Предписание №СП/98158/22 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по тарифам Республики Алтай (тариф на з... от 26 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета по тарифам Республики Алтай, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 24.09.2021 № 1024/21 (с изм. от 26.10.2021 № 1182/11), Акт проверки ФАС России от 29.11.2021 № 132/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные органом исполнительной власти Республики Алтай при установлении тарифов для ООО «Коммунальщик» (далее — регулируемая организация) на 2019-2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 24.09.2021 № 1024/21 «О проведении плановой выездной документарной проверки Комитета по тарифам Республики Алтай» (с изм. от 26.10.2021 № 1182/11) проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении установленных Комитетом по тарифам Республики Алтай (далее – Комитет, орган регулирования) тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на полигоне в с. Черемшанка для ООО «Коммунальщик» на 2019-2021 гг.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка (далее — НВВ) определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 22 Правил регулирования № 484 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16 не подтверждена.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

По результатам анализа документов и материалов тарифных кампаний ООО «Коммунальщик», в том числе представленных экспертных заключений Комитета по установлению тарифов для ООО «Коммунальщик» на 2019 - 2021 годы, установлено следующее.

ООО «Коммунальщик» оказывает деятельность по захоронению ТКО на территории АПО-1 на полигоне в с. Черемшанка.

Тарифы на услугу по захоронению ТКО на полигоне в с. Черемшанка утверждены органом регулирования для ООО «Коммунальщик» методом индексации на 2019-2021 годы.

В отношении отдельных статей затрат ФАС России отмечает следующее.

 

 

1. Расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Подпунктом «а» пункта 30 Основ ценообразования № 484 установлено, что расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение учитываются в составе производственных расходов.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

Согласно пунктам 47 и 48 Основ ценообразования № 484 операционные расходы регулируемой организации определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов, который в свою очередь включает в себя, в том числе производственные расходы.

При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, и индекс эффективности операционных расходов.

При установлении тарифа на 2019 год Комитет учел расходы на горюче-смазочные материалы в размере 2 675,52 тыс. руб., при заявленных ООО «Коммунальщик» - 1 854,85 тыс. руб., из чего следует, что орган регулирования учел вышеуказанные расходы выше заявленных регулируемой организацией требований на 820,67 тыс. руб.

При этом на 2020 и 2021 годы указанные расходы проиндексированы Комитетом согласно формуле (3) пункта 30 Методических указаний № 1638/16 с учетом утвержденного уровня на 2019 год.

Однако в рамках проводимой проверки органом регулирования не было представлено в адрес ФАС России необходимых документов и материалов, подтверждающих экономическую обоснованность учтенных затрат на ГСМ на 2019 год, и, как следствие, на 2020-2021 гг.

В этой связи, поскольку экономическая обоснованность учтенных Комитетом расходов на горюче-смазочные материалы на 2019-2021 годы не подтверждена, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ указанных расходов, подробно отразив его в экспертном заключении, по результатам которого исключить учтенные экономически необоснованные расходы на приобретение ГСМ ООО «Коммунальщик» за 2019-2021 годы из состава НВВ регулируемой организации.

2. Корректировка необходимой валовой выручки за 2019 год.

При определении НВВ на 2021 год Комитетом в соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 1638/16 определен размер отклонения значений, учтенных при установлении тарифа на 2019 год, от фактических значений параметров расчета тарифа, который составил (- 894,65) тыс. руб. (согласно экспертному заключению Комитета, подлежит исключению в последующие периоды регулирования).

2.1. Расходы на приобретение энергетических ресурсов за 2019 год.

Величина необходимой валовой выручки за 2019 год, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, учтена Комитетом в размере 5 991,76 тыс. руб., в том числе учтены фактические расходы на приобретение энергетических ресурсов за 2019 год в размере 222,01 тыс. руб. из расчета: плановый объем электрической энергии за 2019 год, умноженный на соотношение планового и фактического объема ТКО за 2019 год, умноженный на тариф на приобретаемую электрическую энергию за 2019 год.

Вместе с тем согласно пункту 52 Методических указаний № 1638/16 в случае, если удельный расход энергетического ресурса установлен в соответствии с пунктом 56 Основ ценообразования № 484 в качестве долгосрочного параметра регулирования при определении показателя объема потребления z-го энергетического ресурса, учтенного при установлении тарифов в (i-2)-м году, используется значение долгосрочного параметра регулирования.

