Предписание №СП/16151/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам и ценообразованию... от 28 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

20 февраля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, в том числе Акт плановой выездной проверки ФАС России от 28.08.2023 № 30/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо исх. от 24.10.2023
№ 01/4787, вх. от 25.10.2023 № 165677-М/23), проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 27.06.2023 № 413/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, допущенные органом исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Тепловодоканал» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон 190-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075).

Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760).

В 2022 году в соответствии с приказом ФАС России от 10.10.2022 № 720/22 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» ФАС России проведена внеплановая документарная проверка деятельности Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – Орган регулирования, РСТ Забайкальского края) на предмет соблюдения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Тепловодоканал» (далее также – Регулируемая организация, Общество).

По результатам проведения вышеуказанной проверки ФАС России в отношении РСТ Забайкальского края выданы предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23, от 21.02.2023 № СП/12875/23 об устранении нарушений в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Тепловодоканал» на 2020-2022 гг.

Федеральной антимонопольной службой по результатам рассмотрения представленного письмом от 07.07.2023 № 01/3171 (рег. от 10.07.2023 № 104485-М/23) отчета Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края об исполнении предписаний ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23, от 21.02.2023 № СП/12875/23 (с учетом решения ФАС России от 29.05.2023 № СП/41943/23) (далее — Отчет об исполнении) об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Тепловодоканал» на 2020-2022 гг., установлено следующее.

Исполнение предписания от 21.02.2023 № СП/12875/23 (Каларский район)

В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12875/23 (с учетом решения ФАС России от 29.05.2023 № СП/41943/23) РСТ Забайкальского края предписано устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, а именно:

«2. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки акционерного общества «Тепловодоканал» расходы в общей сумме 17 328,862 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2020 год в размере 3 726,853 тыс. руб.;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2020 год в размере 2 461,740 тыс. руб., на 2021 год в размере 2 524,859 тыс. руб.;

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2022 год в размере 8 615,41 тыс. руб.

    1. 2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Тепловодоканал» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (не учёта) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

    2. - «Полезный отпуск и технологические потери» на 2020-2022 годы;

    3. - «Расходы на приобретение сырья и материалов» на 2018 год;

    4. - «Ремонтные (общепроизводственные и цеховые) расходы» на 2018 год;

    5. - «Административные (общехозяйственные) расходы» на 2018 год;

    6. - «Расходы на оплату работ и услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» на 2020 год;

    7. - «Расходы на оплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2020-2022 годы;

    8. - «Амортизация» на 2020-2022 годы;

    9. - «Прочие неподконтрольные расходы» на 2020, 2022 годы;

    10. - «Расходы на топливо» на 2020-2022 годы;

    11. - «Расходы на электрическую энергию» на 2020-2022 годы;

    12. - «Расходы на холодную воду» на 2020-2022 годы;

    13. - «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2020-2022 годы;

    14. - «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2020-2022 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень подконтрольных (операционных) расходов акционерного общества «Тепловодоканал» на 2018 год, а также величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Тепловодоканал» на 2020-2022 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертных заключениях в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки акционерного общества «Тепловодоканал» на 2023 год и пересмотреть (установить) тарифы в сфере теплоснабжения на 2023 год, обеспечив введение в действие с 01.07.2023 в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для акционерного общества «Тепловодоканал», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.».

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.

Согласно выписке из протокола заседания правления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 июня 2023 года № 32, тарифы на коммунальные услуги, установленные для АО «Тепловодоканал» на 2023 год на территории Каларского района, оставлены без изменений ввиду того, что на момент проведения заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края отсутствует решение ФАС России по рассмотрению заявлений АО «Тепловодоканал» о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Каларского округа на 2023-2027 годы.

Таким образом, Органом регулирования решение о пересмотре тарифов для АО «Тепловодоканал» не принято в нарушение пункта 4 резолютивной части предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12875/23.

1. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, на 2020, 2022 годы

Органу регулирования было предписано провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат, представив необходимое экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, а также расчет в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает следующее.

