Решение №СП/51564/19 разногласия между ПАО «Территориальная генерирующая компания... от 9 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14»

 

ул. Профсоюзная, д. 23,

г. Чита, 672000

 

office@chita.tgk-14.com


Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края

 

ул.Бутина, д.37,

г.Чита, 672002

 

pochta@rst.e-zab.ru


Для сведения:

Забайкальское УФАС России

 

ул. Лермонтова, д.14,

г. Чита, 672000

 

to75@fas.gov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «9 » сентября 2019 г.

        

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), рассмотрев разногласия между ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – ПАО «ТГК-14, Заявитель, регулируемая организация) и Республиканской службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ, Орган регулирования) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год для ПАО «ТГК-14» в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника отдела бизнес-планирования и тарифообразования ПАО «ТГК-14» заместителя руководителя РСТ.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ПАО «ТГК-14».

Заявление ПАО «ТГК-14» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 29 марта 2019 года № 105-НПА методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2028 гг.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2019 год для ПАО «ТГК-14», составляет
591 656 тыс.руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию ПАО «ТГК-14» на 2019 год размер расходов по следующим статьям затрат:

Статьи затрат

Принято РСТ

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Расходы на оплату труда

229 192

250 950

21 758

2

Отчисления на социальные нужды

71 490

78 277

6 787

3

Ремонт основных средств

0

16 510

16 510

4

 

 

 

45 055

Между ПАО «ТГК-14» и администрацией городского округа Чита в целях создания и реконструкции объектов теплоснабжения заключено концессионное соглашение от 01.02.2019 (далее – концессионное соглашение).

Статья затрат «Расходы на оплату труда».

Органом регулирования расходы по статье «Расходы на оплату труда» в необходимой валовой выручке ПАО «ТГК-14» на 2019 год учтены в размере
229 192 тыс.руб.

ПАО «ТГК-14» в ФАС России заявлена величина 250 950 тыс.руб.

Сумма спора по данной статье затрат составляет 21 758 тыс.руб.

Статья затрат «Ремонт основных средств».

Органом регулирования расходы по данной статье затрат в необходимой валовой выручке ПАО «ТГК-14» на 2019 год учтены в размере 0 тыс.руб.

ПАО «ТГК-14» в ФАС России заявлена величина 16 510 тыс.руб.

Сумма спора по данной статье затрат составляет 16 510 тыс.руб.

Таким образом, общая сумма спора по учтенному базовому уровню операционных расходов на 2019 год составляет 38 268 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования № 1075), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При этом, Орган регулирования рассчитывал расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» исходя из действующего штатного расписания, не основываясь на фактической деятельности регулируемой организации за предыдущие периоды регулирования.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

- прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

- цены на природный газ;

- предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

- динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно письменному мнению Органа регулирования, ПАО «ТГК-14» по статье затрат «Ремонт основных средств» не были представлены необходимые обосновывающие материалы, в том числе дефектные ведомости, программа ремонтов.

В адрес ФАС России вышеуказанные материалы также представлены не были.

Регулируемая организация в своем заявлении ссылается на тот факт, что расходы по статьям затрат «Расходы на оплату труда» и «Расходы на ремонт основных средств» должны быть учтены в соответствии с Концессионным соглашением.

ПАО «ТГК-14» в качестве обоснования своей позиции в адрес ФАС России было представлено концессионное соглашение в отношении муниципальных объектов теплоснабжения (котельных с тепловыми сетями), предназначенных для теплоснабжения, горячего водоснабжения и технического водоснабжения потребителей г. Читы.

Базовый уровень операционных расходов, включенный в концессионное соглашение, согласован РСТ в установленном порядке.

В соответствии с концессионным соглашением базовый уровень операционных расходов на 2019 год должен составить 334 995,88 тыс.руб.

Органом регулирования при тарифном регулировании базовый уровень операционных расходов на 2019 год учтен в размере 296 886,15 тыс.руб.

