Решения по тарифам №СП/60760/20 Решение о частичном удовлетворении требований ИП Галкиной Г.... от 17 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» июля 2020 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), XXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

рассмотрев досудебный спор по заявлению ИП Галкиной Г.В. (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 18.03.2020 б/н, вх. от 24.03.2020 рег. № 53722/20), возникший с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее – Комитет, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на питьевое водоснабжение на 2019 год, XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 18.03.2020 б/н, вх. от 24.03.2020 рег. № 53722/20) о досудебном споре (разногласиях) между ИП Галкина Г.В. (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее – орган регулирования, Комитет) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения на 2019 год.

Разногласия между ИП Галкиной Г.В. (далее – регулируемая организация) и органом регулирования возникли по распоряжению Комитета от 20.12.2019 № 415-р «Об установлении тарифов на питьевую воду для ИП Галкиной Г.В. на 2019 год».

Тариф на оказываемые услуги водоснабжения утвержден распоряжением Комитета от 20.12.2019 № 415-р с применением метода экономически обоснованных расходов в размере 45,39 руб./куб.м. (срок действия тарифа составляет 11 дней).

Величина необходимой валовой выручки (далее — НВВ), установленная оспариваемым распоряжением на 2019 год для ИП Галкиной Г.В., в части оказываемых услуг водоснабжения составляет 1 651,71 тыс. руб.

Также Комиссия ФАС России дополнительно отмечает, что тариф на оказываемые услуги водоснабжения для ИП Галкиной Г.В. на 2020 год утвержден распоряжением Комитета от 20.12.2019 № 424-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2020-2022 годы» с применением метода индексации в размере с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 45,39 руб./куб. м., с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 46,85 руб./куб. м.

В направленном в ФАС России заявлении ИП Галкина Г.В. указывает на необходимость пересмотра величины расходов по статьям: «Сырье и материалы», «Оплата труда и отчисления на социальные нужды», «Амортизация основных производственных фондов», «Текущий ремонт и техническое обслуживание основных средств», «Прочие цеховые расходы», в связи с чем просит обязать Комитет учесть вышеуказанные расходы на заявленном уровне и скорректировать установленный для ИП Галкиной Г.В. тариф на питьевую воду на 2019 год, внеся изменение в распоряжение Комитета от 20.12.2019 № 415-р.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа представленных материалов к заявлению о досудебном споре (разногласиях) Комиссия отмечает следующее.

1. Сырье и материалы (химические реагенты).

В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

При этом в соответствии c пунктом 2 подпункта 4 Федерального закона № 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.

При установлении тарифа на оказываемые услуги питьевого водоснабжения на 2019 год ИП Галкиной Г.В. заявлены расходы по статье «Сырье и материалы» (химические реагенты) в размере 1,25 тыс. руб.

В обоснование расходов на приобретение биопрепарата Unibac-universal в размере 1,2 тыс. руб. (меньше заявленного) регулируемой организацией представлены в адрес Комитета товарная накладная от 16.04.2019 № 272, счет-фактура от 16.04.2019 № 272, счет № НПОЗП-00334 от 11.04.2019.

Комитетом проведен анализ целесообразности включения расходов по статье «Сырье и материалы» (химические реагенты) в состав необходимой валовой выручки ИП Галкиной Г.В. на 2019 год и сделан следующий вывод.

Согласно товарной накладной от 16.04.2019 № 272 ИП Галкиной Г.В. был приобретен биопрепарат Unibac-universal, который, по мнению Комитета, не относится к производственному процессу водоснабжения.

В этой связи, по итогам проведенного анализа Комитетом расходы на химические реагенты учтены на уровне 0,0 тыс. руб.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что ИП Галкиной Г.В. не были заявлены иные расходы по статье «Сырье и материалы», однако, учитывая положения подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ, на ИП Галкину Г.В. возложена обязанность по обеспечению абонентов качественной питьевой водой, при этом соответствие качества питьевой воды установленным требованиям обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.

Гигиенические требования к качеству воды центральных систем питьевого водоснабжения закреплены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01.

В этой связи, Комитету необходимо провести дополнительный анализ расходов по статье «Сырье и материалы» (химические реагенты), с учетом данных по расходам, учтенным для аналогичных организаций, находящихся в сопоставимых условиях, а также на основании запрошенных у ИП Галкиной Г.В. материалов, отражающих в том числе результаты лабораторных исследований, подтверждающих необходимость использования химических реагентов с целью доведения питьевой воды до соответствующего качества, расчет количества химических реагентов, необходимых для получения питьевой воды надлежащего качества, по итогам которого учесть расходы на экономически обоснованном уровне, в том числе с учетом положений Федерального закона № 416-ФЗ и пункта 22 Основ ценообразования № 406. Результаты анализа и соответствующие расчёты Комитету необходимо отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406.

