 16.02.2024 № 26317-ЭП/24, указано, что при установлении базового уровня операционных расходов на 2022 год долгосрочного периода 2022 - 2024 годы АО «Ситиматик» расходы на получение комплексного экологического разрешения не заявлялись, несмотря на то, что организации было известно о требованиях законодательства Российской Федерации.

По мнению МТРиЭ, данные работы возможно покрыть за счет расчетной предпринимательской прибыли, учтенной в составе НВВ в размере на 2023 г. – 12 724,71 тыс. руб. и 2024 г. – 11 851,81 тыс. руб., кроме того, за счет учета в составе операционных расходов специалиста по экологической безопасности с уровнем квалификации персонала в размере 6,16.

Также орган регулирования отмечает, что участником закупки ООО «Экоэксперт», занявшим 2 место, была предложена ниже цена договора - 2 580,00 тыс. руб., вместо 3 534,00 тыс. руб. с учетом НДС.

МТРиЭ отмечает, что учет данных расходов во избежание двойного учета возможен только по итогам корректировки фактических расходов 2024 года при установлении тарифов на 2026 год.

Согласно возражениям АО «Ситиматик» на отзыв органа регулирования, представленным в ФАС России от исх. от 21.05.2024 № 169/24, вх. от 22.05.2024 № 83087/24, указано, что для разработки КЭР собственными силами одной штатной единицы на должности эколога недостаточно и специалист, осуществляющий разработку КЭР, должен обладать узкопрофильными знаниями, ввиду необходимости осуществления работ с применением специализированных программ.

Показатели и результаты проведенных исследований, указанных в заявлении КЭР, должны быть проведены специалистами лаборатории, имеющей аттестат аккредитации, выданный Федеральной службой по аккредитации исходя из пункта 18 приказа Минприроды России от 11.08.2020 № 581. При проведении инструментальных исследований необходимо соответствующее оборудование (приборы контроля параметров воздушной среды Метеор МЭС-200А, хроматограф газовый «Хроматэк-Кристалл 5000», газоанализатор Геолан-1 П и др.).

Стоимость, программ их обновление и технологическая поддержка, оборудование для проведения исследований требует дополнительного финансирования, которое не учтено при формировании НВВ 2022 - 2024 гг.

Также АО «Ситиматик» в качестве подтверждения оплаты приведённой частичной работы по договору от 30.08.2023 № 5-114-23 предоставлена счет фактура о частичной оплате данного договора.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Перечень документов, направляемых в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР), установлен пунктами 3, 4 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений» утверждены Правила, которые устанавливают порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва разрешений и внесения в них изменений.

Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов утверждён приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 (далее — Перечень № 154).

Согласно части 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ) Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Согласно Свидетельству о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от 01.06.2022 № 6864900, выданному АО «Ситиматик», объект Межмуниципальная система коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) ТКО на территории Магнитогорского кластера, полигон захоронения ТКО с мусоросортировочным комплексом присвоен к I категории негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 13 статьи 31. 1 Федерального закона № 7-ФЗ Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при совокупности условий:

- соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

- отсутствия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;

- своевременного представления отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;

- выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).

В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 484 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации;

в) расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования № 484;

г) сбытовые расходы, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 33 настоящего документа;

д) экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования;

е) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484 экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;

ж) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных подпунктом «б» пункта 38 Основ ценообразования № 484, с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484;

з) расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

В дополнение необходимо отметить, что отсутствие выполнения вышеуказанных работ у АО «Ситиматик» приведет к дальнейшему увеличению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду ввиду возникновения сверхлимитных значений, которые не подлежат учету в рамках тарифного регулирования в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо учесть расходы на получение комплексного экологического разрешения при корректировке фактических расходов регулируемой организации 2024 года при формировании тарифа на 2026 год на экономически обоснованном уровне в соответствии с пунктами 11 и 50 Основ ценообразования № 484.

2. Расходы на аренду основных средств (прочая аренда (ястребы)).

АО «Ситиматик» в составе неподконтрольных расходов на 2024 год были заявлены плановые расходы на аренду ястребов-тетеревятников в размере 481,11 тыс. руб., органом регулирования данные расходы не включены в состав НВВ при формировании тарифа на 2024 год.

