Предписание №СП/113582/20 Предписание РЭК Сахалинской области (АО "Управление по обращ... от 24 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области АО «Управление по обращению с отходами» на 2020 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК, орган регулирования) от 20.12.2019 № 98-окк «Об установлении предельных единых тарифов акционерного общества «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020 - 2022 годов» методом индексации установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Управление по обращению с отходами» на территории Сахалинской области на 2020 год в размере 624,08 руб./куб. м. (без учета НДС).

При этом ФАС России отмечает, что АО «Управление по обращению с отходами» направлено письмо от 10.12.2019 № 5009-12/19 в адрес органа регулирования с предложением о неприменении процедуры освобождения от НДС.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 17 Основ ценообразования № 484 установлено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Управление по обращению с отходами» (далее — АО «УОО», регулируемая организация, региональный оператор) 2020 года, в том числе представленного экспертного заключения Региональной энергетической комиссии Сахалинской области по установлению тарифа для АО «УОО» на 2020 год (далее – Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

АО «УОО» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности на основании лицензии от 26.08.2016 № (65)-1305-ТР, выданной Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 19.12.2017 № 73 АО «УОО» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Сахалинской области на период с 01.01.2018 по 01.01.2027.

Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и АО «УОО» 19.12.2017 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Сахалинской области.

Согласно уставу АО «УОО», утвержденному распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 28.08.2014 № 1764-р, учредителем регулируемой организации является Сахалинская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области.

Необходимая валовая выручка, учтенная органом регулирования при утверждении предельного единого тарифа для АО «УОО» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год, составила 709 786,14 тыс. руб.

Основная часть расходов регионального оператора приходится на транспортирование ТКО, доля которых составляет 80,84 % от необходимой валовой выручки (далее - НВВ), расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению ТКО составляют 10,29 % от НВВ.

Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.

Распоряжением Правительства Сахалинской области от 23.09.2016 № 486-р (в редакции от 10.08.2018) утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Сахалинской области (далее — Территориальная схема).

Территориальной схемой установлена масса ТКО, образующихся на территории Сахалинской области, в размере 225,19 тыс. т./год, при этом органом регулирования Сахалинской области определен объем отходов в размере 1 137,72 тыс. куб. м. с учетом коэффициента средней плотности ТКО в размере 198 кг/куб.м.

Приказом РЭК от 08.12.2017 № 64-ОКК «Об установлении предельных тарифов акционерного общества «Управление по обращению с отходами» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» утвержден тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «УОО», тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 75,01 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 259,7 тыс. куб. м., приказом РЭК от 19.12.2019 № 88-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов акционерного общества «Управление по обращению с отходами» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для АО «УОО» на 2020 год (часть функций по захоронению твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором АО «УОО» самостоятельно).

Кроме того, в отношении захоронения объемов твердых коммунальных отходов, осуществляемого иными операторами по захоронению, ФАС России сообщает следующее.

