Решения по тарифам №АГ/55209/16 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 11 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «Камчатскэнерго» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. № 15940/16 от 08.02.2016)

 

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» (далее – Заявитель).

Спор возник с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее – Респондент, РСТ), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в теплоснабжении постановлением от 01.12.2015 № 355 «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского района, на 2016-2018 годы» (с изменениями, внесенными постановлением от 17.12.2015 № 489), Заявителю установлены тарифы на тепловую энергию.

Респондентом установлены для ПАО «Камчатскэнерго» тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, в размере 5 328,02 руб./Гкал на 1-е полугодие 2016 года и 5 653,03 руб./Гкал - на 2-е полугодие 2016 г.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная РСТ для ПАО «Камчатскэнерго» (Пионерское СП) на 2016 год составляет 78 041,6 тыс. руб.

ПАО «Камчатскэнерго» заявляет требование признать экономически обоснованной величину НВВ в размере 85 370 тыс. руб.

Таким образом ПАО «Камчатскэнерго» просит ФАС России предписать РСТ дополнительно учесть в НВВ и тарифах 2016 года сумму расходов в размере 7 328,4 тыс. руб., за счет увеличения расходов по статьям затрат «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Предпринимательская прибыль», т.е. учесть объем расходов по статьям затрат:

Заявитель предлагает учесть расходы на оплату труда в размере 31 252,0 тыс. руб. по следующим элементам затрат:

- расходы на оплату труда списочного персонала – 30 311,0 тыс. руб. исходя из численности персонала 44,6 чел., среднемесячной заработной платы 1 работника – 56 635 руб.;

- расходы на оплату труда несписочного персонала – 103 тыс. руб.;

- расходы на проезд в отпуск – 838 тыс. руб.

    • Респондентом расходы на оплату труда учтены в размере 27 738 тыс. руб.:

- расходы на оплату труда списочного персонала – 26 900,0 тыс. руб. исходя из численности персонала 41,45 чел., среднемесячной заработной платы 1 работника – 54 083 руб.;

- расходы на проезд в отпуск – 838 тыс. руб.

                  • Разногласия между РСТ и Заявителем состоят в численности и размере среднемесячной заработной платы списочного персонала, а также в величине расходов на оплату труда несписочного персонала.

По результатам произведенного ФАС России анализа установлено следующее.

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Заявитель предлагает учесть численность в размере 44,6 чел., в т.ч. 43 чел. численность основного персонала согласно статистической отчетности за октябрь 2015 г., 1,6 чел. – численность по сбыту.

Заявителем численность рассчитана некорректно, т.к. учитывает данные только за 1 месяц 2015 г. (октябрь), что не предусмотрено действующим законодательством.

Респондентом численность учтена в размере 41,45 чел. с учетом фактической численности за период июль 2014 г. – июнь 2015 г. по данным статистической отчетности П-4.

ФАС России отмечает, что п. 42 Основ ценообразования предусмотрен расчет средств на оплату труда с учетом фактического объема ФОТ за последний расчетный период регулирования, т.е. за 2014 год. По данным форм статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» фактическая численность персонала за 2014 год по Пионерскому СП составила 41,13 чел.

С учетом фактической численности персонала на сбыт (1,6 чел.) фактическая численность в целом по Пионерскому СП  составила за 2014 год 42,73 чел., что на 1,28 чел. выше численности, утвержденной Респондентом на 2016 год.

ФАС России полагает обоснованным учесть численность на уровне факта 2014 года, в размере 42,73 чел.

РСТ среднемесячная заработная плата персонала на 2016 год была рассчитана с применением ИПЦ 107,4% к плановому (утвержденному) уровню среднемесячной заработной платы на 2015 год. При этом действующим законодательством (п. 42 Основ ценообразования) предусмотрен расчет расходов на оплату труда с учетом фактического объема фонда оплаты труда.

С учетом вышеизложенного ФАС России считает Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) в теплоснабжении в части некорректного расчета расходов на оплату труда.

