Решение №СП/88319/22 Решение об установлении нового срока исполнения предписания ... от 23 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения предписания

ФАС России от 15.12.2021 № СП/107552/21

 

Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС России) по результатам рассмотрения отчета Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее — Управление, Орган регулирования) об исполнении предписания ФАС России от 15.12.2021 № СП/107552/21
(далее — Отчет об исполнении) об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Карачаево-Черкесской Республики для АО «Распределительная сетевая компания» (далее — АО «РСК», регулируемая организация) на 2012-2021 годы, установлено следующее.

В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 15.12.2021 № СП/107552/21 (далее — Предписание ФАС России) Управлению было предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

«2. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 апреля 2022 года устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

2.1. Исключить из базовых уровней подконтрольных расходов АО «Распределительная сетевая компания» 2012, 2015, 2020 годов расходы по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» в размере 629,01 тыс.руб. за 2012 год, 1 928,14 тыс.руб. за 2015 год, 8 116,14 тыс.руб. за 2020 год;

- «Прочие расходы» в размере 850,0 тыс.руб. за 2012 год, 428,1 тыс.руб. за 2015 год, 467,91 тыс.руб. за 2020 год;

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Распределительная сетевая компания» расходы за 2012-2021 гг. по статьям затрат:

«Прочие расходы» в размере 375,0 тыс.руб. за 2013 год, 397,86 тыс.руб. за 2014 год;

- «Аренда» в размере 478,9 тыс.руб. (474,5 тыс.руб. за 2012 год, 2,2 за 2020 и 2021 годы);

- «Налоги» в размере 5 337,46 тыс.руб. (681,5 тыс. руб за 2012 год, 2 116,66 тыс.руб. за 2013 год, 2 539,3 тыс.руб. за 2016 год);

- «Прибыль на капитальные вложения» в размере 9 200 тыс.руб. за 2020 год;

- «Налог на прибыль» в размере 10 007,24 тыс.руб. (138,58 тыс. руб. за 2012 год, 72,97 тыс.руб. за 2013 год, 4 847,45 тыс.руб. за 2014 год, 4 948,24 тыс.руб. за 2016 год).

Исключению из необходимой валовой выручки АО «Распределительная сетевая компания» за 2012-2021 гг. подлежат затраты в размере 38 215,76 тыс.руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Распределительная сетевая компания» с учетом мотивировочной части настоящего предписания, а также с учетом запроса необходимых дополнительных материалов у АО «Распределительная сетевая компания», анализ отразив в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Материальные затраты» (в том числе «Модернизация АСКУЭ») на 2012-2021 гг.;

- «Расходы на оплату труда» на 2012-2021 гг.;

- «Прочие расходы» на 2012-2021 гг.;

- «Аренда» на 2012-2021 гг.;

- «Налоги» на 2012-2021 гг.;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2012-2021 гг.;

- «Амортизация» на 2012-2021 гг.;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2012-2021 гг.;

- «Расходы, направляемые на финансирование инвестиционных программ регулируемой организации» на 2012-2021 гг.;

- «Прибыль на капитальные вложения» на 2012-2021 гг.;

- «Налог на прибыль» на 2012-2021 гг.;

- «Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования» на 2012-2021 гг.;

- «Обслуживание заемных средств» на 2019-2021 гг.;

- «Возврат заемных средств, направляемый на финансирование капитальных вложений» на 2017 и 2019 гг.;

- «Проценты за пользование кредитом» на 2015-2018 гг.

- «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного убытка (избытка)» на 2012-2021 гг.;

- «Величина корректировки НВВ, осуществляемая по результатам анализа показателей надежности и качества» на 2012-2021 гг.;

- «Корректировка на основе фактических данных в соответствии с п.7 Основ ценообразования» на 2012-2021 гг.;

- «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы» на 2012-2021 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовые уровни подконтрольных расходов на 2012, 2015 и 2020 гг., а также величины необходимых валовых выручек АО «Распределительная сетевая компания» на 2012-2021 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1078 и Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Распределительная сетевая компания», установленной на 2022 год, пересмотрев установленные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Карачаево- Черкесской в отношении АО «Распределительная сетевая компания» с 1 апреля 2022 года.»

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.

«Расходы на оплату труда» на 2012-2021 гг. и «Отчисления на социальные нужды» на 2012-2021 гг.

Исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным определить экономическую обоснованность принимаемых расходов, а именно:

За 2020 год Органом регулирования расходы не исключены в предписанном объеме, исключено 3 366,3 тыс.руб. Вместе с тем Органу регулирования было предписано исключить расходы по данной статье затрат за 2020 год в размере 8 116,14 тыс.руб.

Органом регулирования не представлен расчет и обоснование принимаемой численности, ввиду чего обоснование учета штатных единиц в количестве 253 человека на 2012 год, в 2015 году – 207 человек не является экономически обоснованным.

