Предписание №СП/35199/24 Предписание в отношении Государственного комитета Республики... от 23 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

19 апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, в том числе Акт проверки ФАС России от 06.06.2023 № 21/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 12.04.2023 № 212/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для ООО «Башкирская сетевая компания» на 2021-2023 годы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 № 212/23 была проведена плановая выездная проверка Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Комитет, Орган регулирования) с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Комитетом тарифов в сфере электроэнергетики на 2021-2023 гг., в том числе в отношении ООО «Башкирская сетевая компания» (далее – регулируемая организация, ООО «БСК», Общество).

Постановлением Комитета от 28.12.2016 № 851 в отношении ООО «БСК» были установлены долгосрочные параметры регулирования на 2017-2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год в размере 470,096 млн. руб.

Постановлением Комитета от 29.12.2020 № 800 НВВ регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2021 год в размере 2 900 839,05 тыс. руб.

Постановлением Комитета от 28.12.2021 № 830 в отношении ООО «БСК» были установлены долгосрочные параметры регулирования на 2022-2026 гг.
с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2022 год в размере 505,44 млн. руб., НВВ без учета оплаты потерь установлена на 2022 год в размере 3 280 899,25 тыс. руб.

Постановлением Комитета от 25.11.2022 № 682 НВВ регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2023 год в размере 4 297 123,58 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2017, 2021-2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, заключение по установлению долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан на 2017-2021 гг. и по установлению НВВ на содержание электрических сетей ООО «БСК» на очередной (второй) долгосрочный период регулирования 2017-2021 гг. (далее – Экспертное заключение на 2017 год), заключение по установлению (корректировке) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей ООО «БСК» на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), заключение по установлению долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан на 2022-2026 гг. и по установлению НВВ на содержание электрических сетей ООО «БСК» на очередной (второй) долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг. (далее – Экспертное заключение на 2022 год), заключение по установлению (корректировке) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей ООО «БСК» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также Возражения Комитета на Акт проверки (далее – Возражения), направленные письмом от 26.07.2023 № 03-154-2023 (рег. от 02.08.2023 № 117404/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Базовый уровень подконтрольных расходов 2017 года

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год установлен Комитетом в размере 470 096,52 тыс. руб. (0,7*500 251,71 + 399 734,4*0,3), где 500 251,71 тыс. руб. – подконтрольные расходы, определенные Комитетом методом экономически обоснованных расходов, 399 734,4 тыс. руб. – эффективный уровень подконтрольных расходов.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за

2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2017 год, Возражения не содержат анализа экономической обоснованности фактических подконтрольных расходов регулируемой организации за предыдущий долгосрочный период регулирования в нарушение положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178 с отражением обоснованности превышения фактических расходов над плановыми.

 

1.1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2017 год

Согласно Экспертному заключению на 2017 год эффективный уровень подконтрольных расходов на 2017 год определен Органом регулирования в размере 399 734,4 тыс. руб., индекс эффективности подконтрольных расходов определен Комитетом в размере 2% на долгосрочный период регулирования 2017-2021 гг.

Величина эффективного уровня ОПР в целях расчета базового уровня ОПР ТСО для расчета долгосрочных параметров регулирования ТСО рассчитывается на основании расчета коэффициента изменения рейтинга эффективности.

(10),

где:

- коэффициент изменения рейтинга эффективности ТСО n;

m - год, предшествующий периоду регулирования;

- значение рейтинга эффективности ТСО n в году i.

Эффективный уровень подконтрольных расходов определяется в соответствии с формулами 11, 13 Методических указаний № 421-э:

 

 

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2017 год не содержит анализа экономической обоснованности фактических операционных расходов Общества за 2015 год в нарушение положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что для расчета эффективного уровня подконтрольных расходов на 2017 год приняты фактические операционные расходы регулируемой организации за 2015 год в размере 410 918,74 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что согласно данным расчета exel «ООО «Башкирская сетевая компания на 2017 год» в составе фактических операционных расходов регулируемой организации за 2015 год, определенных Органом регулирования в целях расчета эффективного уровня подконтрольных расходов на 2017 год, учтены расходы по статье затрат «Дивиденды», а также расходы по статье затрат «Прочие расходы из прибыли» (в части расходов на премии к юбилейной дате, прочие премии, на проведение культурно-массовых мероприятий), включение которых не предусмотрено действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Таким образом, размер эффективного уровня подконтрольных расходов на 2017 год, принятый в целях расчета базового уровня подконтрольных расходов 2017 года, полежит перерасчету в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания.

 

1.2. Подконтрольные расходы 2017 года, определенные методом экономически обоснованных расходов

Согласно Экспертному заключению на 2017 год подконтрольные расходы, определенные Комитетом методом экономически обоснованных расходов на 2017 год, составляют 500 251,71 тыс. руб.

