Решения по тарифам №СП/111411/19 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 18 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» декабря 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

Рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ОАО «МРСК Урала» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. от 22.03.2019 № 48553/19) в присутствии на заседании Комиссии <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995   № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), в ФАС России обратилось ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» (далее также - Заявитель, Организация, Челябэнерго) с заявлением о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее также - Орган регулирования, Министерство).

Заявление ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.12.2018 № 89/11 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области» в отношении Заявителя были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и необходимая валовая выручка на 2019 год.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя на 2019 год установлены Министерством с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. 2019 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг. Тарифы на долгосрочный метод регулирования 2012-2017 гг. устанавливались методом доходности инвестированного капитала.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым постановлением, составляет 12 913 909,28 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 15 539 634,09 тыс. руб.

Общая сумма разногласий составляет 2 625 724,81 тыс. руб.

 

п/п

Статья разногласий

Заявитель

Министерство

Величина спора (разногласий) по статье

 

 

А

В

С=А-В

1

Прогнозные выпадающие доходы на 2019 год, связанные с расходами, не включенными в плату за технологическое присоединение в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, подлежащие учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии

556 504,12

75 628,19

480 875,93

2

Корректировка НВВ 2019 года в результате отклонения фактических выпадающих доходов за 2017 год, связанных с расходами, не включенными в плату за технологическое присоединение в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, от учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче на 2017 год

173 857,30

- 92 538,18

266395,48

3

Корректировка НВВ 2019 года, связанная с учетом достижения показателей надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в 2017 году

95 549,55

0,0

95 549,55

4

Компенсация выпадающих доходов за 2017 год в части недополученного объема выручки за услуги по передаче электрической энергии (предусмотренной п. 42 Методических указаний № 228-э)

1 689 068,90

- 18 191,14

1 707 260,04

5

Компенсация фактически понесенных в 2017 году неподконтрольных расходов в части налога на прибыль

55 768,79

- 19 875,02

75 643,81

 

ИТОГО

 

 

2625724,81

 

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

 

1. Статья разногласий «Прогнозные выпадающие доходы на 2019 год, связанные с расходами, не включенными в плату за технологическое присоединение в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, подлежащие учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии».

Челябэнерго заявляет требование о признании экономически обоснованными и подлежащими включению в НВВ на 2019 год расходов по статье «Прогнозные выпадающие доходы на 2019 год, связанные с расходами, не включенными в плату за технологическое присоединение в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, подлежащие учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии» в размере 556 504,12 тыс. руб.

В соответствии с заявлением о рассмотрении спора Челябэнерго величина расходов, заявленная в Министерство в составе тарифной заявки на 2019 год, составляет 527 659,5 тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка принята в размере 75 628,19 тыс. руб.

Сумма спора составила 480 875,93 тыс. руб.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение (далее – ТП) отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 Основ ценообразования № 1178, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

В обоснование расходов по данной статье разногласий Заявителем в адрес Органа регулирования были направлены:

- обоснования по прогнозным выпадающим доходам на 2019 год с приложением обосновывающих материалов;

- уточненный расчет прогнозных выпадающих доходов на 2019 год в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1), с приложением реестров заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 и 150 кВт (включительно) за 2015-2017 гг.;

- материалы по технологическому присоединению за 2015, 2016, 2017 годы, в том числе реестр копий заявок на технологическое присоединение, договоры на выполнение ТП, технические условия, акты КС-2, КС-3 об осуществлении технологического присоединения, анализ счета 08.

В соответствии с заявлением Челябэнерго Органом регулирования не правомерно не включение расходов на технологическое присоединение заявителей, не учитываемых в соответствии с требованиями пункта 87 Основ ценообразования № 1178 в связи с тем, что эти расходы учтены в инвестиционной программе за счет амортизационных отчислений, так как включение в НВВ расходов на амортизацию основных средств не связано с осуществлением технологического присоединения. Данная позиция Министерства не обоснована, так как в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1 расчет выпадающих доходов определяется на основании фактических средних данных за три предыдущих года, в том числе по выполненным договорам, мощности и длине линий.

