Решения по тарифам №СП/43961/21 Решение о частичном удовлетворении требований ООО "Дворянски... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» мая 2021 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе: <...>

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Дворянский двор» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 11.03.2021 № 21/С, вх. от 15.03.2021 № 40680/21), возникший с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства, в лице <...>, <...>, а также представителей ООО «Дворянский двор», в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 11.03.2021 № 21/С, вх. от 15.03.2021 № 40680/21) о разногласиях между ООО «Дворянский двор» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения по постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2017 № 308-в (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 18.12.2020 № 321-в), и установлено следующее.

Для ООО «Дворянский двор» тариф на оказываемые услуги по транспортировке питьевой воды установлен методом индексации установленных тарифов на 2018-2022 годы.

Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для ООО «Дворянский двор» на 2021 год по транспортировке питьевой воды составляет 26 390,05 тыс. руб. (тариф утвержден на уровне 18,10 руб./куб. м. без учета НДС).

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, по транспортировке питьевой воды составляет 46 803,42 тыс. руб. (тариф на уровне 32,10 руб./куб. м. с ростом 77 %).

Таким образом, сумма разногласий по транспортировке питьевой воды составляет 20 413,37 тыс. Руб.

В поданном заявлении ООО «Дворянский двор» считает, что Министерством нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов и просит обязать Министерство произвести перерасчет экономически обоснованного уровня тарифов на 2021 год, с учетом определения затрат на услуги в следующем размере:

- арендная плата в размере 11 087,46 тыс. руб.;

- амортизация в размере 10 397,41 тыс. руб.;

- налоги (УСН) в размере 468 тыс. руб.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

1. Арендная плата.

ООО «Дворянский двор» заявляет об учете расходов на арендную плату по транспортированию питьевой воды в размере 11 087,46 тыс. руб. при отсутствии учтенных органом регулирования расходов по данной статье.

В качестве обосновывающих документов, подтверждающих заявленные требования, в адрес ФАС России ООО «Дворянский двор» представлены:

- приказы о балансовой стоимости ОС;

- договоры купли-продажи имущества собственника ОС;

- договоры аренды недвижимого имущества;

- выписки из ЕГРН;

- инвентарные карточки учета ОС;

- ОСВ по счетам 01.01, 02, 08.04.2 за 2020 г.;

- расчет плановой амортизации на 2021 г.;

- ведомость амортизации за 2020 г. (только по двум договорам аренды с ИП <...> из совокупных 7).

Органом регулирования при установлении тарифов на 2021 год не учтены расходы на арендную плату в связи с отсутствием в договорах расшифровки арендной платы (амортизация, налог на имущество), экономическое обоснование сумм арендной платы, документы, подтверждающие начисление собственником амортизации, а также оплату налогов и других обязательных платежей, а также в связи с отсутствием разбивки сумм на объекты водоснабжения и водоотведения по договорам аренды недвижимого имущества с правом выкупа от 17.10.2019 № 618/с, субаренды недвижимого имущества от 19.10.2019 № 3/С.

Также орган регулирования указывает на то, что обосновывающие материалы по аренде с ИП <...> представлены в орган регулирования после проведения комиссии Министерства 18.12.2020, на которой принималось решение об установлении тарифов для ООО «Дворянский двор», посредством загрузки документов в систему ЕИАС.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406.

Подпунктом «в» пункта 65 Основ ценообразования № 406 определено, что размер расходов на арендную плату и лизинговые платежи определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

Расходы на амортизацию основных средств в силу пункта 38 Основ ценообразования № 406 относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку.

Согласно пункту 77 Основ ценообразования № 406, пункту 28 Методических указаний № 1746-э сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания № 91н).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием инвентарных карточек.

Согласно пункту 65 Методических указаний № 91н сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

На основании пункта 25 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и корректности определения параметров расчета тарифов.

Кроме того, согласно решению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.08.2013 № ВАС-6446/13 в отсутствие экономического обоснования затрат на амортизацию, в том числе разделения арендодателем сумм арендной платы на суммы амортизационных отчислений и налога на имущество, у органа регулирования тарифов отсутствуют правовые основания для учета данных затрат в составе необходимой валовой выручки регулируемых тарифов.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией не было представлено в ФАС России в составе обосновывающих материалов, первичных документов, таких как: актов вводов объектов в эксплуатацию, амортизационных ведомостей (кроме договоров с ИП Злобин А.В.).

При этом амортизационная ведомость по договорам с ИП Злобин А.В., направленная в ФАС России, представлена Заявителем за полный 2020 год, что может свидетельствовать о неточности указанных данных в связи со сроком представления данных ранее окончания отчетного периода (2020 год). Так, начисленная амортизация, указанная в амортизационной ведомости, не соответствует заявленной сумме амортизационных отчислений в представленном расчете ООО «Дворянский двор».

Таким образом, регулируемой организацией не представлены документы, содержащие полный расчет расходов на арендную плату и подтверждающие балансовую стоимость объектов основных средств, а также применение в расчёте максимальных сроков полезного использования данных объектов, амортизационные группы.

2. Амортизация.

ООО «Дворянский двор» заявляет о необходимости учета дополнительных расходов на амортизацию по транспортированию питьевой воды по 8 объектам, которые учтены Министерством, но приняты с некорректным, по мнению регулируемой организации, сроком полезного использования, и дополнительного учета 12 объектов сетей водоснабжения в общем размере 9 106,41 тыс. руб. на основании приказа Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».

В качестве обосновывающих документов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования в составе материалов тарифного дела и в адрес ФАС России ООО «Дворянский двор» по статье «Амортизация» представлены следующие материалы:

- приказ № 1 «О балансовой стоимости ОС» от 03.06.2020 г.;

- приказ № 2 «О балансовой стоимости ОС» от 15.10.2020 г.;

- договор купли-продажи имущества № 1 с выписками ЕГРН от 03.06.2020 г.;

- договор купли-продажи имущества № 12 с выписками ЕГРН от 15.10.2020 г.;

- инвентарные карточки учета ОС;

- ОСВ по счету 01.01., 02.01 за июль-ноября 2020 г.;

- ОСВ по счету 08.04.2 за июнь и октябрь 2020 г.;

- расчет плановой амортизации за 2021 г.

Согласно пункту 77 Основ ценообразования № 406, пункту 28 Методических указаний № 1746-э сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификатора основных средств № 1.

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

Расходы на амортизацию основных средств в силу пункта 38 Основ ценообразования № 406 относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, и Методические указания № 91н.

Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием инвентарных карточек.

Согласно пункту 65 Методических указаний № 91н сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Орган регулирования при утверждении тарифов для ООО «Дворянский двор» учитывает амортизационные отчисления только по 8-ми объектам в связи с отсутствием в материалах тарифного дела, представленных в адрес Министерства регулируемой организацией, инвентарных карточек по 12 объектам сетей водоснабжения (в ФАС России регулируемой организацией заявлены амортизационные отчисления по 20 объектам).

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией не было представлено в составе обосновывающих материалов первичных документов, таких как: актов вводов объектов в эксплуатацию и амортизационных ведомостей объектов ООО «Дворянский двор».

Орган регулирования при учете амортизационных отчислений по 8 объектам руководствовался пунктом 28 Методических указаний № 1746-э, одновременно применив максимальный срок полезного использования по 10 амортизационной группе 40 лет согласно Классификатору основных средств № 1 для водоводов, относящихся к десятой амортизационной группе (имущество со сроком свыше 30 лет включительно).

При этом амортизируемое ООО «Дворянский двор» имущество является водопроводными сетями, относимыми согласно инвентарным карточкам к шестой (свыше 10 лет до 15 лет включительно) или восьмой (свыше 20 лет до 25 лет включительно) амортизационным группам как сооружения жилищно-коммунального хозяйства и водопроводы.

В соответствии с подпунктом 26 статьи 2 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении № 416-ФЗ транспортировка воды - перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей.

