Решение №СП/87279/23 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
 

Резолютивная часть решения оглашена «19» октября 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

<...>;

Членов Комиссии ФАС России:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «ВКХ» (далее — Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 30.06.2023 № 65, вх. от 07.07.2023 рег. № 103535/23), возникший с Департаментом тарифного регулирования Томской области (далее — Департамент, орган регулирования) по вопросу установленного тарифа в сфере водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, <...>, представителей ООО «ВКХ» в лице <...>, <...>, Комиссия ФАС России,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 30.06.2023 № 65, вх. от 07.07.2023 рег. № 103535/23) о разногласиях между ООО «ВКХ» и Департаментом тарифного регулирования Томской области по вопросу установления тарифов в сфере водоотведения на 2023 год.

ООО «ВКХ» является гарантирующей организацией и оказывает услуги в сфере водоотведения на территории деревни Лоскутово, городской округ город Томск, по тарифам, установленным с применением метода экономически обоснованных расходов с 11.04.2023.

Основанием для разногласий между ООО «ВКХ» и органом регулирования послужил приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 04.04.2023 № 5-17/9(20) «Об утверждении производственной программы, установлении тарифов организации общество с ограниченной ответственностью «ВКХ» в сфере водоотведения».

Величина тарифа в сфере водоотведения, установленная оспариваемым решением, составляет 114,70 руб./куб. м (НДС не предусмотрен).

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной (согласно заявленным требованиям), составляет 247,89 руб./куб. м (НДС не предусмотрен).

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленный Департаментом, составил 11 975,2 тыс. руб.

ООО «ВКХ» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной, в размере 25 880,1 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила 13 904,9 тыс. руб.

Заявитель просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифов на водоотведение на 2023 год следующие статьи затрат:

 

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономи­ческих показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

(С – А) 

Количественные показатели

1

Электроэнергия, тыс. руб.

2 935,3

5 018,2

5 018,2

2 082,9

2

Расходы на оплату труда, тыс. руб.

4 748,8

11 153,6

11 153,6

6 404,8

3

Ремонтные расходы, тыс. руб.

0,00

1 185,1

1 185,1

1,185,1

4

Аренда имущества, тыс. руб.

5,9

90,3

90,3

84,4

5

Расчетная предпринимательская прибыль, тыс. руб.

0,00

1 532,6

1 232,4

1 232,4

 

Итого по статьям, тыс. руб.

7 690,0

18 979,8

18 679,6

10 989,6

 

Итого НВВ, тыс. руб.

11 957,2

32 185,6

25 880,1

13 904,9

 

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 406 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Электроэнергия.

ООО «ВКХ» заявляет о необходимости учета расходов в размере 5 018,2 тыс. руб. на 2023 год. Органом регулирования учтены расходы на 2023 год в размере 2 935,3 тыс. руб.

Таким образом, объем разногласий по данной статье составил 2 082,9 тыс. руб.

В части расходов на электроэнергию ООО «ВКХ» оспаривает учтенные Департаментом натуральные показатели и стоимость электрической энергии.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования, а также в адрес ФАС России ООО «ВКХ» представлены: заявление в Томскэнергосбыт о заключении договора на поставку электрической энергии на 2023 год; регистрация входящего номера заявления ООО «ВКХ»; анкета мониторинга по электрической энергии по оборудованию на 2023 год; счета-фактуры с актами и ведомостью за электрическую энергию за январь 2023 года (выписан на ООО «ВКХ Лоскутово» в связи с подготовкой договора с ООО «ВКХ»).

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность) определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности) на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 20 Методических указаний № 1746-э расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к Методическим указаниям № 1746-э). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке. В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Регулируемая организация отмечает, исходя из технических характеристик оборудования и технологического процесса и его автоматического регулирования, в том числе исходя из паспортных данных проекта станции, экономически обоснованный расчет по определению годового расхода электроэнергии составляет 762,687 тыс. кВт. ч.

