Решения по тарифам №СП/58805/20 РЕШЕНИЕ (водоснабжение) по результатам рассмотрения разногла... от 13 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2020 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

председательствующего Комиссии:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

рассмотрев разногласия по заявлению АО «ТЕВИС» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 12.03.2020 № 47/2571, вх. от 13.03.2020 № 46240/20), возникшие с Департаментом ценового и тарифного регулирования по Самарской области (далее — Департамент, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения на 2020 год, в присутствии на заседании Комиссии в режиме видео-конференц связи представителей АО «ТЕВИС»: XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX; представителей Департамента: XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление АО «ТЕВИС» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Основанием для разногласий между АО «ТЕВИС» и органом регулирования является приказ Департамента 19.12.2019 № 824 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «ТЕВИС» г.о. Тольятти».

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении АО «ТЕВИС» указывает на то, что утвержденные Департаментом тарифы на 2020 год экономически не обоснованы, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету, а также признать обоснованными натуральные показатели по следующим статьям:

1. Расходы, относимые на ставку за подключаемую нагрузку (без учета налога на прибыль):

1.1. Расходы на сырье и материалы в размере 4,88 тыс. руб.

1.2. Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций в размере 79,59 тыс. руб.

1.3. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в размере 124,99 тыс. руб.

1.4. Прочие расходы в размере 69,95 тыс. руб.

2. Расходы, относимые на ставку за протяженность сети в размере 82 119,62 тыс. руб.

3. Налог на прибыль в размере 20 599,76 тыс. руб.

4. Объем отпуска товаров (услуг) в части мощности в размере 82,48 куб. м./сут.

5. Протяженность создаваемых сетей в размере 10,495 км

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

В соответствии с пунктом 116 Методических указаний № 1746-э размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) по формуле (50) Методических указаний № 1746-э.

В соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования № 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

Учитывая вышеизложенное, при утверждении ставок тарифов за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения расходы рассчитываются исходя из каждой заявки потребителя услуги на подключение в 2020 году.

При этом АО «ТЕВИС» в качестве представленных на досудебное урегулирование споров (разногласий) представлены только расчетные значения расходов на основании утвержденной инвестиционной программы АО «ТЕВИС» на 2017-2023 годы по водоснабжению и водоотведению Автозаводского района городского округа Тольятти, утвержденной приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 20.11.2019 № 227 (в ред. приказа от 21.11.2019 № 232) (далее – Инвестиционная программа) без подробного указания планируемых к подключению потребителей услуг с разбивкой по диаметрам труб и необходимой нагрузке (мощности).

Стоит отметить, что в соответствии с абзацем 2 пункта 13 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила утверждения инвестиционных программ № 641) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно подчасти 17.4 части 17 пункта 2.2 Положения о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 № 582, в рамках закрепленных предметов ведения Департамент наделен полномочиями, в том числе по согласованию инвестиционных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Письмом от 13.11.2019 № 14/12720 АО «ТЕВИС» направлен в адрес Департамента проект скорректированной Инвестиционной программы для согласования.

Департамент письмом от 19.11.2019 № 24-01/5523 направил в адрес АО «ТЕВИС» замечания к проекту скорректированной Инвестиционной программы в части отсутствия экономического обоснования по ряду тарифных ставок без оценки критериев доступности тарифов регулируемой организации для потребителей.

Таким образом, в части согласования органом регулирования Инвестиционной программы Департамент только проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

В тоже время, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 86 Основ ценообразования № 406 при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Учитывая вышеизложенное, органом регулирования при утверждении ставок тарифов за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения расходы утверждаются с учетом не превышения укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, в том числе по мероприятиям, предусмотренным Инвестиционной программой.

При утверждении на 2020 год тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения или водоотведения используются сборники Укрупненных нормативов цен строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.06.2017 № 936/пр (в редакции приказа Минстроя России от 20.10.2017 № 1448/пр) (далее — НЦС 81-02).

1. Натуральные показатели. Протяженность вновь создаваемых сетей и объем увеличения нагрузки (мощности).

