Решение №СП/72098/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Орионэнергогрупп» (далее – Заявитель, ООО «ОРЭГ») и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее – Департамент, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи участника ООО «ОРЭГ» <...>, заместителя директора по развитию и технологическому присоединению
ООО «
ОРЭГ» <...>, заместителя директора по экономике и финансам ООО «ОРЭГ» <...>, первого заместителя директора ООО «ОРЭГ» <...>., руководителя Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, заместителя руководителя Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>., заместителя начальника отдела цен и тарифов на электроэнергию Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, ведущего консультанта отдела цен и тарифов на электроэнергию Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 23.03.2022 № 51713/22) о споре (разногласиях) между ООО «Орионэнергогрупп» и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом Департамента от 27.12.2021 № 45/2021-э «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

Тарифное регулирование в отношении ООО «Орионэнергогрупп» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2022 год – второй год долгосрочного периода регулирования 2021-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом, составляет 133 365,01 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 249 753,54 тыс. руб.

ООО «ОРЭГ» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по статьям разногласий:

п/п

Статья разногласий

Ед. изм.

Заявлено ООО «ОРЭГ» в ФАС России

Утверждено Департаментом на 2022 год

Величина спора (разногласий) по статье

 

 

 

А

В

С=А-В

1

Выручка от реализации электрической энергии за 2020 год

тыс. руб.

92 688,24

118 892,54

(-) 26 204,30

2

Плата за аренду электросетевого имущества (производственного оборудования) по договору с ООО «Свод Интернешнл» от 22.10.2021 № 221021-01-РАЭ

 

тыс. руб.

96 726,98

54 137,11

42 589,87

3

ИТОГО недополученные/ излишние средства по услугам на передачу электрической энергии за 2019-2020 годы

тыс. руб.

51 088,04

(-) 22 710,61

73 798,65

4

Потери электрической энергии

млн. кВт*ч

12,616

7,060

5,556

 

Итого

тыс. руб.

147 815,02

34 426,50

116 388,52

Общая сумма разногласий составляет 116 388,52 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Выручка от реализации электрической энергии за 2020 год».

ООО «ОРЭГ» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины выручки от реализации электрической энергии за 2020 год в размере 92 688,24 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий учтены в сумме 118 892,54 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет (-) 26 204,30 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Баланс электрической энергии и мощности по форме таблиц №№ П1.4, П1.5 Методических указаний № 20-э/2;

2. Статистическая отчетность: форма № 46-ЭЭ (передача) по факту предыдущего периода регулирования в формате шаблона ЕИАС;

3. Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), отчет об изменении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

4. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.01 за 2020 год;

5. Акты оказанных услуг и Сводные акты об оказании услуг по передаче электроэнергии по сетям Исполнителя, подписанные двумя сторонами (ПАО «Россети Кубань» и ООО «ОРЭГ»).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для Заявителя устанавливались с применением метода экономически обоснованных затрат.

Позиция ООО «ОРЭГ» заключается в том, что при анализе фактической выручки по результатам деятельности за 2020 год необходимо использовать фактические показатели согласно бухгалтерской и налоговой отчетности (92 68,24 тыс. руб.), а не сопоставимые показатели, такие как сумма плановых и фактических значений (118 892,54 тыс. руб.), принятые к расчету Департаментом:

Показатель

Ед. изм.

Утверждено Департаментом на 2020 год

Факт за 2020 год

Принято Департаментом за 2020 год для расчета выручки

1

Максимальная присоединенная мощность

МВт

46,26

33,277

46,26

2

Прием в сеть

млн. кВт*ч

91,0

126,5

126,5

3

Содержание электрических сетей (без НДС)

тыс. руб.

93 369

67 165

93 369

4

Технологический расход (потери) на передачу э/э (без НДС)

тыс. руб.

18 364

25 523

25 523

5

Всего за услуги по передаче э/э (без НДС)

тыс. руб.

111 733

92 688

118 892

6

Всего за услуги по передаче э/э (с НДС)

тыс. руб.

134 079

111 226

142 671

Также Заявителем отмечено, что корректный анализ сопоставимых фактических показателей за 2020 год показывает, что при расчете НВВ на 2022 год необходимо добавить недополученную выручку в размере 3 493,68 тыс. руб.

