Предписание №АД/70168/20 ПРЕДПИСАНИЕ по рез-м проверки Липецкой области (ОЗ ППТ Липец... от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.В. Доценко, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Управления энергетики и тарифов Липецкой области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 02.12.2019 № 176), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» на 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.12.2016 № 49 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2017 год» скорректирована необходимая валовая выручка и тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» (далее также – АО «ОЭЗ ППТ «Липецк», Организация).

Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.12.2017 № 52/4 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2018 год» скорректирована необходимая валовая выручка и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год для АО «ОЭЗ ППТ «Липецк».

Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 25.12.2018 № 55/8 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2019 год» скорректирована необходимая валовая выручка и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год для АО «ОЭЗ ППТ «Липецк».

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (также далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (также далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (также далее – Правила государственного регулирования), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (также далее – Методические указания № 98-э), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (также далее – Методические указания № 20-э/2).

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2017, 2018 и 2019 годы АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, Экспертные заключения Управления энергетики и тарифов Липецкой области об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2017 – 2019 гг., Экспертные заключения Управления энергетики и тарифов Липецкой области об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2017 - 2019 гг. (также далее – Экспертное заключение), с учетом установления тарифов на первый (базовый) 2015 год нового долгосрочного периода регулирования (также далее – ДПР), и по результатам анализа установлено следующее.

При установлении тарифов на 2017, 2018 и 2019 годы Управлением энергетики и тарифов Липецкой области (также далее – Управление, орган регулирования, Эксперты) использовался метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (также далее – НВВ), при этом 2017, 2018 и 2019 годы являются третьим, четвертым и пятым годами долгосрочного периода регулирования, соответственно, 2015-2019 гг.

Согласно Информационного письма ФСТ России № ЕП-7170/12, Минэнерго России № ВК-7135/09 от 26.06.2015 «О применении постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», указано, что на основании пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 г. № 458, подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184, в том числе о проведении предварительной оценки соответствия владельца объектов электросетевого хозяйства Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (также далее – Критерии), что следует из положений пункта 24 Правил государственного регулирования, согласно которым основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В Акте проверки Инспекции ФАС России от 02.12.2019 № 176 указано, что Управлением не проведена предварительная оценка соответствия владельца объектов электросетевого хозяйства Критериям АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2015 и на 2017 гг.

В письме от 24.01.2020 № И48/06/-196 Управлением указана оценка соответствия Критериям АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2017 год.

Управлением не проведена предварительная оценка соответствия владельца объектов электросетевого хозяйства Критериям на 2015 год, тем самым нарушены пункты 23, 24 Правил государственного регулирования.

Управлению необходимо провести оценку соответствия владельца объектов электросетевого хозяйства Критериям АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2015 год, в соответствии с пунктами 23, 24 Правил государственного регулирования.

В Акте проверки Инспекции ФАС России от 02.12.2019 № 176 указано, что в заключениях на 2017-2019 гг. отсутствует оценка финансового состояния организации и анализ экономически обоснованных расходов, анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, тем самым усматриваются признаки неисполнения подпунктов 2, 3 пункта 23 Правил государственного регулирования.

В представленном в адрес ФАС России письме от 24.01.2020 № И48/06/-196 Управлением не указана информация об оценке финансового состояния АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» 2017-2019 гг.: выручка по видам деятельности, в том числе за услуги по передаче электрической энергии за 2015-2018гг., себестоимость, рентабельность, чистая прибыль АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» и т.п., в соответствии с приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585 о порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Управлением не указан анализ обоснованности расходов, понесенных в предыдущем ДПР АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования.

Помимо плановых и фактических показателей в экспертном заключении необходимо указать учтенные Управлением экономически обоснованные затраты АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» за отчетный период регулирования.

В расчётах необходимой валовой выручки учтены плановые активы: на 2017г. – 847,19 у.е., на 2018г. – 1 016,04 у.е., на 2019 г. – 1027,83 у.е.

Доля отпуска электрической энергии сторонним потребителям от общего объема электроэнергии АО «ОЭЗ ППТ «Липецк», учтенная Управлением на 2017 год, составляет 99,36%.

