Решение №31/66314/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 9 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «05» августа 2021 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере газоснабжения № 5, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,
рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения между АО «Газпром газораспределение Брянск» и Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (рег. от 29.03.2021 № 49249/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «Газпром газораспределение Брянск» <...>, заместителя генерального директора по строительству и инвестициям АО «Газпром газораспределение Брянск»<...>, начальника юридического отдела АО «Газпром газораспределение Брянск» <...>, начальника отдела капитального строительства и инвестиций АО «Газпром газораспределение Брянск» <...>., начальника отдела тарифов в отраслях электроэнергетики, газоснабжения и государственного регулирования социальной сферы Управления государственного регулирования тарифов Брянской области <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 49249/21 от 29.03.2021) АО «Газпром газораспределение Брянск» (далее – Заявитель, регулируемая организация, ГРО) о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (далее – Орган регулирования, Управление).
Разногласия возникли по приказу Управления от 25.12.2020 № 34/9-г «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Брянск» и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2021 год».
По мнению Заявителя, Орган регулирования нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения при принятии величины выпадающих доходов за технологическое присоединение в сумме 5 570,7 тыс. руб.
Величина выпадающих доходов от технологического присоединения за 2019 год, заявленных АО «Газпром газораспределение Брянск» в ФАС России, составляет 53 870,2 тыс. руб.
Величина разногласий составляет 48 299,5 тыс. руб.
При этом, согласно отзыву Управления, направленному в ФАС России письмом от 20.04.2021 № 06-12/575, в Орган регулирования Заявителем было направлено предложение о включении выпадающих доходов в размере
29 097,71 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:
1. Первичная документация за 2019 год;
2. Расчетные материалы по размеру платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Брянск» на 2021 год.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В соответствии с подпунктом ж) пункта 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения № 1021), государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.
Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее – Методические указания № 1151/18).
Пунктом 12 Методических указаний № 1151/18 предусмотрено, что для расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, предусмотренной подпунктами «а» и «б» пункта 4 Методических указаний № 1151/18, ГРО направляет в регулирующий орган, в том числе следующие материалы:
е) информация о расходах на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 Методических указаний № 1151/18, за соответствующий календарный год из предусмотренных пунктом 14 Методических указаний № 1151/18, а также о фактических выпадающих доходах, в соответствии с приложением 1 к Методическим указаниям № 1151/18 за календарный год, предшествующий текущему году.
Согласно п. 26(22) Основных положений № 1021, ГРО представляет в регулирующий орган расчет объема средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения категории заявителей, указанной в абзаце первом п. 26(22) Основных положений № 1021 (далее – льготная категория), а регулирующий орган в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и, в случае возникновения, соответствующие выпадающие доходы от присоединения данного газоиспользующего оборудования. При этом, расчеты должны быть выполнены в соответствии с Методическими указаниями № 1151/18.
В своем заявлении ГРО заявляет о несогласии при расчете Управлением выпадающих доходов за 2019 год по следующим основаниям:
-
АО «Газпром газораспределение Брянск» утверждает, что при определении размера выпадающих расходов при технологическом присоединении Методическими указаниями № 1151/18 не учитываются следующие прямые расходы на каждый объект:
Таблица 1
Наименование прямых затрат |
Стоимость затрат, руб./объект |
Прием заявок |
409 |
Обработка заявок |
409 |
Подготовка технических условий |
2 324 |
Подготовка договоров о подключении |
369 |
Подготовка актов о подключении |
1 047 |
Получение ТУ смежных коммуникаций |
1 800 |
Оформление документации в части земельных отношений |
901 |
Согласование проектов |
1 047 |
Расходы по договорам программного обеспечения |
646 |
Проверка технической документации |
1 047 |
Присоединение на границе участка |
6 010 |
Расходы по оформлению объекта в собственность |
22 000 |
Пуск газа в оборудование |
3 353 |
В соответствии с п. 8 Методических указаний № 1151/18 для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих мероприятий:
- выполнение ГРО технических условий, в том числе разработку проектной документации и проведение экспертизы проектной документации, и (или) проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации) и осуществление строительных мероприятий;
- мониторинг ГРО выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения. В состав расходов ГРО на выполнение технических условий, в том числе входят экономически обоснованные расходы:
