Предписание №СП/96725/19 Предписание по результатам проверки РЭК Тверской области в о... от 5 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 17.01.2019 № 34/19, Акт проверки ФАС России от 18.03.2019 № 33), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения  при установлении тарифов для ООО «Тверская генерация» на 2016-2018, 2019-2023 гг.

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 17.01.2019 № 34/19 «О проведении плановой выездной проверки Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области» проведена плановая выездная проверка в отношении установленных Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – ГУ РЭК Тверской области, орган регулирования) тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Тверская генерация» (далее — регулируемая организация) на 2016-2018, 2019-2023 гг.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 706-э (далее - Методические указания № 706-э).

При установлении тарифов на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой сторонним потребителям, а также на теплоноситель (вода), поставляемый ООО «Тверская генерация», использовался метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2016 и 2019 год являются первыми годами долгосрочных периодов регулирования.

  НВВ по видам деятельности отражена в таблице ниже.

 

Производство тепловой энергии,

тыс. руб.

Передача тепловой энергии,

тыс. руб.

2016

2 888 698,28

846 687,61

2017

2 906 722,0

812 597,2

2018

3 324 226,3

1 015 504,8

2019

3 606 887,9

1 015 028,7

2020

3 587 686,9

978 236,7

2021

3 574 750,5

932 921,1

2022

3 681 927,3

954 790,8

2023

3 792 414,2

977 360,9

 

Рассмотрев представленные ФАС России материалы тарифных дел ООО «Тверская генерация» в электронном виде, заключение по материалам, представленным ООО «Тверская генерация» для установления тарифа на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой сторонним потребителям на 2016 год (далее – экспертное заключение на 2016 год); заключение по материалам, представленным ООО «Тверская генерация» для установления тарифа на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой сторонним потребителям на 2017 год (далее – экспертное заключение на 2017 год); заключение по материалам, представленным ООО «Тверская генерация» для установления тарифа на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой сторонним потребителям на 2018 год (далее – экспертное заключение на 2018 год); заключение по материалам, представленным ООО «Тверская генерация» для установления тарифа на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой сторонним потребителям на 2019 год (далее – экспертное заключение на 2019 год), ФАС России выявлено следующее.

 

Базовый уровень операционных расходов, 2016 год (передача тепловой энергии)

         Согласно пункту 3 Правил № 1075 базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28-31, 40-42, 44 и 58 Основ ценообразования № 1075.

         Согласно пункту 37 Методических указаний № 760-э расходы, входящие в состав базового уровня операционных расходов, рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

         В материалы тарифного дела регулируемой организацией представлен договор от 10.11.2015 № ТГ-587-15 с ООО «Верхневолжская теплосетевая компания» на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту магистральных и распределительных тепловых сетей, зданий и сооружений на сумму 614 516 754,26 тыс. руб.

Приложение № 3 к указанному договору содержит перечень статей затрат в табличной форме с общими суммами без расшифровок и расчетов, а именно:

– расходы на оплату труда — 150 811 700 руб.;

– страховые взносы — 45 545 133,4 руб.;

– расходы на обучение персонала — 587 943,69 руб.;

– расходы на обязательное страхование — 264 154,94 руб.;

– оплата услуг по управлению (ООО «ТЭК») — 86 662 085,23 руб.;

– расходы на аренду автотранспорта и спецтехники — 41 694 915,25 руб.;

– расходы на аренду недвижимого имущества (промбазы ТС) — 4 237 105,08 руб.;

– рентабельность 10 % - 32 980 303,76 руб.;

– расходы на приобретение сырья и материалов — 47 873 464,68 руб.;

– расходы на ремонт основных средств — 229 525 000 руб.;

– расходы на оплату услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями — 4 334 948,23 руб.

Орган регулирования сформировал базовый уровень операционных расходов в сумме 547 988,2 тыс. руб. исходя из договора с ООО «Верхневолжская теплосетевая компания» с учетом непревышения базового уровня на ИПЦ к расходам, учтенным в предшествующем расчетном периоде регулирования.

При этом расчеты в материалах тарифного дела отсутствуют, не представлена постатейная расшифровка учтенных затрат, не проведен анализ экономической обоснованности учтенных расходов в составе базового уровня операционных расходов, что является нарушением пунктов 28, 29, 30, 31, 40, 41, 42, 44 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, решением УФАС России по Тверской области от 27.11.2015 № 05-6/2-76-4923 ВФ по результатам рассмотрения жалобы МУМП «Сахарово» установлено, что ООО «Тверская генерация» нарушены требования части 1 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, Положения о закупочной деятельности ООО «Тверская генерация», пункта 4.9.2.4 Документации запроса предложений при проведении открытого запроса предложений № 31502896691 на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту магистральных и распределительных сетей, а именно:

- ООО «Тверская генерация» установлена оплата «неденежными средствами» - векселями ООО «Тверская генерация», векселями третьих лиц, товарно-материальными ценностями и другими активами. Нарушение состоит в том, что вексель не может рассматриваться как форма безналичного расчета;

         - необоснованный допуск к оценочной стадии и признание победителя ООО «Верхневолжская теплосетевая компания», которая не соответствует требованиям документации о закупке в части отсутствия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности.

         Поскольку на момент выдачи решения УФАС России по Тверской области договор уже был заключен, правовые основания для выдачи предписания у УФАС России по Тверской области отсутствовали.

         Вместе с тем учредителем и 100% участником ООО «Верхневолжская теплосетевая компания» является ООО «ТЭК», владеющее также и 63 % уставного капитала ООО «Тверская генерация».

