Решения по тарифам №СП/43474/20 Решение об отказе в удовлетворении требований по заявлению о... от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ


 

Резолютивная часть решения оглашена «18» мая 2020 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

председательствующего Комиссии:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

членов Комиссии:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

рассмотрев разногласия по заявлению Открытого акционерного общества хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» (далее — ОАО ХБК «Шуйские ситцы», регулируемая организация, Заявитель, ОВКХ) (исх. от 06.03.2020 № 299, вх. от 13.03.2020 рег. № 46258/20, исх. от 06.03.2020 № 681760(299), вх. от 10.03.2020 рег. № 42824-ИП/20), возникшие с Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования) по постановлению Департамента от 06 декабря 2019 г. № 53-к/11 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» в части установления тарифа на транспортировку сточных вод на 2020 год, в присутствии на заседании Комиссии в режиме видео-конференц связи представителя ОАО ХБК «Шуйские ситцы»: XXXXXXXXXXXXXX представителей Департамента:XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

УСТАНОВИЛА:

Заявление ОАО ХБК «Шуйские ситцы» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Основанием для разногласий между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и органом регулирования является постановление Департамента от 06 декабря 2019 г. № 53-к/11 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя». Тариф для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на транспортировку сточных вод установлен органом регулирования методом сравнения аналогов.

В поданном заявлении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» считает, что Департаментом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов транспортировку сточных вод для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2020 год, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении, следующим:

  1. В отношении регулирования тарифов на оказываемые услуги по транспортированию сточных вод применён не метод индексации (корректировка второго года долгосрочного периода регулирования), а метод сравнения аналогов.

  2. Соответственно ввиду некорректного применения метода регулирования тарифов не учтены текущие расходы в полном объёме. Органом регулирования текущие расходы определены в размере 2 903,659 тыс. руб., регулируемой организацией заявлены в размере 22 715,042 тыс. руб., разница составляет 19 811,383 тыс. руб.

  3. Также некорректно определён отпуск реализации услуг, органом регулирования учтен на уровне 4 575,045 тыс. куб. м., регулируемой организацией заявлен на уровне 3 576,583 тыс. м3 тыс. руб. м., разница составляет 998,462 тыс. куб. м.

Утвержденная необходимая валовая выручка для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2020 год в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод составляет 3 340,213 тыс. руб.

Заявленная ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на досудебный спор необходимая валовая выручка на 2020 год в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод составляет 21 732,044 тыс. руб.

Тариф для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» установлен на уровне 0,73 руб./куб. м.

Заявленный ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на досудебный спор экономически обоснованный тариф на 2020 год составляет 6,36 руб./куб. м.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия отмечает следующее.

На территории городского округа Иваново ОАО «ХБК «Шуйские ситцы» является транзитной организацией, оказывающей услуги по транспортировке воды и стоков к сетям гарантирующей организацией в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям МП ЖКХ г. Шуи.

При подаче ОАО «ХБК «Шуйские ситцы» в орган регулирования тарифных заявок на предшествующие периоды в качестве метода регулирования указывался метод экономически обоснованных расходов (затрат) либо метод индексации.

Ранее тарифное регулирование в отношении ОВКХ осуществлялось Департаментом по итогам проведенного анализа деятельности организации и в соответствии с решением Ивановского областного суда от 21.01.2019 по делу № За-5/2019 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15.12.2015 № 57-к/3 и от 15.12.2017 №174-к/2» методом индексации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2019 № 855 (далее - постановление № 855) внесен ряд изменений в Основы ценообразования № 406.

Согласно пункту 53 Основ ценообразования № 406 (в новой редакции) метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения.

В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования № 406 орган регулирования тарифов определяет в соответствии с Методическими указаниями величину необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации.

Размер удельных текущих расходов регулируемой организации, осуществляющей транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями в размере удельных текущих расходов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод гарантирующей организации, в зоне деятельности которой осуществляется такая транспортировка.

При непредставлении гарантирующей организацией в орган регулирования расчета размера удельных текущих расходов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в составе предложения об установлении тарифов в соответствии с подпунктом «р» пункта 17 Правил № 406 расчет размера указанных расходов гарантирующей организации осуществляется органом регулирования с использованием данных и источников их получения, указанных в пунктах 22 и 23 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 34 Методических указаний № 1746-э метод сравнения аналогов применяется в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по транспортировке воды, сточных вод.

В соответствии с пунктом 35 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов с применением метода сравнения аналогов величина необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования определяется исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации и рассчитывается по формулам (2) и (2.1).

В соответствии с пунктом 36 Методических указаний № 1746-э нормативный уровень расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов в расчете на протяженность сети определяется органом регулирования тарифов исходя из среднего уровня расходов на амортизацию в структуре необходимой валовой выручки регулируемых организаций, в размере, не превышающем 15 процентов удельной необходимой валовой выручки в расчете на километр водопроводной (канализационной) сети.

Исходя из положений, определённых пунктом 37 Методических указаний № 1746-э, следует, что удельная необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается ежегодно исходя из текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку воды, сточных вод, определенных в соответствии с главой VI.I Методических указаний № 1746-э.