2020 год

В Экспертном заключении Органом регулирования представлена расшифровка фактических неподконтрольных расходов за 2018 год на общую сумму в размере 122 487,038 тыс. руб., учтенных при расчете корректировки НВВ на 2020 год. При этом при расчете корректировки НВВ на 2020 год Органом регулирования учтены фактические прочие неподконтрольные расходы за 2018 год в размере 14 316,650 тыс. руб.

В предписании ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23 отмечалось, что учет данных расходов не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

Таким образом, по результатам анализа Отчета об исполнении предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12875/23 ФАС России отмечает, что предписание ФАС России от 21.02.2023 № СП/12875/23 РСТ Забайкальского края не исполнено.

 

Исполнение предписания от 21.02.2023 № СП/12759/23 (Оловяннинский район)

В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23 (с учетом решения ФАС России от 29.05.2023 № СП/41943/23) РСТ Забайкальского края предписано устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, а именно:

«2. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов акционерного общества «Тепловодоканал» на 2019 год (котельная Пионерская) расходы по статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов» в размере 48,714 тыс. руб.

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов акционерного общества «Тепловодоканал» на 2022 год (котельная Пионерская) расходы по статье затрат «Расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы» в размере 2 743,536 тыс. руб.

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки акционерного общества «Тепловодоканал» (котельная Пионерская) расходы по статьям затрат:

- «Расходы на оплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2020 год в размере 775,048 тыс. руб., на 2022 год в размере 15,537 тыс. руб.;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2020 год в размере 226,353 тыс. руб.;

- «Выпадающие доходы/экономия средств» на 2020 год в размере 3 567,052 тыс. руб.;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2022 год в размере 828,548 тыс. руб.

2.4. Исключить из необходимой валовой выручки акционерного общества «Тепловодоканал» (котельные, переданные от МУП «Теплоресурс») расходы по статьям затрат:

- «Расходы на оплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2020 год в размере 310,625 тыс. руб.;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2020 год в размере 764,479 тыс. руб.

2.5. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Тепловодоканал» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (не учёта) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Полезный отпуск и технологические потери» на 2020-2022 годы;

- «Расходы на приобретение сырья и материалов» на 2019, 2022 годы;

- «Расходы на ремонт основных средств» на 2019, 2022 годы;

- «Расходы на оплату труда основных производственных рабочих» на 2019, 2022 годы;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера» на 2019, 2022 годы;

- «Ремонтные (общепроизводственные и цеховые) расходы» на 2019, 2022 годы;

- «Административные (общехозяйственные) расходы» на 2019, 2022 годы;

- «Прочие операционные расходы» на 2022 год;

- «Расходы на оплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2020-2022 годы;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2020-2022 годы;

- «Амортизация» на 2020-2022 годы;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2020 год;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2020-2022 годы;

- «Расходы на топливо» на 2020-2022 годы;

- «Расходы на электрическую энергию» на 2020-2022 годы;

- «Расходы на холодную воду» на 2020-2022 годы;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2020-2022 годы;

- «Нормативный уровень прибыли» на 2020-2022 годы;

- «Налог на прибыль» на 2020-2022 годы;

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2020-2022 годы.

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2022 год;

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовые уровни подконтрольных (операционных) расходов акционерного общества «Тепловодоканал» на 2019, 2022 годы, а также величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Тепловодоканал» на 2020-2022 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки акционерного общества «Тепловодоканал» на 2023 год и пересмотреть (установить) тарифы в сфере теплоснабжения на 2023 год, обеспечив введение в действие с 01.07.2023 в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для акционерного общества «Тепловодоканал», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.».

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.

1. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, на 2020 год (котельная по ул. Пионерская)

Органу регулирования было предписано провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат, представив необходимое экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, а также расчет в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает следующее.

В Экспертном заключении Органом регулирования представлена расшифровка фактических неподконтрольных расходов за 2018 год на общую сумму в размере 11 812,678 тыс. руб., учтенных при расчете корректировки НВВ на 2020 год. При этом при расчете корректировки НВВ на 2020 год Органом регулирования учтены фактические прочие неподконтрольные расходы за 2018 год в размере 1 880,722 тыс. руб.

В предписании ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23 отмечалось, что учет данных расходов не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

Таким образом, по результатам анализа Отчета об исполнении предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12875/23 ФАС России считает, что предписание ФАС России от 21.02.2023 № СП/12875/23 РСТ Забайкальского края не исполнено.

 

Каларский район (период регулирования 2023-2027 гг.), Оловяннинский район (котельная по ул. Пионерская) (период регулирования 2022-2026 гг.), Оловяннинский район (период регулирования 2022-2028 гг.)

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16.11.2022 № 765-НПА (в ред. от 31.08.2023 № 101-НПА) установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, на 2023 - 2027 годы, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2023-2027 годы, в том числе базовый уровень операционных расходов, в размере 120 489,58 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка определена Органом регулирования на 2023 год в размере 319 768,254 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что тарифы для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, устанавливаются начиная с 2023 год по следующим муниципальным образования: поселок городского типа Нова Чара, поселок при станции Куанда, поселок при станции Икабья.

АО «Тепловодоканал» также обращалось в ФАС России на рассмотрение досудебного спора (разногласий) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между АО «Тепловодоканал» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, по итогам которого ФАС России вынесено решение от 11.07.2023 № СП/54716/23 о частичном удовлетворении требований АО «Тепловодоканал» со сроком исполнения – 01.09.2023.

Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края письмом от 07.09.2023 № 01/4032 (рег. от 07.09.2023 136273-М/23) направлен отчет об исполнении решения от 11.07.2023 № СП/54716/23 о частичном удовлетворении требований АО «Тепловодоканал».

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 06.12.2021 № 605-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям от котельной по ул. Пионерская на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, на 2022 - 2026 годы.

Необходимая валовая выручка определена Органом регулирования на 2023 год в размере 51 049,361 тыс. руб.

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 06.12.2021 № 606-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, на 2022 - 2028 годы.

Необходимая валовая выручка определена Органом регулирования на 2023 год в размере 47 356,192 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела АО «Тепловодоканал» за 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертные заключения РСТ Забайкальского края, в том числе:

Экспертное заключение по установлению тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского рая, на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годов (далее – Экспертное заключение по Каларскому району);

Экспертное заключение (в редакции от 31 августа 2023 года) по установлению тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, на долгосрочный период 2023-2027 годов (далее – Экспертное заключение по Каларскому району);

Экспертное заключение (в редакции от 30 июня 2023 года) по корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям от котельной по ул. Пионерская на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, на 2023 год (далее – Экспертное заключение по Оловяннинскому району (по котельной по ул. Пионерская));

Экспертное заключение (в редакции от 30 июня 2023 года) по корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, на 2023 год (далее – Экспертное заключение по Оловяннинскому району (по котельным, переданным по концессионному соглашению)).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

Раздел 1. Каларский район

 

1. Базовый уровень операционных расходов

Органом регулирования базовый уровень операционных расходов учтен в размере 120 489,580 тыс. руб.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что базовый уровень операционных расходов подлежит дополнительному экономическому анализу с учетом замечаний по статьям затрат «Расходы на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями», «Прочие неподконтрольные расходы».

 

3. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

3.1. Расходы на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями» учтены Органом регулирования в размере 987,886 тыс. руб. в соответствии со следующей таблицей:

руб.

Статья затрат

Факт

за 2021 год

План

на 2023 год

Комментарий Органа регулирования

Связь

271 383

310 305

 

Обучение

79 777

91 218

 

Мед.комиссии и мед.осмотры

878 145

0

Согласно решению ФАС России от 11 июля 2023 года № СП/54716/23 указанные расходы учтены в составе операционных расходов

Информация в области гидрометеорологии

33 189

37 949

 

Услуги по испытаниям средств защиты

36 800

42 078

 

Командировки

4 533

5 183

 

Канцелярские расходы

17 671

20 205

 

Проезды в отпуск

425 149

0

Согласно решению ФАС России от 11 июля 2023 года № СП/54716/23 указанные расходы учтены в составе нормативной прибыли

СОУТ

53 900

0

Согласно решению ФАС России от 11 июля 2023 года № СП/54716/23 указанные расходы учтены в составе операционных расходов

Транспортные

20 601

0

Согласно решению ФАС России от 11 июля 2023 года № СП/54716/23 указанные расходы учтены в составе операционных расходов

Проведение измерений и анализов объектов

118 760

135 792

 

Поверка приборов измерения

168 854

193 071

 

Услуги по обслуживанию опасных производственных объектов

112 475

128 606

 

Пожарная сигнализация

20 533

23 478

 

Итого

2 241 769

987 886

 

 

Согласно калькуляции себестоимости теплоснабжения на долгосрочный период 2023-2027 гг. по Каларскому району (приложение 5) Регулируемой организацией расходы по данной статье затрат в составе неподконтрольных расходов не заявлялись.

Органом регулирования расчет расходов по данной статье затрат произведен исходя из фактических расходов за 2021 год с учетом ИПЦ на 2022-2023 годы.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы:

1) расходы на сырье и материалы;

2) расходы на ремонт основных средств;

3) расходы на оплату труда;

4) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

5) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

6) расходы на служебные командировки;

7) расходы на обучение персонала;

8) лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования № 1075;

9) другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

В этой связи расходы по данной статье затрат подлежат учету в составе базового уровня операционных расходов в соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении по Каларскому району на 2023 год не представлен анализ экономической обоснованности плановых и фактических расходов по подстатьям затрат в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, а также расчет расходов по подстатьям затрат в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

В Экспертном заключении по Каларскому району на 2023 год не указаны документы Регулируемой организации, на основании которых Органом регулирования произведен расчет расходов по подстатьям затрат, а также не проведен их анализ.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями» на 2023 год в размере 987,886 тыс. руб. подлежат исключению из неподконтрольных расходов с последующим включением в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 года Регулируемой организации в экономически обоснованном размере.

Учитывая, что, начиная с 2023 года, тарифы на тепловую энергию (мощность) в Каларском муниципальном округе устанавливаются в дифференциации по муниципальным образования (поселок городского типа Нова Чара, поселок при станции Куанда, поселок при станции Икабья), Органу регулирования необходимо учесть расходы по подстатьям затрат в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 1075.

В случае отсутствия надлежащего экономического анализа, документального обоснования в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания и расчета расходов по подстатьям затрат в дифференциации по муниципальным образованиям, расходы по подстатьям затрат в размере 987,886 тыс. руб. не подлежат включению в базовый уровень операционных расходов 2023 года.

 

3.2. Резерв по сомнительным долгам

Расходы по статье затрат «Резерв по сомнительным долгам» учтены Органом регулирования на 2023 год в размере 1 904,923 тыс. руб., при заявленных расходах в размере 2 006,285 тыс. руб.

Фактические расходы за 2021 год отсутствуют.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Расходы на резерв по сомнительным долгам приняты Органом регулирования в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 в размере 2% от плановой выручки по расчету РСТ Забайкальского края на 2022 год в размере 95 246,155 тыс. руб. и составили 1 904,923 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что для обоснования расходов на создание резерва по сомнительным долгам необходимо проводить анализ дебиторской задолженности по перечню контрагентов, выполняемый в динамике периодов регулирования. В противном случае нельзя определить, были ли возвращены сомнительные долги, учтенные в предыдущие периоды регулирования, а также оценить обоснованность включения в необходимую валовую выручку расходов по вновь образованным долгам.

Кроме того, в обоснование заявленных требований в материалах тарифного дела Регулируемой организацией в том числе должны быть представлены акты инвентаризации дебиторской задолженности и приказ о создании резерва по сомнительным долгам на последнюю отчетную дату.

Вместе с тем приказ о создании резерва по сомнительным долгам на последнюю отчетную дату в материалах тарифного дела не представлен.

В Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, а также анализ динамики дебиторской задолженности по перечню контрагентов, выполняемый в динамике периодов регулирования, на основании представленных Регулируемой организацией обосновывающих материалов.

Также в Экспертном заключении на 2023 год не указана информация о наделении АО «Тепловодоканал» статусом единой теплоснабжающей организации в Каларском муниципальном округе (поселок городского типа Нова Чара, поселок при станции Куанда, поселок при станции Икабья).

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3.3. Прочие неподконтрольные расходы

Расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 8 375,559 тыс. руб., при заявленных расходах в размере 8 273,290 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год в данной статье затрат учтено перераспределение административных расходов в размере 4 951,029 тыс. руб. и общепроизводственных расходов в размере 3 424,530 тыс. руб.