         Также ФАС России отмечает, что договор с ООО «Верхневолжская теплосетевая компания» был заключен на 1 год, положений об автопролонгации договор не содержит, в связи с чем формирование базового уровня операционных расходов на основе договора со сроком действия 1 год является экономически необоснованным. Учитывая, что некоторые затраты носят разовый/непериодический характер, органу регулирования следовало распределить такие расходы соответствующими долями в течение всего долгосрочного периода. Также необходимо отметить, что фактически ООО «ВТК» деятельность по эксплуатации переданных по договору сетей с 2017 года не осуществляет.  

         Ввиду того, что первичных документов организацией предоставлено не было, органу регулирования необходимо проанализировать на предмет экономической обоснованности затраты по статьям расходов, учтенных в базовом уровне операционных расходов, руководствуясь положениями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э, в том числе на основе рыночных цен в субъекте РФ.

Также ФАС России отмечает, что расходы на оплату услуг по стратегическому управлению организацией постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1055 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075» были исключены из Основ ценообразования № 1075, в связи с чем включение данных расходов является необоснованным, так как Основами ценообразования № 1075 учет данных расходов не предусмотрен.

Включение расходов на рентабельность в состав НВВ регулируемой организации в сумме законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения также не предусмотрено и является экономически необоснованным.

В части учета в базовом уровне операционных расходов затрат на капитальный ремонт тепловых сетей ФАС России отмечает следующее.

Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В силу пункта 33 Основ ценообразования № 1075 расходы на ремонт включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 расходы на капитальные вложения (инвестиции) определяются в соответствии с утвержденными инвестиционными программами и включаются в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 Пунктами 1 и 2 статьи 257 НК РФ определен порядок формирования первоначальной стоимости основных средств.

При этом первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 НК РФ).

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Учитывая изложенное, в случае если расходы регулируемой организации связаны с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением основного средства, то такие расходы подлежат учету в необходимой валовой выручке при условии наличия указанных мероприятий в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

При этом расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 НК РФ. В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В отношении ООО «Тверская генерация» утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа на момент установления тарифов отсутствовала, в связи с чем расходы на капитальный ремонт на 2016-2018 гг. подлежат дополнительному экономическому анализу. При пересмотре органу регулирования следует учесть критерии, на основании которых работы по капитальному ремонту отличаются от инвестиционных мероприятий, и включить соответствующие расходы в необходимую валовую выручку, отразив анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

На основании вышеизложенного, учтенные в базовом уровне расходы по договору от 10.11.2015 № ТГ-587-15 в размере 547 988,2 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения необходимо провести повторный анализ затрат базового уровня операционных расходов на 2016 год.

 

Базовый уровень операционных расходов на 2019 год (производство и передача тепловой энергии)

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что органом регулирования анализ в соответствии с вышеуказанной нормой не проводился, в связи с чем РЭК Тверской области необходимо провести анализ фактических расходов на предмет их обоснованности и учесть эти результаты при пересмотре базового уровня операционных расходов на 2019 год.

 

Расходы на сырье и материалы

ГУ РЭК Тверской области учтены в НВВ затраты по данной статье в размере:

1) Производство тепловой энергии:

- 2016 год - 28 897,92 тыс. руб. при заявленных организацией 29 590 тыс. руб.;

- 2019 год - 27 039,6 тыс. руб. при заявленных организацией 27 007 тыс. руб.

2) Передача тепловой энергии:

- 2016 год - 0 тыс. руб. при заявленных 17 873,5 тыс. руб.;

- 2019 год - 24 333,5 тыс. руб. при заявленных 23 990 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

         Расходы на приобретение сырья и материалов ООО «Тверская генерация» сформированы включают в себя материалы на охрану труда, топливо на транспорт, прочие.

         2016 год. Как следует из экспертного заключения на 2016 год, расходы на прочие услуги исключены органом регулирования в полном объеме ввиду отсутствия достаточного документального обоснования. При этом расходы по другим подстатьям приняты с учетом ИПЦ в размере 106,2 % к ожидаемым затратам в 2015 году.

         ФАС России отмечает, что расходы по данной статье на 2016 год приняты исходя из ожидаемых расходов на 2015 год, что не соответствует положениям Основ ценообразования № 1075.

         Согласно пункту 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

         а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

         б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

         в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

         При этом в экспертном заключении органа регулирования на 2016 год отсутствует перечень документов, на основании которых принималось решение, не проведен анализ фактических затрат 2014 года. Органом регулирования в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не отражен анализ представленных ООО «Тверская генерация» договоров, обосновывающих материалов, в том числе с учетом пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075. В подтверждение данных затрат в материалах тарифного дела представлены только расчет в табличной форме, в том числе без ссылок на договоры, заключенных в соответствии с конкурсными процедурами.

Представленные органом регулирования возражения письмом от 08.05.2019 № 1128 (вх. от 14.05.2019 № 81226/19) не содержат обоснования и подтверждения обосновывающими документами и материалами по рассматриваемой статье затрат.

         В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье также подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, в том числе с учетом анализа экономической обоснованности фактически понесенных расходов за предыдущий период регулирования и исключения по результатам анализа экономически необоснованных расходов.

         2019 год. Ссылки на представленные организацией документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов, в экспертном заключении на 2019 год отсутствуют.

         В экспертном заключении на 2019 год отражено, что ГУ РЭК Тверской области принимаются затраты по данной статье с учетом предложения предприятия и применения ИПЦ в размере 104,6% к затратам, ожидаемым предприятием в 2018 году.

         Согласно пояснительной записке на 2019 год материалы на эксплуатацию, материалы на охрану труда, прочие материалы рассчитаны предприятием согласно утвержденной годовой комплексной программе закупок на 2018 год с учетом индексации.

         ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год не представлена расшифровка расходов, относящихся к прочим, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил регулирования № 1075.

         Кроме того, расходы по данной статье на 2019 год приняты исходя из ожидаемых расходов на 2018 год, что не соответствует положениям Основ ценообразования № 1075.

         В экспертном заключении на 2019 год органом регулирования применен индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) на 2018 год в размере 103,7 %.