1.2.1. Ремонт основных фондов

Расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов» учтены Органом регулирования на 2017 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2017 года

Факт 2015 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Ремонт основных фондов

142 585,68

125 917,8

77 999,67

Согласно Экспертному заключению на 2017 год расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании ремонтной программы ООО «Башкирская сетевая компания» на 2017 год.

ФАС России сообщает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Ремонт основных фондов» в Экспертном заключении на 2017 год Комитетом не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Экспертное заключение на 2017 год не содержит ссылки на нормативные правовые документы, в соответствии с которым был произведен учет расходов по указанной статье затрат, а также анализ ремонтной программы регулируемой организации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2017 год отсутствует обоснование увеличения плановых расходов 2017 года на 63% по отношению к фактическим расходам 2015 года.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что рост затрат на ремонт основных фондов на следующий период регулирования сформирован учетом значительного уровня износа основного электросетевого хозяйства (физический износ составляет порядка 63%). Фактический износ основных фондов подтверждается данными бухгалтерской отчетности организации. Объемы работ, предполагаемых к выполнению в следующем периоде регулирования, подтверждаются локальными сметными расчетами и дефектными ведомостями, составленными и подписанными соответствующей комиссией. Состав работ запланирован с целью устранения аналогичных нарушений, указанных в предписании Ростехнадзора, а также своевременного устранения неисправностей, отклонений от нормативов, поддержания основных фондов в работоспособном состоянии для сохранения необходимого уровня качества и надежности оказываемых организацией услуг.

Также Орган регулирования отмечает, что при рассмотрении предложения регулируемой организации по данной статье затрат исключены мероприятия на общую сумму 16 667 тыс. руб. (капитальный ремонт УПАСК на ПС ООО «БСК»; ремонт здания гаража (ПС «Буйская»); ремонт зданий ОПУ (ПС «Уфимская»); внутренний и наружный ремонт здания гаража (ПС «Уфимская»); ремонт ОПУ (ПС «Уфа-Южная»)).

При этом ФАС России отмечает, что согласно ремонтной программе ООО «БСК» на 2017 год стоимость расходов по вышеуказанным мероприятиям составляет 19 668 тыс. руб.

Кроме того, фактические расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов» за период 2017-2021 гг. в значительной мере ниже плановых расходов 2017-2021 гг.:

(тыс. руб.)

 

2017

2018

2019

2020

2021

План

(с учетом МСА)

118 327,47

122 402,03

 

125 471,88

 

126 651,31

 

128 586,54

 

Факт

(по данным ОР)

98 729,11

81 132,27

105 349,20

113 637,95

102 410,32

Отклонение

19 598,36

41 269,76

20 122,68

13 013,36

26 176,22

Итого

120 180,38

Кроме того, в материалах тарифного дела, подтверждающих фактические расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов», Экспертных заключениях Органа регулирования отсутствует информация о том, что отклонение плановых расходов по данной статье затрат от фактических является экономией операционных расходов.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» за 2017-2021 гг. в размере 120 180,38 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Также в рамках состоявшегося 19.04.2024 заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) № 3 представители Органа регулирования отметили, что при утверждении тарифов на долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг. анализ фактического исполнения расходов по статье затрат «Расходы на ремонт» был произведен в совокупности с анализом расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда», так как часть ремонтных работ регулируемой организации производится собственным персоналом.

В этой связи Органу регулирования надлежит провести дополнительный анализ фактических расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда» за 2017-2021 гг. на предмет выплат заработной платы ремонтному персоналу ООО «БСК» с учетом их должностных инструкций за сверхурочную работу, выполняемую работниками по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, а также документов и материалов, подтверждающих осуществление ремонтным персоналом ООО «БСК» сверхурочной работы в 2017-2021 гг. (приказы о привлечении к сверхурочной работе, письменные согласия работников).

 

1.2.2. Расходы на охрану труда и пожарную безопасность

Расходы по статье затрат «Расходы на охрану труда и пожарную безопасность» учтены Органом регулирования на 2017 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2017 года

Факт 2015 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Расходы на охрану труда и пожарную безопасность

37 136,63

31 609,28

30 104,1

Согласно Экспертному заключению на 2017 год расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании фактических расходов 2015 года, за исключением расходов на установку стационарной кнопки для подачи извещения о тревоге с выходом на пульт дежурного ОВД.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2017 год, Возражениях не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что по данной статье затрат в Экспертном заключении на 2017 год, Возражениях не представлен анализ принятых фактических значений расходов 2015 года, учтенных при определении расходов на 2017 год, в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.2.3. Расходы на информационные услуги

Расходы по статье затрат «Расходы на информационные услуги» учтены Органом регулирования на 2017 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2017 года

Факт 2015 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Расходы на информационные услуги

2 654,51

 

2 527,63

2 407,3

Согласно Экспертному заключению на 2017 год расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании фактических расходов 2015 года с учетом ИПЦ согласно прогнозу Минэкономразвития России.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2017 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что по данной статье затрат Органом регулирования в Экспертном заключении на 2017 год не представлен анализ принятых фактических значений расходов 2015 года, учтенных при определении расходов на 2017 год, в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Согласно Возражениям расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании фактических значений 2015 года, которые определены в следующем размере:

(тыс.руб.)

