Предписание №СП/29111/20 Предписание по итогам проведения выездной проверки РЭК Кеме... от 8 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 23.08.2019 № 123), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области, орган регулирования) при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для АО «Кузнецкая ТЭЦ» на 2017, 2018 и 2019 годы, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331,

  

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией Кемеровской области были установлены тарифы на тепловую энергию для АО «Кузнецкая ТЭЦ» (далее – регулируемая организация) на 2017, 2018, 2019 годы.

Кузнецкая ТЭЦ работает в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Регулируемая организация осуществляет производство и реализацию тепловой энергии в воде и в паре, а также производство и реализацию теплоносителя: химочищенной воды (в воде) и химобессоленой воды (в паре).

Тарифы для ОАО «Кузнецкая ТЭЦ» установлены методом индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования:

- 2016-2018 гг. – первый долгосрочный период регулирования;

- 2019-2023 гг. - второй долгосрочный период регулирования.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования № 1075), экспертные заключения органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должны содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертные заключения органа регулирования на 2016-2018 гг. и 2019 год не содержат полный постатейный анализ учитываемых расходов в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075. По результатам анализа материалов тарифных дел в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности установлено следующее:

2016-2018 годы

1. Тариф на тепловую энергию

Сырье и материалы.

Расходы на приобретение сырья и материалов учтены органом регулирования на 2016 год в размере 15 311 тыс. руб. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 год были предложены в размере 24 483 тыс. руб., что больше утвержденного уровня на 9 172 тыс. руб.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов на сырье и материалы органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье».

Инспекция ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования представлены следующие материалы:

- договоры на приобретение ГСМ и реестры счетов-фактур по ним за 2014 год, расчеты потребности на 2016 год;

- договоры на приобретение химреагентов и химреактивов и реестры счетов-фактур по ним за 2014 год, расчеты потребности на 2016 год;

- договоры на приобретение спецодежды, спецобуви и СИЗ и реестры счетов-фактур по ним за 2014 год, расчеты потребности на 2016 год и нормы выдачи;

- договоры на приобретение прочих эксплуатационных материалов (инструментов, хозинвентаря и прочих) и реестры счетов-фактур по ним за 2014 год, расчеты потребности на 2016 год.

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ документов и материалов, а также фактических расходов 2014 года. Согласно Экспертному заключению, органом регулирования расходы на приобретение сырья и материалов определены с использованием расчетов потребности регулируемой организации в ГСМ, химреагентах и спецодежде, а также фактических цен, указанных в спецификациях и счет-фактурах с применением прогнозного индекса ИПЦ в размере 1,026, индекса-дефлятора для производства нефтепродуктов в размере 1,008.

Фактические расходы по данной статье за 2014 год на производство тепловой энергии составили 13 940 тыс. руб. Утверждено на 2014 год - 6 824 тыс. руб. Перерасход составил 7 317 тыс. руб.

На основании Экспертного заключения органа регулирования невозможно сделать вывод о способе распределения базового уровня затрат 2016 года по видам регулируемой деятельности, а также их структуре.

Таким образом, органом регулирования не представлены пояснения какие именно затраты учтены им при формировании расходов на сырье и материалы и в каком объеме.

На основании вышеизложенного, в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 затраты по статье «Сырье и материалы» в размере 15 311 тыс. руб. учтены органом регулирования Кемеровской области без соответствующего анализа и подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Расходы на оплату труда.

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования в размере 143 287 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 209 755 тыс. руб.), т.е. на 66 468 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации).

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению. Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Инспекция ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования были представлены следующие материалы:

- форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период 2014 год и 9 месяцев 2015 года,

- коллективный договор на 2013-2015 гг.

Регулируемой организацией на 2016 год численность заявлена в размере - 364 человек, средняя заработная плата - 48 020,83 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству тепла учтена в размере 295 человек (по факту 9 месяцев 2015 года), средняя заработная плата - 40 476,51 руб./чел. (на основании факта 9 мес.2015 года с индексом ИПЦ - 1,044).

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2016 год, утвержденные органом регулирования в размере 143 287 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, учтены органом регулирования в размере 47 263 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 67 353 тыс. руб.), т.е. на 20 090 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье. Все договоры представлены с закупочной документацией, а также Стандарт "Закупки товаров, работ услуг…" соответствующий положениям 223-ФЗ.»

Фактические расходы за 2014 год составили 52 089 тыс. руб. Перерасход по сравнению с утвержденным значением составил 31 914 тыс. руб.

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ фактических расходов 2014 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2016 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2014 и 2015 годы, фактических расходов за 2014 год и 9 месяцев 2015 года).

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- услуги автотранспорта;

- технический аудит, диагностика, экспертиза, проверка приборов;

- услуги по техническому обслуживанию основных средств;

- природоохранные и экологические мероприятия;

- прочие работы и услуги для производства (экспертиза НУР топлива запасов топлива, утилизация опасных отходов и др.).

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных работ и услуг производственного характера. Не представляется возможным сделать вывод на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2016 год, утвержденные органом регулирования в размере 47 567 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, учтены органом регулирования в размере 125 610 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 184 633 тыс. руб.), т.е. на 59 023 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье. Все договоры представлены с закупочной документацией, а также Стандарт "Закупки товаров, работ услуг…" соответствующий положениям 223-ФЗ.»

Фактические расходы за 2014 год составили 121 034 тыс. руб. Экономия по сравнению с утвержденным значением составила 54 519 тыс. руб.

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ фактических расходов 2014 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2016 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2014 и 2015 годы, фактических расходов за 2014 год и 9 месяцев 2015 года).

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- услуги провайдеров и прочие услуги связи;

- коммунальные услуги;

- услуги по техническому обслуживанию основных средств;

- услуги пожарной охраны за пожарную сигнализацию;

- оказание услуг по охране объектов ВОХР;

- услуги охраны МВД;

- приобретение технической литературы и технической информации;

- представительские расходы;

- расходы на услуги по управлению, выполнению функций ЕИО;

- расходы на услуги по независимой оценке имущества;

- услуги программного обеспечения;

- расходы на услуги, связанные с гражданской обороной;

- услуги геодезической и гидрометеорологической служб;

- расходы по охране труда и технике безопасности;

- расходы на медицинские и санитарные мероприятия;

- консультационные услуги;

- услуги вагонного дела;

- аудиторские услуги.

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями. Не представляется возможным сделать вывод на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2016 год, утвержденные органом регулирования в размере 125 610 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на обязательное страхование».

Экспертные заключения не содержат анализ документов, а также фактических расходов.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на обязательное страхование органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«В качестве обоснования предоставлен факт за предыдущие периоды, расходы учтены на основании действующих договоров и полисов страхования. Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

В обоснование расходов в орган регулирования представлены договоры и полисы страхования, в том числе договоры с ООО "Страховая компания "Согласие" на добровольное медицинское страхование.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертные заключения органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- страхование ОПО;

- страхование сотрудников от несчастного случая на производстве;

- страхование членов СРО;

- коллективное добровольное медицинское страхование;

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

При этом, на основании представленной в Экспертном заключении расшифровки, не представляется возможным определить включение или не включение тех или иных затрат, заявленных регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на обязательное страхование», утвержденные органом регулирования на 2017-2019 годы, не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.

Экспертные заключения не содержат анализ документов, а также фактических расходов.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«В акте отмечено, в качестве обоснования предоставлены договоры займа. Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертные заключения органа регулирования не содержат расшифровку затрат по представленным регулируемой организацией договорам займа. Таким образом, расходы по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2017 - 2019 годы не имеют достаточного экономического обоснования.

 

2 Тариф на теплоноситель (химочищенную воду)

Сырье и материалы.

Расходы на приобретение сырья и материалов на производство химочищенной воды учтены органом регулирования на 2016 год в размере 15 552 тыс. руб. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 год были предложены в размере 19 791 тыс. руб., что больше утвержденного уровня на 4 269 тыс. руб.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов на сырье и материалы органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье».

