Предписание №СП/43213/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Кировской области... от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 мая 2024 года г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки
в отношении Региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области, орган регулирования), в том числе Акт проверки управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (представлены РСТ Кировской области письмом от 06.03.2024 № 231-66-01-02), проведенной на основании поручения руководителя ФАС России М.А. Шаскольского от 14.12.2023 № МШ/106265/23, приказа Кировского УФАС России от 28.12.2023 № 108/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию для филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тарифы на тепловую энергию регулируются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012
№ 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075). Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Кировского УФАС России от 28.12.2023 № 108/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Кировской области» проверка проводилась в отношении законности установления РСТ Кировской области тарифов в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год для Публичного акционерного общества «Т Плюс» (филиал «Кировский») (далее – ПАО «Т Плюс»).

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для ПАО «Т Плюс» утверждены следующими тарифными решениями:

1) Решение правления РСТ Кировской области от 10.10.2023 № 35/36-тэ-2024 «О внесении изменений в некоторые решения правления РСТ Кировской области» - для котельной в г. Кирове, пер. Крайний (далее — Решение от 10.10.2023 № 35/36-тэ-2024);

2) Решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2023 № 45/1-тэ-2024 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2021 № 45/4-тэ-2022» - для Кировской ТЭЦ-1 (далее — Решение от 20.12.2023 № 45/1-тэ-2024);

3) Решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2023 № 45/3-тэ-2024 «О тарифах на тепловую энергию на коллекторах ПАО «Т Плюс», о долгосрочных параметрах регулирования» на 2024-2026 годы - для Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-5 (далее — Решение от 20.12.2023 № 45/3-тэ-2024);

4) Решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2023 № 45/77-тэ-2024 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2021 № 45/10-тэ-2022» - для котельных в г. Кирове (далее — Решение от 20.12.2023 № 45/77-тэ-2024);

5) Решение правления РСТ Кировской области от 27.12.2023 № 46/1-тэ-2024 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Т Плюс»,
о долгосрочных параметрах регулирования» на 2024-2026 годы - для котельных, расположенных в г. Слободском (далее — Решение от 27.12.2023 № 46/1-тэ-2024).

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел ПАО «Т Плюс»
в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе:

- Заключение РСТ Кировской области по расчету тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Т Плюс», на 2024 год путем корректировки ранее установленных долгосрочных тарифов (Решение от 10.10.2023 № 35/36-тэ-2024), далее - Заключение 1;

- Заключение экспертной группы РСТ Кировской области по установлению тарифов на тепловую энергию, производимую источниками тепловой энергии
25 мегаватт и менее филиалом «Кировский» публичного акционерного общества
«Т Плюс» от станции ТЭЦ-1 путем корректировки ранее установленных долгосрочных тарифов на 2024 год (Решение от 20.12.2023 № 45/1-тэ-2024), далее - Заключение 2;

- Заключение РСТ Кировской области по установлению тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической энергии и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более филиалом «Кировский» публичного акционерного общества «Т Плюс» на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годы (Решение от 20.12.2023
№ 45/3-тэ-2024), далее – Заключение 3;

- Заключение РСТ Кировской области по расчету тарифов на тепловую энергию, услуги по ее передаче для ПАО «Т Плюс», на 2024 год путем корректировки ранее установленных тарифов (Решение от 20.12.2023 № 45/77-тэ-2024), далее – Заключение 4;

- Заключение РСТ Кировской области по установлению долгосрочных тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для публичного акционерного общества «Т Плюс» на 2024-2026 годы (Решение от 27.12.2023 № 46/1-тэ-2024), далее – Заключение 5.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы)
на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (включая затраты на его доставку и хранение),
на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях
ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа).

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями (ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям).

В отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ должна индексироваться только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). Плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги
по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

В Заключениях 1-4 одним из видов используемого топлива является природный газ, цены на который подлежат государственному регулированию.

Сводные данные об учете цен на газ представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Сводные данные об учете составляющих стоимости природного газа, поставляемого по регулируемым ценам, в Заключениях 1-4

показатель

2024 год

2024 год

Отклонение от НПА на 2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

 

 

В соответствии с НПА

в Заключении 1

 

Оптовая цена на газ (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 820/22)

5031

5594

5031,00

5594,47

+0,47

Тариф на услуги по транспор-тировке газа по 4 группе потребителей (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22)

955,59

1022,91

955,99

1053,50

+30,59

Плата за снабженческо-сбытовые услуги по 4 группе потребителей (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

209,20

209,20

209,20

209,20

0,00

Спецнадбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по 4 группе потребителей (решение РСТ Кировской области от 31.03.2023 № 2/2-г-2023 и проект решения РСТ Кировской области на 2024 год (утверждено от 23.01.2024 № 2/4-г-2024).

327,40

350,32

327,40

360,79

+10,47

Итого стоимость природного газа (без НДС)

6523,59

7176,43

6523,59

7217,97

+41,54

 

В соответствии с НПА

в Заключении 2

 

Оптовая цена на газ (приказ ФАС России от 28.11.2023 № 910/23)

5031

5594

5031,00

5594,00

0,00

Тариф на услуги по транспор-тировке газа по 3 группе потребителей (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22)

596,49

638,24

596,49

657,33

+19,09

Плата за снабженческо-сбытовые услуги по 3 группе потребителей (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

178,43

178,43

178,43

178,43

0,00

Спецнадбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по 3 группе потребителей (решение РСТ Кировской области от 31.03.2023 № 2/2-г-2023 и проект решения РСТ Кировской области на 2024 год (утверждено от 23.01.2024 № 2/4-г-2024).

