Решение №СП/55777/22 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «1» июня 2022 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению АО «Коммунальник» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 04.03.2022 № комм/01/3, вх. от 09.03.2022 рег. № 38138/22), возникший с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края) (далее — РСТ, РСТ Забайкальского края, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на оказываемые услуги водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конфекренц-связи) представителя Минстроя России в лице директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства <...>,представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, а также представителей Заявителя АО «Коммунальник» в лице <...>, <...>, <...>, <...>, а также представителей ПАО «Интер РАО» в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившие заявление (исх. от 04.03.2022 № комм/01/3, вх. от 09.03.2022 рег. № 38138/22) о разногласиях между АО «Коммунальник» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в части установленного тарифа в сфере водоотведения.

Основанием для разногласий между АО «Коммунальник» и органом регулирования послужило постановление РСТ от 06.12.2021 № 601-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, водоотведения для АО «Коммунальник», осуществляющего на территории МО ГП «Ясногорское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемым решением, составил 19 399,10 тыс. руб.

АО «Коммунальник» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной, в размере 21 965,28 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила 2 566,18 тыс. руб.

Заявитель просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифов на водоотведение на 2022 год расходы по сомнительным долгам в размере 296,9 тыс. руб., а также размер корректировки НВВ по итогам 2020 года в размере 2 269,25 тыс. руб.

Кроме того, регулируемая организация оспаривает утвержденные органом регулирования на 2022 год натуральные показатели, а именно: общий объем принятых сточных вод и объем сточных вод, принятых от абонентов.

Также АО «Коммунальник» заявляет об устранении применения органом регулирования перекрестного субсидирования между группами потребителей.

Аналитический свод по заявленным АО «Коммунальник» требованиям представлен в таблице:

 

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономических показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная РСТ на расчетный период

заявленная в РСТ на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

 

 

А

В

С

(С – А)

1

Объем принятых сточных вод, тыс. куб. м

457,15

392,02

392,02

-65,13

2

Объем принятых сточных вод от потребителей, тыс. куб. м

457,15

360,31

389,10

-68,04

3

Объем принятых сточных вод на хозяйственные нужды, тыс. куб.

0,00

-

2,92

2,92

4

Расходы по сомнительным долгам, тыс. руб.

0,00

178,33

296,9

296,9

5

Корректировка НВВ по итогам 2020 года, тыс. руб.

1 436,96

12 908,38

3 706,38

2 269,25

 

Итого (по статьям):

1 436,96

12 908,38

3 706,38

2 269,25

 

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Натуральные показатели.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 96 Методических указаний № 1746-э тарифы регулируемых организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение, без дифференциации в виде одноставочных тарифов рассчитываются в соответствии с формулой:

, (42)

где:

- тариф регулируемой организации, устанавливаемый на i-ый год, руб./куб. м;

- необходимая валовая выручка регулируемой организации, относящаяся на соответствующий регулируемый вид деятельности, рассчитанная на i-ый год, руб.;

- объем отпускаемой i-той регулируемой организацией воды (принимаемых сточных вод) абонентам и другим регулируемым организациям, куб. м.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску), абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:

 

, (1)

, (1.1)

где:

- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;

- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;

- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140.

Согласно пунктам 8 и 9 Методических указаний № 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

В случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 (далее – Правила № 776), и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 3 Правил № 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 22 Правил № 776 определено, что коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;

б) в случае неисправности прибора учета;

в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.

Согласно пунктам 23 и 25 Правил № 776 при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III Правил № 776. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 Правил № 776, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно подпункту «ж» пункта 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из данных бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

1.1 Объем сточных вод, принятых от потребителей.

АО «Коммунальник» заявляет в ФАС России объем сточных вод, принятых от потребителей, в размере 389,10 тыс. куб. м на уровне фактических объемов сточных вод, принятых от потребителей в 2020 году. Органом регулирования учтены объемы сточных вод, принятых от потребителей в размере 457,15 тыс. куб. м.

В качестве обоснования объёмов принятых сточных вод на 2022 год РСТ отмечает, что для подтверждения объема отпущенных сточных вод АО «Коммунальник» не были предоставлены в адрес РСТ данные о численности населения (при оплате по нормативу), акты снятия приборов учета, акты выполненных работ, документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию приборов учета, документы, подтверждающие проверку приборов учета, в связи с чем РСТ не представлялось возможным произвести сверку достоверности данных и было принято решение о сохранении объемов сточных вод, принятых от абонентов, на уровне, утвержденном для АО «Коммунальник» на 2021 год.

Несогласие с учтёнными органом регулирования объемами сточных вод, принятых от потребителей, АО «Коммунальник» выражает в следующем.

Заявитель указывает на то, что при установлении тарифа на 2022 год органом регулирования в нарушение положений Методических указаний № 1746-э не был произведен анализ фактического объема реализации услуг за 2017-2020 годы.

АО «Коммунальник» также обращает внимание на то, что в соответствии с пунктами 5 и 8 Методических указаний № 1746-э с учетом темпа изменения (снижения) объемов принятых сточных вод за 2017-2020 годы в размере 3,8 % на 2022 год объём реализации услуг составил 360,31 тыс. куб. м (было заявлено регулируемой организацией в РСТ в рамках тарифной кампании 2022 года). При этом на разногласия в ФАС России АО «Коммунальник» заявляет объем принятых сточных вод на 2022 год на уровне фактического объема за 2020 год в размере 389,10 тыс. куб. м. в целях минимизации тарифных последствий на 2022 год.

В соответствии с пунктом 20 Правил № 406 в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.

Заявитель отмечает, что органом регулирования материалы подтверждения данных по объемам не запрашивались, а полнота и достоверность данных сомнению со стороны РСТ не подвергались.

Заявитель указывает на то, что в адрес РСТ были предоставлены обосновывающие документы в виде баланса производства и реализации водоотведения за 2017-2020 годы, выгрузки из 1С «Продажи» за 2017-2020 годы по группам потребителей, раскрытия в ЕИАС информации о фактических объемах принятых сточных вод за 2020 год в формате шаблона BALANCE.CALC.TARIFF.VOTV.FACT, расчета объемов водоотведения на хозяйственные нужды, реестра договоров на водоотведение (с приложением договоров), реестра актов оказания услуг водоотведения за 2020 год (с приложением актов), реестра счетов-фактур реализации за 2020 год (с приложением счетов-фактур).

Также АО «Коммунальник» в возражениях на отзыв РСТ отмечает, что в материалах тарифного дела регулируемой организацией ежегодно предоставляются формы статистической отчетности № 2-ТП (Водхоз) и № 1-Канализация.

В рамках рассмотрения досудебного спора АО «Коммунальник» предоставлена в адрес ФАС России форма статистической отчетности № 22-ЖКХ (ресурсы), согласно которой объем принятых сточных вод за 2020 год составил 389,10 тыс. куб. м, что соответствует данным форм статистической отчетности № 2-ТП (Водхоз) и № 1-Канализация, а также выгрузки из 1С «Продажи» за 2020 год.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что РСТ при расчете товарной выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности водоотведения в 2020 году, определяемой исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в 2020 году и утвержденных тарифов, принимался показатель фактического объема полезного отпуска на уровне 397,22 тыс. куб. м на основании фактически подтвержденных АО «Коммунальник» объемов отпуска услуг в 2020 году.

Так, согласно обосновывающим документам Заявителя, объем принятых сточных вод в размере 397,21 тыс. куб. м включает в себя заявленный АО «Коммунальник» объем сточных вод, принятый от потребителей за 2020 год, в размере 389,10 тыс. куб. м, а также фактический объем сточных вод на хозяйственные нужды за 2020 год в размере 8,11 тыс. куб. м. согласно отчетным данным Заявителя.

Таким образом, Комиссией ФАС России выявлены противоречия в позиции органа регулирования при учете показателя объема принятых сточных вод от потребителей АО «Коммунальник» при установлении тарифа на 2022 год.

Кроме того, учет органом регулирования объемов сточных вод от хозяйственных нужд в составе товарного объема отпуска потребителям услуг некорректен, поскольку не является коммерческим.

РСТ объем отпуска услуг потребителям АО «Коммунальник» за 2020 год в размере 389,10 тыс. куб. м принят в качестве экономически обоснованного.

Комиссия ФАС России также отмечает, что баланс водоотведения АО «Коммунальник» содержит сведения об общем объеме сточных вод, принятых на очистных сооружениях, согласно которому помимо сточных вод от абонентов и хозяйственных нужд на очистные сооружения АО «Коммунальник» также попадают поверхностные сточные воды.

Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, и пункту 2 Основ ценообразования № 406, дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные и дренажных сточные воды, принимаемые в централизованные системы водоотведения, относятся к поверхностным сточным водам.

