Решения по тарифам №СП/58548/20 Решение о частичном удовлетворении требований по результатам... от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» июня 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (рег. от 03.03.2020 № 39316/20) по вопросу установления тарифов на электрическую энергию на 2020 год для ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...> ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» <...>, <...> ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» <...>, <...> ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» <...>, <...> ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» <...>, <...> Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>, <...> Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» (далее также - Заявитель, ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ») с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее также - Орган регулирования, Комитет).

Заявление ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 № 42/84 в отношении Заявителя установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей на 2020 год.

ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2020 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России

Утверждено Органом регулирования на 2020 год

Величина разногласий

1

Резерв по сомнительным долгам

6 813,80

- 2 624,40

9438,20

2

Материальная помощь работникам к отпуску

968,80

624,55*

344,25

3

Аренда имущества

89,61

0,00

89,61

4

Аренда автотранспорта

294,80

0,00

294,80

5

Заработная плата

36 480,00

24 245,16

12 234,84

Итого по статьям

44 647,01

22 245,31

22 401,70

*в заявлении о разногласиях указана величина 0 руб.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением, составляет 84 721,40 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 107 123,10 тыс. руб. (с учетом заявленной величины разногласий по статьям).

Тарифное регулирование в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации НВВ, при этом 2020 год – первый год первого долгосрочного периода регулирования 2020-2022 гг.

По результатам анализа предоставленных сторонами материалов, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Резерв по сомнительным долгам».

ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье в сумме 6 813,8 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме (–) 2 624,4 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 9 438,20 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Приказ от 31.12.2013 № 56 «Об учетной политике» (с приложением методики формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете);

2. Копия приказа от 21.12.2018 № 39/1-П о создании комиссии по формированию резерва;

3. Приказ от 06.12.2018 № 36 о составе комиссии для проведения инвентаризации;

4. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами от 31.12.2018 № 1 по состоянию на 31.12.2018;

5. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами от 31.12.2018 № 2 по состоянию на 31.12.2018 (население);

6. Анализ счета 63 за период 2014-2018 гг.;

7. Анализ счета 91.1, 91.2 по статье «Резерв по сомнительным долгам» за период 2014-2018 гг.;

8. Копия претензии в адрес МУП ЖКХ Де-Кастринского сельского поселения (исх. от 20.08.2012 № 307);

9. Копия определения Арбитражного суда Хабаровского края о принятии искового заявления к производству, дело № А73-720/2013;

10. Копия определения Арбитражного суда Хабаровского края о включении требования в реестр кредиторов, дело № А73-3584/2015;

11. Копия выписки ЕГРЮЛ от 29.03.2019 № ЮЭ9965-19-34975360.

В соответствии с п. 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

Заявитель не согласен с исключением Органом регулирования резерва, ранее учтенного в тарифах на 2016-2018 гг. в сумме 8 401,2 тыс. руб. и отмечает, что сумма восстановленного резерва за 2018 год составляет 657,6 тыс. руб.

Органом регулирования в отзыве на заявление (исх. от 18.03.2020 № 3-2-5-832; вх. от 31.03.2020 № 59192/20) указано, что документы, подтверждающие наличие безнадежных долгов, признанных к списанию, в расчетных документах, представленных в адрес Комитета (письмо от 13.05.2019 № 2173) отсутствовали.

Резерв по сомнительным долгам в сумме 8 401,12 тыс. руб., учтенный Комитетом в тарифах на электрическую энергию на 2019 год, признан доходом и исключен.

По результатам проведенного Комитетом анализа материалов, представленных Заявителем, расходы по сомнительным долгам приняты как разница между начисленным резервом в предшествующем периоде регулирования (8 401,2 тыс. руб.) и фактически начисленным резервом по состоянию на 31.12.2018 (5 777,11 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не были представлены необходимые обосновывающие материалы, в том числе не были представлены документы, подтверждающие дебиторскую задолженность, приказы о списании дебиторской задолженности, судебные акты о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Резерв по сомнительным долгам» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Материальная помощь работникам к отпуску».

Общество заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье в сумме 968,80 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме 624,55 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 344,25 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Выписка от 10.01.2020 из коллективного договора ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ»;

2. Копия анализа счета 91.2 «Прочие доходы и расходы» статья «Материальная помощь работникам предприятия» за 2016-2018 гг.;

3. Копия расчета материальной помощи за 2020 год.

Согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила регулирования № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

ФАС России отмечает, что в заявлении о разногласиях Заявителем указано, что Органом регулирования данные расходы не включены в состав НВВ на 2020 год.

В Обществе предусмотрены выплаты стимулирующего характера для работников, в том числе материальная помощь работникам при уходе в очередной отпуск, в размере месячного оклада. Основанием для выплат служит п. 11.2 ст. 4 коллективного договора ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», зарегистрированного Комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 15.03.2018 № 170.

Фактические выплаты по данной статье затрат за 2018 год составили 908,60 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 78(2) Основ ценообразования № 1178 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются регулирующими органами в соответствии с пунктом 78(2) Основ ценообразования № 1178 и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19 (далее – Методические указания № 686/19).

Необходимая валовая выручка производителя электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов рассчитывается по формуле 41 пункта 24 Методических указаний № 686/19 и включает в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы, расходы на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды, экономию расходов на топливо, связанную со сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на генерирующих объектах, а также с использованием возобновляемых источников энергии, достигнутую производителем электрической энергии (мощности), и (или) полученную вследствие снижения расходов на топливо в результате осуществления мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, учет результатов деятельности за предыдущий период регулирования.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 «операционные расходы» - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности приведен в пункте 18 Основ ценообразования № 1178. В указанный перечень не входят расходы на материальную помощь.

