Решения по тарифам №31/69984/19 РЕШЕНИЕ (Региональная энергетическая комиссия Кемеровской об... от 13 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


 

Резолютивная часть решения оглашена «8» августа 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор по заявлению АО «Энергетическая компания» (далее – Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 04.03.2019 № 78, вх. от 12.04.2019 рег. № 63902/19), возникший с Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на водоснабжения на 2019-2023 годы, в отсутствии на заседании Комиссии представителей АО «Энергетическая компания», а также в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя РЭК в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее 12.04.2019 заявление (исх. от 04.04.2019 № 78,  вх. от 12.04.2019 № 63902/19) о рассмотрении спора (разногласий) между АО «Энергетическая компания» (далее - Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - РЭК, орган регулирования) по вопросу установленного тарифа в сфере питьевого водоснабжения.

Разногласия между АО «Энергетическая компания» и органом регулирования возникли по постановлению РЭК от 11.12.2018 № 463 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение АО «Энергетическая компания» (г. Полысаево)».

Для Заявителя тариф на оказываемые услуги водоснабжения установлен органом регулирования методом индексации на 2019-2023 годы (второй год долгосрочного периода регулирования).

Величина тарифа, установленная оспариваемым решением, составляет по водоснабжению 27,19 руб./куб.м.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2019 год для Заявителя, в части оказываемых услуг водоснабжения составляет 70 060,51 тыс. руб.

В поданном заявлении АО «Энергетическая компания» считает, что РЭК нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на водоснабжение для Заявителя на 2019-2023 годы, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении тем, что РЭК не были учтены расходы по водоснабжению в размере 11 041,65 тыс. руб по следующим статьям затрат: «Расходы на содержание диспетчерской службы», «Расходы на услуги расчетно-кассового центра», «Расходы на материалы для проведения аварийно-восстановительных работ», «Расходы на материалы по текущему ремонту», «Расходы автотранспорт для проведения аварийно-восстановительных работ», «Расходы на капитальный ремонт основных средств», «Расходы на заработную плату цехового персонала», «Расходы на отчисления на социальные нужды от заработной платы цехового персонала», «Расходы на заработную плату персонала аварийно-восстановительных работ», «Расходы на отчисления на социальные нужды персонала аварийно-восстановительных работ», «Расходы на заработную плату ремонтного персонала», «Расходы на отчисления на социальные нужды ремонтного персонала», «Расходы на ремонт оборудования подрядчиками», «Расходы на услуги ремонтно-строительного участка», «Расходы на заработную плату административно-управленческого персонала», «Расходы на отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала», «Прочие административные расходы», «Расходы на услуги банка, пени, госпошлины за счет прибыли».

Кроме того, величина отпуска товаров (услуг), установленная оспариваемым решением, по водоснабжению составляет 2 577,2 тыс. куб. м.; величина отпуска товаров (услуг), которую заявитель считает экономически обоснованной по водоснабжению, - 2 238,8 тыс. куб. м.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа Кемеровской области (далее – Комитет Полысаевского городского округа) от 22.03.2019 № 343 в адрес АО «Энергетическая компания»  в связи с неэффективной работой, платежеспособностью регулируемой организации, в целях недопущения остановки и сбоев в оказании услуг водоснабжения договорные отношения в части аренды муниципального имущества, посредством которого осуществлялись указанные регулируемые виды деятельности, с 30.04.2019 прекращены.

АО «Энергетическая компания» письмом от 04.04.2019 № 77 уведомило РЭК о прекращении деятельности в сфере водоснабжения.

В связи с вышеизложенным, постановление РЭК от 11.12.2018 № 463 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение АО «Энергетическая компания» (г. Полысаево)» признано утратившим силу в связи с изданием постановления РЭК Кемеровской области от 26.04.2019 № 114, в соответствии с которым ранее оказываемые АО «Энергетическая компания» услуги водоснабжения в настоящее время на территории Полысаевского городского округа оказывает ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания».