№ лота по программе закупок

Наименование услуги

2015 г.

(факт)

2017 г.

(предложение ООО «БСК»

15-000809

Услуги по обновлению программы «Гранд-смета» и нормативной базы

150

165,4

15- 000705

Услуги по обслуживанию системы «Контур-экстерн», «Мониторинг ФСТ ЕИАС», ЭЦП, Криптографического ПО

37,1

41

15-000816

Услуги по обновлению и сопровождению нормативно-справочной системы «КонсультатнПлюс»

203

224

15-002546

Услуги по сопровождению «1С информационная система»

1200

1323,3

15-002549

Тиражирование 1С УАТ+М2М

145,7

160,7

15-002547

Услуги по обновлению электронной библиотеки «Энергетика»

15,6

17,2

15-002548

Услуги по сопровождению сайта и доменного имени ООО «БСК»

12,7

14

 

Списание ПО закупленного в предыдущие периоды регулирования в соответствии с нормами бухгалтерского учета

643,1

709,2

ИТОГО:

2 407,3

2 654,8

Согласно вышеуказанной таблице Органом регулирования при определении фактических расходов по данной статье затрат приняты расходы на списание ПО закупленного в предыдущие периоды регулирования. ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1178 не предусмотрено включение данных расходов в состав НВВ регулируемой организации.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на информационные услуги» в размере 675,1 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2017 года.

 

1.2.4. Расходы на командировки и представительские

Расходы по статье затрат «Расходы на командировки и представительские» учтены Органом регулирования на 2017 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2017 года

Факт 2015 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Расходы на командировки и представительские

2 300,01

 

2 190,07

2 085,8

Согласно Экспертному заключению на 2017 год расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании фактических расходов 2015 года с учетом ИПЦ согласно прогнозу Минэкономразвития России.

ФАС России отмечает, что по данной статье затрат в Экспертном заключении на 2017 год, Возражениях в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил № 1178 не отражен перечень документов и материалов, на основании которых Органом регулирования принималось решение об учете фактических расходов за 2015 год (в том числе положение о командировках; приказы (распоряжения) уполномоченного лица о направлении работника в командировку по форме № Т-9, № Т-9а; авансовые отчеты по форме № АО-1 с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы).

Также Органом регулирования при определении фактических расходов по данной статье затрат за 2015 год, принятых при определении плановых затрат на 2017 год, учтены представительские расходы на проведение совещания между ООО «БСК», Уральским Управлением Ростехнадзора, ОАО «БЭСК» в размере 100 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что представительские расходы не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии и не могут быть учтены в НВВ регулируемой организации.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на командировки и представительские» в размере 100 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2017 года, в остальной части расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.2.5. Другие подконтрольные расходы

Расходы по статье затрат «Другие подконтрольные расходы» учтены Органом регулирования на 2017 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2017 года

Факт 2015 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Другие прочие подконтрольные расходы

4 808,00

 

50 288,02

 

47 893,35

 

Согласно Экспертному заключению на 2017 год в составе данной статьи затрат Органом регулирования учтены расходы: на услуги технологической связи, клининговые услуги, на ТО и ремонт автотранспорта, на техническое обслуживание СДТУ, на поверку трансформаторов тока и трансформаторов напряжения, на канцелярские услуги, техническую литературу и подписку, на гражданскую оборону и мобильную подготовку, на природоохранные мероприятия, на услуги здравоохранения, на технический осмотр автотранспорта, на другие прочие расходы.

Расходы по вышеуказанным статьям затрат учтены Органом регулирования на основании фактических расходов 2015 года, а также с учетом динамики расходов по данным статьям затрат (105,98%).

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2017 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что по подстатьям затрат, включаемых в состав данной статьи затрат, в Экспертном заключении на 2017 год не представлен анализ принятых фактических значений расходов 2015 года, учтенных при определении расходов на 2017 год, в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

ФАС России также отмечает, что в составе данной статьи затрат Органом регулирования учтены расходы на услуги управляющей компании ОАО «БЭСК» по договору от 13.11.2012 № 3/ЮрС (далее – договор). В соответствии с договором ОАО «БЭСК» на возмездной основе обязуется выполнять услуги:

- в области производственно-технической деятельности;

- в области реализации электросетевых услуг;

- в финансово-экономической деятельности;

- в области финансового планирования и анализа;

- в области ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- в области экономического планирования и анализа;

- в области тарифообразования;

- в области управления рисками и страхования;

- в области управления персоналом;

- в области делопроизводства;

- в области ИТ и связи;

- в области организационного развития и методологии;

- в области управления корпоративными проектами;

- в области закупочной деятельности;

- в области материально-технического снабжения;

- в области транспортного обеспечения;

- в области PR, GR;

- в области безопасности и защиты информации;

- в области корпоративных мероприятий;

- в области управления имуществом;

- в области правового обеспечения;

- в области внутреннего контроля и аудита;

- в области инвестиционной деятельности и пр.