Необходимо отметить, что, исходя из концессионного соглашения, не представляется возможно определить в каком пропорциональном размере должны быть учтены расходы по статьям «Расходы на оплату труда» и «Расходы на ремонт основных средств».

При этом, порядок согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования тарифов и метода регулирования тарифов установлен разделом IX Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования № 1075).

В соответствии с пунктом 93 Правил регулирования № 1075 орган регулирования тарифов осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования тарифов и метода регулирования тарифов на основании заявления о подготовке конкурсной документации, представленного организатором конкурса.

В соответствии с положениями Правил регулирования № 1075 согласованные органом регулирования долгосрочные параметры регулирования транслируются в тарифное решение.

При этом, при установлении тарифов, орган регулирования использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, руководствуясь пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

С учетом изложенного, ввиду того, что долгосрочные параметры регулирования впоследствии транслируются в тарифное решение, при анализе и согласовании долгосрочных параметров регулирования органу регулирования необходимо руководствоваться положениями Основ ценообразования № 1075, применяемых при определении соответствующих статей расходов при формировании НВВ.

ФАС России отмечает, что отсутствие проведения такого анализа влечет за собой включение в необходимую валовую выручку необоснованных расходов.

В соответствии с пояснениями Органа регулирования при согласовании базового уровня операционных расходов в рамках заключения концессионного соглашения затраты по статье «Ремонт основных средств» и «Расходы на оплату труда» не были им проанализированы, в том числе с учетом фактической деятельности регулируемой организации за предшествующие периоды регулирования.

Кроме того, Органом регулирования отмечено, что согласование долгосрочных параметров было осуществлено им исходя из состава имущества, сведения о котором были ему направлены в соответствии с пунктом 91 Правил регулирования № 1075. Вместе с тем, фактически в концессию было передано имущество в меньшем составе.

Таким образом, фактически согласование долгосрочных параметров регулирования для объекта концессионного соглашения (в том составе имущества, которое было передано в концессию) Органом регулирования не осуществлялось.

Таким образом, Органу регулирования при расчете расходов по статьям затрат «Расходы на оплату труда» и «Ремонт основных средств» необходимо руководствоваться Основами ценообразования № 1075.

Статья затрат «Отчисления на социальные нужды».

ПАО «ТГК-14»» в ФАС России заявлена величина 78 277 тыс.руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтено в НВВ ПАО «ТГК-14» на 2019 год 71 490 тыс.руб.

Сумма спора составляет 6 787 тыс.руб.

Отмечаем, что согласно статье 426 гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1)    на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

2)    на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

3)    на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

Процент отчислений на социальные нужды, учтенный Органом регулирования, регулируемой организацией не оспаривается.

В соответствии с письменным мнением Органа регулирования принятые расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» в необходимой валовой выручке регулируемой организации на 2019 год составляют 31,2 % от расходов на оплату труда.

Статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной статьей от статьи «Расходы на оплату труда».

Необходимо отметить, что, определить уровень расходов по статье «Расходы на оплату труда», подлежащий учету в базовом уровне операционных расходов на 2019 год, не представляется возможным.

Учитывая частичное удовлетворение требование ПАО «ТГК-14» по величине базового уровня операционных расходов, расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» подлежат пересмотру.

На основании анализа представленных ПАО «ТГК-14» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в ФАС России обосновывающих материалов Комиссия 

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей пункты 28, 41, 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.
      2. Частично удовлетворить требования ПАО «ТГК-14», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
        (рег. № 110034/19 от 26.06.2019).
      3. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определить величину экономически обоснованных расходов, с учетом мотивировочной части настоящего решения, при необходимости запросив дополнительные обосновывающие материалы, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда»;

- «Расходы на ремонт основных средств»;

- «Отчисления на социальные нужды».

4. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 1 октября 2019 года установить долгосрочные тарифы на тепловую энергию на 2019-2028 гг. для ПАО «ТГК-14», на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-14» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

-  решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении для
ПАО «ТГК-14» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.
​​​​6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ПАО «ТГК-14».

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790