Приведенная к 2016 году с использованием ИПЦ 2014/2015 (115,4%) и 2015/2016 (107,4%) средняя заработная плата компании 2014 года (47 554 руб./чел./мес.) составит 60 764 руб./чел./мес.

Заявитель предлагает учесть среднемесячную заработную плату на 2016 год в размере 56 635 руб., рост заработной платы составляет 15,5% к уровню фактической заработной платы 2014 года, что ниже роста уровня инфляции за два года - 23,9% (ИПЦ 2014/2015 (115,4%) и 2015/2016 (107,4%)).

ФАС России отмечает, что заработная плата, заявленная Заявителем, на 20% ниже ожидаемого уровня заработной платы в сфере теплоснабжения по Камчатскому краю (70 937,91 руб./чел./мес.), а также ниже приведенного к 2016 году с применением ИПЦ уровня заработной платы в компании (исходя из факта 2014 года) на 7%.

С учетом вышеизложенного, а также того, что предложенный Заявителем уровень среднемесячной заработной платы ниже ожидаемого уровня заработной платы в сфере теплоснабжения по Камчатскому краю на 2016 год, а также ниже фактической заработной платы 2014 года, приведенной к 2016 г. с применением ИПЦ, ФАС России полагает обоснованным учесть среднемесячную заработную плату на уровне предложения Заявителя, в размере 56 635 руб.

Величина расходов на оплату труда штатного персонала в 2016 году составит: 56 635 руб./чел./мес. * 42,73 чел. *12 мес. = 29 040,2 тыс. руб. (без оплаты проезда в отпуск).

Заявитель предлагает учесть расходы на оплату труда несписочного персонала по доставке корреспонденции, уведомлений и т.д. Трудовые договора на выполнение соответствующих услуг, в т.ч. за предшествующие периоды, с сотрудниками не представлены. Также отсутствуют данные, подтверждающие фактические расходы на оплату труда несписочного персонала за предшествующие периоды регулирования (2014-2015 гг.) (в форме П-4 по Пионерскому СП не отражены данные о численности и среднемесячной заработной плате несписочного персонала).

По вышеуказанной причине расходы на оплату труда несписочного персонала не подлежат удовлетворению.

Экономически обоснованный размер расходов на оплату труда на 2016 год с учетом расходов на проезд в отпуск составляет 29 878,2 тыс. руб., дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные РСТ экономически обоснованные расходы в размере 2 140,2 тыс. руб.

Респондентом отчисления на социальные нужды рассчитаны в размере 32,54% от планового фонда оплаты труда на 2016 год и составляют 8 752 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды включают отчисления в ПФР, ФСС, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве, а также дополнительные страховые взносы по работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда. Процент отчислений от ФОТ (32,54%) принят на уровне предложения компании.

Заявитель предлагает рассчитать отчисления на социальные нужды по ставке 33,40% от заявленного размера ФОТ. Процент отчислений изменён в связи с изменением предельной базы для начисления страховых взносов в ПФР, ФСС, ОМС на 2016 год (следовательно, и общей суммы отчислений), а также рассчитан с учетом доплаты за вредные условия труда по классам опасности.

По результатам произведенного ФАС России анализа установлено, что постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.» было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.11.2015, а тарифы для Заявителя были утверждены 01.12.2015, т.е. Респондент на момент проведения анализа и подготовки тарифного решения не располагал информацией о предельной величине базы для начисления взносов на 2016 год.

ФАС России произвела расчет ставки, сложившейся в целом по предприятию по итогам 2014 года. Фактическая ставка отчислений от заработной платы на обязательное пенсионное страхование рассчитана исходя из формы РСВ-1 ПФР за 2014 год и составила 20,88%. Фактическая ставка отчислений в ФСС за 2014 год (форма 4-ФСС) составила 2,31%. Фактическая ставка отчислений за вредные условия труда в целом по филиалу (форма РСВ-1 ПФР) «Коммунальная энергетика» ОАО «Камчатскэнерго» составила 1,15%. Ставки отчислений в ФОМС и отчислений на страхование от НС не изменяются и составляют 5,1% и 0,2% соответственно. По итогам проведенного расчета фактическая ставка отчислений за 2014 год составила 29,64%.

Необходимо учитывать, что в расчет ставки в целом по филиалу «Коммунальная энергетика» входят выплаты руководству, что влияет на размер ставок отчислений в ПФР и ФСС. Величина среднемесячной заработной платы учтена ФАС России на уровне 56 635 руб./чел./мес., общая выплата за год составит 679 620 руб./чел. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316 предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС и ПФР с 1 января 2015 г. составила 670 000 руб. и 711 000 руб. соответственно. Так как рассчитанный ФАС России уровень заработной платы не превышает базу для начисления 2015 г. с учетом индексации на ИПЦ 2016/2015 1,074, процент отчислений в ПФР целесообразно рассчитывать по ставке 22%, в ФСС - 2,9%.

С учетом ставки отчислений за вредные условия труда, рассчитанной по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год – 1,15%, ставка отчислений от ФОТ по расчету ФАС России составит 31,35%.

ФАС России полагает полагает обоснованным рассчитать размер отчислений исходя из ставки 31,35% и скорректированного размера ФОТ на 2016 год (без оплаты проезда в отпуск) 9 104,1 тыс. руб.

Экономически обоснованный размер расходов на отчисления на социальные нужды на 2016 год по расчету ФАС России составляет 9 104,1 тыс. руб. дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные РСТ экономически обоснованные расходы в размере 352,1 тыс. руб.

Респондентом расходы исключены в полном объеме ввиду ограничения роста экономически обоснованных тарифов, в связи с тем, что на территории Камчатского края установлены льготные тарифы для граждан, которые обеспечиваются за счет субсидирования из краевого бюджета, то включение расходов на предпринимательскую прибыль приведет к дополнительным расходам из бюджета субъекта. Средства на возмещение дополнительных расходных обязательств в краевом бюджете отсутствуют.

Заявитель предлагает рассчитать предпринимательскую прибыль в размере 5% от утвержденного РСТ уровня текущих расходов (за вычетом расходов на топливо).

ФАС России отмечает, что подход РСТ противоречит нормам действующего законодательства в сфере тарифообразования.

В соответствии с п. 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Объем предпринимательской прибыли по расчету ФАС России составит 2 443 тыс. руб. (48 860 тыс. руб. * 5%), где 48 860 тыс. руб. – уровень утвержденных РСТ текущих расходов Заявителя (за вычетом расходов на топливо).

Дополнительному учету подлежат расходы в размере 2 443 тыс. руб. из 2 443 тыс. руб., из заявленных Заявителем к дополнительному учету.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей п. 42, п. 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Камчатскэнерго», указанных в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. № 15940/16 от 08.02.2016), признать экономически обоснованным и подлежащим учету при расчете тарифов на тепловую энергию для ПАО «Камчатскэнерго» на 2016 год (по Пионерскому сельскому поселению) размер расходов по статьям затрат:

- «Оплата труда» - 29 878,2 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 2 140,2 тыс. руб.);

- «Отчисления на социальные нужды» - 9 104,1 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 352,1  тыс. руб.);

- «Предпринимательская прибыль» - 2 443,0 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 2 443 тыс. руб.).

Совокупный дополнительный учет расходов в тарифах составляет 4 935,3 тыс. руб.

3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Камчатского края  пересмотреть в срок до 15 сентября 2016 года, обеспечив введение соответствующих законодательству ставок тарифов с 1 октября 2016 года, ранее установленные на территории Камчатского края тарифы на тепловую энергию для ПАО «Камчатскэнерго» (по Пионерскому сельскому поселению) и учесть дополнительно ранее неучтенные расходы в размере 4 935,3 тыс. руб.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего решения об установлении тарифов проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано пунктом 2 настоящего решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

      • Отказать в удовлетворении остальных требований ПАО «Камчатскэнерго».

         

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Н. Голомолзин

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны