Решение №СП/27732/19 РЕШЕНИЕ от 5 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Жилкомсервис» МО «Курильский городской округ»

ул. Курильская, д. 12-А, г. Курильск, Сахалинская область, 694530 iturupkks@mail.ru

Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области

пр-т Коммунистический, д. 39, г. Южно-Сахалинск, 693011
sakhrec@admsakhalin.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «29» марта 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в транспортных терминалах, портах, аэропортах и в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей № 6, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:<..............>,рассмотрев разногласия по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» (далее – Заявитель, регулируемая организация, МУП «Жилкомсервис») (исх. от 27.12.2018 № 1374, вх. от 07.02.2019 № 21337/19), возникший с Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – РЭК, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на оказываемые услуги водоснабжения МУП «Жилкомсервис» на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 27.12.2018 № 1374, вх. от 07.02.2019 № 21337/19) о разногласиях между муниципальным унитарным предприятием «Жилкомсервис» муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Заявитель, МУП «Жилкомсервис») и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – орган регулирования, РЭК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения.

Разногласия между МУП «Жилкомсервис» и органом регулирования возникли по приказу Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 20.11.2018 № 28-ОКК «Об установлении тарифов муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» муниципального образования «Курильский городской округ» на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей, за исключением села Горное, на период 2019-2023 годов». Для МУП «Жилкомсервис» тарифы на оказываемые услуги водоснабжения установлены методом индексации на 2019-2023 годы (второй долгосрочный период регулирования).

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов (далее – Правила № 406) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

МУП «Жилкомсервис» является многоотраслевым предприятием и согласно Уставу регулируемой организации осуществляет в том числе следующие виды деятельности в сфере оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения:

- сбор, очистка и распределение воды.

- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная органом регулирования на 2019 год для МУП «Жилкомсервис», составляет по водоснабжению - 22 732,84 тыс. руб. (объём реализации услуг водоснабжения составляет 164,0 тыс. куб. м., тариф на оказываемые услуги водоснабжения – 136,23 руб./куб. м.).

В поданном на разногласия в ФАС России заявлении регулируемая организация считает, что при установлении тарифов на питьевое водоснабжение для МУП «Жилкомсервис» на 2019 год органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации, мотивируя свою позицию тем, что РЭК не были учтены расходы по статье «Расходы на оплату труда административно-управленческого (общехозяйственного) персонала» по питьевому водоснабжению в размере 5 142,35 тыс. руб. (разногласия возникли по расчету численности административно-управленческого персонала, применения тарифных коэффициентов и разрядов специальностей). Также МУП «Жилкомсервис» оспаривается принцип и доля распределения органом регулирования административных (общехозяйственных) расходов по видам деятельности.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет по водоснабжению - 27 875,19 тыс. руб., в этой связи между учтённой органом регулирования и заявленной МУП «Жилкомсервис» на разногласия в ФАС России величиной средств разница составляет 5 142,35 тыс. руб.

1.  Статья затрат «Расходы на оплату труда административно-управленческого (общехозяйственного) персонала».

Расходы на оплату труда административно-управленческого (общехозяйственного) персонала заявлены МУП «Жилкомсервис» в целом в сумме 30 410,95 тыс. руб., (без учета взносов во внебюджетные фонды).

При этом органом регулирования указанные расходы приняты в составе необходимой валовой выручки МУП «Жилкомсервис» 2019 года в размере 19 814,68 тыс. руб.

Объем заявленных разногласий по расчетному фонду оплаты труда административно-управленческого (общехозяйственного) персонала (без учета взносов во внебюджетные фонды) составил 10 596,27 тыс. руб.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

МУП «Жилкомсервис» в ФАС России на разногласия в качестве обоснования заявленных требований представлены следующие материалы:

- расчет фонда оплаты труда на 2019 год работников АУП МУП «Жилкомсервис»;

- штатное расписание и тарифные сетки по оплате труда рабочих-повременщиков и работников АУП (за исключением с. Горное), действующие на период с 01.01.2019.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 406 регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности в том числе в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Исходя из анализа материалов, представленных МУП «Жилкомсервис» на разногласия, между органом регулирования и Заявителем по рассматриваемой статье затрат ФАС России сделан вывод о том, что спор заключается в расчете численности административно-управленческого персонала, применения тарифных коэффициентов и разрядов специальностей.

ФАС России отмечает, что и орган регулирования и МУП «Жилкомсервис» при расчете расходов на оплату труда административно-управленческого персонала руководствовались требованиями Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 31.03.1999 № 81 (далее - Методические рекомендации № 81).

Согласно заявлениям МУП «Жилкомсервис», представленным в ФАС России на разногласия, оплата труда определена Заявителем на основе единой тарифной сетки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.1999 № 309 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», которая может быть использована на всех предприятиях жилищно-коммунального хозяйства независимо от организационно-правовых форм (таблица 1 пункта 2.2. Методических указаний № 81).

Орган регулирования, ссылаясь на то, что указанное выше постановление утратило силу с 01.01.2001, использовал в своём расчете межразрядные тарифные коэффициенты, утвержденные директором МУП «Жилкомсервис», которые были представлены регулируемой организацией в составе тарифной заявки и соответствуют межразрядным коэффициентам, рекомендуемым Отраслевым тарифным соглашением по жилищно-коммунальному хозяйству Сахалинской области на 2013-2015 гг. (продленным на 2016-2018 гг.), действовавшим на момент установления тарифов.

В отношении разногласий по применяемым разрядам орган регулирования поясняет, что в разделе 2.2. Методических рекомендаций № 81 содержится диапазон разрядов (минимальный – максимальный) в разрезе специальностей административно-управленческого персонала (далее – АУП), из которых органом регулирования применены минимальные значения.