а) на разработку проектной документации, в том числе:
- на разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории, предназначенных для размещения газораспределительной сети, проводимого ГРО за счет собственных средств в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством;
- на проведение инженерно-геодезических, инженерно-геологических и иных видов инженерных изысканий;
- на подготовку рабочей документации;
- на проведение землеустроительных и кадастровых работ;
- на согласование предоставления земель и (или) земельных участков для строительства газораспределительной сети, в том числе расходы на оформление сервитута, аренды и других прав землепользования;
- на разработку проекта рекультивации (при использовании земель сельскохозяйственного назначения);
- на проведение экспертизы проектной документации, если она подлежит экспертизе в соответствии с градостроительным законодательством;
б) на осуществление строительных мероприятий, в том числе расходы:
- на выполнение строительно-монтажных работ по созданию газораспределительных сетей;
- на выполнение пусконаладочных работ на газораспределительных сетях;
- на технологическое присоединение пунктов редуцирования газа и систем электрохимической (катодной) защиты к электрическим сетям;
- на энергоснабжение пунктов редуцирования газа и систем электрохимической (катодной) защиты на период строительства газораспределительных сетей;
- за пользование землями и (или) земельными участками на период строительства газораспределительных сетей;
- на возмещение убытков и экономически обоснованных затрат на рекультивацию (при использовании земель сельскохозяйственного назначения) и благоустройство;
- на осуществление государственной регистрации права собственности на созданную ГРО газораспределительную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства Заявителя.
Как отмечает Орган регулирования, при расчете выпадающих доходов от технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Управление руководствовалось Методическими указаниями № 1151/18, которыми определен состав расходов.
2. Заявитель также не согласен с тем, что из расчета выпадающих доходов за технологическое присоединение в 2019 году были исключены объекты, поскольку по ним осуществлялись работы по прокладке участков газопровода методом горизонтально-наклонного бурения (далее – ГНБ).
«Льготное» подключение согласно п. 26(22) Основных положение № 1021 исключает возможность производства работ методом ГНБ; стоимость платы за технологическое присоединение при наличии данных работ должны рассчитываться по утвержденным стандартизированным ставкам, либо по индивидуальному проекту.
Управление отмечает, что при предоставлении сводного отчета о фактической стоимости выполненных работ ГРО не указало ряд объектов, строительство которых было выполнено методом ГНБ.
3. Заявитель также не согласен с подходом Органа регулирования к применению НЦС 81-02-15-2020 при расчете размера платы за технологическое присоединение.
В соответствии с п. 15 Методических указаний № 1151/18 фактические расходы, используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение, не могут превышать расходы, определенные в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.
Органом регулирования при определении экономически обоснованного размера затрат, связанных с выполнением мероприятий по договорам технологического присоединения, состав расходов учтен в соответствии с нормативами цен строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2019 № 825/пр (далее - НЦС 81-02-15-2020), и положениями Методических указаний № 1151/18, а также с учетом представленной первичной документацией. При этом, учтены работы и затраты, не предусмотренные таблицами НЦС (сервитуты, аренда земельных участков, подвешивание подземных коммуникаций при пересечении трассы трубопроводов, устройство трубопроводов из хризотилцементных труб, разборка и восстановление дорожных покрытий, разработка схем организации дорожного движения, ордера от организаций, имеющих смежные инженерные сети и др.). При прокладке наружных сетей газоснабжения в стесненных условиях застроенной части городов к показателям НЦС применяется коэффициент 1,06.
Управление также отмечает, что значительное удорожание работ произошло в связи с арендой спецтехники, а также выполнением работ подрядным способом.
ФАС России отмечает, что по указанным прямым затратам Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были предоставлены пообъектные расчеты. В связи с чем, не представляется возможным определить на основании каких объектов технологического присоединения Заявителем был произведен общий расчет, представленный в таблице 1.
Таким образом, ФАС России не усматривает со стороны Органа регулирования нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере газоснабжения при определении величины выпадающих доходов по технологическому присоединению за 2019 год.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Газпром газораспределение Брянск» и Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области, Комиссия
РЕШИЛА:
отказать АО «Газпром газораспределение Брянск» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) с Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (рег. от 29.03.2021 № 49249/21).