Предписание №СП/38767/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту энергетики и тарифов Ивановской обл... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

23 апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, в том числе Акт проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №1 от 09.02.2024 (далее по тексту – Акт проверки), проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 22.12.2023 № 52/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Департамента энергетики и тарифов Ивановской области», в рамках исполнения поручения ФАС России от 14.12.2023 № МШ/106265/23, а также возражения Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, направленные письмом от 11.03.2024 № исх-424-018/3-07 в отношении Акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на территории Ивановской области на 2024 год (постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.10.2023 №41-т/1),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 22.12.2023 № 52/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Департамента энергетики и тарифов Ивановской области», проверка проводилась для определения законности установления Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области тарифов в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (на территории Ивановской области).

В рамках исполнения своих полномочий Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Ивановской области: Ивановского муниципального района; Кинешемского муниципального района г. Наволоки п. Лесное; г. Шуя; Тейковского муниципального района.

ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в разрезе определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, в том числе Экспертное заключение Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.10.2023 по материалам дела об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на территории Ивановской области на 2024 – 2025 годы, а также возражения Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее по тексту – Департамент) в отношении Акта проверки Ивановского УФАС России от 09.02.2024 № 1, направленные письмом от 11.03.2024 № исх.-424-018/3-07 (вх. №1195-эп/24 от 11.03.2024).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Пунктом 33 Основ ценообразования №1075 предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности и включаются в необходимую валовую выручку.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования №1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования №1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования №1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования №1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Стоимость газа для теплоснабжающей организации, использующей его в качестве топлива, складывается из оптовой цены на газ, тарифа на транспортировку природного газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и региональной надбавки.

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ (утверждается на 1-е полугодие планового года, на 2-е полугодие индексируется в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации), ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

Для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения предприятие использует имущество на праве оперативного управления. На территории Ивановской области ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет поставку тепловой энергии от следующих источников: 1- газовая котельная г. Иваново (м. Балино); 1- мазутная котельная (г. Наволоки, Кинешемский район); 1- газовая котельная г. Шуя; 4 – газовые котельные и 1 - мазутная котельная Тейковский район. В соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является теплоснабжающей организацией (ТСО), деятельность которой подлежит государственному регулированию. Тепловая энергия поставляется в теплоносителе в виде воды. При производстве тепловой энергии ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны основным видом топлива выступает природный газ.

Поставщиком газа для газовых котельных (г. Иваново (м. Балино), г. Шуя, Тейковский район) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны на территории Ивановской области является ООО "Газпром межрегионгаз Иваново».

Департаментом при определении конечной цены на природный газ, используемый в качестве топлива для всех газовых котельных: г. Иваново, г. Шуя, Тейковского района, при определении конечной цены на природный газ на 2 полугодие 2024 года были проиндексированы составляющие конечной цены на газ, согласно Прогнозу социально экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025-2026 гг., одобренного на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 28, часть II от 22.09.2023):

1) Специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа ГРО проиндексирована на 110,2%;

2) Плата за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) проиндексирована на 111,2%.

Данный факт подтверждают значения и формулы, содержащиеся в таблицах № 3, № 25, № 36 Приложений к экспертному заключению (в т.ч. в формате Excel). По строкам «ПССУ», «Спец. надбавка к транспортировке» в столбцах «2 полугодие 2024 года» по конкретным котельным в формулах содержатся значения соответствующих уровней индексации.

Специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа ГРО

Представленные в таблицах расчетные формулы содержат следующие значения:

Таблица №3 Приложения к экспертному заключению (г. Иваново, м. Балино) в п.п. №9.3.1. по строке «Спец. надбавка к транспортировке» в столбце план на 2024 год – 2 полугодие = 224,02*1,102 = 246,87 руб./тыс.м3.

Таблица № 25 Приложения к экспертному заключению (г. Шуя) в п.п. № 9.3.1. по строке «Спец. надбавка к транспортировке» в столбце план на 2024 год – 2 полугодие = 224,02*1,102 = 246,87 руб./тыс.м3.

Таблица № 36 Приложения к экспертному заключению (Тейковский район) по строке «Спец. надбавка к транспортировке» в столбцах план на 2024 год по четырем котельным (Котельная Тейковский м.р. №176(пл.1к); Котельная Тейковский м.р. №15-1р(пл.3); Котельная Тейковский м.р. №176(пл.3к); Котельная Тейковский м.р. (№6/840)) – 2 полугодие = 224,02*1,102 = 246,87 руб./тыс.м3, где:

224,02 - специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа. Установлена на 2 полугодие 2023 года постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.12.2022 №65-г/З для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. м3 в год в размере 224,02 руб./тыс.м3;

1,102 - Индекс роста цены на транспортировку газа. Департаментом использовались показатели инфляции и системы цен согласно Прогнозу социально экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025-2026 гг., одобренного на заседании Правительства РФ (протокол № 28, часть II от 22.09.2023)

Рост цен на услуги по транспортировке газа

2023г.

2024г.

2025г.

2026, 2027, 2028 годы

1 января - 100%

110,2%

107,2%

104,0%

Таким образом, размер специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа на 2 полугодие 2024 года с учетом индексации, проведенной Департаментом по конкретным газовым котельным ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, составил = 224,02*1,102 =246,87 руб./тыс.м3.

Проиндексированная Департаментом на 2 полугодие 2024 года специальная надбавка 246,87 руб./тыс.м3 (246,87 = 224,02*1,102) и используемая при расчете тарифа превышает специальную надбавку на 2 полугодие 2024 года, установленную постановлением Департамента от 29.12.2023 № 56-г/2 в размере 241,99 руб./тыс.м3.