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ документов и материалов, а также фактических расходов 2014 года. Согласно Экспертному заключению, органом регулирования расходы на приобретение сырья и материалов определены с использованием расчетов потребности регулируемой организации в ГСМ, химреагентах и спецодежде, а также фактических цен, указанных в спецификациях и счет-фактурах с применением прогнозного индекса ИПЦ в размере 1,026.

Фактические расходы по данной статье за 2014 год на производство химочищенной воды составили 15 907 тыс. руб. Утверждено на 2014 год – 12 263 тыс. руб. Перерасход составил 3 644 тыс. руб.

На основании Экспертного заключения органа регулирования невозможно сделать вывод о способе распределения базового уровня затрат 2016 года по видам регулируемой деятельности, а также их структуре.

Таким образом, расходы по статье «Сырье и материалы», утвержденные органом регулирования на 2016 год в размере 15 522 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату труда.

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования на производство химочищенной воды в размере 13 854 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 16 103 тыс. руб.), т.е. на 2 249 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению. Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Регулируемой организацией на 2016 год численность заявлена в размере - 42 человек, средняя заработная плата – 31 950,40 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству химочищенной воды учтена в размере 42 человек, средняя заработная плата – 27 487,78 руб./чел. (утвержденная на 2015 год с индексом ИПЦ - 1,044).

Фактические расходы по данной статье за 2014 год составили 14 819 тыс. руб.

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2016 год, утвержденные органом регулирования в размере 13 854 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними, организациями учтены органом регулирования на производство химочищенной воды в размере 1 248 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 1 420 тыс. руб. на услуги по диагностике электрооборудования, услугам СНИТО, метрологические услуги), т.е. на 172 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Фактические расходы за 2014 год составили 4 045 тыс. руб.

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ фактических расходов 2014 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2016 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2014 и 2015 годы, фактических расходов за 2014 год и 9 месяцев 2015 года).

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования не содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2016 год, утвержденные органом регулирования в размере 1 248 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

 

3. Тариф на теплоноситель (химобессоленную воду)

Сырье и материалы.

Расходы на приобретение сырья и материалов на производство химообессоленной воды учтены органом регулирования на 2016 год в размере 5 622 тыс. руб. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 год были предложены в размере 5 599 тыс. руб., что меньше утвержденного уровня на 23 тыс. руб.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов на сырье и материалы органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье».

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ документов и материалов, а также фактических расходов 2014 года. Согласно Экспертному заключению, органом регулирования расходы на приобретение сырья и материалов определены с использованием расчетов потребности регулируемой организации в ГСМ, химреагентах, инструментах и спецодежде, а также фактических цен, указанных в спецификациях и счетах-фактурах с применением прогнозного индекса ИПЦ в размере 1,026.

Фактические расходы по данной статье за 2014 год на производство химобессоленной воды составили 1 499 тыс. руб. Утверждено на 2014 год – 7 453 тыс. руб. Экономия составила 5 954 тыс. руб.

На основании Экспертного заключения органа регулирования невозможно сделать вывод о способе распределения базового уровня затрат 2016 года по видам регулируемой деятельности, а также их структуре.

Таким образом, расходы по статье «Сырье и материалы», утвержденные органом регулирования на 2016 год в размере 5 622 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату труда.

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования на производство химобессоленной воды в размере 1 291 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 2 059 тыс. руб.), т.е. на 768 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению. Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Регулируемой организацией на 2016 год численность заявлена в размере - 4 человек, средняя заработная плата – 42 895,43 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству химообессоленной воды учтена в размере 4 человек, средняя заработная плата – 26 899,62 руб./чел. (утвержденная на 2015 год с индексом ИПЦ - 1,044).

Фактические расходы по данной статье за 2014 год составили 1 349 тыс. руб.

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2016 год, утвержденные органом регулирования в размере 1 291 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними, организациями учтены органом регулирования на производство химообессоленной воды в размере 264 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 302 тыс. руб. на услуги по диагностике электрооборудования, услугам СНИТО, метрологические услуги), т.е. на 37 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Фактические расходы за 2014 год составили 312 тыс. руб.

