Решение №31/65500/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председательствующего - заместителя председателя Комиссии: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между
ПАО «Территориальная генерирующая компания
14» и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. от 24.03.2021 47349/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» <...>, начальника отдела бизнес-планирования и тарифообразования ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» <...>, и.о. руководителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия <...>, начальника регулирования тарифов в теплоэнергетике Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 24.03.2021 № 47349/21) о споре (разногласиях) между ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – Заявитель, ПАО «ТГК-14») и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее – орган регулирования, РСТ РБ) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия по приказу от 17.12.2020 № 2/113 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17.12.2018 № 2/99 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» потребителям и другим теплоснабжающим организациям в МО ГО «Город Улан-Удэ».

Тарифы на теплоноситель для ПАО «ТГК-14» установлены с применением метода долгосрочной индексации установленных тарифов на 2019-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для Заявителя, составляет 162 668,45 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 174 891,24 тыс. руб.

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель в ФАС

Объем разногласий

1

Расходы на оплату труда на 2021 год, в т. ч.:

15 276,05

17 071,81

673,67

 

Филиал «Улан-Удэнский энергетический комплекс»

5 425,54

6 063,34

637,80

 

Филиал «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2)

9 850,51

9 886,38

35,87

2

Страховые взносы на 2021 год, в т. ч.:

4 613,91

4 816,82

202,91

 

Филиал «Улан-Удэнский энергетический комплекс»

1 639,06

1 831,13

192,07

 

Филиал «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2)

2 974,85

2 985,69

10,84

3

Расходы на оплату труда за 2019 год, в т. ч.:

7 612,22

16 323,46

8 711,24

 

Филиал «Улан-Удэнский энергетический комплекс»

4 143,76

5 797,55

1 653,79

 

Филиал «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2)

3 468,46

10 525,91

7 057,45

4

Страховые взносы за 2019 год, в т. ч.:

2 297,87

4 932,84

2 634,97

 

Филиал «Улан-Удэнский энергетический комплекс»

1 253,30

1 750,86

497,56

 

Филиал «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2)

1 044,57

3 181,98

2 137,41

 

ИТОГО по статьям

 

 

12 222,79

Общая сумма разногласий составила 12 222,79 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на теплоноситель осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы (без разбивки по статьям разногласий):

1. Устав ПАО «ТГК-14», утвержденный общим собранием акционеров от 09.06.2017;

2. Учетная политика на 2019 год;

3. Заявление о корректировке необходимой валовой выручки и установлении тарифов на теплоноситель, поставляемого ПАО «ТГК-14» потребителям и другим теплоснабжающим организациям в МО ГО «Город Улан-Удэ» на 2021-2023 годы от 20.04.2020 № АЛ-1257;

4. Копия обращения ПАО «ТГК-14» в РСТ Республики Бурятия от 16.12.2020 № АА-3761 о необходимости применения метода индексации при корректировке НВВ и установлении тарифов на теплоноситель;

5. Копия ответа РСТ Республики Бурятия от 28.12.2020 № 81-03-11-И2839/20 на обращение от 16.12.2020 № АА-3761;

6. Копия запроса в РСТ от 25.02.2021 № АЛ-502 о методе регулирования, примененном при регулировании тарифов на теплоноситель.

По результатам анализа предоставленных сторонами документов, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Расходы на оплату труда на 2021 год».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о включении в состав НВВ на 2021 год расходов на оплату труда в сумме 15 949,72 тыс. руб., в том числе:

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 6 063,34 тыс. руб.;

- по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) – 9 886,38 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы учтены в сумме 15 276,05 тыс. руб., в том числе:

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 5 425,54 тыс. руб.;

- по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) – 9 850,51 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 673,67 тыс. руб.

Заявитель не согласен с принципом расчета расходов по оспариваемой статье затрат, осуществленный РСТ РБ с применением метода экономически обоснованных расходов, без учета индексации к уровню расходов 2019 года.

По мнению ПАО «ТГК-14», данный подход противоречит нормам действующего тарифного законодательства, поскольку расходы на оплату труда относятся к операционным расходам, следовательно, расчет корректировки операционных расходов следует осуществлять по формуле 10 п. 36 Методических указаний № 760-э.

Расчет расходов на оплату труда на 2021 год произведен Заявителем в соответствии с формулой 10 п. 36 Методических указаний № 760-э с учетом корректировки уровня операционных расходов 2019 года на индекс потребительских цен на 2020-2021 гг.

В рамках тарифной заявки на 2021 год ПАО «ТГК-14» в адрес органа регулирования расчет плановой величины фонда оплаты труда не направлялся.

Согласно Экспертному заключению органа регулирования по корректировке тарифов на теплоноситель, поставляемый ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» потребителям и другим теплоснабжающим организациям в МО ГО «Город Улан-Удэ» на 2021-2023 годы (далее – Экспертное заключение), расходы на оплату труда определены с учетом корректировки операционных расходов на индекс эффективности расходов и индекс цен производителей на 2021 год, в том числе нормативной численности работников, месячной тарифной ставки работника
1 разряда, принятой на предприятии с ИПЦ на 2021 год – 1,036 с учетом исключения экономически необоснованных плановых расходов на компенсацию 50 % оплаты за тепловую и электрическую энергию на 2021 год.

По мнению РСТ РБ, долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов по виду регулируемой деятельности «производство теплоносителя» не определяются в соответствии с приложением № 7 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163. Также, в Методических указаниях № 760-э ссылка на формулу индексации базового уровня операционных расходов по услуге «производство теплоносителя» не указана.

Дополнительно орган регулирования в обоснование своей позиции ссылается на п. 149 Методических указаний № 760-э, которым определено, что расходы на производство воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках источника тепловой энергии, учитываются в НВВ в экономически обоснованном размере.

Расчет тарифа на теплоноситель произведен органом регулирования в соответствии с приложением 6.6 к Методическим указаниям № 760-э, в соответствии с п. 153 Методических указаний № 760-э.

По результатам проведенного анализа, ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ до
1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов).

Согласно приказу РСТ РБ от 17.12.2018 № 2/99, тарифы на теплоноситель, поставляемый ПАО «ТГК-14» потребителям и другим теплоснабжающим организациям в МО ГО «Город Улан-Удэ», устанавливаются на период 2019-2023 гг.

При этом, РСТ РБ в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона
№ 190-ФЗ для ПАО «ТГК-14» тарифы на производство теплоносителя установлены на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг., без утверждения соответствующих долгосрочных параметров регулирования.

ФАС России отмечает, что ПАО «ТГК-14» не оспаривало в 2019 году неустановление РСТ РБ долгосрочных параметров регулирования на производство теплоносителя на 2019 год.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями
№ 760-э размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При этом, в адрес ФАС России Заявителем не были представлены формы статистической отчетности № П-4 за 2019 год с разделением по видам деятельности, расчеты фонда оплаты труда в соответствии с Приложением 4.9 Методических указаний № 760-э согласно отраслевого тарифного соглашения, в том числе средней ступени отплаты труда, тарифного коэффициента, соответствующего ступени по оплате труда.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на оплату труда за 2021 год» не подлежат удовлетворению.

При этом, в связи с нарушением РСТ РБ части 2 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ и на основании того, что согласно пункту 37 Правил регулирования
№ 1075,
решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования установить для ПАО «ТГК-14» долгосрочные параметры регулирования и тарифы на производство теплоносителя с учетом утвержденных долгосрочных параметров регулирования с 2021 года. Соответствующие расчеты отразить в экспертном заключении в соответствии с п. 29 Правил регулирования № 1075.

2. Статья разногласий «Страховые взносы на 2021 год».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о включении в состав НВВ на 2021 экономически обоснованных расходов на страховые взносы в сумме
4 816,82 тыс. руб., в том числе:

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 1 831,13 тыс. руб.;

- по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) – 2 985,69 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы учтены в сумме 4 613,91 тыс. руб., в том числе:

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 1 639,06 тыс. руб.;

- по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) – 2 974,85 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 202,91 тыс. руб.

Затраты на оплату страховых взносов на 2021 год определены Заявителем исходя из заявленного размера расходов на оплату труда на 2021 год (15 949,72 тыс. руб.) и уровня страховых отчислений равному 30,2%.

РСТ РБ расходы на уплату страховых взносов приняты с учетом планового фонда оплаты на 2021 год (15 276,05 тыс. руб.) с применением процента отчислений на социальное страхование в размере 30,3%.

Статья затрат «Страховые взносы» является производной от статьи «Расходы на оплату труда».

С учетом отказа в удовлетворении требований Заявителя по статье «Расходы на оплату труда на 2021 год», требования по статье «Страховые взносы на 2021 год» также не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Расходы на оплату труда за 2019 год».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованными фактически понесенных расходов на оплату труда за 2019 год в сумме 16 323,46 тыс. руб., в том числе:

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 5 797,55 тыс. руб.;

- по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) – 10 525,91 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы учтены в сумме 7 612,22 тыс. руб., в том числе:

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 4 143,76 тыс. руб.;

- по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) – 3 468,46 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 8 711,24 тыс. руб.