2. Численность персонала.

Пунктом 39 Основ ценообразования № 406 определено, что в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.

Также пунктом 41 Основ ценообразования № 406 установлено, что к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В заявлении о досудебном урегулировании тарифного спора ИП Галкина Г.В. указывает на то, что Комитетом была некорректно рассчитана численность персонала регулируемой организации, а именно органом регулирования была уменьшена численность персонала с 6,40 единиц до 2,30 единиц, таким образом, регулируемая организация полагает обоснованным учесть дополнительные 4,10 единицы персонала.

Комитетом, в свою очередь, учтены расходы на оплату труда основного производственного персонала на уровне 375,17 тыс. руб., при этом численность основного производственного персонала (далее – ОПП) была утверждена Комитетом в размере 1 единицы, расходы на оплату труда цехового персонала на уровне 346,18 тыс. руб., при этом численность цехового персонала была утверждена Комитетом в размере 1 единицы, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (далее – АУП) на уровне 176,18 тыс. руб., при этом численность цехового персонала утверждена Комитетом в размере 0,3 единицы.

Регулируемой организацией в составе материалов тарифного дела представлены в обоснование заявленных требований в адрес Комитета оборотно-сальдовая ведомость по счету 70.1 за январь-ноябрь 2019 года, штатное расписание от 28.12.2018 № 16-ШР на период 2019 года, согласно которому численность персонала составляет 9 единиц. (Справочно ФАС России отмечает, что согласно штатному расписанию ИП Галкиной Г.В. 2 единицы персонала задействованы в процессе водоотведения).

На основании полученных материалов Комитетом проведен расчет численности персонала регулируемой организации, согласно которому общая численность персонала составила 2,30 единиц.

Вместе с тем, регулируемой организацией представлен подробный расчет, выполненный согласно приказу Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» (далее – приказ Госстроя № 66), а также подробные пояснения о функционале и должностных обязанностей каждой штатной единицы. Необходимо отметить, что согласно штатному расписанию должность каждой штатной единицы совмещает выполнение нескольких функций.

Таким образом, согласно вышеуказанному расчету, штатная численность персонала, задействованная в процессе водоснабжения, по мнению регулируемой организации, должна составить 7 единиц.

В адрес ФАС России представлены справки о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ), подтверждающие наличие 10 единиц персонала ИП Галкиной Г.В. в 2019 году, при этом принадлежность указанного персонала к регулируемому виду деятельности достоверно установить ФАС России не представляется возможным.

Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Также необходимо отметить, что Комитетом не была сопоставлена численность персонала ИП Галкиной Г.В. с другими организациями, осуществляющими аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, экспертное заключение органа регулирования также не содержит вышеуказанный анализ.

Таким образом, принимая во внимание положения Трудового кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона № 416-ФЗ, органу регулирования необходимо провести анализ численности персонала ИП Галкиной Г.В., запросив при необходимости у ИП Галкиной Г.В. дополнительные материалы, обосновывающие фактическую численность персонала регулируемой организации за 2019 год и обоснование отнесения указанных единиц персонала к регулируемому виду деятельности, в том числе приказы о назначении на должность, формы статистической отчетности, а также иные документы, по итогам которого, в случае достаточного обоснования со стороны регулируемой организации, учесть численность персонала регулируемой организации на экономически обоснованном уровне, пересчитав расходы по статье «Фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды» исходя из требований трудового законодательства, а также законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения. Результаты анализа расчетов необходимо отразить в экспертном заключении.

3. Отчисления на социальные нужды от заработной платы.

Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчете отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды персонала регулируемой организации обусловлено предлагаемым увеличением расходов на оплату труда, вызванным соответствующим увеличением численности персонала ИП Галкиной Г.В.

Учитывая доводы, изложенные в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, Комитету необходимо провести перерасчет расходов на отчисления на социальные нужды с учетом доводов, изложенных в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения.

4. Текущий ремонт и техническое обслуживание основных средств.

В соответствии с пунктом 15 Методических указаний № 1746-э, а также с пунктом 38 Основ ценообразования № 406 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:

1) производственных расходов;

2) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;

3) административных расходов;

4) сбытовых расходов гарантирующих организаций;

5) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

6) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения или их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406;

7) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;

8) нормативной прибыли;

9) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

Также пунктом 23 Методических указаний № 1746-э и пунктом 40 Основ ценообразования № 406 установлено, что в составе ремонтных расходов учитываются:

1) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

2) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

3) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.

