Решения по тарифам №СП/43974/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (рег. от 10.03.2021 № 38122/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по техническим вопросам ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» <...>, главного бухгалтера ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» <...>, начальника финансово-экономического отдела ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» <...>, заместителя начальника Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области <...>, начальника управления регулирования в электроэнергетической и газовой отраслях Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области <...>, главного консультанта управления регулирования в электроэнергетической и газовой отраслях Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области <...>., консультанта управления регулирования в электроэнергетической и газовой отраслях Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 104 от 04.03.2021; рег. № 38122/21 от 10.03.2021) о разногласиях между Государственным энергетическим, энергоснабжающим и электрораспределительным предприятием Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго» (далее – ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 14.12.2020 № 513-р внесены изменения на 2021 год в приказ Департамента от 26.11.2018 № 417-р, устанавливающий тарифы на тепловую энергию, поставляемую ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» для потребителей городского поселения Красавино Великоустюгского района.

Для регулируемой организации тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 гг. Тарифы на тепловую энергию на 2021 год установлены в следующих размерах:

- с 01.01.2021 - для населения - 2 435 руб./Гкал (с учетом НДС);

- для прочих потребителей - 2 435 руб./Гкал;

- с 01.07.2021 - для населения - 2 471 руб./Гкал (с учетом НДС);

- для прочих потребителей - 2 471 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», составляет 84 964 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 92 207 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
(далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения
(далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год расходы по статье затрат «Недополученный доход» в размере 7 243,0 тыс. руб. Разногласия заключаются в неучете органом регулирования недополученного дохода Заявителя по налогу на добавленную стоимость по результатам 2019 года.

Регулируемая организация осуществляет производство и поставку тепловой и электрической энергии, производимой в режиме комбинированной выработки Красавинской ГТ ТЭЦ.

На территории городского поселения Красавино ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» является единой теплоснабжающей организацией.

В июле 2017 года Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-14567/2014 от 20.07.2017 ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Согласно подпункту 15 пункта 2 главы 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не признаются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в том числе операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) - в редакции, действующей до 01.01.2021.

На основании указанного положения, органом регулирования установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию
на 2019-2023 годы приказом Департамента от 26.11.2018 № 417-р, базовый уровень операционных расходов и расходы на энергетические ресурсы установлены с учетом НДС, тарифы определены с учетом того, что регулируемая организация не является плательщиком НДС.

ФАС России отмечает, что согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2018
№ 304-КГ18-4849, под реализацией имущества должника понимается продажа имущества, входящего в конкурсную массу, за исключением продукции, изготовленной должником в процессе своей текущей хозяйственной деятельности, и в этом же значении понятие «реализация имущества должника» должно толковаться в целях применения подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Таким образом, реализация тепловой энергии, теплоносителя, осуществляемая регулируемыми организациями, признанными в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), по регулируемым тарифам являлась объектом налогообложения НДС.

С 1 января 2021 года операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом НДС в соответствии с изменениями, внесенными в подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ Федеральным законом от 15.10.2020 № 320-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Правил регулирования №1075 установленные тарифы могут быть пересмотрены в течение периода регулирования в целях приведения ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, установленные тарифы регулируемых организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), могут быть пересмотрены органами регулирования в течение периода регулирования по вышеуказанным основаниям как по заявлению регулируемых организаций, так и по инициативе органов регулирования посредством исключения учтенного НДС из тарифов.

В силу пункта 37 Правил регулирования № 1075 принятые органами регулирования решения об установлении тарифов не имеют обратной силы. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2021 № 03-07-11/18708 на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым организациями ‒ банкротами для выполнения работ (оказания услуг) в процессе осуществления хозяйственной деятельности (далее ‒ «входной» НДС), к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В этой связи, фактически понесенные такими организациями расходы на оплату «входного» НДС учитываются в части расходов, признанных органами регулирования экономически обоснованными, в последующих периодах регулирования в соответствии с пунктами 13 и 63 Основ ценообразования № 1075.

При этом, следует отметить, что при утверждении тарифов на 2019 год органом регулирования в составе НВВ был учтен НДС в расходах на товары и услуги сторонних организаций в части расходов на топливо, вспомогательные материалы, работы и услуги производственного характера, частично в прочих расходах.

Согласно пункту 59 Основ ценообразования № 1075, базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования, согласно пункту 3 которых базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования методом экономически обоснованных расходов.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1075 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на уплату НДС не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль. Данные расходы не относятся к операционным расходам и не могут быть включены в состав базового уровня подконтрольных расходов.

При этом, в соответствии с пунктами 13 и 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Пунктами 62, 73 Основ ценообразования № 1075, пунктом 39 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование.

Таким образом, фактически понесенные расходы на уплату налога на добавленную стоимость подлежат включению в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра по формуле (26) Методических указаний № 760-э.

В связи с вышеизложенным, органу регулирования следует исключить НДС, учтенный в базовом уровне операционных расходов 2019 года, и учесть его в экономически обоснованном размере в составе показателя «Необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных» по подстатье «Фактические неподконтрольные расходы».

На основании вышеизложенного, требования ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго»
и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим пункты 32, 63 (73) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», указанные в заявлении о разногласиях с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (исх. № 104 от 04.03.2021; рег. № 38122/21 от 10.03.2021).

3. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2021 (включительно):

3.1. пересмотреть базовый уровень операционных расходов ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» 2019 года, исключив налог на добавленную стоимость;

3.2. пересмотреть необходимую валовую выручку на 2019 год ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» на основании пункта 3.1 настоящего решения;

3.3. учесть недополученный доход ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» по налогу на добавленную стоимость по результатам деятельности за 2019 год в необходимой валовой выручке 2021 года в составе показателя «Необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных» по подстатье «Фактические неподконтрольные расходы» в соответствии с мотивировочной частью настоящего решения;

3.4. пересмотреть необходимую валовую выручку ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» на 2021 год с учетом пунктов 3.1.-3.3. настоящего решения, а также в соответствии с формулами Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.

Соответствующие анализы и расчеты отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2021 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» для потребителей городского поселения Красавино Великоустюгского района, на 2021 год с учетом пересчета показателей, указанных в пункте 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра (установления) тарифов на тепловую энергию, поставляемую ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» для потребителей городского поселения Красавино Великоустюгского района.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго».

 

 

 

Связанные организации

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680
ГЭП "ВОЛОГДАОБЛКОММУНЭНЕРГО"
ИНН 3525014344, ОГРН 1023500870546
Вологодское УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456