Предписание №СП/39108/20 Предписание в адрес ДРТ Воронежской области о необходимости ... от 12 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2019 № 1147/19, Акт проверки ФАС России от 01.11.2019 № 166), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» на 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (также далее — Управление, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» (также далее - Общество) на 2017, 2018 и 2019 годы.

Приказом Управления от 28.12.2010 № 45/8 в отношении Общества установлены необходимая валовая выручка (далее - НВВ), а также долгосрочные параметры регулирования на 2011-2015 годы, в том числе базовый уровень операционных расходов – 1 438,6 млн. руб., с 01.01.2011 тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Общества устанавливаются с применением метода доходности инвестированного капитала.

Приказом Управления от 28.06.2012 № 28/1 «О внесении изменений в приказ УРТ от 31.05.2012 № 23/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Воронежской области» для Общества утверждены новые долгосрочные параметры регулирования на 2012-2017 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов — 1 684,7 млн. руб., с 01.07.2012 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

Приказом Управления от 15.10.2012 № 48/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Воронежской области» утверждены новые долгосрочные параметры регулирования на 2012-2017 годы, в том числе базовый уровень операционных расходов - 1 640,11 млн. руб., с 01.11.2012 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода доходности инвестированного капитала.

Решением Правления Управления от 28.12.2017 № 59/8 в отношении Общества установлены долгосрочные параметры регулирования и НВВ на 2018-2022 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов – 2 462,58 млн. руб. С 01.01.2018 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

НВВ на содержание для Общества, установленная Управлением, составила на 2017 год – 8 374 187,08 тыс. руб., на 2018 год – 9 038 517,61 тыс. руб., на 2019 год – 9 404 694,65 тыс. руб., при этом 2017 год является седьмым годом долгосрочного периода регулирования 2011-2017 годов, 2018 и 2019 годы — первым и вторым годами долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов соответственно.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2011, 2017, 2018, 2019 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе, экспертные заключения Управления, а также возражения на акт проверки ФАС России от 01.11.2019 № 166, направленные письмом Управления от 05.12.2019 № 55-11/1812 (рег. от 06.12.2019 № 216581-ЭП/19) (далее - Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов ФАС России установлено следующее.

1. Базовый уровень операционных расходов на 2011 год.

В соответствии с п. 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Правила № 109), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);

3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.

В соответствии с п. 35(1) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Основы ценообразования № 109), базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Согласно информации, отраженной в экспертном заключении по рассмотрению расчетных материалов, представленных филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» в УРТ Воронежской области для определения необходимой валовой выручки (НВВ) при переходе с 01.01.2011 к регулированию тарифов на услуги по передаче электроэнергии с применением метода доходности инвестированного капитала (метод RAB) с целью расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче операционные (подконтрольные) расходы на 2011 год (базовый уровень операционных расходов) определены Управлением методом индексации в соответствии с Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы Минэкономразвития России по состоянию на 23 сентября 2010 года на территории Воронежской области.

Таким образом, Органом регулирования нарушены п. 35(1) Основ ценообразования № 109 и п. 17 Правил № 109.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования произвести расчет базового уровня операционных расходов на 2011 год методом экономически обоснованных расходов (затрат), запросив необходимые для данного расчета обосновывающие документы у филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго», в том числе, сведения о фактических расходах Общества за 2009 год. Органу регулирования отразить в Экспертном заключении по результатам исполнения настоящего предписания постатейный анализ экономической обоснованности принимаемых расходов, а также произвести расчет НВВ Общества при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011-2017 годы в соответствии с требованиями законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.

2. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178) экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178) при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и/или закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Органу регулирования необходимо, в том числе, обращать внимание на характер несения расходов – единовременный или периодический. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

ФАС России проанализировала представленное Управлением Экспертное заключение об установлении долгосрочных параметров регулирования для ПАО «МРСК Центра» (филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго») и размера необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы с целью расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Воронежской области на 2018 год.