Основанием для учета данных расходов указывается заключение договора с Еналеевым И.Р. от 31.12.2022 № 5 на аренду двух ястребов-тетеревятников для защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц в соответствии с положениями пункта 3 постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении положения о приаэродромной территории и правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов российской федерации, уполномоченными правительством российской федерации федеральными органами исполнительной власти и федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории» (далее – Постановление № 1460), так как объект по обращению с отходами находится в границах шестой подзоны приаэродромной территории.

В соответствии с положением пункта 1(4) Положения № 1460 в шестой подзоне (приаэродромной территории) запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Абзацем 8 пункта 1(4) Положения № 1460 предусмотрено, что отпугивание птиц от объектов по обращению с отходами осуществляется с помощью различных устройств: биоакустических установок, сигнального оружия (ракетниц), газовых пушек, трещоток, зеркальных шаров, лазерных отпугивателей, сетей, муляжей (чучел), химическими методами, с использованием радиоуправляемых моделей, с использованием хищных птиц, радиоэлектронными и электромагнитными методами, обусловленными спецификой работы объекта по обращению с отходами и местной орнитологической обстановкой.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи учитываются в составе неподконтрольных расходов, если договор аренды (концессии, лизинга) заключен в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов. В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона 89-ФЗ к объектам захоронения отходов являются предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, следовательно, расходы на арендную плату двух ястребов-тетеревятников необходимо учитывать в составе операционных расходов.

Орган регулирования отмечает, что АО «Ситиматик» не представлен расчет арендной платы, выполненный исходя из принципа возмещения арендодателю расходов на амортизацию (размер которой определяется в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 484), налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Также орган регулирования отмечает, что в состав базового уровня операционных расходов расходы на аренду ястребов-тетеревятников регулируемой организацией не заявлялись и не учитывались Министерством, поскольку необходимость и целесообразность использования ястребов-тетеревятников (их количество) в производственном процессе обработки и захоронения ТКО не было предусмотрено проектной документацией, технологическим регламентом эксплуатации полигона захоронения ТКО с МСК Магнитогорского филиала АО «Ситиматик», включая раздел 7 «Контроль за соблюдением требований охраны окружающей природной среды», условиями концессионного соглашения и показателями Территориальной схемы.

В соответствии с пунктом 1(4) постановления Правительства РФ от 01.09.2024 № 1460 «Об утверждении Положения о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории» (далее — Постановление № 1460) собственники объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенных в границах шестой подзоны приаэродромной территории (далее - объекты по обращению с отходами), обязаны обеспечить проведение орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц (далее - орнитологическое исследование).

АО «Ситиматик» в материалах дела в адрес ФАС России предоставлен Акт экспертизы по оценке орнитологической обстановки на территории полигона ТКО и мусоросортировочного комплекса Магнитогорского филиала АО «Ситиматик» от 04.08.2022. На основании проведенных орнитологических исследований НКО Союз любителей соколиной охоты и охраны хищных птиц «РУССКИЙ СОКОЛ» выдал заключение о том, что на территории полигона ТКО и мусоросортировочного комплекса Магнитогорского филиала АО «Ситиматик» складывается устойчивый орнитоценоз с преобладанием чайковых птиц. С целью сокращения численности стайных синантропных птиц на данной территории необходимо комплексное использование репелентных средств.

Необходимо отметить, что в связи с введением пункта 3 Постановления № 1460 постановлением Правительства РФ от 24.01.2023 № 78 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460», у регулируемой организации отсутствовала возможность включить данные расходы в состав операционных расходов при формировании базового уровня операционных расходов на 2022 год.

Учитывая вышеизложенное органу регулирования необходимо учесть расходы на аренду основных средств (прочая аренда (ястребы)) при корректировке фактических расходов регулируемой организации 2024 года при формировании тарифа на 2026 год на экономически обоснованном уровне в соответствии с пунктами 11 и 50 Основ ценообразования № 484.

3. Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета (фактическая нормативная прибыль).