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ фактических расходов 2014 года. В соответствии с экспертным заключением расходы на 2016 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2014 и 2015 годы, фактических расходов за 2014 год и 9 месяцев 2015 года).

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования не содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2016 год, утвержденные органом регулирования в размере 264 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

 

2019

4. Тариф на тепловую энергию

Расходы на оплату труда.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования в размере 165 827 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 245 842 тыс. руб.), т.е. на 80 015 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Инспекция ФАС отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования были представлены следующие материалы:

- расчеты в виде Приложения 4.9. Методических указаний № 760-э;

- форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период 2017 год,

- штатное расписание; коллективный договор.

Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению. Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Регулируемой организацией на 2019 год численность заявлена в размере - 424 человек, средняя заработная плата - 48 318 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству тепла учтена в размере 286 человек (исходя из общей численности по факту 2017 года и % распределения затрат между электрической и тепловой энергией), средняя заработная плата - 40 318 руб./чел. (на уровне предложения регулируемой организации).

Фактические расходы АО «Кузнецкая ТЭЦ» по данной статье за 2017 год составили 160 958 тыс. руб.

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2019 год, утвержденные органом регулирования в размере 165 827тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними, организациями учтены органом регулирования в размере 45 723 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 67 668 тыс. руб.).

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Фактические расходы за 2017 год составили 63 812 тыс. руб.

Орган регулирования, рассмотрев все обосновывающие материалы (договоры и счета-фактуры за 2016-2018 годы, фактические расходы за 2017 год), принял в расчете НВВ расходы на услуги производственного характера в размере 45 723 тыс. руб. на основании значений из представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов, с учетом ИПЦ (2018 - 1,027, 2019 - 1,046) и % распределения затрат между производством тепловой и электричкой энергии.

Расходы в размере 21 945 тыс. руб. не включены в НВВ на основании анализа представленных обосновывающих документов.

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализ фактических расходов 2017 года.

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных работ и услуг производственного характера. Не представляется возможным сделать вывод на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2019 год, утвержденные органом регулирования в размере 45 723 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, учтены органом регулирования в размере 137 134 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 151 374 тыс. руб.), т.е. на 14 240 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В обосновании учтенных расходов по статье на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Фактические расходы за 2017 год составили 149 583 тыс. руб.

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализ фактических расходов 2017 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2019 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2016-2018 годы, фактических расходов за 2017 год). Также, при расчете были учтены цены по договорам либо фактические значения за 2017 год с учетом индексов ИПЦ (2017 - 1,027, 2019 - 1,046) и % распределения затрат между производством тепловой и электрической энергии.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- услуги провайдеров и прочие услуги связи;

- расходы на транспортные услуги;

- коммунальные услуги;

- услуги пожарной охраны за пожарную сигнализацию;

- оказание услуг по охране объектов ВОХР;

- услуги охраны МВД;

- аудиторские услуги.

- приобретение технической литературы и технической информации;

- консультационные, юридические и нотариальные услуги;

- представительские расходы;

- расходы на услуги по управлению, выполнению функций ЕИО;

- расходы на услуги почтовой и курьерской службы

- расходы на услуги по независимой оценке имущества;

- услуги программного обеспечения;

- услуги геодезической и гидрометеорологической служб;

- расходы по охране труда и технике безопасности;

- прочие услуги.

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями. Не представляется возможным сделать вывод на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2019 год, утвержденные органом регулирования в размере 137 134 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на услуги банков.

Расходы на услуги банков на 2019 год предложены предприятием на уровне 226 тыс. руб.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на услуги банков органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Фактические расходы за 2017 год по данной статье составили 121 тыс. руб.

Орган регулирования принял расходы на услуги банков при расчете НВВ на тепловую энергию на 2019 год в размере 130 тыс. руб., исходя из факта 2017 года и индексов ИЦП на 2018, 2019 годы.

Расходы в размере 96 тыс. руб. были исключены из НВВ в виду отсутствия производственной необходимости.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит расшифровку указанных расходов, их анализ и анализ представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов. Таким образом, расходы на услуги банков, принятые органом регулирования на 2019 год в размере 130 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализ документов, а также фактических расходов 2017 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2019 год приняты органом регулирования в размере 33 312 тыс. руб.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Регулируемая организация включает на 2019 год в данную статью расходы на обслуживание заёмных средств, связанных с пополнением оборотных средств, в размере 46 716 тыс. руб.

Фактические расходы в 2017 году составили 1 491 тыс. руб.

В качестве обосновывающих документов предприятием представлены договоры кредитования, а также документы подтверждающие фактически уплаченные проценты по кредитам за 2017 год.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования не содержат расшифровку затрат по представленным регулируемой организацией договорам займа. Таким образом, расходы по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2019 год не имеют достаточного экономического обоснования.

 

5. Тариф на теплоноситель (Химочищенную воду)

Расходы на оплату труда.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату труда на производство химочищенной воды учтены органом регулирования в размере 17 373 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 19 545 тыс. руб.), т.е. на 2 172 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Инспекция ФАС отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования были представлены следующие материалы:

- расчеты в виде Приложения 4.9. Методических указаний № 760-э;

- форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период 2017 год,

- штатное расписание; коллективный договор.

Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению. Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Регулируемой организацией на 2019 год численность заявлена в размере - 45 человек, средняя заработная плата – 36 194 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству тепла учтена в размере 40 человек (исходя из численности по факту 2017 года), средняя заработная плата – 36 194 руб./чел. (на уровне предложения регулируемой организации).

Фактические расходы АО «Кузнецкая ТЭЦ» по данной статье за 2017 год составили 18 414 тыс. руб.

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2019 год, утвержденные органом регулирования в размере 17 373 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними, организациями учтены органом регулирования на производство химочищенной воды в размере 164 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 1 401 тыс. руб.).

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Предприятием заявлены расходы по данной статье на комплекс инжиниринговых услуг в соответствии с договором № КузТЭЦ/17/1 от 27.12.2016 с АО «СибИАЦ» (действует в 2016 - 2019 годах).

Фактические расходы за 2017 год составили 153 тыс. руб.

Орган регулирования принял в расчете НВВ расходы на услуги производственного характера на основании факта 2017 года, с учетом ИПЦ (2018 - 1,027, 2019 - 1,046).

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализ фактических расходов 2017 года.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2019 год, утвержденные органом регулирования в размере 164 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, учтены органом регулирования на производство химочищенной воды в размере 4 820 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 5 183 тыс. руб.).

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье.»

Фактические расходы за 2017 год составили 4 593 тыс. руб.

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализ фактических расходов 2017 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2019 год приняты органом регулирования с учетом затрат на оплату договора №УК-12/82А от 31.07.2012 с ООО «СГК» (действует в течении 10 лет).

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2019 год, утвержденные органом регулирования в размере 4 820 тыс. руб., не имеют достаточного экономического обоснования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 40, 42, 44 и 48 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кузнецкая ТЭЦ» на 2016- 2018 и 2019 годы.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.06.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кузнецкая ТЭЦ» на 2016-2018 и 2019 годы (с учетом мотивировочной части настоящего предписания) расходов по следующим статьям затрат:

- «Расходы на приобретение сырья и материалов»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями»;

- «Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями»;

- «Расходы на обязательное страхование»;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним»;

- «Расходы на услуги банков».

2.2. В срок до 01.06.2020 отразить в экспертных заключениях дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кузнецкая ТЭЦ» на 2016-2018 и 2019 годы расходов на основании пункта 2.1. настоящего предписания.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Кузнецкая ТЭЦ» на 2016-2018 и 2019 годы и пересмотреть установленные цены (тарифы) на тепловую энергию, теплоноситель на 2020 год в срок до 01.06.2020.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием; 

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кузнецкая ТЭЦ», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808