Решение №31/47274/21 Решение о частичном удовлетворении требований МУП "ОКХ" (ВС,... от 9 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области

 

пр-т. Коммунистический, д. 39, г. Южно-Сахалинск, 693011

sakhrec@sakhalin.gov.ru

 

Муниципальное унитарное предприятие «Охинское коммунальное хозяйство» муниципального образования городской округ «Охинский»

 

ул. Советская, д. 19/1, г. Оха, Сахалинская область, 694490

okx-okha@mail.ru

 

Для сведения:

Сахалинское УФАС России

 

пр. Победы, д. 24,г. Южно-Сахалинск, 693007

to65@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «3» июня 2021 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председательствующего - Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

Юдиной Ю.В. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии ФАС России:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Иванова А.В. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Макаровой М.О. - начальника отдела методологии инфраструктурных секторов Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Охинское коммунальное хозяйство» муниципального образования городской округ «Охинский» (далее — МУП «ОКХ», регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 19.02.2021 № 164, вх. от 24.02.2021 рег. № 29659/21), возникший с Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – орган регулирования, РЭК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей РЭК, в лице <.....................>, а также представителей МУП «ОКХ», в лице <.....................>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 19.02.2021 № 164, вх. от 24.02.2021 рег. № 29659/21) о досудебном споре (разногласиях) между МУП «ОКХ» и РЭК по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения на 2021 год.

Приказом РЭК от 06.12.2018 № 48-окк «Об установлении тарифов Муниципального унитарного предприятия «Охинское коммунальное хозяйство» муниципального образования городской округ «Охинский» на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение на период 2019-2023 годов» установлены действующие тарифы на оказываемые услуги водоснабжения для МУП «ОКХ» на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с применением метода индексации.

Разногласия между МУП «ОКХ» и органом регулирования возникли по приказу РЭК от 28.10.2020 № 32-ОКК «О корректировке на 2021 год тарифов МУП «ОКХ» МО ГО «Охинский» на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение на долгосрочный период регулирования».

При этом 2021 год является третьим годом долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.

Тариф на оказываемые услуги водоснабжения для МУП «ОКХ» на 2021 год установлен РЭК методом индексации в размере 59,55 руб./куб.м., величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год, составляет для МУП «ОКХ» по водоснабжению 102 779,88 тыс. руб., объем реализации услуг водоснабжения - 1 726,01 тыс. куб.м.

В направленном в ФАС России заявлении МУП «ОКХ» указывает на необходимость дополнительного учета в составе необходимой валовой выручки на 2021 расходов по статьям «Услуги участка «Отдел реализации», «Социальные выплаты», «Налог на прибыль».

Таким образом, регулируемая организация в заявлении о досудебном споре (разногласиях) просит признать экономически обоснованной необходимую валовую выручку МУП «ОКХ» на 2021 год по водоснабжению в размере 109 344,12 тыс. руб. (сумма разногласий составляет 6 564,24 тыс. руб.).

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Пунктом 24 Основ ценообразования № 406 установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 74 Основ ценообразования № 406 определено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. Подпунктом «в» пункта 78 Основ ценообразования № 406 установлено, что величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

1. Услуги участка «Отдел реализации»

Согласно пункту 75 Основ ценообразования № 406 при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится базовый уровень операционных расходов.

Согласно пункту 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Пунктом 61 Основ ценообразования № 406 установлено, что базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:

а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;

б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;

в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания);

г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;

д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;

е) решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;

ж) решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном споре (разногласиях) указывает на необходимость учета в необходимой валовой выручке МУП «ОКХ» 2021 года в составе операционных расходов затрат по статье «Участок «Отдел реализации» по водоснабжению в размере 5 671,96 тыс. руб., исходя из возникшей у МУП «ОКХ» потребности в расширении штата в условиях заключения ресурсоснабжающей организацией «прямых» договоров с потребителями.