Приказом РЭК от 28.11.2019 № 40-ОКК «Об утверждении тарифов муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» муниципального образования «Курильский городской округ» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годы» утвержден тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для МУП «Жилкомсервис» на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 86,22 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 10,30 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 14.12.2017 № 78-ОКК «Об установлении предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление № 10» городского округа «город Южно-Сахалинск» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» установлен тариф для оператора на захоронение твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 20.12.2019 № 95-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление № 10» городского округа «Город Южно-Сахалинск» на захоронение твердых коммунальных отходов» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для МУП «Жилищно-эксплуатационное управление № 10» (далее — МУП «ЖЭУ-10») на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 31,48 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 488,38 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 28.11.2017 № 44-ОКК «Об установлении предельных тарифов муниципального бюджетного учреждения «Управление городским хозяйством» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» установлен тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 18.12.2019 № 78-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов муниципального бюджетного учреждения «Управление городским хозяйством» на захоронение твердых коммунальных отходов» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для МБУ «Управление городским хозяйством» (далее — МБУ «УГХ») на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 22,05 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 49,09 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 20.11.2017 № 39-ОКК «Об установлении предельных тарифов муниципального казенного предприятия Северо-Курильского городского округа «Автодор» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» установлен тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 20.12.2019 № 97-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов муниципального казенного предприятия Северо-Курильского городского округа «Автодор» на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных на долгосрочный период регулирования» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для Муниципального казенного предприятия Северо-Курильского городского округа «Автодор» (далее — МКП СК ГО «Автодор») на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 182,84 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 6,414 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 15.12.2017 № 87-ОКК «Об установлении предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» МО «Томаринский городской округ» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» утвержден тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 20.12.2019 № 93-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» МО «Томаринский городской округ» на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных на долгосрочный период регулирования» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для МУП «Благоустройство» на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 39,45 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 13,36 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 27.11.2019 № 38-ОКК «Об установлении предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Жилищная коммунальная система» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годы» утвержден тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для МУП «Жилищная коммунальная служба» (далее — МУП «ЖКС») на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 236,91 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 23,18 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 7.12.2017 № 59-ОКК «Об установлении предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Углегорского городского округа» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» утвержден тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 20.12.2019 № 94-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Углегорского муниципального округа» на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных на долгосрочный период регулирования» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Углегорского городского округа» (далее — МУП «ЖКХ УГО») на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 19,77 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 43,99 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 28.11.2019 № 41-ОКК «Об установлении предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Строитель» муниципального образования «Макаровский городской округ» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годы» утвержден тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для МУП «Строитель» на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 101,58 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 22,1 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 14.12.2017 № 84-ОКК «Об установлении предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Шикотанское жилищное управление» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» установлен тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 20.12.2019 № 90-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов муниципального унитарного предприятия «Шикотанское жилищное управление» на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных на долгосрочный период регулирования» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для МУП «Шикотанское жилищное управление» (далее — МУП «ШЖУ») на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 190,41 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 3,62 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 20.11.2017 № 38-ОКК «Об установлении предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Альтаир» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» установлен тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 20.12.2019 № 96-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Альтаир» на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных на долгосрочный период регулирования» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для ООО «Альтаир» на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 138,37 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 65,2 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 15.12.2017 № 89-ОКК «Об установлении предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Гарантия» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» установлен тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 20.12.2019 № 92-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Гарантия» на захоронение твердых коммунальных отходов» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для ООО «Гарантия» на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 100,80 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 12,14 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 28.11.2017 № 45-ОКК «Об установлении предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Комус-1» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» утвержден тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 18.12.2019 № 79-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Комус-1» на захоронение твердых коммунальных отходов» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для ООО «Комус-1» на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 20,78 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 7,91 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 19.12.2017 № 106-ОКК «Об установлении предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Новый город» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов» утвержден тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов, приказом РЭК от 29.11.2019 № 42-ОКК «О корректировке на 2020 год предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Новый город» на захоронение твердых коммунальных отходов, установленных на долгосрочный период регулирования» проведена корректировка тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для ООО «Новый город» на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 114,50 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 75,25 тыс. куб. м.

Приказом РЭК от 29.11.2019 № 43-ОКК «Об установлении предельных тарифов общества с ограниченной ответственностью «Центр правовых услуг» на захоронение твердых коммунальных отходов на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годы» утвержден тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов для ООО «Центр правовых услуг» (далее — ООО «ЦПУ») на 2020 год, тариф на оказываемые услуги по захоронению твердых коммунальных отходов составляет 257,71 руб./куб. м., при этом объем захораниваемых твердых коммунальных отходов установлен на уровне 24,8 тыс. куб. м.

Данные об объемах твердых коммунальных отходов, учтенных в составе необходимых валовых выручек, тарифов операторов по захоронению, а также о размерах необходимых валовых выручек операторов по захоронению твердых коммунальных отходов представлены в таблице ниже.

Наименование регулируемой организации

Объем (масса) твердых коммунальных отходов (тыс.куб.м.)

Тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (руб./куб.м.)

НВВ

(тыс. руб.)