Орган регулирования в отзыве на заявление о разногласиях (исх. от 04.04.2022 № 57.05.-10-1513/22; рег. от 05.04.2022 № 62668-М/22) отмечает следующее.

При расчете фактической выручки от реализации электрической энергии за 2020 год ООО «ОРЭГ» не принимает к расчету максимальную мощность спорного оборудования, которое ранее не включено в договор оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ООО «ОРЭГ» и ПАО «Россети Кубань». При этом, спорное оборудование осуществляло участие в регулируемой деятельности в 2020 году, что не отрицается Заявителем.

Также Комитетом отмечено, что при формировании индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год ООО «ОРЭГ» было заявлено вышеуказанное спорное оборудование, а Органом регулирования в состав НВВ на 2020 год включались расходы на его обслуживание и эксплуатацию.

При формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2020 год по Краснодарскому краю и Республике Адыгея объем максимальной спорной мощности также был учтен.

Разногласия двух сетевых организаций – субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) не является основанием для неучета объемов услуг к расчету, оказанных через спорное оборудование.

По результатам рассмотрения материалов, направленных сторонами в рамках рассматриваемых разногласий, ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.

Департаментом произведен расчет выручки за услуги по передаче электрической энергии по спорному оборудованию на основании объемных показателей, указанных в статистической форме отчетности № 46-ЭЭ с учетом соответствующих тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных приказом Департамента от 25.12.2019 № 38/2019-э «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии». Таким образом, выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2020 год принята на уровне 142 671,042 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что ООО «ОРЭГ» являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно реализовывать все предусмотренные законодательством виды претензионно-исковых работ по взысканию задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии, образовавшейся по факту деятельности за 2020 год. В противном случае, нерациональный подход к порядку работы с должниками приведет к дополнительной тарифной нагрузке для остальных потребителей.

Неначисление ООО «ОРЭГ» в бухгалтерском учете выручки за оказанные услуги по передаче электрической энергии является зависящими от регулируемой организации причинами, учет которой при тарифном регулировании будет противоречить пункту 7 Основ ценообразования № 1178.

Неоплаченая задолженность за оказанные ООО «ОРЭГ» услуги по передаче электрической энергии может быть оспорена регулируемой организацией в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Выручка от реализации электрической энергии за 2020 год» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Плата за аренду электросетевого имущества (производственного оборудования) по договору с ООО «Свод Интернешнл» от 22.10.2021 № 221021-01-РАЭ».

ООО «ОРЭГ» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины платы за аренду электросетевого оборудования, подлежащей включению в состав НВВ на 2022 год, в размере 96 726,98 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий учтены в сумме 54 137,11 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 42 589,87 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что при тарифном регулировании на 2022 год расходы по данной статье разногласий были заявлены Заявителем в Орган регулирования в размере 190 567,39 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Договор аренды электросетевого имущества от 22.10.2021 № 221021-01-РАЭ, заключенный с ООО «Свод Интернешнл»;

2. Дополнительное соглашение от 25.11.2021 № 1 к договору аренды электросетевого имущества от 22.10.2021 № 221021-01-РАЭ, заключенному с
ООО «Свод Интернешнл»;

3. Акты приема-передачи объекта основных средств (форма ОС-1);

4. Инвентарные карточки на электросетевое оборудование (форма ОС-6).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования № 1178, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Разногласия по данной статье обусловлены несогласием ООО «ОРЭГ» с расчетом арендной платы, произведенным Комитетом по объекту основных средств «Здание закрытого распределительного устройства ЗРУ – 110 кВ. Подстанция 110/10 кВ на площадке Псехако», заявляя об обоснованности расчета данных расходов исходя из балансовой стоимости указанного объекта в сумме 2 131 017,95 тыс. руб.

По мнению ООО «ОРЭГ» при расчете арендной платы по договору аренды электросетевого имущества от 22.10.2021 № 221021-01-РАЭ, заключенному
с ООО «Свод Интернешнл», Органом регулирования необоснованно занижена балансовая стоимость объектов основных средств, участвующих в передаче электрической энергии, определенная Комитетом на уровне не превышающем укрупненных нормативов цен, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 17.01.2019 № 10 «Об утверждении укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства» (далее – приказ Минэнерго России от 17.01.2019 № 10).