В нарушение вышеуказанных норм Экспертное заключение Управления на 2018 год не содержит расшифровки величины уровня подконтрольных расходов, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов (затрат) в сумме 2 372 196,47 тыс. руб., а также расчета и анализа составляющих данной величины в соответствии с требованиями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178, п. 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э, а также не указаны документы (материалы) на основании которых определен постатейный размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке Общества.

В направленных Органом регулирования Возражениях также не представлено необходимого анализа.

На основании вышеизложенного, принятые Управлением расходы по статьям «Сырье и материалы», «Работы и услуги производственного характера», «Ремонт основных фондов», «Прочие расходы» (с расшифровкой по подстатьям затрат) на 2018 год требуют дополнительного экономического обоснования.

ФАС России отмечает, что при отражении Управлением анализа по статье «Прочие расходы», расходы на необязательные виды страхования необходимо исключить из необходимой валовой выручки Общества.

Затраты на оплату труда на 2018 год приняты Управлением в сумме 1 580 874,96 тыс. руб., при этом численность персонала принята по предложению Общества – 3 349 чел., среднемесячная зарплата на одного работника составила 40 836 руб.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год затраты на оплату труда на приняты Управлением в сумме 1 580 874,96 тыс. руб., при этом численность персонала принята по предложению Общества – 3 349 чел., среднемесячная зарплата на одного работника составила 40 836 руб.

В направленных Возражениях Управлением представлен расчет в соответствии с формой П1.16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

В представленном Органом регулирования расчете среднемесячная заработная плата на одного работника составляет 39 336,98 руб., что не соответствует величине указанной в Экспертном заключении, кроме того, не представлен расчет принятого среднего тарифного коэффициента и процентов премирования. Не представлено пояснений в части дополнительного учета выплат в размере 32 270,2 руб. в год на человека.

На основании вышеизложенного, принятые Управлением расходы на оплату труда на 2018 год требуют дополнительного экономического обоснования, Органу регулирования произвести и отразить анализ фактического фонда оплаты труда и фактической численности работников за 2016 год, произвести расчет тарифного коэффициента в соответствии с рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

Также ФАС России отмечает, что Управлением в Экспертном заключении на 2018 год не представлен расчет и обоснование принятой величины эффективного уровня подконтрольных расходов на 2018 год в сумме 2 673 490,69 тыс. руб.

В соответствии с п. 6 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), период сбора данных для определения базового уровня ОПР и индекса эффективности ОПР должен составлять не менее 3-х последних отчетных лет или всего срока существования ТСО, в случае, если ТСО функционирует менее 3-х лет.

В направленных Управлением Возражениях также не содержится расчет эффективного уровня подконтрольных расходов на 2018 год в соответствии с положениями п. 6 Методических указаний № 421-э.

Принятое значение фактических подконтрольных расходов за 2016 год составляет 2 515 373 тыс. руб. определено без отражения постатейного анализа фактических расходов Общества за 2016 год и не соответствует величине фактических операционных расходов, раскрываемой в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 - 2 263 438 тыс. руб.

В соответствии с представленными возражениями, индекс эффективности подконтрольных расходов определен в размере 1 %, что не соответствует данным Экспертного заключения Управления на 2018 год, согласно которым данная величина составляет 2 %.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести и отразить в Экспертном заключении, подготовленном по результатам исполнения настоящего предписания ФАС России, расчет эффективного уровня подконтрольных расходов Общества и индекса эффективности подконтрольных расходов на 2018 год в соответствии с требованиями Методических указаний № 421-э.

3. Неподконтрольные расходы на 2017-2019 годы.

3.1. Плата за аренду имущества и лизинг.

На 2017 год Органом регулирования затрат на аренду определены в сумме 17 841 тыс. руб., в том числе, аренда имущества - 174,1 тыс. руб., аренда земельных участков — 17 666,9 тыс. руб.; на 2018 год - 18 324 тыс. руб., в том числе, аренда имущества - 498,2 тыс. руб., аренда земельных участков — 17 825,8 тыс. руб.; на 2019 год - 19 459,55 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178 и пункта 28 Основ ценообразования № 1178.

