Предписание №СП/51619/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету тарифного регулировани... от 14 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

7 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее также — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом тарифного регулирования Республики Хакасия обязательных требований, в том числе отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 28.03.2024
№ 31-8702-С/24 (далее – Отчет о наблюдении), а также возражения в отношении Отчета о наблюдении (далее – Возражения), направленные письмом от 19.04.2024
№ 222-960-ЕЛ (рег. от 19.04.2024 № 66375-ЭП/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные Государственным комитетом тарифного регулирования Республики Хакасия (далее также – Комитет, Орган регулирования) при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал» (ГУП РХ «Хакасресводоканал») (далее также — ГУП, «Хакасресводоканал», Регулируемая организация) на 2024 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 406), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, которым утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

ФАС России проведено наблюдение за соблюдением Комитетом обязательных требований при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении ГУП РХ «Хакасресводоканал» на 2024 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования, по результатам которого составлен Отчет о наблюдении.

Основанием для проведения наблюдения является письмо Хакасского
УФАС России от 13.02.2024 № ОШ/1367/24 (рег. от 13.02.2024 № 23395-ЭП/24) о существенном росте тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных в отношении ГУП РХ «Хакасресводоканал» во втором полугодии 2024 года.

Приказом Комитета от 12.02.2024 № 4-в (далее — Приказ) установлены долгосрочные параметры регулирования на 2024-2027 годы и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для Регулируемой организации.

Вид тарифа, зона

Метод установления тарифа

Базовый уровень операционных расходов, тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, тыс. руб.

Тариф на 2024 год,
руб./куб. м

I полугодие
(со дня опубликования Приказа)

II полугодие

Тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей г. Черногорск, пгт. Пригорск, п. Расцвет,
п. Тепличный, д. Курганная

Метод индексации

154 011,51

206 139,20

26,68

95,96

Тариф на водоотведение для потребителей г. Черногорск, п. Тепличный

42 249,98

99 007,83

19,71

51,74

Тариф на водоотведение для потребителей пгт. Пригорск

31 687,59

33 983,32

84,58

516,35

Тариф на водоотведение для потребителей пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

199 728,31

277 456,29

9,09

29,55

 

ФАС России проанализированы протокол заседания Правления Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 12.02.2024 № 2 (далее — Протокол), Экспертное заключение Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия по результатам экспертизы предложения ГУП РХ «Хакасресводоканал» об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения методом индексации долгосрочного периода регулирования тарифов 2024-2026 гг. и Экспертное заключение Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия по результатам экспертизы предложения
ГУП РХ «Хакасресводоканал» об установлении тарифов в сфере водоотведения методом индексации долгосрочного периода регулирования тарифов 2024-2026 гг. (далее — Экспертные заключения на 2024 год), загруженные в ФГИС ЕИАС 28.02.2024, а также Возражения и приложения к ним.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Величины базового уровня операционных расходов, необходимой валовой выручки (далее также — НВВ) и установленных тарифов, а также продолжительность долгосрочного периода регулирования ГУП, указанные в Экспертных заключениях на 2024 год, не соответствуют отраженным в Протоколе и утвержденным Приказом.

В Возражениях Орган регулирования пояснил, что указанные несоответствия обусловлены тем, что смета для ГУП РХ «Хакасресводоканал» формировалась на основании предыдущей для ГУП РХ «Хакресводоканал», для которого первый год долгосрочного периода приходился на 2019 год, когда статья «Реагенты» еще входила в состав операционных расходов (изменения в этой части внесены в Основы ценообразования № 406 постановлением Правительства Российской Федерации от от 04.07.2019 № 855), поэтому в расчет для нового предприятия в состав операционных расходов ошибочно вошла статья затрат «Реагенты». Комитет указал, что данная ошибка будет устранена, будут внесены изменения в Приказ и Протокол в кратчайший срок.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 данное основание не позволяет Органу регулирования самостоятельно пересматривать тарифы и (или) долгосрочные параметры регулирования.

В этой связи на основании настоящего предписания ФАС России Комитету необходимо привести в соответствие Протокол, Приказ и Экспертные заключения на 2024 год, составленные в соответствии с типовой формой согласно пункту 26 Правил № 406.

Индекс эффективности операционных расходов на 2024-2027 годы для ГУП установлен в размере 1,00% в части всех указанных в вышепредставленной таблице тарифов.

В соответствии с пунктом 46 Методических указаний № 1746-э индекс эффективности операционных расходов устанавливается органом регулирования тарифов для каждой регулируемой организации с целью обеспечения поэтапного достижения эффективного уровня операционных расходов организации в размере от 1 до 5 процентов в год. На первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год.

Из Возражений следует, что Органом регулирования ввиду отсутствия методики по расчету коэффициента сопоставимости, учитывающего технические характеристики централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения
j-ой регулируемой организации , а также разъяснени
й ФАС России определен индекс эффективности операционных расходов в размере 1% как минимально возможный. Кроме того, Комитетом указано, что применение повышенного индекса эффективности операционных расходов не обеспечит поэтапное достижение эффективного уровня операционных расходов Регулируемой организации, а приведет к большему разрыву между плановыми и фактическими операционными расходами, включаемыми в НВВ.