220,70

236,15

220,70

243,21

+7,06

Итого стоимость природного газа (без НДС)

6026,62

6646,82

6026,62

6672,97

+26,15

 

В соответствии с НПА

в Заключении 3

 

Оптовая цена на газ (приказ ФАС России от 28.11.2023 № 910/23)

5031

5594

5031,00

5594,00

0,00

Тариф на услуги по транспор-тировке газа по 1 группе потребителей (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22)

351,02

375,59

351,02

386,82

+11,23

Тариф на услуги по транспор-тировке газа по 2 группе потребителей (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22)

358,17

383,24

358,17

394,70

+11,46

Плата за снабженческо-сбытовые услуги по 1 группе потребителей (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

129,84

129,84

129,84

129,84

0,00

Плата за снабженческо-сбытовые услуги по 1 группе потребителей (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

140,81

140,81

140,81

140,81

0,00

Спецнадбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по 1 группе потребителей (решение РСТ Кировской области от 31.03.2023 № 2/2-г-2023 и проект решения РСТ Кировской области на 2024 год (утверждено от 23.01.2024 № 2/4-г-2024)

161,14

172,42

161,14

177,58

+5,16

Итого стоимость природного газа (без НДС)

6171,98

6795,90

6171,98

6823,75

+27,85

 

В соответствии с НПА

в Заключении 4

 

Оптовая цена на газ (приказ ФАС России от 28.11.2023 № 910/23)

5031

5594

5031,00

5594,47

+0,47

Тариф на услуги по транспортировке газа по 3 группе потребителей (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22)

596,49

638,24

596,49

657,33

+19,09

Тариф на услуги по транспортировке газа по 4 группе потребителей (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22)

955,99

1022,91

955,99

1053,50

+30,59

Тариф на услуги по транспор-тировке газа по 5 группе потребителей (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22)

989,25

1058,50

989,25

1090,15

+31,65

Тариф на услуги по транспор-тировке газа по 6 группе потребителей (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22)

1003,48

1073,72

1003,48

1105,83

+32,11

Плата за снабженческо-сбытовые услуги по 3 группе потребителей (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

178,43

178,43

178,43

178,43

0,00

Плата за снабженческо-сбытовые услуги по 4 группе потребителей (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

209,20

209,20

209,20

209,20

0,00

Плата за снабженческо-сбытовые услуги по 5 группе потребителей (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

217,10

217,10

217,10

217,10

0,00

Плата за снабженческо-сбытовые услуги по 6 группе потребителей (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

222,55

222,55

222,55

222,55

0,00

Спецнадбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по 3 группе потребителей (решение РСТ Кировской области от 31.03.2023 № 2/2-г-2023 и проект решения РСТ Кировской области на 2024 год (утверждено от 23.01.2024 № 2/4-г-2024)

220,70

236,15

220,70

243,21

+7,06

Спецнадбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по 4-6 группе потребителей (решение РСТ Кировской области от 31.03.2023 № 2/2-г-2023 и проект решения РСТ Кировской области на 2024 год (утверждено от 23.01.2024 № 2/4-г-2024)

327,40

350,32

327,40

360,79

+10,47

Итого стоимость природного газа (без НДС)

9624,19

10801,12

9951,59

10932,56

+131,44

 

Из анализа Заключений 1-4 следует, что в составе стоимости природного газа орган регулирования учитывал тарифы на услуги по транспортировке газа
на 1 полугодие 2024 года в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022
№ 828/22, а на 2 полугодие – применялся индекс 1,102 в соответствии с прогнозом
социально-экономического развития Минэкономразвития России. При этом размер тарифов на услуги по транспортировке газа в Заключениях 1-4 превышает тарифы, установленные приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 на 2 полугодие 2024 года.

В Заключениях 1-4 размер спецнадбавки к тарифу на услуги
по транспортировке газа на 1 полугодие 2024 года учтен РСТ Кировской области на основании решения РСТ Кировской области от 31.03.2023 № 2/2-г-2023,
на 2 полугодие – исходя из подготовленного проекта решения РСТ Кировской области на 2024 год. При этом в Заключениях 1-4 применен размер спецнадбавки
к тарифу на услуги по транспортировке газа на 2 полугодие 2024 года выше, чем
в утвержденном решении РСТ Кировской области от 23.01.2024 № 2/4-г-2024.

Таким образом, расчет цены природного газа осуществлен с нарушением
пункта 28 Основ ценообразования № 1075. Органу регулирования необходимо провести пересчет расходов на топливо с учетом применения на 2 полугодие 2024 года тарифов на услуги по транспортировке газа в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22, спецнадбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа в соответствии с решением РСТ Кировской области от 23.01.2024 № 2/4-г-2024.

Кроме того, органу регулирования необходимо применить оптовую цену на газ в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий
в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Кировской области нарушившей пункт 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен тарифов в теплоснабжении в срок
до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала «Кировский» ПАО
«Т Плюс» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив
в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть и ввести
в действие с 01.07.2024 тарифы на тепловую энергию для филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования
в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного
в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Кировское УФАС России
ИНН 4347021540, ОГРН 1034316517652
Региональная служба по тарифам Кировской области
ИНН 4345163236, ОГРН 1074345002665