Предписание №СП/38773/24 ПРЕДПИСАНИЕ ГЖИ Республики Ингушетия (проверка УФАС по топли... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

24 апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственной жилищной инспекции Республики Ингушетия (приказ Ингушского УФАС России от 27.12.2023 № 112/23, Акт внеплановой документарной проверки от 09.02.2024 № 1), а также замечания и возражения в отношении Акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении МУП «ЖКХ» г. Малгобек на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Ингушского УФАС России от 27.12.2023 № 112/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Государственной жилищной инспекции Республики Ингушетия по ценам и тарифам» проверка проводилась в отношении установленных для муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» г. Малгобек (далее - МУП «ЖКХ» г. Малгобек, регулируемая организация) тарифов в сфере теплоснабжения (в части затрат на топливо) на 2024 год.

В рамках исполнения своих полномочий Государственной жилищной инспекцией Республики Ингушетия (далее также – ГЖИ, Орган регулирования) в отношении МУП «ЖКХ» г. Малгобек приказом от 20.12.2023 № 76–п были установлены тарифы на тепловую энергию на период регулирования с 01.01.2024-31.12.2024 с применением метода индексации установленных тарифов:

Наименование регулируемой организации

Вид тарифа

Период действия

Вода

Отборный пар давлением

От 1,2 до 2,5 кг/см

От 2,5 до 7,0 кг/см2

От 7,0 до 13,0 кг/см2

Свыше 13,0 кг/см2

МУП «ЖКХ» г. Малгобек

Одноставочный (руб./Гкал)

С 01.01.2024 г. по 30.06.2024 г.

1 535,2

 

 

 

 

 

С 01.07.2024 г. по 31.12.2024 г.

1 606,48

 

 

 

 

МУП «ЖКХ» г. Малгобек

Одноставочный (руб./Гкал)

С 01.01.2024 г. по 30.06.2024 г.

1 535,2

 

 

 

 

 

Одноставочный (руб./Гкал)

С 01.07.2024 г. по 31.12.2024 г.

1 606,48

 

 

 

 

По расчетам ГЖИ, необходимая валовая выручка МУП «ЖКХ» г. Малгобек (далее – НВВ), определенная при установлении тарифов на 2024 год, составила 18 038,902 тыс. руб., расходы на топливо – 12 041,569 тыс. руб.

В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 14.12.2023 № 694-р «Об утверждении Плана мероприятий по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий Республики Ингушетия» в отношении МУП «ЖКХ» г. Малгобек (ИНН 0601027751) в период 01.06.2024-01.09.2024 будет введена процедура «ликвидация».

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела МУП «ЖКХ» г. Малгобек 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение о рассмотрении предложений по установлению тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение для потребителей МУП «ЖКХ» г. Малгобек на 2024-2026 гг. (далее – Экспертное заключение), материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифной заявки (представлены органом регулирования на электронном носителе) на 2024 год, а также возражения Органа регулирования от 07.03.2024 № 02 – 34/250 (вх. 11.03.2024 № 665 – ЭП/24) на Акт о проведении внеплановой документарной проверки № 1 от 09.02.2024 (далее – Возражения) и по результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что в отсутствие соответствующего анализа со ссылками на подтверждающие материалы ФАС России не представляется возможным сделать вывод о корректности принятых величин затрат, в том числе принятого расчетного объема отпуска тепловой энергии на 2024 год.

 

2. Раздельный учет

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Как отражено в пункте 12 Основ ценообразования № 1075, необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения:

- производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

- производство теплоносителя;

- передача тепловой энергии и теплоносителя.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по МУП «ЖКХ» г. Малгобек (ИНН 0601027751) предметом деятельности предприятия согласно ОКВЭД является:

  • производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 35.30;

  • сбор и обработка сточных вод 37.00;

  • сбор неопасных отходов 38.11

  • деятельность по благоустройству ландшафта 81.30

В Экспертном заключении не отражено представление регулируемой организацией Учетной политики и порядок отнесения расходов по видам деятельности.

Анализ ведения раздельного учета по видам деятельности в соответствии с классификацией, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 (ред. от 29.01.2018) «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов» в материалах дела не представлен.

Учитывая вышеизложенное, проанализировать распределение расходов по видам деятельности не представляется возможным.

 

3. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 12 041,569 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены МУП «ЖКХ» г. Малгобек в размере 14 756,432 тыс. руб.

Используемое МУП «ЖКХ» г. Малгобек топливо – природный газ.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Удельный расход топлива (bi,j,k)

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В силу пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, необходимо проводить анализ соответствия величины учтенного удельного расхода топлива, величине, указанной в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

При отсутствии утвержденного удельного расхода топлива органу регулирования надлежит проводить самостоятельный расчет удельного расхода топлива в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии» (вместе с «Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии») (далее – Приказ № 323).