Кроме того, между Комитетом и ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (не является правопреемником АО «Энергетическая компания») заключен договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Полысаевского городского округа от 01.04.2019 № 6-20-19 в целях оказания услуг водоснабжения населению и прочим потребителям Полысаевского городского округа Кемеровской области.

Таким образом в условиях того, что АО «Энергетическая компания» более не оказывается регулируемая деятельность, тариф по которой оспаривается в ФАС России, удовлетворение требований Заявителя в части учета дополнительных затрат в составе НВВ и соответственно тарифах в рамках данного досудебного рассмотрения спора нецелесообразно ввиду того, что заложенные расходы не могут быть освоены регулируемой организацией в текущем периоде регулирования.

При этом, Комиссия ФАС России считает необходимым отразить в решении ФАС России позицию по заявленным АО «Энергетическая компания» на досудебный спор в ФАС России статьям затрат.

 

1. Расходы на содержание диспетчерской службы, расходы на заработную плату.

АО «Энергетическая компания» затраты по статье «Расходы на содержание диспетчерской службы» заявлены в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 919,4 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 522,26 тыс. руб. (разногласия составляют 397,14 тыс. руб.), «Расходы на оплату труда цехового персонала» заявлены в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 1 814,7 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 1 385,54 тыс. руб. (разногласия составляют 429,16 тыс. руб.), «Расходы на оплату труда персонала аварийно-восстановительных работ» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 2 563,50 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 2 250,01 тыс. руб. (разногласия составляют 313,49 тыс. руб.), «Расходы на оплату труда ремонтного персонала» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 2 178,10 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 1 966,76 тыс. руб. (разногласия составляют 211,34 тыс. руб.), «Расходы на заработную плату административно-управленческого персонала» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 3 413,60 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 2 246,76 тыс. руб. (разногласия составляют 1 166,84 тыс. руб.).

Разногласия по размеру фонда оплаты труда между сторонами заключаются в численности и величине средней заработной платы, учтенных РЭК при расчете тарифов 2019 года для вышеуказанных видов персонала АО «Энергетическая компания».

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

В соответствии с пунктом 1.4. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее – Соглашение на 2017 - 2019 годы) действие Соглашения на 2017 - 2019 годы, распространяется на организации только в случае их присоединения к Соглашению на 2017 - 2019 годы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В части средней заработной платы персонала, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что согласно статье 48 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункту 11.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее – Соглашение на 2017 - 2019 годы), а также информационному письму Минтруда России от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к отраслевому тарифному соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Комиссией ФАС России установлено, что в отзыве РЭК, направленном в ФАС России в ответ на доводы, отраженные в заявлении о досудебном урегулировании спора, указано, что в документах, представленных АО «Энергетическая компания» в материалах тарифного дела на 2019 год, отсутствуют данные по направлению регулируемой организацией мотивированного письменного отказа от присоединения к отраслевому тарифному соглашению, в связи с чем, АО «Энергетическая компания» считается организацией, автоматически присоединенной к Соглашению на 2017-2019 годы.

Согласно пункту 1.9. Соглашения на 2017 - 2019 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением на 2017 - 2019 годы, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.

Среднемесячная заработная плата по предприятию утверждена в части водоснабжения на уровне 18 064,10 руб.

Комиссия ФАС России сообщает, что АО «Энергетическая компания» ровно, как и РЭК, не представила в материалах тарифного дела расчет средней заработной платы по видам персонала в сфере водоснабжения в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 Методических указаний 1746-э, а также согласно Соглашению на 2017-2019 годы.

В связи с вышеизложенным, Комиссия ФАС России считает, что в предоставленных Заявителем подтверждающих документов недостаточно для удовлетворения требований, указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) в части средней заработной платы по всем видам персонала АО «Энергетическая компания», при этом, утвержденная средняя заработная плата по всем видам персонала также не может быть признана экономически обоснованной с учетом отсутствия корректного расчета со стороны органа регулирования.