В отзыве на заявление о разногласиях Орган регулирования сообщает, что при определении размера арендной платы экономически обоснованными приняты расходы согласно данным бухгалтерского учета и подтверждающим документам в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178. Так, в составе расходов на арендную плату учтена величина амортизации и налога на имущество (в случае начисления), относящихся к арендуемому имуществу, участвующему в оказании услуг по передаче электрической энергии. Также в расчете арендной платы учтено имущество, подтвержденное первичными бухгалтерскими документами: свидетельством права собственности арендодателя на оборудование, акты ввода в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и т. д.

Орган регулирования отмечает, что приказом Департаментом от 29.12.2020
№ 49/2020-э «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Краснодарского края и Республики Адыгея» (в редакции приказа от 08.12.2021 № 30/2021-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 29.12.2020 № 49/2020-э «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Краснодарского края и Республики Адыгея») утверждена стандартизированная ставка II.7.2.4 «двухтрансформаторные подстанции мощностью от 16 МВА до 25 МВА включительно» в размере 12 891 руб./кВт.
С учетом изложенного, Органом регулирования стоимость двухтрансформаторной подстанции по уровню напряжения 110 кВ определена в размере 573 649 тыс. руб., что не превышает укрупненных нормативов цен, утвержденных приказом Минэнерго России от 17.01.2019 № 10.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, учитываемый при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации (далее - укрупненные нормативы цены), за исключением инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, не предусматривающих технологических решений капитального строительства, в отношении которых Министерством энергетики Российской Федерации утверждены укрупненные нормативы цены, а также за исключением инвестиционных проектов, реализация которых предусмотрена инвестиционной программой, утвержденной до вступления в силу укрупненных нормативов цены, при условии наличия утвержденной до 10 декабря 2016 г. в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документации в отношении объектов капитального строительства и их частей, строительство и (или) реконструкция которых предусмотрены такими инвестиционными проектами, и непревышения оценки полной (фактической) стоимости соответствующего инвестиционного проекта над полной стоимостью такого инвестиционного проекта, указанной в решении об утверждении инвестиционной программы, принятом в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее - Правила утверждения инвестиционных программ), до вступления в силу укрупненных нормативов цены. Если утвержденной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документацией, подготовленной применительно к строительству (реконструкции) объекта электроэнергетики и содержащей технологические решения капитального строительства, в отношении которых Министерством энергетики Российской Федерации утверждены укрупненные нормативы цены, предусматривается выполнение мероприятий, необходимых для доведения такого объекта электроэнергетики до состояния, пригодного для его использования, и затраты на выполнение указанных мероприятий определены в укрупненных нормативах цены как не учтенные в них, то для определения объема финансовых потребностей в соответствии с укрупненными нормативами цены используется величина затрат на выполнение указанных мероприятий, предусмотренная сметной документацией, разработанной в составе утвержденной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документации.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушения действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике со стороны Департамента при определении затрат по данной статье.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Плата за аренду электросетевого имущества (производственного оборудования) по договору с ООО «Свод Интернешнл» от 22.10.2021 № 221021-01-РАЭ» не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «ИТОГО недополученные/излишние средства по услугам на передачу электрической энергии за 2019-2020 годы».

ООО «ОРЭГ» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье разногласий в размере 51 088,04 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий учтены в сумме (-) 22 710,61 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 73 798,65 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что при тарифном регулировании на 2022 год расходы по указанной статье разногласий были заявлены Заявителем в Орган регулирования в размере 47 594,36 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Копия письма ООО «ОРЭГ» от 18.08.2020 № 0177 «О включении выпадающих доходов за 2019 год в тариф на передачу электрической энергии на 2021-2023 годы»;

2. Копия протокола Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 23.12.2020 № 65;

3. Копия письма ООО «ОРЭГ» от 10.12.2020 № 0247 «О согласовании НВВ на 2021 год»;

4. Копия письма ООО «ОРЭГ» от 17.12.2020 № 0251 «О согласовании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год»;

5. Копия письма (досудебная претензия) от 22.10.2019 № 12/10 ООО «ОРЭГ» генеральному директору ПАО «Кубаньэнерго»;