Согласно пункту 10 Методических указаний № 1746-э расчетный объем сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, определяется отдельно для поверхностных сточных вод и других категорий сточных вод.

Пунктом 9 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что в случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами № 776.

В силу пункта 25 Правил № 776 коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаенными приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр.

При формировании баланса водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Приложением 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э объем принятых сточных вод включает объем принятых от абонентов поверхностных сточных вод согласно заключенным договорам водоотведения.

При этом неучтенный приток сточных вод (организованный приток от объектов централизованной системы водоотведения и неорганизованный приток в виде дождевых, талых, грунтовых вод, а также сброса неучтенной воды, потребленной через незаконные врезки, без счетчиков, либо полученной не из централизованных источников водоснабжения) в расчет объема принятых сточных вод не включается.

Вместе с тем, анализируя подтверждающие документы Заявителя, необходимо отметить, что в представленных АО «Коммунальник» обосновывающих материалах за 2020 год выявлены несоответствия. Так, например, расчет объема принятых сточных вод по контрагенту ООО ЧОП «Кодекс» отражен в выгрузке из 1С «Продажи» за 2020 год регулируемой организацией в размере 39,4 тыс. куб. м. Однако в актах оказания услуг по водоотведению и счетах-фактурах за 2020 год фактический объем отпуска услуг по указанному абоненту составил 41,1 тыс. куб. м, аналогичная ситуация также наблюдается по другим абонентам.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что предоставленные АО «Коммунальник» акты оказания услуг и счета-фактуры водоотведения не содержат всех помесячных сведений по всем отраженным в выгрузке из 1С абонентам за 2020 год.

Также для подтверждения данных по фактическому объему принятых сточных вод от потребителей за 2020 год АО «Коммунальник» не представлены ни в ФАС России, ни в РСТ документы, содержащие сведения по показаниям приборов учета принятых сточных вод абонентов в 2020 году.

Кроме того, АО «Коммунальник» также не представлен предусмотренный положениями Методических указаний № 1746-э и пунктом 25 Правил № 776 расчет поверхностных сточных вод в соответствии с Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр.

Таким образом, принимая во внимание наличие в материалах тарифного дела документов, содержащих сведения о фактическом объеме отпуска услуг абонентам в 2020 году, а также учитывая, что подход органа регулирования по определению отпуска услуг не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ объема отпуска услуг водоотведения на 2022 год на основании дополнительно представленных АО «Коммунальник» материалов, подтверждающих фактические объемы принятых сточных вод от потребителей за 2020 год, в том числе показания приборов учета принятых сточных вод от абонентов, сведения по оплате услуг по нормативам, а также недостающие акты оказания услуг и счета-фактуры, содержащие помесячные сведения по недостающим абонентам, отраженным в выгрузке из 1С за 2020 год, в том числе расчет поверхностных сточных вод в соответствии с Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденные приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 639/пр, и учесть объем принятых сточных вод от абонентов на 2022 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, но не ниже заявленных АО «Коммунальник» в ФАС России требований в размере 389,10 тыс. куб. м.

1.2 Общий объем принятых сточных вод.

АО «Коммунальник» просит учесть общий объем принятых сточных вод на 2022 год с учетом объема принятых сточных вод от абонентов в размере 389,10 тыс. куб. м и объема сточных вод на хозяйственные нужды регулируемой организации в размере 2,92 тыс. куб. м, подтвержденного расчетом хозяйственных нужд водоотведения на объектах АО «Коммунальник» на 2022 год.

Органом регулирования объем принятых сточных вод на хозяйственные нужды учтен в размере 8,11 тыс. куб. м в составе объема принятых сточных вод от абонентов.

Кроме того, в представленных органом регулирования обосновывающих материалах отсутствуют обоснования принятого РСТ показателя в размере 8,11 тыс. куб. м в условиях заявленных АО «Коммунальник» требований в размере 2,92 тыс. куб. м.

Учитывая выводы, отраженные в пункте 1.1 мотивировочной части настоящего решения по объему принятых сточных вод от абонентов, а также учитывая отсутствие обоснований по учету органом регулирования объема принятых сточных вод на хозяйственные нужды, Комиссия ФАС России отмечает, что органу регулирования необходимо пересчитать и учесть общие объемы принятых сточных вод на 2022 год на экономически обоснованном уровне согласно требованиям законодательства Российской Федерации с учетом выводов, отражённых в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения.

