Решения по тарифам №СП/98135/20 Решение по результатам рассмотрения заявления о разногласиях... от 11 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «05» ноября 2020 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,
рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО «М-Энерго» и Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 106 от 28.09.2020; рег. № 166766/20 от 01.10.2020) о споре (разногласиях) между ООО «М-Энерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Разногласия возникли между ООО «М-Энерго» и Органом регулирования по распоряжению Департамента от 21.07.2020 № 528/01-21 «Об установлении тарифов ООО «М-Энерго», которым установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени в границах улиц Фармана Салманова, Вадима Бованенко и долгосрочные параметры регулирования тарифов ООО «М-Энерго» на 2020-2023 гг.
Для регулируемой организации тариф на услуги по передаче тепловой энергии установлен методом индексации установленных тарифов на 2020 - 2023 годы.
Тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год (с 01.08.2020) установлен в размере 608,21 руб./Гкал;
Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым распоряжением на 2020 год для ООО «М-Энерго», составляет 6 089,91 тыс. руб.
Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 12 332,25 тыс. руб.
Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии ООО «М-Энерго» на 2020 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:
Таблица 1. Величина разногласий между ООО «М-Энерго» и органом регулирования (тыс. руб.).
№ п/п |
Наименование статьи затрат |
Орган регулирования |
Заявитель в орган регулирования |
Заявитель в ФАС России |
Объем разногласий |
1 |
Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями |
1 148,98 |
2 006,16 |
1 632,76 |
483,78 |
2 |
Арендная плата |
3 671,71 |
4 640,00 |
4 640,00 |
968,29 |
|
Итого |
4 820,69 |
6 646,16 |
6 272,76 |
1 452,07 |
Сумма разногласий по статьям затрат составляет 1 452,07 тыс. руб.
1. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.
ООО «М-Энерго» заявляет к учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» расходы в размере 1 632,76 тыс. руб.
Органом регулирования расходы приняты в размере 1 148,98 тыс. руб.
Объем разногласий составляют 483,78 тыс. руб.
В обоснование своих требований Заявителем в орган регулирования и в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:
- положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «М-Энерго», утвержденного Решением общего собрания учредителей ООО «М-Энерго» (протокол от 30.11.2018 № 3);
- извещение о проведении закупки «Запрос предложений на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловых сетей» № 32009170097;
- локальный сметный расчет № 3 от 04.05.2020 на текущий ремонт тепловых камер (сметная стоимость работ – 2 033,507 тыс. руб.).
- схема (план) тепловых сетей П-МКТ-2015/ЗК-1,2-ИОС.ТС;
- схема расположения инженерных сетей газоснабжения (схематическое изображение расположения жилых домов из справочной навигационной системы «2ГИС» с самостоятельно начерченным газопроводом).
В соответствии с подпунктом а) пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.
Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Органом регулирования не приняты расходы на проверку камер на загазованность и принудительную вентиляцию тепловой камеры (диаметр трубопровода до 500 мм).
Согласно пункту 4.2.50 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – Приказ Минэнерго № 115), обход трассы подземных газопроводов, находящихся на территории котельной, проводится по графику, но не реже одного раза в 2 дня. При этом проверяются на загазованность колодцы газопровода, а также расположенные на расстоянии до 15 м в обе стороны от газопровода другие колодцы (телефонные, водопроводные, теплофикационные), коллекторы, подвалы зданий и другие помещения, в которых возможно скопление газа.
Согласно письменным пояснениям Департамента, в составе тарифного предложения Заявителя представлена схема (план) тепловых сетей П-МКТ-2015/ЗК-1,2-ИОС.ТС, согласованная с теплоснабжающей организацией АО «Тепло Тюмени», к тепловым сетям которой присоединены участки тепловых сетей ООО «М-Энерго». В указанной схеме (плане) отражены сети водоснабжения, водоотведения и иные коммуникации, при этом, отсутствует информация о наличии газопровода. Иных документов, подтверждающих наличие газопровода на момент установления тарифов Заявителем в Департамент не представлено.