Возражения Департамента относительно индексации Специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО на 110,2% при расчете конечной цены на природный газ для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России сводятся к тому, что, по мнению Департамента, правомерно была проиндексирована Специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа ГРО, на основании следующего:

- Отсутствует соответствующая норма законодательства, не позволяющая при расчете расходов на топливо индексировать специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа ГРО.

- Установленная постановлением Департамента от 28.12.2022 № 65-г/З специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа в размере 224,02 руб./тыс.м3 имеет ограниченный срок действия (с 01.0.2023 по 31.12.2023) и не применима при расчете тарифа на 2024 год в соответствии с п.п. «а», «б» п. 28 Основ ценообразования №1075.

- Индексация специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа в размере 224,02 руб./тыс.м3, действующей по состоянию на 31.12.2023, на соответствующий индекс (10,2%) произведена в соответствии с п.п. «в» п. 28 Основ ценообразования №1075.

- Специальная надбавка, установленная постановлением Департамента на 2 полугодие 2024 года Постановлением от 29.12.2023 № 56-г/2 (241,99 руб./тыс.м3) в меньшем размере, чем проиндексированная (224,02*1,102 =246,87 руб./тыс.м3), принята позднее даты установления тарифа (27.10.2023).

- Подход Департамента к порядку формирования затрат на природный газ согласуется с апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 по делу № 66а-1075/2023.

ФАС России отмечает, что соответствии со статьей 3 Федерального закона № 190-ФЗ общим принципом организаций отношений в сфере теплоснабжения является в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В этой связи учет специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа в размере 246,87 руб./1000м3 при утвержденной в размере 241,99 руб./1000 м3 ведет к нарушению вышеуказанного принципа. В этой связи учтенные расходы подлежат пересчету. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Плата за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ)

Представленные в таблицах расчетные формулы содержат следующие значения:

Таблица № 3 Приложения к экспертному заключению (г. Иваново, м. Балино) в п.п. № 9.3.1. по строке «ПССУ», в столбце план на 2024 год – 2 полугодие = 242,77*1,112=269,96 руб./тыс.м3.

Таблица № 25 Приложения к экспертному заключению (г. Шуя) в п.п. №9.3.1. по строке «ПССУ», в столбце план на 2024 год – 2 полугодие = 247,63*1,112=275,36 руб./тыс.м3.

Таблица № 36 Приложения к экспертному заключению (Тейковский район) по строке «ПССУ», в столбцах план на 2024 год по четырем котельным (Котельная Тейковский м.р. №176(пл.1к); Котельная Тейковский м.р. №15-1р(пл.3); Котельная Тейковский м.р. №176(пл.3к); Котельная Тейковский м.р. (№6/840)) – 2 полугодие = 242,77*1,112=269,96 руб./тыс.м3, где:

242,77 и 247,63 – плата за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденная приказом ФАС России от 31.10.2022 №775/22 в разбивке по группам потребителей в зависимости от объема потребления газа (от 1 до 10 млн. м3/год = 242,77 руб./тыс.м3; от 0,1 до 1 млн. м3/год = 247,63 руб./тыс.м3);

1,112 – прогнозный индекс роста цен на газ. Департаментом использовались показатели инфляции и системы цен согласно Прогнозу социально экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025-2026 гг., одобренного на заседании Правительства РФ (протокол № 28, часть II от 22.09.2023).

Таким образом, размер «ПССУ» на 2 полугодие 2024 года с учетом индексации, проведенной Департаментом, по газовым котельным ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России составил:

- по газовой котельной г. Иваново, м. Балино =242,77*1,112=269,96 руб./тыс.м3;

- по газовой котельной г. Шуя 247,63*1,112=275,36 руб./тыс.м3;

- по газовым котельным Тейковского района =242,77*1,112=269,96 руб./тыс.м3.

Возражения Департамента относительно индексации платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) на 111,2% сводятся к тому, что, по мнению Департамента, правомерно была проиндексирована плата за снабженческо-сбытовые услуги на следующий период регулирования в соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения №1075 с учетом положений:

- п. 11(2), п.16 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке…», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке…»;

- пункта 7 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 412-э/8;

- пункта 7 Правил №1 075, учитывая, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, установленная приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 и введенная в действие с 01.12.2022 г., рассчитана в ценах 2023 года, и с учетом периодичности изменения цен (с 1 июля 2024 г.) может быть пересмотрена по инициативе регулируемой организации в течение 2024 года.

В целях исполнения принципа соблюдения баланса интересов теплоснабжающей организации и потребителей, изложенного в пункте 5 части 1 статьи 3 №190-ФЗ, вышеуказанное решение Департамента об индексации ПССУ позволило обеспечить теплоснабжающей организации достаточность средств на оплату природного газа поставщику ресурса.

ФАС России отмечает следующее:

- размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа, является предельно максимальным.

- на момент принятия органом регулирования тарифных решений при расчете цены на газ органу регулирования необходимо принимать в расчет цены, установленные соответствующими приказами ФАС России в соответствующих размерах, без индексации.

- индексация тарифов ГРО и ставок ПССУ и ее периодичность проводится ФАС России с учетом различных обстоятельств.

Органу регулирования необходимо применить в расчете значение ПССУ в соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22. Выявленные экономические необоснованные расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 №543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области нарушившим положения пунктов 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на территории Ивановской области на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

Провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2024 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протоколы заседания правления органа исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
ИНН 3729024414, ОГРН 1033700052484
Ивановское УФАС России
ИНН 3728012720, ОГРН 1023700560619