Предписание №СП/118491/22 ПРЕДПИСАНИЕ Минэнерго Республики Дагестан об устранении нару... от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в теплоснабжении, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ООО «Тепло-С» и поставляемую потребителям г. Каспийска на 2022 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступило обращение <...> (вх. от 26.08.2022 № 146480/22, перенаправленное Прокуратурой Республики Дагестан (исх. от 15.08.2022 № 07/1-919-2022/20820001/Исорг1306-22), по вопросу обоснованности установленных Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (в настоящее время — Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан) (далее – Орган регулирования) цен (тарифов) на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ООО «Тепло-С» (далее – Общество, регулируемая организация) и поставляемую потребителям г. Каспийска на 2022-2024 годы.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий постановлением от 20.12.2021 № 123 (далее – Постановление № 123) Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан установлены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ООО «Тепло-С» и поставляемую потребителям г. Каспийск на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2022-2024 годов.

Постановление № 123 зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Дагестан 24 декабря 2021 г. под номером 5869.

Приложением № 1 к приказу ФСТ России от 07.06.2013 № 163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения» предусмотрена форма решения органа регулирования об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (далее – форма решения). Согласно примечанию к форме решения в случае установления долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), указываются тарифы на каждый год долгосрочного периода регулирования.

ФАС России отмечает, что в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению № 123 Органом регулирования установлены одноставочные тарифы на 2022 год с разбивкой по полугодиям для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, а также для населения: первое полугодие – 1442,09 руб./Гкал, второе полугодие – 1524,34 руб./Гкал.

Приложением № 2 к Постановлению № 123 Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан предусмотрено установление долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

В соответствии с п. 35 Правил № 1075 орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно официальному сайту Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (rst.e-dag.ru) Постановление № 123 размещено 11.01.2022 и не содержит долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

ФАС России отмечает, что в разделе «Протоколы заседания правления РСТ Дагестана» отсутствует протокол заседания правления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20.12.2021 № 38, представленный ФАС России по запросу.

Постановление № 123, опубликованное на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), также не содержит долгосрочных параметров регулирования на 2022-2024 годы для ООО «Тепло-С».

Органом регулирования приказом от 18.11.2022 № 45-ОД-157/22 «О внесении изменения в постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20 декабря 2021 года № 123 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ООО «Тепло-С» и поставляемую потребителям г. Каспийска» (далее – Постановление № 45-ОД-157/22) установлены тарифы на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года, а также на 2024 год с календарной разбивкой. Вместе с тем Постановление № 45-ОД-157/22 также не содержит значений долгосрочных параметров регулирования.

Таким образом, Органу регулирования необходимо установить долгосрочные параметры регулирования для ООО «Тепло-С» на долгосрочный период регулирования 2022-2024 гг. и отразить их в действующем решении об установлении тарифов.

ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела за 2022 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертное заключение Органа регулирования на 2022 год.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год необходимая валовая выручка (далее – НВВ) ООО «Тепло-С» на 2022 год составила 46 615,40 тыс. руб.

 

Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям (пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2021 № 2033).

Согласно пунктам 11 и 12 Основ № 1075, раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 (далее – Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций), ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 09.11.2000 № 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Тепло-С», основным видом деятельности Общества является «обеспечение работоспособности котельных». Кроме того, Общество также осуществляет 18 дополнительных видов деятельности.

Вместе с тем в материалах тарифного дела регулируемой организации, представленных Органом регулирования, отсутствует Учетная политика Общества, а также отсутствует План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, а, следовательно, не представляется возможным определить каким образом регулируемой организацией распределяются доходы и расходы на счетах и субсчетах.

В Экспертном заключении на 2022 год Органом регулирования не представлена информация о ведении раздельного учета расходов и доходов в разрезе видов деятельности регулируемой организацией.

Также ФАС России не представляется возможным определить пропорциональное отнесение расходов на виды деятельности и, как следствие, экономическое обоснование принятых Органом регулирования расходов.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении анализ в соответствии с вышеуказанными пунктами.