Однако, ООО «ВКХ» указывает на то, что анкета мониторинга включает в себя расчетные значения необходимого количества электроэнергии, в том числе – транспортировка стоков в размере 54,523 тыс. кВт. ч., очистка стоков в размере 590,240 тыс. кВт. ч., что составляет 644,763 тыс. кВт. ч.

Комиссия ФАС России отмечает, что, исходя из представленной ООО «ВКХ» счет-фактуры от 26.02.2023 № 70060009449 следует, что объем потребляемой энергии составляет 70 915 кВт.ч., цена (тариф) за единицу измерения составляет 6,48574 руб. (без НДС), что составляет 7,78 руб. (с НДС).

Согласно экспертному заключению об установлении тарифов на водоотведение ООО «ВКХ» на 2023 год органом регулирования принят объем потребляемой энергии в размере 393 735,945 кВт.ч, тариф на электрическую энергию органом регулирования принят в размере 7,45 руб. (с НДС).

Департамент отмечает, что затраты на электрическую энергию определены органом регулирования на 2023 год в размере 2 935,29 тыс. руб. исходя из:

- планового удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод на единицу объема транспортируемых сточных вод, для предыдущей организации ООО «ВКХ Лоскутово» на 2023 год, в размере 0,64 кВт.ч/куб. м.;

- планового удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод на единицу объема очищаемых сточных вод, для предыдущей организации ООО «ВКХ Лоскутово» на 2023 год, в размере 3,13 кВт.ч/куб. м.

Также в связи с тем, что ООО «ВКХ» осуществляет деятельность по водоотведению в тех же условиях и на том же оборудовании, что и ООО «ВКХ Лоскутово» (предшествующая организация), Департаментом произведен расчет исходя из планового удельного расхода электроэнергии, потребляемой в технологических процессах очистки и транспортировки сточных воды для предыдущей организации ООО «ВКХ Лоскутово» и планового объема сточных вод на 2023 год.

Департамент отмечает, что удельный расход электроэнергии для ООО «ВКХ Лоскутово» на 2023 год определен исходя из фактического удельного расхода на электроэнергию за 2021 год. Среднегодовая стоимость 1 кВт.ч. электроэнергии на 2023 год определена исходя из средневзвешенного значения фактической цены за 2021 год предыдущей организации с учетом ИПЦ на 2022-2023 гг., с учетом НДС.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом «о» пункта 17 Правил № 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

Вместе с тем договор о поставке электрической энергии на плановый период 2023 года в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования ООО «ВКХ» в адрес ФАС России, в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий) не представлен (документы должны содержать подписи и печати обеих сторон).

Учитывая, что регулируемой организацией не представлен заключенный и подписанный договор о поставе электрической энергии на 2023 год, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленной ООО «ВКХ» цены электрической энергии.

Комиссия ФАС России также отмечает, что органом регулирования не представлен расчет, предусмотренный Методическими рекомендациями по определению потребности в электрической энергии на технологические нужды в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, разработанными Центром муниципальной экономики и права, г. Москва 2007 (далее – Методические рекомендации по определению потребности в ЭЭ).

Органом регулирования расчет экономически обоснованных объемов планируемой потребности электроэнергии по каждому виду насосов регулируемой организации не произведен.

Необходимо отметить, что Департаментом расходы на электроэнергию не включены в заявленном ООО «ВКХ» размере без указания в экспертном заключении конкретных причин, и ссылок на правовые нормы. Таким образом, орган регулирования не проводит оценку представленных ООО «ВКХ» документов на соответствие требованиям.

Согласно подпункту «г» пункта 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России отмечает, что поскольку по статье «Электроэнергия» органом регулирования не проводится анализ расходов согласно требованиям пункта 22 Основ ценообразования, Департаменту необходимо провести дополнительный анализ расходов по статье «Электроэнергия» в части удельного расхода электрической энергии. Принимая во внимание довод Департамента о том, что ООО «ВКХ» оказывает услуги в тех же условиях и на том же оборудовании, что и предыдущая организация ООО «ВКХ Лоскутово», ввиду того, что удельный расчет электроэнергии определен органом регулирования исходя из средневзвешенных фактических значений за 2021 год предыдущей организации ООО «ВКХ Лоскутово», органу регулирования необходимо представить расчет удельного расхода электрической энергии для предыдущей организации, а также обосновывающие материалы, подтверждающие фактические данные за 2021 год, в том числе счета-фактуры, акты приема-передачи электроэнергии. В случае отсутствия экономического обоснования, а также в случае выявления факта, свидетельствующего о наличии фактических данных по потреблению электроэнергии предыдущей организации, превышающих установленные органом регулирования значения, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на электроэнергию исходя из технических паспортов оборудования, счетов фактур и актов приема-передачи электроэнергии за 2023 год ООО «ВКХ», дополнительно запросив у ООО «ВКХ» необходимые документы. По результатам вышеуказанного анализа в случае отсутствия экономического обоснования, а также в случае выявления факта, свидетельствующего о наличии фактических данных по потреблению электроэнергии предыдущей организации, превышающих установленные органом регулирования значения, органу регулирования необходимо учесть дополнительно расходы по данной статье, основываясь на положениях Федерального закона № 416-ФЗ и Основ ценообразования № 406, не превышая заявленных ООО «ВКХ» в Департамент на момент установления тарифов, а также в адрес ФАС России требований, отразив в экспертном заключении анализ, расчеты и обосновывающие документы по расходам на электроэнергию.

2. Расходы на оплату труда производственного и административного персонала.

ООО «ВКХ» заявляет о необходимости учета расходов в размере 11 153,6 тыс. руб. на 2023 год. Органом регулирования учтены расходы на 2023 год в размере 4 748,8 тыс. руб.

Таким образом, объем разногласий по данной статье составил 6 404,8 тыс. руб.

В части расходов на оплату труда производственного и административного персонала ООО «ВКХ» оспаривает учтенную Департаментом численность персонала.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования, а также в адрес ФАС России ООО «ВКХ» представлены: штатное расписание участка по приему, транспортировки и очистке стоков на 2023 год; штатное расписание аппарата управления на 2023 год; расчет численности по транспортировке и очистке стоков; расчет численности руководителей, специалистов и служащих водопроводно-канализационного хозяйства; расчет численности оперативного персонала водоснабжения; расчет баланса рабочего времени на 2023 год; расчет сменности работы на 2023 год; положение об оплате труда работников ООО «ВКХ»; положение о премировании и материальном стимулировании работников ООО «ВКХ»; тарифные заявки 2023 года; приказ № 4 от 30.12.2022 «Об учетной политике организации ООО «ВКХ» на 2023 год».

Пунктом 39 Основ ценообразования № 406 определено, что в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.

Также пунктом 41 Основ ценообразования № 406 установлено, что к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Регулируемая организация отмечает, что Департаментом была некорректно рассчитана численность персонала регулируемой организации. ООО «ВКХ» был представлен расчет нормативной численности основного производственного и административного персонала в соответствии с Приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 23.03.2020 № 154/пр (далее – Приказ 154/пр) в адрес органа регулирования.

Согласно расчету ООО «ВКХ» для определения НВВ в сфере водоотведения регулируемая организация заявляет численность основного производственного персонала (далее – ОПП) в размере 24,45 ед., численность административно управленческого персонала (далее – АУП) в размере 9,34 ед.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что согласно пункту 17 приказа от 30.12.2022 № 4 «Об учетной политике организации на 2023 год» затраты на транспорт распределяются по видам деятельности пропорционально отработанных часов, затраты по вспомогательному производству распределяются пропорционально выручке счета 90.1 по основным видам деятельности, распределение заработной платы производственного персонала осуществляется согласно приложению № 2.

Таким образом, заявленный ООО «ВКХ» в адрес ФАС России фонд оплаты труда производственного персонала в сфере водоотведения составляет 7 865,09 тыс. руб., фонд оплаты труда административно-управленческого персонала в сфере водоотведения составляет 3 288,54 тыс. руб.