6. Копия письма ПАО «Кубаньэнерго» от 05.11.2019 № КЭ/001/1861 «О рассмотрении претензии»;

7. Копия искового заявления ООО «ОРЭГ» от 30.11.2019;

8. Копия решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2020 по делу № А32-56503/2019;

9. Копия постановления Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 № 15АП-18424/2020;

10. Копия кассационной жалобы ООО «ОРЭГ» в СК ВС РФ от 20.07.2021;

11. Копия определения Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю. от 16.08.2021 № 308-ЭС21-17831;

12. Копия жалобы ООО «ОРЭГ» председателю ВС РФ от 02.09.2021.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом.

Разногласия по данной статье разногласий выразились в несогласии Заявителя с невключением Органом регулирования в состав НВВ на 2022 год недополученных доходов и фактически понесенных затрат ООО «ОРЭГ» за 2019 год в размере 51 088,04 тыс. руб. (без НДС): 47 594,36 тыс. руб. и 3 493,68 тыс. руб. – сумма, заявленная к включению в НВВ по пункту 1 настоящего заключения.

ФАС России отмечает, что относительно сумм разногласий в размере
22 710,61 тыс. руб. и 3 493,68 тыс. руб. ООО «ОРЭГ» в заявлении о рассмотрении разногласий пояснения и расчеты не отражены.

По результатам анализа материалов, направленных сторонами разногласий в рамках настоящего спора, ФАС России отмечает следующее.

Между ООО «ОРЭГ» и ПАО «Россети Кубань» (ранее ПАО «Кубаньэнерго») заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.08.2019 № 407/30-1027 (далее – Договор), по условиям которого исполнитель (ООО «ОРЭГ») обязывается оказывать услуги по передаче электроэнергии от точек приема до точек отпуска через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, а заказчик (ПАО «Россети Кубань») – оплачивать оказанные услуги в порядке, установленном договором в рамках установленных тарифно-балансовых решений.

Пунктом 6.8 указанного договора сторонами согласовано условие о том, что обязанность заказчика по оплате услуг исполнителя по точкам СТК «Горная карусель» г. Сочи Адлерский район п. Эсто-Садок (АТП № 5/ТП/139 от 08.04.2019), указанным в Договоре, возникает не ранее момента заключения договора между заказчиком и сбытовыми компаниями, в отношении потребителей, присоединенных (в том числе опосредованно) к данному электросетевому оборудованию исполнителя.

Согласно разделу 8, Договор вступил в силу с 01.06.2019 и действовал до 31.12.2019 с последующей пролонгацией на следующий календарный год при молчаливом согласии сторон.

Не согласившись с условиями пункта 6.8 Договора, ООО «ОРЭГ» направило в адрес ПАО «Кубаньэнерго» письмо от 22.10.2019 № 12/10 для подписания дополнительного соглашения от 31.10.20219 № 407/30-01 об исключении спорного пункта из Договора.

Письмом от 05.11.2019 ПАО «Кубаньэнерго» отказало ООО «ОРЭГ» в подписании дополнительного соглашения, указав, что не получает котловую выручку в связи с наличием у ряда потребителей договорных отношений с энергосбытовой организацией ООО «КЭС», оплачивающей услуги по передаче электрической энергии непосредственно ПАО «ФСК ЕЭС».

ООО «ОРЭГ» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением об исключении пункта 6.8 Договора.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2020 по делу
№ А32-56503/2019 в удовлетворении заявленных требований ООО «ОРЭГ» было отказано.

Постановлением Пятнадцатого Апелляционного арбитражного суда от 07.12.2020 № 15АП-18242/2020, постановлением Кассационного Арбитражного суда от 30.03.2021 по делу № А32-56503/2019 решение Арбитражного суда оставлено без изменений.

Ввиду пропуска установленного срока подачи кассационной жалобы на вышеуказанные судебные решения, Верховным судом Российской Федерации в восстановлении срока подачи жалобы отказано.

Орган регулирования отмечает, что с учетом положений пункта 6.8 Договора возникшие отклонения по выручке по итогам 2019 года не относятся к доходам, недополученным по независящим от организации причинам и, соответственно, не подлежат учету в составе НВВ ООО «ОРЭГ» при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующие периоды регулирования.