Согласно письменной позиции Министерства (исх. от 26.04.2019 № 02/1870, рег. от 08.05.2019 № 79531/19) в тарифе на передачу электрической энергии на 2019 год Органом регулирования учтены плановые выпадающие доходы от подключения льготной категории заявителей в размере 584 778,19 тыс. руб., в т.ч.:

- расходы на выполнение организационно-технических мероприятий в отношении заявителей до 15 кВт в размере 75 628,19 тыс. руб.;

- расходы на мероприятия «последней мили» в отношении заявителей до 15 кВт в размере 399 425 тыс. руб.;

- расходы по мероприятиям «последней мили» в отношении заявителей до 150 кВт в размере 109 725 тыс. руб.

Министерством было установлено, что приказом Минэнерго России от 10.12.2018 № 17@ была скорректирована инвестиционная программа в отношении ОАО «МРСК Урала» (далее – ИПР № 17@), в том числе в отношении филиала Челябэнерго, которой на 2019 год предусмотрено финансирование деятельности, связанной с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью:

- до 15 кВт включительно, в размере 399,425 млн. руб.;

- до 150 кВт включительно, в размере 109,725 млн. руб.

Источником финансирования определена амортизация, учтенная в тарифе на услуги по передаче электрической энергии.

Мероприятия и источники финансирования отражены в приложении 1 к ИПР № 17@ «Перечни инвестиционных проектов. Раздел 1. План финансирования капитальных вложений по инвестиционным проектам ОАО «МРСК Урала» в отношении Челябинской области (строка 3.1.1.1 и 3.1.1.2 графа 11.9), а также приложении «Плановые показатели реализации инвестиционной программы. Раздел 3. Источники финансирования инвестиционной программы ОАО «МРСК Урала» в отношении Челябинской области (строка 1.2.1.3 графа 3.2).

При этом, по расчету Министерства в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1 расходы на выполнение мероприятий «последней мили» в отношении заявителей до 15 кВт и до 150 кВт составили 222 895 тыс. руб. и 57 892 тыс. руб. соответственно, что на 228 363 тыс. руб. меньше величин, предусмотренных ИПР № 17@.

Расходы на выполнение организационно-технических мероприятий в отношении заявителей до 15 кВт рассчитаны Министерством в размере 75 628,19 тыс. руб. исходя из 6 761 договора. Челябэнерго были заявлены в размере 96 131,29 тыс. руб. исходя из 8 256 договоров.

В связи с тем, что плановые выпадающие расходы на ТП на 2019 год, учтенные Министерством в размере 584 778,19 тыс. руб. превышают заявленные Челябэнерго требования в размере 556 504,12 тыс. руб., требования Заявителя по статье «Прогнозные выпадающие доходы на 2019 год, связанные с расходами, не включенными в плату за технологическое присоединение в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, подлежащие учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии» удовлетворению не подлежат.   

2. Статья разногласий «Корректировка НВВ 2019 года в результате отклонения фактических выпадающих доходов за 2017 год, связанных с расходами, не включенными в плату за технологическое присоединение в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, от учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче на 2017 год».

Челябэнерго заявляет требование о признании экономически обоснованными и подлежащими включению в НВВ на 2019 год расходов по статье «Корректировка НВВ 2019 года в результате отклонения фактических выпадающих доходов за 2017 год, связанных с расходами, не включенными в плату за технологическое присоединение в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, от учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче на 2017 год» в размере 173 857,3 тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка принята в размере - 92 538,18 тыс. руб.

Сумма спора составила 266 395,48 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

В обоснование расходов по данной статье разногласий Заявителем в адрес Органа регулирования были направлены:

- обоснование по включению в тарифы выпадающих доходов за 2017 год;

- реестр договоров технологического присоединения по «льготным» заявителям 15 кВт и 150 кВт, копии договоров на технологическое присоединение к сетям, актов об осуществлении договоров ТП за 2017 год;

- реестр исполнения договоров на технологическое присоединение заявителей «льготных» категорий ТП, реестр поставки материалов для реализации технологического присоединения в рамках ИПР за 2017 год с привязкой к договорам строительства, договорам поставки материалов, копии договоров подряда на выполнение строительных работ для выполнения ТП, копии актов выполнения работ по форме КС-14, копии актов приемки работ, выполненных хозяйственным способом.

В соответствии с заявлением Челябэнерго в Выписке к протоколу заседания Правления (стр. 9) органом регулирования признаны обоснованными выпадающие доходы от присоединения «льготных» категорий заявителей за 2017 год в размере 399 434,7 тыс. руб., превышающие расходы, учтенные Министерством при определении фактического уровня неподконтрольных расходов (в размере 66 957,52 тыс. руб.) на 266 395,5 тыс. руб. по причине того, что остальные расходы были учтены в инвестиционной программе.

При этом, согласно пп. 5 п. 20 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э), расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами (неподконтрольные расходы), включают в себя выпадающие доходы сетевой организации от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), определяемые регулирующими органами в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 и не связанные с компенсацией расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства.

По мнению Заявителя, согласно п. 42 Методических указаний № 228-э предусмотрена корректировка НВВ на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, производимой по формуле, которая не предусматривает корректировку в результате отклонения фактических выпадающих доходов по «льготным» категориям от учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с письменной позицией Министерства в тарифе на передачу электрической энергии на 2019 год Органом регулирования учтены фактические выпадающие доходы от подключения льготной категории заявителей за 2017 год в размере 468 387 тыс. руб., в том числе:

- расходы на выполнение организационно-технических мероприятий в отношении заявителей до 15 кВт в размере 66 957 тыс. руб. (отклонений от предложения организации нет);

- расходы на мероприятия «последней мили» в отношении заявителей до 15 кВт в размере 337 360 тыс. руб.;

- расходы по мероприятиям «последней мили» в отношении заявителей до 150 кВт в размере 64 070 тыс. руб.

При установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2017 год были учтены выпадающие доходы от присоединения «льготных» категорий заявителей в части затрат на выполнение мероприятий по строительству «последней мили» в размере 606 756 тыс. руб.:

- до 15 кВт в размере 541 519 тыс. руб.;

- до 150 кВт в размере 65 237,20 тыс. руб.

Тарифным решением было предусмотрено, что затраты на выполнение мероприятий по строительству «последней мили» полностью компенсируются организации за счет 2-х инвестиционных источников финансирования, учтенных в тарифе на передачу электрической энергии: амортизация – 478 330 тыс. руб., прибыль – 128 426 тыс. руб., как это предусмотрено инвестиционной программой ОАО «МРСК Урала».

Вместе с тем, согласно отчету Челябэнерго от 30.01.2018 № чэ/01/05/554 фактическое исполнение по инвестиционной программе за 2017 год по данным категориям заявителей составило 401 430 тыс. руб., т.е. на 205 326 тыс. руб. меньше плановых затрат. Также в отчетной информации отражен источник финансирования этих затрат – амортизация тарифа на передачу электрической энергии.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Органа регулирования при определении расходов по статье «Корректировка НВВ 2019 года в результате отклонения фактических выпадающих доходов за 2017 год, связанных с расходами, не включенными в плату за технологическое присоединение в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178, от учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче на 2017 год», требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Корректировка НВВ 2019 года, связанная с учетом достижения показателей надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в 2017 году».

Челябэнерго заявляет требование о признании экономически обоснованными и подлежащими включению в НВВ на 2019 год расходов по статье «Корректировка НВВ 2019 года, связанная с учетом достижения показателей надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в 2017 году» в размере 95 549,55 тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка принята в размере 0,0 тыс. руб.

Сумма спора составила 95 549,55 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования № 1178, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом в том числе отклонения уровня надежности и качества продукции (услуг) от установленного уровня.

В обоснование расходов по данной статье разногласий Заявителем в адрес Органа регулирования были направлены:

- обоснование по включению в тарифы корректировки НВВ по достижению показателей надежности и качества за 2017 год;

- обосновывающие материалы, подтверждающие значения фактического уровня надежности и качества оказанных в 2017 году услуг, в том числе журнал учета динамики первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедших на объектах сетевой организации за 2017 год.

В соответствии с заявлением Челябэнерго основной причиной разногласий с Министерством является позиция органа регулирования по оценке плановых и фактических показателей в несопоставимых условиях, а именно плановое значение показателя надежности на 2017 год принято к расчету согласно постановлению Министерства от 24.05.2018 № 29/26, принятого без учета показателей по сети 0,4 кВ, в то время как оценка фактического выполнения показателя надежности за 2017 год произведена с учетом отключений в сети 0,4 кВ, согласно Выписке из протокола заседания Правления органа регулирования от 24.05.2018 № 29.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (далее – Методические указания № 1256), показатель средней продолжительности прекращений передачи электрической энергии в каждом расчетном периоде регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования (Пп) определяется по формуле:

Пп = Tпр / Nтп, (1)

где:

Tпр - фактическая суммарная продолжительность всех прекращений передачи электрической энергии в отношении потребителей услуг сетевой организации за расчетный период регулирования, час;

Nтп - максимальное за расчетный период регулирования число точек присоединения потребителей услуг сетевой организации к электрической сети сетевой организации, шт.

Базой для определения планового значения показателя надежности на 2017 год являлся утвержденный показатель на 2012 год (приравненный к утвержденному показателю на 2011 год) с соответствующим ежегодным темпом улучшения показателя. Показатель на 2011 год определен органом регулирования на основании предложения филиала «Челябэнерго» по информации о фактической длительности технологических нарушений в соответствии с актами расследования аварий за 2010 год.

В соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846, предложение Челябэнерго включало информацию об отключениях на объектах электросетевого хозяйства выше 6 кВ.

При этом, ФАС России отмечает, что согласно пункту 2.2. Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 29.06.2010 № 296 (далее – Методические указания № 296), показатель средней продолжительности прекращений передачи электрической энергии в каждом расчетном периоде регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования определяется по формуле:

где:  

Tпр - фактическая суммарная продолжительность всех прекращений передачи электрической энергии в отношении потребителей услуг за расчетный период регулирования, часы;

Nтп - максимальное за расчетный период регулирования число точек присоединения потребителей услуг к электрической сети электросетевой организации, в том числе принятых в опытно-промышленную эксплуатацию, шт.

В примечании к форме 1.1. Приложения 1 к Методическим указаниям № 296 указано, что обосновывающие данные для учета принимаются в том числе на основе базы актов расследования технологических нарушений за соответствующий месяц

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Органа регулирования при определении расходов по статье «Корректировка НВВ 2019 года, связанная с учетом достижения показателей надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в 2017 году», требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

4. Статья разногласий «Компенсация выпадающих доходов за 2017 год в части недополученного объема выручки за услуги по передаче электрической энергии (предусмотренной п. 42 Методических указаний № 228-э)».

Челябэнерго заявляет требование о признании экономически обоснованными и подлежащими включению в НВВ на 2019 год расходов по статье «Компенсация выпадающих доходов за 2017 год в части недополученного объема выручки за услуги по передаче электрической энергии (предусмотренной п. 42 Методических указаний № 228-э)» в размере 1 689 068,90 тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка принята в размере - 18 191,14 тыс. руб.

Сумма спора составила 1 707 260,04 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования № 1178, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом в том числе отклонения величины товарной выручки, полученной в результате осуществления регулируемой деятельности, от величины необходимой валовой выручки, установленной на прошедший год, в том числе в связи с отклонением объема реализуемых товаров (услуг) от объема, учтенного при установлении тарифов, и изменением прогнозного значения объема реализуемых товаров (услуг) на оставшийся срок действия долгосрочных тарифов.

Пунктом 42 Методических указаний № 228-э установлено, что:

где

 

- скорректированная необходимая валовая выручка, установленная регулирующим органом на год i-2 долгосрочного периода регулирования;

- фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

В обоснование расходов по данной статье разногласий Заявителем в адрес Органа регулирования были направлены:

- тарифная заявка (обосновывающие материалы по выручке от оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности за 2017 год: акты оказанных услуг, счета-фактуры, договоры, оборотные ведомости);

- расчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности по филиалу ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» за 2017 год.

Согласно расчету Заявителя необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на 2017 год, составляет 14 301 510,407 тыс. руб., а фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2017 год в части содержания электрических сетей – 12 729 174,842 тыс. руб. Недополученный объем выручки за услуги по передаче электрической энергии составит 1 572 335,565 тыс. руб., с учетом ИПЦ на 2018 год - 2,7% и на 2019 год – 4,6% составит 1 689 068,9 тыс. руб.

Указанный расчет выполнен без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

В отношении потребителей, рассчитывающихся за услуги по передаче электрической энергии по одноставочным тарифам, объем выручки на содержание электрических сетей определен вычитанием из общего объема выручки объемов выручки на оплату потерь, определенных умножением полезного отпуска электрической энергии на ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях двухставочного тарифа (с учетом дифференциации по уровням напряжения).

В соответствии с Экспертным заключением Министерства от 27.12.2018 к делу № 02/03_э о корректировке необходимой валовой выручки филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» на 2019 г. с применением метода долгосрочной индексации (по результатам заседания Правления от 27.12.2018 г. № 89) (далее – Экспертное заключение на 2019 год) при корректировке НВВ по результатам отличия фактических значений параметров регулирования от установленных при утверждении тарифов на 2017 год Органом регулирования скорректированная необходимая валовая выручка, установленная регулирующим органом на 2017 год долгосрочного периода принята в размере 18 192 253,20 тыс. руб. и включает в себя:

- НВВ на содержание – 12 656 019,98 тыс. руб.;

- НВВ на оплату потерь электрической энергии – 3 342 736,63 тыс. руб.;

- оплата услуг ФСК на ВН-1 – 392 990,39 тыс. руб.;

- оплата услуг территориальных сетевых организаций – 1 800 506,00 тыс. руб.

Фактический объем выручки от реализации продукции по регулируемому виду деятельности за 2017 год составляет 18 210 444,34 тыс. руб. и состоит из:

- выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг – 17 809 551 тыс. руб. (в соответствии с показателями раздельного учета таблицы 1.3);

- стоимости нагрузочных потерь – 400 893,34 тыс. руб. (согласно информации «Расчет корректировки НВВ на 2019 год по факту 2017 г.», представленной письмом Челябэнерго от 22.06.2018 № ЧЭ/01/29/3492).

Также Министерство в Экспертном заключении на 2019 год отмечает, что изменения в пункт 42 Методических указаний № 228-э в части исключения из расчета фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, внесены приказом ФАС России от 24.08.2017 № 1108/17 (опубликован 29.12.2017, вступил в силу 09.01.2018), в связи с чем не могли быть учтены при расчете индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год для расчетов между двумя «котлодержателями» ООО «АЭС Инвест» и Челябэнерго, утвержденного постановлением Министерства от 30.12.2016 № 68/1. Таким образом, при расчете корректировки НВВ на основании фактических данных за 2017 год фактический объем выручки определялся на основании п. 42 Методических указаний № 228-э в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Министерства от 30.12.2016 № 68/1.

ФАС России отмечает, что изменения, вносимые в Методические указания № 228-э, носили уточняющий характер, и при расчете корректировок НВВ на 2019 год органам регулирования необходимо было руководствоваться Методическими указаниями № 228-э в редакции, действовавшей на момент принятия тарифных решений на 2019 год.

Кроме того, в нарушение положений Основ ценообразования № 1178 Министерством при расчете фактического объема выручки от реализации продукции по регулируемому виду деятельности за 2017 год учтена стоимость нагрузочных потерь, которая не включается в состав НВВ как при определении тарифов на услуги по передаче электрический энергии на плановый регулируемый период, так и при анализе результатов деятельности за отчетный период регулирования.

Скорректированная плановая НВВ без учета оплаты потерь на 2017 год по расчету Челябэнерго составит 14 301 510,407 тыс. руб., по расчету Органа регулирования – 14 849 516,57 тыс. руб. Разногласия возникли в части оплаты услуг территориальных сетевых организаций (1 252 499,85 тыс. руб. – расчет Заявителя, 1 800 506,00 тыс. руб. – расчет Министерства).

ФАС России принимает меньшую величину по расчету Челябэнерго.

Расчет фактического объема выручки от реализации продукции за 2017 год выполнен на основании представленных Заявителем актов оказанных услуг, счет-фактур, договоров, оборотно-сальдовых ведомостей и составляет 12 729 174,842 тыс. руб.

Недополученный объем выручки за услуги по передаче электрической энергии составит 1 572 335,565 тыс. руб., с учетом ИПЦ на 2018 год - 2,7% и на 2019 год – 4,6% составит 1 689 068,9 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» по статье «Компенсация выпадающих доходов за 2017 год в части недополученного объема выручки за услуги по передаче электрической энергии (предусмотренной п. 42 Методических указаний № 228-э)» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в НВВ на 2019 год подлежат средства в размере 1 707 260,04 тыс. руб. (- 18 191,14 тыс. руб. – 1 689 068,90 тыс. руб.).

5. Статья разногласий «Компенсация фактически понесенных в 2017 году неподконтрольных расходов в части налога на прибыль».

Челябэнерго заявляет требование о признании экономически обоснованными и подлежащими включению в НВВ на 2019 год расходов по статье «Компенсация фактически понесенных в 2017 году неподконтрольных расходов в части налога на прибыль» в размере 55 768,79 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере – 19 875,02 тыс. руб.

Сумма спора составила 75 643,81 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.

При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций.

Разногласия по величине фактического налога на прибыль за 2017 год возникли в части учета Министерством налога на прибыль только в части услуг по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям без учета налога на прибыль от деятельности по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Челябэнерго заявляет экономически обоснованную фактическую величину налога на прибыль за 2017 год в размере 259 175,92 тыс. руб., в т.ч. услуги по передаче электрической энергии – 187 385,35 тыс. руб., ТП – 71 789,57 тыс. руб. согласно таблицы 1.3. «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2017 год, Органом регулирования учтена в размере 187 385,35 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год и письменным мнением Министерства фактическая величина налога на прибыль учтена на уровне заявки организации согласно представленного шаблона ENERGY.KTL.LT.CALC.NVV.NET.5.74 и сметы расходов от 22.06.2018 № ЧЭ/01/29/3492.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Органа регулирования при определении расходов по статье «Компенсация фактически понесенных в 2017 году неподконтрольных расходов в части налога на прибыль», требования Заявителя удовлетворению не подлежат.  

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области нарушившим пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.

2. Частично удовлетворить требования ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. от 22.03.2019 № 48553/19).    

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» на 2019 год расходов по статье «Компенсация выпадающих доходов за 2017 год в части недополученного объема выручки за услуги по передаче электрической энергии (предусмотренной п. 42 Методических указаний № 228-э)» в размере 1 707 260,04 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» на 2020-2022 годы учесть равными долями экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» на 2020-2022 годы письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» в удовлетворении остальной части требований.

 

Связанные организации

Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903
ОАО "МРСК Урала"
ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970