Предписание №СП/19615/21 Предписание в адрес РЭК - департамента цен и тарифов Краснод... от 16 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19, Акт проверки ФАС России от 21.01.2020 № 2), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «НЭСК-Электросети» на 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19 проверка проводилась в отношении установленных тарифов в сфере электроэнергетики на 2017-2019 годы, в том числе первого (базового) года долгосрочного периода регулирования регулируемой организации.

В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края (также далее – Департамент, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «НЭСК-Электросети» (также далее — АО «НЭСК-Электросети», Общество) на 2017, 2018 и 2019 годы.

Приказом Департамента от 29.12.2014 № 94/2014-э «Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии» в отношении АО «НЭСК-Электросети» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, необходимая валовая выручка и базовый уровень подконтрольных расходов на 2015 год. Величина базового уровня подконтрольных расходов, установленная вышеуказанным приказом Департамента составляет 1 788,34 млн. руб.

НВВ на содержание электрических сетей для Общества, установленная Департаментом, составила на 2017 год – 4 928 446,83 тыс. руб., на 2018 год – 5 076 300,23 тыс. руб., на 2019 год – 5 289 507,99 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2015, 2017, 2018, 2019 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе:

- Экспертное заключение Департамента от 09.12.2014 № 131-Э по тарифу на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «НЭСК-электросети» на 2015-2019 годы (далее — Экспертное заключение на 2015 год);

- Экспертное заключение Департамента от 01.12.2016 № 125-Э по тарифу на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «НЭСК-электросети» на 2017 год (откорректированное с учетом заседания правления 30.12.2016) (далее — Экспертное заключение на 2017 год);

- Экспертное заключение Департамента от 12.12.2017 № 120-Э по тарифу на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «НЭСК-электросети» на 2018 год (далее — Экспертное заключение на 2018 год),

- Экспертное заключение Департамента от 14.12.2018 № 120-Э по тарифу на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «НЭСК-электросети» на 2019 год (откорректировано с учетом прогнозной стоимости электрической энергии в соответствии с информацией «Прогнозы свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность) на 2019 год по субъектам Российской Федерации и исходные данные для построения прогнозов по состоянию на 20.12.2018») (далее — Экспертное заключение на 2019 год),

- возражения на акт проверки ФАС России от 21.01.2020 № 2, направленные письмами Департамента от 04.03.2020 № 57.11-11-1257/20 (рег. от 12.03.2020 № 44758/20) и от 20.03.2020 № 57.11-11-1611/20 (рег. от 30.03.2020 № 57615/20) (далее - Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов ФАС России установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2015 год.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в настоящем пункте доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 23 № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178) при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с п. 11 Методических указаний Методические указания № 98-э, при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

1.1. Расходы на оплату труда.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

По статье «Расходы на оплату труда» на 2015 год, Органом регулирования определены затраты в размере 962 477,48  тыс. руб., при заявленной Обществом величине 1 945 674,90  тыс. руб.

Сумма расходов на оплату труда 962 477,48 тыс. руб. определена Органом регулирования исходя из следующих показателей:

3 078,3 чел. – принятая численность персонала;

6 000 тыс. руб. - тарифная ставка рабочего 1 разряда;

1,92 – тарифный коэффициент;

7,1 % - выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда 1 работника;

75,00 % - текущее премирование;

15,00 % - вознаграждение за выслугу лет;

28,00 % - выплаты по итогам года.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2015 год не содержит анализа фактического фонда оплаты труда, в том числе, фактической численности работников и фактической заработной платы Общества в нарушение п. 26 Основ ценообразования № 1178 за 2013 год.

В нарушение п. 26 Основ ценообразования № 1178 величина затрат на оплату труда принята Органом на основании численности персонала, принятой без экономического обоснования. Также ФАС России отмечает, что тарифный коэффициент в размере 1,92 принят Департаментом с нарушением положений рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики (далее - Рекомендации), а именно расчет выполнен исходя из 22 ступенчатой сетки оплаты труда.

В обоснование затрат по данной статье Обществом в адрес Органа регулирования представлена форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за декабрь 2013 года.

Согласно вышеуказанной форме № П-4 фактическая численность работников общества за 2013 год составляет 3 025,8 чел., что меньше принятой величины численности для АО «НЭСК-электросети» на 2015 год.

В направленных возражениях Департаментом отмечается, что величина расходов на оплату труда определена Департаментом исходя из численности 3078,3 чел., которая получена как сумма следующих составляющих:

фактической численности персонала за 2013 год — 2 716,40 чел. (деятельность по передаче электрической энергии);

увеличения численности персонала, связанное с увеличением количества обслуживаемого электросетевого оборудования — 147 чел.;

увеличения численности в связи с созданием управления и центра по взаимодействию с потребителями — 214,94 чел.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Органу регулирования необходимо произвести расчет расходов на оплату труда на 2015 год в соответствии с таблицей № П1.16 Методических указаний № 20-э/2, отразив анализ принятой численности персонала на 2015 год, произвести расчет среднего тарифного коэффициента в соответствии с Рекомендациями.

В связи с тем, что статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Расходы на оплату труда», Органу регулирования необходимо также пересмотреть расходы по данной статье за соответствующий период с учетом произведенного расчета по статье «Расходы на оплату труда», а также фактического процента отчислений в соответствующие фонды Российской Федерации.

1.2. Ремонт основных фондов.

По статье «Ремонт основных фондов» на 2015 год, Органом регулирования определены затраты в размере 74 028,42 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 138 721,62 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по статье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Не представлены результаты анализа ремонтной программы Общества на долгосрочный период регулирования в части периодичности и необходимости проведения ремонтов.

В направленных возражениях Департаментом отмечается, что на 2015 год учтенная сумма затрат на ремонт основных фондов составила 74 024,42 тыс. руб., в том числе, по следующим подстатьям затрат:

- Ремонт кап. производственных объектов (стор. орг.) в сумме 32 447,68 тыс. руб.

Затраты на капитальный ремонт производственных объектов приняты Органом регулирования на 2015 год в сумме 32 447,68 тыс. руб. исходя из фактических затрат Общества за 2013 год 28 610,32 тыс. руб., отнесенных на услуги по передаче электрической энергии и индексов потребительских цен.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2015 год и направленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности фактических затрат на капитальный ремонт производственных объектов, в том числе, анализ первичной и бухгалтерской документации Общества. Не представлена информация по ценам в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178. Не представлены результаты анализа ремонтной программы Общества на долгосрочный период регулирования в части периодичности и необходимости проведения ремонтов.

На основании вышеизложенного, расходы на капитальный ремонт производственных объектов требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования произвести и отразить необходимый анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества в соответствии с п. 23 Правил № 1178 и п. 29 Основ ценообразования № 1178.

- Ремонт кап. административных зданий (стор. орг.) в сумме 15 673,24 тыс. руб.

- Ремонт тек. административных зданий (стор. орг.) в сумме 816,06 тыс. руб.

Затраты на капитальный и текущий ремонт административных зданий приняты Органом регулирования на уровне тарифной заявки Общества.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2015 год и направленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности принятых по данной статье затрат. Не представлена информация по ценам в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178. Не представлены результаты анализа ремонтных мероприятий зданий в части необходимости проведения ремонтов.

- Ремонт кап. оборудования (стор. орг.) в сумме 7 579,74 тыс. руб.

Затраты на капитальный ремонт оборудования приняты Органом регулирования на 2015 год в сумме 7 579,74 тыс. руб. исходя из фактических затрат Общества за 2013 год 6 683,34 тыс. руб., отнесенных на услуги по передаче электрической энергии и индексов потребительских цен.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2015 год и направленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности фактических затрат на капитальный ремонт оборудования, в том числе, анализ первичной и бухгалтерской документации Общества. Не представлена информация по ценам в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178. Не представлены результаты анализа ремонтных мероприятий Общества на долгосрочный период регулирования в части периодичности и необходимости проведения ремонтов.

На основании вышеизложенного, расходы на капитальный ремонт оборудования требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования произвести и отразить необходимый анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества в соответствии с п. 23 Правил № 1178 и п. 29 Основ ценообразования № 1178.

- Ремонт автотранспорта (стор. орг.) в сумме 9 759,25 тыс. руб.

Затраты на ремонт автотранспорта приняты Органом регулирования на 2015 год в сумме 9 759,25 тыс. руб. исходя из фактических затрат Общества за 2013 год 8 605,09 тыс. руб., отнесенных на услуги по передаче электрической энергии и индексов потребительских цен.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2015 год и направленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности фактических затрат на ремонт автотранспорта, в том числе, анализ первичной и бухгалтерской документации Общества. Не представлена информация по ценам в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178. Не представлены результаты анализа ремонтных мероприятий Общества на долгосрочный период регулирования в части периодичности и необходимости проведения ремонтов.

На основании вышеизложенного, расходы на ремонт автотранспорта требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования произвести и отразить необходимый анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества в соответствии с п. 23 Правил № 1178 и п. 29 Основ ценообразования № 1178.

- Ремонт ГПМ (стор. орг.) в сумме 4 093,08 тыс. руб.

Затраты на ремонт грузоподъемных механизмов приняты Органом регулирования на 2015 год в сумме 4 093,08 тыс. руб. исходя из плановых затрат Общества на 2014 год 3 879,69 тыс. руб., и индексов потребительских цен.

ФАС России отмечает, что данный подход не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178 при определении расходов территориальных сетевых организаций на первый год долгосрочного периода регулирования.