АО «Ситиматик» на досудебное рассмотрение споров и разногласий в ФАС России заявлены расходы по статье «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в размере 84 380,38 тыс. руб. При этом органом регулирования расходы по данной статье учтены в составе НВВ 2024 года в размере «-» 3 124,02 тыс. руб.

АО «Ситиматик» указывает на то, что органом регулирования некорректно проведена корректировка фактической НВВ по 2022 году, так как нормативная прибыль при корректировке НВВ учтена Министерством в размере 77 171,03 тыс. руб., вместо утверждённой 154 342,06 тыс. руб.

Тариф на 2022 год для АО «Ситиматик» утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.06.2022 № 50/11 на период с 01.07.2022 по 31.12.2024 гг.

Регулируемая организация отмечает, что на 2022 год Министерством утвержден тариф только на 2 полугодие исходя из годовых расчетных значений, в том числе нормативной прибыли в соответствии с Инвестиционной программой в области обращения с твердыми коммунальными отходами для АО «Ситиматик» на 2022-2026 годы, утвержденной постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.06.2022 № 50/9 (далее - Инвестиционная программа).

Также регулируемая организация отмечает, что нормативная прибыль для АО «Ситиматик» является основным способом возврата средств, израсходованных на реализацию мероприятий по Концессионному соглашению о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Магнитогорского кластера, заключенному между АО «Ситиматик» и Правительством Челябинской области от 24.12.2015 (далее — Концессионное соглашение) в рамках реализованного строительства мусоросортировочного комплекса в Магнитогорской кластере, включая проценты за пользование заемными средствами.

Орган регулирования отмечает, что письмом ФАС России от 16.10.2023 № ВК/89914/23 были даны разъяснения о том, что в отношении истекшего отчетного года (i-2) определение показателей в соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 1638/16 предусматривает их учет в сопоставимых размерах исходя из фактически отработанного регулируемой организацией периода времени (количества месяцев, дней) при должном экономическом обосновании и документальном подтверждении. По итогам разъяснений органом регулирование принято решение, что все показатели при определении НВВф2022 были определены МТРиЭ в сопоставимых размерах исходя из отработанного АО «Ситиматик» периода времени - 6 месяцев, в том числе в части плановой и фактической величины нормативной прибыли в размере 77 171,03 тыс. руб.

Таким образом, как указывает орган регулирования, все параметры тарифного и инвестиционного регулирования были также рассчитаны в условно-годовых значениях. Учет суммы средств нормативной прибыли в полном объеме на 2 полугодие 2022 года не был предусмотрен ни в тарифных последствиях к инвестиционной программе, ни в утвержденных тарифах.

Кроме того, в отзыве на заявление орган регулирования указывает на то, что уровень нормативной прибыли не является долгосрочным параметром регулирования, в связи с чем не был предусмотрен ни в концессионном соглашении, ни в тарифном решении в качестве долгосрочного параметра регулирования, который не может быть пересмотрен в течение долгосрочного периода регулирования и периода действия концессионного соглашения.

Следовательно, изменение величины нормативной прибыли может быть учтено МТРиЭ при установлении тарифов на 2025 год в случае принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

При этом размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала, за исключением тарифа на энергетическую утилизацию для регулируемой организации, в отношении объектов которой в соответствии с пунктом 263 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», заключены договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

Согласно пункту 24(1) Методических указаний № 1638/16 для юридического лица или индивидуального предпринимателя, впервые представивших предложение об установлении тарифов, в случае, если такими юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем реализованы мероприятия утвержденной инвестиционной программы в части соответствующего регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, расчет нормативной прибыли осуществляется исходя из необходимости компенсации расходов на капитальные вложения (инвестиции), определенных в соответствии с такой инвестиционной программой, и расходов на возврат займов и кредитов, привлеченных на реализацию мероприятий инвестиционной программы, а также процентов по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16.

При этом расходы на капитальные вложения (инвестиции) учитываются в размере фактически произведенных расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы. В случае превышения размера фактически произведенных расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над размером плановых расходов, расходы на капитальные вложения (инвестиции) учитываются в размере плановых расходов, определенных в утвержденной инвестиционной программе.

