Предписание №СП/26797/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету Республики Башкортоста... от 1 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

26 марта 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Орган регулирования, ГКТ РБ), в том числе акт проверки ФАС России от 06.06.2023 № 21/23 (далее – Акт проверки), а также пояснения в отношении Акта проверки, проведенной на основании приказа ФАС России от 12.04.2023 № 212/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом регулирования исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении сбытовых надбавок для общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (далее – ООО «ЭСКБ», регулируемая организация) на 2021-2023 годы,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (далее – Методические указания № 1554/17).

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) установлена для ООО «ЭСКБ» в следующем размере:

 

Показатели

Годы

2021

2022

2023

НВВ, руб.

3 688 515 755

4 018 926 751

4 859 610 680

Метод установления тарифов

Метод сравнения аналогов

Метод сравнения аналогов

Метод сравнения аналогов

Решение об установлении тарифов (реквизиты)

Постановление от 28.12.2020 № 793

Постановление от 23.12.2021 № 806

Постановление от 25.11.2022 № 659

 

ФАС России проанализированы Экспертные заключения по формированию сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» на розничном рынке Республики Башкортостан на 2021, 2022, 2023 годы (далее – Экспертное заключение на 2021 год, 2022 год, 2023 год), пояснения ГКТ РБ, направленные в адрес ФАС России письмом от 26.07.2023 № 03-154-2023 (рег. от 02.08.2023 № 117404/23) (далее – Пояснения), а также материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифных заявок.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 Экспертные заключения Органа регулирования не содержат анализа экономической обоснованности по нижеуказанным статьям, учитываемым в необходимой валовой выручке ООО «ЭСКБ».

1. Налоги

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в следующем размере:

2021 год – 291 359 047 руб.;

2022 год – 420 642 848 руб.;

2023 год – 270 641 557 руб.

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на уплату налогов в расчетном периоде регулирования учитываются по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период.

В соответствии с пунктом 67 Методических указаний № 1554/17 в необходимую валовую выручку ГП включается величина налога на прибыль организаций по указанному виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за период, предшествующий базовому периоду регулирования.

В Экспертных заключениях органа регулирования на 2021 – 2023 годы не представлена расшифровка учтенных по данной статье затрат расходов, не отражены ссылки на принятые в обоснование документы регулируемой организации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Вместе с тем, в Экспертных заключениях на 2021 - 2023 годы анализ фактически сложившихся расходов за 2019 - 2021 годы отсутствует, в связи с чем определить экономическую обоснованность расходов не представляется возможным.

В рамках Пояснений ГКТ РБ представил в ФАС России детализацию по данной статье затрат, а также расчеты.

Так, ГКТ РБ в составе статьи «Налоги» учтены следующие расходы:

  • транспортный налог;

  • земельный налог;

  • налог на имущество;

  • налог на прибыль.

Анализ расходов на земельный налог и транспортный налог в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг., а также Пояснениях Органа регулирования, отсутствует. Кроме того, не представлен анализ на предмет отнесения земельных участков и транспортных средств, на которые учитывается земельный налог и транспортный налог, на регулируемый вид деятельности.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертных заключениях анализ расходов по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, а также произвести и отразить расчет расходов по данной статье затрат на 2019 – 2021 годы.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по рассматриваемой статье затрат. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Государственный комитета Республики Башкортостан по тарифам нарушившим положения пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении сбытовых надбавок для общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» на 2021-2023 годы.

2. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ЭСКБ» при установлении сбытовых надбавок, анализ отразив в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по статье затрат «Налоги» на 2021-2023 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «ЭСКБ» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, с учетом параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.

4. По результатам исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 пересмотреть необходимую валовую выручку ООО «ЭСКБ», а также сбытовые надбавки в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

  • протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

  • экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для ООО «ЭСКБ», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673
Башкортостанское УФАС России
ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202