Экспертное заключение на 2015 год и направленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности фактических затрат на ремонт грузоподъемных механизмов, в том числе, анализ первичной и бухгалтерской документации Общества. Не представлена информация по ценам в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178. Не представлены результаты анализа ремонтных мероприятий Общества на долгосрочный период регулирования в части периодичности и необходимости проведения ремонтов.

На основании вышеизложенного, расходы на ремонт грузоподъемных механизмов требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования произвести и отразить необходимый анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества в соответствии с п. 23 Правил № 1178 и п. 29 Основ ценообразования № 1178.

- Ремонт оргтехники (стор. орг.) в сумме 1 550,68 тыс. руб.

Затраты на ремонт оргтехники приняты Органом регулирования на 2015 год в сумме 4 093,08 тыс. руб. исходя из плановых затрат Общества на 2014 год 3 879,69 тыс. руб., и индексов потребительских цен.

ФАС России отмечает, что данный подход не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178 при определении расходов территориальных сетевых организаций на первый год долгосрочного периода регулирования.

Экспертное заключение на 2015 год и направленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности фактических затрат на ремонт оргтехники, в том числе, анализ первичной и бухгалтерской документации Общества. Не представлена информация по ценам в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178. Не представлены результаты анализа ремонтных мероприятий Общества на долгосрочный период регулирования в части периодичности и необходимости проведения ремонтов.

На основании вышеизложенного, расходы на ремонт оргтехники требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования произвести и отразить необходимый анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества в соответствии с п. 23 Правил № 1178 и п. 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, затраты по вышеуказанным подстатьям на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ АО «НЭСК-Электросети».

1.3. Расходы на юридические и информационные услуги.

По статье «Расходы на юридические и информационные услуги» на 2015 год, Органом регулирования определены затраты в размере 79 533,42 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 152 014,12 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по статье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

В направленных возражениях Департаментом отмечается, что на 2015 год учтенная сумма расходов на юридические и информационные услуги определена с учетом фактически понесенных расходов (затрат) за 2013 год с применением индекса потребительских цен (5,5 %), также в приложенных материалах представлена расшифровка величины фактических затрат Общества за 2013 год.

Сумма фактически понесенных расходов по данной статье за 2013 год составляет 75 387,11 тыс. руб.

В обоснование величины фактических расходов за 2013 год Обществом в адрес Органа регулирования были представлены, в том числе, реестр договоров, договоры на оказание услуг, бухгалтерская отчетность.

ФАС России отмечает, что в направленных Департаментом Возражениях также не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, расходы на юридические и информационные услуги требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования произвести и отразить необходимый анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества в соответствии с п. 23 Правил № 1178 и п. 29 Основ ценообразования № 1178.

1.4. Расходы на сертификацию.

По статье «Расходы на сертификацию» на 2015 год, Органом регулирования определены затраты в размере 65 091,76 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 71 510,43 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по статье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

В направленных Возражениях Департаментом отмечается, что на 2015 год учтенная сумма расходов на сертификацию определена с учетом фактически понесенных расходов (затрат) за 2013 год с применением индекса потребительских цен (7,5 % и 5,5 %), также в приложенных материалах представлена расшифровка величины фактических затрат Общества за 2013 год.

Сумма фактически понесенных расходов по данной статье за 2013 год составляет 57 393,82 тыс. руб., в том числе, расходы на сертификацию качества электрической энергии в сумме 27 789,15 тыс. руб. и расходы на прочие услуги по проведению периодических испытаний и инспекционного контроля в сумме 29 604,67 тыс. руб.

В обоснование величины фактических расходов за 2013 год Обществом в адрес Органа регулирования были представлены, в том числе, реестр договоров, договоры на оказание услуг, бухгалтерская отчетность.

ФАС России отмечает, что в направленных возражениях также не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Таким образом, расходы на сертификацию на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ АО «НЭСК-Электросети».

2. Неподконтрольные расходы.

2.1. Амортизационные отчисления.

По статье «Амортизационные отчисления» Органом регулирования определены затраты в суммах 427 898,77 тыс. руб., 433 311,41 тыс. руб., 675 817,96 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В нарушение положений п. 27 Основ ценообразования № 1178 амортизационные отчисления на 2017 год определены Органом регулирования по фактическим данным за 9 месяцев 2016 год и ожидаемым фактическим затратам Общества за 4 квартал 2016 года, на 2018 год - по фактическим данным за 2016 год, на 2019 год - в соответствии с главой 25 Части второй Налогового Кодекса РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, другими нормативными правовыми актами, актами ввода в эксплуатацию и техническими характеристиками.

В направленных Возражениях Департаментом отмечается, что обоснованность амортизационных отчислений на 2017 год подтверждена фактическими данными бухгалтерского учета за 2017 и динамикой амортизационных отчислений Общества.

ФАС России отмечает, что на 2017 год Органом регулирования учтена сумма амортизационных отчислений в размере 427 898,77 тыс. руб., полученная как сумма амортизации по фактическим данным за 9 месяцев 2016 года в размере 318 208,63 тыс. руб. и ожидаемым фактическим затратам Общества за 4 квартал 2016 года в размере 109 690,14 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2017 год, экономически обоснованная величина фактических амортизационных отчислений за 2015 год составляет 349 612,36 тыс. руб., при этом фактическое количество условных единиц АО «НЭСК-Электросети» за 2015 год составляет 98 245,39 у.е.

На 2016 год плановое количество условных единиц принято Департаментом в размере 98 245,42 у.е., на 2017 год - 98 474,93 у.е., таким образом, количество электросетевых активов на 2017 год АО «НЭСК-Электросети» увеличилось на 229,54 у.е. (0,23 %) относительно 2015 года, при этом сумма учтенной амортизации возросла на 78 286,41 тыс. руб. (22,39 %).

ФАС России отмечает, что амортизация по прочим основным средствам, которые не используются в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии, не может быть учтена при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Органу регулирования необходимо произвести пообъектный анализ заявленной величины амортизационных отчислений на 2017 год в сопоставлении с величиной фактических амортизационных отчислений на 2015 год и определить экономически обоснованную величину на 2017 год в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178. При этом, в случае, если по данным бухгалтерского учета регулируемой организацией по основному средству начисляется меньший объем амортизации, чем в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178, к учету необходимо принимать размер амортизации в соответствии с данными бухгалтерского учета.

Также ФАС России отмечает необходимость учета амортизационных отчислений по общехозяйственному и прочему имуществу, используемому в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с требованиями п. 5 и п. 6 Основ ценообразования № 1178.

В части принятых Департаментом амортизационных отчислений на 2018 год в сумме 433 311,41 тыс. руб. в направленных Возражениях не представлены пояснения.

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год Департаментом амортизационные отчисления на 2018 год определены равными фактическому значению за 2016 год, при этом Органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности фактической величины амортизационных отчислений в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования при определении экономически обоснованной величины амортизационных отчислений на 2018 год произвести необходимый анализ в соответствии с требованиями п. 5, 6, 27 Основ ценообразования № 1178 с учетом ранее произведенного анализа величины амортизационных отчислений на 2017 год.

В части учета амортизационных отчислений на 2019 год Департамент в направленных Возражениях отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизационных отчислений на 2019 год срок полезного использования фактически введенных активов и отнесение этих актов к соответствующей амортизационной группе определялся Экспертной группой Департамента в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Также Департаментом исключена амортизация малоценных основных средств, стоимостью до 40 тыс. руб. (ПБУ 6/01). Расчет произведен в разрезе каждого объекта основных средств.

ФАС России проанализировала произведенный Органом регулирования пообъектный расчет амортизационных отчислений и отмечает, что в случае, если по данным бухгалтерского учета регулируемой организацией по основному средству начисляется меньший объем амортизации, чем в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178, к учету необходимо принимать размер амортизации в соответствии с данными бухгалтерского учета. Также при расчете амортизационных отчислений на 2019 год Органом регулирования не учтены требования п. 5 и п. 6 Основ ценообразования № 1178.

Органу регулирования необходимо произвести расчет амортизационных отчислений на 2019 год в соответствии с требованиями п. 5, 6, 27 Основ ценообразования № 1178 в сопоставлении с вышеуказанными расчетами амортизационных отчислений на 2017 и 2018 годы.

2.2. Лизинг и аренда имущества.

По статье «Лизинг и аренда имущества» Органом регулирования определены затраты в суммах 959 029,78 тыс. руб., 1 058 851,65 тыс. руб.,
1 006 031,46 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178 и пункта 28 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в направленных Департаментом Возражениях также не представлен анализ экономической обоснованности расходов на аренду и лизинг имущества в соответствии с п. 28, 38 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Таким образом, принятые Органом регулирования затраты требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования необходимо дозапросить у Общества необходимые обосновывающие документы и отразить анализ экономической обоснованности затрат по статье «Лизинг и аренда имущества» в соответствии с положениями п. 28 Основ ценообразования № 1178.

2.3. Налог на прибыль.

По статье «Налог на прибыль» Органом регулирования определены затраты в суммах 105 375,71 тыс. руб., 111 206,56 тыс. руб., 106 972,52 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

В соответствии с п. 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Органом регулирования сумма налога на прибыль на 2017-2019 годы определена в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, по ставке 20 %, что не соответствует положениям п. 20 Основ ценообразования № 1178.

