Решение №СП/60655/21 Решение об отказе в удовлетворении требований по вопросу рас... от 21 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Выборгтеплоэнерго»

ул. Сухова, д. 2,

г. Выборг, 188800

info@vyborgteploenergo.ru

 

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

ул. Смольного, д.3, лит. А,

г. Санкт-Петербург, 191311

 

all.rtk@lenreg.ru

 

Для сведения:

Ленинградское УФАС России

 

ул. Смольного, д.3,

г. Санкт-Петербург, 191124

 

to47@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - Статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Иванова А.В. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Макаровой М.О. - начальника отдела методологии инфраструктурных секторов Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между
АО «Выборгтеплоэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 12.03.2021 № 39241/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи
советника генерального директора по финансово-экономическим вопросам АО «Выборгтеплоэнерго» Бурениной Г.А., юрисконсульта АО «Выборгтеплоэнерго» Карпова Р.А., заместителя начальника департамента - начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Ермолаева С.Н., начальника отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Курылко С.А., главного специалиста отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Монаховой Е.Е.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 719 от 05.03.2021; рег. № 39241/21 от 12.03.2021) о споре (разногласиях) между АО «Выборгтеплоэнерго»
(далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – орган регулирования, ЛенРТК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между АО «Выборгтеплоэнерго» и органом регулирования по приказу ЛенРТК от 18.12.2020 № 555-п «О внесении изменений в приказ ЛенРТК от 20.12.2018 № 565-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию, горячую воду и теплоноситель, поставляемые АО «Выборгтеплоэнерго» потребителям на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2021 годы». Тарифы на тепловую энергию на 2021 год установлены в следующих размерах:

  • 1 полугодие 2021 года – 2 903,73 руб./Гкал;

  • 2 полугодие 2021 года – 2 993,43 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для АО «Выборгтеплоэнерго», составляет
2 424 108,99 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 2 902 211,54 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
(далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения
(далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 №
760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию АО «Выборгтеплоэнерго» на 2021 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

 

Таблица 1. Величина разногласий между АО «Выборгтеплоэнерго» и ЛенРТК (тыс. руб.).

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1.

Арендная плата

2 345,69

9 892,26

7 546,57

2.

Амортизация

72 317,16

138 076,24

65 759,08

3.

Расходы (проценты) на обслуживание привлеченных средств по договорам займа (кредита) за пользование заемными средствами

-

13 313,52

13 313,52

 

ИТОГО

74 662,85

161 282,02

86 619,17

Сумма разногласий по статьям затрат составляет 86 619,17 тыс. руб.

 

1. Арендная плата.

АО «Выборгтеплоэнерго» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Арендная плата» в размере 9 892,26 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2021 год учтены в размере 2 345,69 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 7 546,57 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены договоры аренды земельных участков и договоры аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью.

Органом регулирования были учтены только затраты на аренду земельных участков.

Представленные в ФАС России договоры аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью, не учтены органом регулирования поскольку отсутствует документальное подтверждение собственника имущества о понесенных им расходов на амортизационные отчисления и уплату налогов по принадлежащему ему имуществу.

При этом, ФАС России отмечает, что представленные договоры аренды муниципального имущества не содержат ни деление арендной платы на амортизационную и налоговую составляющие арендодателя, ни документы, подтверждающие, что собственник имущества понес указанные расходы.

Представленная Заявителем в ФАС России ведомость начисления амортизации имущества муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, находящегося на праве аренды у АО «Выборгтеплоэнерго», не является достаточным документом, подтверждающим начисление собственником имущества указанной в расчете расходов по договорам аренды величины амортизации.

Кроме того, Заявителем представлено постановление Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 29.05.2017 № 1678, которым утверждена методика определения арендной платы за использование нежилых помещений (зданий, сооружений) в муниципальном образовании «Выборгский район» Ленинградской области, муниципальных образованиях городских и сельских поселений муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

Согласно указанной методики, формула расчета арендной платы включает показатели базовой ставки арендной платы 1 м2, определенной для каждого муниципального образования, и коэффициентов (зональности, категории помещений, комфортности, профиля использования помещений и др.). То есть, в расчете арендной платы в соответствии с указанной методикой не участвуют показатели, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 45 Основ ценообразования № 1075.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н
(далее - Методические указания № 91н).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту.

При этом, в качестве обоснования заявленных расходов регулируемая организация должна представлять документы, подтверждающие принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету (инвентарные карточки, выписка со счета 01 «Основные средства»), величину фактически начисленной амортизации по объектам (расчет начисленной амортизации, положение об учетной политике организации, выписка со счета 02 «Амортизация основных средств»).

Также отмечаем, что ведение бухгалтерского учета органами местного самоуправления осуществляется на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция № 157н), утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010
№ 157н.

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкции № 157н и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны).

Следовательно, расходы регулируемой организации на аренду объектов, с использованием которых осуществляется регулируемая деятельность, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в части компенсации арендодателю амортизации, надлежит подтвердить документами, из которых следует, что на указанные объекты начисляется амортизация в порядке, установленном законодательством о ведении бухгалтерского учета (инвентарные карточки, выписки со счетов бухгалтерского чета), а также предусмотренный пунктом 94 Инструкции № 157н нормативный правовой акт, подтверждающий, что на имущество казны начисляется амортизация.

