Решения по тарифам №СП/58548/20 Решение о частичном удовлетворении требований по результатам... от 10 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «30» июня 2020 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:
<...>,
рассмотрев разногласия между ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (рег. от 03.03.2020 № 39316/20) по вопросу установления тарифов на электрическую энергию на 2020 год для ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...> ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» <...>, <...> ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» <...>, <...> ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» <...>, <...> ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» <...>, <...> Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>, <...> Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» (далее также - Заявитель, ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ») с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее также - Орган регулирования, Комитет).
Заявление ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.
Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 № 42/84 в отношении Заявителя установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей на 2020 год.
ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2020 год расходов по следующим статьям разногласий:
тыс. руб.
№ |
Наименование статьи |
Заявлено в ФАС России |
Утверждено Органом регулирования на 2020 год |
Величина разногласий |
1 |
Резерв по сомнительным долгам |
6 813,80 |
- 2 624,40 |
9438,20 |
2 |
Материальная помощь работникам к отпуску |
968,80 |
624,55* |
344,25 |
3 |
Аренда имущества |
89,61 |
0,00 |
89,61 |
4 |
Аренда автотранспорта |
294,80 |
0,00 |
294,80 |
5 |
Заработная плата |
36 480,00 |
24 245,16 |
12 234,84 |
Итого по статьям |
44 647,01 |
22 245,31 |
22 401,70 |
*в заявлении о разногласиях указана величина 0 руб.
Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением, составляет 84 721,40 тыс. руб.
Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 107 123,10 тыс. руб. (с учетом заявленной величины разногласий по статьям).
Тарифное регулирование в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации НВВ, при этом 2020 год – первый год первого долгосрочного периода регулирования 2020-2022 гг.
По результатам анализа предоставленных сторонами материалов, ФАС России отмечает следующее.
1. Статья разногласий «Резерв по сомнительным долгам».
ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье в сумме 6 813,8 тыс. руб.
Органом регулирования расходы учтены в сумме (–) 2 624,4 тыс. руб.
Сумма разногласий по статье составляет 9 438,20 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:
1. Приказ от 31.12.2013 № 56 «Об учетной политике» (с приложением методики формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете);
2. Копия приказа от 21.12.2018 № 39/1-П о создании комиссии по формированию резерва;
3. Приказ от 06.12.2018 № 36 о составе комиссии для проведения инвентаризации;
4. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами от 31.12.2018 № 1 по состоянию на 31.12.2018;
5. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами от 31.12.2018 № 2 по состоянию на 31.12.2018 (население);
6. Анализ счета 63 за период 2014-2018 гг.;
7. Анализ счета 91.1, 91.2 по статье «Резерв по сомнительным долгам» за период 2014-2018 гг.;
8. Копия претензии в адрес МУП ЖКХ Де-Кастринского сельского поселения (исх. от 20.08.2012 № 307);
9. Копия определения Арбитражного суда Хабаровского края о принятии искового заявления к производству, дело № А73-720/2013;
10. Копия определения Арбитражного суда Хабаровского края о включении требования в реестр кредиторов, дело № А73-3584/2015;
11. Копия выписки ЕГРЮЛ от 29.03.2019 № ЮЭ9965-19-34975360.
В соответствии с п. 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.
Заявитель не согласен с исключением Органом регулирования резерва, ранее учтенного в тарифах на 2016-2018 гг. в сумме 8 401,2 тыс. руб. и отмечает, что сумма восстановленного резерва за 2018 год составляет 657,6 тыс. руб.
Органом регулирования в отзыве на заявление (исх. от 18.03.2020 № 3-2-5-832; вх. от 31.03.2020 № 59192/20) указано, что документы, подтверждающие наличие безнадежных долгов, признанных к списанию, в расчетных документах, представленных в адрес Комитета (письмо от 13.05.2019 № 2173) отсутствовали.
Резерв по сомнительным долгам в сумме 8 401,12 тыс. руб., учтенный Комитетом в тарифах на электрическую энергию на 2019 год, признан доходом и исключен.
