Предписание №СП/88007/23 Предписание по итогам проведенного наблюдения Комитету по це... от 24 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее также – Комитет) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 08.09.2023 № 31-23690-С/23 (далее – Отчет), а также позицию Комитета в отношении Отчета (письмо исх. от 02.10.2023 № 32Исх-2651/15; рег. от 03.10.2023 № 150159-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) ООО «Хартия» на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Распоряжением от 20 ноября 2022 года № 205-Р Комитетом по ценам и тарифам Московской области утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023 - 2028 годы (далее — Распоряжение).

Тарифы и необходимая валовая выручка (далее — НВВ), утвержденная для регионального оператора ООО «Хартия», представлена в таблице ниже.

 

Региональный оператор

НВВ на 2023 год (тыс. руб)

Тариф для регионального оператора на 2023 г.

(руб. куб. м)

Рост тарифа на 2023 год по сравнению с 2022 годом

без НДС

с НДС

ООО «Хартия»

4 873 848,59

757,57

909,3

13,69 %

 

Органом регулирования рассчитана корректировка фактической НВВ регионального оператора за 2021 год и плановой НВВ 2023 года с учетом результатов контрольных мероприятий и с учетом положений пунктов Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

ФАС России проведен анализ материалов тарифного дела на предмет экономической обоснованности учета и формирования НВВ региональных операторов на 2023 год в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Хартия» на 2023 год, в том числе представленного экспертного заключения Комитета о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Хартия» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), установлено следующее.

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с формулой (43) пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора в (i-2)-м году определяется следующим образом:

где:

*

*- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;

*- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;

*- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.

Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;

- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16 если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится в том числе по формуле (49) Методических указаний № 1638/16:

*

,

где:

*

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИПЦi+1 - индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития на год (i+1);

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1).

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16

*

где: *

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча
(от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание, энергетическая утилизация или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Отмечаем, что Комитетом в плановом режиме на 2022 год рассчитаны и учтены в составе необходимой валовой выручки регионального оператора расходы на транспортирование ТКО исходя из произведения стоимости (1 тонны) транспортирования ТКО на 2021 год, увеличенной на индекс потребительских цен на 2022 год в размере 1,043, и массы ТКО, определенной в соответствии с Территориальной схемой по обращению с ТКО.

По результатам анализа контрольных мероприятий, проведенных прокуратурой Московской области c участием специалистов ФАС России, органом регулирования при установлении предельного единого тарифа для ООО «Хартия» на 2023 год исключена сумма экономически необоснованных средств из состава НВВ 2023 года ввиду некорректного расчета транспортных расходов в 2022 году в размере 35 084,31 тыс. руб.

При формировании НВВ регионального оператора на 2023 год органом регулирования учтены транспортные расходы ООО «Хартия» в размере 2 888 510,92 тыс. руб. Данные расходы рассчитаны исходя из плановых расходов 2022 года и индекса ИПЦ в размере 106,0.

При этом, при формировании НВВ регионального оператора на 2023 год Комитетом не скорректирована базовая величина транспортных расходов 2022 года (величина, от которой рассчитываются плановые расходы 2022 года), которая в последствии увеличена на индекс потребительских цен на 2023 год в размере 1,06, следовательно, расчет транспортных расходов на 2023 год произведен органом регулирования от завышенных экономически необоснованных сумм 2022 г. (без учета корректировки). Исходя из вышеизложенного следует, что в составе НВВ регионального оператора ООО «Хартия» на 2023 год учтены экономически необоснованные расходы по статье «Транспортные расходы» в размере 42 395,89 тыс. руб.

Региональный

оператор

Транспортные расходы

Индексация на 2023 год

Отклонение (ст.5 - ст.6)

В составе НВВ 2022 г.

Исключены Комитетом из состава НВВ 2023 г по 2022 г.

Обоснованные расходы по исходя из расчета Комитета

От корректного расчета 2022 г. (ст.4*ИПЦ

106,0 и ti+1)

Учтены в составе НВВ 2023 г. (согласно ЭЗ)

1

2

3

4

5

6

7

ООО «Хартия»

2 390 359,91

-35 084,3

2 355 275,6

2 846 115,03

2 888 510,92

-42 395,89

 

При этом необходимо отметить, что ранее ФАС России вынесены Решения от 26.06.2023 № СП/50171/23, № СП/50180/23, № СП/50174/23, в которых отражены допущенные Комитетом аналогичные нарушения в части учета расходов по статье «Транспортные расходы» в составе НВВ по региональных операторов ООО «Рузский РО», ООО «Сергиево — Посадский РО» и ООО «Каширский РО» на 2023 год.

Таким образом, органу регулирования необходимо исключить из необходимой валовой выручки регулируемой организации экономически необоснованные расходы по статье «Транспортные расходы на 2023 год» в размере 42 395,89 тыс. руб., а также расходы по взаимозависимым статьям в составе НВВ 2023 года, отразив результаты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим положения пунктов 12, 16 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023 - 2028 годы» от 20 ноября 2022 года № 205-Р.

2. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2023 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Хартия» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2024 год, а именно:

- провести дополнительный анализ расходов по статье затрат «Транспортные расходы на 2023 год» в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а также взаимозависимых расходов в составе НВВ 2023 года, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств, учтенных в 2023 году, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов.

3. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами пересмотреть и установить экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Хартия» на 2024 год, устранив нарушения требований законодательства РФ, во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертного заключения органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Хартия».

 

Председатель Комиссии
ФАС России

 

<...>

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны