Решения по тарифам №СП/60690/20 Решение о прекращении расмотрения заявления по водоотведению... от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о прекращении рассмотрения заявления АО «Водный Союз» о досудебном рассмотрении спора (разногласий) между Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области

(исх. от 18.03.2020 № 1596, вх от 24.03.2020 рег. № 53276/20)

 

В ФАС России письмом (исх. от 18.03.2020 № 1596, вх от 24.03.2020 рег. № 53276/20) АО «Водный Союз» (далее - регулируемая организация, Заявитель, АО «Водный Союз») направлено заявление о досудебном рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, возникшего с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее — Департамент, ДГРЦиТ, орган регулирования) по постановлению Департамента от 20.12.2019 № 45-68 «О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18 декабря 2018 года № 43-14 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества «Водный Союз» (г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш) с календарной разбивкой» (далее – Постановление № 45-68) в части установления тарифа на водоотведение на 2020 год.

Согласно пункту 3 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее - Правила № 533) основанием для рассмотрения спора является заявление о рассмотрении спора, поданное в федеральный антимонопольный орган в бумажной форме или в форме электронного документа и подписанное заявителем либо уполномоченным им на это лицом (далее - заявление) в течение 3 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Решением ФАС России от 31.03.2020 № СП/26699/20 заявление АО «Водный Союз» принято к рассмотрению.

Срок рассмотрения в досудебном порядке спора (разногласий) между АО «Водный Союз» и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области продлен определением от 26.06.2020 № СП/53711/20 на основании запроса от 19.06.2020 № СП/51912/20.

В рамках рассматриваемого дела вторым апелляционным судом общей юрисдикции по делу от 25.06.2020 № 66а-404/2020 вынесено решение об отмене:

- постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18 декабря 2018 г. № 43-14 в части утверждения пунктом 2 раздела 2 производственной программы акционерного общества «Водный союз» в сфере водоотведения на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г., установления пунктом 4 долгосрочных параметров регулирования АО «Водный союз» для потребителей (в том числе населения) г. Курган; Кетовского района: с.Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское согласно приложению 2 и установления пунктом 3 тарифов на водоотведение АО «Водный союз» для потребителей (в том числе населения) г. Курган; Кетовского района: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское согласно приложению 1;

- постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20 декабря 2019 г. № 45-68 в части утверждения пунктом 2 раздела № 2 производственной программы акционерного общества «Водный союз» в сфере водоотведения на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г., установления пунктом 1 долгосрочных параметров регулирования АО «Водный союз» для потребителей (в том числе населения) г. Курган; Кетовского района: с.Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское согласно приложению 2 и установления пунктом 1 тарифов на водоотведение АО «Водный союз» для потребителей (в том числе населения) г. Курган; Кетовского района: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское согласно приложению 1.

Согласно подпункту «г» пункта 20 Правил № 533 рассмотрение спора прекращается в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в отношении рассматриваемых споров.

В соответствии пунктом 2 статьи 186 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

Исходя из вышеизложенного, при наличии решения второго апелляционного суда общей юрисдикции по делу от 25.06.2020 № 66а-404/2020 и признании недействующим оспариваемого постановления № 45-67 рассмотрение спора по заявлению о досудебном рассмотрении спора (разногласий) АО «Водный Союз» с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в сфере водоотведения ФАС России прекращается.

Решение о прекращении рассмотрении досудебного спора (разногласий) оглашено на заседании Комиссии ФАС России в режиме видео-конференц связи 13 июля 2020 г. в присутствии представителей АО «Водный Союз»: Гуляевой О.П., Романовой С.А.; представителей Департамента: Беловой А.В., Акатьевой Ж.В.

Вместе с тем необходимо отметить, что заявление АО «Водный Союз» принималось и рассматривалось ФАС России в соответствии с Правилами № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Тариф для АО «Водный Союз» на оказываемые услуги водоотведения установлен органом регулирования с применением метода индексации на 2019-2023 годы. Тариф на водоотведение для потребителей г. Курган; Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское; Варгашинский район: р.п. Варгаши, с. Варгаши; Куртамышский район: г. Куртамыш утвержден органом регулирования на 2020 год в размере 21,99 руб. за куб. м. (без НДС).