В соответствии с пунктом 38(1) Основ ценообразования № 484 юридического лица или индивидуального предпринимателя, впервые представивших предложение об установлении тарифов, в случае, если такими юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем реализованы мероприятия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы в части соответствующего регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, расчет нормативной прибыли осуществляется исходя из необходимости компенсации расходов на капитальные вложения (инвестиции), определенных в соответствии с такой инвестиционной программой, и расходов на возврат займов и кредитов, привлеченных на реализацию указанных мероприятий инвестиционной программы, а также процентов по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

При этом расходы на капитальные вложения (инвестиции) учитываются в размере фактически произведенных расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы. В случае превышения размера фактически произведенных расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над размером плановых расходов расходы на капитальные вложения (инвестиции) учитываются в размере плановых расходов, определенном в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

Необходимо обратить внимание на то, что между АО «Ситиматик» и Правительством Челябинской области заключено концессионное соглашение. Согласно выписке из протокола № 50 от 24.06.2022 года (стр. 2) органа регулирования «срок инвестиционной программы определен с 2022 по 2026 годы в соответствии с обязательствами концедента по равномерному возврату вложенных инвестиций (пункт 1 приложения № 2 КС) в течение срока окупаемости, составляющего 7 лет с момента получения последнего из разрешений на строительство всех Единиц имущества в составе КС (пункт 3 приложения № 5КС).

Учитывая, что разрешение на строительство от 29.05.2019 №74307000-00097-2019 утверждено постановлением Администрации г. Магнитогорска от 30.05.2019 № 6290-п, срок окупаемости заканчивается в 2026 году.

При утверждении инвестиционной программы сумма нормативной прибыли специалистами Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области была распределена равномерно на 5 лет. Расчет расходов на компенсацию процентов по заемным средствам также органом регулирования был рассчитан исходя из возврата в 2022 году полной суммы нормативной прибыли. Следовательно недоучет возмещения размера плановой нормативной прибыли в полном объеме и возврата средств на ранее реализованные инвестиционные мероприятия противоречит положениям концессионного соглашения, утвержденной инвестиционной программы, а также положениям Федерального закона № 89-ФЗ, которым предусмотрено, что тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала

Также необходимо отметить, что в письме ФАС России от 16.10.2023 № ВК/84914/23 не указан подход по учету величины нормативной прибыли, сложившейся по итогам корректировки фактической НВВ 2022 года, поскольку запрос органа регулирования не содержал конкретизированных данных относительно возникновения указанной ситуации в отношении нормативной прибыли.

Исходя из вышеизложенного, учитывая специфику утвержденной инвестиционной программы в отношении АО «Ситиматик», в условиях того, что в 2022 году мероприятия инвестиционной программы уже были реализованы и объекты основных средств были построены в течение указанного периода, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ корректировки фактической НВВ 2022 года с учетом положений Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, по итогам анализа учесть сумму экономически обоснованных расходов (нормативную прибыль) в полном объеме согласно величине, отраженной в инвестиционной программе в размере 154 342,06 тыс. руб., в отсутствие пересчета параметров исходя из среднегодового значения.

4. Расчетная предпринимательская прибыль.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 484 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат на период регулирования или метода индексации на каждый год долгосрочного периода регулирования, остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая ею по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 55 Основ ценообразования № 484 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 39 Основ ценообразования № 484, в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования № 484 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В связи с тем, что расчетная предпринимательская прибыль является расчетной и зависящей от основных составляющих статей затрат, учитывая выводы, отраженные в настоящем решении, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных АО «Ситиматик» требований в части пересмотра вышеуказанной статьи затрат на 2024 год.

5. Объем (масса) твердых коммунальных отходов.

Органом регулирования объем (масса) твердых коммунальных отходов учтен в размере 157,64 тыс. тонн, АО «Ситиматик» заявлен в размере 131,73 тыс. тонн.

Согласно позиции Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, отраженных в экспертном заключении и в возражениях, при определении массы ТКО на 2024 год орган регулирования использует данные с указанием «поступление» в размере 157,638 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) и со ссылкой на решение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу № А76-40513/2022, в котором отражена необходимость при расчете тарифа на захоронение ТКО использовать данные по обработке использования количества ТКО, предусмотренного Территориальной схемой для захоронения ТКО на полигоне. При этом в расчетах с региональным оператором орган регулирования применяет объем ТКО, поступивший на концессионный объект, что подтверждается счетами-фактур.