В обоснование указанных расходов МУП «ОКХ» в рамках тарифной кампании 2021 года были представлены в орган регулирования следующие обосновывающие материалы:

1. Смета фактических расходов за 2020 год и ожидаемых на 2021 год;

2. Бухгалтерская отчетность счета 23 «Отдел реализации» за 2020 год;

3. Отчет об использовании средств на льготный проезд за 2018-2020 годы;

4. Расшифровка общехозяйственных расходов за 2018-2019 годы;

5. Приказ от 11.12.2019 № 307 «Об утверждении организационной структуры предприятия»;

6. Расчетные материалы, предоставленные в РЭК Сахалинской области на 2021 год;

7. Протоколы внеочередного общего собрания собственников многоквартирных домов;

8. Заявление МУП «ОКХ» от 17.02.2021 № 154 в адрес администрации муниципального образования;

9. Ответ администрации муниципального образования городской округ «Охинский» от 19.02.2021 № 5.12.37-489/21.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном споре (разногласиях) ссылается на пункт 64 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», согласно которому внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Заявитель обращает внимание на то, что в 2018-2020 гг. и по настоящее время собственниками помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) г. Оха принимаются решения о заключении собственниками помещений в МКД «прямых» договоров об оказании услуг водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией МУП «ОКХ», что влечет за собой необходимость в увеличении численности штата МУП «ОКХ», непосредственно задействованного в процедуре заключения «прямых» договоров между ресурсоснабжающей организацией и потребителем, в том числе численности абонентского отдела.

Таким образом, учитывая вышеизложенные факты, а также перечень материалов, направленных в адрес РЭК в рамках тарифной кампании 2021 года, регулируемая организация указывает на необходимость учета расходов по статье «Услуги участка «Отдел реализации» в составе операционных расходов в необходимой валовой выручке МУП «ОКХ» 2021 года.

Органом регулирования письмом (исх. от 12.03.2021 № Исх.-3.25-433/21, вх. от 12.03.2021 № 39421-ЭП/21) в адрес ФАС России направлен отзыв на заявление МУП «ОКХ» о досудебном споре (разногласиях) в котором указано, что на 2021 год величина операционных расходов на 2021 год составила по водоснабжению 65 870,86 тыс. руб.

При этом РЭК обращает внимание ФАС России на то, что базовый уровень операционных расходов для МУП «ОКХ» на первый 2019 год долгосрочного периода регулирования для МУП «ОКХ» определен органом регулирования и далее не подлежит пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

Справочно РЭК отмечает, что базовый уровень операционных расходов определен органом регулирования для МУП «ОКХ» на 2019 год в соответствии с положениями Методических указаний № 1746-э и составил по водоснабжению 66 399,09 тыс. руб.

Вместе с тем, орган регулирования дополнительно отмечает, что в составе базового уровня операционных расходов на 2019 год органом регулирования учтены административные расходы, при определении которых также учтены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды специалистов абонентского отдела в количестве 4 человек – начальник абонентского отдела (1 ед.), инженер абонентского отдела (1 ед.), кассир (1 ед.), техник (1 ед.)

Орган регулирования обращает внимание на то, что требования МУП «ОКХ», изложенные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) о необходимости дополнительного учета расходов по статье «Услуги участка «Отдел реализации», повлекут за собой повторный учет расходов, ранее учтенных в составе базового уровня операционных расходов регулируемых тарифов.

Комиссия ФАС России отмечает, что органом регулирования утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов МУП «ОКХ» Приложением 4 к приказу РЭК от 06.12.2018 № 48-ОКК, в том числе такой параметр как базовый уровень операционных расходов, который составил на 2019 год в сфере холодного водоснабжения 66 399,09 тыс. руб.

Согласно пункту 45 Методических указаний № 1746-э операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746-э (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).

Пунктом 90 Методических указаний № 1746-э установлено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 406 орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Учитывая указанную специфику формирования операционных расходов, корректировка (пересмотр) указанных затрат в долгосрочном периоде регулирования второго и последующих лет данного долгосрочного периода требованиями законодательства Российской Федерации не предусмотрена, поскольку данные расходы определяются на первый год долгосрочного периода регулирования и в последствии корректируются на индекс эффективности операционных расходов в i-м году, индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной период регулирования, индекс изменения количества активов в i-м году, согласно пункту 45 Методических указаний № 1746-э, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 33 Основ ценообразования № 406.

Справочно ФАС России отмечает, что регулируемая организация не оспаривала ни в ФАС России, ни в судебном порядке тарифные решения в части оказываемых услуг водоснабжения 2019 года (первый год долгосрочного периода регулирования).

Таким образом, величина операционных расходов в сфере водоснабжения для МУП «ОКХ» на 2021 год, утвержденная РЭК в рамках долгосрочного периода регулирования, не может быть пересмотрена на протяжении долгосрочного периода регулирования (2019-2023), в связи с чем требования МУП «ОКХ» в части увеличения расходов по статье «Услуги участка «Отдел реализации» не подлежат удовлетворению.

2. Социальные выплаты

В соответствии с подпунктом «в» пункта 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 86 Методических указаний № 1746-э установлено, что величина нормативной прибыли на i-й год определяется в соответствии с формулой 30.1 Методических указаний № 1746-э, за исключением объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.

Согласно формуле 30.1 Методический указаний № 1746-э в составе нормативной прибыли учитываются в том числе экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном споре (разногласиях) просит признать экономически обоснованными расходы в составе необходимой валовой выручки МУП «ОКХ» на 2021 год по статье «Социальные выплаты» в размерах по водоснабжению 583,95 тыс. руб. (1 022,88 тыс. руб. * 57,09 %), которые, в свою очередь, получены путем распределения социальных выплат в размере 1 022,88 тыс. руб. в соотношении 57,09 % на водоснабжение, 19,62 % на водоотведение соответственно, оставшаяся доля отнесена на услуги по техническому водоснабжению и передачу тепловой энергии.

В рамках тарифной кампании 2021 года регулируемой организацией в целях обоснования затрат по статье «Социальные выплаты» представлены в адрес органа регулирования следующие материалы:

1. Возражения на заключение эксперта к расчетным материалам по тарифам от 27.10.2020 № 1993;

2. Расчет социальных выплат на 2021 год;

3. Информация о фактических социальных выплатах за 2018-2020 годы;

4. Оборот счета 91.02 прочие расходы за 2019 год;

5. Расчетные материалы, предоставленные в РЭК Сахалинской области на 2021 год;

6. Заключение управления экономической экспертизы о корректировке тарифов на 2021 год на услугу по передаче тепловой энергии от 10 ноября 2020 года;

7. Протокол заседания управления от 25.11.2020 № 73 «О корректировке тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021 год»;

8. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2019-2021 годы;

9. Положение по оплате труда МУП «ОКХ» МО ГО Охинский от 04 февраля 2019 года;

10. Приказ ФАС России от 07.06.2018 № 774/18 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «ИВ-консалтинг» и Региональной энергетической комиссией-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края».

По расчету МУП «ОКХ» расходы на социальные выплаты на 2019 год по водоснабжению составили 494,86 тыс. руб. (237,23 тыс. руб. + 65,06 тыс. руб. + 150,00 тыс. руб. + 41,00 тыс. руб. + 0,98 тыс. руб.), которые сложились из расходов на премии к празднику в размере 237,23 тыс. руб., на проезд иждивенцев в размере 65,06 тыс. руб., на материальную помощь в размере 150,00 тыс. руб., на новогодние подарки в размере 41,00 тыс. руб., на искусственные цветы в размере 0,98 тыс. руб.

Также МУП «ОКХ» указывает на то, что РЭК при установлении (корректировке) тарифа на передачу тепловой энергии для МУП «ОКХ» на 2021 год были учтены в составе необходимой валовой выручки МУП «ОКХ» расходы по статье «Социальные выплаты» в размере 178,20 тыс. руб.

В экспертном заключении об установлении (корректировке) тарифа на передачу тепловой энергии для МУП «ОКХ» на 2021 год РЭК указывает на то, что в обоснование заявленных расходов по статье «Социальные выплаты» регулируемой организацией представлены в адрес РЭК карточка счета 91.02 в разрезе социальных выплат и оборотная сальдовая ведомость по счету 91.02 с указанием фактических расходов за 2019 год в размере 194,63 тыс. руб. (100,84 тыс. руб. + 31,10 тыс. руб. + 46,03 тыс. руб. + 16,00 тыс. руб. + 0,66 тыс. руб.).

ФАС России обращает внимание на то, что сложившиеся в регулируемом виде деятельности по передаче тепловой энергии расходы по статье «Социальные выплаты» за 2019 год сформированы исходя из аналогичного подхода, то есть из расходов на премии к празднику в размере 100,84 тыс. руб., на проезд иждивенцев в размере 31,10 тыс. руб., на материальную помощь в размере 46,03 тыс. руб., на новогодние подарки в размере 16,00 тыс. руб., на искусственные цветы в размере 0,66 тыс. руб., что идентично существу требований, изложенных МУП «ОХК» в заявлении о досудебном споре (разногласиях) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения на 2021 год по статье «Социальные выплаты».

Комиссия ФАС России отмечает, что РЭК признаны экономически обоснованными расходы по статье «Социальные выплаты» в составе необходимой валовой выручки при установлении (корректировке) тарифа на передачу тепловой энергии для МУП «ОКХ» на 2021 год в размере 178,20 тыс. руб.

Таким образом, при формировании необходимой валовой выручки для МУП «ОКХ» на 2021 год на оказываемые услуги водоснабжения расходы по статье «Социальные выплаты» не были признаны РЭК экономически обоснованными, в то время как в составе необходимой валовой выручки для МУП «ОКХ» на 2021 год на оказываемые услуги по передаче тепловой энергии органом регулирования были учтены расходы по статье «Социальные выплаты» исходя из аналогичного пакета документов.

В этой связи, Комиссия ФАС России обращает особое внимание на различия в подходах РЭК при формировании тарифов в сферах регулируемой деятельности.

Органом регулирования в отзыве на заявление, направленном в адрес ФАС России письмом (исх. от 12.03.2021 № Исх.-3.25-433/21, вх. от 12.03.2021 № 39421-ЭП/21), указано, что в составе расчетных материалов в рамках тарифной кампании на 2021 год регулируемой организацией представлены в адрес РЭК следующие материалы: Положение по оплате труда МУП «ОКХ», утвержденное директором предприятия 04.02.2019, таблица «Социальные выплаты за счет прибыли предприятия на 2021 год» с расшифровкой по видам выплат и их расчетом на одной странице, а также таблица «Социальные выплаты за счет прибыли предприятия за 2019 год» на одной странице.

В соответствии с пунктом 5.6. Положения об оплате труда работников МУП «ОКХ» работодатель вправе за счет прибыли предприятия предоставить дополнительные льготы и компенсации, в том числе на материальную помощь, в связи с непредвиденными и особыми обстоятельствами в соответствии с Приложением 8 к Положению об оплате труда работников МУП «ОКХ», на денежное поощрение работникам, награжденным ко «Дню работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания» благодарственными письмами, почетными грамотами, грамотой городской администрации и грамотой отраслевого министерства в размере, утвержденном руководителем предприятия, на приобретение новогодних подарков детям работников предприятия, возраст детей которых до 14 лет включительно и 16 лет учащихся в школьных учреждения, на частичную оплату стоимости санитарно-курортных путевок, самостоятельно приобретенных работниками, один раз в два года в размере не более 50 % от стоимости путевки.

Основным аргументом органа регулирования по неучёту вышеуказанных расходов является отсутствие в тарифной заявке МУП «ОКХ» коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем.

Кроме того, РЭК указывает на то, что регулируемой организацией не представлены материалы, подтверждающие факт понесенных расходов по статье «Социальные выплаты» за счет прибыли МУП «ОКХ», такие как копии приказов, оборотно-сальдовые ведомости за предыдущие периоды регулирования.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на то, что экспертное заключение об установлении (корректировке) тарифа на оказываемые услуги передачи тепловой энергии для МУП «ОКХ» на 2021 год содержит ссылку на карточку счета 91.02 и оборотно-сальдовую ведомость по счету 91.02.

Также в отзыве на заявление о досудебном споре (разногласиях) орган регулирования обращает внимание на то, что Положение по оплате труда МУП «ОКХ» не содержит сведений о конкретизации размера социальных выплат и компенсаций работникам МУП «ОКХ», за исключением размера материальной помощи в случае смерти, пожаре и утрате имущества в жилом помещении.

Согласно Приложению 8 Положения об оплате труда МУП «ОКХ» в случае смерти близких родственников работника МУП «ОКХ» сумма социальных выплат составит 20,0 тыс. руб., в случае смерти работника предприятия – 40,0 тыс. руб., в случае пожара и утрате имущества в жилом помещении – в размере одной среднемесячной заработной платы работника предприятия.

В дополнение РЭК обращает внимание на то, что размер выплат на материальную помощь в иных регулируемых организациях в сфере водоснабжения, находящихся в сопоставимых условиях, составляет более низкие значения, чем заявлены МУП «ОКХ».

Так, размер материальной помощи для работников МУП «ЖКХ» муниципального образования городской округ «Охинский» (далее – МУП «ЖКХ») в случае смерти близких родственников работника МУП «ЖКХ» составит 5,0 тыс. руб., в случае смерти работника предприятия – 10,0 тыс. руб., размер материальной помощи для работников МУП «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Ногликский» в случае смерти близких родственников работника МУП «Водоканал» составит 5,0 тыс. руб., в случае смерти работника предприятия – 5,0 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 1.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее – ОТС) (срок действия пролонгирован согласно положениям части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 года) в случае отсутствия коллективного договора ОТС имеет прямое действие в Организациях, на которые оно распространено и присоединившихся к нему в установленном порядке.