         В соответствии с пунктом «в» статьи 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых расходов используются показатели, в том числе индекс потребительских цен, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

         ФАС России отмечает, что ИПЦ (в среднем за год) на 2018 и 2019 год, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, составляет 2,7 % и 4,6 % соответственно. Указанный Прогноз был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 20 сентября 2018 года, поэтому на момент принятия тарифного решения фактические данные за 2018 год были известны, в связи с чем использование органом регулирования ИПЦ на 2018 год на уровне 103,7% является некорректным.

         Таким образом, органу регулирования на основе анализа фактических затрат за 2017 год необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по рассматриваемой статье, а также пересмотреть их значение с учетом применения корректного ИПЦ.

 

         Расходы на ремонт основных средств

         Органом регулирования по данной статье затрат учтены в НВВ расходы на 2016 год в размере 148 294,79 тыс. руб. (заявлено 189 726 тыс. руб.) в части производства тепловой энергии, на 2019 год в размере 118 527,9 тыс. руб. в части производства тепловой энергии (заявлено 207 617 тыс. руб.), 131 110,8 тыс. руб. в части передачи тепловой энергии (заявлено 579 559 тыс. руб.).

         Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

         2016 год. В экспертном заключении на 2016 год отражено, что в качестве обосновывающих материалов предприятием представлена программа ремонта основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений электростанций и котельных, ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 на 2016 год.

         Основным направлением данной программы является, в том числе, ремонт магистральных и разводящих сетей.

         В качестве обосновывающих документов организацией также представлены договоры подряда, заключенные в результате проведения конкурсных процедур.

         ФАС России отмечает, что экономически обоснованный объем ремонтных работ должен подтверждаться локальными сметными расчетами, дефектными ведомостями, расчетами потребности материалов на текущий и капитальный ремонты, графиками планово-предупредительных ремонтов, договорами подряда и другими материалами, что в материалах тарифного дела полностью отсутствует.

         Представленные возражения письмом органа регулирования от 08.05.2019 № 1128 (вх. от 14.05.2019 № 81226/19) не содержат обоснования и подтверждения обосновывающими документами и материалами по ремонтам основных средств на 2016 год.

         Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие первичных документов по данной статье затрат, органу регулирования необходимо провести анализ фактически понесенных расходов на ремонт основных средств в предыдущем периоде регулирования, руководствуясь пунктами 29, 41 Основ ценообразования № 1075, исключив из базового уровня операционных расходов экономически необоснованные расходы по данной статье.

         2019 год. В экспертном заключении на 2019 год отражено, что в качестве обосновывающих материалов предприятием представлена программа ремонта основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений электростанций и котельных, ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 на 2019 год.

         При этом в материалах тарифной заявки отсутствуют сведения о заключении договоров исходя из норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

         В связи с этим орган регулирования не включил расходы на ремонт основных средств в предложенном предприятием размере и определил их с учетом ИПЦ в размере 103,7 % в 2018 году и 104,6 % в 2019 году к фактическим затратам организации по итогам деятельности в 2017 году (при одновременном отсутствии анализа фактических затрат на ремонт). По расчетам ФАС России, по причине некорректного использования ИПЦ исключению из базового уровня операционных расходов по данной статье подлежат расходы в общей сумме 14 160,7 тыс. руб., в том числе относящиеся на производство тепловой энергии — 12 896,4 тыс. руб., на передачу — 1 264,4 тыс. руб.

         Также ФАС России отмечает, что экономически обоснованный объем ремонтных работ должен подтверждаться локальными сметными расчетами, дефектными ведомостями, расчетами потребности материалов на текущий и капитальный ремонты, графиками планово-предупредительных ремонтов, договорами подряда и другими материалами, что в материалах тарифного дела полностью отсутствует.

         Представленные органом регулирования возражения письмом от 08.05.2019 № 1128 (вх. от 14.05.2019 № 81226/19) не содержат обоснования и подтверждения учтенных расходов обосновывающими документами, материалами и расчетами по ремонтам основных средств на 2019 год.

         В нарушение пункта 41 Основ ценообразования № 1075 ГУ РЭК Тверской области включил в состав НВВ регулируемой организации расходы на ремонт основных средств в отсутствие документов, подтверждающих необходимость проведения ремонтных работ.

         Также ФАС России отмечает, что вне зависимости от метода регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде, орган регулирования при установлении базового уровня операционных расходов на первый год нового долгосрочного периода обязан провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, в том числе расходов на ремонт, понесенных в текущем долгосрочном периоде регулирования, и принять меры, предусмотренные пунктом 50 Основ ценообразования № 1075, а также при наличии результатов контрольных мероприятий соответствующим образом учесть эти результаты.

         Анализ обоснованности расходов регулируемой организацией за 2016-2018 гг. ГУ РЭК Тверской области не проводился.

         Таким образом, органу регулирования необходимо провести анализ исполнения ремонтной программы за 2016-2018 гг. и определить экономически обоснованный размер расходов на ремонт на 2019 год.

 

Расходы на оплату труда

         ГУ РЭК Тверской области учтены в НВВ затраты по данной статье на производство тепловой энергии на 2016 год в размере 159 560,5 тыс. руб. исходя из уровня средней заработной платы 35 912,1 тыс. руб., на 2019 год - 333 207,7 тыс. руб. исходя из уровня средней заработной платы 39 844,6 руб./чел./мес., на передачу тепловой энергии на 2019 год – 268 381,5 тыс. руб. исходя из уровня средней заработной платы 37 477,1 руб./чел./мес.