Относительно определения численности персонала АО «Энергетическая компания», Комиссия ФАС России отмечает, что согласно отзыву, представленному РЭК в ФАС России на досудебное рассмотрение спора, регулируемой организацией в материалах тарифного дела были предоставлены следующие документы в адрес органа регулирования: штатное расписание с 21.08.2017, оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2017 год, оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 2017 год, форма статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности заработной плате работников» за декабрь 2017 года и за март 2018 года, расчет расходов на оплату труда работников участка водопроводного хозяйства.

Одновременно, РЭК обращает внимание на то, АО «Энергетическая компания» представила в обоснование заявленных требований в ФАС России штатное расписание (от 08.11.2018), которое не соответствовало штатному расписанию (от 21.08.2017), представленному в материалах тарифного дела. Кроме того, АО «Энергетическая компания» представила в документах в адрес РЭК форму статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности заработной плате работников» за март 2018 года, (в отсутствие подписи должностного лица), в связи с чем, РЭК не обладала на момент установления тарифов достоверными сведениями относительно фактической численности согласно отчетности.

Комиссия ФАС России отмечает, что РЭК рассчитана численность персонала АО «Энергетическая компания» в сфере водоснабжения по цеховому персоналу и персоналу аварийно-восстановительных работ на основании фактической численности по данным видам персонала в 2017 году.

При этом Комиссия ФАС России отдельно отмечает, что РЭК установлена численность административно-управленческого персонала по водоснабжению на основании плановых показателей 2018 года, таким образом, Комиссией ФАС России сделан вывод о том, что подход РЭК в части установления численности административно-управленческого персонала на уровне плана 2018 года не может быть признан корректным, поскольку в положениях законодательства Российской Федерации не предусмотрено определение численности на основании плановых показателей, однако, утвержденная численность аналогична фактической численности административно-управленческого персонала за 2017 год.

На основании вышеизложенного, Комиссией ФАС России сделан вывод о том, что документов, представленных в обоснование заявленных требований в части расходов на содержание диспетчерской службы, оплаты труда по водоснабжению цехового персонала, персонала аварийно-восстановительных работ, ремонтного персонала и административно-управленческого персонала АО «Энергетическая компания» недостаточно для удовлетворения требований, указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях), а именно обоснования о необходимости в привлечении дополнительной численности персонала в штат АО «Энергетическая компания» на 2019 год свыше фактической численности 2017 года.

2. Отчисления социальные нужды от заработной платы.

Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчете отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды вышеуказанного персонала обусловленно предлагаемым регулируемой организацией увеличением расходов на оплату труда.

3. Расходы на услуги расчетно-кассового центра.

АО «Энергетическая компания» заявляет на разногласия в ФАС России о необходимости учета дополнительных расходов в составе НВВ на водоснабжение по статье «Услуги расчетно-кассового центра» в размере 275,66 тыс. руб. В обоснование заявленных требований регулируемой организацией в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- агентский договор от 1 января 2018 года № 05-18;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету № 20 за 2017 год;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету № 62 за 2017 год.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что согласно описи документов, представленной к заявлению АО «Энергетическая компания», оборотно-сальдовая ведомость по счету № 62 за 2017 год не была представлена в орган регулирования на момент установления тарифов.

Органом регулирования данные расходы не учтены согласно пункту 27 Методических указаний № 1746-э, который гласит, что при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

Комиссия ФАС России отмечает, что пункт 27 Методических указаний № 1746-э не допускает учет расходов по статье «Услуги расчетно-кассового центра» только в случае наличия подтверждения учета данных затрат в расходах за содержание и ремонт жилого помещения.

При этом Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией не представлены на досудебное рассмотрение спора (разногласий) прямые договоры, подтверждающие ведение лицевых счетов, в связи с чем, АО «Энергетическая компания» отказано в удовлетворении требований в части расходов на услуги расчетно-кассового центра.