По мнению АО «Ситиматик», позиция в решении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу № А76-40513/2022 не может быть учтена при определении планируемой массы обработки и захоронения ТКО, так как судом данный вопрос не был исследован. Судебные разбирательства производились по разрешению вопроса расчета между двумя хозяйствующими субъектами, а не определению массы ТКО, учитываемой при утверждении тарифов.

При этом, масса ТКО для вида деятельности «обработка» составляет 129,544 тыс. тонн, для вида деятельности «захоронение» составляет 131,73 тыс. тонн исходя из данных Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления Челябинской области.

Согласно данным Таблицы 7.2.4. раздела 7 ТСОО в Магнитогорском кластере на 2024-2027 годы для МСК г. Магнитогорск (АО «Ситиматик») указано общее количество ТКО в размере 129 544 тонн и для полигона ТКО г. Магнитогорск (АО «Ситиматик») указано общее количество ТКО в размере 131 730 тонн, каких-либо иных данных о массе ТКО для АО «Ситиматик» в ТСОО не приведено.

Наименование населенного пункта

Общее количество ТКО, тонн*

Схема направления потоков ТКО в Магнитогорском кластере

на 2024 - 2027 год

объект обработки

количество ТКО, поступающее на объект обработки, тонн

доля ТКО, направляемых на обработку, от количества образованных, %

количество ТКО после обработки (за вычетом направленных на утилизацию ТКО), тонн

доля ТКО после обработки (за вычетом направленных на утилизацию ТКО), %

объект захоронения

количество ТКО, направляемое на объект захоронения, тонн

Доля ТКО, направляемых на захоронение, от количества образованных ТКО, %

Магнитогорский ГО

107 478

МСК г. Магнитогорск (АО «Ситиматик»)

107 478

100,00%

85 982

80,00%

Полигон ТКО г. Магнитогорск (АО «Ситиматик»)

85 982

80,00%

Верхнеура-льский МР

8 513

8 513

6 810

6 810

Кизильский МР

5 268

5 268

4 215

4 215

Агаповский МР

8 285

8 285

6 628

6 628

Нагайбакский МР

4 467

МСК г. Магнитогорск (ООО «Спецкомплекс)

4 467

100,00%

3 574

80,00%

3 574

Чесменский МР

4 551

4 551

3 640

3 640

Варненский МР

6 235

6 235

4 988

4 988

Брединский МР

6 176

6 176

4 940

4 940

Карталинский МР

11 478

11 478

9 182

9 182

Локомотивный ГО

2 213

2 213

1 770

1 770

Итого по кластеру

164 662

 

164 662

100,00%

131 730

80,00%

 

131 730

80,00%

Также орган регулирования на запрос ФАС России от 05.02.2024 № СП/8428/24 предоставил дополнительные пояснения письмом от 16.02.2024 № 26317-ЭП/24 о том, что формирование объемов ТКО для регулируемой организации учитывались исходя из изменения договорных отношений, тарифы на 2024 год были рассчитаны по объемам поступления на объект АО «Ситиматик», что исключает формирование необоснованной тарифной выручки у организации в текущем году. В том числе, правомерность применения объемов (массы) ТКО, поступающих на объект по обращению с ТКО, в соответствии с заключенными договорами с региональным оператором в целях расчета тарифов для оператора по захоронению ТКО с учетом предварительной обработки, по мнению органа регулирования, подтверждена разъяснениями ФАС России от 19.12.2023 № ВК/107825/23.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 6 (1) Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с утвержденной Территориальной схемой объем ТКО направленных после обработки на захоронение, составляет 80 %. В соответствии с Территориальной схемой объем ТКО, подлежащих захоронению после обработки на объектах АО «Ситиматик» и с учетом поступивших объемов после обработки от ООО «Спецкомплекс», составит 131,730 тыс. т.

