Решения по тарифам №СП/52667/18 Решение о частичном удовлетворении требований между АО "Водо... от 9 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «29» июня 2018 г.

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 28.02.2018 № 321, вх. от 12.03.2018 рег. № 35656/18) о разногласиях между АО «Водоканал» г. Асбест (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее — РЭК, орган регулирования) по постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2017 г. №159-ПК «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2015 г. №203-ПК» (далее также – оспариваемое решение, Постановление №159-ПК), и

 

УСТАНОВЛЕНО:

Заявитель не согласен с установленным органом регулирования размером тарифа на водоотведение на 2018 год, так как утвержденный размер тарифа не обеспечивает соответствующего объема финансовых средств, необходимого АО «Водоканал» г. Асбест для покрытия экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоотведения. В связи с этим просит дополнительно учесть недополученные доходы прошлых лет, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2018 - 2019 гг., в части оказываемой услуги водоотведения в сумме 30 795,246 тыс. руб., в том числе за 2015 г. - 19 257,246 тыс. руб. и 2016 г. - 11 538,0 тыс. куб. м.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания №1746-э).

По результатам проведённого анализа материалов по заявленной статье разногласий ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 и пунктом 12 Методических рекомендаций № 1746-э установлено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При этом пунктом 2 Основ ценообразования № 406 предусмотрена расшифровка понятия недополученных доходов, которая гласит о том, что недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

За период 2011-2016 гг. по причине снижения объемов реализации услуги водоотведения по независящим от предприятия причинам водоканалом было недополучено 65 815,5 тыс. руб. В 2015 г. отмечалось снижение фактической реализации по услуге водоотведения по сравнению с уровнем 2014 г. на 698,5 тыс. куб м, в 2016 г. по отношению к 2015 г. на 37 тыс. куб. м

Система водоотведения в г. Асбесте предусматривает ливневую канализацию протяжённостью 10,08 км, что составляет 1,2 территории города. Однако, во время паводков и сильных дождей все стоки, в том числе не от абонентов – неучтенный приток (осадки и т.п.) поступают в хозяйственно-бытовую систему канализации.

Вопросы оплаты услуг водоотведения в части объемов ливневых стоков за 2015 и 2016 год были предметом рассмотрения судов.

Так по результатам рассмотрения исковых заявлений регулируемой организации, требования АО «Водоканал» по делу №А60-42912/2015 удовлетворены частично.

Однако, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-30952/2016 от 28.02.2017 в удовлетворении требований Заявителя отказано по причине того, что плата за фактически оказанные услуги водоотведения поверхностных сточных вод взысканию не подлежит поскольку отсутствует заключенный муниципальный контракт.

Вместе с тем, данные по объемам сточных вод подтверждены формами государственной статистической отчетности 22-ЖКХ, формой № 1-водопровод, формой № 2 - ТП (водхоз), а также бухгалтерской (финансовой) отчётностью за 2016 год и формой отчётности за 2016 г., размещенной в системе ЕИАС: BALANCE.CALC.TARIFF.VSNA.2016.FACT «Технико-экономические показатели регулируемой организации (факт), расчёт недополученных доходов.

Кроме того, АО «Водоканал» г. Асбест представило заключение по экспресс-анализу выпадающих доходов на услуги водоснабжения и водоотведения от 16.02.2018 г., выполненное ООО «Группа компаний «Водоканал Эксперт» (не было предоставлено органу регулирования на 01.05.2017 г.).

Согласно данным органа регулирования в материалах дела представленных АО «Водоканал» г. Асбест до 01.05.2017 г. для корректировки тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 г., были заявлены недополученные доходы, связанные с фактическим снижением полезного отпуска по сравнению с плановым значением, учтенным при установлении тарифов органом регулирования.

Так, регулируемой организацией были заявлены недополученные доходы в тарифе на водоотведение в размере 59 885 тыс. руб., в том числе за 2015 г. - 38486 тыс. руб., за 2016 г. - 21399 тыс. руб.

Органом регулирования, по результатам рассмотрения расчетных и обосновывающих материалов приняты при установлении тарифа на водоотведение недополученные доходы в размере 2844,0 тыс. руб.

Согласно представленного мнения органа регулирования недополученные расходы прошлых лет не учтены в составе НВВ 2018 г. по следующим основаниям:

1) в материалах дела, представленных организацией, план счетов бухгалтерского учета представлен без указания отдельных субсчетов по каждому регулируемому виду деятельности, исходя из этого органом регулирования был сделан вывод, что регулируемая организация не ведет раздельного учета затрат и в соответствии с этим не смогла подтвердить заявленные суммы недополученных расходов;

2) в качестве документов, обосновывающих полученные организацией доходы, организацией были представлены реестры выписанных счетов за 2016 г. с помесячной разбивкой, при этом объем доходов не корректируется с данными обозначениями в статистической отчетности;

3) в качестве обоснования недополученных доходов организацией представлены выписанные за 2016 г. счета-фактуры на оказание услуги водоотведения. Данные документы орган регулирования не принял к рассмотрению в качестве обосновывающих, так как они отражаю информацию по отдельным потребителям и не отражают выручку в целом по организации;

4) регулируемой организацией не представлены оборотно-сальдовые ведомости бухгалтерского учета, отражающие фактическую реализацию за 2015 г. и за 2016 г.;

5) регулируемой организацией не представлен расчет, отражающий экономию средств по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты», «Водный налог» и иным условно-переменным статьям затрат, которые напрямую зависят от снижения полезного отпуска.

