Решение №31/66314/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 9 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» августа 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере газоснабжения 5, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения между АО «Газпром газораспределение Брянск» и Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (рег. от 29.03.2021 49249/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «Газпром газораспределение Брянск» <...>, заместителя генерального директора по строительству и инвестициям АО «Газпром газораспределение Брянск»<...>, начальника юридического отдела АО «Газпром газораспределение Брянск» <...>, начальника отдела капитального строительства и инвестиций АО «Газпром газораспределение Брянск» <...>., начальника отдела тарифов в отраслях электроэнергетики, газоснабжения и государственного регулирования социальной сферы Управления государственного регулирования тарифов Брянской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 49249/21 от 29.03.2021) АО «Газпром газораспределение Брянск» (далее – Заявитель, регулируемая организация, ГРО) о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (далее – Орган регулирования, Управление).

Разногласия возникли по приказу Управления от 25.12.2020 № 34/9-г «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Брянск» и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2021 год».

По мнению Заявителя, Орган регулирования нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения при принятии величины выпадающих доходов за технологическое присоединение в сумме 5 570,7 тыс. руб.

Величина выпадающих доходов от технологического присоединения за 2019 год, заявленных АО «Газпром газораспределение Брянск» в ФАС России, составляет 53 870,2 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 48 299,5 тыс. руб.

При этом, согласно отзыву Управления, направленному в ФАС России письмом от 20.04.2021 № 06-12/575, в Орган регулирования Заявителем было направлено предложение о включении выпадающих доходов в размере
29 097,71 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Первичная документация за 2019 год;

2. Расчетные материалы по размеру платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Брянск» на 2021 год.

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В соответствии с подпунктом ж) пункта 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения № 1021), государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее – Методические указания № 1151/18).

Пунктом 12 Методических указаний № 1151/18 предусмотрено, что для расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, предусмотренной подпунктами «а» и «б» пункта 4 Методических указаний № 1151/18, ГРО направляет в регулирующий орган, в том числе следующие материалы:

е) информация о расходах на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 Методических указаний № 1151/18, за соответствующий календарный год из предусмотренных пунктом 14 Методических указаний № 1151/18, а также о фактических выпадающих доходах, в соответствии с приложением 1 к Методическим указаниям № 1151/18 за календарный год, предшествующий текущему году.

Согласно п. 26(22) Основных положений № 1021, ГРО представляет в регулирующий орган расчет объема средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения категории заявителей, указанной в абзаце первом п. 26(22) Основных положений № 1021 (далее – льготная категория), а регулирующий орган в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и, в случае возникновения, соответствующие выпадающие доходы от присоединения данного газоиспользующего оборудования. При этом, расчеты должны быть выполнены в соответствии с Методическими указаниями № 1151/18.

В своем заявлении ГРО заявляет о несогласии при расчете Управлением выпадающих доходов за 2019 год по следующим основаниям:

  1. АО «Газпром газораспределение Брянск» утверждает, что при определении размера выпадающих расходов при технологическом присоединении Методическими указаниями № 1151/18 не учитываются следующие прямые расходы на каждый объект:

Таблица 1

Наименование прямых затрат

Стоимость затрат, руб./объект

Прием заявок

409

Обработка заявок

409

Подготовка технических условий

2 324

Подготовка договоров о подключении

369

Подготовка актов о подключении

1 047

Получение ТУ смежных коммуникаций

1 800

Оформление документации в части земельных отношений

901

Согласование проектов

1 047

Расходы по договорам программного обеспечения

646

Проверка технической документации

1 047

Присоединение на границе участка

6 010

Расходы по оформлению объекта в собственность

22 000

Пуск газа в оборудование

3 353

 

В соответствии с п. 8 Методических указаний № 1151/18 для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих мероприятий:

- выполнение ГРО технических условий, в том числе разработку проектной документации и проведение экспертизы проектной документации, и (или) проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации) и осуществление строительных мероприятий;

- мониторинг ГРО выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения. В состав расходов ГРО на выполнение технических условий, в том числе входят экономически обоснованные расходы:

а) на разработку проектной документации, в том числе:

- на разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории, предназначенных для размещения газораспределительной сети, проводимого ГРО за счет собственных средств в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством;

- на проведение инженерно-геодезических, инженерно-геологических и иных видов инженерных изысканий;

- на подготовку рабочей документации;

- на проведение землеустроительных и кадастровых работ;

- на согласование предоставления земель и (или) земельных участков для строительства газораспределительной сети, в том числе расходы на оформление сервитута, аренды и других прав землепользования;

- на разработку проекта рекультивации (при использовании земель сельскохозяйственного назначения);

- на проведение экспертизы проектной документации, если она подлежит экспертизе в соответствии с градостроительным законодательством;

б) на осуществление строительных мероприятий, в том числе расходы:

- на выполнение строительно-монтажных работ по созданию газораспределительных сетей;

- на выполнение пусконаладочных работ на газораспределительных сетях;

- на технологическое присоединение пунктов редуцирования газа и систем электрохимической (катодной) защиты к электрическим сетям;

- на энергоснабжение пунктов редуцирования газа и систем электрохимической (катодной) защиты на период строительства газораспределительных сетей;

- за пользование землями и (или) земельными участками на период строительства газораспределительных сетей;

- на возмещение убытков и экономически обоснованных затрат на рекультивацию (при использовании земель сельскохозяйственного назначения) и благоустройство;

- на осуществление государственной регистрации права собственности на созданную ГРО газораспределительную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства Заявителя.

Как отмечает Орган регулирования, при расчете выпадающих доходов от технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Управление руководствовалось Методическими указаниями № 1151/18, которыми определен состав расходов.

2. Заявитель также не согласен с тем, что из расчета выпадающих доходов за технологическое присоединение в 2019 году были исключены объекты, поскольку по ним осуществлялись работы по прокладке участков газопровода методом горизонтально-наклонного бурения (далее – ГНБ).

«Льготное» подключение согласно п. 26(22) Основных положение № 1021 исключает возможность производства работ методом ГНБ; стоимость платы за технологическое присоединение при наличии данных работ должны рассчитываться по утвержденным стандартизированным ставкам, либо по индивидуальному проекту.

Управление отмечает, что при предоставлении сводного отчета о фактической стоимости выполненных работ ГРО не указало ряд объектов, строительство которых было выполнено методом ГНБ.

3. Заявитель также не согласен с подходом Органа регулирования к применению НЦС 81-02-15-2020 при расчете размера платы за технологическое присоединение.

В соответствии с п. 15 Методических указаний № 1151/18 фактические расходы, используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение, не могут превышать расходы, определенные в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Органом регулирования при определении экономически обоснованного размера затрат, связанных с выполнением мероприятий по договорам технологического присоединения, состав расходов учтен в соответствии с нормативами цен строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2019 № 825/пр (далее - НЦС 81-02-15-2020), и положениями Методических указаний № 1151/18, а также с учетом представленной первичной документацией. При этом, учтены работы и затраты, не предусмотренные таблицами НЦС (сервитуты, аренда земельных участков, подвешивание подземных коммуникаций при пересечении трассы трубопроводов, устройство трубопроводов из хризотилцементных труб, разборка и восстановление дорожных покрытий, разработка схем организации дорожного движения, ордера от организаций, имеющих смежные инженерные сети и др.). При прокладке наружных сетей газоснабжения в стесненных условиях застроенной части городов к показателям НЦС применяется коэффициент 1,06.

Управление также отмечает, что значительное удорожание работ произошло в связи с арендой спецтехники, а также выполнением работ подрядным способом.

ФАС России отмечает, что по указанным прямым затратам Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были предоставлены пообъектные расчеты. В связи с чем, не представляется возможным определить на основании каких объектов технологического присоединения Заявителем был произведен общий расчет, представленный в таблице 1.

Таким образом, ФАС России не усматривает со стороны Органа регулирования нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере газоснабжения при определении величины выпадающих доходов по технологическому присоединению за 2019 год.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Газпром газораспределение Брянск» и Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать АО «Газпром газораспределение Брянск» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) с Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (рег. от 29.03.2021 № 49249/21).

 

Связанные организации

Управление государственного регулирования тарифов Брянской области
ИНН 3250068984, ОГРН 1063250035530
ОАО "Газпром газораспределение Брянск"
ИНН 3234007455, ОГРН 1033265000526
Брянское УФАС России
ИНН 3234034811, ОГРН 1023202746819