         В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

         2016 год. Как следует из имеющихся в материалах тарифного дела расчетов, расходы на оплату труда рассчитаны органом регулирования исходя из численности работников в количестве 702 человек, в том числе:

– ТЭЦ-1 – 123 чел., 35 555,5 руб./чел./мес.;

– ТЭЦ-3 – 270 чел. 35 952,3 руб./чел./мес.;

– ТЭЦ-4 – 250 чел., 36 228,4 руб./чел./мес.;

– Котельные – 60 чел., 35 138,1 руб./чел./мес.

         ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования на 2016 год отражено, что расходы на оплату труда рассчитаны исходя из численности работников предприятия с учетом перехода административно-управленческого персонала в управляющую компанию ООО «Тверской энергетический комплекс». Процент выплат на текущее премирование принят в размере фактических по итогам 2014 года. Тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, процент выплат, связанный с режимом работы и условиями труда, а также процент выплат вознаграждения за выслугу лет приняты в размере ожидаемых в 2015 году. ФАС России отмечает, что форма статистической отчетности П-4 в материалы проверки не представлена.

         Согласно имеющимся в материалах тарифного дела расчетам фактические расходы на оплату труда за 2014 год на производство тепловой энергии составили 77 992,9 тыс. руб. Индексы потребительских цен на момент принятия тарифного решения составляли 107,8 за 2014 год (фактический) и 106,7 % за 2015 год (плановый). ФАС России провести анализ не представляется возможным, поскольку в материалах тарифного дела представлены фактические данные только за второе полугодие 2014 года.

         При этом ФАС России отмечает, что представленные органом регулирования возражения письмом от 08.05.2019 № 1128 (вх. от 14.05.2019 № 81226/19) не содержат обоснования и подтверждения затрат обосновывающими документами и материалами по указанной статье.    Представленные в материалах тарифного дела расчеты не являются достаточным экономическим обоснованием учтенных затрат.

         Таким образом, органу регулирования необходимо в соответствии с пунктами 29 и 42 Основ ценообразования № 1075 провести дополнительный экономический анализ по статье затрат «Расходы на оплату труда».

         2019 год. Расходы на оплату труда рассчитаны органом регулирования исходя из ожидаемой численности работников предприятия в 2018 году в количестве 1 637 человек, в том числе:

1)    Производство тепловой энергии:

- ТЭЦ-1 – 162 чел., 40 163,1 руб./чел./мес.

- ТЭЦ-3 – 346 чел. 42 891,9 руб./чел./мес.

- ТЭЦ-4 – 321 чел., 42 629, 2 руб./чел./мес.

- Котельные – 219 чел., 37 084,7 руб./чел./мес.

2)    Передача тепловой энергии – 589 чел., 37 477,1 руб./чел./мес.

         ФАС России отмечает, что общая численность по предприятию (производство и передача тепловой энергии) в 2017 году согласно имеющимся в материалах тарифного дела расчетам составила 1 498 человек, фактические затраты на оплату труда по итогам 2017 года составили:

– 282 855,9 тыс. руб. в части производства тепловой энергии;

– 240840,4 тыс. руб. в части передачи тепловой энергии.

В качестве обосновывающих документов представлены, в том числе, форма статистической отчетности П – 4 за 2017 год, за январь и за февраль 2018 года, расчет нормативной численности промышленно-производственного персонала и исполнительного аппарата, штатное расписание (1699,75 человек).

         Процент выплат, связанный с режимом работы и условиями труда, процент выплат вознаграждения за выслугу лет и процент выплат на текущее премирование приняты органом регулирования в размере фактических по итогам 2017 года.

         В фонд оплаты труда (далее – ФОТ) приняты расходы на выплаты социального характера из себестоимости на основании положений Коллективного договора и локальных нормативных актов (аренда жилья, компенсация за использование личного автотранспорта, компенсация за молоко, единовременная выплата при увольнении, материальная помощь при уходе работника в ежегодный отпуск и материальная помощь при рождении ребенка).

ФАС России отмечает, что орган регулирования к расчету ФОТ принял ожидаемую численность 2018 года в количестве 1 637 единиц, что является нарушением пункта 42 Основ ценообразования № 1075.

В качестве обоснования учтенной численности и, следовательно, расходов на оплату труда, орган регулирования в возражениях на акт проверки ссылается на то, что использовать фактическую численность и оплату труда за 2017 год при расчете ФОТ на 2019 год некорректно в связи с тем, что 1 июня 2017 года регулируемой организацией были заключены договоры аренды 13 муниципальных водогрейных котельных установленной мощностью 338 Гкал/ч (+ 19,2 % к существующей установленной тепловой мощности) и дополнительных распределительных тепловых сетей протяженностью 108,2 км (+ 28,9 % к имеющейся протяженности тепловых сетей в двухтрубном исчислении).

Значительное увеличение численности персонала после заключения вышеуказанных договоров подтверждается представленными предприятием формами статистической отчетности № П-4:

         - численность в мае 2017 года — 1 398,4 чел.;

         - численность в июле 2017 года — 1 562,1 чел.;

         - численность в августе 2017 года — 1584,4 чел.;

         - численность в сентябре 2018 года — 1 607,1 чел.

         ФАС России отмечает, что фактическая численность за 2017-2018 годы приведена органом регулирования в качестве обоснования учтенной численности с учетом персонала в сфере электроэнергетики.

         Согласно формам № П-4 фактическая численность персонала в сфере производства и передачи тепловой энергии составила:

         - численность в мае 2017 года —  1 118,1 чел.;

         - численность в июле 2017 года — 1 288,4 чел.;

         - численность в августе 2017 года —  1 308,4 чел.;

         - численность в сентябре 2018 года —  1 331,4 чел.

         Кроме того, ФАС России проведен анализ формы № П-4, по результатам которого выявлено, что средняя фактическая численность за 2017 год составила 1 220 человек, в связи с чем ФАС России приходит к выводу об отсутствии проведения анализа заявленных организацией фактических величин.

В составе 1 220 человек на производство тепловой энергии относятся 655 человек (494 человека на станциях и 161 человек на котельных), на передачу — 565 человек.