Согласно пояснениям РЭК недополученные доходы 2015 г. по водоотведению частично будут возмещены из бюджета Асбестовского городского округа, в соответствии с имеющимся договором и суммой учтенной в бюджете города на 2015 год. При этом согласно постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 09.10.2017 №А60-42912/2015 сумма расходов, предусмотренная в бюджете на 2015 год. - 1670,3 тыс. руб. (с учетом НДС и инвестиционной надбавкой), что меньше средств, заложенных в составе НВВ 2015 г.

Учитывая вышеизложенное, органом регулирования были учтены недополученные доходы на основании вышеуказанного судебного акта в размере 2844,0 тыс. руб. с учетом инвестиционной надбавки.

В заявлении о разногласиях между АО «Водоканал» г. Асбест и РЭК сумма разногласий частично снижена, так по водоотведению сумма, заявленных недополученных расходов составила 30795,246 тыс. руб., что на 29089,754 тыс. руб. меньше, чем было подано в орган регулирования.

Органом регулирования указанные расходы не приняты в расчет необходимой валовой выручки 2018 года в связи с недоказанностью АО «Водоканал» причин, по которым возникло снижение объёмов реализации услуг, не зависящих от регулируемой организации.

В ходе рассмотрения заявления ФАС России установлено, что при утверждении тарифов на 2015 - 2016 г. РЭК не учтена динамика снижения объемов оказываемых услуг АО «Водоканал» г. Асбест по водоотведению, в связи с чем объем был изначально завышен.

ФАС России также произведен расчет, отражающий экономию средств по условно-переменным статьям затрат «Электроэнергия», «Платы за негативное воздействие», которые напрямую зависят от снижения полезного отпуска.

Также было учтено, что потребителям до 2017 г. выставляли стоимость оказываемой услуги с учетом тарифа по водоотведению и утвержденной инвестиционной надбавки (по водоотведению с 01.01.2016 – 1,23 руб., с 01.07.2016 - 1,79 руб.; с 01.01.2015 – 0,74 руб., с 01.07.2015 – 1,01 руб.), в связи с чем, расчет недополученных расходов за 2016 гг. произведен с учетом данной надбавки и тарифа по водоотведению с 01.01.2016 – 18,12 руб., с 01.07.2016 – 19,62 руб.

При этом необходимо отметить, что пунктом 15 Основ ценообразования №406 и пунктом 12 Методических указаний №1746-э предусмотрен учет недополученных доходов, возникших в связи с фактическим снижением планового объема отпуска услуг.

ФАС России было установлено, что недополученные доходы 2015 г. были частично признаны РЭК и учтены в составе НВВ 2018 г. в сумме 2844,0 тыс. руб.

При этом в соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования №406 недополученные доходы, выпадающие расходы могут быть заявлены для учета в составе НВВ в год, следующий за годом, когда данные расходы должны быть подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, недополученные доходы за 2015 г. были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью в 2016 г., и заявлены при установлении тарифов на 2017 г., и только после этого у органа регулирования есть право учесть их в течение трех периодов регулирования.

Следовательно, РЭК при установлении на 2018 тарифов нарушены положения пункта 15 Основ ценообразования № 406 и к исключению подлежат необоснованно учтенные расходы в сумме 2844,0 тыс. руб.

Более того, учитывая то, что АО «Водоканал» г. Асбест не обратилось в ФАС России с разногласиями по недополученным доходам за 2015 год в 2017 году, в судебном порядке решение об установлении тарифов на 2017 год также не оспаривалось, ФАС России отказывает в удовлетворении заявленных требований предприятия по 2015 году.

Также ФАС России был произведен расчет недополученных доходов в соответствии с формулой (33) Методических указаний № 1746-э за 2016 год.

Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Кроме того установлено, что при формировании тарифа на водоотведение в 2016 г. АО «Водоканал» г. Асбест был заявлен объем промышленно ливневой канализации в размере 285,1 тыс. куб. м.

Учитывая тот факт, что тариф на водоотведение для АО «Водоканал» г. Асбест установлен без дифференциации по категориям сточных вод, ФАС России при расчете недополученных доходов по услуги водоотведения принимался объем 4277,9 тыс. куб. м, с учетом запланированных поверхностных сточных вод принятых от Администрации Асбестовского городского округа.

По результатам расчета ФАС России считает целесообразным включить в состав НВВ оказываемой услуги по водоотведению на 2018 -2020 гг. недополученные доходы 2016 г. в размере 7955,097 тыс. руб.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 №533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования №406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей при установлении тарифов на водоотведение АО «Водоканал» пункт 15 Основ ценообразования № 406.

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлениях о рассмотрении разногласий между АО «Водоканал» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области (исх. от. 28.02.2018 №321, вх. от 12.03.2018 №35656/18).

      • Предписать органу регулирования в срок до 01.09.2018 включительно устранить нарушения, допущенные при корректировке тарифов АО «Водоканал» на водоотведение на 2018 год постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2017 г. №159-ПК «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2015 г. №203-ПК», а именно учесть недополученные доходы за 2016 г., в составе необходимой валовой выручки АО «Водоканал» по водоотведению на 2018-2020 гг., в сумме 7955,097 тыс. руб.

4. Органу регулирования Региональной энергетической комиссии Свердловской области в срок до 01.09.2018 включительно пересмотреть тариф на услугу водоотведения, оказываемую потребителям АО «Водоканал», на 2018 год с учётом пункта 3 настоящего решения, а также с учётом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу регулирования в течение 10 рабочих дней с момента исполнения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 настоящего решения;

- протоколов заседания правлений органа регулирования, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по результатам корректировки НВВ АО «Водоканал» г. Асбест на 2018-2020 гг. в части оказываемых услуг водоотведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны