Предписание №СП/56566/23 Предписание в отношении Департамента государственного регули... от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«13» июля 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 07.04.2023 № 31-9156-С/23, а также возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 14.04.2023 № 57.05-10-1794/23; рег. от 17.04.2023 № 57117-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э и от 30.03.2012 № 228-э, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

На основании письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.03.2023 № 73/1-2018-2022 (вх. от 30.03.2023 № 46885/23), направленного в адрес ФАС России по результатам проведенной совместно с прокуратурой Краснодарского края, а также с привлечением специалистов ФАС России проверки обоснованности формирования тарифов на электрическую энергию Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории «Сириус», было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее – Департамент), по результатам которого был составлен отчет от 07.04.2023 № 31-9156-С/23 (далее — Отчет).

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.12.2020 № 45/2020-э в отношении ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» (далее также – регулируемая организация, Общество) установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021-2025 гг. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год в размере 75,55 млн. руб.

Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 18.11.2022 № 35/2022-э НВВ регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2023 год в размере 467 560,81 тыс. руб.

Рассмотрев материалы тарифных дел ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» на 2021, 2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение № 103-э по экономическому обоснованию платы за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Экспертное заключение № 79-э по экономическому обоснованию платы за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), возражения в отношении Отчета от 17.04.2023 № 57117-М/23 (далее – Возражения), установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год

Согласно Экспертному заключению на 2021 год подконтрольные расходы на 2021 год учтены Органом регулирования в размере 78 519,7 тыс. Руб.:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Предложение РО

Учтено ОР

Материальные затраты

69 234,88

32 927,19

Расходы на оплату труда

61 934,17

42 804,09

Работы и услуги непроизводственного характера

9 115,6

2 418,68

Подконтрольные расходы из прибыли

6 625,58

369,73

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что по статьям затрат, включенным в состав базового уровня подконтрольных расходов 2021 года, в Экспертном заключении на 2021 год не представлен анализ принятых расходов в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178 в полном объеме.

Кроме того, в части статьи затрат «Расходы на оплату труда» Органом регулирования в нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178 не проведен анализ фактической численности Организации за 2019 год. Также в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год фактические расходы по статье затрат «Затраты на оплату труда» за 2019 год составили 18 384 тыс. руб., что значительно ниже плановых расходов 2021 года. Также в Экспертном заключении на 2021 год Органом регулирования не представлен расчет тарифного коэффициента, принятого при расчете расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда».

Таким образом, расходы, включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2021 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Учитывая, что статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи затрат «Расходы на оплату труда», расходы по данной статье затрат также подлежат дополнительному экономическому обоснованию со стороны Органа регулирования, а в случае отсутствия обоснования данные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2. Корректировки НВВ на 2023 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (полученный избыток) учтены Органом регулирования в размере (+) 39 120,86 тыс. руб. При этом расчет данной суммы и расшифровка показателей в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что сумма расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов (полученный избыток) в размере (+) 39 120,86 тыс. руб., получена по итогам рассмотрения финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации на основе первичных бухгалтерских документов и расчетов предприятия в целом за 2021 год.

Как отмечает Орган регулирования, вышеуказанный подход к определению выручки учитывает все возможные изменения в структуре доходов и расходов на услуги по передаче электрической энергии, в т.ч. отклонения фактических показателей покупки нормативной величины потерь электрической энергии за анализируемый период, а также фактическое исполнение инвестиционной программы.

ФАС России отмечает, что вышеуказанный подход к определению корректировок НВВ не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

В силу пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях отсутствуют расчеты корректировок НВВ в соответствии с формулами пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой корректировке с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не проведен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края нарушившим пункт 26, 29, 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при необходимости исключив выявленные экономически необоснованные расходы по следующим статьям затрат и показателям:

- «Базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год»;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2021-2023 гг.;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов 2021 года, а также величину необходимой валовой выручки на 2021-2023 гг. ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.10.2023 при необходимости исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «РОСТЭКЛЕКТРОСЕТИ», установленной на 2023 год, а также при необходимости установить (пересмотреть) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с положениями действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Экономически необоснованные расходы (доходы), не исключенные из необходимой валовой выручки ООО «РОСТЭКЛЕКТРОСЕТИ» при пересмотре тарифов в сфере электроэнергетики на 2023 год, исключить при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии для ООО «РОСТЭКЛЕКТРОСЕТИ» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики для ООО «РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии
ФАС России

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399