ФАС России также проанализированы опубликованные на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области данные по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха». Средняя заработная плата по данному виду деятельности за 2017 год составила 41 614 рублей (за январь – сентябрь 2018 года – 45 868 рублей, за январь-ноябрь 2018 года – 40 197 рублей). Среднемесячная заработная плата, принятая к расчету органом регулирования, не превышает средний уровень заработной платы по Тверской области, что соответствует принципам соблюдения баланса экономических интересов регулируемых организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя, закрепленным статьей 3, пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

         Исходя из вышеизложенного, экономически обоснованные расходы на оплату труда на 2019 года составляют:

         - в части производства тепловой энергии: (494 чел.*41 527,5 руб./чел./мес. (средняя заработная плата по производству тепловой энергии на станциях, учтенная органом регулирования)*12 мес) + (161 чел.*37 084,7 руб./чел./мес.*12 мес). =  317 822 660,4 руб.;

         - в части передачи тепловой энергии: 565 чел.*37 477,1 руб./чел./мес.*12 = 254 094 738 руб.

         Таким образом, исключению из базового уровня операционных расходов на 2019 год подлежат затраты на оплату труда в общей сумме 29 671 801,6 руб., из них 15 385 039,6 руб. в части производства тепловой энергии, 14 286 762 руб. в части передачи тепловой энергии.

 

         Отчисления на социальные нужды

         Органом регулирования учтены затраты по данной статье в размере:

1) Производство тепловой энергии:

- 2016 год – 54 924,28 тыс. руб.;

- 2017 год - 58 444,1 тыс. руб.;

- 2018 год - 68 635,9 тыс. руб.;

- 2019 год - 100 628,7 тыс. руб.

2)    Передача тепловой энергии на 2019 год - 81 051,2 тыс. руб.

2016-2018 гг. Согласно экспертным заключениям на 2016-2018 гг. регулируемой организацией представлены перечень профессий и должностей работников ООО «Тверская генерация», имеющих право на получение доплаты за вредные условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда и карты специальной оценки условий труда. На основании этого, органом регулирования принята ставка социальных отчислений в размере 31,33 %.

         ФАС России отмечает, что перечень должностей не является обосновывающим документом для принятия к учету эффективной ставки социальных отчислений в размере 31,33 %. В материалах тарифных дел 2016-2018 гг. уведомления о размере страховых взносов и иные подтверждающие экономическую обоснованность расходов документы отсутствуют.

         На основании вышеизложенного, применение 31,33 % отчислений является экономически необоснованным.

         Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат должны были быть приняты органом регулирования на уровне: 159 560,5*30,2% = 48 187,271 тыс. руб.

Вместе с тем размер отчислений на социальные нужды должен корректироваться органом регулирования каждый год в течение долгосрочного периода регулирования исходя из фактически сложившихся затрат.  На 2017 и 2018 год отчисления на социальные нужды были проиндексированы органом регулирования на соответствующие индексы без проведения корректировки.  

Таким образом, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу и исключению по результатам анализа экономически необоснованных расходов с учетом вышеизложенного.

         Также органу регулирования по результатам анализа статьи «Расходы на оплату труда» в случае исключения экономически необоснованных расходов (доходов) необходимо пересмотреть суммы отчислений на социальные нужды за 2016-2018 гг.

         2019 год. РЭК Тверской области применена ставка социальных отчислений в размере 30,2%, в качестве обосновывающих документов представлено уведомление о размере страховых взносов.

Учитывая, что статья «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Расходы на оплату труда», экономически обоснованные расходы по рассматриваемой статье составят:

         - в части производства тепловой энергии: 317 822 660,4*30,2% = 95 982 443,44 руб. Исключению из состава неподконтрольных расходов за 2019 год подлежат затраты в размере 4 646 256,6 руб.;

         - в части передачи тепловой энергии: 254 094 738*30,2% = 76 736 610,87 руб. Исключению из состава неподконтрольных расходов за 2019 год подлежат затраты в размере 4 314 602,13 руб.

 

         Расходы на работы и услуги производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями»

         ГУ РЭК Тверской области учтены в НВВ затраты по данной статье в размере:

1) Производство тепловой энергии:

- 2016 год – 23 300,8 тыс. руб. при заявленных организацией 26 953,1 тыс. руб.;

- 2019 год - 24 423,8 тыс. руб. при заявленных организацией 24 346 тыс. руб.

2) Передача тепловой энергии:

- 2016 год – 547 988,2 тыс. руб. при заявленных 4 334,9 тыс. руб.;

- 2019 год - 3 641,3 тыс. руб. при заявленных 3 590 тыс. руб.

         Рассматриваемая статья включает в себя услуги автотранспорта, услуги ж/д транспорта, техобслуживание оборудования, испытание оборудования, поверка средств измерений, лабораторные исследования и прочие услуги.

         В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

         2016 год. Согласно экспертному заключению на 2016 год расходы на вывоз и складирование радиоактивных отходов и прочие услуги исключены из НВВ ввиду отсутствия обоснования. При этом остальные затраты, входящие в данную статью, орган регулирования принял к учету с ИПЦ в размере 106,2% к затратам, ожидаемым в 2015 году.

         ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен перечень обосновывающих документов, не представлены ссылки на материалы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, анализ фактических затрат за 2014 год также отсутствует (в материалах тарифного дела представлены фактические данные только за второе полугодие 2014 года). Таким образом, расходы по рассматриваемой статье также подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, в том числе с учетом анализа экономической обоснованности фактически понесенных расходов за предыдущий период регулирования.

         2019 год. В качестве обосновывающих документов представлены заключенные на момент формирования тарифного предложения договоры с подрядными организациями.