При этом в составе таких расходов не учитываются: сбытовые расходы гарантирующей организации; доходы и расходы гарантирующей организации, возникшие в связи с применением штрафных санкций, выплатой компенсаций и корректировкой тарифов в связи с исполнением (неисполнением) установленных целевых показателей деятельности гарантирующей организации; расходы, предусмотренные подпунктами 3-7 пункта 49 Методических указаний № 1746-э, за исключением арендной платы за землю.

Согласно пункту 38 Методических указаний № 1746-э протяженность водопроводной (канализационной) сети регулируемой организации определяется в сопоставимых величинах, расходы на прокладку которой эквивалентны средним расходам на прокладку сети диаметром 500 мм по формулам (3) и (3.1).

Поскольку протяженность сетей водоотведения ОАО ХБК «Шуйские ситцы» составляет менее 10 километров (9,9 км.), а применяемые ранее критерии сопоставимости условий отменены, применение иных критериев и соответственно иных методов регулирования в отношении данной организации органом регулирования не представлялось возможным.

В целях формирования расчетов с применением метода сравнения аналогов Департаментом письмом от 26.09.2019 № исх-1956-018/8-20 в адрес МП ЖКХ г. Шуи и письмами от 26.09.2019 № исх-1955-018/8-20 и от 29.10.2019 № исх-2225-018/8-20 (направленными повторно) в адрес ОАО ХБК «Шуйские ситцы» направлен запрос о необходимости предоставления соответствующих расчетов и материалов тарифного дела в целях определения экономически обоснованного расчёта и применения данного метода регулирования тарифов согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

Письмом от № 02/3-17/3824 от 05.11.2019, направленным в ответ на запрос Департамента, МП ЖКХ г. Шуи представлен расчет удельной необходимой валовой выручки (НВВ), необходимый для использования при расчете тарифов с применением метода сравнения аналогов.

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» несмотря на повторное направление органом регулирования запроса необходимых документов по расчету тарифов с применением метода сравнения аналогов не представлено.

Расчет органом регулирования производился исходя из требований, закреплённых в Основах ценообразования № 406, Методических указаниях № 1746-э, на основании пункта 15 Правил № 406, согласно которому в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами № 406, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих организациях.

С учетом того, что расходы гарантирующей организации на электроэнергию при транспортировке сточных вод значительно меньше аналогичных расходов ОАО ХБК «Шуйские ситцы», произошло значительное снижение тарифа для ОВКХ с 6,21 до 0,73 рубля.

В заявлении о досудебном урегулировании тарифного спора регулируемая организация обращает внимание на то, что условия осуществления регулируемой деятельности по транспортировке сточных вод ОАО ХБК «Шуйские ситцы», осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, не сопоставимы с условиями, в которых осуществляется деятельность гарантирующей организации. ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в технологическом процессе по транспортированию сточных вод использует насосную станцию, которая транспортирует сточные воды всего муниципального образования до очистных сооружений. В этой связи затраты на обеспечение электрической энергией насосной станции несопоставимы и значительно превышают затраты гарантирующей организации.

Кроме того, необходимо отметить, что постановлением № 855 также внесены изменения, согласно которым требования пункта 15 Основ ценообразования об учете экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов или недополученных доходов прошлых периодов регулирования в последующие периоды регулирования не применяются при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод с применением метода сравнения аналогов.

Таким образом, Департамент не обладал полномочиями как в отношении выбора иного метода регулирования, так и в отношении включения в состав необходимой валовой выручки дополнительных затрат.

Поскольку материалы по расчету тарифов на 2020 год ни методом сравнения аналогов, ни методом индексации ОАО ХБК «Шуйские ситцы» не были представлены, объемы планового отпуска реализации услуг были приняты органом регулирования на плановом уровне для МП ЖКХ г. Шуи (исходя из баланса объёмных (натуральных) показателей гарантирующей организации).

На заседание правления Департамента ОАО ХБК «Шуйские ситцы» представлено особое мнение, в котором регулируемая организация выразила несогласие с применением Департаментом при установлении тарифов на 2020 год метода сравнения аналогов. Однако разногласий по объемам реализации услуг регулируемой организацией заявлено не было.

Необходимо также отметить, что ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на досудебное урегулирования тарифного спора статистические формы, подтверждающие сложившуюся динамику по объёмам реализации услуг за предшествующие периоды регулирования, не представлены.

Исходя из совокупности вышеизложенных доводов Комиссия не усматривает со стороны Департамента энергетики и тарифов Ивановской области нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (исх. от 06.03.2020 № 299, вх. от 13.03.2020 рег. № 46258/20, исх. от 06.03.2020 № 681760(299), вх. от 10.03.2020 рег. № 42824-ИП/20), Комиссия ФАС России от 18.05.2020 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований по заявлению ОАО ХБК «Шуйские ситцы» по вопросу установления тарифа на транспортировку сточных вод на 2020 год (исх. от 06.03.2020 № 299, вх. от 13.03.2020 рег. № 46258/20, исх. от 06.03.2020 № 681760(299), вх. от 10.03.2020 рег. № 42824-ИП/20).

 

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

X

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

X

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

X

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

X

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

 

Связанные организации

Акционерное общество «Хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы»»
ИНН 3706008060, ОГРН 1023701390514
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
ИНН 3729024414, ОГРН 1033700052484