В направленных Возражениях Орган регулирования отмечает, что неподконтрольные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов соответственно для базового и следующих периодов регулирования. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» территориальные сетевые организации предоставляют информацию в форматах шаблонов ЕИАС, утвержденных Федеральной службой по тарифам России. В вышеуказанных шаблонах статья расходов (затрат) «Налог на прибыль» рассчитывается по формуле и редактированию не подлежит (защищенный формат).

ФАС России рассмотрела представленные пояснения и считает необходимым предписать Органу регулирования произвести и отразить расчет налога на прибыль Общества на 2017-2019 годы в соответствии с требованиями п. 20 Основ ценообразования № 1178.

2.4. Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

В направленных Органом регулирования Возражениях указано, что расчет расходов произведен в соответствии с Методическими указаниями № 98-э. При установлении НВВ на содержание электрических сетей на 2017-2019 годы в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 и согласно письмам ФАС России от 19.06.2017 № ИА/41019/17 «О формировании расходов на второй и последующие долгосрочные периоды регулирования», от 27.11.2018 № ВК/96651/18 «Об исполнении законодательства и соблюдении параметров Прогноза» Департаментом был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «НЭСК-электросети» за 2015-2017 годы и приняты меры по исключению экономически необоснованных расходов из состава необходимой валовой выручки.

ФАС России отмечает что Органом регулирования не произведены и не отражены расчеты корректировок, предусмотренные Методическими указаниями № 98-э на 2017, 2018 и 2019 годы.

Направленные Возражения и приложенные Органом регулирования обосновывающие документы также не содержат расчет корректировок в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, а также анализ исходных данных для расчета данных корректировок.

Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты приняты Органом регулирования на 2017 год в сумме 722 188,83 тыс. руб., на 2018 год - 623 338,69 тыс. руб., на 2019 год - 508 237,74 тыс. руб. (определенная Департаментом величина составляет 860 251,14 тыс. руб., из них 352 013,40 тыс. руб. будут учтены в следующих периодах регулирования) в том числе по статьям затрат:

1) По фактическим расходам 2015, 2016 и 2017 годов:

1.1) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты от покупки технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по электрическим сетям» на 2017 год в сумме 88 315,95 тыс. руб., на 2018 год - 160 114,03 тыс. руб., на 2019 год - 255 278,63 тыс. руб.

Данные суммы определены Органом регулирования как разность между экономически обоснованными фактическими расходами на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в процессе ее передачи по электрическим сетям и фактическими доходами по ставке на оплату потерь (в пересчете относительно полезного отпуска электрической энергии) за 2015, 2016 и 2017 год соответственно.

ФАС России отмечает, что Департаментом расчет выполнен не в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э и Основ ценообразования № 1178.

Органу регулирования необходимо произвести расчет данной корректировки расходов в соответствии с положениями п. 11 Методических указаний № 98-э.

1.2) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по исполнению экономически обоснованного факта за предыдущий период регулирования» на 2017 год в сумме (-127 827,11 тыс. руб.) тыс. руб., на 2018 год в сумме (-358 499,30) тыс. руб., на 2019 год в сумме (-186 849,95) тыс. руб.

Вышеуказанные суммы корректировок определены Органом регулирования как разность между фактической экономически обоснованной НВВ, принятой Департаментом, на содержание электрических Общества и фактической выручкой на содержание на содержание за 2015, 2016 и 2017 годы соответственно.

ФАС России отмечает, что в течение долгосрочного периода регулирования величина НВВ территориальных сетевых организаций корректируется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями № 98-э. Расчет данной корректировки выполнен Департаментом не в соответствии с положениями п. 11 Методических указаний № 98-э.

Органу регулирования необходимо произвести расчет данной корректировки расходов в соответствии с положениями п. 11 Методических указаний № 98-э.

1.3) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по включению налога на прибыль от вида деятельности «Оказание услуги по технологическому присоединению» на 2017 год в сумме 45 788,00 тыс. руб., на 2018 год — 46 478,00 тыс. руб., на 2019 год — 25 949,00 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений осуществляется в соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э.

Органу регулирования необходимо произвести расчет данной корректировки при расчете корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений с отражением в Экспертном заключении анализа экономической обоснованности исходных данных для расчета.

1.4) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по организационно-техническим мероприятиям за присоединяемую мощность потребителей до 15 кВт (льготная категория заявителей по 466,10 рублей за 1 присоединение)» за 2015 год в сумме (- 16 236,76 тыс. руб.), за 2016 год - 45 804,41 тыс. руб., за 2017 год - 94 036,94 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2017-2019 годы и представленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

Органу регулирования необходимо отразить расчет расходов по данной статье затрат в Экспертном заключении в соответствии с положениями Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее — Методические указания № 215-э/1), с отражением анализа исходных данных и материалов, на основании которых принималось решение об учете затрат в указанном размере.

1.5) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с выполнением инвестиционной программы 2013 года (12 мес.)» учтены Департаментом на 2017 год в сумме 63 261,02 тыс. руб., на 2018 год - 23 978,10 тыс. руб., на 2019 год - 85 917,20 тыс. руб.