         Согласно экспертному заключению в материалах тарифной заявки не представлены сведения о заключении договоров исходя из норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем органом регулирования (ввиду невозможности произвести экономически обоснованный расчет затрат самостоятельно) в НВВ включаются затраты с учетом предложения предприятия и ИПЦ в размере 103,7 % в 2018 году и 104,6 % в 2019 году.

         В возражениях на акт проверки органом регулирования представлен анализ фактических затрат 2017 года, который необходимо отразить в экспертном заключении. Также, по расчетам ФАС России, с учетом корректного использования ИПЦ, исключению из базового уровня подлежат затраты в размере 270,6 тыс. руб., в том числе 235,5 тыс. руб. в части производства тепловой энергии, 35,1 тыс. руб. в части передачи тепловой энергии.

 

         Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями

         ГУ РЭК Тверской области учел по данной статье затраты на 2016 год в сумме 78 485,78 тыс. руб. при заявленных 21 908,5 тыс. руб., на 2019 год в сумме 22 580,4 тыс. руб. при заявленных 23 997 тыс. руб. (в части производства тепловой энергии), на 2019 год в сумме 6 082,9 тыс. руб. при заявленных 6 224 тыс. руб. (в части передачи тепловой энергии).

         Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

         2016 год. Как следует из экспертного заключения на 2016 год, часть расходов, формирующих данную статью, приняты с учетом ИПЦ в размере 106,2 % к затратам, ожидаемым в 2015 году.

         ФАС России отмечает, что данный подход к определению экономически обоснованной величины расходов не соответствует Основам ценообразования № 1075.

         Кроме того, в экспертном заключении отражено, что дополнительно организацией представлен договор от 01.05.2015 года между ООО «Тверская генерация» и ООО «Тверской энергетический комплекс» о передаче последнему полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании на срок три года. Стоимость услуг управления по договору составляет 111 320,74 тыс. рублей. Разделение затрат между производством тепловой и электрической энергией на ТЭЦ произведено с учетом расхода условного топлива и, как указано в расчетах, составляет 62 395,9 тыс. руб. Данные расходы отнесены органом регулирования на услуги по стратегическому управлению организацией.

        ООО «Тверской энергетический комплекс» является организацией, осуществляющей деятельность по управлению холдинг-компаниями.

         ФАС России также отмечает, что расходы на оплату услуг по стратегическому управлению организацией постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1055 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075» были исключены из Основ ценообразования № 1075.

         Вместе с тем экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ необходимости включения данных расходов в НВВ, не проведен анализ на предмет дублирования функций, не представлено должностных инструкций или иных подтверждающих экономическую обоснованность документов.

         Таким образом, затраты по данной статье на 2016 год в размере 62 395,9 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня операционных расходов регулируемой организации. Соответственно, за 2017 год исключению подлежат расходы в сумме 66 389,24 тыс. руб. (индексация на 106,4 %), за 2018 год — 77 940,96 тыс. руб. (индексация на 117,4 %).

         В части определения экономически обоснованных затрат на услуги связи, вневедомственной охраны, на оплату коммунальных услуг и расходов на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг органу ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен перечень обосновывающих документов, не представлены ссылки на материалы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, анализ фактических затрат за 2014 год также отсутствует (в материалах тарифного дела представлены фактические данные только за второе полугодие 2014 года). Таким образом, расходы по рассматриваемой статье также подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, в том числе с учетом анализа экономической обоснованности фактически понесенных расходов за предыдущий период регулирования.

         2019 год. Как следует из экспертного заключения на 2019 год, основные расходы предусмотрены организацией на оплату услуг вневедомственной охраны.

         Органом регулирования учтены расходы по данной статье с учетом предложения предприятия и ИПЦ в размере 104,6 % к затратам, ожидаемым в 2018 году.

         Как следует из пояснительной записки и расчетов, рассматриваемая статья складывается из:

         - расходы на оплату услуг связи;

         - расходы на оплату вневедомственной охраны;

         - расходы на оплату коммунальных услуг;

         - расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг.

         ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил регулирования № 1075, также отсутствуют ссылки на представленные предприятием документы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат.

         Кроме того, расходы по данной статье на 2019 год приняты исходя из ожидаемых расходов на 2018 год, что не соответствует положениям Основ ценообразования № 1075.

         В экспертном заключении на 2019 год органом регулирования применен индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) на 2018 год в размере 103,7 %.

         В соответствии с пунктом «в» статьи 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых расходов используются показатели, в том числе индекс потребительских цен, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).        На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

         ФАС России отмечает, что ИПЦ (в среднем за год) на 2018 и 2019 год, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, составляет 2,7 % и 4,6 % соответственно. Указанный Прогноз был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 20 сентября 2018 года, поэтому на момент принятия тарифного решения фактические данные за 2018 год были известны, в связи с чем использование органом регулирования ИПЦ на 2018 год на уровне 103,7% является некорректным.

         Таким образом, органу регулирования на основе анализа фактических затрат за 2017 год необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по рассматриваемой статье, а также пересмотреть их значение с учетом применения корректного ИПЦ.

 

         Расходы на тепловую энергию

         Органом регулирования учтены затраты в НВВ по данной статье в размере:

– 2016 год – 280 089,50 тыс. руб.;

– 2017 год – 297 713,0 тыс. руб.;

– 2018 год – 76 662,3 тыс. руб.;

– 2019 год – 75 545,9 тыс. руб.

         В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

         2019 год. ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования на 2019 год в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не отражен анализ представленных ООО «Тверская генерация» обосновывающих материалов, в том числе с учетом пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

Как следует из возражений на акт проверки, регулируемая организация приобретает для перепродажи в локальных системах теплоснабжения, где ООО «Тверская генерация» определена ЕТО согласно схеме теплоснабжения города Твери, с целью выравнивания тарифа для населения в различных районах города.