Департаментом, в свою очередь, учтены расходы на оплату труда ОПП в сфере водоотведения на уровне 2 861,41 тыс. руб., при этом численность ОПП утверждена Департаментом в размере 8,9 ед., расходы на оплату труда АУП в сфере водоотведения на уровне 1 887,44 тыс. руб., при этом численность АУП утверждена Департаментом в размере 5,36 ед.

Орган регулирования отмечает, что численность АУП определена исходя из нормативного расчета численности АУП в соответствии с Приказом 154/пр исходя из принятой численности производственного персонала в сфере водоотведения в размере 5,36 ед. Также орган регулирования отмечает, что в связи с тем, что ООО «ВКХ» осуществляет деятельность по водоотведению в тех же условиях и на том же оборудовании, что и предыдущая организация ООО «ВКХ Лоскутово», оказывающая услуги водоотведения, орган регулирования принимает численность АУП в том же распределении, которое применялось при установлении тарифов на водоотведение для предыдущей организации ООО «ВКХ Лоскутово».

Комиссия ФАС России отмечает, что в направленных органом регулирования в адрес ФАС России пояснениях, орган регулирования отмечает, что нормативная численность АУП определена в соответствии с Приказом № 154/пр без расшифровки по профессиям, а также без иных пояснений.

В связи с чем, Комиссия ФАС России не признает действия органа регулирования экономически обоснованными ввиду отсутствия пояснений, расчетов и расшифровок принятой органом регулирования численности АУП.

В части учета численности ОПП орган регулирования отмечает, что принятая органом регулирования численность не превышает нормативную численность, определенную в соответствии с Приказом № 154/пр в размере 8,9 ед.

Также необходимо отметить, что в состав арендованного имущества ООО «ВКХ» входит две канализационно-насосные станции. При расчете нормативной численности насосных станций канализации органом регулирования принята численность в размере 0,08 ед. Таким образом, принятая органом регулирования численность в размере 0,08 ед. не способна обеспечить обслуживание двух канализационно-насосных станций, так как принятая органом регулирования численность способна обеспечить обслуживание только одной канализационно-насосной станции.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что в представленном ООО «ВКХ» расчете численности по транспортировке и очистке стоков также выявлен ряд несоответствий. Так, при расчете пункта 2.11.12 (таблица 28) Приказа № 154/пр регулируемая организация применяет фактические данные протяженности канализационной сети в размере 13,7 км, однако, в представленном в адрес ФАС России заявлении о рассмотрении спора (разногласий) на странице 16 указано, что в состав арендованного имущества входят сети канализации различного диаметра, протяженностью 8,1 км.

Также в представленном ООО «ВКХ» расчете указан расчет пункта 2.10.23 таблицы 10 Приказа № 154/пр и расчет пункта 2.1.13 таблицы 13 Приказа № 154/пр. Необходимо отметить, что представленный пункт 2.1.13 таблицы 13 является продублированной таблицей 10 Приказа № 154/пр. Также согласно расчетам пункта 2.10.13 фактический объем очистки (пропуска) сточных вод составляет 0,273 тыс. куб. м в сутки. При этом, в продублированной таблице 10 фактический объем очистки (пропуска) сточных вод составляет 0,28 тыс. куб. м в сутки.

Необходимо также отметить, что согласно штатному расписанию ООО «ВКХ» заявляет учет в основном производственном персонале следующих единиц: водитель УАЗ-396 в размере 0,5 ед., водитель ГАЗ 53 цистерна в размере 1 ед., тракторист в размере 0,25 ед., что составляет 1,75 ед.

Согласно экспертному заключению об установлении тарифов на водоотведение ООО «ВКХ» на 2023 год, органом регулирования учтены данные единицы в статье «Транспортные расходы». Таким образом, органом регулирования принята численность водителей в соответствии с данными, отраженными в представленном ООО «ВКХ» штатном расписании на 2023 год, в размере 1,51 ед.