Информация об утверждении норматива удельного расхода условного топлива на 2024 год для МУП «ЖКХ» г. Малгобек в установленном порядке согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075 в Экспертном заключении и материалах дела отсутствует.

Согласно представленной информации, в связи с отсутствием КПД брутто по результатам режимно-наладочных испытаний котлоагрегата при сжигании топлива одного вида одинаковым способом ГЖИ удельный расход топлива рассчитан согласно подпункту 2 пункта 45 Приказа № 323 на основании индивидуальных нормативов и нормативных характеристик котлоагрегатов.

По документам из материалов дела МУП «ЖКХ» г. Малгобек использует котел типа RIM MAX 3000.

Согласно паспорту, КПД котла при номинальной мощности составляет 92,3.

Таким образом, удельный расход топлива рассчитан органом регулирования в размере 154,77 кг.у.т./Гкал:

B = (142, 86 * 100) : 92, 3 = 154,77 кг у. т. /Гкал.

Информация о размере заявленного регулируемой организацией удельного расхода топлива в Экспертном заключении и Возражениях на Акт проверки не представлено.

Таким образом, ГЖИ необходимо дополнительно обосновать принятый удельный расход топлива в размере 154,77 кг у. т. /Гкал, представив соответствующие расчеты в соответствии с Приказом № 323 и подтверждающие документы регулируемой организации. Проведенный анализ необходимо отразить в Экспертном заключении в соответствии с положениями пункта 29 Правил № 1075.

Объем отпуска тепловой энергии ( )

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний № 760-э.

Информация об утверждении схемы теплоснабжения или программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Малгобек в Экспертном заключении и материалах тарифного дела не представлена.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 1075 при отсутствии в схеме теплоснабжения либо программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Согласно пункту 9 Методических указаний № 760-э при отсутствии в схеме теплоснабжения либо программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III Методических указаний № 760-э и Основами ценообразования №1075.

Пунктом 22 (1) Основ ценообразования №1075 установлено, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Исходя из Экспертного заключения на 2024, органом регулирования проведен анализ динамики полезного отпуска тепловой энергии за 2021, 2022 гг.:

Период

Полезный отпуск, Гкал

2021

11411

2022

10240

Таким образом, плановый полезный отпуск приняты ГЖИ как среднее арифметическое за последние 2 года: (11 411+ 10 240): 2 = 10 825,5 Гкал.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении отсутствует расчет объемных показателей отпуска тепловой энергии потребителям на основе динамики фактических данных за 3 предыдущих периода регулирования, проведенный ГЖИ в соответствии с пунктом 22 (1) Основ ценообразования № 1075, пунктом 9.1 Методических указаний № 760-э (для 2024 года – на основании фактических данных за 2022, 2021, 2020 гг.).

Принципы формирования органами регулирования расчетных объемов отпуска тепловой энергии, определенные пунктом 18 Методических указаний № 760-э предусматривают анализ статистических данных.

Порядок формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии предусматривает использование фактических данных об объеме полезного отпуска в отношении регулируемых организаций.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что достоверная информация об объеме отпуска тепловой энергии за 2020 год у ГЖИ отсутствовала. В результате реорганизации уполномоченного органа в сфере тарифного регулирования в 2022 году, ГЖИ не были переданы архивные документы.

Тем не менее, среди документации, приложенной регулируемой организацией к заявке, присутствует информация, подтверждающая выработку тепловой энергии за 2020 год (в том числе информация о полезном отпуске за указанный период) в размере 9 550,4 Гкал.

Учитывая изложенное, орган регулирования соответствии с пунктом 20 Правил № 1075 при анализе фактических данных был вправе направить запрос о предоставлении дополнительных сведений в адрес регулируемой организации для объективного принятия величины объема полезного отпуска тепловой энергии с учетом положений пунктов 22, 22 (1) Основ ценообразования № 1075, пунктов 9, 18, 21, 22 Методических указаний № 760-э.

На основании изложенного, величина объема полезного отпуска тепловой энергии в размере 10 825,5 Гкал принята без достаточного экономического обоснования. Органу регулирования необходимо отразить обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности) в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. По результатам проведенного дополнительного экономического анализа полезного отпуска на 2024 год Органу регулирования, в случае необходимости, также надлежит пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей (расходы на топливо, энергетические ресурсы).

В соответствии с Экспертным заключением распределение потребления природного газа по полугодиям составляет (доля объема потребления газа):

- 52 % - 1-е полугодие 2024 г.;

- 48 % - 2-е полугодие 2024 г.

Плановая (расчетная) цена на топливо (ЦТi,j)

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение), на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России.

На 1-е полугодие 2024 года плановая цена природного газа определена Органом регулирования в размере 7 871,052 руб./м3; на 2-е полугодие 2024 – 8 752,609 руб. (7 871,052 + 11,2%).

В соответствии с Экспертным заключением фактическая цена за газ для МУП «ЖКХ» г. Малгобек за ноябрь 2023 составила 7 871,052 руб. за 1 тыс. м3 на основании счет-фактур за 2023 год (c НДС) и учтена Органом регулирования с учетом индексации на 2-е полугодие 2024 года.

Кроме того, как следует из расчетов органа регулирования, плановая (расчетная) цена на топливо учтена с учетом НДС.

В Акте проверки было отмечено, что учет НДС в составе расходов не предусмотрен действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов).

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что МУП «ЖКХ» г. Малгобек в соответствии с договором поставки газа оплачивает полную стоимость природного газа с учетом НДС (20%). ГЖИ данные расходы в соответствии с пунктом 40 Методических указаний № 760-э были учтены как «расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя».

По мнению ГЖИ, невключение в тарифы расходов в размере 20% стоимости топлива повлечет за собой образование задолженности перед поставщиком газа, что может привезти к банкротству организации.

Таким образом, по мнению Органа регулирования, невключение в расходы полной стоимости топлива с учетом НДС противоречит подпункту 2 и 3 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» тарифы на природный газ подлежат государственному регулированию.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат в том числе оптовые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.

Таким образом, экономически обоснованный уровень плановой (расчетной) цены на топливо ЦТi,j (природный газ) определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 исходя из утвержденных оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа (ПССУ), тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО.

Оптовые цены на газ на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 и для Республики Ингушетия составляют 5 873,00 руб./тыс.м3 (1-е полугодие); 6 531,00 руб./тыс.м3 (2-е полугодие).

В соответствии с пунктом 3 приказа ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 оптовые цены на газ установлены на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м) с расчетной объемной теплотой сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В соответствии с Экспертным заключением переводной коэффициент определен ГЖИ в размере 1,154, что соответствует фактической объемной теплоте сгорания газа 8 078 ккал/м3 (1,154*7000). При этом паспорта качества газа в материалах дела не представлены. В Экспертном заключении анализ экономической обоснованности применения переводного коэффициента в размере 1,154 отсутствует.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Назрань» на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22, ПССУ утверждена приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.

ФАС России отмечает, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются, а принимаются на уровне, установленном действующими приказами.

Учитывая вышеизложенное, расходы на топливо при установлении тарифов на тепловую энергию для регулируемой организации на 2024 год приняты Органом регулирования не в соответствии с действующими приказами ФАС России на регулируемый период, что противоречит подпункту «а» пункта 28 и пункту 37 Основ ценообразования № 1075.

С учетом вышеизложенных замечаний по подстатьям «удельный расход топлива», «объем отпуска тепловой энергии», «плановая (расчетная) цена на топливо» величина утвержденных расходов в размере 12 041,569 тыс. руб. требует дополнительного обоснования с представлением соответствующих расчетов со ссылками на обосновывающие документы регулируемой организации в соответствии с пунктами 22, 22(1), 28, 34 (1), 35, 36, 37 Основ ценообразования № 1075, и пунктами 8, 9, 9.1, 18, 21, 22 Методических указаний № 760-э.

Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат на топливо для МУП «ЖКХ» г. Малгобек на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью предписания, отразив его результаты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075. Неподтвержденные, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

В случае если на момент исполнения настоящего предписания ФАС России МУП «ЖКХ» г. Малгобек будет реформировано, в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования № 1075 органу надлежит учесть результат исполнения решения ФАС России при установлении цен (тарифов) для новой регулируемой организации, созданной в результате реорганизации МУП «ЖКХ» г. Малгобек в форме слияния, преобразования или присоединения, в том числе исключив экономически необоснованные доходы реорганизованного юридического лица .

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Государственную жилищную инспекцию Республики Ингушетия нарушившей положения пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пунктов 22, 22(1), 28, 34 (1), 35, 36, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 8, 9, 9.1, 18, 21, 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении МУП «ЖКХ» г. Малгобек на 2024 год.

  2. Органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

- произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «ЖКХ» г. Малгобек при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные экономически необоснованные расходы МУП «ЖКХ» г. Малгобек и пересмотреть величину необходимой валовой выручки на 2024 год, а также пересмотреть (установить) тарифы на услуги в сфере теплоснабжения, обеспечив введение в действие с 01.07.2024 в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. Органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от МУП «ЖКХ» г. Малгобек на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «ЖКХ» г. Маглобек, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственная жилищная инспекция Республики Ингушетия (Госжилинспекция Ингушетии)
ИНН 0608062900, ОГРН 1210600000643
Ингушское УФАС России
ИНН 0608010041, ОГРН 1080608002188