 

1. Полезный отпуск и технологические потери

Полезный отпуск принят Органом регулирования на 2022 год в размере 31 428,55 Гкал.

Органом регулирования полезный отпуск для Общества на 2022 год принят в соответствии с расчетом Общества, согласно которому выработка тепловой энергии составила 32 480,11 Гкал, полезный отпуск – 31 428, 55 Гкал.

Выработка и полезный отпуск тепловой энергии на 2022 год рассчитаны Обществом на основании нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения г. Каспийск, а именно: на отопление норма расхода тепловой энергии на 1 м2 в месяц составляет 0,017 Гкал, на горячее водоснабжение – 0,19 Гкал в месяц на 1 чел.

Расчет полезного отпуска на нужды ГВС произведен из условного принятого количества 2 человека на квартиру – 3 836 человек. Всего отапливаемая площадь составляет 111 188,6 м2.

В соответствии с п. 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с п. 21 Методических указаний № 760-э объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.

ООО «Тепло-С» впервые начало осуществлять регулируемый вид деятельности в декабре 2021 года. Таким образом, у Органа регулирования отсутствуют данные о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.

Экспертное заключение на 2022 год не содержит информации о наличии схемы теплоснабжения муниципального образования г. Каспийск, программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, утвержденным в установленном законодательством порядке.

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 21 Методических указаний № 760-э Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не проведен анализ договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями.

В Экспертном заключении на 2022 год не отражен анализ, предусмотренный пп. а) п. 29 Правил № 1075, п. 21 Методических указаний № 760-э, а также расчет полезного отпуска тепловой энергии.

Таким образом, определение полезного отпуска на вышеуказанном уровне не имеет достаточного обоснования, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ полезного отпуска регулируемой организации, учтенного на 2022 год, с учетом вышеуказанных замечаний, а также отразить в экспертном заключении расчет полезного отпуска тепловой энергии.

 

2. Расходы на топливо

Расходы на топливо приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 30 096,33 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год ООО «Тепло-С» для производства тепловой энергии использует природный газ.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с п. 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле 2.

В соответствии с п. 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

ФАС России отмечает, что учет расходов на топливо в составе расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя не предусмотрено нормами действующего законодательства. Органу регулирования необходимо учитывать расходы на топливо в отдельной статье затрат.

Органом регулирования удельная норма расхода условного топлива на 1 Гкал тепловой энергии принята на уровне плана 2021 года: 155,28 кг. у.т./Гкал и 156,13 кг. у.т./Гкал. по предложению ООО «Тепло-С». Расчет удельной нормы расхода газа на выработку тепловой энергии и расчета потерь определен по формуле методики СТО ГАЗПРОМ РД 1.19-126-2004.

ФАС России отмечает, в Экспертном заключении на 2022 год расчет удельной нормы расхода газа на выработку тепловой энергии и расчета потерь согласно указанной Органом регулирования методике не представлен.

Органом регулирования при расчете расходов на топливо калорийность газа принимается в размере 7900 ккал/м3, коэффициент калорийности газа – 1,1285 (7900 ккал/м3:7000 ккал/м3).

При расчете коэффициента калорийности газа (переводного коэффициента) Орган регулирования ссылается на Приказ Минжилкомхоза РСФСР от 04.09.1978 № 417 «Об утверждении «Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий».

ФАС России отмечает, что указанные методические указания утратили силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 29.04.2020 № 242/пр.

Предельные уровни оптовых цен установлены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта с учетом расчетной объемной теплоты сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, осуществляется по формуле:

,

где:

Цуст - утвержденные в установленном порядке оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ;

- фактическая объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3);

- расчетная объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3).

В части калорийности поставляемого газа ФАС России отмечает следующее.

Оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, установлены приказом ФАС России от 02.06.2021 № 545/21 «Об утверждении оптовых цен на газ, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021» (далее – Приказ ФАС России № 545/21).

