Решения по тарифам №СП/98135/20 Решение по результатам рассмотрения заявления о разногласиях... от 11 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» ноября 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО «М-Энерго» и Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 106 от 28.09.2020; рег. № 166766/20 от 01.10.2020) о споре (разногласиях) между ООО «М-Энерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между ООО «М-Энерго» и Органом регулирования по распоряжению Департамента от 21.07.2020 № 528/01-21 «Об установлении тарифов ООО «М-Энерго», которым установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени в границах улиц Фармана Салманова, Вадима Бованенко и долгосрочные параметры регулирования тарифов ООО «М-Энерго» на 2020-2023 гг.

Для регулируемой организации тариф на услуги по передаче тепловой энергии установлен методом индексации установленных тарифов на 2020 - 2023 годы.

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год (с 01.08.2020) установлен в размере 608,21 руб./Гкал;

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым распоряжением на 2020 год для ООО «М-Энерго», составляет 6 089,91 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 12 332,25 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии ООО «М-Энерго» на 2020 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Величина разногласий между ООО «М-Энерго» и органом регулирования (тыс. руб.).

№ п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель в орган регулирования

Заявитель в ФАС России

Объем разногласий

1

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

1 148,98

2 006,16

1 632,76

483,78

2

Арендная плата

3 671,71

4 640,00

4 640,00

968,29

 

Итого

4 820,69

6 646,16

6 272,76

1 452,07

Сумма разногласий по статьям затрат составляет 1 452,07 тыс. руб.

1. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

ООО «М-Энерго» заявляет к учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» расходы в размере 1 632,76 тыс. руб.

Органом регулирования расходы приняты в размере 1 148,98 тыс. руб.

Объем разногласий составляют 483,78 тыс. руб.

В обоснование своих требований Заявителем в орган регулирования и в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «М-Энерго», утвержденного Решением общего собрания учредителей ООО «М-Энерго» (протокол от 30.11.2018 № 3);

- извещение о проведении закупки «Запрос предложений на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловых сетей» № 32009170097;

- локальный сметный расчет № 3 от 04.05.2020 на текущий ремонт тепловых камер (сметная стоимость работ – 2 033,507 тыс. руб.).

- схема (план) тепловых сетей П-МКТ-2015/ЗК-1,2-ИОС.ТС;

- схема расположения инженерных сетей газоснабжения (схематическое изображение расположения жилых домов из справочной навигационной системы «2ГИС» с самостоятельно начерченным газопроводом).

В соответствии с подпунктом а) пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Органом регулирования не приняты расходы на проверку камер на загазованность и принудительную вентиляцию тепловой камеры (диаметр трубопровода до 500 мм).

Согласно пункту 4.2.50 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – Приказ Минэнерго № 115), обход трассы подземных газопроводов, находящихся на территории котельной, проводится по графику, но не реже одного раза в 2 дня. При этом проверяются на загазованность колодцы газопровода, а также расположенные на расстоянии до 15 м в обе стороны от газопровода другие колодцы (телефонные, водопроводные, теплофикационные), коллекторы, подвалы зданий и другие помещения, в которых возможно скопление газа.

Согласно письменным пояснениям Департамента, в составе тарифного предложения Заявителя представлена схема (план) тепловых сетей П-МКТ-2015/ЗК-1,2-ИОС.ТС, согласованная с теплоснабжающей организацией АО «Тепло Тюмени», к тепловым сетям которой присоединены участки тепловых сетей ООО «М-Энерго». В указанной схеме (плане) отражены сети водоснабжения, водоотведения и иные коммуникации, при этом, отсутствует информация о наличии газопровода. Иных документов, подтверждающих наличие газопровода на момент установления тарифов Заявителем в Департамент не представлено.

Также, Департамент отмечает, что 31.07.2020 ООО «М-Энерго» в орган регулирования было представлено возражение на распоряжение Департамента от 21.07.2020 № 528/01-21, к которому была приложена схема расположения инженерных сетей газоснабжения (схематическое изображение расположения жилых домов из справочной навигационной системы «2ГИС» с самостоятельно начерченным газопроводом), что не является документом, подтверждающим наличие газопровода.

Кроме того, Заявитель не согласен с решением органа регулирования сократить в составе затрат на техническое обслуживание тепловых сетей периодичность проведения осмотров строительных конструкций тепловых сетей, осмотров трубопроводов и оборудования тепловых сетей, профилактики оборудования тепловых камер с 7 до 5.

Пункт 6.2.25 Приказа Минэнерго № 115 содержит перечень мероприятий, требуемых при текущей эксплуатации тепловых сетей, который включает в том числе и необходимость поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт.

Согласно пункту 6.2.26 Приказа Минэнерго № 115, для контроля состояния оборудования тепловых сетей и тепловой изоляции, режимов их работы регулярно по графику проводится обход теплопроводов и тепловых пунктов. Также указанным пунктом определена частота проведения обходов и осмотров оборудования.

Орган регулирования отмечает, что в составе тарифного предложения Заявителя представлена информация о размещении на сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении закупки «Запрос предложений на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловых сетей» № 32009170097 с приложением локального сметного расчета на техническое обслуживание и текущий ремонт тепловых сетей (в ФАС России указанный локальный сметный расчет не представлен).

Также в дополнение к материалам тарифного предложения ООО «М-Энерго» в орган регулирования был представлен договор на техническое обслуживание тепловых сетей с ООО «СтройДизайнСервис» от 15.06.2020 № б/н (далее – договор от 15.06.2020), заключенный по результатам указанной выше закупки, и локальный сметный расчет № 1 от 07.04.2020 на техническое обслуживание и текущий ремонт тепловых сетей (в ФАС России указанные договор и локальный сметный расчет № 1 не представлены).

При этом, согласно пунктам 3-5 локального сметного расчета № 1 от 07.04.2020, количество единиц оборудования (камер) – 5 шт., согласно пунктам 3-5 приложения 2 «Калькуляция» к Указанному выше договору – 7 шт.

Таким образом, органом регулирования были учтены расходы на осмотры строительных конструкций тепловых сетей, трубопроводов и оборудования тепловых сетей, профилактики оборудования тепловых камер с учетом цен, определенных в приложении 2 к договору от 15.06.2020, исходя из количества оборудования, указанного в локальном сметном расчете № 1 от 07.04.2020.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения со стороны органа регулирования при определении им расходов по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2020 год для ООО «М-Энерго».

Следовательно, требования Заявителя по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» не подлежат удовлетворению.

2. Арендная плата.

ООО «М-Энерго» заявляет к учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии расходы по статье «Арендная плата» в размере 4 640,0 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2020 год учтены в размере 3 671,71 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 968,29 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие материалы:

- договор аренды сооружений коммунального хозяйства (тепловых сетей) № 1-МЭ от 14.04.2020 с ООО «Специализированный застройщик «Меридиан Констракшн Тобольск»;

- инвентарные карточки учета основных средств ООО «Специализированный застройщик «Меридиан Констракшн Тобольск».

Разногласия заключаются в применении сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств). Органом регулирования расчет произведён исходя из максимальны сроков полезного использования основных средств.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяются регулирующим органом в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Арендная плата» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ООО «М-Энерго» и Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований ООО «М-Энерго», указанных в заявлении о разногласиях с Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (исх. № 106 от 28.09.2020; рег. № 166766/20 от 01.10.2020).

 

 

 

Связанные организации

Тюменское УФАС России
ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308
Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области
ИНН 7202187072, ОГРН 1087232026200
ООО "М-ЭНЕРГО"
ИНН 7224078976, ОГРН 1187232008985