В зону регулируемой организации как ЕТО входят котельная «ТКСМ-2», эксплуатируемая ЗАО «Тверской комбинат строительных материалов № 2», котельная поселка Элеватор, эксплуатируемая ООО «Лазурная», и котельная Брусилово, эксплуатируемая ООО «ЭнергоАльянс» (в эксплуатацию не введена).

         В экспертном заключении органа регулирования и в возражениях на акт проверки приведены пояснения относительно применяемых тарифов на тепловую энергию для ООО «Лазурная» и ЗАО «ТКСМ-2», которые установлены приказами ГУ РЭК Тверской области.

         Анализ объема приобретаемой тепловой энергии органом регулирования не проведен и принят согласно предложению организации.

         В представленных расчетах указано, что у ЗАО «ТКСМ-2» приобретается 35,343 тыс. Гкал тепловой энергии (тариф — 1 340,97 руб./Гкал), у ООО «Лазурная» - 19,300 тыс. Гкал (тариф — 1 458,65 руб./Гкал).

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Постановлением администрации города Твери от 21.12.2018 № 1624 была утверждена актуализированная схема теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа город Тверь до 2028 года по состоянию на 2019 год.

Поскольку на момент утверждения тарифов (19.12.2018) актуализированная схема теплоснабжения города Твери отсутствовала, органу регулирования необходимо было определить объем полезного отпуска с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Обоснование учтенного объема отпуска тепловой энергии в экспертном заключении органа регулирования не отражено.

         Таким образом, расходы на тепловую энергию на 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с Правилами № 1075.

         2016-2018 гг. В экспертных заключениях органа регулирования на 2016, 2017 и 2018 годы отсутствует анализ объемов приобретаемой тепловой энергии, в том числе анализ фактических затрат за предыдущие периоды регулирования. Органом регулирования в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не отражен анализ представленных ООО «Тверская генерация» обосновывающих материалов, в том числе с учетом пунктов 28, 29 Основ ценообразования  № 1075.

         Таким образом, расходы на тепловую энергию на 2016-2018 гг. подлежат дополнительному экономическому анализу в части учтенного объема приобретаемой тепловой энергии (с учетом имеющихся данных в схемах теплоснабжения, а в случае отсутствия — на основе анализа фактических данных).

 

         Амортизация основных средств и нематериальных активов

         Органом регулирования учтены в НВВ затраты по данной статье в следующем размере:

1) Производство тепловой энергии:

- 2016 год – 32 295,5 тыс. руб. при заявленных 152 333,32 тыс. руб.;

- 2017 год – 29 824,3 тыс. руб. при заявленных 39 356,7 тыс. руб.;

- 2018 год- 32 523,8 тыс. руб. при заявленных 39 148,1 тыс. руб.;

- 2019 год - 45 336,5 тыс. руб. при заявленных 42 235,3 тыс. руб.

2) Передача тепловой энергии:

- 2016 год – 110 456,7 тыс. руб. при заявленных 113 277,27 тыс. руб.;

- 2017 год – 115 477,0 тыс. руб. при заявленных 180 224,1 тыс. руб.;

- 2018 год – 140 282,2 тыс. руб. при заявленных 19 763,7 тыс. руб.;

- 2019 год - 179 705,0 тыс. руб. при заявленных 189 633,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее – Приказ Минфина № 91н) учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования, способе начисления амортизации, отметка о неначислении амортизации (если имеет место), об индивидуальных особенностях объекта.

         2016 год. Затраты по данной статье ГУ РЭК Тверской области принимает в соответствии с ожидаемыми предприятием данными в 2015 году.

         ФАС России отмечает, что данный подход не соответствует пункту 43 Основ ценообразования № 1075. Кроме того, в расчетах отсутствуют данные о максимальных сроках полезного использования, дате ввода основных средств в эксплуатацию и их отнесение к соответствующей амортизационной группе, в связи с чем ФАС России не удается сделать вывод об экономической обоснованности учтенных по данной статье расходов.

         При этом ФАС России отмечает, что представленные органом регулирования возражения письмом от 08.05.2019 № 1128 (вх. от 14.05.2019 № 81226/19) не содержат обоснования и подтверждения учтенных расходов обосновывающими документами и материалами.

Таким образом, затраты по данной статье на 2016 год подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом вышеизложенного.

         2017 год. Как следует из экспертного заключения на 2017 год, организацией не представлен порядок определения суммы амортизационных отчислений, позволяющий установить срок полезного использования средств, также не представлены документы, подтверждающие ввод основных производственных фондов в 2016 году. По этой причине орган регулирования принимает затраты по данной статье в соответствии с фактическими затратами в 2015 году.

ФАС России отмечает, что в расчетах отсутствуют данные о максимальных сроках полезного использования, дате ввода основных средств в эксплуатацию и их отнесение к соответствующей амортизационной группе, в связи с чем ФАС России не удается сделать вывод об экономической обоснованности учтенных по данной статье расходов.

Таким образом, затраты по данной статье приняты в нарушение пункта 43 Основ ценообразования № 1075 и подлежат дополнительному экономическому анализу.

         2018 год. Как следует из экспертного заключения, органом регулирования проведен анализ документов, подтверждающих балансовую стоимость основных средств и нормы амортизационных отчислений исходя из срока полезного использования основных средств. При этом в экспертном заключении, равно как и в расчетах соответствующий анализ отсутствует, не представлено пояснений относительно семикратного превышения учтенных амортизационных отчислений  над заявленными.

Таким образом, затраты по данной статье приняты в нарушение пункта 43 Основ ценообразования № 1075 и подлежат дополнительному экономическому анализу.

Также органу регулирования необходимо отразить анализ использования регулируемой организацией амортизационных отчислений, включенных в необходимую валовую выручку 2016-2018 гг. В случае направления данных средств на расходы, не связанные с регулируемыми видами деятельности, они подлежат исключению из НВВ 2019 года в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 1075.

         2019 год. ФАС России отмечает, что в представленных расчетах отсутствуют данные о максимальных сроках полезного использования, дате ввода основных средств в эксплуатацию и их отнесение к соответствующей амортизационной группе, в связи с чем ФАС России не удается сделать вывод об экономической обоснованности учтенных по данной статье расходов.

         Вместе с тем ФАС России отмечает, что планируемые к вводу объекты основных средств учету в составе НВВ регулируемой организации не подлежат (ФАС России не удается определить перечень объектов, по которым органом регулирования учтена амортизация, поскольку в материалы тарифного дела представлена первичная документация — расчет регулируемой организации).

         Таким образом, расходы по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» подлежат дополнительному экономическому анализу и исключению по его результатам экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

 

Налог на прибыль

Согласно статье 28 Методических указаний № 760-э к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль (относимым на прибыль после налогообложения), относятся следующие основные группы расходов:

         1) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

         2) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

         3) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

         Согласно расчетам органа регулирования база для расчета налога на прибыль на 2016 и 2019 год определена как сумма нормативной и расчетной предпринимательской прибыли.

         ФАС России отмечает, что компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов.

         Таким образом, по расчету ФАС России, исключению из состава НВВ регулируемой организации за 2016 и 2019 год подлежат расходы в общей сумме 38 402,68 тыс. руб., в том числе относящиеся на производство тепловой энергии — 18 387,57 тыс. руб., на передачу  - 20 015,11 тыс. руб.

 

Производство тепловой энергии

 

 

2016

2019

Нормативная прибыль (НП)

14106,09

1040

Расчетная предпринимательская прибыль (РПП)

31397,47

42152,7

НП+РПП

45503,56

43192,7

Налог на прибыль (РЭК)

11375,89

10798,2

Налог на прибыль (ФАС)

3526,52

260

К исключению

7849,37

10538,2

 

Передача тепловой энергии

 

2016

2019

НП

3872,77

257

РПП

37976,2

42084

НП+РПП

41848,97

42341

Налог на прибыль (РЭК)

10462,25

10585,3

Налог на прибыль (ФАС)

968,19

64,25

К исключению

9494,06

10521,05


 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушившим положения пунктов  28, 29, 30, 31, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 50, 58 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также положения пункта 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до 01.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Тверская генерация» расходы в общей сумме 846 154,1 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

а) в части производства тепловой энергии в сумме 258 249,9 тыс. руб., в том числе:

- «Расходы на ремонт основных средств» за 2019 год в сумме 12 896,4 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату труда» за 2019 год в сумме 15 385,04 тыс. руб.;

- «Отчисления на социальные нужды» за 2019 год в сумме 4 646,26 тыс. руб.;

- «Расходы на работы и услуги производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» за 2019 год в сумме 235,5 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату услуг по стратегическому управлению организацией» за 2016-2018 гг. в сумме 206 726,1 тыс. руб.;

- «Налог на прибыль» за 2016, 2019 гг. в сумме 18 387,57 тыс. руб.

б) в части передачи тепловой энергии в сумме 587 904,18 тыс. руб., в том числе:

- «Расходы по договору от 10.11.2015 № ТГ-587-15» за 2016 год в размере 547 988,2 тыс. руб.

         - «Расходы на ремонт основных средств» за 2019 год в сумме 1 264,4 тыс. руб.;

         - «Расходы на оплату труда» за 2019 год в сумме 14 286,76 тыс. руб.;

         - «Отчисления на социальные нужды» за 2019 год в сумме 4 314,61 тыс. руб.;

         - «Расходы на работы и услуги производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» за 2019 год в сумме 35,1 тыс. руб.;

         - «Налог на прибыль» за 2016, 2019 гг. в сумме 20 015,11 тыс. руб.

         2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Тверская Генерация», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Тверская генерация», по следующим статьям затрат:

         а) в части производства тепловой энергии:

         - «Расходы на сырье и материалы» за 2016-2019 гг;

         - «Расходы на ремонт основных средств» за 2016-2019 гг.;

         - «Расходы на оплату труда» за 2016-2018 гг.;

         - «Отчисления на социальные нужды» за 2016-2018 гг.;

         - «Расходы на работы и услуги производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» за 2016-2018 гг.;

         - «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» за 2016-2019 гг.;

         - «Расходы на тепловую энергию» за 2016-2019 гг.;

         - «Амортизация основных средств и нематериальных активов» за 2016-2019 гг.;

         б) в части передачи тепловой энергии:

         - «Расходы на сырье и материалы» за 2016-2019 гг;

         - «Расходы на ремонт основных средств» за 2016-2019 гг.;

         - «Расходы на оплату труда» за 2016-2018 гг.;

         - «Отчисления на социальные нужды» за 2016-2018 гг.;

         - «Расходы на обязательное страхование» за 2016-2018 гг.;

         - «Расходы на аренду автотранспорта и спецтехники» за 2016-2018 гг.;

         - «Расходы на аренду недвижимого имущества» за 2016-2018 гг.;

         - «Расходы на работы и услуги производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» за 2016-2018 гг.;

         - «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» за 2016-2019 гг.;

         - «Расходы на тепловую энергию» за 2016-2019 гг.;

         - «Амортизация основных средств и нематериальных активов» за 2016-2019 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов ООО «Тверская генерация» на 2016 и 2019 годы, а также величину необходимой валовой выручки ООО «Тверская генерация» на 2016-2019 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил № 1075.

          4. Результаты исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения учесть при определении необходимой валовой выручки в отношении ООО «Тверская генерация» на 2019-2021 гг. и пересмотреть установленные тарифы в сфере теплоснабжения на 2019 год, обеспечив введение в действие с 01.12.2019.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Тверская генерация», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
ГУ РЭК Тверской области
ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942