4. Расходы на материалы для проведения аварийно-восстановительных работ, расходы на материалы по текущему ремонту, расходы на автотранспорт для проведения аварийно-восстановительных работ, расходы на ремонт оборудования подрядчиками, расходы на услуги ремонтно-строительного персонала.

Органом регулирования учтены затраты по статьям «Расходы на материалы для проведения аварийно-восстановительных работ», «Расходы на материалы по текущему ремонту», «Расходы на автотранспорт для проведения аварийно-восстановительных работ», «Расходы на ремонт оборудования подрядчиками», «Расходы на услуги ремонтно-строительного персонала» путем увеличения плановых утвержденных на 2018 год расходов на индекс потребительских цен, установленный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года, (далее – ИПЦ), (2019/2018) в размере 104,6 %.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы;г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Пунктом 51 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 24 Методических указаний № 1746 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В подтверждение величины затрат на ремонт необходимо представлять материалы, подтверждающие обоснованность заявленных расходов, а именно ежегодный график планово-предупредительного ремонта, перечень мероприятий по капитальному и текущему ремонту, договоры, заключённые в предыдущих периодах регулирования по итогам проведённых конкурсных процедур, акты выполненных работ, пообъектный расчет стоимости ремонтных работ на период регулирования, с указанием ссылок на использование в этом расчете нормативов расходов материалов, заключений и экспертиз технического состояния объектов, подлежащих ремонту, а также дефектных ведомостей на планируемые ремонтные работы, утверждённые производственные программы.

АО «Энергетическая компания» в подтверждение указанных затрат предоставлены только оборотно-сальдовые ведомости счетов, что не является достаточным и необходимым подтверждением заявленных расходов, в тоже время подход органа регулирования по определению затрат путем увеличения плановых утвержденных расходов на 2018 год на индекс ИПЦ, установленный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года, является некорректным, так как вышеуказанный подход не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

5. Расходы на капитальный ремонт основных средств.

АО «Энергетическая компания» в подтверждение заявленных в размере 3 255,15 тыс. руб. расходов на капитальный ремонт предоставлены ведомости дефектов на 2017 и 2018 гг., ведомости объемов работ, локальные сметы на 2018 год, акт технического обследования существующего состояния системы водоснабжения Полысаевского городского округа на 13.02.2018, оборотно-сальдовая ведомость по счету 23 за 2017 год, а также расчет затрат на ремонтные работы.

Органом регулирования учтены расходы на капитальный ремонт в размере 454,26 тыс. руб. на основании фактических затрат 2017 года с учетом увеличения на ИПЦ согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года, на 2018 год (2018/2017) в размере 102,7 % и на 2019 год (2019/2018) в размере 104,6 %.

При этом, как отмечает орган регулирования, регулируемой организацией не представлен многолетний график ремонтов (на все годы долгосрочного периода регулирования), в связи с чем РЭК учтена указанная сумма в каждом году долгосрочного периода регулирования с последующей ежегодной индексацией, что также отражено в производственной программе.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Пунктом 51 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 9 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила № 641), уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям, указанным в пункте 5 Правил № 641.

В случае, если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку.

Регулируемая организация обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления доработать проект производственной программы и представить его в уполномоченный орган на повторное рассмотрение.

Уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях анализа ее обоснованности независимые организации.

С учётом положений пункта 24 Методических указаний № 1746 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

С учетом вышеизложенного, Комиссия ФАС России считает подход органа регулирования по учету расходов на капитальный ремонт на основании фактических затрат 2017 года без анализа представленных на момент установления тарифов материалов регулируемой организацией противоречащим требованиям законодательства Российской Федерации в области установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения.

6. Прочие административные расходы.

Органом регулирования учтены затраты по статье «Прочие административные расходы» путем увеличения утвержденных на 2018 год расходов на индекс потребительских цен, установленный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года, (2019/2018) в размере 104,6 %.

В соответствии с подпунктом (ж) пункта 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746.

Согласно Приложению № 2 «Смета расходов» к Методическим указаниям № 1746 к прочим административным расходам относят «Расходы на амортизацию непроизводственных активов» и «Расходы по охране объектов и территорий».