В поданном на досудебное рассмотрение спора в ФАС России заявлении АО «Водный Союз» указывает на то, что утверждённые Департаментом тарифы на 2020 год экономически не обоснованы, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2020 года в части оказываемой услуги водоотведения в сумме 71 251,93 тыс. руб. Так АО «Водный Союз» оспаривает расходы по следующим статьям затрат: «Ремонтные расходы в части текущего и капитального ремонта» по питьевому, «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала», «Амортизация основных средств и нематериальных активов», «Налог на имущество», «Расчетная предпринимательская прибыль ГО».

Кроме того, регулируемой организацией оспаривается подход, примененный органом регулирования в части исключения муниципальной субсидии за 2017-2019 гг. из состава НВВ 2018-2020 гг.

Необходимо отметить, что в рамках рассмотрения Курганским областным судом (по делу от 21.02.2020 № 3а-33/2020) и вторым апелляционном судом общей юрисдикции от 25.06.2020 № 66а-404/2020 регулируемой организацией оспаривались расходы по статьям заработная плата и отчисления на социальные нужды, ремонтные расходы, сбытовые расходы (резерв по сомнительным долгам), исключенная сумма целевых субсидий, выделенных из бюджета г. Кургана, в 2017 и 2018 гг.

В этой связи ФАС России считает обоснованным отразить в настоящем решении позицию по статьям, не рассмотренным в рамках судебного дела от 25.06.2020 № 66а-404/2020, но заявленным в ФАС России в рамках рассмотрения досудебного спора.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения  (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

1. Расходы по исключению органом регулирования из состава НВВ 2020 года муниципальной субсидии, полученной регулируемой организацией в 2019 году.

При корректировке необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2018 год, необходимая валовая выручка 2020 года уменьшена органом регулирования на 8 523,0 тыс.руб. - сумму целевых средств, полученных АО «Водный Союз» в 2019 году в рамках Соглашения о предоставлении из бюджета города Кургана субсидии организации водопроводно-канализационного хозяйства в 2018 году от 25.04.2018 № 61.

Субсидия из бюджета г. Кургана была предоставлена в соответствии с Порядком, утвержденным постановлениями Администрации города Кургана от 20.06.2017 № 4642 и от 26.03.2018 № 1898 (далее - Порядок), имеет целевой характер - выполнение мероприятий, направленных на осуществление текущей деятельности организации и на поддержание объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка получателями субсидий могут являться любые организации водопроводно-канализационного хозяйства, владеющие на законном праве объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенными в границах муниципального образования г. Кургана.

Согласно пункту 4 Порядка организациям в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.

Целевой характер и обоснованность выполненных мероприятий подтверждены отчетной документацией, которая своевременно и в полном объеме представлена АО «Водный Союз» в адрес Департамента ЖКХ Администрации г. Кургана.

Необходимо отметить, что мероприятия, финансирование которых осуществлено за счет целевой субсидии из городского бюджета, не учтены в перечне мероприятий Производственной программы, утвержденной Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области на 2016-2018 гг.

В отзыве, направленном в адрес ФАС России от 09.04.2020 № 04/1070, ДГРЦиТ Курганской области отмечает, что при определении размера НВВ по водоотведению орган регулирования руководствовался нормами действующего законодательства Российской Федерации, а именно Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

В 2018 году по Соглашению от 25.04.2018 № 61 из бюджета г. Кургана АО «Водный Союз» была выделена субсидия с целевым предназначением на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением регулируемого вида деятельности в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на территории г. Кургана. Данным соглашением предусмотрено финансирование капитальных ремонтов сетей водоснабжения, водоотведения и насосных станций.

Исходя из целевого назначения субсидии (финансирование текущей деятельности АО «Водный Союз» по водоотведению) данные финансовые средства предоставлены Обществу из бюджета г. Кургана на осуществление регулируемых видов деятельности.