Представленные Управлением Возражения также не содержат необходимые расчет и анализ принятых величин арендной платы. Вместе с тем, расходы на аренду земельных участков определены в соответствии с положениями постановления Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 969 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Воронежской области» и № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области».

На основании вышеизложенного Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении анализ и расчет расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017-2019 годы в части аренды земельных участков в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 с отражением документов, на основании которых принималось решение об учете расходов в указанном размере. При этом расходы в части аренды имущества на 2017 год в размере 174,1 тыс. руб., на 2018 год в размере 498,2 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Общества как экономически необоснованные.

3.2. Амортизация.

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом в сумме 1 225 721,9 тыс. руб., 1 363 155,0 тыс. руб., на 2018 и 2019 годы соответственно.

Затраты по статье «Амортизация» приняты Управлением по предложению Общества.

Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения Управления на 2018 и 2019 годы не содержат пообъектного расчета амортизационных отчислений в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

Представленные Управлением Возражения также не содержат необходимого расчета амортизационных отчислений Общества. При этом, Орган регулирования указывает, что расходы на амортизацию принимались в соответствии с положениями бухгалтерского учета Общества, а также с учетом информации о планируемом вводе в эксплуатацию объектов, включенных в инвестиционную программу Общества.

Таким образом, Управлением при определении расходов на амортизацию основных средств допущены нарушения положений п. 27 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Амортизация» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Органу регулирования необходимо произвести расчет амортизационных отчислений Общества на 2018 и 2019 год в соответствии с п. 27 Основ ценообразования, исключив из НВВ амортизационные отчисления по планируемым к вводу объектам.

При этом, в случае, если по данным бухгалтерского учета регулируемой организацией начисляется по основному средству меньший объем амортизации, чем в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178, к учету необходимо принимать размер амортизации в соответствии с данными бухгалтерского учета.

Также ФАС России отмечает, что при расчете фактических значений расходов по статье «Амортизация» необходимо также руководствоваться требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

3.3. Налоги.

В составе статьи «Налоги» на 2017 и 2018 годы Управлением учтена плата за пользование радиочастотного спектра в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 171 «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за пользование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы» в сумме 1 202,5 тыс. руб. и 1007,6 тыс. руб. соответственно.

На 2019 год по статье «Прочие налоги и сборы» Управлением учтено 8 218,42 тыс. руб., при этом не представлена расшифровка расходов по подстатьям.

На основании вышеизложенного, расходы по данной статье в части учтенной платы за пользование радиочастотным спектром на 2017 и 2018 годы, а также расходы по статье «Прочие налоги и сборы» на 2019 год требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования произвести и отразить анализ экономической обоснованности фактических и плановых затрат, первичных, бухгалтерских и иных представленных Обществом обосновывающих документов в соответствии с п. 23 Правил № 1178.

3.4. Выпадающие доходы от технологического присоединения.

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом в сумме 76 544,93 тыс. руб., 126 179 тыс. руб., 159 054,34 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

Согласно п. 87 Основ ценообразования № 1178, в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «а» и «д» - «ж» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения) (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения Управления на 2017-2019 годы не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документах Общества, расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил № 1178.

Таким образом, расходы по статье «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения» на 2017-2019 годы, учтенные органом регулирования, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.5. Расходы на обслуживание заемных средств.

Расходы на обслуживание заемных средств приняты Управлением в сумме 228 623,9 тыс. руб., 271 864,34 тыс. руб., 205 986,0 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

В соответствии с п. 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Исходя из вышеприведенной нормы законодательства следует, что затраты по договорам с банками могут учитываться в составе неподконтрольных расходов НВВ Общества, если они являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2017-2019 годы не представлен анализ экономической обоснованности данных затрат в нарушение и п. 23 Правил № 1178, а также анализ фактических данных за отчетные периоды и расчет кассовых разрывов, подтверждающий необходимость привлечения заемных средств.

В направленных Управлением Возражениях представлена информация о принятых расходах на обслуживание заемных средств на 2017-2019 годы в сопоставлении с фактически начисленными процентами за 2017-2019 годы, сведения о динамике изменения дебиторской задолженности за 10 месяцев 2019 года, а также расшифровка в разрезе банков-кредиторов, договоров, траншей, дат привлечения и погашения кредитных средств на 2019 год. Вместе с тем, Управлением не представлен анализ экономической обоснованности принятых расходов на обслуживание заемных средств на 2017-2019 годы.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.6. Дивиденды.