В письменных пояснениях, направленных органом регулирования в адрес ФАС России, Департамент отмечает, что согласно данным предшествующей организации ОО «ВКХ Лоскутово» об отработанных машино-часах транспортом организации за 2021 год, автомобили организации оказывали транспортные услуги по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности. В связи с чем, численность водителей ООО «ВКХ» принята Департаментом на основании штатного расписания на 2023 год за вычетом нерегулируемых видов деятельности в размере 1,51 ед.

Таким образом, органом регулирования принята численность ОПП в размере 8,90 ед. и численность транспортного участка в размере 1,51 ед., что составляет 10,41 ед.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России предписывает органу регулирования провести дополнительный анализ расходов на оплату труда производственного и административного персонала в части учета численности административно-управленческого персонала и основного производственного персонала, без учета численности персонала, задействованного на транспортном участке, на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета численности, дополнительно запросив при необходимости документы у ООО «ВКХ» для расчета, по результатам которого учесть затраты (расходы) на экономически обоснованном уровне, распределив на регулируемые виды деятельности в соответствии с учетной политикой ООО «ВКХ», не превышая заявленных ООО «ВКХ» в ФАС России требований, отразив в экспертном заключении анализ и расчеты принятой численности.

3. Ремонтные работы (текущий и капитальный).

ООО «ВКХ» заявляет о необходимости учета расходов в размере 1 185,1 тыс. руб. на 2023 год. Органом регулирования данные расходы не учтены в полном объеме.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования, а также в адрес ФАС России ООО «ВКХ» представлены: план текущего и капитального ремонта на 2023 год; ЛСР «Капитальный ремонт канализационного колодца, замена труб канализации г. Томск, д. Лоскутово ул. Гагарина д. 56, 40, 43, 32»; ЛСР «Текущий ремонт канализационного колодца г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина д. 10, 8, 16, 12, ул. Гагарина д. 39»; ЛСР «Очистка канализационной сети г. Томск, д. Лоскутово, ул. Гагарина д. 32-54, пер. Светлый д. 4-5»; ЛСР «Очистка камер от мокрого ила и грязи в КНС г. Томск, д. Лоскутово, ул. Пушкина, д. 24».

Согласно пункту 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 406 при определении ремонтных расходов регулируемой организации используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В соответствии с подпунктами «а», «д», «о» пункта 17 Правил № 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;

о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

Регулируемая организация отмечает, что расходы на текущий и капитальный ремонт рассчитаны исходя из требований по обеспечению и поддержанию в работоспособном состоянии всей инженерной инфраструктуры водоотведения переданных в аренду объектов.

Департамент указывает на то, что расходы на ремонт не учтены органом регулирования в составе НВВ регулируемой организации в связи с тем, что ООО «ВКХ» не представлены в адрес органа регулирования материалы, обосновывающие объем и необходимость ремонтных работ, а именно акты осмотров объектов водоотведения.

Также орган регулирования отмечает, что в договоре № ЖОС-174-Д от 10.03.2023 указано то, что в течение 30 календарных дней с момента заключения договора аренды арендатор должен представить арендодателю на утверждение проект программы капитального ремонта, а арендодатель утвердить ее. Таким образом, орган регулирования указывает на то, что представленный план ремонтов не соответствует форме программы капитального ремонта, не утвержден в установленном порядке.

Необходимо отметить, что в соответствии с положением подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ на ООО «ВКХ» возложена обязанность по бесперебойному и качественному обеспечению абонентов водоотведения, при этом обеспечение доступности водоотведения для абонентов обеспечивается за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоотведение. В этой связи реализовать указанные требования законодательства Российской Федерации регулируемой организацией не представляется возможным, поскольку органом регулирования учтены расходы по данной статье на уровне 0 тыс. руб.

В составе тарифной заявки в обоснование мероприятий по ремонту ООО «ВКХ» представлен в адрес органа регулирования план текущего и капитального ремонта на 2023 год, а также локальные сметные расчеты и дефектные ведомости, согласованные с Департаментом городского хозяйства администрации города Томска.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что Департаментом расходы на текущий и капитальный ремонт систем водоотведения не включены в полном размере, также в отзыве органа регулирования, направленном в адрес ФАС России, отсутствует экономическое обоснование и ссылки на правовые нормы.

Согласно подпункту «г» пункта 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях.

В этой связи, поскольку по статье «Ремонтные расходы» органом регулирования не учтены затраты в составе НВВ, анализ расходов согласно требованиям пункта 22 Основ ценообразования не проводился, а также в связи с тем, что на регулируемую организацию возложена обязанность по бесперебойному и качественному обеспечению абонентов водоотведения, Комиссия ФАС России предписывает Департаменту провести дополнительный анализ расходов по статье «Ремонтные расходы», при необходимости запросив у ООО «ВКХ» дополнительные документы, по результатам которого дополнительно учесть расходы по данной статье, основываясь на положениях Федерального закона № 416-ФЗ и положениях Основ ценообразования № 406, не превышая заявленных ООО «ВКХ» в Департамент на момент установления тарифов, а также в адрес ФАС России расходов.

4. Аренда имущества производственных объектов.

ООО «ВКХ» заявляет о необходимости учета расходов в размере 90,3 тыс. руб. на 2023 год. Органом регулирования учтены расходы на 2023 год в размере 5,9 тыс. руб.

Таким образом, объем разногласий по данной статье составил 84,4 тыс. руб.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 406 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования, а также в адрес ФАС России ООО «ВКХ» представлены: договор аренды № А-57 от 01.01.2023; доп. соглашение № 1 к договору № А-57 от 01.01.2023; письмо ООО «Комресурс» исх. № 7 от 28.03.2023; договор аренды муниципального имущества № ЖОС 174-Д от 10.04.2023; соглашение от 27.03.2023 об изменении договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска № ЖОС-174Д от 10.01.2023; расшифровка арендной платы по договору ЖОС-174Д от 10.01.2023 с учетом соглашения от 27.03.2023 об изменении; инвентарные карточки основных средств к договору аренды № А-57 от 01.01.2023; инвентарные карточки основных средства к договору аренды № ЖОС-174Д от 10.01.2023.

Регулируемая организация отмечает, что органом регулирования арендная плата по договорам №№ А-56, А-58, А-60 между ООО «ВКХ» и ООО «Комресурс» определена неправомерно. Также ООО «ВКХ» отмечает, что регистрация договора аренды предусматривает внесение изменений в свидетельство о регистрации каждого объекта недвижимости в этом договоре, требующего определенного времени. Также органом регулирования не запрошено у Администрации города Томска гарантийное письмо по срокам регистрации договора.

Департамент отмечает, что сумма заявленных ООО «ВКХ» расходов на аренду имущества на 2023 год в адрес органа регулирования составила 6 036,07 тыс. руб., что отличается от суммы, заявленной в адрес ФАС России.

Орган регулирования указывает на то, что по договору аренды имущества № А-57, заключенному с ООО «Комресурс», арендная плата учтена органом регулирования в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с пунктами 43-44 Основ ценообразования № 406.

Департамент указывает на то, что расходы по арендной плате по договору аренды муниципального имущества № ЖОС-174-Д не учтены органом регулирования в составе НВВ регулируемой организации в связи с отсутствием документов, подтверждающих государственную регистрацию (дополнительное соглашение к договору аренды № ЖОС-174-Д представлено ООО «ВКХ» в адрес органа регулирования 29.03.2023), что нарушает сроки предоставления материалов по собственной инициативе в соответствии с пунктом 20 Правил № 406.

ООО «ВКХ» эксплуатирует имущество на основании договоров аренды недвижимого имущества. Договоры заключены с ООО «Комресурс» и Департаментом управления муниципальной собственностью администрации города Томска.

По результатам представленных ООО «ВКХ» обосновывающих документов Комиссией ФАС России выявлен ряд несоответствий. Так, в адрес ФАС России не представлены договоры аренды ООО «ВКХ» с ООО «Комресурс» №№ А-56, А-58, А-60, в связи с чем, не представляется возможным подтвердить довод ООО «ВКХ» о том, что органом регулирования неправомерно определена арендная плата по указанным договорам, ввиду отсутствия представленных документов.