ФАС России отмечает, что Комитетом должен производиться расчет индекса эффективности операционных расходов в соответствии с формулой 9 пункта 47 Методических указаний № 1746-э, а необоснованное применение его в размере 1,00% является нарушением действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, «Хакасресводоканал» как юридическое лицо зарегистрировано 02.11.2023, следовательно, до 2024 года регулирование в отношении ГУП не осуществлялось.

Указанное подтверждается Протоколом, из которого следует, что ранее услуги по водоснабжению потребителям г. Черногорск, пгт. Пригорск,
п. Усть-Абакан оказывало ГУП РХ «Хакресводоканал», которое в настоящий момент признано несостоятельным (банкротом) и в отношении которого открыто конкурсное производство.

По ряду статей затрат расходы (показатели) учитывались Органом регулирования на основании документов, датируемых периодом времени, в котором «Хакасресводоканал» не осуществляло регулируемую деятельность.

В составе Возражений Комитетом представлены распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, а также акты приема-передачи к ним, на основании которых относящееся к государственной собственности Республики Хакасия имущество на праве хозяйственного ведения передано ГУП РХ «Хакасресводоканал». При этом у ФАС России отсутствует возможность определить из направленных в ее адрес документов факт передачи Регулируемой организации имущественного комплекса ГУП РХ «Хакресводоканал» в полном объеме. Пообъектный сравнительный анализ Органом регулирования в рамках Возражений не представлен, так же как и перечень ранее переданного
ГУП РХ «Хакресводоканал» имущества.

В Протоколе не даны пояснения по вопросу существенного роста тарифов во II полугодии 2024 года относительно I полугодия.

Комитет в Возражениях указал, что в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э метод индексации предусматривает установление тарифов не менее, чем на 3 полных года. ГУП РХ «Хакасресводоканал» заявлено установление тарифов на 2024-2026 годы, Органом регулирования тарифы утверждены на 2024-2027 годы, т. к. 2024 год является неполным.

Из Возражений следует, что Комитетом тарифы в отношении
ГУП РХ «Хакасресводоканал» установлены с 01.02.2024 по 30.06.2024 на уровне утвержденных на второе полугодие 2023 года в отношении
ГУП РХ «Хакресводоканал» приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 17.12.2018 № 87-в с последующими изменениями.

ФАС России отмечает, что указанное равенство явно не следует из данного приказа, поскольку при установлении тарифов в отношении
ГУП РХ «Хакасресводоканал» изменена дифференциация тарифов по зонам оказания Регулируемой организацией услуг.

В ответ на устный запрос ФАС России Органом регулирования представлены следующие устные пояснения по вопросу существенного роста тарифов во II полугодии 2024 года относительно I полугодия.

НВВ вновь созданного ГУП РХ «Хакасресводоканал» установлена на 2024 год в сумме, значительно превышающей определенную на предыдущие периоды регулирования для ГУП РХ «Хакресводоканал», с учетом пересмотра расходов на оплату труда, ремонт, спецодежду, электрическую энергию и т. д. в экономически обоснованных и соответствующих требованиям действующего законодательства размерах. ГУП РХ «Хакресводоканал» долгое время находилось в процедуре банкротства, вызванного в том числе «недорегулированием», обусловленным непредоставлением исчерпывающего комплекта обосновывающих материалов. С 2021 года установленные в отношении него тарифы не облагались НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 части II Налогового кодекса Российской Федерации и росли низкими темпами, поскольку организация не предоставляла в Орган регулирования материалы и тот, в свою очередь, производил индексацию ранее учтенных расходов.

По словам Органа регулирования, им при установлении тарифов в отношении вновь созданного ГУП РХ «Хакасресводоканал» проводился анализ экономической обоснованности фактических расходов ГУП РХ «Хакресводоканал». Вместе с тем указанный анализ на обозрение ФАС России не представлен.

 

Раздельный учет

В Протоколе Органом регулирования не представлена информация о ведении ГУП раздельного учета расходов и доходов в соответствии с пунктами 18-20 Основ ценообразования № 406, а также величинах долей и порядке их определения для распределения расходов между зонами оказания услуг и регулируемыми видами деятельности.

В Возражениях Комитет указал, что ГУП ведет раздельный учет расходов и доходов, доли распределения затрат и порядок их определения отражены в каждой общей статье расходов в Протоколе. Органом регулирования на обозрение
ФАС России представлена учетная политика Регулируемой организации, вместе с тем план счетов бухгалтерского учета ГУП в материалах отсутствует.

В связи с этим не представляется возможным определить обоснованность распределения Комитетом затрат между производственными участками, видами деятельности и зонами оказания ГУП услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.

 

Тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей
г. Черногорск, пгт. Пригорск, п. Расцвет, п. Тепличный, д. Курганная

 

1. Натуральные показатели на 2024 год

1.1. Объемы воды

Объемы воды заявлены Регулируемой организацией и учтены Органом регулирования в следующих размерах:

тыс. куб. м

Наименование показателя

Заявлено

Учтено

Объем поднятой воды:

3 942,45

3 885,18

- потери воды

769,02

445,75

- расходы на собственные нужды

77,93

77,93

Объем реализации по категориям потребителей:

3 095,50

3 361,50

- население

2 442,19

2 442,19

- бюджетные организации

188,22

188,22

- прочие потребители

465,08

731,09

 

Объем потерь воды принят Органом регулирования, как указано в Протоколе, на уровне 12,96%, объем расходуемой на собственные нужды воды — по предложению Регулируемой организации, объем реализуемой прочим потребителям воды — на уровне 2023 года.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Определение объема отпуска воды, принятых сточных вод, используемых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществляется в соответствии с разделом II Методических указаний № 1746-э.

