Предписание №СП/61186/20 Предписание по рез-м рассмотрения обращения <...> в отношени... от 20 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев обращение <...> о признаках нарушения требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП ОГО «Теплоэнерго» (рег. от 30.04.2020 № 79748-ЭП/20), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП ОГО «Теплоэнерго»,
УСТАНОВИЛ:
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).
До 17.09.2019 потребителям города Осинники тепловую энергию поставляла ПАО «ЮК ГРЭС» на основании заключенных концессионных соглашений от 17.12.2015 № 1 и от 30.12.2015 № 2 (далее — КС № 1 и КС № 2) в отношении объектов теплоснабжения Осинниковского городского округа (котельных и теплосетевого комплекса), в Приложениях № 1 к которым отражены сведения о составе объектов соглашений и их описание.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ЮК ГРЭС» потребителям города Осинники, на 2019 год были утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее — РЭК Кемеровской области, орган регулирования) от 31.12.2015 № 1041 (ред. от 29.12.2018) «Об установлении ПАО «ЮК ГРЭС» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Осинники, на 2016 - 2019 годы» в размерах (для населения):
- с 01.01.2019 - 1 715,90 руб./Гкал;
- с 01.07.2019 - 1 973,29 руб./Гкал.
Дополнительными соглашениями от 17.09.2019 КС № 1 и КС № 2 были расторгнуты, обслуживаемый комплекс был передан в администрацию Осинниковского городского округа.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 01.10.2019 № 292 конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ЮК ГРЭС» потребителям города Осинники, были отменены.
В целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения города Осинники администрацией Осинниковского городского округа учреждено муниципальное унитарное предприятие Осинниковского городского округа «Теплоэнерго» (далее — МУП ОГО «Теплоэнерго», регулируемая организация).
На основании постановления администрации Осинниковского городского округа от 16.09.2019 № 581-П за МУП ОГО «Теплоэнерго» закреплены на праве хозяйственного ведения объекты муниципальной собственности на общую сумму 676 080 196,75 рублей (договор о порядке использования закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения муниципального имущества от 18.09.2019 № 0018), в том числе:
-
недвижимое имущество балансовой стоимостью 533 565 494,28 рублей;
-
движимое имущество балансовой стоимостью 142 514 702,47 рублей.
Также договором о порядке использования закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения муниципального имущества от 18.09.2019 № 0018 закрепляется нежилое здание, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Базарная, д. 8/2, общей площадью — 157,7 м2 (офис).
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП ОГО «Теплоэнерго», на 2019-2020 годы утверждены постановлением РЭК Кемеровской области от 19.12.2019 № 667 «Об установлении МУП ОГО «Теплоэнерго» тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Осинники» в следующих размерах (для населения):
-
-
с 20.12.2019 по 31.12.2019 - 2 542,18 руб./Гкал;
-
с 01.01.2020 по 30.06.2020 — 2 542,18 руб./Гкал;
-
с 01.07.2020 по 31.12.2020 — 2 587,28 руб./Гкал.
-
Рост тарифа на тепловую энергию в 2019 году по отношению к утвержденному для ПАО «ЮК ГРЭС» составил 28,83 %.
Рассмотрев экспертное заключение органа регулирования об установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП ОГО «Теплоэнерго» на 2019-2020 годы, а также материалы тарифного дела, ФАС России выявлено следующее.
Органом регулирования для МУП ОГО «Теплоэнерго» принят полезный отпуск тепловой энергии потребителям городского округа Осинники на уровне 240,616 тыс. Гкал в соответствии со схемой теплоснабжения на 2020 год, актуализированной постановлением администрации города Осинники от 18.06.2019 № 351-п (далее — схема теплоснабжения на 2019-2020 годы):
-
суммарный полезный отпуск от котельных Осинниковского городского округа составляет 56,346 тыс. Гкал;
-
полезный отпуск тепловой энергии, произведенной ПАО «ЮК ГРЭС», для потребителей Осинниковского городского округа составляет 184,27 тыс. Гкал.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 22 (1) Основ ценообразования № 1075 расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 9.1 Методических указаний № 760-э фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.
Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.
Необходимо отметить, что порядок формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, определенный Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э, предусматривает использование фактических данных об объеме полезного отпуска как в отношении организаций, для которых тарифы устанавливаются ежегодно, так и для предприятий, впервые участвующих в регулируемых правоотношениях по ценообразованию в сфере теплоснабжения (пункт 21 Методических указаний № 760-э). В последнем случае используются сведения о хозяйственной деятельности предыдущей регулируемой организации.
В нарушение пункта 22 (1) Основ ценообразования № 1075, пунктов 9.1, 21 Методических указаний № 760-э анализ фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года РЭК Кемеровской области не проводился и не учитывался.
В части категории потребителей «прочие» ФАС России отмечает, что поскольку схема теплоснабжения на 2019-2020 годы не содержит распределения полезного отпуска тепловой энергии по категориям потребителей, то в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 органу регулирования следовало определить полезный отпуск тепловой энергии прочим потребителям с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
При этом пунктом 21 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что в отношении организаций, ранее не осуществлявших деятельность в сфере теплоснабжения, органом регулирования при расчете полезного отпуска тепловой энергии должны использоваться данные о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация, вне зависимости от категории потребителей.
В этой связи органу регулирования необходимо пересмотреть учтенный объем полезного отпуска на 2019-2020 годы в соответствии с Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.
При этом при пересмотре полезного отпуска тепловой энергии на 2019 год органу регулирования необходимо учесть данные о фактическом полезном отпуске тепловой энергии за 2019 год.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 19.12.2019 № 668 «Об утверждении МУП ОГО «Теплоэнерго» производственной программы в сфере горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую на потребительском рынке г. Осинники, на 2019 - 2020 годы» для МУП «Теплоэнерго» установлены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Основы ценообразования № 406), двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 92 Основ ценообразования № 406 значение компонента на тепловую энергию определяется на основе тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 19.12.2019 № 667.
В этой связи тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения также подлежат пересмотру.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области при установлении тарифов на тепловую энергию для МУП ОГО «Теплоэнерго» на 2019-2020 годы нарушившей пункты 22, 22 (1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 9.1, 21 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э.
2. Органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести расчет полезного отпуска тепловой энергии на 2019-2020 годы в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и отобразить его в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП ОГО «Теплоэнерго» 2020 года в соответствии с действующим законодательством и мотивировочной частью настоящего предписания.
4. Органу исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.10.2020 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию для МУП ОГО «Теплоэнерго» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.
5. Результаты исполнения пункта 4 настоящего предписания учесть при принятии решения об установлении (пересмотре) тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для МУП ОГО «Теплоэнерго» на 2020 год, обеспечив введение их в действие с 01.10.2020.
6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и водоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и водоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для МУП ОГО «Теплоэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|