Установленная Управлением НВВ АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» в части сторонних потребителей, без учета оплаты потерь электрической энергии, составила: 2017 г. – 122,58610 млн. руб., на 2018 г. – 126,15998 млн. руб., на 2019 г. – 116,99632 тыс. руб.

Таким образом, органу регулирования необходимо:

- провести оценку соответствия владельца объектов электросетевого хозяйства Критериям на 2015 г. в соответствии с пунктами 23, 24 Правил государственного регулирования.

- провести оценку финансового состояния АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» и анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, в соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 23 Правил государственного регулирования, с указанием фактической выручки, себестоимости, рентабельности, чистой прибыли и пр. показателей по видам деятельности АО «ОЭЗ ППТ «Липецк».

- провести анализ экономической обоснованности расходов, понесенных в предыдущем ДПР и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.

Отразить результат анализа фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными Управлением при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для НВВ АО «ОЭЗ ППТ «Липецк».

Помимо плановых и фактических расходов в экспертном заключении Управлению необходимо указать экономически обоснованные фактические затраты, учтенные за отчетный период регулирования АО «ОЭЗ ППТ «Липецк».

ФАС России отмечает, что Основы ценообразования определяют, в том числе, общие положения и требования, которые должны быть исполнены органами регулирования при установлении тарифов вне зависимости от метода регулирования, который применялся в предшествующем ДПР и который будет применен на следующий ДПР.

1. Подконтрольные расходы.

Базовый уровень подконтрольных расходов АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на ДПР (2015-2019 годы) установлен в размере 40,3816 млн. руб. в соответствии с постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 26.12.2014 № 59/2 «О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2015 год».

Величина подконтрольных расходов, в части сторонних потребителей, определена органом регулирования для АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2017 год – 45,86967 млн. руб., на 2018 г. – 54,13062 млн. руб., на 2019г. – 56,54211 млн. руб. В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

На 2015 год АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» Управлением включены в базовые подконтрольные расходы в части сторонних потребителей - 40 381,64 тыс. руб., в том числе:

- материальные затраты – 4 657,91 тыс. руб.

- расходы на оплату труда – 27 332,63 тыс. руб.

- прочие расходы – 8 391,10 тыс. руб., в том числе:

- ремонт основных средств – 981,46 тыс. руб.;

- электроэнергия на хознужды – 683,84 тыс. руб.;

- расходы на вневедомственную охрану и коммунальные платежи – 2901,17 тыс. руб.;

- расходы на обеспечение нормальных условий труда – 927,58 тыс. руб.;

- другие услуги – 2 897,05 тыс. руб.

Условные единицы на 2015 год приняты в размере 813,82 у.е., из чего следует, что на одну условную единицу приходится 49,6 тыс. руб. подконтрольных расходов

Постатейный анализ расходов «ОЭЗ ППТ «Липецк», а также основания по которым включены или отказаны Управлением те или иные затраты для включения в тариф на услуги по передаче электроэнергии на 2015 год, в экспертном заключении отсутствуют.

ФАС России установлено, что в заключении по АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2015 год (базовые подконтрольные расходы) учтены без расшифровки затрат, без указания договоров и прочих документов, подтверждающих величину расходов по статьям затрат, сформированных в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающих исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», кроме того не отражен перечень представленных Организацией документов.

В письме от 24.01.2020 № И48/06/-196 указано, что при формировании базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год Управлением учтены экономически обоснованные расходы за 2013 год с применением индексов потребительских цен, в том числе:

2.1. «Материальные затраты».

На 2015 год Управлением учтены расходы по данной статье - 4 688,03 тыс. руб.

По подстатье «ремонт основных фондов» Управлением неправомерно учтены расходы в размере 806,7 тыс. руб. с использованием экспертной оценки, основанной на фактических объемах исполнения Организацией ремонтных работ в предшествующем периоде регулирования с применением индексов-дефляторов, определенных Минэкономразвития России.