Согласно пункту 6 Методических указаний № 1746-э объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.

Из Протокола не представляется возможным определить, каким образом сложились величины учтенных Комитетом объемов воды и на основании каких материалов (документов) они учитывались, а также установить соответствие примененного Органом регулирования подхода предусмотренному вышеуказанными нормами законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

В Возражениях Комитетом отражено, что т. к. предыдущая организация
ГУП РХ «Хакасресводоканал» 5 лет находилась в стадии банкротства, необходимая отчетность для осуществления полного анализа динамики отпуска воды организацией не представлена, поэтому Комитет для определения объемов воды руководствовался представленными документами вновь созданной организации и данными из протоколов ГУП РХ «Хакресводоканал» за предыдущие годы. Объем по прочим потребителям принят на уровне 2023 года в Черногорском филиале (691,53 тыс. куб. м) со снижением на 62% согласно уведомлению АО «Енисейская территориальная генерирующая компания» о том, что в 2022 году водопотребление и водоотведение г. Черногорска производиться не будет в связи с изменением схемы теплоснабжения г. Черногорска и выводом из эксплуатации котельных
г. Черногорска.

При этом на 2024 год объем реализации прочим потребителям принят в размере 731,09 тыс. куб. м, из представленных в составе Возражений материалов (прогнозные расчеты Регулируемой организации, формы статистической отчетности за 2022 год и 9 месяцев 2023 года и пр.) в отсутствие расчетов Комитета и указания точных ссылок на примененные источники данных (показатели)
ФАС России не представляется возможным определить, каким образом сложились учтенные на 2024 год объемы воды, отраженные в вышепредставленной таблице.

ФАС России отмечает, что непредставление ГУП РХ «Хаксресводоканал» сведений о динамике отпуска воды в полном объеме не является основанием для неприменения при расчете данных о фактическом отпуске воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамике отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года. В силу положений пункта 20 Правил № 406 в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.

В Возражениях Органом регулирования указано, что уровень потерь воды утвержден в соответствии с скорректированным расчетом Регулируемой организации, произведенным с учетом Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр. При этом ФАС России не представляется возможным определить источники исходных данных, взятых в расчет.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды. Уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется с учетом нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

В Протоколе и Возражениях не отражены сравнительный анализ значений уровня потерь воды, утвержденных для ранее функционирующего
ГУП РХ «Хакресводоканал» и вновь созданного ГУП РХ «Хакасресводоканал», а также анализ фактических потерь за предыдущий долгосрочный период регулирования.

Учитывая вышеизложенное, объемы воды и уровень потерь воды, а также производные от них статьи затрат и показатели, подлежат дополнительному экономическому анализу, в том числе в соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746-э, с отражением произведенных расчетов и указанием источников исходных данных.

 

1.2. Электрическая энергия для производства питьевой воды

Органом регулирования потребность в электрической энергии для производства питьевой воды на 2024 год принята в следующих объемах:

- 7 956,53 тыс. кВт*ч для уровня напряжения СН2 с учетом поднятой воды в объеме 3 885,18 тыс. куб. м и удельного расхода электрической энергии для нужд водоснабжения в размере 2,0479 тыс. кВт*ч/тыс. куб. м;

- 14,55 тыс. кВт*ч для уровня напряжения НН с учетом поднятой воды в объеме 3 885,18 тыс. куб. м и удельного расхода электрической энергии для нужд водоснабжения в размере 0,0037 тыс. кВт*ч/тыс. куб. м;

- 272,32 тыс. кВт*ч для уровня напряжения ВН с учетом поднятой воды в объеме 3 885,18 тыс. куб. м и удельного расхода электрической энергии для нужд водоснабжения в размере 0,0701 тыс. кВт*ч/тыс. куб. м.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В силу пункта 79 Основ ценообразования № 406 удельный расход электрической энергии как показатель энергосбережения и энергетической эффективности является долгосрочным параметров регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

Согласно пункту 15 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр (далее — Порядок), установление плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности допускается в том числе исходя из фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, определенных в порядке, установленном в разделе II настоящего Порядка.

Органом регулирования же в расчет удельного расхода электрической энергии взят плановый объем водоснабжения на 2024 год в размере 3 885,18 тыс. куб. м. В отсутствие пояснений Комитета и соответствующих обосновывающих материалов ФАС России не представляется возможным определить, чем подтверждены принятые в расчет объемы расхода электроэнергии по уровням напряжения (ВН, СН2, НН).

Кроме того, на момент установления тарифов в отношении ГУП у Органа регулирования имелась информация об утвержденных на 2024 год тарифах на электрическую энергию, в связи с чем применение им тарифов, установленных на декабрь 2022 года — ноябрь 2023 года, с применением ИПЦ в размере 1,056 не обосновано.

