Предписание №СП/24561/24 Предписание по итогам проведенного наблюдения Департаменту г... от 25 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Орловской области (далее — Департамент, орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32080-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (исх. от 11.12.2023 № 5-7-1408, вх. от 12.12.2023 № 196947-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Орловской области при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) ООО «УК «Зеленая роща» на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16.09.2019 № 443 утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Орловской области (далее – Территориальная схема).

По результатам конкурсного отбора (протокол Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 25.07.2018 № 3) ООО «УК «Зеленая роща» присвоен статус регионального оператора в сфере обращения с ТКО. Соглашение с ООО «УК «Зеленая роща» заключено Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 24.08.2018 № 222-Д/18 (далее — Соглашение).

Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее - Управление) от 22.11.2022 № 478-т установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «Зеленая роща» на территории Орловской области на 2023 год. Размер тарифа, установленного для регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща», составил 506,50 руб./куб. м без учета НДС.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «УК «Зеленая роща» на 2023 год, в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «Зеленая роща» на 2023 год (далее – Экспертное заключение), установлено следующее.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Расходы на транспортирование ТКО.

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора в (i-2)-м году определяется следующим образом:

,

где:

- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;

- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;

- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.;

Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;

- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

 

где:

- собственные расходы регионального оператора в году (i+1), руб.;

 

, - расходы регионального оператора на транспортирование

твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 Методических указаний № 1638/16 определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:

 

где:

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Расходы на транспортирование ТКО для ООО «УК «Зеленая роща» на 2022 год определены Управлением в размере 457 426,49 тыс. руб., на 2023 год в размере 512 064,16 тыс. руб. Увеличение расходов составило 111,94% (при ИПЦ на 2023 год в размере 106,0%).

Орган регулирования в отношении расходов, принятых на транспортирование остатков сортировки твердых коммунальных отходов от объектов обработки до объектов захоронение (второе плечо) отмечает, что масса остатков «хвостов» ТКО, направленных на полигон МУП «Комсервис», в 2023 году по отношению к 2022 году не изменилась. Масса ТКО, направленная на захоронение ТКО на полигон ООО «Экостройсервис» в 2023 году, составила 94 690,50 тонн, что на 57,8 % больше, чем в 2022 году. Соответственно, при установлении предельного тарифа на захоронение ТКО для ООО «Экостройсервис» на 2023 год в расчет органом регулирования принята увеличенная на 57,8 % масса ТКО в размере 94 690,50 тонн.

Руководствуясь формулой 49 Методических указаний № 1638/16, расходы на транспортирование остатков сортировки ТКО на полигон ООО «Экостройсервис» на 2023 год рассчитаны органом регулирования исходя из принятых объемов (массы), средней цены транспортирования и ИПЦ на 2023 год - 6 % в размере – 94 690,5 * 703,34 * 1,06 = 70 595,6 тыс. руб.

Органом регулирования при расчете затрат на транспортирование ТКО в 2023 году во внимание было принято то обстоятельство, что согласно решений Арбитражного суда Орловской области ООО «УК «Зеленая роща» обязано:

- по делу № А48-4762/2022 вывезти с земельного участка АО «ЭкоСити» 57-25-0021604-0015 остатки сортировки ТКО, образованные в 2021 году, в массе 16 765,63 т. (Определение суда об утверждении мирового соглашения от 30 сентября 2022 года по вывозу остатков 2021 г.);

- по делу № А48-7432/2020 в срок до 01 сентября 2023 года вывезти с земельного участка АО «ЭкоСити» 57-25-0021604-0015 остатки сортировки ТКО, образованные в 2020 году, в массе ориентировочно 23 501,41 т., (Определение суда от 30 сентября 2022 года);

- по делу № А48-7029/2021 вывезти с земельного участка ООО «Русресурс» остатки сортировки ТКО, образованные в 2020-2021 годах, в массе ориентировочно 26 262,82 т. (Решение суда от 21 октября 2022);

- по делу № А48-222/2022 (объединенное с делом № А 48-4762/2022), по вывозу остатков ТКО, образованных на АО «ЭкоСити» в 2019 году в массе 43 061,14 тонн, продолжается судебный процесс.

Департамент отмечает, что в соответствии с Основами ценообразования № 484 в целях соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также в целях обеспечения равномерности и последовательности изменений тарифов, сумма затрат на транспортирование остатков сортировки по делу № А48-4762/2022 учтена Департаментом в необходимой валовой выручке ООО «УК «Зеленая роща», принятой на 2023 год, в размере 1 501,55 тыс. руб., при общих затратах на транспортирование 15 994,08 тыс. руб. (16 765,63 т * 953,98 руб. т).

Ввиду того, что плановые расходы на транспортирование ТКО в составе НВВ ООО «УК «Зеленая роща» 2023 года следует рассчитывать по формулам 49 - 50 Методических указаний № 1638/16 исходя из произведения плановой стоимости транспортирования ТКО на 2022 год на индекс потребительских цен 2023 года в размере 1,06 с учетом положений Методических указаний № 1638/16, учитывая приведенные органом регулирования доводы о наличии судебных решений, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на транспортирование 2023 года с учетом требований Методических указаний № 1638/16, необоснованно учтенные органом регулирования средства по статье транспортирование ТКО в составе НВВ 2023 года необходимо исключить из состава НВВ регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Орловской области нарушившей положения пункта 91 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Орловской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

провести дополнительный анализ расходов на транспортирование 2023 года с учетом индекса потребительских цен 2023 года в размере 106,0 %, исключить полученную разницу экономически необоснованных средств, учтенных в составе НВВ ООО «УК «Зеленая роща» 2023 года;

– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании.

3. Органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами принять решение об установлении экономически обоснованного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «Зеленая роща» на 2025 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания в срок, установленный законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «УК «Зеленая роща».

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент государственного регулирования цен и тарифов Орловской области
ИНН 5753026800, ОГРН 1025700827272
Орловское УФАС России
ИНН 5753018207, ОГРН 1025700826029