Решения по тарифам №31/70014/19 Решение по вопросу рассмотрения разногласий в электроэнергет... от 13 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председательствующего - заместителя председателя Комиссии:

<...>

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Электротехнический комплекс» и Региональной энергетической комиссией Омской области (рег. от 28.03.2019 № 52946/19) в присутствии на заседании комиссии <...> АО «Электротехнический комплекс» <...>, <...> АО «Электротехнический комплекс» <...>, <...> АО «Электротехнический комплекс» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось АО «Электротехнический комплекс» (далее также - АО «ЭТК», Заявитель) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Региональной энергетической комиссией Омской области (далее также - Орган регулирования, Комиссия).

Заявление АО «ЭТК» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2018 № 671/95 «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 26.12.2017 № 663/78» в отношении Заявителя были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и необходимая валовая выручка на 2019 год.

Тарифное регулирование в отношении АО «ЭТК» осуществляется с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2019 год – пятый год долгосрочного периода регулирования 2015-2019 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом, составляет 123 916,79 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).

Величина необходимой валовой выручки, которую заявитель считает экономически обоснованной, составляет 129 713,19 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).

Общая сумма разногласий составляет 5 796,4 тыс. руб.

 

№ п/п

Статья разногласий

Заявлено на разногласия

Утверждено Органом регулирования

Величина спора по статье разногласий

1

Поступление энергии в сети, МВт∙ч

387,44

381,82

5,61

2

Поступление мощности в сети, МВт

55,45

54,68

0,76

3

Выпадающие доходы, тыс. руб.

38392,67

16239,73

22 152,94

4

Расходы на оплату услуг смежных сетевых организаций, тыс. руб.

116 443,68

132 800,22

-16 356,54

Итого, тыс. руб.

 

 

5 796,4

По результатам рассмотрения материалов, предоставленных сторонами в рамках рассмотрения заявления о разногласиях, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Поступление энергии в сети».

АО «Электротехнический комплекс» заявляет требование о признании обоснованным показателя «Поступление энергии в сети предприятия» в размере 387,435 МВт∙ч.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 387,435 МВт∙ч.

Величина 381,82 МВт∙ч – поступление электрической энергии в сеть АО «Электротехнический комплекс», принятая Органом регулирования при расчете расходов на оплату услуг вышестоящих территориальных сетевых организаций: филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» и АО «Омскэлектро».

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

1. Баланс электрической энергии и мощности, согласованный с филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»;

2. Баланс электрической энергии и мощности, согласованный с АО «Омскэлектро».

Заявителем не оспариваются балансовые показатели, используемые для определения плановой величины выручки, собираемой по единым (котловым) тарифам в 2019 году. Балансовые показатели, оспариваемые АО «Электротехнический комплекс», используются при определении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов с вышестоящими территориальными сетевыми организациями: филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» и АО «Омскэлектро».

Суммарная величина поступления электрической энергии в сеть, заявленная на разногласия АО «Электротехнический комплекс» совпадает с величиной, принятой Органом регулирования — 387,453 млн. кВт∙ч, вместе с тем, Органом регулирования величина поступления электрической энергии из сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» принята в размере 309,236 млн. кВт∙ч в соответствии с представленными Заявителем документами, из сетей АО «Омскэлектро» - 54,844 млн. кВт∙ч в соответствии с представленными Заявителем документами, из сетей ООО «ТГКом» - 23,355 млн. кВт∙ч, определенная как 387,453-309,236-54,844, так как по данному источнику не были представлены согласованные объемы поступления электрической энергии.

Заявителем предлагается следующая дифференциация величины поступления электрической энергии в сеть: 314,068 млн. кВт∙ч - из сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»; 55,627 млн. кВт∙ч - из сетей АО «Омскэлектро»; 17,740 млн. кВт∙ч - из сетей ООО «ТГКом», ссылаясь на несоответствие дифференциации по поступлению электрической энергии, принятой Органом регулирования в экспертном заключении при определении балансовых показателей.

ФАС России проанализировано экспертное заключение Органа регулирования, в результате чего не выявлено несоответствий заявленным АО «Электротехнический комплекс» балансовым показателям.

Также ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов со стороны Органа регулирования при определении величины поступления электрической энергии от ООО «ТГКом» на 2019 год, как разницы между суммарной величиной поступления электрической энергии и согласованных объемов поступления от филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» и АО «Омскэлектро».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Поступление мощности в сети».

АО «Электротехнический комплекс» заявляет требование о признании обоснованным показателя «Поступление мощности в сети предприятия» в размере 55,450 МВт.

Органом регулирования показатель «Поступление мощности в сети предприятия» также принят в размере 55,450 МВт.

Величина 54,681 МВт – поступление мощности в сеть АО «Электротехнический комплекс», принятая Органом регулирования при расчете расходов на оплату услуг вышестоящих территориальных сетевых организаций: филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» и АО «Омскэлектро».

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

1. Баланс электрической энергии и мощности, согласованный с филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»;

2. Баланс электрической энергии и мощности, согласованный с АО «Омскэлектро».

Заявителем не оспариваются балансовые показатели, используемые для определения плановой величины выручки, собираемой по единым (котловым) тарифам в 2019 году. Балансовые показатели, оспариваемые АО «Электротехнический комплекс», используются при определении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов с вышестоящими территориальными сетевыми организациями: филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» и АО «Омскэлектро».

Суммарная величина поступления мощности в сеть, заявленная на разногласия АО «Электротехнический комплекс» совпадает с величиной, принятой Органом регулирования — 55,450 МВт, вместе с тем, Органом регулирования величина поступления мощности из сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» принята в размере 41,948  МВт в соответствии с представленными Заявителем документами, из сетей АО «Омскэлектро» - 7,589 МВт в соответствии с представленными Заявителем документами, из сетей ООО «ТГКом» - 5,913 МВт, определенная как 55,450-41,948-7,589, так как по данному источнику не были представлены согласованные объемы поступления мощности.

Заявителем предлагается следующая дифференциация величины поступления мощности в сеть: 42,641 МВт - из сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»; 7,665 МВт - из сетей АО «Омскэлектро»; 5,144 МВт - из сетей ООО «ТГКом», ссылаясь на несоответствие дифференциации по поступлению мощности, принятой Органом регулирования в экспертном заключении при определении балансовых показателей.

ФАС России проанализировано экспертное заключение Органа регулирования, в результате чего не выявлено несоответствий заявленным АО «Электротехнический комплекс» балансовым показателям.

Также ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов со стороны Органа регулирования при определении величины поступления мощности от ООО «ТГКом» на 2019 год, как разницы между суммарной величиной поступления мощности и согласованных объемов поступления от филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» и АО «Омскэлектро».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Выпадающие доходы».

АО «ЭТК» заявляет требование о дополнительном учете величины выпадающих доходов, возникших по результатам деятельности за 2017 год, в сумме 22 152,94 тыс. руб., в том числе:

3.1 Фонд оплаты труда основного и цехового персонала – 500,42 тыс. руб.;

3.2 Отчисления на социальные нужды с фонда оплаты труда основного и цехового персонала – 149,37 тыс. руб.;

3.3 Амортизационные отчисления – 3 075,22 тыс. руб.;

3.4 Налог на имущество – 51,00 тыс. руб.;

3.5 Общехозяйственные расходы – 16 158,25 тыс. руб., в т. ч.:

Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала – 7 438,65 тыс. руб.

Отчисления на социальные нужды с фонда оплаты труда административно-управленческого персонала – 2 396,82 тыс. руб.

Прочие общехозяйственные расходы – 5 322,78 тыс. руб.

3.6 Проценты по кредиту – 2 218,68 тыс. руб.

Согласно п. 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).

В соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Заявитель заявляет требование о дополнительном учете подконтрольных расходов в сумме 13 261,85 тыс. руб. (фонд оплаты труда административно-управленческого персонала, основного и цехового персонала, прочие общехозяйственные расходы) на основании фактических показателей по подконтрольным расходам за 2017 год.

Органом регулирования расчет подконтрольных расходов на 2019 год и корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов произведены в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённых приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э). Методические указания № 98-э и Основы ценообразования № 1178 не содержат иных положений, определяющих учет корректировок по подконтрольным расходам.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по вышеуказанным подстатьям являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Подстатьи разногласий «Отчисления на социальные нужды основного и цехового персонала», «Отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала».

АО «ЭТК» заявляет требование о дополнительном учете выпадающих расходов по результатам деятельности за 2017 год по данным подстатьям в сумме 2 546,19 тыс. руб., в т. ч.:

- 149,37 тыс. руб. - отчисления основного цехового персонала;

- 2 396,82 тыс. руб. - отчисления административно-управленческого персонала).

Фактическая величина отчислений на социальные нужды определена Органом регулирования исходя из фактической ставки отчислений страховых взносов и принятых расходов на оплату труда без учета отчислений по расходам на оплату труда, связанной с резервом отпусков.

ФАС России отмечает, учет расходов на резерв по отпускам не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлено расчета отчислений на социальные нужны, в том числе, с учетом величины фонда оплаты труда, учтённого Органом регулирования в составе подконтрольных расходов на 2017 год, с учетом корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в части расходов на оплату труда.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данным подстатьям являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Подстатья разногласий «Амортизационные отчисления».

Заявитель заявляет требование о дополнительном учете размера корректировки по результатам деятельности за 2017 год по данной подстатье в сумме 3 075,22 тыс. руб.

Согласно п. 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В обоснование данных расходов Заявителем в адрес Органа регулирования были направлены оборотно-сальдовая ведомость счета 20 за 2017 год, ведомость начисления амортизации за 2017 год.

Согласно отзыву Органа регулирования, при проведении корректировки расчет амортизации по объектам основных средств был проведен в соответствии с максимальными сроками полезного использования в рамках амортизационной группы, в то время как согласно бухгалтерскому учету организации, все объекты основных средств, в т.ч. трансформаторы, относятся к четвертой амортизационной группе с максимальным сроком полезного использования – 84 месяца.

Организация заявляет требование о признании экономически обоснованной величины амортизационных отчислений за 2017 год по фактическим данным бухгалтерского учета.

В связи с тем, что ФАС России не усматривает нарушений со стороны Органа регулирования при расчете размера амортизационных отчислений за 2017 год в соответствии с п. 27 Основ ценообразования № 1178, требования Заявителя по данной статье являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Подстатья разногласий «Налог на имущество».

Заявитель заявляет требование о дополнительном учете размера корректировки по результатам деятельности за 2017 год по данной подстатье в сумме 51,00 тыс. руб.

Заявитель аргументирует свои требования тем, что в соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 91.02 за 2017 год сумма налога на имущество в составе неподконтрольных расходов составила 2 015,38 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований АО «ЭТК» в адрес Органа регулирования была направлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 91.02 за 2017 год, расшифровка налога на имущество, налоговая декларация по налогу на имущество организации за 2017 год.

При расчете налога на имущество Органом регулирования исключен налог на имущество в сумме 51,00 тыс. руб. в отношении теплотрассы по ул. Аносова, как не относящейся к деятельности по передаче электрической энергии.

ФАС России не усматривает нарушения действующего законодательства со стороны Органа регулирования.

В этой связи требования Заявителя являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Подстатья разногласий «Проценты по кредиту».

АО «ЭТК» заявляет требование о дополнительном учете расходов по данной подстатье по результатам деятельности за 2017 год в сумме 2 218,68 тыс. руб.

В обоснование данных расходов Заявителем в адрес Органа регулирования была направлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 91.02 за 2017 год, договор № 150900/0010 от 17.02.2015 об открытии кредитной линии.

АО «ЭТК» считает, что с учетом заявленных разногласий сумма недостатка оборотных средств за 2017 год должна составлять 34 547,63 тыс. руб.

Органом регулирования проценты по кредиту приняты исходя из процентной ставки 11,13 % (средняя ставка рефинансирования, сложившаяся за 2017 год 9,13%, увеличенная на 2%) и принятого финансового результата в сумме 14 613,27 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что предоставленные АО «ЭТК» документы не подтверждают экономическую обоснованность данных затрат. Не представлен расчет кассовых разрывов, позволяющий определить объем недостатка собственных средств.

В этой связи, требования Заявителя по статье «Проценты по кредиту» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

4. Статья разногласий «Расходы на оплату услуг смежных сетевых организаций».

АО «ЭТК» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на оплату услуг смежных сетевых организаций в сумме 116 443,68 тыс. руб., исходя из заявленной экономически обоснованной величины НВВ на 2019 год в сумме 276 286,95 тыс. руб. (в т. ч. 159 843,27 тыс. руб. – собственная НВВ АО «ЭТК»).

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме 132 800,22 тыс. руб.

Сумма разногласий составила (-) 16 356,54 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов Заявителем в адрес Органа регулирования предоставлены оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2017 год, договоры, счета-фактуры.

В связи с отказом в удовлетворении требований АО «ЭТК» в части балансовых показателей, требования Заявителя по данной статье являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

По результатам рассмотрения материалов, предоставленных АО «Электротехнический комплекс» и Региональной энергетической комиссией Омской области в рамках рассмотрения разногласий, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать АО «Электротехнический комплекс» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Омской области (рег. от 28.03.2019 № 52946/19).

Связанные организации

Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939
Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
АО "Электротехнический комплекс"
ИНН 5503068565, ОГРН 1025500737437