Предписание №СП/55163/24 ПРЕДПИСАНИЕ РЭК Кузбасса об устранении нарушений, допущенных... от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

21 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также — РЭК Кузбасса, Орган регулирования), проведенной Кемеровским УФАС России на основании приказа Кемеровского УФАС России от 29.12.2023 № 81/23, в том числе акт проверки Кемеровского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо исх. от 11.03.2024
№ М-6-1/827-01, рег. от 12.03.2024 № 2720-ЭП/24), в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Региональной энергетической комиссией Кузбасса при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат» (далее также – АО «ЕВРАЗ ЗСМК», Регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования
№ 1075 и Правила регулирования № 1075
соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией Кузбасса в отношении АО «ЕВРАЗ ЗСМК» постановлением от 14.12.2023 № 548 были установлены следующие виды тарифов в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника Западно-Сибирская ТЭЦ – филиал АО «ЕВРАЗ ЗСМК», реализуемую на потребительском рынке Новокузнецкого городского округа;

- тарифы на тепловую энергию для конечных потребителей Западно-Сибирская ТЭЦ – филиал АО «ЕВРАЗ ЗСМК», реализуемую на потребительском рынке Новокузнецкого городского округа.

Необходимая валовая выручка АО «ЕВРАЗ ЗСМК» на 2024 год определена в размере 1 349 432 тыс. руб.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки РЭК Кузбасса были проанализированы материалы тарифного дела АО «ЕВРАЗ ЗСМК», в том числе Экспертное заключение Региональной энергетической комиссии Кузбасса по материалам, представленным АО «ЕВРАЗ ЗСМК» для установления долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду для ЗС ТЭЦ – филиала АО «ЕВРАЗ ЗСМК», долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для Цеха теплогазоснабжения
АО «ЕВРАЗ ЗСМК», для корректировки НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для Энергетического центра АО «ЕВРАЗ ЗСМК», реализуемых на потребительском рынке Новокузнецкого городского округа, на 2024 год (далее – Экспертное заключение), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Основным видом топлива Западно-Сибирской ТЭЦ является каменный уголь, также используется коксовый, доменный, природный газ и мазут. В моменты дефицита коксового газа на комбинате часть котлоагрегатов Западно-Сибирской ТЭЦ переводится на коксо-доменно-природную или природно-доменную смесь.

Согласно пункту 29 Правил № 1075 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В пункте 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

1. Расходы на топливо

Регулируемой организацией расходы на топливо заявлены в размере 824 365 тыс. руб.

Органом регулирования учтены расходы по данной статье затрат в размере 744 047 тыс. руб.

В Экспертном заключении отсутствует сравнительный анализ заявленных Регулируемой организацией и учтенных РЭК Кузбасса цен на топливо в делении по видам, в связи с чем ФАС России не представляется возможным определить факт соблюдения Органом регулирования принципа баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, закрепленного положениями пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении.

Доменный и коксовый уголь

РЭК Кузбасса цены на доменный и коксовый газ приняты на основании фактической калькуляции себестоимости газа доменного, газа коксового, транспортировки коксового газа за 1-2 месяц 2023 года, представленной АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и проиндексированной с учетом индексов-дефляторов на 2024 год (цена коксового газа с учетом транспортировки принята в размере 2 819,21 руб./тыс. куб. м, цена доменного газа в размере 312,14 руб./тыс. куб. м).

Обоснование учета вышеуказанных цен не в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования РЭК Кузбасса не представлено.

Согласно Возражениям Регулируемая организация не приобретает доменный и коксовый газ, а производит их самостоятельно в рамках технологического процесса, передает его по собственным газовым сетям. Расходы на использование произведенных Регулируемой организацией газов в выработке тепловой энергии учитываются в размере, не превышающем себестоимость продукта, в связи с чем РЭК Кузбасса руководствовалась представленными Регулируемой организацией фактическими калькуляциями себестоимости производства и передачи газов за 1-2 месяцы 2023 год, с учетом подпункта «в» пункта 28 Основ ценообразования № 1075. Орган регулирования применял данные за 2023 год, поскольку они являются более актуальными, а использование фактических данных 2022 года привело бы к большей погрешности.

Аналогичные доводы в Возражениях Орган регулирования отразил относительно стоимости передачи доменного и коксового газа по сетям Регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что горючие газы промышленных производств (доменный, коксовый и другие) являются побочным продуктом основного цикла и затраты на их получение входят в стоимость основной продукции, в связи с чем, включение данных затрат в расходы на производство тепловой энергии без соответствующего документального подтверждения Регулируемой организацией не обосновано и может привести к повторному учету одних и тех же затрат при производстве основной продукции и выработке тепловой энергии.

Расходы на передачу доменного и коксового угля также должны быть документально подтверждены и обоснованы.

Уголь

Стоимость услуг по транспортировке угля (железнодорожный тариф) принята РЭК Кузбасса как фактическая цена доставки угля за истекший период 2023 года, проиндексированная на 2024 год, что не соответствует требованиям пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

В Возражениях РЭК Кузбасса указала, что стоимость перевозки угля определяется как сумма стоимости железнодорожного тарифа за грузоперевозки в вагонах, начисленной филиалами ОАО «РЖД» по тарифам, утвержденным постановлением Федеральной Энергетической Комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 № 47-т/5 с изменениями и дополнениями, в связи с чем расходы на транспортировку, принятые по факту, соответствуют расходам, определяемым в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075, так как указанные цены (тарифы) подлежат государственному регулированию и являются экономически обоснованными.

ФАС России отмечает, что расчет стоимости перевозки угля по указанным тарифам отсутствует в Экспертном заключении.

Природный газ

Из Экспертного заключения РЭК Кузбасса следует, что в расчет цены природного газа взяты предельные максимальные значения оптовой цены (5 437 руб./куб. м и 6 046 руб./куб. м на I и II полугодия 2024 года соответственно) при предельных минимальных (5 336 руб./куб. м и 5 934 руб./куб. м на I и II полугодия 2024 года соответственно).

Органом регулирования не проведен анализ договора на приобретение природного газа в части предусмотренной им цены, а также не представлены пояснения по вопросу применения приказа ФАС России от 28.11.2023 № 906/23, в том числе в части соответствия/несоответствия Регулируемой организации критериям пункта 15(1) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.

Учитывая, что транспортировка природного газа по сетям газопотребления Регулируемой организации не подлежит государственному регулированию, а расходы на нее были приняты Органом регулирования в соответствии с фактической калькуляцией себестоимости в отсутствие документального подтверждения,
РЭК Кузбасса надлежит дополнительно проанализировать их в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы на топливо в делении по видам подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пунктов 28, 29, 34, 34(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом
ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов на топливо, включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки акционерного общества «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат», по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов), принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов), на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799