По результатам проведенного Комитетом анализа материалов, представленных Заявителем, расходы по сомнительным долгам приняты как разница между начисленным резервом в предшествующем периоде регулирования (8 401,2 тыс. руб.) и фактически начисленным резервом по состоянию на 31.12.2018 (5 777,11 тыс. руб.).
ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не были представлены необходимые обосновывающие материалы, в том числе не были представлены документы, подтверждающие дебиторскую задолженность, приказы о списании дебиторской задолженности, судебные акты о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.
На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Резерв по сомнительным долгам» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.
2. Статья разногласий «Материальная помощь работникам к отпуску».
Общество заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье в сумме 968,80 тыс. руб.
Органом регулирования данные расходы учтены в сумме 624,55 тыс. руб.
Сумма разногласий по статье составляет 344,25 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:
1. Выписка от 10.01.2020 из коллективного договора ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ»;
2. Копия анализа счета 91.2 «Прочие доходы и расходы» статья «Материальная помощь работникам предприятия» за 2016-2018 гг.;
3. Копия расчета материальной помощи за 2020 год.
Согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила регулирования № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
ФАС России отмечает, что в заявлении о разногласиях Заявителем указано, что Органом регулирования данные расходы не включены в состав НВВ на 2020 год.
В Обществе предусмотрены выплаты стимулирующего характера для работников, в том числе материальная помощь работникам при уходе в очередной отпуск, в размере месячного оклада. Основанием для выплат служит п. 11.2 ст. 4 коллективного договора ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», зарегистрированного Комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 15.03.2018 № 170.
Фактические выплаты по данной статье затрат за 2018 год составили 908,60 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 78(2) Основ ценообразования № 1178 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются регулирующими органами в соответствии с пунктом 78(2) Основ ценообразования № 1178 и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19 (далее – Методические указания № 686/19).
Необходимая валовая выручка производителя электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов рассчитывается по формуле 41 пункта 24 Методических указаний № 686/19 и включает в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы, расходы на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды, экономию расходов на топливо, связанную со сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на генерирующих объектах, а также с использованием возобновляемых источников энергии, достигнутую производителем электрической энергии (мощности), и (или) полученную вследствие снижения расходов на топливо в результате осуществления мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, учет результатов деятельности за предыдущий период регулирования.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 «операционные расходы» - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности приведен в пункте 18 Основ ценообразования № 1178. В указанный перечень не входят расходы на материальную помощь.
Исчерпывающий перечень неподконтрольных расходов содержится в пункте 26 Методических указаний № 686/19 и не содержит расходов на выплату материальной помощи.
На основании изложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Материальная помощь работникам к отпуску» удовлетворению не подлежат.
3. Статья разногласий «Аренда имущества».
Общество заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье в сумме 89,61 тыс. руб.
Органом регулирования расходы на аренду имущества не учтены в составе НВВ Заявителя ввиду отсутствия экономической обоснованности.
Сумма разногласий по статье составляет 89,61 тыс. руб.
Согласно пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлен договор аренды муниципального имущества от 02.10.2019 № 22 с приложениями № 1, 2, 3, копия анализа счета 20 по субконто «Аренда основных средств» за 2016-2018 гг.
Органом регулирования данные расходы не включены в НВВ Заявителя в связи с тем, что отсутствует возможность провести оценку остаточной стоимости передаваемого имущества (в актах приема-ввода отсутствуют данные о годе ввода объектов основных средств в эксплуатацию), при этом остаточная стоимость передаваемого имущества составляет 7,4 тыс. руб.
ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были направлены документы, подтверждающие начисление амортизации арендодателем, а также уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178.
В этой связи, требования Заявителя по статье разногласий «Арендная плата» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.
4. Статья разногласий «Аренда автотранспорта».
Общество заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье в сумме 249,80 тыс. руб.
Органом регулирования данные расходы не включены в НВВ Заявителя ввиду отсутствия экономической обоснованности.
Сумма разногласий по статье составляет 249,80 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлен договор от 01.01.2017 № 01-ф-2017 на аренду автомобиля с приложениями.
Как поясняет Заявитель, на предприятии, в целях экономии, отсутствует служебный автомобиль. В Ульчском муниципальном районе и Де-Кастринском сельском поселении нет официального транспортного сообщения, которое предприятие могло бы использовать.