Исчерпывающий перечень неподконтрольных расходов содержится в пункте 26 Методических указаний № 686/19 и не содержит расходов на выплату материальной помощи.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Материальная помощь работникам к отпуску» удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Аренда имущества».

Общество заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье в сумме 89,61 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на аренду имущества не учтены в составе НВВ Заявителя ввиду отсутствия экономической обоснованности.

Сумма разногласий по статье составляет 89,61 тыс. руб.

Согласно пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлен договор аренды муниципального имущества от 02.10.2019 № 22 с приложениями № 1, 2, 3, копия анализа счета 20 по субконто «Аренда основных средств» за 2016-2018 гг.

Органом регулирования данные расходы не включены в НВВ Заявителя в связи с тем, что отсутствует возможность провести оценку остаточной стоимости передаваемого имущества (в актах приема-ввода отсутствуют данные о годе ввода объектов основных средств в эксплуатацию), при этом остаточная стоимость передаваемого имущества составляет 7,4 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были направлены документы, подтверждающие начисление амортизации арендодателем, а также уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178.

В этой связи, требования Заявителя по статье разногласий «Арендная плата» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Аренда автотранспорта».

Общество заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье в сумме 249,80 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не включены в НВВ Заявителя ввиду отсутствия экономической обоснованности.

Сумма разногласий по статье составляет 249,80 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлен договор от 01.01.2017 № 01-ф-2017 на аренду автомобиля с приложениями.

Как поясняет Заявитель, на предприятии, в целях экономии, отсутствует служебный автомобиль. В Ульчском муниципальном районе и Де-Кастринском сельском поселении нет официального транспортного сообщения, которое предприятие могло бы использовать.

Органом регулирования данные расходы не приняты к учету в связи с отсутствием калькуляции (детализации) по расчету арендной платы, подтверждающей экономически обоснованные расходы собственника имущества.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были направлены документы, подтверждающие начисление амортизации арендодателем, а также уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Аренда автотранспорта» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

      1. Статья разногласий «Заработная плата».

ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на оплату труда в 2020 году в размере 36 480,00 тыс. руб., в том числе расходы на оценочные обязательства на резерв отпусков в сумме 4 358,8 тыс. руб., расходы на квартальные премии 5 444,7 тыс. руб., расходы на основную заработную плату в сумме 26 676,52 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на оплату труда приняты в размере 24 245,16 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 12 234,84 тыс. руб.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования № 1178, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Копия штатного расписания ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ на 2019 год;

2. Копия тарифных ставок на 2019 год;

3. Копия свода начислений и удержаний по заработной плате с 01.01.2018 по 31.12.2018;

4. Копия свода по заработной плате за 2018 год (анализ согласно расчетной ведомости);

5. Копия расчета фонда оплаты труда на 2020 год;

6. Копия свода фонда оплаты труда на 2020 год;

7. Копия распределения фонда оплаты труда по подразделениям на 2020 год;

8. Копия коллективного договора ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ»;

9. Копия приложения № 13 к коллективному договору «Положение об оплате труда;

10. Копия приложения № 14 к коллективному договору «Положение о формировании фонда оплаты труда» с приложениями № 1-3;

11. Расчет фонда оплаты труда;

12. Копия приложения № 11 к коллективному договору с изменениями «Положение о вознаграждении работников по итогам работы за квартал»;

13. Копия расчета квартальной премии на 2020 год;

14. Копия приложения № 7 к учетной политике ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» «Порядок создание резерва на оплату отпусков»;

15. Копия расчета процента отчисления на резерв отпусков на 2020 год;

16. Копия калькуляции фактической себестоимости за 2016-2018 гг.

Заявителем расчет фонда оплаты труда в сумме 36 480,0 тыс. руб. рассчитан с учетом оценочных обязательств на резерв отпусков в сумме 4 358,8 тыс. руб., квартальной премии в сумме 5 444,7 тыс. руб. и основной заработной платы в сумме 26 676,52 тыс. руб.

Органом регулирования в экспертном заключении отмечено, что фактическая численность за 2018 год, по данным Заявителя, составляет 33,62 ед. При этом, плановая численность, учтенная Комитетом при расчете фонда оплаты труда – 39,62 ед.

Среднемесячная заработная плата на 2020 год учитывается Комитетом для работников:

- основного производственного персонала в размере 46 484,62 руб.;

- ремонтного персонала – 45 619,11 руб.;

- цехового персонала – 37 529,36 руб.;

- АУП и прочего персонала – 61 552,05 руб.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России не были направлены статистические формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», подтверждающие фактическую численность работников за январь-декабрь 2018 года.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении Органа регулирования в нарушение положений п. 23 Правил регулирования № 1178 не отражен расчет расходов на оплату труда, произведенный в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Заработная плата» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет экономически обоснованного размера расходов на оплату труда для ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», исходя из величины фактической численности персонала за 2018 год в соответствии с положениями п. 26 Основ ценообразования № 1178.

С учетом произведенного перерасчета по статье расходов «Заработная плата», Органу регулирования необходимо произвести перерасчет расходов по статье «Отчисления на социальные нужды».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края нарушившим п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (рег. от 03.03.2020 № 39316/20).

3. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение, по статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда»;

- «Отчисления на социальные нужды».

4. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 сентября 2020 года пересмотреть базовый уровень операционных расходов ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» и необходимую валовую выручку на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, пересмотреть тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», установленные на 2020 год, на основании пунктов 3, 4 настоящего решения.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» в удовлетворении остальной части требований.

Связанные организации

Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530
Хабаровское УФАС России
ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022
ОАО "Де-Кастринская ТЭЦ"
ИНН 2719009060, ОГРН 1082705000740