Также, Департамент отмечает, что 31.07.2020 ООО «М-Энерго» в орган регулирования было представлено возражение на распоряжение Департамента от 21.07.2020 № 528/01-21, к которому была приложена схема расположения инженерных сетей газоснабжения (схематическое изображение расположения жилых домов из справочной навигационной системы «2ГИС» с самостоятельно начерченным газопроводом), что не является документом, подтверждающим наличие газопровода.
Кроме того, Заявитель не согласен с решением органа регулирования сократить в составе затрат на техническое обслуживание тепловых сетей периодичность проведения осмотров строительных конструкций тепловых сетей, осмотров трубопроводов и оборудования тепловых сетей, профилактики оборудования тепловых камер с 7 до 5.
Пункт 6.2.25 Приказа Минэнерго № 115 содержит перечень мероприятий, требуемых при текущей эксплуатации тепловых сетей, который включает в том числе и необходимость поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт.
Согласно пункту 6.2.26 Приказа Минэнерго № 115, для контроля состояния оборудования тепловых сетей и тепловой изоляции, режимов их работы регулярно по графику проводится обход теплопроводов и тепловых пунктов. Также указанным пунктом определена частота проведения обходов и осмотров оборудования.
Орган регулирования отмечает, что в составе тарифного предложения Заявителя представлена информация о размещении на сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении закупки «Запрос предложений на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловых сетей» № 32009170097 с приложением локального сметного расчета на техническое обслуживание и текущий ремонт тепловых сетей (в ФАС России указанный локальный сметный расчет не представлен).
Также в дополнение к материалам тарифного предложения ООО «М-Энерго» в орган регулирования был представлен договор на техническое обслуживание тепловых сетей с ООО «СтройДизайнСервис» от 15.06.2020 № б/н (далее – договор от 15.06.2020), заключенный по результатам указанной выше закупки, и локальный сметный расчет № 1 от 07.04.2020 на техническое обслуживание и текущий ремонт тепловых сетей (в ФАС России указанные договор и локальный сметный расчет № 1 не представлены).
При этом, согласно пунктам 3-5 локального сметного расчета № 1 от 07.04.2020, количество единиц оборудования (камер) – 5 шт., согласно пунктам 3-5 приложения 2 «Калькуляция» к Указанному выше договору – 7 шт.
Таким образом, органом регулирования были учтены расходы на осмотры строительных конструкций тепловых сетей, трубопроводов и оборудования тепловых сетей, профилактики оборудования тепловых камер с учетом цен, определенных в приложении 2 к договору от 15.06.2020, исходя из количества оборудования, указанного в локальном сметном расчете № 1 от 07.04.2020.
На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения со стороны органа регулирования при определении им расходов по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2020 год для ООО «М-Энерго».
Следовательно, требования Заявителя по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» не подлежат удовлетворению.
2. Арендная плата.
ООО «М-Энерго» заявляет к учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии расходы по статье «Арендная плата» в размере 4 640,0 тыс. руб.
Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2020 год учтены в размере 3 671,71 тыс. руб.
Величина разногласий составляет 968,29 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие материалы:
- договор аренды сооружений коммунального хозяйства (тепловых сетей) № 1-МЭ от 14.04.2020 с ООО «Специализированный застройщик «Меридиан Констракшн Тобольск»;
- инвентарные карточки учета основных средств ООО «Специализированный застройщик «Меридиан Констракшн Тобольск».
Разногласия заключаются в применении сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств). Органом регулирования расчет произведён исходя из максимальны сроков полезного использования основных средств.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В силу пункта 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяются регулирующим органом в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств.
На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Арендная плата» удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ООО «М-Энерго» и Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области на разногласия, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать в удовлетворении требований ООО «М-Энерго», указанных в заявлении о разногласиях с Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (исх. № 106 от 28.09.2020; рег. № 166766/20 от 01.10.2020).