Решения по тарифам №АГ/56181/18 Решение по результатам рассмотрения досудебного спора между ... от 20 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» июля 2018 г.

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено заявление о досудебном споре между МУП «Водоканал Кировского района» (далее — Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее — Комитет, орган регулирования) (исх. от 21.03.2018 № 592, вх. от 04.04.2018 № 50692/18) по приказу Комитета от 28.12.2017 № 664-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год», и  

 

УСТАНОВЛЕНО:

 

в поданном заявлении МУП «Водоканал Кировского района» считает, что Комитетом на 2018 год тариф на водоотведение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям ФАС России отмечает следующее.

Приказом Комитета от 28.12.2017 № 664-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год» были установлены для МУП «Водоканал Кировского района» следующие величины тарифов в части оказываемых услуг водоотведения: с 01.01.2018 г. – 24,88 руб./куб. м., с 01.07.2018 г. – 25,70 руб./куб. м.

Оспариваемые тарифы установлены методом экономически обоснованных расходов.

По мнению регулируемой организации, при определении величины необходимой выручки на 2018 год Комитет не в полном объеме учел расходы на транспортировку сточных вод, осуществляемой сторонними организациями, а также расходы на ремонт централизованных систем водоотведения, в связи с чем дополнительному учету подлежит сумма в размере 41 286,09 тыс. руб.

1) По статье «Расходы на транспортировку сточных вод, осуществляемой сторонними организациями».

Подпунктом «а» пункта 38 Основ ценообразования № 406 установлено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется, в том числе, с учетом планируемого на очередной период уровня производственных расходов.

Пунктом 39 Основ ценообразования № 406 определен перечень расходов, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня производственных расходов, к которым, в том числе, относятся расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

МУП «Водоканал Кировского района» заявлены требования по расходам на транспортировку сточных вод, осуществляемой сторонними организациями, на 2018 год в размере 49 161,34 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены на уровне 16 516,38 тыс. руб.

Спор по данной статье возник в результате того, что, по мнению Заявителя, Комитетом не в полном объеме учтены расходы на транспортировку сточных вод, осуществляемой сторонними организациями.

Комитет принял для Заявителя показатель «Прием сточных вод, всего» в объеме 1 769,03 тыс. куб. м., из которых товарные стоки составляют 1 761,08 тыс. куб. м., от собственных подразделений – 7,95 тыс. куб. м. Объем сточных вод, переданных на транспортировку другим организациям принят органом регулирования в размере 985,17 тыс. куб. м.

Расходы на оплату объемов сточных вод, переданных на транспортировку другим организациям, учтены Комитетом в размере 16 516,38 тыс. руб., с учетом объемов сточных вод в размере 985,17 тыс. куб. м. и тарифов, установленных для АО «ЛОКС» на 2018 год на транспортировку сточных вод органом регулирования приказом от 20.12.2017 г. № 610-п «О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2016 года № 357-п «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Невский водопровод» АО «ЛОКС») на 2017-2019 годы» (первое полугодие – 15,16 руб./куб. м., второе полугодие – 18,37 руб./куб. м.).

Заявитель отмечает, что не имеет собственных канализационных насосных станций, в связи с чем весь объем принимаемых от абонентов сточных вод передается на транспортировку сторонним организациям, а именно АО «ЛОКС» и ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП». Регулируемая организация указывает на то, что все поступающие в централизованную систему водоотведения стоки перекачиваются по сети сначала канализационными насосными станциями, принадлежащими ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» до канализационных насосных станций, принадлежащих АО «ЛОКС», а затем насосными станциями  АО «ЛОКС» на очистные сооружения.

По мнению Заявителя, расходы на транспортировку сточных вод, переданных АО «ЛОКС», учтены Комитетом не в полном объеме, а расходы на транспортировку сточных вод, переданных ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» не были учтены вообще.

Регулируемая организация указывает на то, что приказом Комитета от 20.12.2017 № 627-пп «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16 декабря 2016 года № 301-пп «Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения (техническая вода, питьевая вода) и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы» утвержден объем товарных стоков для ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на 2018 год в объеме 1 769,03 тыс. куб. м., что полностью соответствует утвержденному органом регулирования объему сточных вод для Заявителя.