В приложении № 3 к договору от 01.01.2023 № А-57 указан расчет арендной платы, согласно которому срок эксплуатации канализации напорной, протяженностью 700 п.м., составляет 185 месяцев. Однако, в инвентарной карточке ОС-6 по указанному объекту срок полезного использования составляет 65 месяцев, также отсутствуют сведения о дате выпуска (постройки), данные о вводе в эксплуатацию, амортизационная группа, в связи с чем указанное свидетельствует о том, что арендодателем может быть завышен размер начисляемой амортизации, а также о том, что расчеты могут быть произведены не исходя из максимальных сроков полезного использования.

Также в представленной инвентарной карточке арендодателя отсутствуют сведения по сумме начисленной ранее амортизации (износа) по объектам, а также их остаточная стоимость. Аналогичная ситуация наблюдается по другим основным средствам, указанным в договоре от 01.01.2023 № А-57.

Необходимо отметить, что в инвентарной карточке № С-03019206 указана дата выпуска, изготовления, ввода в эксплуатацию 01.01.2016, однако, в строке дата начала начисления амортизации указана 01.05.2015. Также в инвентарных карточках, представленных к договору № ЖОС-174-Д, отсутствуют данные об амортизационной группе, в связи с чем указанное свидетельствует о том, что расчеты могут быть произведены не исходя из максимальных сроков полезного использования.

В этой связи, ввиду того, что в представленных ООО «ВКХ» обосновывающих материалах имеются противоречивые сведения, в том числе отсутствуют показатели, позволяющие определить экономическую обоснованность заявленных ООО «ВКХ» требований, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «ВКХ» в указанной части.

5. Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации.

ООО «ВКХ» заявляет о необходимости учета расходов в размере 1 232,4 тыс. руб. на 2023 год.

Органом регулирования данные расходы не учтены в полном объеме.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования, а также в адрес ФАС России ООО «ВКХ» представлены: пояснения к расчету предпринимательской прибыли на 2023 год, постановление Администрации города Томска № 41 от 19.01.2023, также в адрес ФАС России представлен расчет предпринимательской прибыли.

В отзыве орган регулирования отмечает, что в связи с тем, что ООО «ВКХ» ранее не осуществляло регулируемую деятельность в сфере водоотведения и тарифы на водоотведение устанавливаются впервые в текущем 2023 году, то предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается органом регулирования в составе НВВ 2023 года, в соответствии с пунктом 47(1) Основ ценообразования № 406.

Также орган регулирования приводит решение Томского областного суда от 17.02.2022 по делу № 3а-3/2022 по вопросу включения расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации на текущий период регулирования в сфере твердых коммунальных отходов. В связи с тем, что регулируемой организации присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до начала осуществления деятельности, но не более чем на один год, то тарифы устанавливаются не на долгосрочный и не на очередной, а на текущий период регулирования, что исключает возможность учета расчетной предпринимательской прибыли в составе тарифа.

Из пункта 2 Основ ценообразования № 406 следует, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемая ею по своему усмотрению. Расчетная предпринимательская прибыль определяется по правилам, предусмотренным пунктами 47(1), 47(2), 78(1) Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 47(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах «а» - «ж» пункта 38 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 47 (2) Основ ценообразования № 406 указано то, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации:

являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, некоммерческой организацией;

владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, используемой при расчете тарифов, которая учитывается на очередной период регулирования в НВВ в размере 5 % от расходов, включаемых в НВВ такой организации, остается в распоряжении гарантирующей организации и расходуется по своему усмотрению.

Согласно статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ определение гарантирующей организации для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения и установление зон ее деятельности (за исключением случаев, предусмотренных названным федеральным законом) относится к полномочиям органов местного самоуправления. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с пунктом 3 постановления администрации города Томска от 04.06.2015 № 494 в редакции постановления администрации города Томска от 19.01.2023 № 41 ООО «ВКХ» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск» и определить зону деятельности - территория д. Лоскутово.

Необходимо отметить, что данное постановление было представлено регулируемой организацией в адрес органа регулирования в рамках тарифной кампании.

Доводы органа регулирования о том, что расчетная предпринимательская прибыль может быть установлена только на период регулирования, следующий за годом наделения субъекта регулируемой деятельности статусом гарантирующей организации, основаны на неправильном толковании положений Основ ценообразования № 406.

Согласно пунктам 5 и 6 Основ ценообразования № 406 после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации, в частности, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение.

Однако в силу пункта 9 Правил № 406 требование о введении в действие тарифов с начала очередного года на срок не менее одного года не распространяется на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды.

Поскольку ООО «ВКХ» получило статус гарантирующей организации на территории д. Лоскутово в 2023 году до момента установления тарифов, учет данного обстоятельства при установлении тарифа на этот год не противоречит положениям Основ ценообразования № 406.

Необходимо отметить, что данная позиция подтверждена Верховным судом Российской Федерации от 28.03.2018 № 48-АПГ18-2.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что приведенный органом регулирования довод о наличии судебной практики в сфере по обращению с твердыми коммунальными отходами признан несостоятельным, поскольку не распространяется на конкретный случай, а также ввиду наличия иной правоприменительной судебной практики.

В связи с тем, что расчетная предпринимательская прибыль является расчетной и зависящей от основных составляющих статей затрат, учитывая выводы, отраженные в настоящем решении относительно частичного удовлетворения заявленных требований в составе необходимой валовой выручки ООО «ВКХ» на 2023 год, органу регулирования необходимо рассчитать и учесть расчетную предпринимательскую прибыль при формировании необходимой валовой выручки ООО «ВКХ» на экономически обоснованном уровне.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «ВКХ» и Департаментом тарифного регулирования Томской области (исх. от 30.06.2023 № 65, вх. от 07.07.2023 рег. № 103535/23), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент тарифного регулирования Томской области нарушившим пункты 22, 24, 47(1), 48 и 52 Основ ценообразования № 406 и пункт 20 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифа на водоотведение для ООО «ВКХ» на 2023 год.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ВКХ», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Департаментом тарифного регулирования Томской области в сфере водоотведения (исх. от 30.06.2023 № 65, вх. от 07.07.2023 рег. № 103535/23).

3. Предписать органу исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения срок до 01.12.2023 пересмотреть тарифы на водоотведение для ООО «ВКХ» на 2023 год исходя из следующего:

-провести дополнительный анализ, по итогам которого пересмотреть расходы по статье «Электроэнергия» в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего решения;

- провести дополнительный анализ, по итогам которого пересмотреть расходы по статье «Расходы на оплату труда производственного и административного персонала» в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего решения;

- провести дополнительный анализ, по итогам которого пересмотреть расходы по статье «Ремонтные расходы (текущий и капитальный)» в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего решения;

- рассчитать и учесть расчетную предпринимательскую прибыль на основании пункта 5 мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок с 01.12.2023 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов в сфере водоотведения для ООО «ВКХ» на 2023 г. в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, на основании пунктом 2 и 3 резолютивной части настоящего решения, а также с учетом соблюдения требований, установленных статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, отразив в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил № 406 подробные расчеты тарифов на водоотведение для ООО «ВКХ» на 2023 год.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе НВВ ООО «ВКХ» на 2023 год, ввиду ограничений, установленных статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, учесть при установлении тарифа для ООО «ВКХ» на 2024 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги водоотведения, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «ВКХ», указанных в заявлении (исх. от 30.06.2023 № 65, вх. от 07.07.2023 рег. № 103535/23).

 

 

Председатель Комиссии ФАС России: _________________/С.А.Пузыревский

 

(подпись)

 

Заместитель председателя _________________/ <...> Комиссии ФАС России:

(подпись)

 

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

 

Связанные организации

ООО "ВКХ"
ИНН 7000001617, ОГРН 1227000009114
Департамент тарифного регулирования Томской области
ИНН 7017321862, ОГРН 1137017000570