Вместе с тем Регулируемая организация в 2024 году не обращалась в
ФАС России для рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), как следствие, расходы в этой части пересчету в рамках исполнения настоящего предписания не подлежат.

Таким образом, принятые Органом регулирования объемы электрической энергии, удельный расход электрической энергии и производные от них статьи затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2. Операционные расходы 2024 года

2.1. Производственные расходы

2.1.1. Реагенты

Расходы на реагенты учтены Органом регулирования в размере 360,40 тыс. руб., заявлены Регулируемой организацией в размере 372,56 тыс. руб.

Затраты приняты Комитетом исходя из рассчитанного ГУП объема поваренной соли 20 554,2 кг и цены в соответствии со счетом-фактурой от 21.04.2023 в размере 16,36 руб./кг с учетом ИПЦ.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 406 расходы на химические реагенты являются неподконтрольными.

В Возражениях Орган регулирования пояснил, что допущение им нарушения пункта 65 Основ ценообразования № 406 обусловлено тем, что смета для
ГУП РХ «Хакасресводоканал» формировалась на основании предыдущей для
ГУП РХ «Хакресводоканал», для которого первый год долгосрочного периода приходился на 2019 год, когда статья «Реагенты» еще входила в состав операционных расходов (изменения в этой части внесены в Основы ценообразования № 406 постановлением Правительства Российской Федерации от от 04.07.2019 № 855), поэтому в расчете для нового предприятия в состав операционных расходов ошибочно вошла статья затрат «Реагенты». Комитет указал, что данная ошибка будет устранена, будут внесены изменения в Приказ и Протокол в кратчайший срок.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 данное основание не позволяет Органу регулирования самостоятельно пересматривать тарифы и (или) долгосрочные параметры регулирования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в сумме 360,40 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня операционных расходов 2024 года с последующим переносом в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

 

2.1.2. Затраты на оплату труда

Затраты на оплату труда учтены Органом регулирования в размере
19 107,32 тыс. руб. на уровне заявленных Регулируемой организацией.

Комитетом расходы по данной статье затрат определены исходя из численности рабочих основного производственного персонала в количестве 38 шт. ед. в соответствии с предложением Регулируемой организации от 07.02.2024 в пределах нормативной численности, рассчитанной по приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.03.3020 № 154/пр «Об утверждении типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства», и средней заработной платы в размере 41 902,02 руб./мес. согласно представленному ГУП штатному расписанию и на основании Положения об оплате и стимулировании труда работников ГУП РХ «Хакасресводоканал», утвержденного приказом
ГУП РХ «Хакасресводоканал» от 01.12.2023 № 17-П.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В силу пункта 17 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:

параметры отраслевого тарифного соглашения;

параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);

размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;

условия коллективного договора;

прогнозный индекс потребительских цен.

Органом регулирования не представлено сравнение учтенной средней заработной платы с рассчитанной в соответствии с отраслевым тарифным соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В Возражениях Комитет указал, что на момент расчета расходов на 2024 год факт присоединения Регулируемой организации к Федеральному отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (далее — ОТС в ЖКХ) не был подтвержден, ГУП на заявляло расходы на оплату труда, рассчитанные в соответствии с ОТС в ЖКХ.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применение к регулируемым организациям профильного ОТС в ЖКХ.

Само по себе наличие отдельного ОТС в ЖКХ свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Аналогичный подход к определению расходов на оплату труда закреплен положениями пункта 17 Методических указаний № 1746-э.

Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести сравнительный анализ учтенных расходов на оплату труда и рассчитанных в соответствии с ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.3. Отчисления на социальные нужды

Расходы на отчисления на социальные нужды учтены Органом регулирования в размере 5 789,52 тыс. руб. на уровне заявленных Регулируемой организацией как 30,3% от фонда оплаты труда (30,0% — страховые взносы, 0,3% — обязательное социальное страхование от несчастных случаев).

Учитывая, что расходы по данной статье затрат производны от расходов на оплату труда, подлежащих дополнительному экономическому анализу, они также подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.4. Общепроизводственные расходы

По данной статье затрат Органом регулирования на уровне заявленных Регулируемой организацией учтены расходы на:

- оплату труда цехового персонала в размере 13 092,61 тыс. руб.;

- оплату труда общефилиальные в размере 5 382,45 тыс. руб.;

- налоги и сборы с фонда оплаты труда общефилиальные в размере
1 630,88 тыс. руб.;

- прочие в размере 1 749,62 тыс. руб.

 

2.1.4.1. Расходы на оплату труда цехового персонала и общефилиальные

В обоснование расходов по данным подстатьям затрат ГУП представлены штатная расстановка, расчет нормативной численности и обоснование численности работников.

Комитетом численность цехового персонала принята в количестве 21 чел., общефилиального — в количестве 7,49 чел.

Комитетом учтенная средняя заработная плата цехового персонала и общефилиального, принятая согласно штатному расписанию, не проанализирована в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 и пунктом 17 Методических указаний № 1746-э, не представлено ее сравнение с рассчитанной по ОТС в ЖКХ.