Затраты на выплату дивидендов учтены Органом регулирования в сумме 4 948 тыс. руб. на 2017 год.

ФАС России отмечает, что учет затрат на выплату дивидендов не предусмотрен в НВВ регулируемых организаций в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178.

Таким образом затраты на выплату дивидендов подлежат исключению из состава НВВ Общества в сумме 4 948 тыс. руб. Согласно представленным Управлением Возражениям расходы на выплату дивидендов будут исключены при установлении тарифов на 2020 год. В случае, если исключение расходов на выплату дивидендов было произведено Органом регулирования при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, данную корректировку необходимо описать при подготовке экспертного заключения по результатам исполнения настоящего предписания ФАС России.

3.7. Корректировки НВВ.

Корректировки НВВ на 2017 год определены Органом регулирования в сумме 25 718,6 тыс. руб. на 2018 год – 46 393 тыс. руб., на 2019 год -
437 074,58 тыс. руб.

В соответствии с положениями Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 33 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в экспертных заключениях на 2017-2019 годы не проведен анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей), не представлен расчет произведенных корректировок. Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

В представленных Управлением Возражениях представлены пояснения и расчет корректировок НВВ. ФАС России отмечает, что Органом регулирования не представлен анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей).

На основании вышеизложенного, учтенные суммы корректировок на 2017, 2018 и 2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.8. Расходы на оплату потерь электрической энергии

Расходы на оплату электроэнергии, в целях компенсации потерь учтены в размере 1 886 700,9 тыс. руб., 2 129 545,69 тыс. руб., 2 326 314,66 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Органом регулирования не проведен анализ фактического уровня потерь и уровня потерь электрической энергии, учтенного при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования, на предмет наличия экономии, которая должна быть сохранена либо исключена из НВВ Общества на основании требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с положениями п. 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования Экспертное заключение на 2017-2019 годы не содержит информации и обоснования величины нормативных потерь, учтенных Управлением. Кроме того, Экспертное заключение Управления на 2018 год не содержит расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с требованиями п. 40 (1) Основ ценообразования № 1178.

Экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расчет стоимости потерь электрической энергии в соответствии с п. 81 Основ ценообразования № 1178.

В направленных Управлением Возражениях не содержится требуемых вышеуказанных расчетов и обоснований.

Таким образом, расходы на оплату потерь электрической энергии на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области нарушившим пункты 5, 26, 27, 28, 29, 38, 40(1), 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

    1. Пересмотреть базовый уровень операционных расходов 2011 года при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго».

2.2. Произвести расчет необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011-2017 годы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, отразить данный расчет в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» расходы в общем размере 5 620,30 тыс. руб. по статьям затрат:

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017 год в размере 174,10 тыс. руб.

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2018 год в размере 498,20 тыс. руб.

- «Дивиденды» на 2017 год в размере 4 948,00 тыс. руб.

    1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отобразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Сырье и материалы» на 2018 год.

- «Работы и услуги производственного характера» на 2018 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2018 год.

- «Ремонт основных фондов» на 2018 год.

- «Прочие расходы» (с расшифровкой по подстатьям затрат) на 2018 год.

- «Индекс эффективности подконтрольных расходов» на 2018 год.

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов» на 2018 год.

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017-2019 годы.

- «Амортизация» на 2018-2019 годы.

- «Прочие налоги и сборы» на 2017-2019 годы.

- «Выпадающие доходы от технологического присоединения» на 2017-2019 годы.

- «Расходы на обслуживание заемных средств» на 2017-2019 годы.

- «Корректировки НВВ » на 2017-2019 годы;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2017-2019 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» 2018 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» на 2018-2019 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» 2020 года и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в срок до 01.09.2020.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

    1. - экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

Связанные организации

Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области
ИНН 3650004304, ОГРН 1023601588823