В соответствии с подпунктом «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов № 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

Расходы по статье «Текущий ремонт и техническое обслуживание основных средств» учтены Комитетом на уровне 83,68 тыс. руб., в то время как ИП Галкина Г.В. считает обоснованным учесть расходы на уровне 1 470,99 тыс. руб., таким образом, сумма разногласий по данной статье составляет 1 387,31 тыс. руб.

Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что ИП Галкиной Г.В. не было представлено в адрес ФАС России обосновывающих документов, подтверждающих заявленные на разногласия требования регулируемой организации.

Вместе с тем, ФАС России были проанализированы материалы, направленные Комитетом в ответ на запрос письмом (исх. от 21.04.2020 № 31Исх-1214/09, вх. от 21.04.2020 № 73112-М/20), в связи с чем отмечает следующее.

Расходы на ремонтные работы учтены Комитетом на перезасыпку фильтров, чистку и настройку клапанов, ремонт компрессора в размере 83,68 тыс. руб. на основании представленного ИП Галкиной Г.В. договора от 01.03.2019 № 1, акта о приемке выполненных работ от 06.03.2019 № 1, а также счета-фактуры от 06.03.2019 № 1.

В состав материалов, также направленных ИП Галкиной Г.В. в адрес Комитета, входили:

- акт от 29.10.2019 № 788766308;

- счет от 29.10.2019 № 788766308 на сумму 60,00 тыс. руб.;

- договор от 15.10.2019 № 15-10/19 о предоставлении услуг спецтехники,

- акт от 20.10.2019 № 50 об оказании услуг по договору от 15.10.2019 № 15-10/19 на сумму 8,00 тыс. руб. (без НДС);

- счет-фактура № 396 от 20.11.2018 на сумму 58,00 тыс. руб. (в том числе НДС) (на основании договора на оказание услуг от 09.11.2018 № 64-ТСС/2018, при этом ФАС России отмечает, что вышеуказанный договор не был представлен в ФАС России ИП Галкиной Г.В. и Комитетом);

- план текущего ремонта и технического обслуживания основных средств на 2019 год на сумму 1 414,42 тыс. руб. (с НДС).

Из вышеуказанного следует, что расходы на ремонт заявлены регулируемой организацией на основании плана текущего ремонта и технического обслуживания основных средств на 2019 год в размере 1 470,99 тыс. руб. (сумма расходов в соответствии с планом текущего ремонта и технического обслуживание основных средств на 2019 год в размере 1 414,42 тыс. руб., увеличенная на ИПЦ в размере 1,04).

Комитет отмечает, что расходы по вышеуказанным работам не были учтены в полном объеме, поскольку со стороны регулируемой организации не представлены в адрес органа регулирования планы проведения текущих ремонтных работ, обоснование необходимости их проведения (не были представлены дефектные ведомости и акты), локальные сметные расчеты, в представленной производственной программе отсутствуют мероприятия по ремонту объектов водоснабжения и мероприятия, направленные на улучшение качества питьевой воды.

Учитывая вышеизложенное Комиссия ФАС России не усматривает нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) со стороны органа регулирования в части неучета расходов на ремонтные работы.

В этой связи ИП Галкиной Г.В. отказано в удовлетворении заявленных требований по статье «Текущий ремонт и техническое обслуживание основных средств».

5. «Прочие цеховые расходы»

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду, расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль, расходы на общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Также согласно подпункту 7 пункта 18 Методических указаний № 1746-э установлено, что прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации: расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод, расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод, расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.

Расходы по статье «Прочие цеховые расходы» учтены Комитетом на уровне 107,08 тыс. руб., в то время как ИП Галкина Г.В. заявляет о необходимости учета указанных расходов на уровне 864,60 тыс. руб., таким образом, сумма разногласий составляет 757,52 тыс. руб.

5.1. Руководствуясь пунктами 22 и 39 Основ ценообразования № 406 и пунктом 18 Методических указаний № 1746-э Комитетом были исключены расходы на услуги илососов из состава необходимой валовой выручки ИП Галкиной Г.В. в размере 51,12 тыс. руб., ввиду того, что услуги илососов, которые были оказаны регулируемой организацией в соответствии с договором от 09.11.2018 № 64-ТСС/2018, относятся к технологическому процессу водоотведения.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией ФАС России не усматриваются нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) со стороны Комитета в части неучета в составе необходимой валовой выручки ИП Галкиной Г.В. расходов на услуги илососов, не относящихся к регулируемому виду деятельности – водоснабжению.