Кроме того, главой 6 ОТС на 2017-2019 годы «Социальная защита» предусмотрен перечень социальных льгот, гарантий и компенсаций работникам предприятий сферы ЖКХ.

Учитывая положения ОТС, факт признания органом регулирования в составе необходимой валовой выручки для МУП «ОКХ» на 2021 год на оказываемые услуги по передаче тепловой энергии экономически обоснованными расходы по статье «Социальные выплаты», наличия оборота счета 91.02 за 2019 год, Комиссия ФАС России считает целесообразным предписать РЭК провести дополнительный анализ, при необходимости запросив первичные обосновывающие материалы по статье «Социальные выплаты» (в том числе конкретизированный перечень сотрудников регулируемой организации, получивших соответствующие социальные выплаты в 2019 году с указанием ФИО, занимаемой должности, размера выплат по подстатьям затрат, а также иные документы, имеющие существенное значение для подтверждения вышеуказанных расходов, в том числе их распределение по видам деятельности) у регулируемой организации и, в случае наличия достаточного обоснования, учесть расходы по статье «Социальные выплаты» в составе необходимой валовой выручки МУП «ОКХ» на 2021 год на уровне, не превышающем заявленный в Федеральную антимонопольную службу в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий), то есть на уровне, не превышающем 583,95 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоснабжения.

3. Налог на прибыль.

Пунктом 76 Основ ценообразования № 406 установлено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Налог на прибыль заявлен регулируемой организацией в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 116,79 тыс. руб. (20 % от заявленной суммы социальных выплат).

Поскольку заявленное на разногласия увеличение расходов по статье «Налог на прибыль» связано с предлагаемым регулируемой организацией увеличением расходов по статье «Социальные выплаты», затраты по налогу на прибыль также подлежат дополнительному анализу со стороны органа регулирования, с учетом доводов, изложенных в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, и дальнейшему учету в составе необходимой валовой выручки МУП «ОКХ» согласно требованиям Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э и Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между МУП «ОКХ» и РЭК (исх. от 19.02.2021 № 164, вх. от 24.02.2021 рег. № 29659/21), Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области нарушившей пункты 24, 65, 76, 78 Основ ценообразования № 406, пункт 86 Методических указаний № 1746-э при установлении (корректировке) тарифа на услуги питьевого водоснабжения для МУП «ОКХ» на 2021 год приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28.10.2020 № 32-ОКК «О корректировке на 2021 год тарифов МУП «ОКХ» МО ГО «Охинский» на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение на долгосрочный период регулирования».

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном урегулировании спора между МУП «ОКХ» и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (исх. от 19.02.2021 № 164, вх. от 24.02.2021 рег. № 29659/21).

3. Предписать органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в срок до 01.07.2021 провести дополнительный анализ расходов по статьям «Социальные выплаты», «Налог на прибыль», при необходимости запросив обосновывающие материалы по вышеуказанным статьям затрат у регулируемой организации, и, в случае наличия достаточного обоснования, учесть расходы по статьям «Социальные выплаты», «Налог на прибыль» в составе необходимой валовой выручки МУП «ОКХ» на оказываемые услуги водоснабжения на 2021 год с учетом пунктов 2-3 мотивировочной части настоящего решения на уровне, не превышающем заявленный в Федеральную антимонопольную службу в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий), с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифе на оказываемые услуги водоснабжения МУП «ОКХ» 2021 года по причине ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении соответствующего тарифа для МУП «ОКХ» на 2022 год.

4. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.07.2021 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифа на водоснабжение для МУП «ОКХ» на 2021 год в соответствии с пунктами 2-3 резолютивной части настоящего решения.

5. В остальной части заявленных МУП «ОКХ» требований отказать.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктами 3-4 резолютивной части настоящего решения, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

— протокола заседания правления Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, на котором принималось решение во исполнения настоящего решения;

— постановления о пересмотре (установлении) тарифа на услуги водоснабжения для МУП «ОКХ», принятого в рамках исполнения настоящего решения;

— экспертного заключения органа регулирования Сахалинской области по результатам пересмотра (установления) тарифа на услуги водоснабжения для МУП «ОКХ», в которых отражены результаты исполнения настоящего решения, с приложением смет (калькуляций) по расчету необходимой валовой выручки с указанием всех входящих в нее статей затрат и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифов для МУП «ОКХ».

 

 

 

   

 

   

 

   

 

   

 

 

Связанные организации

МУП "ОКХ"
ИНН 6506010830, ОГРН 1156517000386
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
ИНН 6501073032, ОГРН 1026500532321
Сахалинское УФАС России
ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321