К общепроизводственным расходам отнесены расходы на содержание автотранспортного участка, в том числе расходы на амортизацию, арендную плату, транспортный налог.

К административным расходам отнесены расходы на содержание аппарата управления АО «Тепловодоканал», в том числе расходы на амортизацию, аренду, аудиторские услуги, земельный налог, командировочные расходы, методическую литературу, налог на имущество, нотариальные услуги, охрану объектов, почтовые расходы, программное обеспечение, прочие расходы, прочие услуги сторонних организаций, расходы на обучение сотрудников, спецодежду, списание материалов в производство, инкассацию, услуги по обслуживанию и ремонту офисной техники, услуги связи, в том числе интернет, пожарную сигнализацию, услуги банка.

ФАС России отмечает, что по подстатьям затрат административных расходов учтены как операционные, так и неподконтрольные расходы.

При этом в пункте 37 Методических указаний № 760-э указан перечень статей затрат, относящихся к базовому уровню операционных расходов, в пункте 62 Основ ценообразования № 1075 представлен перечень неподконтрольных расходов.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении по Каларскому району, Возражениях не представлен анализ экономической обоснованности расходов по всем подстатьям затрат принятых и фактических расходов в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, а также расчет расходов в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э.

В Экспертном заключении по Каларскому району на 2023 год не указаны документы Регулируемой организации, на основании которых Органом регулирования произведен расчет расходов по подстатьям затрат, а также не проведен их анализ.

В отсутствие анализа и оценки документов, представленных Регулируемой организацией, не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности учтенных расходов и отнесении данных расходов на регулируемый вид деятельности.

Таким образом, расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» в размере 8 375,559 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Расходы по статьям затрат операционных расходов подлежат включению в состав базового уровня операционных расходов 2023 года в соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э, при условии их экономической обоснованности в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания.

Расходы по статьям затрат неподконтрольных расходов подлежат включению в состав неподконтрольных расходов на 2023 год в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075, при условии их экономической обоснованности в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания.

Учитывая, что, начиная с 2023 года, тарифы на тепловую энергию (мощность) в Каларском муниципальном округе устанавливаются в дифференциации по муниципальным образования (поселок городского типа Нова Чара, поселок при станции Куанда, поселок при станции Икабья) Органу регулирования необходимо учесть расходы по подстатьям затрат в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 1075.

 

4. Расчетная предпринимательская прибыль

Расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 10 855,378 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2023 год также подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

5. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

Расходы по статье затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2023 год учтены Органом регулирования в размере (- 39 394,627) тыс. руб.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

 

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

В Экспертном заключении по Каларскому району на 2023 год в нарушение пункта 29 Правил № 1075 отражены только результаты расчета фактических расходов без проведения соответствующего анализа экономической обоснованности данных расходов, отсутствует расшифровка по подстатьям затрат фактических расходов Регулируемой организации.

Кроме того, Органом регулирования не указан перечень документов, на основании которого принималось решение об учете/неучете фактических расходов в экономически обоснованном размере в составе по подстатьям затрат.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

6. Расчет тарифов на тепловую энергию (мощность)

Органом регулирования тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», на 2023 год рассчитаны в следующих размерах:

Вид тарифа

Утверждено Органом регулирования с 01.09.2023 (руб./Гкал)

Экономически обоснованный среднегодовой тариф

(руб./Гкал)

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения (пгт Новая Чара)

4 056,80

2 371,92

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения (ппс Куанда)

4 056,80

3 521,44

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения (ппс Икабья)

4 056,80

9 160,63

Население (с учетом НДС)

2 205,31

3 205,94

Потребители, имеющие право на льготы

1 837,76

3 205,94

В долгосрочном периоде регулирования 2018-2022 гг. Органом регулирования тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, устанавливались без дифференциации по муниципальным образованиям.

На долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг. Органом регулирования тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, установлены с дифференциацией по муниципальным образованиям (пгт Новая Чара, ппс Куанда, ппс Икабья).