Муниципальное

образование

АО «УОО»

259,7

75,01

19481

Холмский городской округ, Невельский городской округ, Ногликский городской округ, Смирныховский городской округ, Поронайский городской округ

МУП «Жилкомсервис»

10,30

86,22

888,29

Курильский городской округ

МУП «ЖЭУ-10»

488,38

31,48

17 400,24

г. Южно-Сахалинск

МБУ «УГХ»

49,09

22,05

1082,56

Долинский городской округ

МКП СК ГО «Автодор»

6,41

182,84

1 172,74

Северо-Курильский городской округ

МУП «Благоустройство»

13,36

39,45

526,96

Томаринский городской округ

МУП «ЖКС»

23,18

236,91

5492,01

Тымовский городской округ

МУП «ЖКХ УГО»

43,99

19,77

869,75

Углегорское городское поселение

МУП «Строитель»

22,1

101,58

2247,1

Макаровский городской округ

МУП «ШЖУ»

3,62

190,41

688,80

Южно-Курильский городской округ

ООО «Альтаир»

65,2

138,37

9 021,92

Охинский городской округ

ООО «Гарантия»

12,14

100,80

1223,72

Южно-Курильский городской округ

ООО «Комус-1»

7,91

20,78

164,31

Томаринский городской округ

ООО «Новый город»

75,25

114,50

8 616,20

Корсаковский городской округ

ООО «ЦПУ»

24,8

257,71

6 390,64

г. Александровск-Сахалинский

 

Как было отмечено ранее, региональный оператор АО «УОО» также самостоятельно осуществляет захоронение твердых коммунальных отходов на свалке г. Холмска, свалке Ноглики, полигоне пгт. Смирных, при этом объем захоронения твердых коммунальных отходов составляет 259,7 тыс. куб. м. (что составляет 23,49 % от общего объема захораниваемых твердых коммунальных), таким образом, расходы АО «УОО» на захоронение твердых коммунальных отходов учтены в составе необходимой валовой выручки регионального оператора в размере 17 266,34 тыс. руб.

Соответственно, объем захоронения твердых коммунальных отходов иными операторами по захоронению ТКО составляет 845,76 тыс. куб. м.

При этом ФАС России отмечает, что совокупный объем ТКО, учтенный в составе НВВ операторов по захоронению (МУП «Жилкомсервис», МУП «ЖЭУ-10», МБУ «Управление городским хозяйством», МУП «ЖКС», МКП СК ГО «Автодор» МУП «Благоустройство», МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Углегорского городского округа», МУП «Строитель», МУП «ШЖУ», ООО «Альтаир», ООО «Гарантия», ООО «Комус-1», ООО «Новый город», ООО «ЦПУ»), а также объем ТКО, захораниваемый АО «УОО», в сумме составляет 1 105,45 тыс. куб. м. (845,76 тыс. куб. м. + 259,7 тыс. куб. м.), что отличается от объема твердых коммунальных отходов, учтенного в соответствии с Территориальной схемой на 31,87 тыс. куб. м. (1 137,72 тыс. куб. м. - 1 105,45 тыс. куб. м.).

Данное несоответствие обусловлено тем, что полигон, обслуживающий Анивский городской округ, закрыт, соответственно, органом регулирования не был учтен объем твердых коммунальных отходов в размере 31,87 тыс. куб. м.

Также ФАС России отмечает то, что в составе необходимой валовой выручки регионального оператора органом регулирования Сахалинской области учтены расходы операторов по захоронению твердых коммунальных отходов в общем размере 55 785,27 тыс. руб. (без учета собственных расходов по захоронению регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «УОО»).

Необходимо отметить, что на территории Сахалинской области в Государственный реестр объектов размещения отходов включены три полигона: в г. Корсакове (эксплуатирующий оператор по захоронению ТКО ООО «Новый город»), в пгт. Ноглики (эксплуатирующая организация АО «УОО») и пгт. Тымовское (эксплуатирующий оператор по захоронению ООО «ЖКС»).

При этом ФАС России отмечает, что в адрес Минприроды России Министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области письмом от 01.08.2019 № Исх-3.10-3068/19 направлены материалы на 408 листах для получения заключения о возможности использования остальных 14 объектов для размещения твердых коммунальных отходов и их включения в Перечень объектов размещения отходов, планируемых к эксплуатации до 2023 года, согласно требованиям Федерального закона № 89-ФЗ.

Необходимо отметить, что органом регулирования получены положительные заключения Минприроды России о возможности использования только 5 объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года, и не имеющих документацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.