Таким образом, по мнению МУП «Водоканал Кировского района», расходы на транспортировку сточных вод, осуществляемой сторонними организациями, должны были определяться Комитетом исходя из объемов сточных вод в размере 1 769,03 тыс. куб. м. и тарифов, установленных для АО «ЛОКС» на 2018 год на транспортировку сточных вод, а также исходя из объемов сточных вод в размере 1 769,03 тыс. куб. м. и тарифов, установленных для ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на 2018 год на услуги водоотведения. Дополнительному учету, по мнению Заявителя, подлежит сумма в размере 32 644,96 тыс. руб.

В свою очередь, Комитет в направленном в ФАС России отзыве указывает на то, что регулируемая организация не представила в Комитет заключенный договор на транспортировку сточных вод с АО «ЛОКС» на 2018 год, в связи с чем нарушила пункт 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила регулирования № 406), которым предусмотрен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.

Орган регулирования отмечает, что объем сточных вод, переданных на транспортировку АО «ЛОКС» принят органом регулирования в объеме 985,17 тыс. куб. м., который утвержден производственной программой АО «ЛОКС» на 2018 год.

Комитет также обращает внимание на то, что в Ленинградском областном суде оспаривался ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» приказ Комитета от 19.12.2016 № 357-пп «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод) акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Невский водопровод» АО «ЛОКС») на 2017-2019 годы», в том числе, объемы, передаваемые ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на транспортировку.

Решением Ленинградского областного суда от 11.10.2017 по делу № 3а-89/2017 ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» было отказано в удовлетворении административных исковых требований, в связи с чем объем принятых сточных вод для транспортировки, для АО «ЛОКС» остался на утвержденном уровне в размере 985,17 тыс. куб. м.

Таким образом, Комитетом на 2018 год был принят объем сточных вод, переданных на транспортировку АО «ЛОКС», установленный действующей производственной программой АО «ЛОКС».

В части расходов на транспортировку сточных вод, осуществляемой ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП», орган регулирования отмечает, что регулируемая организация представила заключенный договор с  ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на транспортировку сточных вод от 01.01.2018 № 02, при этом пунктом 6 раздела 3 данного договора установлено, что оплата по настоящему договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал Кировского района») по тарифам на транспортировку сточных вод, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При этом ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» не обращался в Комитет с предложением об установлении тарифов на транспортировку сточных вод на 2018 год, в связи с чем у Комитета отсутствовали основания для расчета расходов на транспортировку сточных вод, осуществляемой ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» в тарифах МУП «Водоканал Кировского района».

С учетом того, что органом регулирования применялся корректный механизм по определению расходов на транспортировку сточных вод, осуществляемой сторонними организациями, а также учитывая решение Ленинградского областного суда от 11.10.2017 по делу № 3а-89/2017, ФАС России считает необходимым отказать в удовлетворении Заявителя по данным расходам.

2) По статье «Ремонтные расходы».

Подпунктом «б» пункта 38 Основ ценообразования № 406 установлено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется, в том числе, с учетом планируемого на очередной период ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

МУП «Водоканал Кировского района» заявлены требования по ремонтным расходам на 2018 год в размере 8 641,13 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены в полном объеме.

Регулируемая организация указывает на то, что при установлении тарифов на водоотведение на 2018 год МУП «Водоканал Кировского района» заявил к учету по данной статье сумму в размере 37 528,44 тыс. руб., при этом Заявителем также была направлена в Комитет производственная программа, содержащая план ремонтных мероприятий с указанием характера и объема ремонтных работ и их стоимости в размере 44 283,56 тыс. руб. При этом план ремонтных работ был согласован с администрацией МО «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области.

Заявитель отмечает, что неправомерность исключения Комитетом ремонтных расходов подтверждается тем, что до 01.01.2018 года сети водоотведения г. Кировска эксплуатировались ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП», для которого на первый год долгосрочного периода регулирования (2017 год) органом регулирования был установлен базовый уровень операционных расходов, который включал, в том числе, ремонтные расходы в размере 11 201,53 тыс. руб.