АО «Энергетическая компания» в подтверждение заявленных затрат предоставлены только оборотно-сальдовые ведомости счетов, что не является достаточным и необходимым подтверждением заявленных расходов. Также не представляется возможным определить: какие именно расходы заявляются и оспариваются регулируемой организацией в условиях того, что АО «Энергетическая компания» не предоставлены договоры, расшифровки затрат, расчеты.

При этом одновременно органом регулирования применен некорректный подход по определению затрат путем увеличения утвержденных расходов 2018 года на индекс ИПЦ, установленный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года, что противоречит положениям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

7. Расходы на услуги банка, пени, госпошлина за счет прибыли.

АО «Энергетическая компания» заявляет о необходимости учета расходов, не относящихся к основной деятельности предприятия, в том числе штрафы, пени и банковская комиссия, представив в подтверждение указанных затрат только оборотно-сальдовые ведомости счетов.

Органом регулирования данные затраты не учитываются в связи с отсутствием их экономической обоснованности.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом указанные затраты не подлежат включению в состав нормативной прибыли регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, поскольку включение расходов на услуги банка, пени, госпошлины в состав прибыли не предусмотрено законодательством Российской Федерации, требования АО «Энергетическая компания» по учету данных затрат не являются экономически обоснованными.

8. Объем реализации услуг.

АО «Энергетическая компания» заявляет об учете объемов отпущенной воды в размере 2 238,78 тыс. куб. м. на основании реестра договоров на 2019 год.

Органом регулирования учтены объемы отпуска воды путем снижения на 5 % утвержденных объемов 2018 года.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.

Таким образом, объём отпуска услуг рассчитывается исходя из темпа изменения (снижения) потребления воды на основании параметров, отраженных в формах статистической и бухгалтерской отчётности (формы № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», № 2-ТП (водхоз), в которых зафиксированы сложившиеся фактические объёмы реализации услуг), на основании показаний приборов учёта за предыдущие периоды регулирования, исходя из объемов воды, отпускаемых новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения (по данным инвестиционной программы, по заявкам на техническое подключение), за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить).

Исходя из вышеизложенного, подход РЭК по расчету объема отпуска воды противоречит требованиям тарифного законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Комиссия ФАС России повторно обращает особое внимание на то, что согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа Кемеровской области (далее – Комитет Полысаевского городского округа) от 22.03.2019 № 343 в адрес АО «Энергетическая компания» в связи с неэффективной работой, платежеспособностью регулируемой организации, в целях недопущения остановки и сбоев в оказании услуг водоснабжения договорные отношения в части аренды муниципального имущества, посредством которого осуществлялись указанные регулируемые виды деятельности, с 30.04.2019 прекращены.

Учитывая, что в настоящий момент АО «Энергетическая компания» прекратила регулируемую деятельность по оказанию услуг по водоснабжению на территории ранее действующих тарифов для АО «Энергетическая компания» услуги оказываются ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» по вновь утвержденному тарифу, включение экономически обоснованных расходов в состав НВВ и соответствующих тарифов АО «Энергетическая компания» нецелесообразно в связи с отсутствием возможности фактического освоения указанных затрат.

АО «Энергетическая компания» письмом от 04.04.2019 № 77 уведомило РЭК о прекращении деятельности в сфере водоснабжения.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между АО «Энергетическая компания» и Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (исх. от 04.04.2019 № 78, вх. от 12.04.2019 № 63902/19), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 22, 24, 29, 41, 51, 52 Основ ценообразования № 406 и пункты 5, 24, 27 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифа на водоснабжение для АО «Энергетическая компания» на 2019 год.

2. Отказать в удовлетворении требований АО «Энергетическая компания» (исх. от 04.04.2019 № 78, вх. От 12.04.2019 № 63902/19).

Связанные организации

Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
АО "Энергетическая компания"
ИНН 4212127479, ОГРН 1044212006630
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808