Письмо №СП/91449/19 Решение о частичном удовлетворении требований ПАО "Ленэнерго... от 21 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО "Ленэнерго"

196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1

 

office@lenenergo.ru

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

 

ул. Смольного, д. 3

г. Санкт-Петербург, 191311
 

all.rtk@lenreg.ru


Для сведения:

Ленинградское УФАС России

 

Смольного ул., д. 3

г. Санкт-Петербург, 191124

to47@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «04» октября 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

Юдиной Ю.В. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Киселев Е.Ю. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Бедрина И.В. - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Бердникова Д.В. - начальника отдела антимонопольного контроля розничных рынков электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Смердова А.А. - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ПАО «Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. № 49370/19 от 25.03.2019) в присутствии на заседании Комиссии заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Ленэнерго» Поливанова А.А., заместителя директора по тарифообразованию ПАО «Ленэнерго» — начальника отдела Беспалова М.А.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 «Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в ФАС России обратилось с заявлением ПАО «Ленэнерго» (также далее – Заявитель) о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК, Орган регулирования).

Заявление ПАО «Ленэнерго» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике приказом от 29.12.2018 № 727-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» установлена необходимая валовая выручка Заявителя, индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2019 год.

С 2012 года необходимая валовая выручка для Заявителя рассчитывается методом доходности инвестированного капитала.

По мнению Заявителя Респондент нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении величины необходимой валовой выручки на 2019 год в части излишне проведенной корректировки подконтрольных расходов по фактическим показателям по итогам деятельности за 2017 год в размере 703 441 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

ПАО «Ленэнерго» заявляет требование о признании необоснованным снижение Комитетом НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2019 год на сумму 703 441 тыс. руб. при расчете корректировки подконтрольных расходов по фактическим показателям по итогам деятельности за 2017 год. Заявителем был произведен расчет, основанный на показателях фактической инфляции и фактического количества условных единиц электросетевого оборудования за 2016 и 2017 год, на сумму 128 970 тыс. руб. (139 092 тыс. руб. с учетом плановых индексов-дефляторов на 2018 и 2019 годы – 3,7% и 4%) и направлен в адрес Органа регулирования в составе обосновывающих материалов к заявлению об установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Ленэнерго».

Орган регулирования произвел расчет корректировки операционных расходов в соответствии с пунктом 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э), основанный на показателях фактической инфляции и фактического количества условных единиц электросетевого оборудования за 2017 год, на сумму 121 948 тыс. руб. (131 001 тыс. руб. с учетом индексов-дефляторов на 2018 и 2019 годы – 2,7% и 4,6%).

Дополнительно Комитет произвел корректировку с учетом превышения фактических операционных расходов (4 288 404 тыс. руб.) над величиной скорректированных по фактическим показателям изменения состава оборудования и индекса потребительских цен размера операционных расходов, утвержденных Комитетом в составе необходимой валовой выручки Заявителя 2017 года (3 641 110 тыс. руб.), в размере (-) 647 294 тыс. руб. (- 695 352 тыс. руб. с учетом индексов-дефляторов на 2018 и 2019 годы – 2,7% и 4,6%).

Размер разногласий составил 703 441 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- пояснительная записка по формированию тарифной модели ПАО «Ленэнерго» по Ленинградской области;

- расчетные таблицы на 2019 год в соответствии с приложениями к Методическим указаниям по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденным приказом ФСТ России от 30.03.12 № 228-Э;

- расчет суммы корректировки подконтрольных расходов по факту за 2017 год;

- Формы по расчету тарифов (в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2), в том числе расчет условных единиц по факту на 31.12.2017;

- протокол заседания Правления ЛенРТК от 01.02.2019 №3.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования № 1178, осуществляют корректировку НВВ и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом в том числе отклонения фактических и плановых значений индекса потребительских цен и других индексов, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на отчетный и планируемый периоды, от значений, учтенных при установлении тарифов, а также изменения не учтенного при установлении тарифов состава активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Пунктом 42 Методических указаний № 228-э определена формула расчета скорректированной плановой необходимой валовой выручки, определяемой при установлении тарифов на очередной год i долгосрочного периода регулирования:

НВВiск = Piск + ВКiск + ДКiск + ΔЭОРi + ΔЭПi + ΔНВВi-1,i-2корр  + КНКi-2 * НВВi-2ск+

+ ДельтаНВВiсгкорр + ΔНВВiкоррИП + Вiраспред

где:

i - номер расчетного года периода регулирования, i = 2, 3...

НВВiск - скорректированная необходимая валовая выручка, определяемая при установлении тарифов на очередной год i долгосрочного периода регулирования;

Piск - скорректированные расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, определяемые на год i в соответствии с пунктом 23 Методических указаний № 228-э;

ВКiск - скорректированный возврат инвестированного капитала, определяемый на год i в соответствии с пунктом 32 Методических указаний № 228-э;

ДКiск - скорректированный доход инвестированного капитала, определяемый на год i в соответствии с пунктом 36 Методических указаний № 228-э;

НВВi-2ск  - скорректированная необходимая валовая выручка, установленная регулирующим органом на год i-2 долгосрочного периода регулирования;

КНКi-2 - понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i-2, определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 26 октября 2010 г. № 254-э/1;

ДельтаНВВiсгкорр - величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания тарифов, определяемая в соответствии с пунктом 40 Методических указаний № 228-э для скорректированных объемов необходимой валовой выручки;

ΔНВВiкоррИП - корректировка необходимой валовой выручки на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы;

ΔНВВi-1,i-2корр  - компенсация выпадающих/излишне полученных доходов регулируемой организации за предшествующие годы, возникающих в результате отличия фактических значений параметров регулирования от установленных при утверждении тарифов.

ΔНВВi-1,i-2корр  = НВВi-2ск  - НВВi-2ф  - ΔНРi-2 + ΔОРi-2 – ΔКоррi – 2ЦП

НВВi-2ф  - фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг;

ΔНРi-2 - компенсация фактически понесенных в году i-2 неподконтрольных расходов, не учтенных при установлении тарифов на год i-2, определяемая в соответствии с пунктами 20-21 Методических указаний № 228-э. Компенсация может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

ΔОРi-2 – компенсация операционных расходов, связанная с изменением фактического индекса инфляции и объема условных единиц, по отношению к учтенным при установлении тарифа значениям. Компенсация может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

ΔКоррi – 2ЦП – компенсация выпадающих/излишне полученных доходов организации, возникающих в результате отличия фактических цен покупки технологических потерь электрической энергии, от установленных при утверждении тарифов на год i-2 цен покупки технологических потерь электрической энергии, определяемая в соответствии с пунктом 26 Методических указаний.

Как следует из Протокола заседания правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.12.2018 № 51/1, Орган регулирования признал экономически необоснованными фактические подконтрольные расходы, понесенные ПАО «Ленэнерго» в 2017 году, превышающие величину скорректированных по фактическим показателям изменения состава оборудования индекса потребительских цен, размер операционных расходов, утвержденных Комитетом в составе необходимой валовой выручки Заявителя на 2017 год, в размере 647 295 тыс. руб. С учетом применения индексов-дефляторов на 2018 и 2019 год, определенных прогнозом Минэкономразвития, размер экономически необоснованных расходов, профинансированных за счет регулируемой деятельности, по мнению Респондента, составил (-) 695 352 тыс. руб.

ФАС России обращает внимание, что Заявителем при определении компенсации операционных расходов, связанной с изменением фактического индекса инфляции и объема условных единиц, применены индексы потребительских цен не в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации на 2017, 2018 и 2019 года, опубликованным на официальном сайте Министерства 28.11.2018, в соответствии с которым ИПЦ в среднем за 2017 год составил 103,7%, на 2018 год – 102,7%, на 2019 год – 104,6%.

В соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 42 Методических указаний № 228-э, применением индексов потребительских цен на 2017-2019 годы, определенных Министерством экономического развития Российской Федерации, размер корректировки операционных расходов по фактическим показателям за 2017 год составит 131 001 тыс. руб.

Согласно письменного мнения ЛенРТК (исх. от 26.04.2019 № КТ-3-1561/2019, рег. от 22.05.2019 № 86705/19) и Экспертному заключению по определению необходимой валовой выручки ПАО «Ленэнерго», относимой на деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Ленинградской области, на 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Органом регулирования произведены корректировки НВВ на 2019 год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 228-э, в том числе корректировка подконтрольных расходов по фактическим показателям, корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, а также с учетом отличия скорректированной необходимой валовой выручки, установленной регулирующим органом на 2017 год от фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2017 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам).

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрен обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии. Пунктами 5 и 6 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 №585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Принципы раздельного учета показателей, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов закрепляются в учетной политике субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.

Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности. При этом, экономически обоснованные затраты, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», следует оценивать исходя из применения компаниями методов закупок, позволяющих осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Особое внимание следует уделять ситуациям закупки у единственного источника и/или закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретатель услуг. ФАС России отмечает, что при формировании обоснованных затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, в том числе расходы на ремонт основных средств, предусмотренных пунктом 18 Основ ценообразования, которые не могут быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг.

Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области не представлена в Экспертном заключении информация о том, что исключаемые расходы являются экономически необоснованными, в соответствии с вышеуказанными положениями Основ ценообразования.

ФАС России отмечает, что действия Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области по корректировке подконтрольных расходов по итогам деятельности за 2017 год на сумму (-) 647 294 тыс. руб. (- 695 352 тыс. руб. с учетом индексов-дефляторов на 2018 и 2019 годы – 2,7% и 4,6%) не соответствуют нормам действующего законодательства.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Корректировка подконтрольных расходов по фактическим показателям по итогам деятельности за 2017 год» подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету подлежат 695 352 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ПАО «Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункт 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 г. № 228-э.

2.      Частично удовлетворить требования ПАО «Ленэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по тарифам и ценам Ленинградской области (рег. № 49370/19 от 25.03.2019).

3.      Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении необходимой валовой выручки на 2019 год для ПАО «Ленэнерго» расходы по статье «Корректировка подконтрольных расходов по фактическим показателям по итогам деятельности за 2017 год» (с учетом индексов-дефляторов на 2018, 2019 годы) в размере 131 001 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 695 352 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике учесть экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения, при установлении необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Ленэнерго», единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2020 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ПАО «Ленэнерго» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ПАО «Ленэнерго».

 

Председатель Комиссии

_________________/

С.А. Пузыревский

 

(подпись)

 

Заместитель председателя Комиссии

_________________/

Ю.В. Юдина

 

(подпись)

 

Члены Комиссии:

_________________/

И.Г. Степаненко

 

(подпись)

 

 

_________________/

И.В. Бедрин

 

(подпись)

 

 

_________________/

Д.В. Бердников

 

(подпись)

 

 

_________________/

Е.Ю. Киселев

 

(подпись)

 

 

_________________/

А.А. Смердов

 

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628
ПАО «Россети Ленэнерго»
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300
Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026