2. Расходы по сомнительным долгам.

Расходы по сомнительным долгам заявлены регулируемой организацией в размере 296,9 тыс. руб.

В свою очередь РСТ не учтены данные расходы в полном объеме.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 (в редакции от 23.11.2021 № 31, действующей на момент принятия оспариваемого тарифного решения на 2022 год) сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В действующую редакцию Основ ценообразования № 406 в пункт 42 внесены изменения редакции от 25.01.2022 № 33, согласно которым к сбытовым расходы гарантирующих организаций относятся, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Величина фактических расходов на формирование резервов по сомнительным долгам определяется с учетом корректировки резерва в течение рассматриваемого периода, его прироста и восстановления, связанного с увеличением либо погашением задолженности, ранее признанной сомнительной.

Согласно пункту 26 Методических указаний № 1746-э к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 1746-э в целях определения расходов по сомнительным долгам гарантирующая организация обязана осуществлять расчет объема питьевой воды, подаваемой населению на основании договоров водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, информации об объемах отпуска воды, определенных по показаниям приборов учета воды, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату воды, оказанных услуг. Объем необходимой валовой выручки, относящейся к населению, определяется по формуле:

, (11)

где:

- необходимая валовая выручка, относящаяся к населению в году i, тыс. руб.;

- необходимая валовая выручка, относящаяся к водоотведению соответственно в году i-2, тыс. руб.;

- объем воды, отпускаемый населению и приравненным к нему абонентам (сточных вод, принимаемых у населения и приравненных к нему абонентам), тыс. куб. м;

Q - объем воды, отпускаемый всем абонентам (сточных вод, принимаемых у всех абонентов), тыс. куб. м.

В соответствии с постановлением Администрации ГП «Ясногорское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края от 04.08.2014 № 108 АО «Коммунальник» присвоен статус гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории г.п. «Ясногорское».

В свою очередь РСТ отмечает, что данные затраты не приняты органом регулирования в связи с отсутствием доказательства невозможности взыскания долгов АО «Коммунальник».

Пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н, предусмотрено, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Согласно положениям бухгалтерского законодательства, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.

В соответствии с частью 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с частью 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии с частью 3 статьи 266 НК РФ суммы отчислений в резервы сомнительных долгов включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, безнадежная и сомнительная задолженность являются различными понятиями, как в бухгалтерском, так и в налоговом законодательстве.

Также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 260н пунктом 27 определено, что под дебиторской задолженностью понимается краткосрочные активы которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Регулируемая организация отмечает, что Основами ценообразования № 406 предусмотрено включение в необходимую валовую выручку именно расходов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности), а не безнадежной задолженности, что соответствует позиции ФАС России, изложенной в решении от 02.09.2020 № СП/75592/20.

Комиссия ФАС России отмечает, что АО «Коммунальник» в обоснование заявленных требований направлялись в адрес РСТ расчеты резерва по сомнительным долгам за 2020 год в разрезе регулируемых видов деятельности, приказ о проведении инвентаризации активов и обязательств от 30.09.2020 № 153, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от 30.09.2020 (ИНВ-17), приказ о списании дебиторской задолженности физических лиц от 17.12.2020 № 220, реестр дебиторской задолженности физических лиц, подлежащей списанию в 2020 году, приказ о списании дебиторской задолженности юридических лиц от 17.12.2020 № 221, правовое заключение о списании дебиторской задолженности за 2020 год, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 63.

Необходимо также отметить, что регулируемой организацией в материалах тарифного дела на 2022 год были также приложены судебные приказы о взыскании дебиторской задолженности с населения, акты о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, а также постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 2017-2019 гг., что свидетельствует о ведении АО «Коммунальник» работ по взысканию дебиторской задолженности.

Согласно приказу о списании дебиторской задолженности физических лиц от 17.12.2020 № 220 в связи с истечением срока исковой давности для взыскания задолженности за коммунальные услуги с физических лиц и на сновании актов о невозможности взыскания АО «Коммунальник» в системе 1С:Предпиятие списана дебиторская задолженность по физическим лицам (на основании постановлений об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 2017-2019 гг.) в сумме – 288,69 тыс. руб.

Заявленные АО «Коммунальник» расходы по рассматриваемой статье затрат на 2022 год в части оказываемых услуг водоотведения в размере 296,9 тыс. руб. определялись регулируемой организацией по формуле (11) пункта 52 Методических указаний № 1746-э.

Так, в качестве показателя принималась утвержденная РСТ необходимая валовая выручка для АО «Коммунальник» на 2020 год в размере 18 536,3 тыс. руб.

Фактические объемы сточных вод за 2020 год, принимаемые от всех абонентов, заявлены АО «Коммунальник» в размере 389,10 тыс. куб. м.

Фактические объемы сточных вод за 2020 год, принимаемые от населения, заявлены АО «Коммунальник» в размере 311,6 тыс. куб. м.

Из чего следует, что в соответствии с формулой (11) пункта 52 Методических указаний № 1746-э расходы по сомнительным долгам гарантирующей организации составляют 18 536,3 * 311,6/389,1=14 844,3 тыс. руб., при этом в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1746-э 2 % от данной суммы составляют 296,9 тыс. руб.

Согласно акту инвентаризации от 30.09.2020 № 17-ИНВ фактическая дебиторская задолженность по населению в целом на предприятии составила 47 000,80 тыс. руб., в том числе с истекшим сроком исковой давности – 1 245,11 тыс. руб.

Дебиторская задолженность по населению в разбивке по видам деятельности не была представлена регулируемой организацией в адрес РСТ в материалах тарифного дела на 2022 год, однако дебиторская задолженность по населению представлена в ФАС России.

Так, согласно указанной справке дебиторская задолженность по населению по виду деятельности «водоотведение» составила 8 509,66 тыс. руб., что больше заявленных АО «Коммунальник» в адрес ФАС России требований.

Заявителем также дополнительно направлен в адрес ФАС России акт инвентаризации от 30.09.2021 № 17-ИНВ, согласно которому фактическая дебиторская задолженность по виду деятельности «водоотведение» составила 11 182,47 тыс. руб.

Таким образом, ввиду подтверждения регулируемой организацией наличия сомнительных долгов (дебиторской задолженности), а также факт списания указанных долгов, в том числе факт ведения работ по взысканию дебиторской задолженности, действия органа регулирования не могут быть признаны экономически обоснованными, в связи с чем, принимая во внимание выводы из пункта 1 мотивировочной части настоящего решения в части необходимости проведения анализа экономической обоснованности фактических натуральных показателей Заявителя за 2020 год, РСТ необходимо провести дополнительный анализ расходов по указанной статье затрат, по итогам которого необходимо учесть расходы в экономически обоснованном размере с учетом требований законодательства Российской Федерации, но не выше заявленных АО «Коммунальник» в адрес ФАС России требований в размере 296,9 тыс. руб.

3. Применение перекрестного субсидирования между группами потребителей.

Согласно пункту 25 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоотведения для других потребителей не допускается.

Согласно пункту 35 Основ ценообразования № 406 размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.

АО «Коммунальник» выражает несогласие с применением РСТ перекрестного субсидирования между группами потребителей. Так, тарифы для прочих потребителей установлены РСТ выше экономически обоснованного уровня, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на сложившуюся судебную практику по аналогичной ситуации по применению РСТ механизма перекрестного субсидирования на тепловую энергию на 2017-2018 гг., которая повлекла за собой пересмотр тарифов 2017-2018 гг. по решению суда и последующий перерасчет тарифов. Согласно Апелляционному определению от 29.08.2018 № 72-АПГ18-10 приказы по тарифам были отменены, в том числе в результате установления тарифов на тепловую энергию с применением механизма перекрестного субсидирования.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 406 установление льготных тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня (в пределах индекса роста платы граждан) не является основанием утверждения тарифов для прочих и бюджетных потребителей выше экономически обоснованного уровня (введения перекрестного субсидирования между категориями потребителей). Тарифы для прочих и бюджетных потребителей должны утверждаться в экономически обоснованном размере.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России отмечает необходимость пересмотра тарифов на водоотведение для АО «Коммунальник» в части устранения перекрестного субсидирования между группами потребителей и установления тарифов на экономически обоснованном уровне.

4. Корректировка необходимой валовой выручки по результатам 2020 года в части оказываемых услуг водоотведения.

Расходы по указанной статье затрат заявлены АО «Коммунальник» в размере 3 706,38 тыс. руб.

РСТ расходы по корректировке необходимой валовой выручки по результатам 2020 года учтены для АО «Коммунальник» в размере 1 436,96 тыс. руб., в связи с чем объем разногласий составил 2 269,25 тыс. руб.

Согласно пункту 90 Методических указаний № 1746-э в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода индексации, орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32) Методических указаний № 1746-э:

 

 

 

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования, а также осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяемая в соответствии с формулой (33) Методических указаний № 1746-э.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1746-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

 

 

где:

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с формулой (38) Методических указаний № 1746-э;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VII Методических указаний № 1746-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей;

Согласно пункту 95 Методических указаний № 1746-э необходимая валовая выручка, определяемая на определяемая на i-2-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, установленная с применением метода индексации (применяется формула 38), рассчитывается с учетом пунктов 22 - 23 Основ ценообразования № 406 по формуле:

 

 

 

где:

- операционные расходы, в i-2 году, определенные исходя из уточненных параметров расчета тарифов (индексов) в соответствии с формулой (40) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- фактические документально подтвержденные неподконтрольные расходы в (i-2)-м году, определяемые с учетом пунктов 22, 29, 49, 51 - 60 и 88 Методических указаний № 1746-э;

- расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды в (i-2)-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, рассчитываемые в соответствии с формулой (40.1) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- расходы на амортизацию в (i-2)-м году, определенные исходя из фактического состава имущества в (i-2)-м году в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- величина нормативной прибыли в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 86 Методический указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 86 (1) Методических указаний № 1746-э исходя из скорректированных расходов, тыс. руб.;

, , , - показатели, утвержденные и учтенные органом регулирования в i-2 году, тыс. руб.

Расчет корректировок за 2020 год, выполненный АО «Коммунальник» и РСТ, представлен в таблице:

 

Наименование показателя

Расчет РСТ, тыс. руб.

Расчет АО «Коммунальник», тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Операционные расходы

9 328,79

9 328,79

-

Неподконтрольные расходы

2 742,5

2 742,5

-

Расходы на приобретение электрической энергии

2 286,49

3 901,55

1 615,05

РПП

754,93

754,93

-

Корректировка НВВ по итогам 2019 года

2 682,68

2 682,68

-

Итого

17 795,4

19 410,45

1 615,05

 

16 495,68

16 060,16

-435,5

 

1 299,74

3 352,31

2 052,57

ИПЦ 2021

1,060

1,060

-

ИПЦ 2022

1,043

1,043

-

Корректировка НВВ

по итогам 2020 года

1 436,96

3 706,38

2 269,3

 

Разногласия между АО «Коммунальник» и РСТ возникли в части показателей расходов на приобретение энергетических ресурсов и товарной выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности.

4.1 Расходы на приобретение электрической энергии.

Согласно пункту 95 Методических указаний № 1746-э необходимая валовая выручка, определяемая на i-2-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, включает в себя расходы на приобретение энергетических ресурсов, в (i-2)-м году, определенных исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, рассчитываемые в соответствии с формулами (40.1) и (40.2) Методических указаний № 1746-э:

 

 

где:

- расходы на электрическую энергию, определенные на (i-2)-й год исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, тыс. руб.;

- удельное потребление электрической энергии в (i-2)-м году, установленное на соответствующий год, тыс. кВтч/куб. м;

- фактический объем поданной воды (принятых сточных вод) в i-2 году, тыс. куб. м;

- фактическая (расчетная) цена на электрическую энергию, определяемая в i-2 году, руб./кВт час;

При определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на общий объем воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объем транспортируемой питьевой воды (общий объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно формуле (40.2) Методических указаний № 1746-э фактические расходы на электрическую энергию рассчитываются исходя из установленного удельного потребления электрической энергии, фактического объема принятых сточных вод и фактической цены на электрическую энергию.

Приказом РСТ от 18.12.2018 № 675-НПА были утверждены для АО «Коммунальник» долгосрочные параметры регулирования в сфере водоотведения, в том числе удельный расход электрической энергии, потребляемой в процессе очистки сточных вод и транспортировки сточных вод.

Так, удельный расход электроэнергии на единицу объема стоков утвержден РСТ на 2019-2023 годы в размере 2,84 кВтч/куб. м.

Фактическая цена на электрическую энергию за 2020 год составила 3,124 руб./кВт ч, что подтверждается ведомостями электропотребления АО «Коммунальник» за 2020 год, представленными в РСТ в материалах тарифного дела на 2022 год.

Таким образом, фактические расходы на электрическую энергию за 2020 год, рассчитанные АО «Коммунальник», составили 3 901,55 тыс. руб. (2,84 кВтч/куб. м * 439,77 тыс. куб. м * 3,124 руб./кВтч).

Таким образом, регулируемая организация просит учесть в фактических расходах за 2020 год расходы на электрическую энергию в размере 3 901,55 тыс. руб.

Фактические расходы на приобретение электрической энергии за 2020 год учтены РСТ в размере 2 286,50 тыс. руб.

Расходы на приобретение электрической энергии в размере 2 286,50 тыс. руб. определены органом регулирования как: произведение объема потребления электрической энергии, учтенного при установлении тарифов в 2020 году в размере 829,778 тыс. кВтч, на средний фактический тариф на потребление электроэнергии по Забайкальскому краю в 2020 году в размере 3,17 руб./кВтч (средний фактический тариф на потребление электроэнергии по Забайкальскому краю) на отношение фактического объема сточных вод в 2020 году, принятого РСТ в размере 397,215 тыс. куб. м. к объему сточных вод, учтенному при установлении тарифов на 2020 год в размере 457,149 тыс. куб. м.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что подход РСТ не соответствует положениям пункта 95 Методических указаний № 1746-э по расчету фактических расходов на электрическую энергию за 2020 год.

АО «Коммунальник» в заявлении отмечает, что фактический объем принятых сточных вод сложился в размере 439,77 тыс. куб. м, поскольку система водоотведения в г.п. Ясногорское предусматривает ливневую канализацию протяженностью 9,55 км. Через очистные сооружения канализации проходят как коммерческие, так и не коммерческие объемы сточных вод. К коммерческим стокам относятся объемы реализации услуг водоотведения. Некоммерческие (неучтенные) стоки – появляются вследствие попадания атмосферных осадков (ливневые или талые воды) через канализационные колодцы, расположенные на сетях водоотведения. В связи с указанным АО «Коммунальник» вынужден нести дополнительные расходы, связанные с очисткой и транспортировкой неучтенного притока сточных вод.

В соответствии с пунктом 8 Перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённого приказом Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр, показателями энергетической эффективности являются, в том числе, удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод, и удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды.

Согласно пункту 13 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых приказом Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр, фактические значения указанных показателей энергетической эффективности определяются в расчете на общий объем сточных вод, подвергающихся очистке, и общий объем транспортируемых сточных вод.

Согласно балансу водоотведения регулируемой организации в Приложении 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э указан общий объем сточных вод от абонентов и неучтенный приток сточных вод.

Согласно письму ФАС России от 03.03.2022 № ВК/16931/22 плановые и фактические расходы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения, на приобретение электрической энергии (мощности) определяются в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э исходя из общего объема сточных вод, подвергающихся очистке, включая неучтенный приток сточных вод.

В обоснование заявленного объема сточных вод, подвергшихся очистке в 2020 году, Заявителем в адрес органа регулирования были предоставлены: баланс производства и реализации водоотведения за 2017-2020 годы, формы статистической отчетности № 2-ТП (Водхоз) и № 1-Канализация.

При этом в адрес ФАС России в целях подтверждения фактического объема принятых сточных вод на очистных сооружениях в 2020 году в размере 439,77 тыс. куб. м были представлены данные приборов учета очистки сточных вод согласно журналу приборов учета (оперативный журнал диспетчерской службы) за 2020 год, содержащий дату показания приборов учета, показания приборов, расход (куб. м/сут.), а также время работы приборов.

В связи с вышеизложенным, с целью недопущения необоснованного исключения расходов на приобретение электрической энергии из необходимой валовой выручки регулируемой организации, Комиссия ФАС России считает требования Заявителя по подстатье «Расходы на приобретение электрической энергии» экономически обоснованным и подлежащими удовлетворению.

В этой связи органу регулирования необходимо осуществить перерасчет расходов на приобретение электрической энергии исходя из требований законодательства Российской Федерации с учётом положений настоящего подпункта.

4.2 Товарная выручка.

Согласно пункту 91 Методических указаний № 1746-э товарная выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VII Методических указаний № 1746-э (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

АО «Коммунальник» заявлен размер товарной выручки за 2020 год в размере 16 060,16 тыс. руб. Органом регулирования учтен показатель товарной выручки Заявителя за 2020 год в размере 16 495,68 тыс. руб.

В свою очередь расчет товарной выручки, учтенной РСТ в корректировке по итогам 2020 года, в размере 16 495,68 тыс. руб. отсутствует в экспертном заключении.

Тарифы на 2020 год утверждены для АО «Коммунальник» приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 13 декабря 2019 г. № 516-НПА.