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1075 тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

В предписании ФАС России от 21.02.2023 № СП/12875/23 отмечалось, что тарифы на тепловую энергию на 2020 и 2022 годы для категории групп «Население» ниже экономически обоснованного уровня за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для категории потребителей «Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения», что противоречит пункту 25 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не представлено обоснование установления тарифов на тепловую энергию на 2023 год с дифференциацией по муниципальным образованиям, а также выше экономически обоснованного среднегодового тарифа для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения в отношении пгт Новая Чара и ппс Куанда.

Таким образом, Органу регулирования необходимо установить (пересмотреть) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Каларский район», в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

 

Раздел 2. Оловяннинский район

 

  1. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 настоящего документа;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

1.1. Резерв по сомнительным долгам

Расходы по статье затрат «Резерв по сомнительным долгам» учтены Органом регулирования по котельной по ул. Пионерская на 2023 год в размере 153,871 тыс. руб., при заявленных расходах в размере 159,091 тыс. руб. Фактические расходы за 2021 год отсутствуют.

Расходы по статье затрат «Резерв по сомнительным долгам» учтены Органом регулирования по котельным, переданным по концессионному соглашению, на 2023 год в размере 487,148 тыс. руб., при заявленных расходах в размере 591,348 тыс. руб. Фактические расходы за 2021 год отсутствуют.

Расходы на резерв по сомнительным долгам приняты Органом регулирования в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

ФАС России отмечает, что для обоснования расходов на создание резерва по сомнительным долгам необходимо проводить анализ дебиторской задолженности по перечню контрагентов, выполняемый в динамике периодов регулирования. В противном случае нельзя определить, были ли возвращены сомнительные долги, учтенные в предыдущие периоды регулирования, а также оценить обоснованность включения в необходимую валовую выручку расходов по вновь образованным долгам.

Кроме того, в обоснование заявленных требований в материалах тарифного дела Регулируемой организацией в том числе должны быть представлены акты инвентаризации дебиторской задолженности и приказ о создании резерва по сомнительным долгам на последнюю отчетную дату.

В Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, а также анализ динамики дебиторской задолженности по перечню контрагентов, выполняемый в динамике периодов регулирования, на основании представленных Регулируемой организацией обосновывающих материалов.

Также в Экспертном заключении на 2023 год не указана информация о наделении АО «Тепловодоканал» статусом единой теплоснабжающей организации в Оловяннинском муниципальном округе.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

1.2. Прочие неподконтрольные расходы

Расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 год по котельной по ул. Пионерская учтены Органом регулирования в размере 13 160,143 тыс. руб., при заявленных расходах в размере 89,983 тыс. руб.

Расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 год по котельным, переданным по концессионному соглашению, учтены Органом регулирования в размере (- 9 288,152) тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2023 год в данной статье затрат учтено перераспределение административных расходов и общепроизводственных расходов.

В предписаниях ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23, от 21.02.2023 № СП/12875/23 отмечалось, что учет операционных расходов в составе неподконтрольных расходов не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

Пунктом 33 Методических указаний № 760-э определено, что базовый уровень операционных расходов определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого периода не изменяется и устанавливается органом регулирования методом экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что 2023 год не является первым годом долгосрочных периодов регулирования по котельной по ул. Пионерская, по котельным, переданным по концессионному соглашению.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» по котельной по ул. Пионерская на 2023 год в размере 13 160,143 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации, по котельным, переданным по концессионному соглашению, на 2023 год в размере 9 288,152 тыс. руб. - подлежат включению в состав НВВ Регулируемой организации.

 

  1. Расчетная предпринимательская прибыль

Расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год по котельной по ул. Пионерская учтены Органом регулирования в размере 1 684,165 тыс. руб., при заявленных расходах в размере 5 105,104 тыс. руб.

Расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год по котельным, переданным по концессионному соглашению, учтены Органом регулирования в размере 1 748,668 тыс. руб., при заявленных расходах в размере 5 735,464 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2023 год также подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

Расходы по статье затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» по котельной по ул. Пионерская учтены Органом регулирования на 2023 год в размере (-1 036,969) тыс. руб.

Расходы по статье затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» по котельным, переданным по концессионному соглашению, учтены Органом регулирования на 2023 год в размере (-9 266,131) тыс. руб.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

В Экспертных заключениях по Оловяннинскому району на 2023 год в нарушение пункта 29 Правил № 1075 отражены только результаты расчета фактических расходов без проведения соответствующего анализа экономической обоснованности данных расходов, отсутствует расшифровка по подстатьям фактических расходов Регулируемой организации.