Долгосрочный параметр регулирования – удельный расход электрической энергии – утвержден Комитетом на первый год долгосрочного периода регулирования (2019 год) в размере 0,119, в связи с чем определение фактических расходов на электрическую энергию за 2019 год произведен Комитетом некорректно.

2.2. Операционные расходы за 2019 год.

Учитывая выводы, отраженные в пункте 1 мотивировочной части настоящего предписания в части того, что органом регулирования не подтверждена экономическая обоснованность учтенных расходов на приобретение ГСМ в составе базового уровня операционных расходов на 2019 год в размере 2 675,52 тыс. руб., скорректированная в соответствии с формулой (21) пункта 51 Методических указаний № 1638/16 Комитетом величина фактических операционных расходов за 2019 год в размере 4 840,04 тыс. руб. также не может быть признана экономически обоснованной.

 

2.3. Выручка от реализации товаров (услуг) за 2019 год.

Показатель выручки от реализации товаров (услуг) в 2019 году по расчету Комитета составил 6 886,41 тыс. руб.

Согласно пункту 48 Методических указаний № 1638/16 размер отклонения значений, учтенных при установлении тарифов, от фактических значений параметров расчета тарифов рассчитывается по формуле (17) как разница между величиной необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных в соответствии с пунктом 51 Методических указаний № 1638/16, и выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемой исходя из фактического объема услуг в (i-2)-м году и тарифов, установленных на (i-2)-й год в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16, без учета уровня собираемости платежей.

Вместе с тем при расчете показателя выручки от реализации товаров (услуг) за 2019 год органом регулирования принят тариф 72,44 руб./куб. м, при этом приказами Комитета от 19.12.2018 № 50/33 и от 19.07.2019 № 9/2 на 2019 год были утверждены следующие тарифы:

 

Период

Приказ Комитета от 19.12.2018 № 50/33

Приказ Комитета от 19.07.2019 № 9/2

с 01.01.2019 по 30.06.2019

75,09

71,41

с 01.07.2019 по 31.12.2019

101,13

71,41

 

Таким образом, действия Комитета по учету (в составе показателя выручки от реализации товаров (услуг) за 2019 год) тарифа за 2019 год в размере 72,44 руб./куб. м в условиях введения в действие приказа Комитета от 19.07.2019 № 9/2 только во втором полугодии 2019 года требовали дополнительного обоснования со стороны Комитета, что было отражено в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21

Однако в направленных Комитетом возражениях на Акт проверки, (письмо от 12.04.2022 № 67831-ЭП/22) отсутствуют какие-либо пояснения, обоснования и материалы, подтверждающие экономическую обоснованность действий органа регулирования в указанной части.

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо провести дополнительный анализ размера корректировки необходимой валовой выручки ООО «Коммунальщик» за 2019 год с учетом отраженных в настоящем предписании доводов и исключить экономически необоснованные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

Вместе с тем, согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.

Руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай нарушившим положения пункта 16 Основ ценообразования № 484 и положения пунктов 48, 51, 52 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения, допущенные Комитетом по тарифам Республики Алтай при установлении тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов на полигоне в с. Черемшанка для ООО «Коммунальщик» на 2019-2021 годы, а именно:

  • провести дополнительный анализ расходов на горюче-смазочные материалы за 2019-2021 годы, а также анализ корректировки НВВ ООО «Коммунальщик» за 2019 год, по результатам которого исключить экономически необоснованные расходы из состава НВВ ООО «Коммунальщик», согласно мотивировочной части настоящего предписания и требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), отразив подробный анализ в экспертном заключении;

  • пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат, в случае необходимости, и исключить их из состава НВВ ООО «Коммунальщик».

3. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего предписания в срок до 01.03.2023 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) тарифа на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов на полигоне в с. Черемшанка для ООО «Коммунальщик» на 2022-2023 гг., а также тарифа регионального оператора на 2022-2023 гг. согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

  • протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

  • экспертных заключений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (пересмотру) тарифов.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Алтайское республиканское УФАС России
ИНН 0411073679, ОГРН 1020400754890
Комитет по тарифам Республики Алтай
ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925