ФАС России отмечает, что при определении фактической объемной теплоты сгорания в ккал/м3 (кДж/м3) Органу регулирования следует руководствоваться данными, указанными в паспортах качества поставщика газа.

Вместе с тем в материалах тарифного дела отсутствуют паспорта качества поставщика газа.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Стоимость газа для теплоснабжающей организации, использующей его в качестве топлива, складывается из оптовой цены на газ, тарифа на транспортировку природного газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги и региональной надбавки.

ФАС России отмечает, что на момент принятия Органом регулирования тарифных решений при расчете цены на газ Органу регулирования необходимо принимать в расчет цены, установленные актуальными приказами ФАС России в соответствующих размерах.

При этом, ФАС России отмечает, что индексация оптовой цены (с июля на декабрь) может быть произведена Органом регулирования ввиду ежегодной индексации оптовых цен на газ антимонопольным органом.

Органом регулирования оптовые цены на газ приняты в соответствии с приказом ФАС России от 02.06.2021 № 545/21 в размере 5 155,00 руб./тыс. м3 на первое полугодие 2022 года. На второе полугодие 2022 года Органом регулирования произведена индексация оптовой цены на газ на ИПЦ в размере 1,05.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги принят на первое полугодие 2022 года в соответствии с приказом ФАС России от 10.09.2021 № 956/21 в размере 183,86 руб. тыс. м3 и 204,41 тыс. м3 для 4 и 5 группы потребителей, соответственно. На второе полугодие 2022 года Органом регулирования произведена индексация платы за снабженческо-сбытовые услуги на ИПЦ в размере 1,05.

ФАС России отмечает, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа, является предельно максимальным и не подлежит индексации на второе полугодие 2022 года.

Также ФАС России отмечает, что на момент принятия органом регулирования тарифного решения на 2022 год ставки платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ) не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ (кроме оптовой цены) является необоснованной.

Тариф на услуги по транспортировке газа принят Органом регулирования в соответствии с приказом ФСТ России от 29.05.2015 № 203-э/16. ФАС России отмечает, что указанный приказ утратил силу в связи с изданием приказа ФАС России от 21.09.2020 № 866/20, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Таким образом, при расчете стоимости услуг по транспортировке газа Органу регулирования необходимо руководствоваться актуальными приказами ФАС России.

При этом согласно пояснительной записке ООО «Тепло-С» затраты на газ составили 29 017,45 тыс. руб.

Вместе с тем в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением произведенных Органом регулирования расчетов, а также последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3. Расходы на энергетические ресурсы

Расходы на воду на технологические нужды приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 367,18 тыс. руб.

Расходы на покупную электрическую энергию приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 3 199,70 тыс. руб.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значений расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 27 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле 5.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год объем воды принят Органом регулирования на уровне плана на 2021 год в размере 28 832,47 м3. Плановый объем воды на 2021 год принят по расчету ООО «Тепло-С».

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не представлены обоснование и расчет планового объема воды.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год суммарный расход электроэнергии на выработку тепла в размере 565,71 тыс. кВт·ч принят исходя из удельного расхода электроэнергии на выработку 1 Гкал тепла и полезного отпуска тепловой энергии.

В расчетах Орган регулирования ссылается на положения Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий (Стройиздат, 1979 г.).

Однако в Экспертном заключении не представлен соответствующий расчет принятого удельного расхода электроэнергии на выработку 1 Гкал тепла в размере 18,0 кВт·ч/Гкал.

Органом регулирования тариф на электрическую энергию принят по последним отчетным данным ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» за ноябрь 2021 года.

Вместе с тем Органом регулирования не представлено документарного экономического обоснования учета величины стоимости энергетического ресурса на 2022 год.

Согласно пояснительной записке ООО «Тепло-С» плановые затраты на электроэнергию составили 2 905,02 тыс. руб., затраты на водоснабжение составили 349,62 тыс. руб.

Вместе с тем в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением произведенных Органом регулирования расчетов, а также последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4. Операционные (подконтрольные) расходы (базовый период)

Подконтрольные расходы приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 7 736,22 тыс. руб.

В соответствии с п. 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с п. 36 Методических указаний № 760-э операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются в соответствии с формулой 10.

В соответствии с п. 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не отражен индекса эффективности операционных расходов, индекс изменения количества активов, операционные расходы не установлены на каждый год долгосрочного периода регулирования в нарушении п. 59 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2022 год не представлено информации об индексах потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития, разработанным Минэкономразвития Российской Федерации, используемых для установления операционных расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования.

 

4.1. Фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда принят Органом регулирования на 2022 год в размере 7 294,33 тыс. руб.

В соответствии пояснительной запиской ООО «Тепло-С» фонд оплаты труда на 2022 год заявлен в размере 5 509,60 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на оплату труда приняты на 2022 год исходя из следующих показателей:

Показатель

Ед. изм.

Расходы на оплату труда

Численность персонала

чел.

-

Фактическая численность

 

30

Тарифная ставка рабочего 1-го разряда

руб.

13 890,00

Дефлятор по заработной плате

-

1

Средняя ступень оплаты труда

-

2

Тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда

-

1,167

Среднемесячная тарифная ставка ППП

руб.

16 209,63

Текущее премирование

руб.(%)

405,41 (25)

Среднемесячная оплата труда на 1 работника

руб.

20 262,04

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

7 294,33

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Нормативная численность персонала рассчитана Органом регулирования в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства», утвержденными приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74, в размере 30 человек (ППП – 28 чел. и АУП – 2 чел.).

Также ФАС России установлено, что согласно пояснительной записке ООО «Тепло-С» среднемесячный доход на одного работника по расчету ООО «Тепло-С» предлагался к учету в размере 15 305,01 руб., по расчету Органа регулирования среднемесячная оплата труда одного работника составила 20 262,04 руб.

При этом, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по данной статье затрат и рассчитать расходы на оплату труда в соответствии с п. 42 Основ ценообразования № 1075 с учетом устранения вышеуказанных замечаний ФАС России.

 

4.2. Расходы на охрану труда

Расходы на охрану труда приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 90,60 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год Органом регулирования расходы на охрану труда приняты в размере 0,02% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В связи с необходимостью дополнительного анализа по статьям затрат расходы по статье «Расходы на охрану труда», учтенные на 2022 год, также подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

4.3. Арендная плата технологического оборудования и арендная плата зданий, помещений

Расходы на арендную плату технологического оборудования и арендную плату зданий, помещений приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 1 595,73 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год расходы по данной статье затрат состоят из расходов на аренду котельных в размере 431,35 тыс. руб. и расходов на аренду теплотехнического оборудования в размере 1 164,38 тыс. руб.:

п/п

Договор

По данным ФАС России

Учтено Органом регулирования, тыс. руб.

Стоимость по договору

Объект договора по акту-приема передачи

Амортизация+ налог на имущество от остаточной стоимости 2,2%

Амортизация теплотехнического оборудования

Сумма арендной платы

1

Договор аренды нежилого помещения от 16.07.2021

60 000 тыс. руб. без НДС

нежилое одноэтажное здание (котельная)

МКР № 9

40,71

116,975

157,69

2

Договор аренды нежилого помещения от 16.07.2021

60 000 тыс. руб. в месяц без НДС

нежилое одноэтажное здание (котельная)

МКР № 8

53,91

21,709

75,62

3

Договор аренды нежилого помещения от 07.07.2021

60 000 тыс. руб. в месяц без НДС

нежилое одноэтажное здание (котельная)

МКР № 11

13,75

359,071

372,82

4

Договор аренды нежилого помещения от 28.05.2021

60 000 тыс. руб. в месяц без НДС

нежилое одноэтажное здание (котельная)

МКР «Кемпинг»

152,50

666,63

819,13

5

Договор аренды резервуара воды от 22.09.2021

30 000 тыс. руб. в месяц без НДС

резервуар для воды объемом 1000 куб.м. МКР № 11

170,48

0

170,48

ИТОГО

431,35

1164,38

1 595,73

 

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

При этом пунктом 39 Методических указаний № 760-э определен перечень неподконтрольных расходов.