При установлении тарифов на 2020 год из необходимой валовой выручки АО «Водный Союз» Департаментом исключена сумма субсидий, выделенных регулируемой организации из бюджета Курганской области, поскольку данные финансовые средства являются, по мнению органа регулирования, экономически необоснованными доходами прошлого периода регулирования.

При формировании НВВ в сфере водоотведения орган регулирования руководствовался нормами законодательства о бухгалтерском учете, а именно пунктом 2 Приказа Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99», согласно которому доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). При этом органом регулирования не принимались во внимание данные о фактических расходах АО «Водный Союз», направленных на исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением о предоставлении из бюджета города Кургана субсидии организации водопроводно-канализационного хозяйства в 2018 году № 61 от 25 апреля 2018 г. (с учетом дополнительных соглашений).

Данное соглашение заключено между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Курган и АО «Водный Союз» с целью предоставления из бюджета города Кургана субсидий финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) мероприятий, направленных на осуществление текущей деятельности организации и на поддержание объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в состоянии соответствующем установленным требованиям технического регламента. Проект мероприятий строго регламентирован пунктами 1.1.2 Соглашения. Взаимодействие Сторон по исполнению обязательств предусмотрены частью 4 соответствующего Соглашения.

Согласно пункту 4.3.7 Соглашения получатель АО «Водный Союз» должен обеспечить возврат в бюджет города Курган Субсидии в полном объеме в случаях: нецелевого использования субсидий; реорганизации ликвидации или банкротства получателя субсидии; нарушений получателем Субсидии условий, целей и порядка предоставления Субсидии, выявленного по факту проверок, проведенных уполномоченным органом и органом муниципального финансового контроля. Получение АО «Водный Союз» субсидии из бюджета г. Курган имеет строгое целевое назначение, в рамках проведения работ, предусмотренных Соглашением. В случае неисполнения условий по реализации мероприятий, предусмотренных Соглашением, исключение (возврат) выделенных средств осуществляется уполномоченным органом.

Исходя из вышеизложенного, контроль за использованием субсидий возложен на уполномоченный орган и орган муниципального финансового контроля Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Курган.

Полномочия в части контроля и исполнения вышеуказанного Соглашения об освоении регулируемой организацией субсидий у Департамента государственного регулирования тарифов Курганской области отсутствуют.

При этом в условиях того, что мероприятия, функции (расходы), предусмотренные Соглашением, могут осуществляться регулируемой организацией собственными силами в том числе с привлечением персонала АО «Водный союз», задействованного в регулируемых видах деятельности, а также с привлечением оборудования, непосредственно задействованного в регулируемых видах деятельности, и иных расходов, относимых также на регулируемый вид деятельности, в рамках реализации Соглашения возникает возможность двойного учета расходов как в составе регулируемых тарифов, так и в рамках выделенных средств, за счёт субсидий.

Поскольку орган регулирования проводит анализ расходов, учтённых в составе производственной программы и соответственно регулируемых тарифов согласно требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), Департаменту следует проводить комплексный анализ расходов на предмет выявления (наличия) дублирующих мероприятий, функций (расходов), учтенных как в составе производственной программы, необходимой валовой выручке, так и в Соглашении.

2. Расходы по статье «Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов»

Сумма по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов», заявленная АО «Водный Союз» в орган регулирования в сфере водоотведения на 2020 год, составляет 5 029,72 тыс. рублей. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов Департаментом учтены при установлении тарифов на водоотведение для потребителей АО «Водный Союз» в составе НВВ на 2020 год в сумме 3 083,82 тыс. руб. 

Необходимо отметить, что в ФАС России на досудебное урегулирование спора АО «Водный Союз» расходы по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» заявлены в размере 7 050,23 тыс. руб., что выше на 2 020,51 тыс. руб. от заявленной суммы амортизационных отчислений в орган регулирования в период тарифной кампании 2020 года.

Согласно Учетной политике АО «Водный Союз», разработанной на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, к основным средствам относятся активы стоимостью более 40 000 рублей за единицу.

Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом, при котором годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежности и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Включение в состав основных средств арендатора законченных капитальных вложений в арендованные объекты основных средств (выполненных работ по модернизации, реконструкции) в сумме фактически произведенных затрат производится в соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», с пунктом 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 32 н.

Следует отметить, что в заявленных требованиях АО «Водный Союз» вышеизложенная позиция подтверждается решением ВАС РФ от 27.01.2012 № 16291/11, в котором указано, что до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды. Соответственно, на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств.

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 стоимость неотделимых улучшений в арендованные основные средства погашается путем начисления амортизации в течение срока его полезного использования.

Согласно доводам, указанным в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) АО «Водный Союз», все объекты основных средств используются в производственной деятельности, связанной оказанием услуги по водоотведению. Иных источников (кроме тарифного) для финансирования расходов по амортизации основных средств, не имеется.

В направленном в адрес ФАС России отзыве от 09.04.2020 № 04/1070 ДГРЦиТ Курганской области отражено, что величина расходов на амортизацию основных средств определена с учетом анализа информации, представленной АО «Водный Союз» в виде инвентарных карточек основных средств, а также исходя из балансовой стоимости основных средств, приобретенных за счет иных источников финансирования (отличных от платы за технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения) и срока их полезного использования в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, как указывает орган регулирования, в расходы по данной статье не включены суммы амортизации по основным средствам, источником финансирования которых является плата за технологическое присоединение к централизованным системам водоотведения, а также амортизация по неотделимым улучшениям арендованного имущества, по объектам основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю.

В этой связи сумма затрат АО «Водный Союз» на амортизацию в размере, предложенном Обществом, не принята органом регулирования по причине отсутствия соответствующего экономического обоснования.

Согласно позиции Департамента, в случае строительства объектов за счет бюджетных средств, либо за счет платы за технологическое присоединение АО «Водный Союз» фактически не несет затрат, следовательно амортизационные отчисления по данным видам объектов, при формировании НВВ регулируемых видов деятельности не нуждаются в соответствующем учете.

Пунктом 43 Основ ценообразования № 406 установлено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

В соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1746-э величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э.

Согласно пункту 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Исходя из вышеизложенного, в случае если регулируемая организация осуществляет регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием объектов водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых ею на праве собственности или ином законном основании, начисленная ею амортизация по таким объектам в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, подлежит учету в необходимой валовой выручке регулируемой организации для целей расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов и метода экономически обоснованных расходов.

Порядок начисления амортизации организациями - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) по объектам основных средств, находящимся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н.

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 посредством начисления амортизации погашается стоимость объекта основных средств, то есть его стоимость переносится на расходы в течение срока полезного использования.

Стоимостью объекта основных средств, используемого для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление данного объекта, которые компенсируются посредством включения амортизации по такому объекту в необходимую валовую выручку организации, на основании которой рассчитываются тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно письмам Минфина России от 24.05.2013 № 03-05-05-01/18569, от 13.03.2012 № 03-05-05-01/15, а также пунктом 5 ПБУ 6/01 установлены особенности, в соответствии с которыми в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств (то есть вышеуказанные затраты, увеличивающие первоначальную стоимость арендованного объекта основных средств).

Исходя из вышеизложенного, произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества (стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества), принятые арендатором на учет после 1 января 2013 года в состав основных средств, подлежат налогообложению до их выбытия.

Также подлежит компенсации посредством учета амортизации в составе необходимой валовой выручки организации стоимость полученных ею от собственника основных средств в случае, если заключенным между организацией и собственником имущества договором предусмотрено возмещение расходов собственника имущества, формирующих стоимость основных средств.

Согласно постановлению Администрации города Кургана от 09.07.2013  № 4933 (ред. от 28.02.2019) «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы развития объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых АО «Водный Союз» в границах муниципального образования города Кургана, на 2013 - 2020 годы» объем финансовых потребностей на реализацию мероприятий определяется посредством суммирования финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия. Финансовые потребности на реализацию мероприятий инвестиционной программы могут определяться на основе собственных средств АО «Водный союз», в том числе прибыли, направленной на инвестиции, амортизационных отчислений; платы за подключение (технологическое присоединение), полученной от применения установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Следовательно, амортизационные отчисления, учтенные в тарифе, могут являться источником финансирования мероприятий по строительству, модернизации, реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, предусмотренных утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой организации и должны быть израсходованы организацией на указанные цели.