В Возражениях Комитет указал, что на момент расчета расходов на 2024 год факт присоединения Регулируемой организации к ОТС в ЖКХ не был подтвержден, ГУП на заявляло расходы на оплату труда, рассчитанные в соответствии с ОТС в ЖКХ.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применение к регулируемым организациям профильного ОТС в ЖКХ.

Само по себе наличие отдельного ОТС в ЖКХ свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести сравнительный анализ учтенных расходов на оплату труда и рассчитанных в соответствии с ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной подстатье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.4.2. Налоги и сборы с фонда оплаты труда общефилиальные

Расходы на отчисления на социальные нужды учтены Органом регулирования как 30,3% от фонда оплаты труда (30,0% — страховые взносы, 0,3% — обязательное социальное страхование от несчастных случаев).

Учитывая, что расходы по данной подстатье затрат производны от расходов на оплату труда, подлежащих дополнительному экономическому анализу, они также подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.4.3. Прочие расходы

Из Протокола и Возражений следует, что в составе прочих расходов учтены расходы по транспортному участку (филиальные) в размере 1 749,62 тыс. руб., в том числе расходы на оплату труда, налоги и сборы с фонда оплаты труда.

Органу регулирования необходимо дополнительно проанализировать указанные расходы с учетом позиций ФАС России, отраженных по аналогичным статьям/подстатьям затрат выше по тексту настоящего предписания.

В подстатью затрат «Прочие» Комитетом включена в том числе оплата дороги «Платон».

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» денежные средства, вносимые собственником (владельцем) транспортного средства, перечисляются в федеральный бюджет.

Таким образом, расходы на возмещение вреда автомобильным дорогам по системе «Платон» согласно пункту 65 Основ ценообразования № 406 подлежат учету в составе неподконтрольных расходов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной подстатье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов и переносом расходов на возмещение вреда автомобильным дорогам по системе «Платон» в состав неподконтрольных в экономически обоснованном размере.

 

2.1.5. Ремонтные расходы

2.1.5.1. Текущий и капитальный ремонт

Расходы по данным подстатьям затрат учтены как сумма 3 391,61 тыс. руб. на текущий ремонт и 20 031,51 тыс. руб. на капитальный ремонт по
г. Черногорску и г. Пригорску, предусмотренная производственной программой
ГУП РХ «Хакасресводоканал», осуществляющего холодное водоснабжение, утвержденной Приказом.

Соответствующие расходы заявлены ГУП в размерах 4 872,13 тыс. руб. и 22 486,44 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 406 при определении ремонтных расходов регулируемой организации используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Из Протокола не представляется возможным определить, каким образом сложилась учтенная сумма расходов на текущий и капитальный ремонт на водоснабжение г. Черногорска и г. Пригорска. Комитетом не отражены анализ ремонтных расходов в соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования
№ 406, в том числе в части периодичности выполнения работ, а также расчет расходов с указанием планируемых ремонтных мероприятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона о водоснабжении и водоотведении производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее — Правила № 641), в производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.

В Протоколе усматриваются признаки учета расходов, не подлежащих включению в производственную программу в силу пункта 4 Правил № 641 и относящихся к расходам, учитываемым в соответствии с утвержденной инвестиционной программой согласно положениям пункта 17 Основ ценообразования № 406 (учтены расходы на проведение ремонта, который до предоставления Регулируемой организацией дополнительных документов классифицировался как «реконструкция»).

ФАС России отмечает, что для обоснования расходов на ремонт регулируемой организацией должны представляться в том числе дефектные ведомости, предписания внутренней комиссии регулируемой организации, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ.

Из Возражений следует, что первоначально Регулируемой организацией заявлены к включению в тариф в качестве ремонтных работы по замене изношенных участков трубопроводов со значительным уменьшением их диаметров. Ввиду того, что это привело бы к значительному изменению технических характеристик трубопроводов, соответствующие мероприятия могли квалифицироваться как реконструкция. По итогам рассмотрения материалов Органом регулирования сделаны замечания, которые были учтены Регулируемой организацией: в адрес Комитета направлены дополнительные обосновывающие документы с пересмотренными техническими решениями, предусматривающими замену участков трубопроводов без изменения их диаметров). Такие мероприятия были квалифицированы Органом регулирования как капитальный ремонт.

В составе Возражений соответствующие обосновывающие материалы (документы), в том числе дефектные ведомости, акты обследования, протоколы технического совета, на которые ссылался Комитет, представлены не были, требуемый анализ экономической обоснованности затрат не отражен.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной подстатье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.5.2. Затраты на оплату труда ремонтного персонала

Расходы по данной статье затрат приняты в размере 24 862,06 тыс. руб. на уровне заявленных ГУП.

Органом регулирования численность ремонтного персонала учтена в количестве 45 шт. ед. в пределах нормативной численности, определенной в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.03.2020 № 154/пр «Об утверждении типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства».

Комитетом учтенная согласно штатному расписанию и Положению об оплате и стимулировании труда работников ГУП РХ «Хакасресводоканал», утвержденному приказом Регулируемой организации от 01.12.2023 № 17-П, средняя заработная плата не проанализирована в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования
№ 406 и пунктом 17 Методических указаний № 1746-э.