Формирование объема ТКО на 2024 год органом регулирования осуществляется исходя из планируемых объемов ТКО, направляемых региональным оператором на обработку и захоронение 129,544 тыс. т и оператором по обработке ООО «Спецкомплекс» на захоронение 28,094 тыс. т., следовательно, суммарный объем (масса) ТКО, планируемых к поступлению на объекты АО «Ситиматик», составит 157,638 тыс. т.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных АО «Ситиматик» требований по определению количественного показателя объема (массы) ТКО в размере 131,729 тыс. т. При этом Комиссия ФАС России отмечает, что удовлетворение заявленных требований АО «Ситиматик» в части объемного показателя возможно при применении органом регулировании дифференцированного тарифа по технологическим особенностям обработки с учетом захоронения ТКО и захоронения ТКО (при этом заявления в указанной части со стороны регулируемой организации по дифференциации тарифов не поступало).

Согласно пункту 6 Основ ценообразования № 484 регулированию подлежат следующие виды тарифов:

а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации;

д) тариф на энергетическую утилизацию.

В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования № 484 и пунктом 13 Методических указаний № 1638/16 тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам твердых коммунальных отходов, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой.

С учетом пункта 99 Методических указаний № 1638/16 тарифы операторов по обращению с отходами, эксплуатирующих объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами, могут дифференцироваться по видам твердых коммунальных отходов, характеризующих их состав, в частности по сортированным и неотсортированным отходам, крупногабаритным отходам, по классам опасности отходов и другим видам отходов, определенным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования № 484 расчет размера необходимой валовой выручки, предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных органами регулирования тарифов (далее - тарифы), долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (далее - методические указания).

Согласно данным, отраженным в экспертном заключении органа регулирования, формирование НВВ и тарифа на 2024 год осуществляется исходя из суммирования расходов по обработке и захоронению ТКО и распределению данных расходов на объем поступивших ТКО в размере 157,638 тыс. т.

Исходя из вышеизложенного следует, что в соответствии с пунктом 99 Методических указаний № 1638/16 орган регулирования может устанавливать дифференцированный тариф с учетом технологических особенностей в соответствии с территориальной схемой. Также в Территориальной схеме указана схема потоков, предусматривающая распределение объемов, поступивших ТКО от регионального оператора на объекты АО «Ситиматик» по обработке с захоронением ТКО и по захоронению ТКО, прошедших обработку на объектах ООО «Спецкомплекс».

Необходимо отметить, что Министерством утвержден долгосрочный тариф на захоронение (с учетом обработки) ТКО на 2022 - 2024 год без дифференциации, при этом АО «Ситиматик» не оспаривал аналогичный подход органа регулирования в предыдущие годы регулирования (первый год ДПР).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных АО «Ситиматик» требований в указанной части.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между АО «Ситиматик» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (исх. от 31.01.2024 № 36/24, вх. от 31.01.2024 рег. № 15400/24), Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области нарушившим пункты 16, 38(1) Основ ценообразования № 484 и пункты 24(1) Методических указаний № 1638/16 при установлении тарифа на захоронение ТКО (с учетом обработки) для АО «Ситиматик» на 2024 год.

2. Частично удовлетворить требования АО «Ситиматик», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (исх. от 31.01.2024 № 36/24, вх. от 31.01.2024 рег. № 15400/24).

3. Предписать органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами срок до 01.07.2024 пересмотреть тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Ситиматик» на 2024 год исходя из следующего:

- провести дополнительный анализ корректировки фактической НВВ 2022 года с учетом требований мотивировочной части настоящего заключения, по итогам анализа учесть сумму экономически обоснованных расходов (нормативную прибыль) в полном объеме согласно величине, отраженной в инвестиционной программе.

4. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок с 01.07.2024 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для АО «Ситиматик» на 2024 г. в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, на основании пунктов 2 и 3 резолютивной части настоящего решения, отразив в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484 подробные расчеты затрат (тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов) для АО «Ситиматик» на 2024 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги захоронения твердых коммунальных отходов, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов № 484.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Ситиматик», указанных в заявлении (исх. от 31.01.2024 № 36/24, вх. от 31.01.2024 рег. № 15400/24).

 

 

Председатель Комиссии ФАС России: ________________/ С.А. Пузыревский

 

(подпись)

 

 

Заместитель председателя _________________/ <...> Комиссии ФАС России:

(подпись)

 

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310
АО "Ситиматик"
ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232