Затраты на ремонт основных средств должны учитываться на основании долгосрочной программы ремонтов, локальных смет, подтвержденных дефектными ведомостями, актами осмотров, предписаний Ростехнадзора и пр., с учетом периодичности и необходимости проведения ремонтов, а также с учетом пункта 29 Основ ценообразования.

Кроме того, в Экспертном заключении отсутствует перечень мероприятий по ремонту, не указан способ проведения ремонтных работ (подрядный или хозяйственный способ).

Также Управлением экономически не обоснованы прочие расходы: спецоборудование для проведения текущих ремонтов – 702,3 тыс. руб., расходы на материалы – 1551,4 тыс. руб., на приобретение инвентаря и хозпринадлежностей – 686,6 тыс. руб., запчасти 329,1 тыс. руб., клиринговые услуги (уборка помещений) - 244,8 тыс. руб.

По подстатье «ГСМ» расходы на приобретение ГСМ в сумме 338,0 тыс. руб., отсутствует ссылка на расчет потребности в ГСМ, отсутствует ссылка на документ, утверждающий нормы расходы топлива в АО «ОЭЗ ППТ «Липецк». Управление не указано количество машин, учитываемых при выполнении услуг на передачу электрической энергии.

ФАС России установлено, что по статье «Материальные затраты» на 2015 год, на 2017-2019 гг. учтены расходы без обоснованных материалов, подтверждающих величину расходов, в том числе в соответствии с требованиями пунктов 16, 29 Основ ценообразования.

Таким образом, отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Материальные затраты» приняты Управлением в базовом периоде на 2015г. с нарушением положений пункта 7, 16, 29 Основ ценообразования.

Расходы по статье «Материальные затраты», принятые Управлением на 2015 г. и последующие периоды регулирования подлежат дополнительному анализу. По результатам проведенного анализа Управлению необходимо исключить экономически необоснованные расходы.

2.2. «Расходы на оплату труда».

На 2015 год Управлением учены расходы по данной статье - 27 332,63 тыс. руб., среднемесячная зарплата учтена – 30,0 тыс. руб., среднесписочная численность на передачу электроэнергию учтена – 76 человек, в том числе численность 30 чел. основного персонала (соответствии с нормативной численностью) и 46 чел. из расчёта общепроизводственного и общехозяйственного персонала, при этом, принято условных единиц – 813,825, объем полезного отпуска электроэнергии на сторону - 116,155 тыс. кВт*ч.

ФАС России отмечает, что численность, принятая для расчёта фонда оплаты труда (далее также – ФОТ), учтена Управлением без экономического обоснования, отсутствует информация о нормативной численности организации.

Управлением в экспертном заключении на 2015 год не представлен расчет затрат фонда оплаты труда, согласно таблице № П.1.16, предусмотренной приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2. Не отражена информация, предусмотренная пунктом 26 Основ ценообразования и Методическими указаниями № 20-э/2, в том числе не указана общая численность персонала, средняя ступень оплаты и тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, а также тарифная ставка рабочего ППП первого разряда.

При учете затрат фонда оплаты труда регулирующим органом учитываются положения Основ ценообразования, а также нормы Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ.

В письме от 24.01.2020 № И48/06/-196 Управлением указано: «АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» не подключено к Единому тарифному соглашению (тарифная ставка рабочего 1 разряда не определена, расчёт тарифных коэффициентов и ступеней оплаты не производится) расчёт фонда оплаты труда определен экспертами исходя из средней заработной платы, сложившейся по отрасли «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», путем индексации на новый период регулирования 2015 года. Такой подход к формированию объема расходов по указанной статье обусловлен дополнительно тем, что уровень средней зарплаты, фактической сложившейся по регулируемому виду деятельности (36548,35 руб./(чел.*мес.)) в 2013 году, значительно превышает (39%) уровень средней заработной платы, сложившейся в целом по отрасли.».

Расчёт затрат фонда оплаты труда определен для всех электросетевых организаций согласно таблице № П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями №20-э/2 с учетом пункта 26 Основ ценообразования.

При расчете расходов на оплату труда регулятором учитываются доплаты, вознаграждения и премии, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации.

АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» не является членом Отраслевого тарифного соглашения, однако с учетом частей 7 и 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отсутствие отказа работодателя присоединиться к соглашению оно считается распространенным на этого работодателя со дня официального опубликования, в связи с чем, нормы Отраслевого тарифного соглашения правомерно применены экспертами при расчете расходов на оплату труда.  

Ступень оплаты труда рассчитана на основе «Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики» ОАО «ЦОТэнерго» от 14.11.2005.

Рост расхода фонда оплаты труда на предмет определения экономической обоснованности, в соответствии с методологическим подходом регулятора, должен содержать анализ расчета среднемесячной тарифной ставки рабочего первого разряда, тарифного коэффициента, средней ступени оплаты труда, соответствующей тарифному коэффициенту.

ФАС России отмечает, что тарификация рабочих должна осуществляться в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, который сохраняет роль нормативного документа для предприятий любой организационно-правовой формы. При этом, при определении среднего тарифного коэффициента, соответствующей средней ступени по оплате труда, для определения должностных окладов работников, учтенных в НВВ, максимальные тарифные коэффициенты для руководителей предприятия устанавливаются на крупных предприятиях, при шкале тарифных коэффициентов с диапазоном 1:18, что позволяет учесть объемные показатели (масштаб руководимого объекта) предприятий и подразделений.

Расчёты и затраты фонда оплаты труда АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» не проанализированы Управлением с учетом Методических указаний № 20-э/2 и Рекомендаций ОАО «ЦОТэнерго» от 14.11.2005.

Таким образом, отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Расходы на оплату труда» приняты Управлением в базовом периоде на 2015 год с нарушением положений пунктов 16, 26 Основ ценообразования.

Расходы по статье «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)», принятые Управлением на 2015, на 2017-2019 гг., подлежат дополнительному анализу с учётом дополнительного анализа статьи «Расходы на оплату труда». По результатам проведенного анализа по статье «Отчисления на социальные нужды», Управлению необходимо исключить экономически необоснованные расходы.

2.3. «Прочие расходы».

Прочие расходы базового уровня подконтрольных расходов учтены Управлением на 2015 год– 8 391,10 тыс. руб., в том числе:

- ремонт основных средств – 981,46 тыс. руб.;

- электроэнергия на хознужды – 683,84 тыс. руб.;

- расходы на вневедомственную охрану и коммунальные платежи – 2901,17 тыс. руб.;

- расходы на обеспечение нормальных условий труда – 927,58 тыс. руб.;

- другие услуги – 2 897,05 тыс. руб.

Постатейный анализ расходов, а также основания по которым включены или отказаны Управлением те или иные затраты для включения в тариф на услуги по передаче электроэнергии на 2015 год, в Экспертном заключении отсутствуют.

По подстатье «другие прочие расходы», учтенные расходы в экспертном заключении в базовом периоде 2015 года, Экспертами не указана расшифровка затрат на сумму 855,47 тыс. руб., лишь указано, что в данные расходы включены: госпошлина, представительские, арендная плата производственной базы и другие расходы.

Таким образом, в экспертном заключении на 2015 г. отсутствует анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат.

В письме от 24.01.2020 № И48/06/-196 указано, что при формировании затрат по статье «Прочие расходы» на 2015 год Управлением учтены экономически обоснованные расходы за 2013 год с применением индексов потребительских цен.

С учетом проведенного экономически обоснованного анализа затрат по статье «Прочие расходы» ФАС России отмечает, что в расходы консультационные услуги, по подстатье «аудиторские и консультационные услуги – 89,20 тыс. руб.», включены затраты на подготовку годового отчета Организации.

Расходы на ФОТ, определенные Управлением в составе базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с требованиями Основ ценообразования и Методическими указаниями №20-э/2, полностью обеспечивает необходимое финансирование Организации, включая такие функции, как подготовка годового отчета. Соответственно, в целях исключения двойного учета затрат на одни и те же цели, Управлению необходимо исключить затраты по статье «консультационные услуги» из НВВ АО «ОЭЗ ППТ «Липецк».