5.2. Также Комитетом были учтены расходы в составе необходимой валовой выручки по статье «Прочие цеховые расходы» в размере 107,08 тыс. руб. (29 тыс. руб. - проектная работа по лицензии, 5,28 тыс. руб. - услуги по экологическим работам, 72,8 тыс. руб. - услуги по расчету тарифа на водоснабжение на 2019 год) на основании представленного регулируемой организацией договора от 20.02.2019 № 65/19 на оказание услуг по экологическим работам, счета от 19.02.2019 № 313, счет-фактуры от 26.02.2019 № 313, договора от 20.06.2019 № КОМ 11/19, а также договора от 24.04.2019 № 04-19 на проведение расчета экономически обоснованного тарифа на водоснабжение на 2019 год, счета на оплату от 26.04.2019 № 51.

5.2.1. При этом Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что стоимость договора от 20.06.2019 № КОМ 11/19 на оказываемые услуги проектной работы по лицензии для геологического изучения в целях поиска, оценки и добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения составляет 725,00 тыс. руб., соответственно, расходы были распределены Комитетом на срок действия лицензии на добычу подземных вод, а именно на 25 лет.

Таким образом, Комитетом были учтены расходы в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год по договору от 20.06.2019 № КОМ 11/19 в размере 29,00 тыс. руб. (725,00 тыс. руб./25 лет).

Учитывая вышеуказанный подход, Комиссия ФАС России не усматривает нарушений требований законодательства Российской Федерации со стороны органа регулирования.

5.2.2. Комитетом были учтены расходы в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год по договору от 20.02.2019 № 65/19 на оказываемые услуги по экологическим работам на 2019 год на сумму 5,28 тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что разногласия в части определения и учета расходов по договору от 20.02.2019 № 65/19 на сумму 5,28 тыс. руб. между регулируемой организацией и Комитетом отсутствуют.

5.2.3. Кроме того, Комитетом были учтены расходы в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год по договору от 24.04.2019 № 04-19 на оказываемые услуги расчета тарифа на водоснабжение на 2019 год на сумму 72,8 тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что разногласия в части определения и учета расходов по договору от 24.04.2019 № 04-19 на сумму 72,8 тыс. руб. между регулируемой организацией и Комитетом также отсутствуют.

5.3. Комиссия ФАС России отмечает, что регулируемой организацией представлен в адрес Комитета договор от 27.11.2018 № 11/18-ГГВ-ИФ на оказание услуг по предоставлению технической документации объекта капитального строительства на сумму 10,00 тыс. руб. (станция обезжелезивания).

Комитетом не были учтены расходы в размере 10 тыс. руб. по договору от 27.11.2018 № 11/18-ГГВ-ИФ, в связи с тем, что расходы на станцию обезжелезивания, по мнению Комитета, не являются экономически обоснованными, поскольку станция обезжелезивания не относится к регулируемому виду деятельности водоснабжения.

Комиссией ФАС России подход Комитета в части неучета расходов по договору от 27.11.2018 № 11/18-ГГВ-ИФ признан необоснованным поскольку согласно Методическим рекомендациям по обеспечению требований санитарных правил и норм СанПин 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» на водопроводных станциях при очистке природных вод, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 31.03.2000 № 24, процедура обезжелезивания является этапом очистки природных вод, необходимым для получения питьевой воды соответствующего санитарным правилам и нормам качества.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по статье «Прочие цеховые расходы», при необходимости запросив у регулируемой организации дополнительные материалы, подтверждающие факт оплаты услуг по предоставлению технической документации объекта капитального строительства, по итогам которого, в случае достаточного документарного подтверждения, органу регулирования необходимо учесть расходы, понесенные регулируемой организацией на экономически обоснованном уровне в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации. Результаты расчетов и анализа органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении.

6. «Амортизация основных производственных фондов».

В соответствии с подпунктом «д» пункта 38 Основ ценообразования № 406 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования учитываются расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Пунктом 43 Основ ценообразования № 406 установлено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.

Регулируемой организацией расходы по статье «Амортизация основных производственных фондов» заявлены в размере 178,76 тыс. руб.

По итогам проведенного анализа Комитетом не были учтены заявленные расходы в полном объеме, таким образом, сумма разногласий составляет 178,76 тыс. руб.

Комитет отмечает, что регулируемой организацией не были представлены в орган регулирования ведомости амортизации основных средств по водоснабжению за отчетный и текущий период, инвентарные карточки учета объектов основных средств (форма № ОС-6), сведения о первоначальной стоимости объектов, дате ввода в эксплуатацию, остаточной стоимости, сроке полезного использования.

В свою очередь регулируемой организацией в адрес ФАС России вышеуказанные материалы также не были представлены.