ФАС России отмечает, что учет данных затрат в тарифах на услуги по передаче электрической энергии противоречит пункту 7 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «ИТОГО недополученные/излишние средства по услугам на передачу электрической энергии за 2019-2020 годы» не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласия «Потери электрической энергии».

ООО «ОРЭГ» заявляет требование об установлении объема потерь электрической энергии на 2022 год в размере 12,616 млн. кВтч.

Органом регулирования данный показатель принят на уровне 7,060 млн. кВтч.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Результаты расчета технологических потерь электроэнергии в электрических сетях на долгосрочный период регулирования согласно приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 26.09.2017 № 887;

2. Баланс электрической энергии и мощности (таблицы №№ П1.4, П1.5 Методических указаний № 20-э/2);

3. Предложение ООО «ОРЭГ» по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2022 год (форма 3.1).

Приказом Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края (в настоящее время Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края) от 11.12.2020 № 42/2020-э «Об определении необходимой валовой выручки, установлении долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций и внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края» (далее – приказ от 11.12.2020
№ 42/2020-э) в отношении ООО «Орионэнергогрупп» установлены долгосрочные параметры регулирования на период 2021-2023 гг., в том числе уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, равный 7,86 %.

Орган регулирования аргументирует свою позицию тем, что согласно предложению, размещенному ООО «ОРЭГ» в системе ФГИС ФАС России, технологический расход электроэнергии (мощности) – потери в электрических сетях на 2022 год составляют 7,0596 млн. кВтч, что и отражено в сводном прогнозном балансе, утвержденном приказом ФАС России от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2022 год» по Краснодарскому краю, Республике Адыгея и федеральной территории «Сириус».

Скорректированные формы «Баланс электрической энергии по сетям ВН, СНI, СНII и НН» (форма 1.4) и «Расчет технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях ООО «ОРЭГ» на 2021-2023 гг. (расчетный период регулирования – 2022 год)» (форма 3.1) представлены ООО «ОРЭГ» в адрес Органа регулирования письмом от 12.11.2021 № 199 (вх. от 12.11.2021 № 57-8450/21).

Органом регулирования также отмечено, что согласно графику прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса, утвержденному приложением № 1 к приказу ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 (далее – приказ
№ 53-э/1), предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности направляются сетевыми организациями в адрес Органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации дважды в течение года:

- не позднее 1 апреля предшествующего года;

- не позднее 15 августа предшествующего года.

Таким образом, сведения для формирования Сводного прогнозного баланса на 2022 год, согласно приказа № 53-э/1, в адрес Департамента в рамках тарифной заявки на 2022 год, ООО «ОРЭГ» направлены не были.

В этой связи Органом регулирования принято предложение Заявителя, размещенное в системе ФГИС ЕИАС ФАС России от 30.03.2021, где отражен объем потерь электрической энергии в объеме 7,0596 млн. кВтч.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 1178 расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).

Так, согласно Экспертному заключению Департамента на 2021 год (первый год долгосрочного периода регулирования) для ООО «ОРЭГ» потери электрической энергии приняты на уровне 7,058 млн. кВтч или 7,86 %, на 2022 год потери приняты в объеме 7,060 млн. кВтч или 3,41%.

При этом, фактические потери, по данным Заявителя, за 2020 год составили 5,291 млн. кВтч или 4,18%, за 2021 год – 5,377 млн. кВтч.

ФАС России отмечает, что Заявителем по данной статье затрат заявлен процент потерь на 2022 год в размере 5,93%, рассчитанный в соответствии с приказом Минэнерго России от 26.09.2017 № 887, что не предусмотрено Основами ценообразования № 1178, а также Методическими указаниями № 98-э.

Пунктом 16 Правил регулирования № 1178 предусмотрено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил регулирования № 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность прилагают, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

ФАС России отмечает, что потери электрической энергии приняты Департаментом в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, требования Заявителя по статье разногласий «Потери электрической энергии» не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Орионэнергогрупп» и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований ООО «Орионэнергогрупп», указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (рег. от 23.03.2022 № 51713/22).

 

Связанные организации

ООО "Орионэнергогрупп" (ООО "ОРЭГ")
ИНН 2366007570, ОГРН 1182375077279
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813