АО «ТЕВИС» заявляет об учете при утверждении тарифов за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения объема отпуска товаров (услуг) в части мощности в размере 82,48 куб. м./сут. и протяженность создаваемых сетей в размере 10,495 км.

При этом АО «ТЕВИС» в подтверждение заявленных требований предоставлены только сметные расчеты по модернизации водоводов и коллекторов, и иных мероприятий, предусмотренных Инвестиционной программой с 2017 по 2023 годы без указания объектов подключения согласно части 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ.

Согласно пункту 82 Основ ценообразования № 406 размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 115 Методических указаний № 1746-э при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов.

Учитывая отсутствие предоставленных со стороны регулируемой организации заявленных потребителей на подключение на 2020 год определить планируемую протяженность вновь создаваемых сетей и объем увеличения нагрузки (мощности) на 2020 год не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России отказывает в удовлетворении требований АО «ТЕВИС» в части протяженности вновь создаваемых сетей и объема увеличения нагрузки (мощности).

2. Ставка за протяженность сетей.

АО «ТЕВИС» заявляет об учете расходов, относимых на ставку за протяженность водопроводной сети в размере 82 119,62 тыс. руб.

Заявленные на досудебное рассмотрение спора (разногласий) регулируемой организацией расходы, относимые на ставку за протяженность водопроводной и канализационных сетей, предусматривают, в том числе расходы на мероприятия, указанные в Инвестиционной программе.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 416-ФЗ регулированию подлежит в том числе тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения.

Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчет ставки тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку осуществляется в соответствии с пунктом 117 Методических указаний № 1746-э, исходя из расчетного объема расходов на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, и расчетного объема подключаемой нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате. В соответствии с пунктом 118 Методических указаний № 1746-э ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.

В этой связи, в соответствии с пунктом 118 Методических указаний № 1746-э в ставку тарифа за протяженность в соответствии с указанным пунктом не включаются расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 86 Основ ценообразования № 406 при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Органом регулирования при утверждении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения произведен расчет ставок за протяженность сетей с использованием укрупненных сметных нормативов из сборника 14 «Наружные сети водоснабжения и водоотведения» НЦС-81-02 (далее – НЦС-81-02-14-2017) и индексов индекс цен производителей по строке «Инвестиции в основной капитал» «Строительство» согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации в базовом варианте, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, которые на момент утверждения тарифов составляли на 2018 год – 105,1%, на 2019 – 107,0 % и на 2020 – 107,1 %.

Таким образом, Департаментом произведен расчет ставок за протяженность водопроводных сетей в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарифного регулирования в сфере водоснабжения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России отказывает в удовлетворении требований АО «ТЕВИС» в части ставок за протяженность сетей.

3. Ставка за подключаемую нагрузку.

АО «ТЕВИС» заявляет об учете расходов, относимых на ставку за подключаемую нагрузку к водопроводной сети в размере 404,5 тыс. руб.

Согласно пункту 82 Основ ценообразования № 406 размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 117 Методических указаний № 1746-э ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по формуле (51) Методических указаний № 1746-э.

Учитывая отсутствие предоставленных со стороны регулируемой организации заявленных потребителей на подключение на 2020 год определить планируемый объем увеличения нагрузки (мощности) на 2020 год не представляется возможным.

Соответственно, в условиях отсутствия данных, используемых для расчета ставки тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения согласно формуле (51) Методических указаний № 1746-э, на 2020 год определить экономическую обоснованность заявленных расходов не представляется возможным.

В тоже время, со стороны органа регулирования в части расчета ставки за подключаемую нагрузку к водопроводной и канализационной сетям представлен только расчет базовой ставки тарифа на подключаемую нагрузку без обоснования принятого объема расходов на подключение объектов абонентов и объема подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности).

Таким образом, оценить экономическую обоснованность учтенных в составе ставки за подключаемую нагрузку к водопроводной сети расходов не представляется возможным.

В соответствии с частью 9 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ в случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области тарифного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрен учет расходов, необходимых для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), в составе платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в составе ставки за подключаемую нагрузку.

Согласно пункту 86 Основ ценообразования № 406 при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

В тоже время, при утверждении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения расходы учитываются с использованием укрупненных сметных нормативов НЦС-81-02, в том числе сборника 14 «Наружные сети водоснабжения и водоотведения» и сборника 19 «Здания и сооружения городской инфраструктуры».

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо пересчитать ставки за подключаемую нагрузку к водопроводной сети на 2020 год с использованием заявленных на подключение в 2020 году потребителей (в случае необходимости запросив материалы со стороны регулируемой организации), а также с учетом мероприятий, указанных в Инвестиционной программе на 2020 год, в размере не превышающим укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (НЦС 81-02).

4. Налог на прибыль.

АО «ТЕВИС» заявляет о необходимости пересмотре расчета расходов по налогу на прибыль исходя из ставки в размере 20 % по заявленным на досудебное рассмотрение спора расходам, соответственно, спор по данной статье возникает в связи с тем, что данная статья является зависимой от других расходов, в том числе заявленных на досудебное рассмотрение спора. По порядку расчета расходов по налогу на прибыль разногласия отсутствуют.

В соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования № 406 ставка тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее – ставка за протяженность сети) рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

При этом, ФАС России отмечает, что согласно пункту 8 НЦС- 81-02-14-2017 показатели НЦС предусматривают стоимость строительных ресурсов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, затраты на проведение строительного контроля, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001, утвержденных постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15 (далее — МДС 81-25.2001), в составе норматива сметной прибыли учтены затраты на отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.

При этом в соответствии с нормами Налогового Кодекса объектом налогообложения для уплаты налога на прибыль является полная сумма выручки (за вычетом операционных расходов на оплату труда), полученная в результате выполнения обязательств по подключению (технологическому присоединению). Необходимая сумма налога к уплате рассчитывается как 20 % от полной суммы прибыли, включая компенсацию налога, т.е. определяется как 20 % от платы за протяженность, умноженной на 1/(100 %-20 %), что составляет 25 % от платы за протяженность.

Таким образом, в связи с выполнением мероприятий по подключению подрядным способом, сумма налога на прибыль в составе сметной прибыли, учтенной в составе показателей НЦС (п. 8 НЦС 81-02-14-2017) предназначена для оплаты налога на прибыль подрядной организацией, но не регулируемой организацией.

Учитывая вышеизложенное, в составе платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения учитываются расходы по налогу на прибыль только в случае выполнения работ подрядным способом.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «ТЕВИС» и Департаментом ценового и тарифного регулирования по Самарской области (исх. от 12.03.2020 № 47/2571, вх. от 13.03.2020 № 46240/20), Комиссия ФАС России от 09.07.2020 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области нарушившим положения Федерального закона № 416-ФЗ, пункты 82 и 86 Основ ценообразования № 406, а также пункт 117 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения АО «ТЕВИС» на 2020 год.

2. Частично удовлетворить требования АО «ТЕВИС» (исх. от 12.03.2020 № 47/2571, вх. от 13.03.2020 № 46240/20) и предписать Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области пересмотреть тарифы на 2020 год, при этом:

- пересчитать ставки за подключаемую нагрузку к водопроводной сети на 2020 год с использованием заявленных на подключение в 2020 году потребителей (в случае необходимости запросив материалы со стороны регулируемой организации), а также с учетом мероприятий, указанных в Инвестиционной программе на 2020 год, в размере не превышающем укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (НЦС 81-02) в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего решения;

- пересчитать расходы по налогу на прибыль с учетом перерасчета по иным статьям затрат согласно мотивировочной части настоящего решения и анализа выполнения работ собственными силами регулируемой организации либо с привлечением подрядной организации в соответствии с пунктом 4 мотивировочной части настоящего решения.

3. Принять и ввести в действие в срок до 01.09.2019 (включительно) решение об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения АО «ТЕВИС» на 2020 год в соответствии с пунктом 2 резолютивной части настоящего решения.

4. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «ТЕВИС» (исх. от 12.03.2020 № 47/2571, вх. от 13.03.2020 № 46240/20).

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Самарской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктами 2-3 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Самарской области, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения АО «ТЕВИС» на 2020 год.

Связанные организации

АО "ТЕВИС"
ИНН 6320000561, ОГРН 1026301976601
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004