Предписание №СП/61186/20 Предписание по рез-м рассмотрения обращения <...> в отношени... от 20 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев обращение <...> о признаках нарушения требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП ОГО «Теплоэнерго» (рег. от 30.04.2020 № 79748-ЭП/20), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП ОГО «Теплоэнерго»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

До 17.09.2019 потребителям города Осинники тепловую энергию поставляла ПАО «ЮК ГРЭС» на основании заключенных концессионных соглашений от 17.12.2015 № 1 и от 30.12.2015 № 2 (далее — КС № 1 и КС № 2) в отношении объектов теплоснабжения Осинниковского городского округа (котельных и теплосетевого комплекса), в Приложениях № 1 к которым отражены сведения о составе объектов соглашений и их описание.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ЮК ГРЭС» потребителям города Осинники, на 2019 год были утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее — РЭК Кемеровской области, орган регулирования) от 31.12.2015 № 1041 (ред. от 29.12.2018) «Об установлении ПАО «ЮК ГРЭС» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Осинники, на 2016 - 2019 годы» в размерах (для населения):

- с 01.01.2019 - 1 715,90 руб./Гкал;

- с 01.07.2019 - 1 973,29 руб./Гкал.

Дополнительными соглашениями от 17.09.2019 КС № 1 и КС № 2 были расторгнуты, обслуживаемый комплекс был передан в администрацию Осинниковского городского округа.

Постановлением РЭК Кемеровской области от 01.10.2019 № 292 конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ЮК ГРЭС» потребителям города Осинники, были отменены.

В целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения города Осинники администрацией Осинниковского городского округа учреждено муниципальное унитарное предприятие Осинниковского городского округа «Теплоэнерго» (далее — МУП ОГО «Теплоэнерго», регулируемая организация).

На основании постановления администрации Осинниковского городского округа от 16.09.2019 № 581-П за МУП ОГО «Теплоэнерго» закреплены на праве хозяйственного ведения объекты муниципальной собственности на общую сумму 676 080 196,75 рублей (договор о порядке использования закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения муниципального имущества от 18.09.2019 № 0018), в том числе:

  • недвижимое имущество балансовой стоимостью 533 565 494,28 рублей;

  • движимое имущество балансовой стоимостью 142 514 702,47 рублей.

Также договором о порядке использования закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения муниципального имущества от 18.09.2019 № 0018 закрепляется нежилое здание, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Базарная, д. 8/2, общей площадью — 157,7 м2 (офис).

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП ОГО «Теплоэнерго», на 2019-2020 годы утверждены постановлением РЭК Кемеровской области от 19.12.2019 № 667 «Об установлении МУП ОГО «Теплоэнерго» тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Осинники» в следующих размерах (для населения):

    • с 20.12.2019 по 31.12.2019 - 2 542,18 руб./Гкал;

    • с 01.01.2020 по 30.06.2020 — 2 542,18 руб./Гкал;

    • с 01.07.2020 по 31.12.2020 — 2 587,28 руб./Гкал.

Рост тарифа на тепловую энергию в 2019 году по отношению к утвержденному для ПАО «ЮК ГРЭС» составил 28,83 %.

Рассмотрев экспертное заключение органа регулирования об установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП ОГО «Теплоэнерго» на 2019-2020 годы, а также материалы тарифного дела, ФАС России выявлено следующее.

Органом регулирования для МУП ОГО «Теплоэнерго» принят полезный отпуск тепловой энергии потребителям городского округа Осинники на уровне 240,616 тыс. Гкал в соответствии со схемой теплоснабжения на 2020 год, актуализированной постановлением администрации города Осинники от 18.06.2019 № 351-п (далее — схема теплоснабжения на 2019-2020 годы):

  • суммарный полезный отпуск от котельных Осинниковского городского округа составляет 56,346 тыс. Гкал;

  • полезный отпуск тепловой энергии, произведенной ПАО «ЮК ГРЭС», для потребителей Осинниковского городского округа составляет 184,27 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 22 (1) Основ ценообразования № 1075 расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 9.1 Методических указаний № 760-э фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

Необходимо отметить, что порядок формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, определенный Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э, предусматривает использование фактических данных об объеме полезного отпуска как в отношении организаций, для которых тарифы устанавливаются ежегодно, так и для предприятий, впервые участвующих в регулируемых правоотношениях по ценообразованию в сфере теплоснабжения (пункт 21 Методических указаний № 760-э). В последнем случае используются сведения о хозяйственной деятельности предыдущей регулируемой организации.

В нарушение пункта 22 (1) Основ ценообразования № 1075, пунктов 9.1, 21 Методических указаний № 760-э анализ фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года РЭК Кемеровской области не проводился и не учитывался.

В части категории потребителей «прочие» ФАС России отмечает, что поскольку схема теплоснабжения на 2019-2020 годы не содержит распределения полезного отпуска тепловой энергии по категориям потребителей, то в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 органу регулирования следовало определить полезный отпуск тепловой энергии прочим потребителям с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

При этом пунктом 21 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что в отношении организаций, ранее не осуществлявших деятельность в сфере теплоснабжения, органом регулирования при расчете полезного отпуска тепловой энергии должны использоваться данные о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация, вне зависимости от категории потребителей.

В этой связи органу регулирования необходимо пересмотреть учтенный объем полезного отпуска на 2019-2020 годы в соответствии с Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.

При этом при пересмотре полезного отпуска тепловой энергии на 2019 год органу регулирования необходимо учесть данные о фактическом полезном отпуске тепловой энергии за 2019 год.

Постановлением РЭК Кемеровской области от 19.12.2019 № 668 «Об утверждении МУП ОГО «Теплоэнерго» производственной программы в сфере горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую на потребительском рынке г. Осинники, на 2019 - 2020 годы» для МУП «Теплоэнерго» установлены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Основы ценообразования № 406), двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Согласно пункту 92 Основ ценообразования № 406 значение компонента на тепловую энергию определяется на основе тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 19.12.2019667.

В этой связи тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения также подлежат пересмотру.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области при установлении тарифов на тепловую энергию для МУП ОГО «Теплоэнерго» на 2019-2020 годы нарушившей пункты 22, 22 (1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 9.1, 21 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести расчет полезного отпуска тепловой энергии на 2019-2020 годы в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и отобразить его в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП ОГО «Теплоэнерго» 2020 года в соответствии с действующим законодательством и мотивировочной частью настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.10.2020 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию для МУП ОГО «Теплоэнерго» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.

5. Результаты исполнения пункта 4 настоящего предписания учесть при принятии решения об установлении (пересмотре) тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для МУП ОГО «Теплоэнерго» на 2020 год, обеспечив введение их в действие с 01.10.2020.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и водоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и водоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для МУП ОГО «Теплоэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
РЭК Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808