Предписание №СП/112961/21 ПРЕДПИСАНИЕ в отношении Агентства по тарифам и ценам Арханге... от 29 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифа на услуги водоотведения, оказываемые ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на территории городского округа Архангельской области «Новая Земля» на 2021 год, пояснения Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (исх. от 20.08.2021 № 313/2072, вх. от 23.08.2021 № 141695-М/21), а также пояснения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (исх. от 26.11.2021 № 370/У/1/10/10691, вх. от 03.12.2021 № 204435/21),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила перенаправленная Архангельским УФАС России и Военной прокуратурой Северодвинского гарнизона коллективная жалоба жителей р.п. Белушья Губа Архангельской области о признаках нарушения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее — Агентство, Орган регулирования) тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее– регулируемая организация, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) на территории городского округа Архангельской области «Новая Земля», на 2021 год (исх. от 20.07.2021 № 05-07/558/21, вх. от 21.07.2021 № 122572-ЭП/21).

Заявители полагают, что тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на территории городского округа Архангельской области «Новая Земля», на 2021 год установлены Агентством с нарушением законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по следующим основаниям:

1) занижение планового объема принятых сточных вод;

2) экономически необоснованный размер расходов на электрическую энергию.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования № 406) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов № 406), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Согласно пункту 26 Положения об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 491, Агентство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 03.12.2020 № 64-в/13 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на территории городского округа Архангельской области «Новая Земля» (далее – постановление № 64-в/13) установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на территории городского округа Архангельской области «Новая Земля», на 2021-2025 гг.

Необходимая валовая выручка на 2021 год определена в размере 4 775,05 тыс. руб.

1. Объем принятых сточных вод

Объем принимаемых сточных вод ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на 2021 год определен Агентством в размере 241,914 тыс. куб. м.

В соответствии с Экспертным заключением по установлению долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на территории городского округа Архангельской области «Новая Земля» на 2021-2025 гг. (далее – Экспертное заключение на 2021 год) плановый объем принятых сточных вод на 2021 год принят Агентством исходя из фактического объема принятых сточных вод за 2019 год в размере 241,914 тыс. куб. м на основании данных ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ с учетом представленной регулируемой организацией информацией в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 .

При этом, Орган регулирования в пояснениях отмечает, что поскольку тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на территории городского округа Архангельской области «Новая земля», были установлены впервые с 1 января 2018 года, то при определении объема принятых сточных вод на 2021 год произвести расчет по формулам пункта 5 Методических указаний № 1746-э не представлялось возможным.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

ФАС России отмечает, что расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами пункта 5 Методических указаний № 1746-э.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:

, (1)

, (1.1)

где:

- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;

- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;

- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- темп изменения (снижения) потребления воды.

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации.

При этом, в соответствии с положениями пункта 5 Методических указаний № 1746-э в случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

Таким образом, учитывая наличие в распоряжении Органа регулирования информации о фактическом объеме принятых сточных вод за 2018 год, плановый объем принятых сточных вод ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на 2021 год подлежит перерасчету в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406, пунктом 5 Методических указаний № 1746-э, с учетом фактического объема принятых сточных вод за 2018-2019 гг., определенного Органом регулирования с учетом представленной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ информацией в соответствии со Стандартами раскрытия информации.

2. Расходы на электроэнергию

Расходы на приобретение электрической энергии на 2021 год определены Органом регулирования в размере 2 320,08 тыс. руб. исходя из:

планового объема электрической энергии, необходимой для технологического процесса транспортировки сточных вод в размере 88,7 тыс. кВт∙ч, определенного исходя из удельного расхода электрической энергии в размере 0,367 кВт∙ч/куб. м. и объема сточных вод в размере 241,914 тыс. куб. м.;

тарифа на электрическую энергию, установленного для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2020 год в соответствии с постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2019 № 88-э/18 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), без дифференциации по уровням напряжения», увеличенных на индекс цен производителей по отрасли «Обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха» 104,0% на 2021 год согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, опубликованному на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в размере 26,16 руб./кВт*ч.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.

В соответствии с пунктом 20 Методических указания № 1746-э расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 – 2.1.6 к Методическим указаниям № 1746-э). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

Удельный расход электрической энергии, являющийся долгосрочным параметром регулирования, был определен органом регулирования в размере 0,367 кВт*ч/куб. м исходя из представленных ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ данных о производственных характеристиках центробежного насоса № 3 1Д315-71УХЛЗ3.1 (мощность 110 кВт) и объектов освещения, установленных на станции фекальных вод инв. № 9/48 р.п. Белушья Губа производственного участка № 3/2 ЖКС № 3, и принятого объема водоотведения на 2021 год.

Однако в пояснениях ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (исх. от 26.11.2021 № 370/У/1/10/10691, вх. от 03.12.2021 № 204435/21) на запрос ФАС России ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ представлен иной перечень оборудования, установленного на станции фекальных вод инв. № 9/48 р.п. Белушья Губа производственного участка № 3/2 ЖКС №3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по 12 ГУ МО, используемого ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ для осуществления технологического процесса транспортировки сточных вод, а именно:

1. Насос погружной фекальный PEDROLL (мощность 2,2 кВт);

2. Светильник светодиодный (мощность 0,1 кВт);

3. Лампа светодиодная (мощность 0,1 кВт).

Кроме того, организацией представлен журнал показаний приборов учета электрической энергии жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО) производственного участка № 3/2 арх. Новая земля пос. Белушья Губа за 2019 год, заполняемый в соответствии с Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860, в соответствии с которым объем потребления электрической энергии станции фекальных вод за 2019 год составляет 6,42 тыс. кВт∙ч.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2021 год отсутствует анализ правоустанавливающих документов, технической документации на оборудование, необходимое для осуществления технологического процесса по транспортировке сточных вод ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, а также анализ бухгалтерской документации и статистической отчетности в части фактического объема электроэнергии за 2019 год.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести дополнительный анализ расходов на электрическую энергию на 2021-2025 год в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406, пунктом 20 Методических указаний № 1746-э.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области нарушившим пункты 20, 24, 29, 64 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, положения Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, при установлении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на территории городского округа Архангельской области «Новая Земля», на 2021-2025 годы.

2. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения осуществить пересмотр установленных в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России долгосрочного параметра регулирования – удельного расхода электрической энергии и необходимой валовой выручки на 2021 год в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, положениями Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующий анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на 2022 год и не позднее 01.03.2022 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и цен (тарифов) на услуги на услуги водоотведения, оказываемых ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на территории городского округа Архангельской области «Новая Земля», на 2022 год.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 резолютивной части настоящего предписания решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решение органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (корректировке) тарифа на водоотведение в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания, с приложением сметы (калькуляции) по расчету необходимой валовой выручки в формате Excel.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Архангельское УФАС России
ИНН 2901061919, ОГРН 1022900530696
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
ИНН 2901128698, ОГРН 1042900033780