1.6) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с выполнением инвестиционной программы 2014 года (12 мес.)» учтены Департаментом на 2017 год в сумме 31 137,49 тыс. руб., на 2018 год - 3 578,13 тыс. руб., на 2019 год - 26 660,97 тыс. руб.

1.7) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с выполнением инвестиционной программы 2015 года (12 мес.)» учтены Департаментом на 2017 год в сумме (-4 578,31) тыс. руб., на 2018 год - 25 237,93 тыс. руб., на 2019 год - 57 747,60 тыс. руб.

1.8) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с выполнением инвестиционной программы 2016 года (12 мес.)» учтены Департаментом на 2019 год в сумме 181 687,63 тыс. руб.

Органу регулирования необходимо отразить расчеты корректировок, осуществляемых в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, с учетом проведенного анализа фактического исполнения инвестиционных программ Общества.

1.9) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с получением дополнительных доходов от бездоговорного потребления» учтены Департаментом на 2017 год в сумме (-132 962,46) тыс. руб., на 2018 год - (-16 915,39) тыс. руб., на 2019 год - (-18 825,59) тыс. руб.

1.10) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с получением дополнительных доходов от бездоговорного потребления в результате проведения бухгалтерских операций» учтены Департаментом на 2017 год в сумме 75 332,11 тыс. руб., на 2018 год - 33 397,19 тыс. руб., на 2019 год - 87 594,36 тыс. руб.

Согласно п. 81 Основ ценообразования № 1178, дополнительные доходы, возникшие у территориальной сетевой организации вследствие взыскания стоимости выявленного в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии, подлежат исключению из необходимой валовой выручки, рассчитываемой на следующий расчетный период регулирования. Под дополнительными доходами в п. 81 Основ ценообразования № 1178 понимается величина, равная произведению выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии и разницы между ценой, применяемой в соответствии с Основными положениями № 442 для определения стоимости объемов бездоговорного потребления электрической энергии, уменьшенной на величину составляющей, отражающей стоимость услуг по передаче электрической энергии, и ценой, по которой указанная территориальная сетевая организация приобретала электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

В составе направленных возражений Департаментом представлены таблицы учтенных сумм доходов и некомпенсированных затрат, связанных с получением дополнительных доходов от бездоговорного потребления в дифференцииации по филиалам АО «НЭСК-электросети», а также таблицы с указанием возврат изьятых органом регулирования средств, учтенных Органом регулирования на 2017-2019 годы.

ФАС России отмечает, что учтенные Органом регулирования по данной статье расходы (доходы) определены без расчетов (представленные Excel файлы не содержат формул) и пояснений в разрезе филиалов АО «НЭСК-электросети».

Величины учтенных сумм дополнительных доходов, возникших у АО «НЭСК-электросети» вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической не соответствует расшифровкам по соответствующим периодам по строкам к отчету о прибылях и убытках за 2013-2017 годы, кроме того, не представлена дифференциация доходов и расходов прошлых лет выявленных в отчетном периоде.

В части возврата изьятых органом регулирования средств ФАС России отмечает, что порядок определения данных сумм отражен в п. 84 Основных положений № 442. Департаментом данные суммы рассчитаны в порядке, отличном от определенного п. 84 Основных положений № 442.

На основании вышеизложенного Органу регулирования необходимо произвести анализ экономической обоснованности расходов (доходов) по статьям затрат «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с получением дополнительных доходов от бездоговорного потребления», «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с получением дополнительных доходов от бездоговорного потребления в результате проведения бухгалтерских операций» на 2017-2019 годы в соответствии с положениями п. 81 Основ ценообразования № 1178 и п. 84 Основных положений № 442, отразив при проведении анализа, в том числе, реквизиты акта о бездоговорном потреблении (с указанием цены, применяемой для определения стоимости БДП, объема безоговорочного потребления), реквизитов судебных дел, данных о ценах, используемых в соответствии с п. 84 Основных положений № 442 (в актуальной редакции на момент принятия тарифных решений на 2017-2019 годы).

1.11) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт до 150 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение» учтены Департаментом на 2018 год в сумме 615,44 тыс. руб., на 2019 год - 377,88 тыс. руб.

Представленные в рамках Возражений расчеты расходов по данной статье Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении по результатам исполнения настоящего предписания.

1.12) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно, не включаемые в плату за технологическое присоединение» учтены Департаментом на 2018 год в сумме 84 468,13 тыс. руб., на 2019 год в сумме (-316 228,56) тыс. руб.

В составе представленных Органом регулирования возражений, представлена, в том числе, сводная таблица с отражением учтенных выпадающих доходов и некомпенсированных затрат на 2017-2019 годы с комментариями.

Согласно отраженным комментариям по данной статье расчет произведен в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, положений Методических указаний от 11.09.2014 № 215-э/1, а также на основании предоставленных обосновывающих документов (договоров и приложений к ним, платежных документов).

Вместе с тем, Экспертные заключения на 2018 и 2019 годы, а также представленные Органом регулирования Возражения не содержат необходимого анализа в соответствии с п. 23 Правил № 1178 и обоснования принятых по данной статье затрат.

Органу регулирования необходимо отразить расчет расходов по данной статье затрат в Экспертном заключении в соответствии с положениями Методических указаний № 215-э/1, п. 87 Основ ценообразования № 1178 с отражением анализа исходных данных и материалов, на основании которых принималось решение об учете затрат в указанном размере.

1.13) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение» учтены Департаментом на 2018 год в сумме 47 366,81 тыс. руб., на 2019 год в сумме 207 941,90 тыс. руб.

В составе Возражений, Органом регулирования представлены расчеты размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, являющиеся приложением 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным Приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее — Методические указания № 215-э/1), выполненными АО «НЭСК-электросети». В соответствии с представленными расчетами АО «НЭСК-электросети», сумма расходов по данной статье определена в сумме 313 064,97 тыс. руб. на 2018 год и 606 456,03 тыс. руб. на 2019 год.

Также в составе представленных Органом регулирования возражений, представлена, в том числе, сводная таблица с отражением учтенных выпадающих доходов и некомпенсированных затрат на 2017-2019 годы с комментариями.

Согласно отраженным комментариям по данной статье расчет произведен в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ п. 87 Основ ценообразования № 1178, положений Методических указаний от 11.09.2014 № 215-э/1, а также на основании данных бухгалтерской отчетности, что подтверждено таблицей 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям....» и отчета о реализации инвестиционной программы с обосновывающими документами.

Вместе с тем, Экспертные заключения на 2018 и 2019 годы, а также представленные Органом регулирования Возражения не содержат необходимого анализа в соответствии с п. 23 Правил № 1178 и вышеуказанными нормативными правовыми документами и обоснования принятых по данной статье затрат.

Органу регулирования необходимо отразить расчет расходов по данной статье затрат в Экспертном заключении в соответствии с положениями Методических указаний № 215-э/1, п. 87 Основ ценообразования № 1178 с отражением анализа обосновывающих документов АО «НЭСК-электросети», подтверждающих исходные данные для расчета (мощность, длина линий и коэффициент пересчета).

1.14) «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты на возврат заемных средств на выполнение мероприятий инвестиционного характера, в части мероприятий, относящихся к регулируемому виду деятельности «Оказание услуг по передаче электрической энергии» за 2015 год в сумме 66 194,64 тыс. руб.

Департаментом не представлен анализ потребности Общества в привлечении заемных средств, в Экспертных заключениях и представленных Возражениях Органом регулирования не представлен анализ кассовых разрывов Общества за 2015 год.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты на возврат заемных средств на выполнение мероприятий инвестиционного характера, в части мероприятий, относящихся к регулируемому виду деятельности «Оказание услуг по передаче электрической энергии» за 2015 год в сумме 66 194,64 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ АО «НЭСК-Электросети».

Плановые выпадающие доходы и некомпенсированные затраты:

2.1) «Плановые выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по организационно-техническим мероприятиям за присоединяемую мощность потребителей до 15 кВт (льготная категория заявителей по 466,10 рублей за 1 присоединение)» учтены Департаментом на 2017 год в сумме 13 505,30, на 2018 год - 60 151,85 тыс. руб., на 2019 год - 70 209,14 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2017-2019 годы и представленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил № 1178.

Органу регулирования необходимо отразить расчет расходов по данной статье затрат в Экспертном заключении в соответствии с положениями Методических указаний № 215-э/1), с отражением анализа исходных данных и материалов, на основании которых принималось решение об учете затрат в указанном размере.

2.2) «Плановые выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение» учтены Департаментом на 2018 год - 190 510,51 тыс. руб., на 2019 год - 180 000,00 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2018-2019 годы и представленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, расходы по данной статье расходов подлежат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2.3) «Плановые выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощность до 15 кВт включительно, не включаемые в плату за технологическое присоединение» учтены Департаментом на 2017 год в сумме 620 258,95 тыс. руб., на 2018 год - 277 052,85 тыс. руб., на 2019 год - 108 753,99 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2017-2019 годы и представленные Возражения не содержат анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

Органу регулирования необходимо отразить расчет расходов по данной статье затрат в Экспертном заключении в соответствии с положениями Методических указаний № 215-э/1), с отражением анализа исходных данных и материалов, на основании которых принималось решение об учете затрат в указанном размере в части затрат на 2017-2019 годы.

ФАС России также отмечает, что дополнительный анализ по плановым выпадающим доходам и некомпенсированным затратам необходимо производить с учетом фактических показателей за соответствующий период.

2.5. Прочие расходы.

По статье «Прочие расходы» Органом регулирования определены затраты в сумме 3 101,39 тыс. руб. на 2018 год.

В соответствии с экспертным заключением на 2018 год по данной статье учтены расходы по разработке схем электроснабжения и создание баз данных по ним.

ФАС России отмечает, что данные расходы не относятся к неподконтрольным расходам и учтены без отражения анализа в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

В направленных Возражениях Департаментом отмечается, что расходы по данной статье «Прочие услуги по разработке схем электроснабжения и создание баз данных по ним» обусловлены разработкой перспективных схем электроснабжения, проведением анализа (обследования) существующего электросетевого комплекса на предмет актуализации прохождения трасс ЛЭП, расположения трансформаторных подстанций и определения по ним необходимой атрибутивной информации; разработкой и внедрением электронного инструментария (программного обеспечения) для создания единой базы данных схем электроснабжения с привязкой всей атрибутивной информации по электросетевому комплексу г. Краснодар.

Затраты на 2018 год по разработке схем электроснабжения и создания баз данных по ним обоснованы следующими материалами:

- протоколом совещания под председательством заместителей главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.07.2016 № 70-20/16-07/11;

- письмом Администрации муниципального образования город Краснодар от 03.08.2016 № 11090/09 «О схеме электроснабжения».

В направленных Возражениях также не содержался анализ экономической обоснованности принятых по данной статье расходов.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Прочие расходы» на 2018 год в сумме 3 101,39 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ АО «НЭСК-электросети», как принятые без обоснования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию – департамент цен и тарифов Краснодарского края нарушившим положения пунктов 5, 6, 20, 26, 27, 28, 29, 38, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.05.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «НЭСК-электросети» расходы в общем размере 69 296,03 тыс. руб. по статьям затрат:

«Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты на возврат заемных средств на выполнение мероприятий инвестиционного характера, в части мероприятий, относящихся к регулируемому виду деятельности «Оказание услуг по передаче электрической энергии» за 2015 год в размере 66 194,64 тыс. руб.;

- «Прочие расходы» на 2018 год в размере 3 101,39 тыс. руб.

2.2Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «НЭСК-электросети» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2015 год;

- «Ремонт основных фондов» на 2015 год;

- «Расходы на юридические и информационные услуги» на 2015 год;

- «Расходы на сертификацию» на 2015 год;

- «Отчисления на социальные нужны» на 2015-2019 годы на основании решения по статье «Расходы на оплату труда»;

- «Амортизационные отчисления» на 2017-2019 годы;

- «Лизинг и аренда имущества» на 2017-2019 годы;

- «Налог на прибыль» на 2017-2019» годы;

- «Корректировки НВВ» на 2017-2019» годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты от покупки технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по электрическим сетям» на 2017-2019 годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по исполнению экономически обоснованного факта за предыдущий период регулирования» на 2017-2019 годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по организационно-техническим мероприятиям за присоединяемую мощность потребителей до 15 кВт (льготная категория заявителей по 466,10 рублей за 1 присоединение)» за 2015-2017» годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с выполнением инвестиционной программы 2013 года (12 мес.)» на 2017-2019 годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с выполнением инвестиционной программы 2014 года (12 мес.)» на 2017-2019 годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с выполнением инвестиционной программы 2015 года (12 мес.)» на 2017-2019 годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с выполнением инвестиционной программы 2016 года (12 мес.)» на 2017-2019 годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с получением дополнительных доходов от бездоговорного потребления» на 2017-2019» годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты, связанные с получением дополнительных доходов от бездоговорного потребления в результате проведения бухгалтерских операций» на 2017-2019» годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт до 150 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение»;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно, не включаемые в плату за технологическое присоединение» на 2018-2019 годы;

- «Выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение» на 2018-2019 годы;

- «Плановые выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по организационно-техническим мероприятиям за присоединяемую мощность потребителей до 15 кВт (льготная категория заявителей по 466,10 рублей за 1 присоединение)» на 2017-2019 годы;

- «Плановые выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение» на 2018-2019 годы;

- «Плановые выпадающие доходы и некомпенсированные затраты по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощность до 15 кВт включительно, не включаемые в плату за технологическое присоединение» на 2017 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.05.2021 пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «НЭСК-электросети» на 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «НЭСК-электросети» на 2015-2021 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э, а также с учетом приказа ФАС России от 29.12.2020 № 1295/20.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «НЭСК-электросети», установленной на 2022 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты, указанной в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием (по результатам исполнения пунктов 3 и 4 настоящего предписания);

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием (по результатам исполнения пунктов 3 и 4 настоящего предписания);

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «НЭСК-электросети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания (по результатам исполнения пунктов 2, 3 и 4 настоящего предписания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813