Таким образом, транспортировка питьевой воды осуществляется с использованием водопроводных сетей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Министерство, рассчитав амортизационные отчисления исходя из применения сроков полезного использования 40 лет согласно Классификатору основных средств № 1 для водоводов, относящихся к десятой амортизационной группе, нарушило положения Федерального закона о водоснабжении и водоотведении № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э.

В этой связи, органу регулирования необходимо произвести перерасчёт и учёт расходов по статье «Амортизация», исходя из максимального срока полезного использования объектов, определенного согласно Классификатору основных средств № 1 для водопровода с учетом амортизационных групп, указанных в инвентарных карточках, по объектам, учтенным органом регулирования при утверждении тарифа (по 8-ми объектам).

В остальной части заявленных ООО «Дворянский двор» требований по статье «Амортизация» Комиссия ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

3. Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Министерством учтены в составе НВВ ООО «Дворянский двор» расходы по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО) по транспортированию питьевой воды в размере 248,51 тыс. руб., при заявленных на досудебный спор 468 тыс. руб., что составляет 1 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом перерасчета иных заявленных статей затрат.

Согласно части 1 статьи 346.20 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Таким образом, расходы по УСНО подлежат перерасчету, так как принимаются в размере 1 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации, размер которой необходимо скорректировать (пересчитать) органу регулирования в связи с частичным удовлетворением требований ООО «Дворянский двор» согласно пункту 2 мотивировочной части настоящего решения по статье «Амортизация».

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо произвести перерасчёт и учёт расходов по статье «Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения» с учетом перерасчета расходов по статье «Амортизация».

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Дворянский двор» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (исх. от 11.03.2021 № 21/С, вх. от 15.03.2021 № 40680/21), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края нарушившим положения Федерального закона № 416-ФЗ, пункт 77 Основ ценообразования № 406 и пункт 28 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов по постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2017 № 308-в (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 18.12.2020 № 321-в) на услуги по транспортировке питьевой воды для ООО «Дворянский двор» на 2021 год.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Дворянский двор» (исх. от 11.03.2021 № 21/С, вх. от 15.03.2021 № 40680/21).

3. Предписать Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения Пермского края пересмотреть тариф на услугу по транспортированию питьевой воды на 2021 год исходя из следующего, а именно:

- произвести перерасчёт расходов по статье «Амортизация» исходя из применения максимального срока полезного использования по 8 объектам основных средств, определенного согласно Классификатору основных средств № 1 для водопровода с учетом амортизационных групп, указанных в инвентарных карточках ООО «Дворянский двор» в соответствии с требованиями пункта 2 мотивировочной части настоящего решения;

- произвести перерасчёт расходов по статье «Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения» с учетом перерасчета расходов по статье «Амортизация» в соответствии с требованиями пункта 3 мотивировочной части настоящего решения.

4. Принять и ввести в действие в срок до 01.07.2021 (включительно) решение об установлении (корректировке) тарифа согласно пункту 3 резолютивной части настоящего решения с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтённые в составе необходимой валовой выручки и тарифе на услугу по транспортированию питьевой воды ООО «Дворянский двор» 2021 года по причине ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении соответствующего тарифа для ООО «Дворянский двор» на 2022 год.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Дворянский двор» по заявлению на транспортирование питьевой воды (исх. от 11.03.2021 № 21/С, вх. от 15.03.2021 № 40680/21).

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Пермского края в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3-4 резолютивной части настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решение органа регулирования, принятие которого предписано пунктами 3-4 резолютивной части настоящего решения;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Пермского края, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на услуги по транспортированию питьевой воды с приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в нее статей затрат и объектов реализации услуг (в том числе в средней по году) в формате Excel с функционирующими формулами, поставляемые потребителям ООО «Дворянский двор» на 2021 год.

 

 

 

Связанные организации

ООО "Дворянский двор"
ИНН 5902827944, ОГРН 1055900344950
Министр тарифного регулирования и энергетики Пермского края М.А. Козлова
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574
Пермское УФАС России
ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749