Начисляемые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета амортизационные отчисления накапливаются в целях компенсации износа основных фондов, накопления необходимых средств для воспроизводства и восстановления основных фондов (возмещения выбывших основных фондов).

Согласно пунктам 3.8 и 3.16 Положения о проведении планового – предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства», утвержденного протоколом № 13-8 Госстроя РСФСР от 1 июня 1989 года и управлением жилищно-гражданского строительства Госстроя УССР от 21 сентября 1989 г. № 2/329 (далее – Положение о ремонтах), ремонтные работы в объеме текущего ремонта, производимые в процессе капитального ремонта, осуществляются за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт и капитальный ремонт осуществляется за счет амортизационных отчислений, предназначенных на эти цели.

Согласно пункту 4.1 Положения о ремонтах, оно обязательно для применения предприятиями ВКХ.

Таким образом, амортизационные отчисления могут направляться на реализацию мероприятий по проведению аварийно-восстановительных, текущих и капитальных работ. Что в свою очередь не нарушает положений Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э, Налогового кодекса и бухгалтерского учета.

Согласно дополнительному запросу ФАС России исх. от 19.06.2020 № СП/51912/20, направленному в адрес Департамента и АО «Водный Союз», заявителем (вх. от 26.06.2020 № 110598-ЭП/20), органом регулирования (вх. от 26.06.2020 № 111210-ЭП/20) представлены пояснения по расчету и учету сумм амортизационных отчислений на 2020 год. 

Анализируя представленный органом регулирования расчет амортизационных отчислений, учтенных в составе НВВ АО «Водный Союз» на 2020 год в сфере водоотведения в формате Microsoft Excel, ФАС России выявлены неучтенные органом регулирования объекты основных фондов, срок амортизации по которым не истек. При этом по аналогичным объектам, амортизационные отчисления органом регулирования приняты в состав НВВ по водоотведению на 2020 год.

Также при сопоставлении сумм амортизационных отчислений, заявленных АО «Водный Союз» на рассмотрение спора (разногласий) в ФАС России и в представленных пояснениях (вх. от 26.06.2020 № 110598-ЭП/20), выполненных и предоставленных АО «Водный Союз» также в формате Microsoft Excel к дополнительному запросу, ФАС России выявлены существенные расхождения сумм по данной статье.

Согласно представленному дополнительному пояснению АО «Водный Союз» сумма амортизационных отчислений в составе НВВ на 2020 год в сфере водоотведения составила 5 073,89 тыс. руб. (в том числе амортизационные отчисления по объектам; приобретенным за счет технологического присоединения — 913,321 тыс. руб., за счет прочих источников – 3 245,43 тыс. руб., за счет инвестиционной программы – 764,083 тыс. руб. и амортизационных отчислений по вспомогательному производству – 248,81 тыс. руб.), что ниже заявленной суммы на рассмотрение разногласий в ФАС России на 1 976,34 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, подход органа регулирования по формированию и учету амортизационных отчислений в составе НВВ на 2020 год не может быть признан ФАС России экономически обоснованным.

3. Расходы по статье «Налог на имущество»

Расходы по статье «Налог на имущество» АО «Водный Союз» заявлены на 2020 год в орган регулирования в сфере водоотведения в размере 1 055,55 тыс. руб. Департаментом учтены при установлении тарифов на водоотведение в сумме 151,14 тыс. руб.

В ФАС России на досудебное урегулирование спора АО «Водный Союз» расходы по статье «Налог на имущество организации» в сфере водоотведения заявлены в сумме 1 826,44 тыс. руб., что выше на 770,89 тыс. руб. заявленной суммы по данной статье в орган регулирования в период тарифной кампании 2020 года.

Снижение расходов по статье «Налог на имущество» от заявленных АО «Водный Союз» органом регулирования в сфере водоотведения составило 904,41 тыс. руб.