ФАС России отмечает, что не все из вышеперечисленных направлений возмездно оказываемых ОАО «БЭСК» услуг имеют прямое отношение к деятельности по передаче электрической энергии.

В отсутствие детального сравнительного анализа функций, выполняемых сотрудниками ООО «БСК» и ОАО «БЭСК», величин расходов на выполнение услуг собственными силами и с привлечением ОАО «БСК» ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных расходов по статье затрат «Расходы на услуги непромышленного характера».

Таким образом, расходы по статье затрат «Другие подконтрольные расходы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.2.6. Дивиденды

Расходы по статье затрат «Дивиденды» учтены Органом регулирования на 2017 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2017 года

Факт 2015 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Дивиденды

56 337,40

 

6 807,03

 

6 145,70

 

Согласно Экспертному заключению на 2017 год расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании фактических расходов 2015 года с учетом ИПЦ согласно прогнозу Минэкономразвития России.

ФАС России отмечает, что включение в состав НВВ регулируемой организации расходов на дивиденды не предусмотрено действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Кроме того, ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат за 2017-2021 гг. сложились в размере 0 тыс. руб.

Таким образом, расходы по статье затрат «Дивиденды» в размере 6 807,03 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2017 года.

 

1.2.7. Прочие расходы из прибыли

Расходы по статье затрат «Прочие расходы из прибыли» учтены Органом регулирования на 2017 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2017 года

Факт 2015 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Прочие расходы из прибыли

6 279,43

6 279,43

5 694,55

Согласно Экспертному заключению на 2017 год расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании фактических расходов 2015 года, а также с учетом динамики расходов по данной статье затрат. В состав данной статьи затрат включены расходы на выплаты социального характера, предусмотренные ОТС и коллективным договором ООО «БСК», а также на оплату гос. пошлин.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2017 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что по подстатьям затрат, включаемым в состав данной статьи затрат, в Экспертном заключении на 2017 год не представлен анализ принятых фактических значений расходов 2015 года, учтенных при определении расходов на 2017 год, в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в рамках рассмотрения Акта проверки проведена выборочная проверка работников, которым в течение 2015 года выделялась материальная помощь с приложенным в тарифном деле штатным расписанием. Проведен анализ соответствия утвержденных положений по выплате ВСХ и выплат, предусмотренных отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором на 2016-2018 гг.

По итогам проведенной проверки, обоснованный размер прочих расходов из прибыли организации на базовый год долгосрочного периода регулирования 2017 год, рассчитанный с учетом пункта 29 Основ ценообразования, а также динамики прошлых лет, определен в размере 6 279,43 тыс. руб.:

(тыс. руб.)

Показатель

2015 г. (факт)

2017 г. (план)

Основания

1.

Выплаты социального характера

4 931

5 437

 

1.1.

Приобретение путевок

3 200

3 528

На основании коллективного договора на 2016-2018 гг., а также Положения об организации и правилах распределения средств ДМС и ВСХ на оздоровление работников и членов их семей, выделения материальной помощи

1.2.

Поощрение работников

1 505

1 660

 

1.2.1.

Материальная помощь

150

165

На основании коллективного договора на 2016-2018 гг., а также Положения об организации и правилах распределения средств ДМС и ВСХ на оздоровление работников и членов их семей, выделения материальной помощи

1.2.2.

Премия

к юбилейной дате

216

238

-

1.2.3.

Прочие премии

765

843

На основании коллективного договора на 2016-2018 гг.

1.2.4.

Премии женщинам к 8 марта

110

121

На основании коллективного договора на 2016-2018 гг.

1.2.5.

Прочие

68

75

На основании коллективного договора на 2016-2018 гг.

1.2.6.

Подарки детям работников к Новому году

197

217

На основании коллективного договора на 2016-2018 гг.

1.3.

Материальное поощрение пенсионеров

226

249

На основании коллективного договора на 2016-2018 гг.

2.

Расходы на проведение культмассовых мероприятий

483

532

На основании коллективного договора на 2016-2018 гг.

3.

Государственная пошлина и аналогичные платежи

281

310

-

 

ИТОГО прочих затрат из прибыли

5 695

6 279

 

ФАС России отмечает, что статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

При этом ФАС России отмечает, что Республика Башкортостан не относится к районам Крайнего Севера и приравненной к ним местности.

Кроме того, согласно выписке из протоколов заседаний администрации и профсоюзного комитета ООО «Башкирская сетевая компания» членам профсоюза регулируемой организации выделяются льготные путевки в санаторно-курортные учреждения (СП «Росинка», БО «Павловка», СП «Салават», ДОЦ «Энергетик» и т.д.). Также согласно вышеуказанным выпискам в 2015 году регулируемой организацией членам профсоюза было предоставлено 4 льготных санаторно-курортных путевки в Турцию.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Исходя из вышеизложенного следует, что плательщиками профсоюзных взносов являются работники регулируемых организаций, а не потребители коммунальных ресурсов, членство работников регулируемых организаций в профсоюзе является добровольным, в связи с чем расходы на предоставление льготных путевок членам профсоюза регулируемой организации не могут быть учтены в составе базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год.

Также в составе данной статье затрат учтены расходы на премии к юбилейной дате (218 тыс. руб.), прочие премии (843 тыс. руб.), премии женщинам к 8 марта (121 тыс. руб.), на проведение культурно-массовых мероприятий (532 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что включение вышеуказанных расходов не предусмотрено положениями законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Также в составе данной статьи затрат учтены расходы на материальную помощь (165 тыс. руб.), расходы по подстатье «Прочие» (75 тыс. руб.), при этом в Экспертном заключении на 2017 год, Возражениях отсутствует анализ и расшифровка данных расходов в полном объеме.

Таким образом, расходы по статье затрат «Прочие расходы из прибыли» в размере 5 262 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2017 года, в остальной части расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2. Базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года

Согласно Экспертному заключению на 2022 год базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года определен Комитетом в размере 505 439,45 тыс. руб. (0,7*520 230,33 + 466 532,83*0,3), где 520 230,33 тыс. руб. – подконтрольные расходы, определенные Комитетом методом экономически обоснованных расходов, 466 532,83 тыс. руб. – эффективный уровень подконтрольных расходов.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2022 год, Возражения не содержат анализа экономической обоснованности фактических подконтрольных расходов регулируемой организации за предыдущий долгосрочный период регулирования в нарушение положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178 с отражением обоснованности превышения фактических расходов над плановыми.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178).

Также в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в долгосрочном периоде регулирования, предшествующем очередному расчетному периоду регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

 

2.1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2022 год

Согласно Экспертному заключению на 2022 год эффективный уровень подконтрольных расходов на 2022 год определен Органом регулирования в размере 466 532,83 тыс. руб., индекс эффективности подконтрольных расходов определен Комитетом в размере 5% на долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг.

Орган регулирования в Экспертном заключении на 2022 год отмечает, что базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года был определен в соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2022 год отсутствует расчет эффективного уровня подконтрольных расходов в соответствии с формулами 11, 13 Методических указаний № 421-э.

Кроме того, необходимо отметить, что вне зависимости от выбранной формулы расчета эффективного уровня подконтрольных расходов (№ 11 или № 13 Методических указаний № 421-э) при расчете данной величины используется значение фактических экономически обоснованных операционных, подконтрольных расходов ТСО n в году m - 1, сформированное в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 Методических указаний № 421-э.

Также ФАС России отмечает, что согласно данным расчета exel «ООО «Башкирская сетевая компания на 2022 год» в составе фактических операционных расходов регулируемой организации за 2020 год, определенных Органом регулирования в целях расчета эффективного уровня подконтрольных расходов на 2022 год, учтены представительские расходы, а также расходы по статье затрат «Прочие расходы из прибыли» (в части расходов на премии к юбилейной дате, прочие премии, на проведение культурно-массовых мероприятий), включение которых не предусмотрено действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Таким образом, размер эффективного уровня подконтрольных расходов на 2022 год, принятый в целях расчета базового уровня подконтрольных расходов 2022 года, полежит перерасчету в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением расчета в соответствии с положениями Методических указаний № 421-э.

 

2.2. Подконтрольные расходы 2022 года, определенные методом экономически обоснованных расходов

Согласно Экспертному заключению на 2022 год величина подконтрольных расходов на 2022 год, определенных методом экономически обоснованных расходов, составила 520 230,33 тыс. руб.

 

2.2.1. Расходы на оплату труда

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» учтены Органом регулирования на 2022 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2022 года

Факт 2020 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Расходы на оплату труда

307 570,98

286 323,29

281 567,30

 

Согласно Экспертному заключению на 2022 год расходы на оплату труда рассчитаны Органом регулирования исходя из:

- фактической численности с учетом результата анализа нормативной численности и сведений о численности, заработной плате и движении работников за отчетной период регулирования в размере 405 чел.;

- среднемесячной заработной платы на 1 работника регулируемой организации в размере 57 571,12 руб./мес.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

2.2.1.1. Численность

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что фактическая (штатная) численность промышленно-производственного персонала ООО «БСК» за 2020 год составила 405 чел., что подтверждается приложенным в составе тарифной заявки штатным расписанием регулируемой организации, а также данными статистической формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (среднесписочная численность за 2020 год составила 404 чел.).