Ремонт автомобилей учтен Управлением по статье «Прочие расходы» дважды: по подстатье «ремонт основных средств»: затраты на ремонт и диагностику автомашин учтены в размере 981,56 тыс. руб., по подстатье «транспортные услуги»: расходы на ремонт автомобилей - 124,5 тыс. руб.

Кроме того, по статье «Материальные затраты» не указан перечень услуг по текущему ремонту основных фондов на сумму – 806,7 тыс. руб.

В составе базового уровня подконтрольных расходов по статье «Прочие расходы» Управление неправомерно учтены расходы на аренду производственной базы – 773,1 тыс. руб., а также расходы на теплоснабжение, включенные в общие расходы на коммунальные услуги (307,5 тыс. руб.).

Управлению расшифровать и экономически обосновать включение в подконтрольные расходы 2015г. затраты на оплату госпошлину, исключить необоснованные затраты на ремонт автомобилей, а также - представительские расходы, не предусмотренные законодательством.

Управлением не расшифрованы и экономически не обоснованы затраты, включенные по статьям «Расходы на страхование» - 113,85 тыс. руб., «Расходы по Коллективному договору» - 68,96 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, расходы по статьям «Прочие расходы» «Расходы на страхование» - 113,85 тыс. руб., «Расходы по Коллективному договору» приняты Управлением в базовом периоде на 2015г. с нарушением положений пункта 2, 7, 16, 29 Основ ценообразования.

Таким образом, органу регулирования необходимо:

- базовые затраты на 2015 год и последующие подконтрольные расходы на 2016-2019гг. дополнительно экономически обосновать с полной расшифровкой статей с указанием сумм по учтённым затратам. Осуществить анализ с отображением документов и материалов, на основании которых принималось решение по учету затрат и отразить в экспертном заключении на 2020 год в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ АО «ОЭЗ ППТ «Липецк»;

- указать в расчетах базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год заявку Организации, в том числе расчёт общехозяйственных расходов АО «ОЭЗ ППТ «Липецк». Отразить плановые затраты подконтрольных расходов на одну условную единицу активов 2015 г. с пояснением и обоснованным анализом роста плановых подконтрольных расходов, в том числе рост фонда зарплаты с указанием расчёта (таблица №П1.16.) в соответствии с Методическими указаниями № 20-э/2, внести корректировку и экономически обосновать расчёт численности с указанием нормативной численности на услуги по передаче электрической энергии;

- расшифровать и экономически обосновать затраты, включенные по статьям «Расходы на страхование» и «Расходы по Коллективному договору»;

По результатам проведенного анализа Управлению необходимо исключить экономически необоснованные затраты из базового уровня подконтрольных расходов АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2015 год и последующих периодов регулирования, в том числе: затраты на ремонт основных средств, на ремонт автомобилей, консультационные расходы, пересмотреть ФОТ и прочие затраты, указанные выше.  

Исключить затраты, не относящиеся к подконтрольным расходам, в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования: аренда производственной базы - 773,1 тыс. руб., коммунальные услуги, в части затрат на тепловую энергию.

2. Неподконтрольные расходы на 2017 - 2019 гг.

Заявка по неподконтрольным затратам в заключениях не указана.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э закреплено, что неподконтрольные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов.

Величина неподконтрольных расходов, принятая Управлением без учета корректировки НВВ по итогам фактических показателей АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» составила: на 2017г. – 76,71644 млн. руб., на 2018 г. – 72,02936 млн. руб., на 2019г. – 60,45421 тыс. руб.

Капитальный ремонт на весь ДПР, а также Инвестиционная программа не запланированы в НВВ Организации в связи с небольшим процентом износа энергооборудования (по состоянию на 31.12.2013 - 24%).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний № 98-э перед началом каждого года ДПР определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов. ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении в отношении АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» отсутствует анализ фактических экономически обоснованных неподконтрольных расходов за предшествующие периоды регулирования, учтенных органом регулирования.

2.1. Плата за аренду земли: на 2017г. – 41,57 тыс. руб., на 2018г. – 47,07 тыс. руб., на 2019г. – 39,16 тыс. руб.