Затраты на оплату труда по факту деятельности за 2019 год определены Заявителем в общем размере 16 323,46 тыс. руб. и соответствуют плановой величине указанных затрат, утвержденной РСТ РБ при установлении НВВ на 2019 год.

С учетом позиции, изложенной по статье разногласий «Расходы на оплату труда на 2021 год», ПАО «ТГК-14» считает, что РСТ РБ некорректно определены расходы на оплату труда за 2019 год, а именно без учета формулы 10 п. 36 Методических указаний № 760-э, предусматривающей определение фактического фонда оплаты труда для целей определения корректировки по итогам базового периода на утвержденном уровне.

Согласно Экспертному заключению, фактические расходы на оплату труда Заявителя составили 13 091,07 тыс. руб., в том числе по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 7 815,98 тыс. руб., по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) - 5 275,09 тыс. руб. По итогам проведенного анализа, экономически обоснованные расходы на оплату труда составили 7 612,22 тыс. руб., и рассчитаны органом регулирования исходя из нормативной численности, фактического тарифного коэффициента и исключением из расходов 50 % компенсации оплаты за тепловую и электрическую энергию.

По результатам проведенного анализа регулируемой деятельности Заявителя за 2019 год, отраженного в Экспертном заключении, величина экономически необоснованных расходов, подлежащих исключению из НВВ составила
1 612,38 тыс. руб. В целях сглаживания изменения тарифов в последующие периоды регулирования при установлении тарифов на 2021 год из НВВ исключены расходы в сумме 323,67 тыс. руб., остальная сумма расходов (1 288,71 тыс. руб.) подлежит исключению начиная с 2022 года.

ФАС России отмечает, что фактически тарифы на производство теплоносителя на 2019 год были установлены РСТ РБ методом экономически обоснованных затрат (не были утверждены долгосрочные параметры регулирования, что ПАО «ТГК-14» не оспорено в установленном порядке). Таким образом, органом регулирования правомерно произведен расчет затрат на оплату труда за 2019 год на основании фактических показателей деятельности ПАО «ТГК-14» за 2019 год.

При этом, в адрес ФАС России Заявителем не были представлены формы статистической отчетности № П-4 за 2019 год с разделением по видам деятельности, расчеты фонда оплаты труда в соответствии с Приложением 4.9 Методических указаний № 760-э согласно отраслевого тарифного соглашения, в том числе средней ступени отплаты труда, тарифного коэффициента, соответствующего ступени по оплате труда.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на оплату труда за 2019 год» не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Страховые взносы за 2019 год».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованными фактически понесенные расходы на страховые взносы за 2019 год в сумме 4 932,84 тыс. руб., в том числе:

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 1 750,86 тыс. руб.;

- по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) – 3 181,98 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы учтены в сумме 2 297,87 тыс. руб., в том числе:

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 1 253,30 тыс. руб.;

- по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) – 1 044,57 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 2 634,97 тыс. руб.

Затраты на оплату страховых взносов за 2019 год определены Заявителем исходя из размера расходов на оплату труда, установленного на 2019 год
(16 323,46 тыс. руб.) и уплаченных страховых взносов на уровне 30,2%.

РСТ РБ расходы на уплату страховых взносов за 2019 год приняты в сумме 2 297,87 тыс. руб., с учетом представленного уведомления о страховых выплатах и фактических выплат за 2019 года, а также экономически обоснованного фонда оплаты труда в размере 7 612,22 тыс. руб. (30,2%).

Статья затрат «Страховые взносы» является производной от статьи «Расходы на оплату труда».

С учетом отказа в удовлетворении требований Заявителя по статье разногласий «Расходы на оплату труда за 2019 год», требования по статье «Страховые взносы за 2019 год» также не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «ТГК-14» и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать в удовлетворении требований ПАО «ТГК-14», указанных в заявлении о разногласиях с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. от 24.03.2021 № 47349/21).

2. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия нарушившей часть 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

3. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 установить для ПАО «ТГК-14» долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2021-2025 гг. и пересмотреть тарифы на производство теплоносителя с учетом утвержденных долгосрочных параметров регулирования на основании мотивировочной части настоящего решения и соответствующие расчеты отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пункте 3 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на производство теплоносителя ПАО «ТГК-14» на 2021 год.

 

Связанные организации

ПАО "ТГК-14"
ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242
Бурятское УФАС России
ИНН 0323057082, ОГРН 1020300966256
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия
ИНН 0326002067, ОГРН 1020300973208