Таким образом, по свалке ТБО г. Долинска (эксплуатирующий оператор по захоронению твердых коммунальных отходов МБУ «Управление городским хозяйством»), свалке ТБО г. Александровск-Сахалинский (эксплуатирующий оператор по захоронению твердых коммунальных отходов ООО «ЦПУ»), свалке ТБО г. Макарова (эксплуатирующий оператор по захоронению МУП «Строитель»), свалке ТБО г. Углегорск (эксплуатирующий оператор по захоронению МУП «ЖКХ УГО») и свалке г. Холмск (эксплуатирующая организация АО «УОО») получены положительные заключения Минприроды России о возможности размещения твердых коммунальных отходов письмами от 03.07.2020 № 25/47-з, от 08.06.2020 № 25/25-з, от 10.06.2020 № 25/32-з, от 03.07.2020 № 25/48-з, от 08.06.2020 № 25/24-з соответственно.

ФАС России не усматривает в действиях органа регулирования Сахалинской области в части учета расходов операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, имеющих заключение Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов в составе необходимой валовой выручки на 2020 год регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «УОО», противоречий на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Пунктом 2.1 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 Федеральным законом № 89-ФЗ, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.

Пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Федеральная антимонопольная служба отмечает, что органом регулирования Сахалинской области утверждены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для иных операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе для АО «УОО» и учтены расходы в составе тарифа регионального оператора на 2020 год, чьи полигоны не включены в перечень ГРОРО и не имеют положительного заключения Минприроды России, что противоречит пункту 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ, а также пунктам 2.1, 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.

Письмом от 05.11.2020 № СП/96640/20 ФАС России запрошена позиция Минприроды России о планируемых сроках выдачи заключений Минприроды России о возможности размещения твердых коммунальных отходов в отношении полигона регионального оператора АО «УОО» (полигон Смирныховский), а также полигонов (свалок) операторов по захоронению (МУП «Жилкомсервис», МУП «ЖЭУ-10», МКП СК ГО «Автодор», МУП «Благоустройство», МУП «ШЖУ», ООО «Альтаир», ООО «Гарантия», ООО «Комус-1») на территории Сахалинской области.

В ответ на вышеуказанный запрос Минприроды России в адрес ФАС России направлено письмо (исх. от 13.11.2020 № 25-42/30146, вх. от 16.11.2020 рег. № 194655-М/20 об итогах рассмотрения материалов Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, направленных письмами (от 01.08.2019, № Исх-3.10-3068/19, от 21.10.2019 № 3.10-4230/19, от 15.11.2019 № 3.10-4595/19), в котором сообщило об отказе в выдаче заключений о возможности размещения твердых коммунальных отходов на следующих объектах размещения отходов:

1) Курильский район, вдоль автодороги г. Курильск с. Рыбаки; Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, в северо-восточной части г. Северо-Курильск и Южно-Курильский район, в 2 районе 2 км автодороги Южно-Курильск Отрада - невозможно использование объектов для размещения ТКО по причине несоблюдения санитарно-защитной зоны (письмо от 17 января 2020 г. № 25-29/901);

2) в 400 м к востоку от городской черты г. Охи и г. Южно-Сахалинск невозможно использование объектов для размещения ТКО по причине расположения в границах установленной приаэродромной территории, в которой выделена шестая подзона (письмо от 31 декабря 2019 г. № 25-29/33269);

3) Охинский район, в 500 м юго-восточнее с. Тунгор в связи с наличием в материалах недостоверных сведений (письмо от 23 марта 2020 г. № 08-25-29/7461);

4) 2-3 км к северу от пгт. Смирных по причине расположения на землях лесного фонда (письмо от 9 апреля 2020 г. № 08-25-29/8847);

5) Томаринский район, южнее 3 км от границы населенного пункта с. Красногорск и Южно-Курильский район, в районе 2 км а/д с. Малокурильское - с. Крабозаводское, о. Шикотан - в связи с наличием в материалах недостоверных сведений в части пересечения земельных участков с землями лесного фонда (письмо от 22 мая 2020 г. № 08-25-29/12011);

6) Томаринский район, в 300 м севернее г. Томари - невозможно использование объекта для размещения ТКО по причине расположения в водоохранной зоне Японского моря (письмо от 3 сентября 2020 г. № 08-25-29/22843).

Вместе с тем, Минприроды России сообщило о том, что при поступлении повторных материалов в соответствии с приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 и с устраненными замечаниями, Минприроды России рассмотрит возможность выдачи заключений о возможности размещения твердых коммунальных отходов по 4 объектам размещения ТКО: Охинский район, в 500 м юго-восточнее с. Тунгор; 2-3 км к северу от пгт. Смирных; Томаринский район, южнее 3 км от границы населенного пункта с. Красногорск; Южно-Курильский район, в районе 2 км а/д с. Малокурильское - с. Крабозаводское, о. Шикотан.

В условиях того, что до настоящего момента Министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области не направлены материалы об устранении вышеуказанных замечаний, Минприроды России не выданы заключения о возможности размещения твердых коммунальных отходов для вышеуказанных 4 объектов размещения твердых коммунальных отходов.

ФАС России обращает внимание на то, что определением Южно-Сахалинского городского суда по делу № 2-1425/06 от 9 января 2020 года администрации г. Южно-Сахалинск предоставлена отсрочка о прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной в западной части города Южно-Сахалинск, до 31 декабря 2021 года (Самый крупный объект по захоронению твердых коммунальных отходов).

Таким образом, в силу того, что полигон регионального оператора АО «УОО» (полигон Смирныховский), а также полигоны (свалки) операторов по захоронению (МУП «Жилкомсервис», МКП СК ГО «Автодор», МУП «Благоустройство», МУП «ШЖУ», ООО «Альтаир», ООО «Гарантия», ООО «Комус-1»), не внесены в перечень ГРОРО, а также не имеют положительного заключения Минприроды России о возможности размещения твердых коммунальных отходов, ФАС России считает подход органа регулирования не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации. ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования Сахалинской области РЭК устранить нарушения требований законодательства РФ и установить тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на 2021 год без учета расходов по полигонам, не внесенным в перечень ГРОРО, не имеющим положительного заключения Минприроды России о возможности размещения твердых коммунальных отходов, а также по которым отсутствуют определения суда об отсрочке прекращения эксплуатации свалок твердых бытовых отходов.

Федеральная антимонопольная служба обращает внимание на то, что РЭК необходимо произвести расчет расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов в экономически обоснованном размере до полигонов (свалок), которые внесены в перечень ГРОРО, или имеют положительное заключение Минприроды России о возможности размещения твердых коммунальных отходов, или в отношении которых имеются определения суда об отсрочке прекращения эксплуатации свалок твердых бытовых отходов.

ФАС России отмечает, что РЭК необходимо произвести перерасчет тарифа регионального оператора с учетом пункта 22 Основ ценообразования № 484.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области нарушившей положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления», пункт 16 Основ ценообразования № 484, при утверждении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «УОО» на 2020 год, а также при утверждении тарифов для операторов по захоронению твёрдых коммунальных отходов.

2. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.01.2021 устранить нарушения, допущенные Региональной энергетической комиссией Сахалинской области при установлении тарифов на услуги операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, а также для регионального оператора АО «УОО», а именно:

- отменить тарифы на захоронение твёрдых коммунальных отходов для тех операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, чьи полигоны не внесены в перечень ГРОРО, не имеют положительного заключения Минприроды России о возможности размещения твердых коммунальных отходов с 01.01.2021, а также по которым отсутствуют определения суда об отсрочке прекращения эксплуатации свалок твердых бытовых отходов;

- установить (скорректировать) тариф на услугу регионального оператора АО «УОО» на 2021 год исходя из требований законодательства Российской Федерации с учётом положений мотивировочной и резолютивной частей настоящего предписания;

3. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.01.2021 принять и ввести в действие решение о пересмотре единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (при необходимости, долгосрочные параметры регулирования) для АО «УОО», с учетом требований, предусмотренных мотивировочной и резолютивной частями настоящего предписания, а также пунктом 22 Основ ценообразования № 484.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 4 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также операторов по захоронению твердых коммунальных коммунальных отходов с приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в нее статей затрат и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифов для регионального оператора АО «УОО» и для операторов по захоронению твердых коммунальных отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
ИНН 6501073032, ОГРН 1026500532321