Предписание №СП/24561/24 Предписание по итогам проведенного наблюдения Департаменту г... от 25 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Орловской области (далее — Департамент, орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32080-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (исх. от 11.12.2023 № 5-7-1408, вх. от 12.12.2023 № 196947-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Орловской области при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) ООО «УК «Зеленая роща» на 2023 год,
УСТАНОВИЛА:
Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).
Приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16.09.2019 № 443 утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Орловской области (далее – Территориальная схема).
По результатам конкурсного отбора (протокол Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 25.07.2018 № 3) ООО «УК «Зеленая роща» присвоен статус регионального оператора в сфере обращения с ТКО. Соглашение с ООО «УК «Зеленая роща» заключено Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 24.08.2018 № 222-Д/18 (далее — Соглашение).
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее - Управление) от 22.11.2022 № 478-т установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «Зеленая роща» на территории Орловской области на 2023 год. Размер тарифа, установленного для регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща», составил 506,50 руб./куб. м без учета НДС.
Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «УК «Зеленая роща» на 2023 год, в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «Зеленая роща» на 2023 год (далее – Экспертное заключение), установлено следующее.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Расходы на транспортирование ТКО.
Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора в (i-2)-м году определяется следующим образом:
,
где:
- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;
- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;
- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.;
Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:
- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;
- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;
- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;
- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:
где:
- собственные расходы регионального оператора в году (i+1), руб.;
, - расходы регионального оператора на транспортирование
твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;
ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;
Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 Методических указаний № 1638/16 определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.
В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:
где:
- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);
, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;
, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;
- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.
Расходы на транспортирование ТКО для ООО «УК «Зеленая роща» на 2022 год определены Управлением в размере 457 426,49 тыс. руб., на 2023 год в размере 512 064,16 тыс. руб. Увеличение расходов составило 111,94% (при ИПЦ на 2023 год в размере 106,0%).
Орган регулирования в отношении расходов, принятых на транспортирование остатков сортировки твердых коммунальных отходов от объектов обработки до объектов захоронение (второе плечо) отмечает, что масса остатков «хвостов» ТКО, направленных на полигон МУП «Комсервис», в 2023 году по отношению к 2022 году не изменилась. Масса ТКО, направленная на захоронение ТКО на полигон ООО «Экостройсервис» в 2023 году, составила 94 690,50 тонн, что на 57,8 % больше, чем в 2022 году. Соответственно, при установлении предельного тарифа на захоронение ТКО для ООО «Экостройсервис» на 2023 год в расчет органом регулирования принята увеличенная на 57,8 % масса ТКО в размере 94 690,50 тонн.
Руководствуясь формулой 49 Методических указаний № 1638/16, расходы на транспортирование остатков сортировки ТКО на полигон ООО «Экостройсервис» на 2023 год рассчитаны органом регулирования исходя из принятых объемов (массы), средней цены транспортирования и ИПЦ на 2023 год - 6 % в размере – 94 690,5 * 703,34 * 1,06 = 70 595,6 тыс. руб.
Органом регулирования при расчете затрат на транспортирование ТКО в 2023 году во внимание было принято то обстоятельство, что согласно решений Арбитражного суда Орловской области ООО «УК «Зеленая роща» обязано:
- по делу № А48-4762/2022 вывезти с земельного участка АО «ЭкоСити» 57-25-0021604-0015 остатки сортировки ТКО, образованные в 2021 году, в массе 16 765,63 т. (Определение суда об утверждении мирового соглашения от 30 сентября 2022 года по вывозу остатков 2021 г.);
- по делу № А48-7432/2020 в срок до 01 сентября 2023 года вывезти с земельного участка АО «ЭкоСити» 57-25-0021604-0015 остатки сортировки ТКО, образованные в 2020 году, в массе ориентировочно 23 501,41 т., (Определение суда от 30 сентября 2022 года);
- по делу № А48-7029/2021 вывезти с земельного участка ООО «Русресурс» остатки сортировки ТКО, образованные в 2020-2021 годах, в массе ориентировочно 26 262,82 т. (Решение суда от 21 октября 2022);
- по делу № А48-222/2022 (объединенное с делом № А 48-4762/2022), по вывозу остатков ТКО, образованных на АО «ЭкоСити» в 2019 году в массе 43 061,14 тонн, продолжается судебный процесс.
Департамент отмечает, что в соответствии с Основами ценообразования № 484 в целях соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также в целях обеспечения равномерности и последовательности изменений тарифов, сумма затрат на транспортирование остатков сортировки по делу № А48-4762/2022 учтена Департаментом в необходимой валовой выручке ООО «УК «Зеленая роща», принятой на 2023 год, в размере 1 501,55 тыс. руб., при общих затратах на транспортирование 15 994,08 тыс. руб. (16 765,63 т * 953,98 руб. т).
Ввиду того, что плановые расходы на транспортирование ТКО в составе НВВ ООО «УК «Зеленая роща» 2023 года следует рассчитывать по формулам 49 - 50 Методических указаний № 1638/16 исходя из произведения плановой стоимости транспортирования ТКО на 2022 год на индекс потребительских цен 2023 года в размере 1,06 с учетом положений Методических указаний № 1638/16, учитывая приведенные органом регулирования доводы о наличии судебных решений, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на транспортирование 2023 года с учетом требований Методических указаний № 1638/16, необоснованно учтенные органом регулирования средства по статье транспортирование ТКО в составе НВВ 2023 года необходимо исключить из состава НВВ регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща».
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Орловской области нарушившей положения пункта 91 Методических указаний № 1638/16.
2. Органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Орловской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:
– провести дополнительный анализ расходов на транспортирование 2023 года с учетом индекса потребительских цен 2023 года в размере 106,0 %, исключить полученную разницу экономически необоснованных средств, учтенных в составе НВВ ООО «УК «Зеленая роща» 2023 года;
– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании.
3. Органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами принять решение об установлении экономически обоснованного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «Зеленая роща» на 2025 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания в срок, установленный законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
– решений органа исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;
– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;
– экспертных заключений органа исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «УК «Зеленая роща».
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|