Кроме того, МУП «Жилкомсервис» заявлены разногласия по численности административно-управленческого персонала. Так, регулируемой организацией в представленных в орган регулирования расчетах заявлена численность АУП на уровне 30,5 ед. (в соответствии со штатным расписанием от 02.04.2018). При этом РЭК Сахалинской области учтено при формировании фонда оплаты труда МУП «Жилкомсервис» 24,5 ед. согласно Рекомендациям по нормированию труда руководителей, специалистов и служащих многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработанными Центром муниципальной экономики и права в 2005 году.

ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих материалов к заявлению МУП «Жилкомсервис» об установлении тарифов на водоснабжение на 2019 год в орган регулирования в качестве обоснования численности была представлена форма статистической отчётности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», свидетельствующая о фактической численности, сложившейся на предприятии за предыдущий период регулирования, в которой отсутствует разделение по видам деятельности, а данные по численности работников указаны в целом по предприятию, что не соответствует требованиям законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) и свидетельствует о целесообразном подходе органа регулирования при формировании численности АУП согласно Рекомендациям по нормированию труда руководителей, специалистов и служащих многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработанными Центром муниципальной экономики и права в 2005 году.

На основании вышеизложенного, требования МУП «Жилкомсервис», заявленные на разногласия в ФАС России по расчетному фонду оплаты труда административного (общехозяйственного) персонала, не подлежат удовлетворению.

2. Распределение административно-управленческих (общехозяйственных) расходов по видам деятельности.

МУП «Жилкомсервис» в заявлении о разногласиях указывает на нарушение органом регулирования при распределении административно-управленческих (общехозяйственных) расходов по всем видам деятельности регулируемой организации пункта 14 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 406 если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, то расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.

Согласно пункту 7 учетной политики МУП «Жилкомсервис», утвержденной приказом от 06.07.2018 № 125-П (далее - Учетная политика), общехозяйственные (административные) расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» ежемесячно включаются в состав фактической производственной себестоимости с распределением их на счете 20 «Основное производство» исключительно по услугам регулируемых видов деятельности исходя их фонда оплаты труда основного производственного персонала регулируемых видов деятельности.

МУП «Жилкомсервис» относит на счет 20 «Основное производство» следующие регулируемые виды деятельности: - теплоснабжение с коллекторов; - теплоснабжение с услугой по передаче; - электроснабжение; - водоснабжение; - водоотведение.

При этом регулируемая организация является многоотраслевым предприятием, которое оказывает более 10 видов деятельности.

В материалах тарифной заявки МУП «Жилкомсервис», на основании которых орган регулирования принимал решение об установлении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения на 2019-2023 гг., содержалась предыдущая версия учетной политики Заявителя, утвержденная 29.12.2017, согласно которой общехозяйственные (административные) расходы распределены предприятием по следующим основным видам деятельности пропорционально выручке: - оказание услуг по теплоснабжению; - электроснабжение; - водоснабжение; - водоотведение; - деятельность сухопутного пассажирского транспорта (внутригородские и пригородные перевозки пассажиров); - деятельность физкультурно-оздоровительная;

- управление эксплуатацией жилищного фонда.

Кроме того, Заявителем в орган регулирования был представлен «Анализ счета 20 по субконто, виды номенклатуры: затраты на производство за 2017 год» в части начисления заработной платы основных работников по 8-ми видам деятельности: - электроэнергия; - тепловая энергия; - водоснабжение; - водоотведение; - пассажирские перевозки; - техническое содержание; - баня; - ТКО.

Также Заявитель отмечает, что в настоящее время имеет договор на управление многоквартирными домами № 1 от 12.05.2017, заключенный на основании открытого конкурса по отбору Управляющей организации для управления многоквартирными домами, который заканчивает срок действия 12.05.2020. В связи с тем, что тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения устанавливаются для МУП «Жилкомсервис» с 2019 года на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, а базовый уровень расходов, в который входят также и общехозяйственные расходы, распределенные органом регулирования в том числе и на указанные виды деятельности, в соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования № 406 относится к долгосрочным параметрам, следовательно учтённая органом регулирования величина общехозяйственных расходов не подлежит корректировке в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Органом регулирования при расчете тарифов на водоснабжение на 2019 год распределены общехозяйственные (административно — управленческие) расходы пропорционально фактическому фонду оплаты труда основного производственного персонала МУП «Жилкомсервис» за 2017 год, что соответствует учётной политике регулируемой организации, представленной в РЭК Сахалинской области на момент установления тарифов.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения при распределении общехозяйственных расходов МУП «Жилкомсервис» вышеуказанным способом.

Следовательно, требования МУП «Жилкомсервис» относительно правомерности распределения органом регулирования общехозяйственных расходов по видам деятельности не подлежат удовлетворению.

Резюмируя вышеизложенное, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между МУП «Жилкомсервис» и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (исх. от 27.12.2018 № 1374, вх. от 07.02.2019 № 21337/19), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований МУП «Жилкомсервис» МО «Курильский городской округ», изложенных в заявлениях о рассмотрении разногласий с егиональной энергетической комиссией Сахалинской области (исх. от 27.12.2018 № 1374, вх. от 07.02.2019 № 21337/19) в отношении установленных тарифов в сфере водоснабжения на 2019-2013 гг.

 <..............>

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
ИНН 0000000000, ОГРН 0000000000000
МУП "Жилкомсервис" МО "Курильского городского округа"
ИНН , ОГРН