Органом регулирования данные расходы не приняты к учету в связи с отсутствием калькуляции (детализации) по расчету арендной платы, подтверждающей экономически обоснованные расходы собственника имущества.
ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были направлены документы, подтверждающие начисление амортизации арендодателем, а также уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178.
На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Аренда автотранспорта» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.
-
-
-
Статья разногласий «Заработная плата».
-
-
ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на оплату труда в 2020 году в размере 36 480,00 тыс. руб., в том числе расходы на оценочные обязательства на резерв отпусков в сумме 4 358,8 тыс. руб., расходы на квартальные премии 5 444,7 тыс. руб., расходы на основную заработную плату в сумме 26 676,52 тыс. руб.
Органом регулирования расходы на оплату труда приняты в размере 24 245,16 тыс. руб.
Сумма разногласий составила 12 234,84 тыс. руб.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования № 1178, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:
1. Копия штатного расписания ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ на 2019 год;
2. Копия тарифных ставок на 2019 год;
3. Копия свода начислений и удержаний по заработной плате с 01.01.2018 по 31.12.2018;
4. Копия свода по заработной плате за 2018 год (анализ согласно расчетной ведомости);
5. Копия расчета фонда оплаты труда на 2020 год;
6. Копия свода фонда оплаты труда на 2020 год;
7. Копия распределения фонда оплаты труда по подразделениям на 2020 год;
8. Копия коллективного договора ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ»;
9. Копия приложения № 13 к коллективному договору «Положение об оплате труда;
10. Копия приложения № 14 к коллективному договору «Положение о формировании фонда оплаты труда» с приложениями № 1-3;
11. Расчет фонда оплаты труда;
12. Копия приложения № 11 к коллективному договору с изменениями «Положение о вознаграждении работников по итогам работы за квартал»;
13. Копия расчета квартальной премии на 2020 год;
14. Копия приложения № 7 к учетной политике ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» «Порядок создание резерва на оплату отпусков»;
15. Копия расчета процента отчисления на резерв отпусков на 2020 год;
16. Копия калькуляции фактической себестоимости за 2016-2018 гг.
Заявителем расчет фонда оплаты труда в сумме 36 480,0 тыс. руб. рассчитан с учетом оценочных обязательств на резерв отпусков в сумме 4 358,8 тыс. руб., квартальной премии в сумме 5 444,7 тыс. руб. и основной заработной платы в сумме 26 676,52 тыс. руб.
Органом регулирования в экспертном заключении отмечено, что фактическая численность за 2018 год, по данным Заявителя, составляет 33,62 ед. При этом, плановая численность, учтенная Комитетом при расчете фонда оплаты труда – 39,62 ед.
Среднемесячная заработная плата на 2020 год учитывается Комитетом для работников:
- основного производственного персонала в размере 46 484,62 руб.;
- ремонтного персонала – 45 619,11 руб.;
- цехового персонала – 37 529,36 руб.;
- АУП и прочего персонала – 61 552,05 руб.
ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России не были направлены статистические формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», подтверждающие фактическую численность работников за январь-декабрь 2018 года.
ФАС России отмечает, что в экспертном заключении Органа регулирования в нарушение положений п. 23 Правил регулирования № 1178 не отражен расчет расходов на оплату труда, произведенный в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178.
На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Заработная плата» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет экономически обоснованного размера расходов на оплату труда для ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», исходя из величины фактической численности персонала за 2018 год в соответствии с положениями п. 26 Основ ценообразования № 1178.
С учетом произведенного перерасчета по статье расходов «Заработная плата», Органу регулирования необходимо произвести перерасчет расходов по статье «Отчисления на социальные нужды».
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края нарушившим п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
2. Частично удовлетворить требования ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (рег. от 03.03.2020 № 39316/20).
3. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение, по статьям затрат:
- «Расходы на оплату труда»;
- «Отчисления на социальные нужды».
4. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 сентября 2020 года пересмотреть базовый уровень операционных расходов ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» и необходимую валовую выручку на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения.
5. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, пересмотреть тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», установленные на 2020 год, на основании пунктов 3, 4 настоящего решения.
6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.
7. Отказать ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» в удовлетворении остальной части требований.