ДГРЦиТ Курганской области по данной статье не учтен налог на имущество по основным средствам, источником финансирования которых является плата за технологическое присоединение к централизованным системам водоотведения и по неотделимым улучшениям арендованного имущества.

Имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, облагается налогом на имущество согласно пункту 1 статьи 374 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Поскольку неотделимые улучшения в арендованные основные средства учитываются на балансе АО «Водный Союз», следовательно регулируемая организация признается плательщиком налога на имущество до момента выбытия данных объектов.

Основные средства, источником финансирования которых является плата за технологическое присоединение к централизованным системам водоотведения, также учитываются на балансе АО «Водный Союз» и, соответственно, подлежат обложению налогом на имущество.

Налог на имущество в бухгалтерском учете отражается в составе расходов по обычным видам деятельности согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. 

В соответствии со статьей 374 Налогового Кодекса Российской Федерации указан перечень объектов, которые не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество. Таким образом, перечень основных средств, не признаваемых объектами налогообложения налогом на имущество, согласно статье 374 Налогового Кодекса Российской Федерации является закрытым.

Все основные средства, признаваемые объектами налогообложения и заявленные в составе тарифных материалов, задействованы АО «Водный Союз» в производственной деятельности, связанной с обеспечением потребителей услугой водоотведения. Иных источников (кроме тарифного) для финансирования расходов по налогу на имущество, используемое в производственной деятельности, не имеется.

При этом регулируемая организация указывает на то, что исключение затрат по данной статье лишает предприятие источника исполнения обязательств перед бюджетом Российской Федерации. Нарушение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов влечет за собой применение налоговым органом санкций определенного характера: приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках и наложение ареста на имущество, взыскание пени, процентов и штрафов, что может привести к полной остановке производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 406 расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов относятся к неподконтрольным расходам.

Согласно пункту 30 Методических указаний № 1746-э при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитываются: налог на прибыль; налог на имущество организаций; земельный налог; водный налог и плата за пользование водным объектом; транспортный налог; прочие налоги и сборы, за исключением налогов и сборов с фонда оплаты труда, учитываемых в составе производственных, ремонтных и административных расходов; плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.

В соответствии со статьей 2 Закона Курганской области от 26.11.2003 № 347 «О налоге на имущество организаций на территории Курганской области» налог на имущество рассчитывается в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации, исходя из стоимости основных средств, принятых к учету в тарифах на водоотведение и ставки налога - 2,2 %.

Налоговая база для расчета налога на имущество определяется в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что регулируемой организацией по факту 2018 года понесены расходы по вышеуказанной статье затрат выше принятой органом регулирования на соответствующий период регулирования, поскольку регулируемой организацией представлены подтверждающие данные о фактически понесенных расходах в прошлых периодах регулирования.

На основании вышеизложенного, подход органа регулирования по учету в составе НВВ на 2020 год расходов по статье «Налог на имущество» не может быть признан ФАС России экономически обоснованным.

4. Расчетная предпринимательская прибыль (далее - РПП)

Органом регулирования в составе НВВ на 2020 год АО «Водный Союз» предпринимательская прибыль гарантирующей организации принята в сфере водоотведения в размере 20 632,78 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленная АО «Водный Союз» и влияющая на размер расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации, складывается в том числе исходя из разницы по амортизационным отчислениям и отчислениям по налогу на имущество.

Соответственно, величина разногласий по расчетной предпринимательской прибыли в сфере водоотведения составляет 282,09 тыс. руб., а сумма расчетной предпринимательской прибыли составляет 20 914,87 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из вышеизложенного органу регулирования следует руководствоваться пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 при определении расчетной предпринимательской прибыли, входящей в состав НВВ АО «Водный Союз» на 2020 год, в том числе с учётом доводов, изложенных в настоящем решении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

ОАО "Водный союз"
ИНН 4501158733, ОГРН 1104501002209
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области
ИНН 4501103572, ОГРН 1034500018739
Курганское УФАС России
ИНН 4501099573, ОГРН 1024500512981