Кроме того, Органом регулирования недоисключены предписанные к прямому исключению расходы за 2020 год, ввиду того, что расчетная величина фонда оплаты труда сложилась выше, чем величина с учетом исключения, предписанного ФАС России.

Также Органом регулирования расходы пересматриваются исключительно на базовые годы долгосрочных периодов регулирования 2012-2014 гг., 2015-2019 гг., 2020-2024 гг., на 2013-2014 гг., 2016-2019 гг., 2021-2024 гг. расходы не пересматриваются.

Учитывая вышеизложенное, принятые Управлением расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» определены без достаточного экономического обоснования.

С учетом неустраненных нарушений законодательства по статье «Расходы на оплату труда», расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Прочие расходы» на 2012-2021 гг. в составе подконтрольных расходов

Исходя из Экспертных заключений Управления не представляется возможным определить осуществление предписанного ФАС России исключения.

Органом регулирования не раскрыты причины увеличения плановых расходов на 2012 году, а также снижения на 2015 и 2020 гг.

Органом регулирования в сметах затрат не указана расшифровка статьи затрат «Прочие расходы», ввиду чего не представляется возможным определить в связи с чем изменен уровень расходов.

Кроме того, Органом регулирования расходы пересматриваются исключительно на базовые годы долгосрочных периодов регулирования 2012-2014 гг., 2015-2019 гг., 2021-2024 гг., на 2013-2014 гг., 2016-2019 гг., 2021-2024 гг. расходы не пересматриваются.

«Налоги» за 2012-2021 гг.

В соответствии с Предписанием ФАС России Органу регулирования было необходимо исключить расходы по данной статье затрат в размере 5 337,46 тыс.руб. (681,5 тыс. руб за 2012 год, 2 116,66 тыс.руб. за 2013 год, 2 539,3 тыс.руб. за 2016 год).

Исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным определить осуществление предписанного ФАС России исключения.

Согласно Экспертному заключению на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 год в данную статью затрат также включена плата за аренду земельных участков. При этом учет в данной статье расходов на аренду земли создает возможность двойного учета данных расходов, также учет расходов в статье «Аренда». Кроме того, Органом регулирования в разных подстатьях данной статьи затрат на 2014 год учитываются расходы на госпошлину за оформление земельных участков.

Ни за один год Органом регулирования не анализируются налоговые декларации, налоги, включаемые в данную статью затрат, в том числе плата за землю, налог на имущество, прочие налоги и сборы Управлением рассчитываются в плановом режиме.

«Материальные затраты» (в том числе «Модернизация АСКУЭ») на 2012-2021 гг.

В части подстатьи затрат «Сырье и материалы, запасные части, инструмент, топливо» на 2012 год Органом регулирования расходы пересмотрены и увеличены на 99,7 тыс.руб., за 2020 год увеличены на 1 178,8 тыс.руб. За 2012 год расходы в подстатье затрат «Прочие расходы» увеличены на 9 237,94 тыс.руб.

В подстатью «Работы и услуги производственного характера» 2012 года включены расходы на расчет потерь и услуги по техпомощи и проверке расчетов потерь. Вместе с тем необходимость включения данных расходов в НВВ регулируемой организации не подтверждена, расходы в размере 337,5 тыс.руб. за 2012 год не имеют экономического обоснования. Расходы по подстатье «Развитие средств учета электроэнергии и мощности» в размере 1 500 тыс.руб. не имеет экономического обоснования, в Экспертном заключении анализ не отражен.

В части «Модернизации АСКУЭ» Органом регулирования ежегодно учитываются расходы на данное мероприятия, в 2015 году при анализе данные расходы увеличены, также заложены в инвестиционную программу.

При этом, по мнению Органа регулирования, изложенного в Экспертном заключении, Орган регулирования имеет право принимать расходы в отсутствии достаточного объема обосновывающих материалов, что противоречит действующему законодательству. В данную статью затрат также включаются расходы на электроэнергию на хоз.нужды в размере 4 487,7 тыс.руб. за 2012 год, 4 273,1 тыс.руб. за 2015 год 3 199,37 тыс.руб. Данный подход противоречит действующему законодательству, расходы на электроэнергию на хоз.нужды должны быть включены в состав неподконтрольных расходов.

Кроме того, Органом регулирования расходы пересматриваются исключительно на базовые годы долгосрочных периодов регулирования 2012-2014 гг., 2015-2019 гг., 2021-2024 гг., на 2013-2014 гг., 2016-2019 гг., 2021-2024 гг. расходы не пересматриваются.

«Арендная плата» на 2012-2021 гг.

Расчет арендных платежей по объектам основных средств в расчетных периодах регулирования с учетом требования подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1078 (далее – Основы ценообразования № 1178), органом регулирования не представлен.

Кроме того, исходя из Экспертных заключений, не представляется возможным определить каким образом рассчитан размер арендной платы за землю.

В Экспертном заключении на 2022 год указана общая сумма исключения за 2012-2021 гг. 12 181,2 тыс.руб., вышеуказанная сумма не совпадает с суммарной цифрой, указанной постатейно в Экспертных заключениях.

«Амортизация» на 2012-2021 гг.

Расходы по данной статье затрат Органом регулирования проанализированы, при этом анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178), а также расчет в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 не отражен в Экспертных заключениях, пояснения по факту учета амортизационных отчислений выше источника финансирования инвестиционной программы также не указаны. Необходимость проведения и отражения анализа по вышеуказанному факту была предписаны ФАС России.

«Расходы, направляемые на финансирование инвестиционных программ регулируемой организации» на 2012-2021 гг. и «Прибыль на капитальные вложения» на 2012-2021 гг.

Анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, не отражен в Экспертных заключениях в полном объеме. Необходимость проведения и отражения анализа по данной статье затрат была предписана ФАС России.

Учитывая непроведение Управлением анализа, предписанного ФАС России по показателю «Расходы, направляемые на финансирование инвестиционных программ регулируемой организации» уровень прибыли, направляемой на инвестиционную программу не может быть признан экономически обоснованным.

«Выпадающие доходы по п.87 Основ ценообразования» на 2012-2021 гг.

Органом регулирования не отражен расчет и анализ согласно положениям Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1), в соответствии с которыми принимались расходы по данной статье затрат, что было предписано ФАС России.

«Обслуживание заемных средств» на 2019-2021 гг., «Проценты за пользование кредитом» на 2015-2018 гг.

В Экспертном заключении анализ по данным статьям затрат, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, отсутствует в полном объеме. Ввиду чего не представляется возможным определить каким образом было рассчитано исключение в части статьи затрат «Обслуживание заемных средств» на 2019-2021 гг., а также экономическую обоснованность расходов, принимаемых по статье затрат «Проценты за пользование кредитом» на 2015-2018 гг.

«Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного убытка (избытка)» на 2012-2021 гг., «Корректировка на основе фактических данных в соответствии с п.7 Основ ценообразования» на 2012-2021 гг.

Органом регулирования корректировки на 2012-2013 гг. не раскрыты в Экспертном заключении, не представляется возможным определить какие показатели Органом регулирования включены в корректировки.

В 2014, 2017 гг. в соответствии с Экспертными заключениями корректировка подконтрольных расходов не проводится, ввиду того, что 2012, 2015 гг. – отчетные годы являются базовыми. Кроме того, при корректировке неподконтрольных расходов Органом регулирования принимается факт регулируемой организации, а не экономически обоснованные фактические расходы.

Корректировки подконтрольных расходов по показателям не раскрыты.

«Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы» на 2014-2021 гг.

В Экспертном заключении Органа регулирования на 2022 год отражены корректировки НВВ, осуществляемые в связи с неисполнением инвестиционной программы за 2014-2021 гг.

Органом регулирования выявлены недоучтенные расходы за все периоды в размере 73 240,0 тыс. руб.

В соответствии с формулой (9) Методических указаний № 98-э - корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год.

Величина определяется по формуле (9):

 

 

(9),

 

Вместе с тем исходя из Экспертных заключений на 2014-2021 гг., с учетом расчета корректировок Органом регулирования показатель В i коррИП должен составлять (-) 26,17 млн.руб. совокупно.

Кроме того, не представляется возможным определить на основании каких материалов принимались те или иные показатели.

«Величина корректировки НВВ, осуществляемая по результатам анализа показателей надежности и качества» на 2012-2021 гг.

Органом регулирования, по результату проведенного анализа, выявлено, что совокупный объем корректировок, подлежащий учету за период 2012-2021 гг. составил 11 451,0 тыс. руб., разница, подлежащая компенсации сетевой организации, составила 3 787,5 тыс. руб.

Анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, в Экспертных заключениях не отражен, указанны исключительно суммы ко включению, исходя из чего не представляется возможным определить экономическую обоснованность рассчитанных корректировок.

На основании вышеизложенного, ФАС России принято решение:

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам неисполнившим предписание ФАС России от 15.12.2021
№ СП/107552/21.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предписания ФАС России от 15.12.2021
№ СП/107552/21 — 01.12.2022.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписано решением ФАС России от 15.12.2021
№ СП/107552/21, проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано предписанием от 15.12.2021 № СП/107552/21;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное предписанием от 15.12.2021 № СП/107552/21;

- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям Карачаево-Черкесской Республики для АО «Распределительная сетевая компания», в котором отражен результат исполнения предписания от 15.12.2021 № СП/107552/21.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам
ИНН 0901046635, ОГРН 1020900509442
Карачаево-Черкесское УФАС России
ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830