По мнению Заявителя, расходы на арендную плату должны быть включены в состав операционных расходов, которые в соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 1075 относятся к долгосрочным параметрам регулирования, определяемым органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются.

При этом, согласно пункту 65 Основ ценообразования № 1075, расходы на арендную плату считаются неподконтрольными, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации. В остальных случаях расходы на арендную плату включаются в состав операционных расходов.

С учётом вышеизложенного, а также в условиях отсутствия в материалах тарифного дела правового акта по бюджетному учету казны, согласно которому собственником в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, начисляется амортизация в установленном порядке, величина заявленной
АО «Выборгтеплоэнерго» на досудебное урегулирование спора в ФАС России амортизации не может быть признана обоснованной при расчёте арендной платы согласно требованиям, предусмотренным пунктом 45 Основ ценообразования
№ 1075.

Следовательно, требования АО «Выборгтеплоэнерго» по статье «Арендная плата» не подлежат удовлетворению.

 

2. Амортизация основных средств.

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2021 год расходы на амортизацию в размере 138 076,24 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере
72 317,16 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 65 759,08 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- инвентарные карточки учета объектов основных средств;

- инвентарные карточки учета объектов основных средств, введенных в 2020 году;

- ведомости амортизации основных средств за 2019 год, 2020-2021 гг.;

- договоры лизинга и справка о плановых начислениях по договорам лизинга на 2021 год;

- экспертное заключение ООО «АФ «Северная пчела» по правильности применения АО «Выборгтеплоэнерго» нормы амортизации основных средств от 14.02.2020.

Разногласия заключаются в применении сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств). Органом регулирования расчет произведён исходя из максимальны сроков полезного использования основных средств.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний № 760-э амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к Методическим указаниям № 760-э по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяются регулирующим органом в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 № 38-АПГ18-1.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Амортизационные отчисления» удовлетворению не подлежат.

 

3. Статья затрат «Расходы (проценты) на обслуживание привлеченных средств по договорам займа (кредита) за пользование заемными средствами».

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2021 год расходы по статье «Расходы (проценты) на обслуживание привлеченных средств по договорам займа (кредита) за пользование заемными средствами» в размере 13 313,52 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не приняты.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- кредитный договор № 5542-1-100117 от 27.02.2017 с ПАО «Сбербанк России»;

- кредитный договор № 101-0128-18-2-6 от 24.12.2018 с ПАО «Промсвязьбанк»;

- кредитное соглашение № 02FF3L от 16.12.2019 с ПАО «АЛЬФА-БАНК»;

- справка о плановых начислениях процентов по кредитным договорам на 2021 год.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом б) пункта 74 Основ ценообразования № 1075. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что во всех представленных Заявителем кредитных соглашениях и договорах займа целевым назначением кредитов является финансирование финансово-хозяйственной деятельности заемщика, в том числе:

- на финансирование расходов на капитальный ремонт, техническое перевооружение (модернизацию) котельных, приобретение оборудования;

- пополнение оборотных средств с целью покрытия затрат, связанных с основной деятельностью.

Так, согласно пункту 2.4. кредитного договора об открытии кредитной линии № 101-0128-18-2-6 от 24.12.2018 с ПАО «Промсвязьбанк», целью открытия кредитной линии является пополнение оборотных средств с целью покрытия затрат, связанных с основной деятельностью (осуществление инвестиционной, производственной программ и плана капитального ремонта в целях развития теплоснабжения города Выборга).

При этом, в соответствии с пунктом 49 Основ ценообразования № 1075 расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации. Для АО «Выборгтеплоэнерго» инвестиционная программа органом исполнительной власти не утверждалась.

Из пояснений органа реагирования следует, что Заявитель не представил в орган регулирования документов, подтверждающих потребности в заемных средствах на пополнение оборотных средств, а именно отсутствия пояснения о показателях эффективности использования оборотного капитала, в связи с чем организацией не доказана неизбежность возникновения кассового разрыва, то есть необходимость кредитования и учета расходов на кредитование.

Предоставленная в ФАС России справка о плановых начислениях процентов по кредитным договорам на 2021 год содержит только плановые начисления процентов и не подтверждает факт наличия обязательства по их уплате.

Иные обосновывающие материалы и расчет, подтверждающие рассматриваемые расходы, в ФАС России Заявителем не представлены.

При этом, в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 рассматриваемые расходы могут быть учтены в экономически обоснованном и документально подтвержденном размере при корректировке тарифов на 2023 год.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Расходы (проценты) на обслуживание привлеченных средств по договорам займа (кредита) за пользование заемными средствами» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
АО «Выборгтеплоэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований АО «Выборгтеплоэнерго», указанных в заявлении о разногласиях с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (исх. № 719 от 05.03.2021; рег. № 39241/21 от 12.03.2021).

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
АО "Выборгтеплоэнерго"
ИНН 4704062064, ОГРН 1054700176893
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628