В зависимости от применяемого метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения расходы на арендную плату учитываются в составе прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, или включаются в состав неподконтрольных расходов, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации, в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год арендуемыми объектами по договорам являются здания котельных, оборудование, здание котельной с земельным участком, резервуар для воды объемом 1000 куб. м.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2022 год Органом регулирования не представлен анализ экономически обоснованных уровней арендной платы в соответствии с п. 45 Основ ценообразования № 1075, не отражена пообъектная расшифровка по величинам амортизации и налога на имущество с учетом представленных регулируемой организацией договоров аренды.

Кроме того, Органом регулирования в расчете расходов по договорам аренды учтена амортизация теплотехнического оборудования, однако теплотехническое оборудование не является объектами указанных договоров. Таким образом, учет данных расходов в составе НВВ регулируемой организации не имеет экономического обоснования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом устранения нарушений, указанных ФАС России. В случае отсутствия экономического обоснования в соответствии с п. 45 Основ ценообразования № 1178, расходы подлежат исключению из НВВ ООО «Тепло-С».

 

5. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

5.1. Расходы на водоотведение

Расходы на водоотведение приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 194,04 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год объем сточных вод принят Органом регулирования на уровне плана за 2021 год в размере 28 832,47 м3. Плановый объем сточных вод на 2021 год принят по расчету ООО «Тепло-С».

В качестве обоснования по данной статье затрат ООО «Тепло-С» представлен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 19.11.2021 № 1777/13/2021.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не представлен расчет объема сточных вод.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением произведенных Органом регулирования расчетов.

 

5.2. Отчисления в страховые фонды

Отчисления в страховые фонды приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 2 188,30 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что согласно статье 426 гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

  •  на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

  •  на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

  •  на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

Органом регулирования отчисления в страховые фонды приняты на уровне 30 % от величины фонда оплаты труда.

В связи с необходимостью дополнительного анализа затрат по статье «Фонд оплаты труда», расходы по статье «Отчисления в страховые фонды», также требуют дополнительного экономического обоснования.

 

5.3. Отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний

Отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний приняты Органом регулирования на 2022 год в размере 14,59 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний приняты в размере 0,2 % от заработной платы.

В связи с необходимостью дополнительного анализа затрат по статье «Фонд оплаты труда», расходы по статье «Отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний», также требуют дополнительного экономического обоснования.

 

6. Расчетная предпринимательская прибыль

Расчетная предпринимательская прибыль принята Органом регулирования на 2022 год в размере 764,79 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2022 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан нарушившей пункты 28, 34, 37, 42, 45, 65 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 29, 35 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 21 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Тепло-С» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Полезный отпуск и технологические потери» на 2022 год;

- «Расходы на топливо» на 2022 год;

- «Расходы на воду на технологические нужды» на 2022 год;

- «Расходы на покупную электрическую энергию» на 2022 год;

- «Фонд оплаты труда» на 2022 год;

- «Расходы на охрану труда» на 2022 год;

- «Арендная плата технологического оборудования и арендная плата зданий, помещений» на 2022 год;

- «Расходы на водоотведение» на 2022 год;

- «Отчисления в страховые фонды» на 2022 год;

- «Отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний» на 2022 год;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2022 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установить (пересмотреть) базовый уровень подконтрольных (операционных) расходов ООО «Тепло-С» на 2022 год, а также величину необходимой валовой выручки ООО «Тепло-С» на 2022-2023 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания, органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.04.2023 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2023 год для ООО «Тепло-С».

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для ООО «Тепло-С», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

     

 

 

Связанные организации

Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан
ИНН 0572026493, ОГРН 1200500009588