Комиссия обращает внимание на то, что регулируемой организацией в адрес ФАС России в подтверждение заявленных требований по статье «Амортизация основных производственных фондов» предоставлены только оборотно-сальдовые ведомости счетов 01, 02 за январь-июль 2019 года, что не является достаточным и необходимым подтверждением заявленных расходов.

Учитывая вышеизложенное, ИП Галкиной Г.В. отказано в удовлетворении заявленных требований по статье «Амортизация основных производственных фондов».

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между ИП Галкиной Г.В. и Комитетом (исх. от 18.03.2020 б/н, вх. от 24.03.2020 рег. № 53722/20), Комиссия ФАС России от 13.07.2020 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим положения Федерального закона № 416-ФЗ, пункты 22, 38, 39, 41, 50, 52 Основ ценообразования № 406, а также пункты 15 и 18 Методических указаний № 1746-э, при установлении тарифа на услуги питьевого водоснабжения для ИП Галкиной Г.В. на 2019 год.

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном урегулировании спора между ИП Галкиной Г.В. и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (исх. от 18.03.2020 б/н, вх. от 24.03.2020 рег. № 53722/20).

3. Предписать органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования тарифов в сфере питьевого водоснабжения в срок до 1 сентября 2020 года (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении тарифа на оказываемые услуги питьевого водоснабжения для ИП Галкиной Г.В. на 2019 год, а именно:

- провести дополнительный анализ расходов по статье «Сырье и материалы» (химические реагенты), с учетом данных по расходам, учтенным для аналогичных организаций, находящихся в сопоставимых условиях, а также на основании запрошенных у ИП Галкиной Г.В. материалов, отражающих в том числе результаты лабораторных исследований, подтверждающих необходимость использования химических реагентов с целью доведения питьевой воды до соответствующего качества, расчет количества химических реагентов, необходимых для получения питьевой воды надлежащего качества, по итогам которого учесть расходы на экономически обоснованном уровне, в том числе с учетом положений Федерального закона № 416-ФЗ и пункта 22 Основ ценообразования № 406, отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении;

- провести анализ численности персонала ИП Галкиной Г.В., запросив при необходимости у ИП Галкиной Г.В. дополнительные материалы, обосновывающие фактическую численность персонала регулируемой организации за 2019 год и обоснование отнесения указанных единиц персонала к регулируемому виду деятельности, в том числе приказы о назначении на должность, формы статистической отчетности, а также иные документы, по итогам которого, в случае достаточного обоснования со стороны регулируемой организации, учесть численность персонала регулируемой организации на экономически обоснованном уровне, пересчитав расходы по статье «Фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды» исходя из требований трудового законодательства, а также законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении;

- провести дополнительный анализ расходов по статье «Прочие цеховые расходы», при необходимости запросив у регулируемой организации дополнительные материалы, подтверждающие факт оплаты услуг по предоставлению технической документации объекта капитального строительства, по итогам которого в случае достаточного документарного подтверждения, органу регулирования необходимо учесть расходы, понесенные регулируемой организацией на экономически обоснованном уровне, отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении.

4. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Московской области учесть в составе необходимой валовой выручки ИП Галкиной Г.В. иные расходы, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих дополнительному учету согласно пункту 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.09.2020 (включительно) произвести корректировку необходимой валовой выручки ИП Галкиной Г.В. на 2020 год в части оказываемых услуг водоснабжения и учесть экономически обоснованные расходы, неучтенные при принятии тарифного решения 2019 года, согласно пунктам 3-4 резолютивной части настоящего решения.

6. По результатам исполнения настоящего решения органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования тарифов в сфере питьевого водоснабжения принять и ввести в действие с 01.09.2020 решение об установлении (корректировке) тарифа на услуги питьевого водоснабжения для ИП Галкиной Г.В. на 2020 год в соответствии с пунктами 3-5 резолютивной части настоящего решения.

7. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 5 резолютивной части настоящего решения, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

— протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение, во исполнение настоящего решения;

— экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на услуги питьевого водоснабжения для ИП Галкиной Г.В., в котором отражены результаты исполнения настоящего решения;

— распоряжения об установлении (корректировке) тарифа на услуги питьевого водоснабжения для ИП Галкиной Г.В., принятое в рамках пересмотра тарифа 2019 года.

8. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ИП Галкиной Г.В.

 

 

Связанные организации

ИП Галкина Г.В.
ИНН 773100377842, ОГРН 318774600134587
Комитет по ценам и тарифам Московской области
ИНН 5024125640, ОГРН 1125024000287
Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
ИНН 7703671069, ОГРН 1087746854150