Также Органом регулирования проведен анализ фактической численности в соответствии с нормативом численности ППП рассчитанного в соответствии с Методикой «Нормативы численности промышленно-производственного персонала электрических сетей РАО «ЕЭС России, Москва, 2002г.). Так, расчетная нормативная численность в соответствии с методикой по расчету нормативной численности персонала для обслуживания, имеющегося у ООО «БСК» электросетевого хозяйства, составила 460 чел., что на 55 чел. выше фактически сложившейся на конец 2020 года.

ФАС России отмечает, что в соответствии с формами № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» фактическая численность персонала регулируемой организации по виду деятельности «Передача электрической энергии» за 2020 год составила 399,5 чел. Обоснование учета плановой численности с превышением над фактической в Экспертном заключении на 2022 год отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, численность персонала регулируемой организации принята Органом регулирования на 2022 год в нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178 с превышением над фактической численностью.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» в размере 3 888,3 тыс. руб. подлежат исключению из величины подконтрольных расходов на 2022 год, определенных методом экономически обоснованных расходов, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2.2. Ремонт основных фондов

Расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов» учтены Органом регулирования на 2022 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2022 года

Факт 2020 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Ремонт основных фондов

168 264,11

122 791,26

113 637,95

 

Согласно Экспертному заключению на 2022 год расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании фактических затрат 2020 года с применением ИПЦ (2021 г. - 103,6%, 2022 г. – 104,3%).

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в долгосрочном периоде регулирования, предшествующем очередному расчетному периоду регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат на период 2017-2020 гг. сложились в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2017

2018

2019

2020

Факт

(по данным ОР)

98 729,11

81 132,27

105 349,20

113 637,95

Учитывая положения пункта 11 Методических указаний № 98-э, неизменность количества условных единиц регулируемой организации за 2017-2020 гг., а также периодичность несения расходов на ремонт, Органу регулирования при определении плановых расходов по данной статье затрат на 2022 год необходимо руководствоваться фактическими значениями расходов по статье затрат «Ремонт основных фондов» за 2017-2020 гг.

Таким образом, исходя из фактических расходов за период 2017-2022 гг., с приведением данных расходов к уровню цен 2022 года с учетом ИПЦ, утвержденных Минэкономразвития России на 2017-2022 гг., расходы по данной статье затрат составят: 2017 год – 118 615,51 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2018-2020 гг., план. 2021-2022 г.), 2018 год - 94 727,16 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2019-2020 гг., план. 2021-2022 г.), 2019 год - 117 705,25 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2020 год, план. 2021-2022 г.), 2020 год - 122 791,26 тыс. руб. (факт. ИПЦ план. 2021-2022 г.).

Общая сумма составит: 453 839,18/4 = 113 459,8 тыс. руб.

Таким образом, расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов» в размере 9 331,46 тыс. руб. подлежат исключению из величины подконтрольных расходов на 2022 год, определенных методом экономически обоснованных расходов.

 

2.2.3. Работы и услуги непроизводственного характера

Расходы по статье затрат «Работы и услуги непроизводственного характера» учтены Органом регулирования на 2022 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2022 года

Факт 2020 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Принято Комитетом

1.

Работы и услуги непроизводственного характера

194 424,25

94 393,83

94 221,66

 

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2022 год отсутствует информация о том какие расходы включены в состав данной статьи затрат.

В соответствии с Возражениями в состав данной статьи затрат включены расходы на услуги связи, расходы на охрану труда и пожарную безопасность, на услуги коммунального хозяйства, на информационные услуги, на консультационные услуги, на аудиторские услуги, расходы на транспортные услуги, на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на командировки и представительские, расходы на подготовку кадров, расходы на страхование, а также другие прочие подконтрольные расходы.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178. Также ФАС России отмечает, что по подстатьям затрат, включаемых в состав данной статьи затрат, в Экспертном заключении на 2022 год не представлен анализ принятых фактических значений расходов 2020 года, плановых значений, учтенных при определении расходов на 2022 год, в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Кроме того, в составе данной статьи затрат Органом регулирования учитываются расходы на услуги коммунального хозяйства (расходы на водоснабжение и водоотведение, на вывоз мусора).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы – расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, расходы на услуги коммунального хозяйства как расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, подлежат учету в составе неподконтрольных расходов исходя из установленных регулируемых цен (тарифов) и объемов потребления.

ФАС России также отмечает, что в состав данной статьи затрат включены представительские расходы. В Возражениях Орган регулирования отмечает, что представительские расходы направлены на официальный прием представителей Ростехнадзора и других регулирующих организаций в рамках проверок готовности регулируемой организации к осенне-зимнему периоду (далее ОЗП). В качестве подтверждающих документов к тарифной заявке приложены Приказ о проведения официального приема и отчет о представительских расходах от 16.09.2020 г. Указанные фактические расходы подтверждаются данными раздельного учета доходов и расходов и приняты Госкомитетом как обоснованные. Комитет отмечает, что представительские расходы не являются обязательными для оказания услуг по передаче электроэнергии, однако учитывая направление использования указанных расходов в течение последних трех лет и отсутствием других законных источников подобных расходов в соответствии с нормами бухгалтерского учета, данные расходы следует считать обоснованными.

ФАС России отмечает, что представительские расходы не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии и не могут быть учтены в НВВ регулируемой организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат в размере 283,87 тыс. руб. подлежат исключению из величины подконтрольных расходов на 2022 год, определенных методом экономически обоснованных расходов, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3. Неподконтрольные расходы на 2022-2023 гг.

3.1. Электроэнергия на хозяйственные нужды

Расходы по статье затрат «Электроэнергия на хозяйственные нужды» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

2022

2023

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.

Электроэнергия на хозяйственные нужды

3 009,9

2 785,53

 

3 640,81

3 340,20

 

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 к подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Таким образом, расходы на электроэнергию на хозяйственные нужды при применении метода долгосрочной индексации НВВ учитываются в составе неподконтрольных расходов, за исключением ценовых зон оптового рынка (разъяснения ФАС России «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)», утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № МШ-4/22 и направленные письмом от 20.04.2022 № СП/39316/22).

Также ФАС России ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Электроэнергия на хозяйственные нужды» Комитетом не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Республика Башкортостан в соответствии с приложением № 1 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172, относится к первой ценовой зоне (зона Европы и Урала). Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат учету в составе подконтрольных расходов регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат учету в составе подконтрольных расходов регулируемой организации в экономически обоснованном размере, в случае отсутствия экономического обоснования - исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3.2. Налог на имущество

Расходы по статье затрат «Налог на имущество» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

2022

2023

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.1.

Налог на имущество

23 259

23 259

84 394,62

77 142,40

 

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2022-2023 гг. не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документов регулируемой организации, расчет и анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

ФАС России также отмечает, что в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг., Возражениях не представлен пообъектный расчет расходов на уплату налога на имущество.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в Налоговой Кодекс Российской Федерации, налог с движимого имущества c 01.01.2019 не уплачивается. Учитывая отсутствие пообъектного расчет расходов на уплату налога на имущество ФАС России не представляется возможным исключить факт отсутствия учета налога с движимого имущества в составе данной статье затрат.

Кроме того, в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг. отсутствует информация о причинах роста расходов по данной статье затрат в 2023 году по отношению к расходов 2022 года на 231%.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3.3. Отчисления на социальные нужды

Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

2022

2023

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.

Отчисления на социальные нужды

 

85 057,87

 

84 173,63

 

 

85 653,28

 

87 528,30

 

Согласно Экспертным заключениям на 2022-2023 гг. расходы по данной статье затрат были учтены в соответствии с главой 34 Налогового Кодекса Российской Федерации и ставки страхового взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ФАС России отмечает, что расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» на 2022-2023 гг. определяются как доля от принятых Комитетом расходов на оплату труда. В связи с тем, что расходы на оплату труда в составе базового уровня подконтрольных расходов приняты без достаточного экономического обоснования, расходы по данной статье затрат также не имеют достаточного экономического обоснования.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3.4. Налог на прибыль

Расходы по статье затрат «Налог на прибыль» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

2022

2023

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.

Налог на прибыль

25 419,67

10 931,27

 

24 938,45

0,00

 

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по доходам и расходам, в том числе по основным показателям отчета о прибылях и убытках.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. отсутствует информация о показателях раздельного учета доходов и расходов в соответствии с таблицей 1.3 приказа Минэнерго России № 585.

Кроме того, в соответствии с Экспертными заключениями на 2022-2023 гг. Органом регулирования принимаются плановые расходы по данной статье затрат на 2022-2023 гг. с превышением над фактическими расходами 2020-2021 гг., что противоречит пункту 20 Основ ценообразования № 1178.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что фактические расходы ООО «БСК» по налогу на прибыль имеют колебания. Также из определения налога на прибыль в НК РФ следует, что величина налога прибыль в части капитальных вложений из прибыли зависит от размера инвестиционной программы, которая также отличается год от года (Приказ Министерства промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан №129-О от 04.10.2021г. об утверждении инвестиционной программы ООО «БСК» на 2022-2026 гг).

На основании вышеприведенного определения неподконтрольных расходов в Методических указаниях № 98-э, а также учитывая налоговую ставку, установленную п. 1 ст. 284 НК РФ в размере 20%, величина налога на прибыль, включаемая в состав неподконтрольных расходов ООО «БСК», определена Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс.руб.)

Показатель

2022 год

2023 год

Капитальные вложения из прибыли

127 001,95

124 595,15

Прочие расходы из прибыли (расходы на услуги банков)

96,42

97,10

Итого плановая прибыль

127 098,37

124 692,25

Налоговая ставка налога на прибыль

20%

20%

Налог на прибыль в том числе:

25 419,67

24 938,45

Налог на прибыль на величину капитальных вложений

25 400,39

24 919,03

ФАС России отмечает, что в соответствии с Показателями раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (Таблица 1.3), величина налога на прибыль ООО «БСК» по видам деятельности «Передача по распределительным сетям», «Технологическое присоединение» за 2020 год составила 18 147 тыс. руб., за 2021 год – 0 тыс. руб.

Таким образом, Комитетом при определении плановой величины налога на прибыль на 2022-2023 гг. допущено нарушение положений пункта 20 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Налог на прибыль» на 2022 год в размере 7 272,67 тыс. руб., на 2023 год - 24 919,03 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Корректировки НВВ на 2021-2023 гг.

Расходы по статье затрат «Корректировки НВВ» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Корректировка

2021

2022

2023

1.

Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчёта тарифов

 

-

 

9 330,55

 

-820,16

2.

Корректировка неподконтрольных расходов

 

- 103 201,61

 

- 77 939,64

 

-175 595,17

3.

Корректировка в связи с изменением полезного отпуска и цен

 

- 194,827,26

 

- 101 672

 

- 165 792,02

4.

Корректировка с учетом повышающего коэффициента надежности оказываемых услуг

 

 

 

-

 

 

 

42 269,51

 

 

 

37 710,91

5.

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии

 

 

-

 

 

-

 

 

176 519,45

6.

Корректировка в связи с уровнем исполнения инвестпрограммы

 

- 314,39

 

- 24 473,79

 

-

7.

Корректировка по доходам от осуществления регулируемой деятельности

 

 

-

 

 

23 196,54

 

 

-

В соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой корректировке, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не проведен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов.

Вышеуказанные замечания в части учета корректировок НВВ на 2021-2023 год были отражены в Акте проверки. В Возражениях Органа регулирования обоснование корректировок НВВ на 2021-2023 гг. также отсутствует.

Также ФАС России отмечает, что при проведении дополнительного экономического обоснования фактических расходов регулируемой организации, учитываемых при проведении корректировок НВВ на 2021-2023 гг., необходимо учитывать вышеизложенные замечания к плановым расходам 2022-2023 гг. по статьям затрат, учтенным в составе НВВ регулируемой организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам нарушившим положения пунктов 2, 5, 7, 20, 26, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положений Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Пересмотреть размеры эффективных уровней подконтрольных расходов 2017, 2022 гг. в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания.

2.2. Исключить из величины подконтрольных расходов ООО «БСК» на 2017 год, определенных методом экономически обоснованных расходов, расходы в общей сумме 12 844,13 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Расходы на информационные услуги» в размере 675,1 тыс. руб.;

- «Расходы на командировки и представительские» в размере 100 тыс. руб.;

- «Дивиденды» в размере 6 807,03 тыс. руб.;

- «Прочие расходы из прибыли» в размере 5 262 тыс. руб.

2.3. Исключить из величины подконтрольных расходов ООО «БСК» на 2022 год, определенных методом экономически обоснованных расходов, расходы в общей сумме 13 503,63 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» в размере 3 888,3 тыс. руб.;

- «Ремонт основных фондов» в размере 9 331,46 тыс. руб.;

- «Работы и услуги непроизводственного характера» в размере 283,87 тыс. руб.

2.4. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «БСК» расходы в общей сумме 152 372,08 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Ремонт основных фондов» за 2017-2021 гг. в размере 120 180,38 тыс. руб.;

- «Налог на прибыль» на 2022 год в размере 7 272,67 тыс. руб., на 2023 год - 24 919,03 тыс. руб.

2.5. Исключить из неподконтрольных расходов ООО «БСК» с последующим включением в состав базового уровня подконтрольных расходов 2022 года расходы по статье затрат «Электроэнергия на хоз. нужды» на 2022 год в размере 3 009,9 тыс. руб., на 2023 год в размере 3 640,81 тыс. руб.

2.6. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «БСК» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Ремонт основных фондов» на 2017 год;

- «Расходы на охрану труда и пожарную безопасность» на 2017 год;

- «Расходы на командировки и представительские» на 2017 год;

- «Другие подконтрольные расходы» на 2017 год;

- «Прочие расходы из прибыли» на 2017 год;

- «Расходы на оплату труда» за 2017-2021 гг.;

- «Расходы на оплату труда» на 2022 год;

- «Ремонт основных фондов» на 2022 год;

- «Работы и услуги непроизводственного характера» на 2022 год;

- «Электроэнергия на хоз. нужды» на 2022-2023 гг.;

- «Налог на имущество» на 2022-2023 гг.;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2022-2023 гг.;

- «Корректировки НВВ» на 2021-2023 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 пересмотреть базовые уровни подконтрольных расходов 2017, 2022 гг., а также величину необходимой валовой выручки ООО «БСК» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «БСК» на 2024-2025 гг. равными долями с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, тарифы в сфере электроэнергетики в отношении ООО «БСК» на 2025 год установить в соответствии с действующим законодательством.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «БСК», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии

ФАС России

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Башкортостанское УФАС России
ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673