В свою очередь АО «Коммунальник» заявлял в Арбитражный суд Забайкальского края на возмещение из бюджета Забайкальского края компенсацию в размере 2 221,1 тыс. руб. (Исковое заявление от 07.09.2021 года № 90). Исковое заявление было удовлетворено Арбитражным судом Забайкальского края от 07.02.2022 года № А78-8947/2021. Таким образом при получении оставшейся суммы компенсации за 2020 год из бюджета Забайкальского края по решению суда и учитывая субсидии, которые предоставлены АО «Коммунальник» по факту в размере 851,98 тыс. руб. в 2020 году, общая сумма компенсации составляет 3 073,08 тыс. руб.

Разногласия по величине фактической товарной выручки за 2020 год возникли в части фактического полезного отпуска услуг в 2020 году.

Так, АО «Коммунальник» выполнен расчет исходя из объемов принятых сточных вод от абонентов в размере 389,10 тыс. куб. м, а РСТ - исходя из объемов принятых сточных вод от абонентов в размере 397,21 тыс. куб. м.

При этом согласно обосновывающим документам Заявителя объем принятых сточных вод от абонентов в размере 397,21 тыс. куб. м включает в себя заявленный АО «Коммунальник» объем сточных вод, принятый от потребителей, в размере 389,10 тыс. куб. м, а также фактический объем сточных вод на хозяйственные нужды в размере 8,11 тыс. куб. м, при этом учет органом регулирования объемов принятых сточных вод на хозяйственные нужды в составе товарного объема отпуска услуг некорректен.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России отмечает, что органу регулирования необходимо учесть показатель товарной выручки АО «Коммунальник» за 2020 год в части показателя фактического объема отпуска услуг потребителям за 2020 год с учетом требований, изложенных в пункте 1 и подпункте 4.2 мотивировочной части настоящего решения.

Необходимо также отметить, что АО «Коммунальник» и РСТ применены к корректировке НВВ по итогам 2020 года индексы потребительских цен на 2021-2022 годы в размере 1,060 и 1,043 соответственно.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что положениями пунктов 90 и 91 Методический указаний № 1746-э не предусмотрено применение показателей индексов потребительских цен к размеру корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

В этой связи действия РСТ по увеличению размера корректировки НВВ за 2020 год на индексы потребительских цен также не могут быть признаны экономически обоснованными.

Резюмируя вышеизложенное, в соответствии с подпунктами 4.1 и 4.2 мотивировочной части настоящего решения органу регулирования необходимо рассчитать и учесть показатель корректировки НВВ Заявителя по итогам 2020 года в экономически обоснованном размере согласно требованиям положений Методических указаний № 1746-э.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между АО «Коммунальник» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (исх. от 04.03.2022 № комм/01/1, вх. от 09.03.2022 рег. № 38138/22), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей положения Федерального закона № 416-ФЗ, пункты 29, 35, 42, 64, 65, 79, 80 Основ ценообразования № 406, пункты 7, 8, 91, 95 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифа на водоотведение постановлением РСТ от 06.12.2021 № 601-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, водоотведения на 2022 год для АО «Коммунальник», осуществляющего на территории МО ГП «Ясногорское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».

2. Частично удовлетворить требования АО «Коммунальник», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (исх. от 04.03.2022 № комм/01/3, вх. от 09.03.2022 рег. № 38138/22).

3. Предписать органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.07.2022 пересмотреть тариф на водоотведение АО «Коммунальник» на 2022 год, исходя из следующего:

- провести дополнительный анализ, по итогам которого пересчитать натуральные показатели в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего решения;

- провести дополнительный анализ расходов, по итогам которого пересмотреть расходы по статье «Расходы по сомнительным долгам» в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего решения;

- провести перерасчет корректировки НВВ по результатам 2020 года в части расходов на приобретение электрической энергии и товарной выручки и учесть результаты в соответствии с пунктом 4 мотивировочной части настоящего решения;

- устранить применение перекрестного субсидирования между группами потребителей согласно пункту 3 мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.07.2022 принять и ввести в действие решение о пересмотре (корректировке) тарифа на водоотведение, утверждённого для АО «Коммунальник» на 2022 год, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, на основании пунктов 2 и 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принималось решение во исполнение настоящего решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услуги водоотведения, в котором подробно отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Коммунальник».

 

 

Связанные организации

Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
АО "Коммунальник"
ИНН 7515005891, ОГРН 1057515018593