Сумма затрат по статье «аренда имущества» указана в табличном виде в приложении к Экспертным заключениям на 2017-2019гг.

В Экспертных заключениях полностью отсутствует информация по аренде земельного участка. Заявленные Организацией затраты по данной статье в экспертных заключениях не указаны.

Управлением не отражены в заключениях представленные обосновывающие материалы, порядок формирования стоимости земельных участков по договорам аренды с указанием реквизитов, отсутствуют ссылки на представление в качестве обоснования документов о подтверждении размера арендной платы, в том числе, актов приема-передачи основных средств и инвентарные карточки учета основных средств, сформированные арендодателями при приобретении объектов электросетевого хозяйства с указанием первоначальной стоимости основных средств и срока их полезного использования; копий налоговых деклараций и иных документов, подтверждающих уплату обязательных платежей по арендуемому имуществу.

В письме от 24.01.2020 № И48/06/-196 Управлением указано, что данная статья сформирована на основании договора субаренды №ПП-04/12167 от 01.10.2012 на участок земли - территории АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» площадью 7 742 938 м2.

2.2. Амортизация АО «ОЭЗ ППТ «Липецк»: на 2017г. – 66 039,55 тыс. руб., на 2018г. – 84 168,65 тыс. руб., на 2019г. – 57 08,44 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях не содержится анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В подтверждение расходов по статье «Амортизация основных средств» Экспертами не приведен пообъектный расчет расходов АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на амортизацию основных средств в расчетном периоде регулирования. Расходы по статье «Амортизация основных средств» приняты Управлением без экономического обоснования.

В письме от 24.01.2020 № И48/06/-196 Управлением указано: «…в заключениях на 2017-2019 гг. отмечено, расчёт амортизационных отчислений производился экспертами исходя из максимального срока использования оборудования, в том числе оборудования, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии, и оборудования общепроизводственного и общехозяйственного назначения. Расчёт амортизации по годам в приложении к настоящему обоснованию.».

ФАС России отмечает, что Управлением по учёту экономически обоснованных амортизационных отчислений в Экспертном заключении на 2017 год лишь указано, что: «Амортизационные отчисления приняты в сумме 66 466,54 тыс. руб. (приложение №4)».

В Экспертном заключении на 2018 год Управлением по учёту экономически обоснованных амортизационных отчислений лишь указано, что: «Амортизационные отчисления приняты по факту за 9 месяцев 2017 года в сумме 84 712,86 тыс. руб.».

В Экспертном заключении на 2019 год Управлением по учёту экономически обоснованных амортизационных отчислений лишь указано, что: «Амортизационные отчисления (прямая амортизация) приняты по ведомости амортизации за ноябрь 2018 (приложение 3) и пересчитаны на год (12 мес.). Расходы по косвенной амортизации (ведомость амортизации за июль 2018 г. по счетам 25,26) приняты в расчёт, исходя из доли, приходящейся на услуги по передачи электрической энергии (по факту 2017 года) 62,5% (приложение 4) Вся сумма амортизационных отчислений на 2019 год составила 59 367,22 тыс. руб.».

Таким образом, отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат и пояснения Управления о причине снижения амортизации на 2019 год.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Амортизация» на 2017-2019 гг. приняты Управлением с нарушением положений п. 27 Основ ценообразования.

Управлению необходимо провести дополнительный анализ статьи затрат «Амортизация основных средств» АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» 2017-2019гг. в соответствии с пунктами 7, 27 Основ ценообразования, результаты анализа отразить в Экспертном заключении на 2020 год и исключить экономически необоснованные расходы.

2.3. Налоги АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2017г. - 1 857,57 тыс. руб., в том числе: налог на имущество – 1 618,31 тыс. руб., транспортный налог – 239,25 тыс. руб.

Налоги АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2018г. - 1 817,76 тыс. руб., в том числе: налог на имущество – 1 651,60 тыс. руб., транспортный налог – 166,17 тыс. руб.

Налоги АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2019г. – 494,70 тыс. руб., в том числе: налог на имущество – 363,01 тыс. руб., транспортный налог – 131,69 тыс. руб.

В Экспертных заключениях не отражены представленные обосновывающие материалы АО «ОЭЗ ППТ «Липецк», расчёты налога на имущество и транспортного налог. Отсутствует пояснение Управления о причине снижения налога на имущество на 2019 год.

Таким образом, отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат. На основании вышеизложенного, расходы по статье «Налоги» на 2017-2019 гг. приняты Управлением с нарушением положений действующего законодательства: пунктов 7 и 16 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Управлению необходимо устранить допущенные нарушения пунктов 7 и 16 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 98-э, провести дополнительный анализ по расчёту налогов, учтенных в НВВ АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» и отразить его в Экспертном заключении на 2020 г., в том числе с учетом расчёта корректировок НВВ по итогам фактических показателей АО «ОЭЗ ППТ «Липецк».

2.4. Отчисление на социальные нужды (ЕСН) АО «ОЭЗ ППТ «Липецк»: на 2017г. – 9 438,36 тыс. руб., на 2018г. – 11 242,62 тыс. руб., на 2019г. – 11663,73 тыс. руб.

При анализе экономически обоснованных выплат по страховым взносам, предусмотренных подпунктом 11 пункта 28 Основ ценообразования, органы регулирования должны учитывать объем ФОТ, с учётом непревышения плановых величин, включённых в необходимую валовую выручку при установлении базового уровня операционных, подконтрольных расходов с учётом соответствующих индексов.

Расходы по статье «Отчисления на социальные нужды», принятые Управлением на 2017-2019 гг., подлежат дополнительному анализу с учётом дополнительного анализа статьи «Расходы на оплату труда». По результатам проведенного анализа по статье «Отчисления на социальные нужды» Управлением необходимо исключить экономически необоснованные расходы.

2.5. Выпадающие доходы АО «ОЭЗ ППТ «Липецк»: на 2017 г. – (-) 660,61 тыс. руб., на 2018 г. – (-) 25 174,52 тыс. руб., на 2019 г. – (-) 10 728,97 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях отсутствует расчет корректировки принимаемых показателей, в том числе по статьям затрат АО «ОЭЗ ППТ «Липецк», а также анализ представленных в обоснование организацией документов в разрезе по видам деятельности. Отсутствует корректировка НВВ АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» за 2015, за 2017-2018 гг. в порядке, определенном пунктом 11 Методических указаний № 98-э. В Экспертных заключениях на 2017 - 2019 гг. Управлением не отражена полученная выручка за отчётный период, в том числе с разделением по всем видам деятельности.

В письме от 24.01.2020 № И48/06/-196 Управлением по статье «Анализ фактически полученной выручки АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» и исключения экономически необоснованных расходов в предыдущем периоде регулирования» не указан расчёт соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э: не указана плановая и фактическая выручка в тыс. руб., экономически обоснованные неподконтрольные расходы, фактический индекс изменения количества активов, а также фактические условные единицы, коэффициент эластичности подконтрольных расходов, утвержденный приказом Управления.

Кроме того, корректировка НВВ на 2018 год Управлением выполнена некорректно: расчёт подконтрольных расходов выполнен на общую сумму расходов, без учета доли услуг на передачу электрической энергии сторонним потребителям.

Таким образом, отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат. На основании вышеизложенного, расходы по статье «Выпадающие доходы» требуют дополнительного расчёта и обоснования.

В Экспертном заключении на 2020г. Управлению необходимо указать фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за отчётный период 2015-2018гг., без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в том числе с разделением по всем видам деятельности АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» и указать недополученные доходы организации за данный фактический период регулирования.

При отсутствии обоснований учета данных расходов, ФАС России будет рассмотрен вопрос об исключении данных затрат из НВВ.

На основании вышеизложенного, Управлению необходимо дополнительно проанализировать корректировки НВВ по итогам фактических показателей, в том числе, выручку организации по видам деятельности,  целевое использование амортизационных отчислений, учтенных в ДПР по итогам фактических показателей 2015-2018гг., в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э, исключить экономически необоснованные затраты и отразить экономически обоснованные расчёты в Экспертном заключении на 2020г.

Указать по всем статьям неподконтрольных расходов 2017-2019 гг. заявку АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» затраты.

3. Анализ уровня надежности и качества услуг.

ФАС России отмечает, что в нарушении пункта 8 Основ ценообразования в экспертных заключениях АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» 2017-2019гг. отсутствуют затраты по статье «Анализ уровня надежности и качества услуг».

Управлению отразить в заключении на 2020г., в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования, анализ уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) в соответствии с расчетом и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг 2017-2019гг., утвержденных приказом ФСТ России от 26.10.2010 № 254-э/1, а также отразить анализ в соответствии с Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 29.11 2016 № 1256.

4. Затраты на компенсацию технологических потерь электрической энергии.

Уровень потерь электрической энергии, при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации, устанавливается в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, в соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования.

Также, в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования указано: «Уровень потерь электрической энергии территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.».

Экспертами указаны нормативные потери на ДПР - 2,02%, установленные постановлением Управления от 26.12.2014 № 59/2, при этом Управление ссылается на пункт 40(1) Основ ценообразования: «Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год.».

При утверждении потерь на 2015 год (ДПР 2015-2019гг.) пункт 40(1) отсутствовал. Минэнерго РФ потери для АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» не утверждались.

При этом, согласно экспертных заключений Экспертами установлены потери АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2017 г.- 2,2077%, на 2018 г. 2,1123%, на 2019 г. – 2,5343%.

Таким образом, отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат. На основании вышеизложенного, расходы нормативных потерь электроэнергии приняты Управлением с нарушением положений действующего законодательства. Управлению необходимо провести анализ по данной статье затрат и исключить экономически необоснованные расходы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление энергетики и тарифов Липецкой области нарушившим положения пунктов 2, 7, 8, 16, 27, 28, 29, 38, 40 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, пунктов 23, 24, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки АО «ОЭЗ ППТ «Липецк», утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01 октября 2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. - базовые затраты на 2015 год и последующие подконтрольные расходы на 2016-2019гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию и полной расшифровке статей с указанием сумм по учтённым затратам в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования и пунктом 23 Правил государственного регулирования;

- по результатам проведенного анализа Управлению необходимо исключить экономически необоснованные затраты из базового уровня подконтрольных расходов АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2015 год и последующих периодов регулирования, в том числе: затраты на ремонт основных средств, на ремонт автомобилей, консультационные расходы, пересмотреть ФОТ и прочие затраты, указанные выше. 

Исключить затраты, не относящиеся к подконтрольным расходам, в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования: аренда производственной базы - 773,1 тыс. руб., коммунальные услуги, в части затрат на тепловую энергию.

2.2. Неподконтрольные расходы АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» подлежат дополнительному экономическому обоснованию и полной расшифровке статей с указанием сумм по учтённым затратам в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования и пунктом 23 Правил государственного регулирования;

Исключить из неподконтрольных расходов АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» экономически необоснованные расходы.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «ОЭЗ ППТ «Липецк», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отобразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета/неучета представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- подконтрольные расходы на 2017-2019 гг.: «Материальные затраты», «Расходы на оплату труда», «Ремонт основных средств», «Оплата работ и услуг сторонних организаций», «Расходы на командировки», «Расходы на подготовку кадров», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда», «Расходы на страхование», «Расходы по коллективному договору», «Электроэнергия на хозяйственные нужды», «Другие прочие расходы».

- неподконтрольные расходы 2017-2019 гг.: «Плата за аренду земли», «Амортизация основных средств», «Налоги», «Отчисление на социальные нужды (ЕСН)», «Выпадающие доходы/экономия затрат».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике проанализировать базовый уровень подконтрольных расходов АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» на 2015-2020 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» 2020 года и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2020 год с 01 октября 2020 г.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «ОЭЗ ППТ «Липецк», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Доценко

 

 

 

Связанные организации

Липецкое УФАС России
ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432
Управление энергетики и тарифов Липецкой области
ИНН 4826029850, ОГРН 1034800152705