В Возражениях Комитет указал, что на момент расчета расходов на 2024 год факт присоединения Регулируемой организации к ОТС в ЖКХ не был подтвержден, ГУП на заявляло расходы на оплату труда, рассчитанные в соответствии с ОТС в ЖКХ.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применение к регулируемым организациям профильного ОТС в ЖКХ.

Само по себе наличие отдельного ОТС в ЖКХ свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести сравнительный анализ учтенных расходов на оплату труда и рассчитанных в соответствии с ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной подстатье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.5.3. Отчисления на социальные нужды

Расходы на отчисления на социальные нужды в размере 7 533,21 тыс. руб. учтены Органом регулирования как 30,3% от фонда оплаты труда (30,0% — страховые взносы, 0,3% — обязательное социальное страхование от несчастных случаев) на уровне заявленных ГУП.

Учитывая, что расходы по данной подстатье затрат производны от расходов на оплату труда, подлежащих дополнительному экономическому анализу, они также подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.6. Административные расходы

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на:

- оплату труда АУП в размере 17 426,20 тыс. руб.;

- налоги и сборы с фонда оплаты труда АУП в размере 5 280,14 тыс. руб.;

- прочие в размере 2 708,25 тыс. руб.

 

2.1.6.1. Расходы на оплату труда АУП

В обоснование расходов по данной подстатье затрат ГУП представлены штатное расписание, штатная расстановка и приказы, утверждающие порядок оплаты труда в Регулируемой организации.

Комитетом численность АУП принята в количестве 24,77 шт. ед. в пределах нормативной численности, рассчитанной в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.03.2020 № 154/пр «Об утверждении типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства».

Комитетом учтенная согласно штатному расписанию и Положению об оплате и стимулировании труда работников ГУП РХ «Хакасресводоканал», утвержденного приказом Регулируемой организации от 01.12.2023 № 17-П средняя заработная плата АУП не проанализирована в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования
№ 406 и пунктом 17 Методических указаний № 1746-э, не отражено ее сравнение с рассчитанной ОТС в ЖКХ.

В Возражениях Комитет указал, что на момент расчета расходов на 2024 год факт присоединения Регулируемой организации к ОТС в ЖКХ не был подтвержден, ГУП на заявляло расходы на оплату труда, рассчитанные в соответствии с ОТС в ЖКХ.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применение к регулируемым организациям профильного ОТС в ЖКХ.

Само по себе наличие отдельного ОТС в ЖКХ свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести сравнительный анализ учтенных расходов на оплату труда и рассчитанных в соответствии с ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной подстатье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.6.2. Отчисления на социальные нужды АУП

Расходы на отчисления на социальные нужды АУП учтены Органом регулирования в размере 5 280,14 тыс. руб. как 30,3% от фонда оплаты труда (30,0% — страховые взносы, 0,3% — обязательное социальное страхование от несчастных случаев).

Учитывая, что расходы по данной подстатье затрат производны от расходов на оплату труда, подлежащих дополнительному экономическому анализу, они также подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3. Неподконтрольные расходы на 2024 год

3.1. Налог на имущество

Расходы на уплату налога на имущество приняты в размере 1 336,21 тыс. руб. при заявленных ГУП 1 356,18 тыс. руб. Основанием для их учета послужили расчет Регулируемой организации и акт приема-передачи имущества от 01.12.2023 № 1, утвержденный распоряжением Минимущества Хакасии и согласованный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.

В Возражениях Комитетом указано, что расчет расходов на уплату налога на имущество приложен, однако в адрес ФАС России он не поступал.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

Тарифы на водоотведение

 

1. Натуральные показатели на 2024 год

1.1. Объемы реализации

Объемы реализации учтены Органом регулирования на уровне заявленных Регулируемой организацией в следующих размерах:

тыс. куб. м

Наименование показателя

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Объем реализации по категориям потребителей:

2 771,46

113,10

14 360,88

- население

2 250,87

62,11

2 537,38

- бюджетные организации

202,79

43,98

261,18

- прочие потребители

317,81

7,02

11 562,33

Учитывая аналогичность подходов Органа регулирования к определению натуральных величин, объемы реализации, а также производные от них статьи затрат и показатели, подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом позиции ФАС России, отраженной в пункте «1.1. Объемы воды» настоящего предписания.

 

1.2. Электрическая энергия для водоотведения

Объемы электрической энергии для водоотведения учтены Органом регулирования в следующих размерах:

тыс. кВт*ч

Наименование показателя

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Электрическая энергия для водоотведения по уровням напряжения:

 

 

 

- СН2

173,37

-

46,22

- ВН

308,06

-

12 090,35

- НН

-

-

14,65

Учитывая аналогичность подходов Органа регулирования к определению натуральных величин, объемы электрической энергии, удельный расход электрической энергии, а также производные от них статьи затрат и показатели, подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом позиции ФАС России, отраженной в пункте «1.2. Электрическая энергия для производства питьевой воды» настоящего предписания.

 

2. Операционные расходы 2024 года

2.1. Производственные расходы

2.1.1. Реагенты

Расходы на реагенты учтены Органом регулирования на уровне заявленных Регулируемой организацией в следующих размерах:

тыс. руб.

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

-

12,38

1 928,11

 

Затраты приняты Комитетом исходя из рассчитанных объемов реагентов и цены в соответствии со счетом-фактурой от 10.04.2023 с учетом ИПЦ.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 406 расходы на химические реагенты являются неподконтрольными.

В Возражениях Орган регулирования пояснил, что допущение им нарушения пункта 65 Основ ценообразования № 406 обусловлено тем, что смета для
ГУП РХ «Хакасресводоканал» формировалась на основании предыдущей для
ГУП РХ «Хакресводоканал», для которого первый год долгосрочного периода приходился на 2019 год, когда статья «Реагенты» еще входила в состав операционных расходов (изменения в этой части внесены в Основы ценообразования № 406 постановлением Правительства Российской Федерации от от 04.07.2019 № 855), поэтому в расчете для нового предприятия в состав операционных расходов ошибочно вошла статья затрат «Реагенты». Комитет указал, что данная ошибка будет устранена, будут внесены изменения в Приказ и Протокол в кратчайший срок.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 данное основание не позволяет Органу регулирования самостоятельно пересматривать тарифы и (или) долгосрочные параметры регулирования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в сумме 1 940,49 тыс. руб. (12,38 + 1 928,11) подлежат исключению из базового уровня операционных расходов 2024 года с последующим переносом в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

 

2.1.2. Расходы на оплату труда основного производственного персонала

Расходы на оплату труда основного производственного персонала учтены Органом регулирования и заявлены Регулируемой организацией в следующих размерах:

 

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Заявлено, тыс. руб., исходя из:

4 462,89

9 579,70

37 296,05

- численности, чел.

9

19

75

- среднемесячной заработной платы, руб./мес.

41 323,06

42 016,23

41 440,06

Учтено, тыс. руб., исходя из:

4 462,89

7 003,41

37 296,05

- численности, чел.

9

14

75

- среднемесячной заработной платы, руб./мес.

41 323,06

41 686,95

41 440,06

 

Органом регулирования не представлены анализ учтенных расходов в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 и пунктом 17 Методических указаний № 1746-э и сравнение учтенной средней заработной платы с рассчитанной в соответствии с ОТС в ЖКХ.

В Возражениях Комитет указал, что на момент расчета расходов на 2024 год факт присоединения Регулируемой организации к ОТС в ЖКХ не был подтвержден, ГУП на заявляло расходы на оплату труда, рассчитанные в соответствии с ОТС в ЖКХ.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применение к регулируемым организациям профильного ОТС в ЖКХ.

Само по себе наличие отдельного ОТС в ЖКХ свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести сравнительный анализ учтенных расходов на оплату труда и рассчитанных в соответствии с ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.3. Отчисления на социальные нужды

Расходы на отчисления на социальные нужды учтены Органом регулирования как 30,3% от фонда оплаты труда (30,0% — страховые взносы, 0,3% — обязательное социальное страхование от несчастных случаев) в следующих размерах:

тыс. руб.

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

1 352,26

2 122,03

11 300,70

 

Учитывая, что расходы по данной статье затрат производны от расходов на оплату труда, подлежащих дополнительному экономическому анализу, они также подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.4. Прочие производственные расходы

Прочие производственные расходы на 2024 год учтены Органом регулирования и заявлены Регулируемой организацией в следующих размерах:

тыс. руб.

 

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Заявлено

304,47

812,57

3 200,27

Учтено

304,47

561,88

6 414,28

В части расходов на утилизацию и захоронение ТБО и ТКО, учтенных в размере 75,83 тыс. руб., необходимо отметить, что расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 406 являются неподконтрольными.

Учитывая вышеизложенное, расходы на утилизацию и захоронение ТБО и ТКО в размере 75,83 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня операционных расходов 2024 года с последующим переносом в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

 

2.1.5. Общепроизводственные расходы

Общепроизводственные расходы учтены Органом регулирования в следующих размерах:

тыс. руб.

Статья затрат

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Фонд оплаты труда

4 838,45

3 809,02

8 169,44

Отчисления на социальные нужды

1 466,05

1 154,19

2 475,34

Расходы автотранспортного участка

4 571,04

-

-

Прочие расходы

408,60

641,29

3 415,13

Итого

11 284,20

5 604,68

14 059,92

 

Учтенные по данной статье затрат расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом позиций ФАС России, отраженных по аналогичным статьям/подстатьям затрат выше по тексту настоящего предписания.

 

2.1.6. Ремонтные расходы

Ремонтные расходы учтены Органом регулирования в следующих размерах:

тыс. руб.

Статья затрат

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Текущий ремонт

432,85

593,47

1 826,39

Капитальный ремонт

4 648,01

3 642,11

1 316,35

ФОТ ремонтного персонала

9 876,93

1 809,68

9 750,37

Отчисления на социальные нужды с ФОТ

2 992,71

548,33

2 954,36

Прочие

959,59

261,43

1 056,80

Итого

11 284,20

5 604,68

16 904,27

 

Расходы по подстатьям затрат «ФОТ ремонтного персонала», «Отчисления на социальные нужды с ФОТ» и «Прочие» подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом позиций ФАС России, отраженных по аналогичным статьям/подстатьям затрат выше по тексту настоящего предписания.

 

2.1.6.1. Текущий и капитальный ремонт

Учитывая аналогичность подходов Органа регулирования к учету расходов по данной статье затрат, они подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом позиции ФАС России, отраженной в пункте «2.1.5.1. Текущий и капитальный ремонт» выше по тексту настоящего предписания, и последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1.7. Административные расходы

Административные расходы учтены Органом регулирования в следующих размерах:

 

тыс. руб.

Статья затрат

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Расходы на оплату труда

4 070,23

6 387,23

34 014,63

Налоги и сборы с фонда оплаты труда

1 233,28

1 935,33

10 306,43

Прочие

632,56

992,65

5 286,29

Итого

5 936,08

9 315,21

49 607,35

 

Расходы по подстатьям затрат «Расходы на оплату труда» и «Налоги и сборы с фонда оплаты труда» подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом позиций ФАС России, отраженных по аналогичным статьям/подстатьям затрат выше по тексту настоящего предписания.

 

2.1.9. Косвенные расходы

Косвенные расходы учтены Органом регулирования в следующих размерах:

тыс. руб.

Статья затрат

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Расходы автотранспортного участка

4 035,23

Лаборатория

11 000,36

Цех централизованного ремонта

25 579,86

Электроцех

15 055,14

Котельная (цех теплоснабжения)

8 471,40

Итого

64 142,00

 

В части расходов на оплату дороги «Платон», химические реагенты, плату за негативное воздействие, уголь для отопления котельной и электрическую энергию необходимо отметить, что данные затраты, как следует из пунктов 61 и 65 Основ ценообразования № 406, не относятся к операционным расходам.

В расходах на лабораторию учтены затраты на покупку вентиляции. Органом регулирования не проведен их анализ в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406, не указано, на основании каких материалов (документов) они учтены. Комитетом расходы на покупку вентиляции как единовременные разделены на годы долгосрочного периода регулирования (3 года). При этом из Приказа следует, что для Регулируемой организации он составляет 4 года (2024-2027 годы). Аналогичное замечание распространяется на расходы на проведение исследований атмосферного воздуха (подстатья затрат «Котельная»).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3. Неподконтрольные расходы на 2024 год

Неподконтрольные расходы учтены Органом регулирования в следующих размерах:

тыс. руб.

Статья затрат

г. Черногорск,
п. Тепличный

пгт. Пригорск

пгт. Усть-Абакан,
п. Расцвет

Расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод

53 545,43

-

-

Налог на имущество

792,23

370,59

1 397,92

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

-

7,67

26 570,30

Земельный налог

-

-

1,11

Водный налог

-

-

0,09

Транспортный налог

-

-

86,90

Итого

54 337,66

378,26

28 056,21

 

В Возражениях Комитетом указано, что расчет расходов на уплату налога на имущество приложен, однако в адрес ФАС России он не поступал.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной подстатье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет тарифного регулирования Республики Хакасия нарушившим положения пунктов 22, 27, 29, 51, 52, 64, 65, 72 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункта 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, положения Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал» на 2024 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования.

2. Исполнительному органу Республики Хакасия в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:

2.1. Исключить из базового уровня операционных расходов государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал» 2024 года с последующим переносом в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере расходы по статьям затрат:

«Реагенты» в размерах 360,40 тыс. руб. (в части тарифа на питьевую воду (водоснабжение)) и 1 940,49 тыс. руб. (в части тарифов на водоотведение);

- «Прочие производственные расходы» в размере 75,83 тыс. руб. (в части тарифов на водоотведение).

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить их результаты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

2.2.1. в части тарифа на питьевую воду (водоснабжение):

- «Объемы воды» на 2024 год;

- «Электрическая энергия для производства питьевой воды» на 2024 год;

- «Затраты на оплату труда»;

- «Отчисления на социальные нужды»;

- «Расходы на оплату труда цехового персонала и общефилиальные»;

- «Налоги и сборы с фонда оплаты труда общефилиальные»;

- «Прочие расходы»;

- «Текущий и капитальный ремонт»;

- «Затраты на оплату труда ремонтного персонала»;

- «Расходы на оплату труда АУП»;

- «Отчисления на социальные нужды АУП»;

- «Налог на имущество» на 2024 год;

2.2.2. в части тарифов на водоотведение:

- «Объемы реализации» на 2024 год;

- «Электрическая энергия для водоотведения» на 2024 год;

- «Расходы на оплату труда основного производственного персонала»;

- «Отчисления на социальные нужды»;

- «Общепроизводственные расходы»;

- «Ремонтные расходы»;

- «Текущий и капитальный ремонт»;

- «Административные расходы»;

- «Косвенные расходы»;

- «Неподконтрольные расходы» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Республики Хакасия в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения пересмотреть базовый уровень операционных расходов государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал» 2024 года и величину необходимой валовой выручки государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Республики Хакасия в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения не позднее 01.09.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал» на 2024 год, а также установить (пересмотреть) тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные в отношении государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

6. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Республики Хакасия в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения исполнительного органа Республики Хакасия в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления исполнительного органа Республики Хакасия в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакасресводоканал», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет тарифного регулирования Республики Хакасия
ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391
Хакаское УФАС России
ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243