Кроме того, Органом регулирования не указан перечень документов, на основании которого принималось решение об учете/неучете фактических расходов в экономически обоснованном размере в составе по подстатьям затрат.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

4. Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

Расходы по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» по котельной по ул. Пионерская учтены Органом регулирования на 2023 год в размере (-812,836) тыс. руб.

Расходы по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» по котельным, переданным по концессионному соглашению, учтены Органом регулирования на 2023 год в размере (- 4 751,799) тыс. руб.

В соответствии с пунктом 53 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, рассчитывается по формуле 23 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях по Оловяннинскому району на 2023 год отсутствует анализ обосновывающих материалов по исполнению инвестиционных программ, в том числе отчетов об исполнении инвестиционных программ, а также не представлен анализ исполнения мероприятий инвестиционных программ пообъектно.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

5. Корректировка с целью сглаживания роста тарифов

Органом регулирования при расчете расходов на 2023 год по котельной по ул. Пионерская учтена корректировка с целью сглаживания роста тарифов в размере 13 489,695 тыс. руб.

Органом регулирования при расчете расходов на 2023 год по котельным, переданным по концессионному соглашению, учтена корректировка с целью сглаживания роста тарифов в размере (-13 489,695) тыс. руб.

В Экспертных заключениях на 2023 год отсутствует обоснование учета данной корректировки со ссылками на положения Основ ценообразования №1075, Методических указаний № 760-э.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что данный подход противоречит пунктам 9-11 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которыми регулируемые организации ведут раздельный учет расходов, в том числе по видам деятельности и установленным тарифам.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Корректировка с целью сглаживания роста тарифов» по котельной по ул. Пионерская на 2023 год в размере 13 489,695 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации, по котельным, переданным по концессионному соглашению, на 2023 год в размере 13 489,695 тыс. руб. - подлежат включению в состав НВВ Регулируемой организации.

 

6. Расчет тарифов на тепловую энергию (мощность)

Органом регулирования тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Оловяннинский район», на 2023 год (с 01.07.2023) рассчитаны в следующих размерах:

Вид тарифа

Утверждено Органом регулирования на 2023 с 01.07.2023 год (руб./Гкал)

Экономически обоснованный среднегодовой тариф без учета НДС

(руб./Гкал)

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения (котельная по ул. Пионерская)

4 514,47

4 166,38

Население с НДС (котельная по ул. Пионерская)

2 216,57

4 166,38

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения (котельные, переданные по концессионному соглашению)

4 514,47

4 101,46

Население с НДС (котельные, переданные по концессионному соглашению)

3 095,28

4 101,46

В Экспертных заключениях по Оловяннинскому району Орган регулирования отмечает, что снижение тарифа на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения, с 01.07.2023 обусловлено поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования, а также выравниванием тарифов для прочих потребителей на территории поселения.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования, тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

В предписании ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23 отмечалось, что тарифы на тепловую энергию (мощность) для категории потребителей «Для потребителей в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения» по котельной Пионерская на 2022 год установлены выше экономически обоснованного уровня; по котельным, переданным от МУП «Теплоресурс», на 2020, 2022 годы – ниже экономически обоснованного уровня, на 2021 год – выше экономически обоснованного уровня, что противоречит пункту 25 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях по Оловяннинскому району на 2023 год Органом регулирования не представлено обоснование установления тарифов на тепловую энергию на 2023 год выше экономически обоснованного среднегодового тарифа для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что при установлении тарифов на 2023 год тарифы были установлены выше экономически обоснованного уровня и составили 6 073,00 руб./Гкал. На заседании Правления РСТ Забайкальского края принято решение о поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования с целью избежание возникновения дополнительных недополученных доходов, не учтенных в бюджете Забайкальского края. Снижение тарифа по данной группе потребителей в течение расчетного периода регулирования влечет к возникновению дополнительных доходов, не компенсируемых организации ввиду отсутствия указанных средств в бюджете, при этом плановая выручка предприятия также снижается за счет снижения тарифа. Данный факт может повлечь незапланированные убытки предприятия, а также повлечь угрозы срыва отопительного периода, так как указанное решение принималось в межотопительный период, когда организации необходимо проводить подготовку к очередному отопительному периоду. При этом по результатам исполнения предписания тарифы были пересмотрены в сторону снижения на 25%, что повлекло возникновению выпадающих доходов РСО в размере 16 млн. руб.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо установить (пересмотреть) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального района «Оловяннинский район», в соответствии с пунктом 94 Основ ценообразования № 1075 с учетом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктами 29, 34 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края не исполнившей предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23, от 21.02.2023 № СП/12875/23.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предписаний ФАС России от 21.02.2023 № СП/12759/23, от 21.02.2023 № СП/12875/23 — 01.05.2024.

3. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей пункты 9, 10, 11, 25, 47, 62 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 37, 52, 53 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Тепловодоканал» на 2023 год.

4. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

4.1. Исключить из состава неподконтрольных расходов АО «Тепловодоканал» по Каларскому району расходы по статье затрат «Расходы на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями» на 2023 год в размере 987,886 тыс. руб. с последующим включением в базовый уровень операционных расходов 2023 года в экономически обоснованном размере.

4.2. Исключить из состава неподконтрольных расходов АО «Тепловодоканал» по Каларскому району расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 в размере 8 375,559 тыс. руб. с последующим включением в базовый уровень операционных расходов 2023 года и в состав неподконтрольных расходов на 2023 год в экономически обоснованном размере.

4.3. Исключить из состава неподконтрольных расходов АО «Тепловодоканал» по котельной по ул. Пионерская расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 год в размере 13 160,143 тыс. руб.

4.4. Включить в необходимую валовую выручку АО «Тепловодоканал» по котельным, переданным по концессионному соглашению, расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 год в размере 9 288,152 тыс. руб.

4.5. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Тепловодоканал» по котельной по ул. Пионерская расходы по статье затрат «Корректировка с целью сглаживания роста тарифов» на 2023 год в размере 13 489,695 тыс. руб.

4.6. Включить в необходимую валовую выручку АО «Тепловодоканал» по котельным, переданным по концессионному соглашению, расходы по статье затрат «Корректировка с целью сглаживания роста тарифов» на 2023 год в размере 13 489,695 тыс. руб.

4.7. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Тепловодоканал» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень операционных расходов» на 2023 год по Каларскому району;

- «Расходы на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями» на 2023 год по Каларскому району;

- «Резерв по сомнительным долгам» на 2023 год по Каларскому району, по котельной по ул. Пионерская, по котельным, переданным по концессионному соглашению;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 год по Каларскому району, по котельной по ул. Пионерская, по котельным, переданным по концессионному соглашению;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год по Каларскому району, по котельной по ул. Пионерская, по котельным, переданным по концессионному соглашению;

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2023 год по Каларскому району, по котельной по ул. Пионерская, по котельным, переданным по концессионному соглашению;

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2023 год по котельной по ул. Пионерская, по котельным, переданным по концессионному соглашению;

- «Корректировка с целью сглаживания роста тарифов» на 2023 год по котельной по ул. Пионерская, по котельным, переданным по концессионному соглашению.

5. По результатам исполнения пункта 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень операционных расходов АО «Тепловодоканал» 2023 года по Каларскому району, а также величину необходимой валовой выручки АО «Тепловодоканал» по Каларскому району и Оловяннинскому району на 2023 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

6. По результатам исполнения пунктов 4, 5 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.05.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Тепловодоканал» по Каларскому району на 2024 год, а также установить (пересмотреть) тарифы в сфере теплоснабжения, установленные в отношении АО «Тепловодоканал» по Каларскому району на 2024 год, обеспечив введение в действие с 01.05.2024 в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

7. По результатам исполнения пунктов 4, 5 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.05.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Тепловодоканал» по Оловяннинскому району на 2024 год, а также установить (пересмотреть) тарифы в сфере теплоснабжения, установленные в отношении АО «Тепловодоканал» по Оловяннинскому району на 2024 год, обеспечив введение в действие с 01.05.2024 в соответствии с пунктом 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, с учетом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для акционерного общества «Тепловодоканал», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541