При корректировке тарифов для ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на 2018 год органом регулирования с учетом выбытия канализационных сетей были снижены операционные расходы ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» на 74,39%, в связи с чем, ремонтные расходы также снизились на 74,39% и составили 2 868,71 тыс. руб.

Таким образом, по мнению Заявителя, Комитет не предусмотрел расходы на ремонт канализационных сетей г. Кировска ни для одной из организаций, оказывающих на территории поселения услуги по водоотведению, при том, что согласно производственной программе, около 65% всех сетей нуждаются в замене.

Заявитель отмечает, что в случае несогласия с заявленным изначально размером ремонтных расходов (в сумме 37 528,44 тыс. руб.) орган регулирования мог определить размер данных расходов иным путем, например, с учетом разницы между утвержденным на 2018 год для ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» размером ремонтных расходов (2 868,71 тыс. руб.) и ремонтных расходов, утвержденных на 2017 год для ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» (11 201,53 тыс. руб.) с учетом применения индекса потребительских цен, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации на 2018 год в размере 3,7%. Регулируемая организация отмечает, что такой подход обусловлен тем, что ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГП» и МУП «Водоканал Кировского района» осуществляли деятельность по водоотведению в сопоставимых условиях, так как и одна, и другая организация эксплуатировали в разные периоды времени канализационные сети г. Кировска.

В соответствии с экспертным заключением от 28.12.2017 по расчету уровней тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП «Водоканал Кировского района» в 2018 году, данные расходы не были учтены Комитетом в связи с отсутствием подтверждения Заявителем экономической обоснованности их включения, нарушением подпунктов «л», «н», «о» пункта 17 Правил регулирования № 406, нарушением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Подпунктами «л», «н», «о» пункта 17 Правил регулирования № 406 определено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии);

о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

Заявитель отмечает, что ссылка на подпункт «н» пункта 17 Правил регулирования № 406 не обоснована, так как регулируемой организации не устанавливались тарифы в прошлые периоды регулирования. Что касается требований подпунктов «л» и «о» пункта 17 Правил регулирования № 406, то указанные в них документы не могли быть представлены регулируемой организацией, так как МУП «Водоканал Кировского района» только начало осуществлять свою деятельность с 01.01.2018 года. В части заключения договоров регулируемая организация обязана соблюдать требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает соблюдение определенных процедур, регулируемой организации необходимо получить электронную цифровую подпись, подключиться к информационной системе в сфере закупок, произвести непосредственно закупку путем конкурса, либо иным способом, предусмотренным настоящим Федеральным законом и только потом заключить сам контракт, в связи с чем, выполнение всех вышеуказанных процедур требует значительных временных затрат и документы, на которые ссылается Комитет, объективно не могли быть представлены к моменты подачи заявления об установлении тарифа.

В направленном в ФАС России отзыве Комитет указывает на то, что регулируемой организации надлежало обосновать необходимость учета расходов на ремонтные работы, путем предоставления документов о техническом обследовании объектов (акт технического обследования, дефектная ведомость, калькуляции, локальные сметы и т.п.), обосновать величину таких расходов (в соответствии с договорами на их выполнение и актами приемки выполненных работ).

ФАС России отмечает, что Заявителем ни в Комитет, ни в ФАС России не было представлено расчета стоимости ремонтных работ на 2018 год, с указанием ссылок на использование в этом расчете нормативов расходов материалов, заключений и экспертиз технического состояния объектов, подлежащих ремонту, локальных смет, а также дефектных ведомостей на планируемые ремонтные работы.

При этом на сегодняшний день у Заявителя также отсутствуют вышеуказанные документы, в связи с чем отсутствует возможность определить экономически обоснованный уровень ремонтных расходов для МУП «Водоканал Кировского района» на 2018 год.

Таким образом, регулируемой организацией не подтверждены заявленные в ФАС России требования по статье «Ремонтные расходы».

ФАС России дополнительно отмечает, что в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

 

отказать в удовлетворении требований МУП «Водоканал Кировского района» по заявлению (исх. от 21.03.2018 № 592, вх. от 04.04.2018 № 50692/18) в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны